1. Условно-рефлекторное обучение

Вопросы к зачету 1. Память, ее основные формы и характеристики.

ПАМЯТЬ — сохранение и воспроизведение информации.

Виды памяти:

1) Рефлекторная (автоматич.).

Результаты полученной информации влияют на выбор.

2) Дикларативная требуется участие сознания. Может быть с первого раза — образы, вербальные и др.

а. Эпизодическая — событие запоминается в контексте — пространственно-временном.

б. Симантические — запоминаются чистые факты, сам смысл.

Кратковременная память — требуется более сложную перестройку в мозгу. Амнезия — потеря памяти (дикларативной).

Ментальная активность ведёт к борьбе с недогум — замедляет процесс болезни.

За 3 минуты переноситься информация из одного полушария в другое.

Память сильно связана с сознанием — она абсолютно рефлекторна. Особый механизм забывания — бывают случаи, когда они ломаниются. Она позволяет мозгу не тонуть в бессмысленной информации. Ассоциативно легко запомнить.

2. Основные формы обучения.

ОБУЧЕНИЕ — приспособительное изменение поведения, обусловленное индивидуальным образом (служит ускорению эволюции).

Формы обучения:

1) простое (неассоциативное)

2) ассоциативное. (см. далее)

3. Неассоциативные формы обучения.

1. Привыкание (габитуация) — снижение силы ответного поведения при повторных предъявлениях одного и того же раздражителя.

Привыкание стимулспецифично;

виды привыкания:

а) краткосрочное

б) долгосрочное (падает эффективность кальцевых каналов, оно серьезно изменяет структуру синапса. Одни синапсы способны к этому, др -нет)

Уровень привыкание прямо зависит от умств. показателей ребенка, напр., в 3-4 года.

2. Сенситизация, эффективность синапса резко увеличивается.

4. Ассоциативные формы обучения. — сложные

а) Безусловный Стимул — вызывает безусловный рефлекс, врожденный, имеется без обучения (пр., оборонительный)

11 стр., 5062 слов

Нетрадиционные формы обучения

... сфера в классе. Предметом исследования являются нетрадиционные формы обучения. Гипотеза. Предполагаю, что использование нетрадиционных форм обучения должно привести к улучшению здоровья школьников. Метод ... ее – важнейшая задача учителей.(8) Целью исследования является изучить нетрадиционные формы обучения как средства создания здоровьесберегающей сферы в классе. Объект исследования: ...

б) Условный Стимул — изначально реакции нет, вырабатывается.

Сочитания:

|—-| УС

|—-| БС — срабатывает

|—-| УС

..|—| БС — срабатывает

..|—| УС

|—-| БС — не срабатывает

Натуральный рефлекс — естественные признаки безусловного рефлекса.

2. Экстрацептивные (на внешние раздражители)

3. Интроцептивные — не достигающие органов сознания. При одновременном воздействии — воздействует на каждый в отдельности, последовательность событий (?).

5. Общие признаки и виды условных рефлексов.

см ниже

При выработке усл. рефлексов участие сознание не требуется.

6. Условия выработки временных связей.?

Принцип обратной связи — интенсивность импульса влияет на силу моторной реакции.

7. Генерализация и специализация условных рефлексов.

Существуют усл. рефлексы первого и второго рода.

1-го рода (связь ассоц.сигнала с… — пассивный регистратор совпадения, не зависит от сознания).

8. Условные рефлексы второго и высшего порядков.

2-го рода: ассоциативный сигнал между действиями животного и рез-тами этого действия. Зависит от собственного действия (активности) животного (обучение).

Метод проб и ошибок. Ориентировочно-исследовательское поведение (любопытство, что сильнее+страх).

Число ошибок превосходит число неудач.

9. Торможение условных рефлексов.

ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ.

1. Угасательное торможение.

— это не исчезновение рефлекса, а прекращение его подкрепления. Что делает нерв. систему очень гибкой к изменяющимся обстоятельствам.

Если перестать сочитать Условный Стимул с Безусловным Стимулом, то УР — реже. (Зубы у птицы — выкл. несколько генов, отвечающих за программу зубов).

Нервная системы запоминает ВСЁ, что с ней произошло.

2. Дифференцированное торможение.

