Вопросы к экзамену по истории психологии
1. Предмет, принципы, методы истории психологии.
2. Этапы развития психологии как науки.
3. Основная характеристика Античной психологии.
4. Материалистические теории в Античной психологии
5. Идеалистические взгляды на природу психического в период Античности.
6. Психологические концепции эллинизма:
7. Вклад Аристотеля в развитие психологии.
8. Основная характеристика психологии в эпоху Средневековья,
9. Арабская психология.
10. Фома Аквинский — основатель теории томизма.
11. Развитие психологии в эпоху Возрождения.
12. Основные тенденции развития психологии в эпоху Нового времени.
13. Взгляды мыслителей Нового времени на природу психического.
14. Зарождение эмпирической психологии.
15. Эмпирическая психология во Франции.
16. Немецкая психология.
17. Ассоциативная психология.
18. Программа «физиологической психологии» В. Вундта.
19. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова.
20. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина.
21. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.
22. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера.
23. Методологический кризис в психологии.
24. Структурализм.
25. Функционализм как антитеза структурализма.
26. Вюрцбургская школа.
27. Французская социальная школа.
28. Понимающая психология.
29. Бихевиоризм как ведущее направление психологии.
30. Необихевиоризм.
31. Новые подходы к предмету психологии в психоанализе.
32. Неопсихоанализ.
33. Гуманистическая психология как альтернатива психологических школ XX в.
34. Когнитивная психология как одно из ведущих направлений XX в.
35. Новые подходы к проблеме сознания в гештальтпсихологии.
36. Педологическое движение.
37. Отечественная психология в дореволюционный период.
38. Развитие отечественной психологии в военный период.
39. Значение «Павловской сессии» для отечественной психологии.
39. Основные тенденции развития отечественной психологии во второй половинеXX в
Практическое занятие № 1
Тема: Предмет истории психологии
Вопросы для обсуждения:
20 стр., 9582 слов
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... и объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей ... взрослого. При этом важно учитывать законы и закономерности детского развития, особенности детской ...
1. Характеристика предметной области истории психологии.
2. Принципы историко-психологического исследования.
3. Методы историко-психологического исследования*.
4. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.
5. Основные этапы развития истории психологии**.
Самостоятельная работа:
1. Составьте конспект. История психологии. От античности до наших дней [Текст] : для студентов вузов / А. Н. Ждан. — Москва : Изд-во МГУ, 1990. – С. 15-17.
2. Составьте и заполните таблицу «Этапы развития психологии»(критерий и дизайн по усмотрению студента).
Практическое занятие № 2
Тема: Зарождение психологии как науки в эпоху античности
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика античной психологии.
2. Материалистические теории психологии.
3. Идеалистические теории психологии.
4. Учение античных врачей**.
Самостоятельная работа:
1. Заполните матрицу идей по заданным критериям:
«Сравнительный анализ классических теорий античности»
Демокрит | Платон | Аристотель | |
Мир – это… | |||
Душа – это… | |||
Соотношение души и тела | |||
Душа локализована в … | |||
Функции души | |||
Основа познания | |||
Регуляция поведения |
2. Определите автора и проблемное поле представленного фрагмента:
«Психеям смерть — стать водою, воде же смерть — стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея… Сухая, сияющая огненная душа — мудрейшая и наилучшая».
3. Определите, о каком античном философе идет речь в данном фрагменте научного текста:
«Этот философ создал первую в античности философско-психологическую школу… Он один из полулегендарных «7 мудрецов Греции», впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота).
Его имя стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Он первым формулирует научную проблему: «Что есть все?», нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира».
4.Заполните матрицу идей по заданным критериям
«Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»
Циники | Эпикурейцы | Стоики | |
Основные представители | |||
Отношение к общественной жизни | |||
В чем заключается свобода и как ее достичь | |||
Отношение к смерти и бессмертию | |||
Философская основа концепции (материализм или идеализм) |
5. Запишите определение следующих понятий:
Анимизм.Гилозоизм.Архе.Нус.Логос.Нервизм.Материализм.Темперамент.Идеализм.Диалектика.Порча разума.Катарсис.Атараксия.
6.Составьте конспекты:
1. Платон. Теория познания. Хрестоматия по истории философии [Текст] : в 1 ч. : учеб. пособие для студентов вузов / [В. А. Башкалова и др. ] ; Моск. пед. гос. ун-т. — Москва : ВЛАДОС, 1998, С. 103 – 106.
2. Платон. Этика. Теория познания. Хрестоматия по истории философии [Текст] : в 1 ч. : учеб. пособие для студентов вузов / [В. А. Башкалова и др. ] ; Моск. пед. гос. ун-т. — Москва : ВЛАДОС, 1998, С. 107 — 108.