Генерализация УР. Случается, что реакция срабатывает на ПОХОЖИЙ стимул. Чтобы реакция была точная, т.е. реагировала на конкретное действие, нужно, чтобы реакция на похожее действие не подкреплялась, а на нужное — подкреплялась.

Само дифференцированное торможение не возникает, его нужно выработать (в этом оно явл. обучением).

3. Торможение-запаздывание.

|—-| УС

..|—| БС

_/»»\__ УР (Запаздывательное торможение)

Прогноз показывает ВРЕМЯ, в которое должен появиться Безусловный Стимул.

4. Условный тормоз.

А —> УР

A+B -/-> УР («В» не подкрепляется)

Когда происходит А, то подкрепляется, когда А+В — не подкрепляется (важен КОНТЕКСТ).

ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ДЛЯ ВНУТР. ТОРМОЖЕНИЯ: вырабатывается так же, как сам усл. рефлекс.

ВНЕШНЕЕ (БЕЗУСЛОВНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ.

Проявляется при возникновении ориентировочного рефлекса (при изменении обстановки).

При нем подавляются др. виды деятельности. Тормозит в т.числе и усл. рефлексы.

Виды: 1) болевые и пр..

10. Виды внутреннего торможения. (см выше)

6 стр., 2546 слов

Эмоции: их виды и функции

... все эти состояния являются видами фрустрации. Предотвратить эту реакцию может развитие процесса торможения и хорошее воспитание. Чаще ... нас активность, а астенические напротив, снижают ее. Классификация эмоций эмоция врожденный экспрессивный синтезирующий Так как формы проявления тоже ... недолгая, но сильная и бурная реакция на внешний стимул, сильная настолько, что человек не может управлять своими ...

11. Взаимодействие разных видов торможения.

1. Взаимодействие внешн. И внутр. Торможений.

Угасательное торможение. Предъявляется стимул —> вызов —> ориентировочная реакция (OR).

ОR (сильн.внешн.тормож.) + УС (расторможение) —> УР торможение торможения.

2. Между разными внутр. Торможениями

УР1 (запаздывающее) + УР2 (угасательное) = усиливают др друга.

УР1……………….. +……. ………УР2

|—-| УС……………………………. |—-|… УС

|—-| БС,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, …|—-| БС

n=17-15 + n=2-3 !

УР1 без подкрепления УР2 без подкрепления

—> иррадиация условно-рефлекторного торможения.

12. Иррадиация и концентрация условнорефлекторного возбуждения и торможения. см выше

Выработка дифференц. торможения.

(Опыт с ногой собаки): 4 точки положительный стимул, одна(0) — отриц. стимул.

В коре головного мозга распологается спец. место для каждой точки.

__|»»|______|»»»|__

точка 0, точки 1-4

1) Дифференц. торможение оч мощное.

2) Большие требования к нерв. системе.

13. Нарушения условнорефлекторных процессов, экспериментальные неврозы.

3 Способа получения нервного срыва:

1. Перенапряжение процессов возбуждения (резкое сильное изменение обстановки, информационный невроз).

2. Перенапряжение процессов торможения (очень близко раздражители, или слишком быстро — длит. от срока потребления).

3. Перенапряжение подвижности нервной системы (вместо одного рефлекса — др, изменение обстановки).

Для человека хар-но иметь много ассоциаций — стереотипов. Ситуация разрушения стереотипа — серьёзная нагрузка на нервную систему.

(Пример: уход с работы, в не зависимости от того, положительно это событие или же отрицательно для человека, заметно ухудшение здоровья).

14. Эмоции. Основные функции эмоций.?

15. Физиологические механизмы эмоций.

Левое полушарие отв. за положительные эмоции (легкая эйфория), правое — за отрицательные эмоции (депрессии), что демонстрирует ассиметрию полушарий.

В скобках эмоции, полученные при отключение другого полушария.

16. Понятие мотивации, физиологические механизмы мотивационных состояний.

Мотивация.

Поддерживает гомеостаз организма.

Бывает первичная (инстенктивная — голод, жажда), вторичная (формируется у человека в ходе жизни).

Двойная регуляция…?

17. Кортикальные механизмы речи.

Формирование и понимание речи как таковой:

до160слов, язык жестов(собаки).

За речь отв. левое полушарие. Если развитие речевой коммуникации замедляется… Легче в детстве учить языки.

Произношение своего от чужого языка распознается очень просто.

Скорость развития: 1) 6 мес. — звуки

2) год — несколько слов.

Радикальные механизмы речи:

Афазия — нарушается речь, и письмо, и понимание.

11 стр., 5048 слов

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

... мотивационные аспекты эмоций. 6.Описать основные психологические теории эмоций. ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ, ИХ ПРИРОДА, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ Эмоции - это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее ... порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только потом - осознание ...

Виды афазии:

1) Верникс — не понимает то, что ему говорят, ни что он говорит.

2) Брока — говорить может, обильно, но в речи мало смысла — теряется возможность конструировать вещь. Речь становится с оч простой грамматикой телеграфной характер. Читать вслух не может, про себя — легко.

3) Проводниковая афазия — понимает, что говорит неправильно никак не может на это повлиять, не может повторить слово, предметы, хорошо читает про себя.

Мозг распознает частоупотребляемые слова по-другому и быстрее, чем редкие для человека слова. Языки храняться в разных нейронных областях.

Алексия — только теряется способность чтения.

Аграфия — только теряется способность письма.

18. Сон и бодрствование, центры регуляции сна и бодрствования в центральной нервной системе.

Биоритмы.

Сетчатка реагирует на освещенность. В ходе засыпания происходит сильное изменение темпов работы мозга — постоянное замедление.

Стадии сна:

1. Медленно-волновой сон. Ритм низкочастотный.

4(1).

Быстрый сон. Быстр.движение глаз. Также как при бодрствовании (около1,5 часов после засыпания) REM.

Всего 4 фазы, кот. повторяются около 4-5 раз за ночь.

Лунатизм — пробуждение на 3-4 стадии сна.

С увеличением циклов сна, постепенно все больше преобладает стадия REM.

Из-за психических нарушений могут меняться этапы сна.

Человек в депрессии за 15 мин. доходит до стадии REM.

Во сне намного большая вероятность инфаркта/инсульта — т.к. экстремальное состояние.

Центры бодрствования-сна.

Ядра Шва — важнейший эл-т сна.

Центр бодрствования — синее пятно. (их неск.)

19. Основные теории функционального значения сна.

1)Павлов: охранительная функция, защита, восстановление своих ресурсов, отдых.

2) Для того, чтобы забыть ненужное.

3) упрочнение следов память — закрепление нужного, важного.

Сейчас известно, что на ночь происходит лучше запоминание. Во сне продолжается процесс мышления на важную для человека тему, они закрепляют предыдущую информацию и более того, продолжается решение задач (пр. Менделеев).

На характер сноведения влияют 4 фактора:

1) раздражители в теч. дня, и особенно перед сном.

2) влияние раздражителей во время сна.

3) внутренняя информация от органов — основа пророческих сноведений (что-то случилось с рукой во сне, к примеру, потом это случилось наяву).

4) оживление внутренних следов информации, что было ранее.

20. Неспецифические активирующие системы (ретикулярная формация).

При её поврежение мозг не может работать нормально.

Для того, чтобы рефлекторная дуга работала с точностью 100 %, нужны дополнительные условия.

Полисенсорные нейроны — могут реагировать на любые сенсорные системы.

Ретикулярные формации находяться в стволе мозга:

1) могут быть очень длительные латентные периоды реакций (позже, запоздание).

2) изменения довольно устойчивы (в низлежащих/вышлежащих центрах).

Без них даже простые рефлексы осуществляются с трудом.

11 стр., 5107 слов

1. Рефлекс Россолимо-Вендеровича

... Корнеомандибулярный – то же, вызывает движение челюсти в противоположную сторону. Защитные рефлексы: 1. Рефлекс Бехтерева-Мари-Фау – при пассивном подошвенном ... – в результате выпадения суставно-мышечного чувства. Промежуточный мозг Содержит 3-ий ж-к, вокруг которого располагаются: 1). ... капсулы наблюдается синдром 4-х геми-: 1. Гемиплегия рук, ног, языка и нижнемимической мускулатуры на ...

Холод активирует энергию.

21. Рефлексы, инстинкты, комплексы фиксированных действий.

События, кот. произошли позже, очень влияют на ощущение* от события, кот. произошло до. (Целостное ощущение — дискретная реакция и информация из мозга).

РЕФЛЕКС — реакция на изменения, происходящие в сенсориях. Рефлексы согласованны и целесообразны. Нет участия сознания в отдергиварии руки от горячего или уколовшись, нет разницы будь то врожденный или преобретенный рефлекс.

Если какие-либо рефлексы не нужны организму, они выкл., но не исчезают из организма. (Уродство — сбой выкл. на вкл.)

Сложные рефлексы: ориентировочный рефлекс («что такое?»).

Возникает, когда появл. что-то новое, отличное от старого, ориентация всех органов чувств (открылась дверь — все посмотрели).

Его запускает любое резкое изменение обстановки.

КОМПЛЕКСЫ ФИКСИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ — неск. центров запускают:

1) дыхат. центры, 2) локароторные.

Движение — суть поведеньческого акта.

Движение состоит из:

1. Рефлекс (какое будет движение, определяется сенсорным кодом).

2. Комплекса фиксированных действий.

Движение м.б. произвольным. Произвольное движение отличается только 1 моментом — постановкой целей (т.е. оно на 99% явл. рефл. движением, почти вся информация обрабатывается на рефлекторном уровне).

22. Ориентировочный рефлекс. Особенности ориентировочно-исследовательского поведения. см ниже

23. Внимание.

— активирующая система.

— обладание умом в четкой и ясной форме одним из нескольких образов.

2 Аспекта:

1) селекция (выделение наиболее важного).

2) в четкой и ясной форме.

Внимание — активируются сенсорные системы. Слуховые стимула имеют приоритет, вызывают активацию непроизвольного внимания.

«Эффект вечеринки». Слова, кот. вызывают малейшие эмоции, слышны.

Внимание контролирует выход информ. к сознанию.

КГР (кожно-гемванич. реакция).

Neglet (игнорировать) — страдает пространственное внимание, образ, объект привязывается к пространству.

Чаще при повреждении прав. полушария больной не может обратить внимание на пространство. Человек может игнорировать ту часть пространства, кот. у него повреждена.

24. Функциональная асимметрия мозга человека.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ. МОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

Для сложных моторных движений животные предпочитают только одну руку. Половина животных — правую, половина — левую.

Человек единственное существо, у кот. определение основной руки имеет врожденных характер.

1).

2 Генотипа:

а) гомозигота (оба рецесивны) вероятность — либо правая, либо левая.

б) гетерозиготная — правая.

2).

Почти во всех культурах переучивают на правую руку.

3).

Некот. часть ассиметрии мб вызвана (левая рука) — а)необычным функционированием б)нарушением развития, отклонениями в)генетически г)проявляется у людей с расщепленным мозгом ->.

7 стр., 3224 слов

Лекция3-4 Обучение движениям Осанка

... (мобилизационная готовность, мотивация); наличие необходимой обучающей среды. Специфические особенности обучения движениям: обучение базируется на основе общих принципов дидактики, но с учетом ... техники безопасности в процессе занятий; обучение осуществляется с учетом сложности и особенностей изучаемых движений; процесс обучения движениям носит направляемый педагогом воспитательный характер. ...

-> Синдром разъединения — руки могут не состыковывать действия м/д собой.

Для каждого поведенческого акта доминирует то или иное полушарие.

ХИМЕРА-болезнь. видит пол мужского, пол женского лица. Съедает половину еды на тарелке — видит только половину пространства.

За целостное восприятие пространственных форм отвечает правое полушарие, также за способности к математике (не логике).

25. Рассудочная деятельность животных

НЕГАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

1) Аверсивное обучение (с первого раза) — только вкус-ой или запах. раздражители. — плохой результат. Направлено на получение животным тех вещ-в, кот. нужны организму.

2) Векарное обучение — подржание обучение на чужих ошибках.

3) «Ментальный» опыт ошибок — озарение.

4) Импритинг — пр., у птиц: кого первым увидели, за тем идут, как за матерью (запоминают запах).

5) Экстраполяция (прогнозирование) ситуация с бетонной трубой, чайки реально предвидят то, что будет — прогноз оч. высок. уровня. Принимание во внимае то, что будет делать другой, прогнозируется чужая деят-ть (обезьяны).

6) Обучение методом исключения. Собаке предтавляют 5 предметов, 4 из кот она знает название. Называют пятый, название кот. ей не известно, просят взять его — она берет тот, что не знает.