3. Аристотель. Проблема истины и ее решение в философии. Теория познания. Хрестоматия по истории философии [Текст] : в 1 ч. : учеб. пособие для студентов вузов / [В. А. Башкалова и др. ] ; Моск. пед. гос. ун-т. — Москва : ВЛАДОС, 1998, С. 115-117.
4. Аристотель. Этическое учение. Теория познания. Хрестоматия по истории философии [Текст] : в 1 ч. : учеб. пособие для студентов вузов / [В. А. Башкалова и др. ] ; Моск. пед. гос. ун-т. — Москва : ВЛАДОС, 1998, С. 117 – 121.
Практическое занятие № 7
Тема: Период «открытого кризиса» в психологии и основные направления развития психологии в начале ХХ в.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика ситуации в обществе, науке и психологии в начале XX столетия.
2. Периодизация кризиса в психологии
3. Основные научные школы в психологии периода кризиса.
Самостоятельная работа:
1.Составьте матрицу психологических идей по форме:
Школа/ направление | Представители | Предмет и задачи психологии | Основные идеи и принципы в понимании психики | Метод исследования |
Структурализм | ||||
Функционализм | ||||
Вюрцбургская школа | ||||
Экспериментальное исследование памяти Г.Эббингаузом | ||||
Описательная психология | ||||
Французская социологическая школа | ||||
Французская психологическая школа |
2.Определите автора фрагмента научного текста:
«Как настоящее есть часть моей личности, мое, так точно и все другое, проникающее в мое сознание с живостью и непосредственностью, — мое, составляет часть моей личности. Далее мы увидим, в чем именно заключаются те качества, которые мы называем живостью и родственностью. Но как только прошедшее состояние сознания представилось нам обладающим этими качествами, оно тотчас присваивается нашим настоящим и входит в состав нашей личности. Эта «сплошность» личности и представляет то нечто, которое не может быть временным пробелом и которое, сознавая существование этого временного пробела, все же продолжает сознавать свою непрерывность с некоторыми частями прошедшего».
«Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммерческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т. д.— все это функционирует независимо от того употребления, которое я из них делаю. Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и все сказанное может быть повторено по поводу каждого из них. Следовательно, эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем примечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.
Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не ощущается. Тем не менее оно является характерным свойством этих фактов, доказательством чего может служить то обстоятельство, что оно проявляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться. Если я пытаюсь нарушить нормы права, они реагируют против меня, препятствуя моему действию, если еще есть время; или уничтожая и восстанавливая его в его нормальной форме, если оно совершено и может быть исправлено; или же, наконец, заставляя меня искупить его, если иначе его исправить нельзя. Относится ли сказанное к чисто нравственным правилам?
Общественная совесть удерживает от всякого действия, оскорбляющего их, посредством надзора за поведением граждан и особых наказаний, которыми она располагает. В других случаях принуждение менее сильно, но все-таки существует. Если я не подчиняюсь условиям света, если я, одеваясь, не принимаю в расчет обычаев моей страны и моего класса, то смех, мною вызываемый, и то отдаление, в котором меня держат, производят, хотя и в более слабой степени, то же действие, что и наказание в собственном смысле этого слова..»
2.Составьте конспект статьи Левченко Е.В. Психоанализ и психологическое знание: динамика отображений психоанализа в отечественных учебниках психологии // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 2. С. 128-137.
Практическое занятие № 10
Тема: Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-е — 90-е гг. XX в.)
Вопросы для обсуждения*:
1. Психология и физиология в 50-е — 60-е гг. XX в.
2. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х до конца 80-х годов.
3. Формирование новых направлений и отраслей психологии.
4. Тенденции интеграции психологических исследований, комплексный и системный подход в психологии.
Самостоятельная работа:
1. *Подготовьте доклады по выше указанным темам.
Рекомендуемые источники для подготовки докладов:
1. История психологии. От античности к современности [Текст] : учеб. для студентов психологических специальностей вузов / А. Н. Ждан ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва : Академ. Проект : Трикста, 2008. — 572, [1] с..
2. История психологии [Текст] : конспект лекций / С. В. Фролова, А. А. Карелин. — Москва : Высш. образование, 2008. — 182, [1] с.
3. История психологии: идеи, концепции, направления [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р. А. Абдурахманов ; [ред. Д. И. Фельдштейн] ; Моск. психол.-соц. ин-т. — Москва : МПСИ, 2007. — 320 с.
4. История психологии [Текст] : научное издание / М. Г. Ярошевский. — 2-е изд., перераб. — Москва : Мысль, 1976. — 462, [1] с.
5. История психологии [Текст] : учебник для аспирантов и соискателей системы послевузовского психологического образования / Т. Д. Марцинковская, А. В. Юревич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Трикста : Академ. Проект, 2011. — 520, [1] с.
Образцы библиографического описания разных видов печатной продукции по ГОСТ 7.1 -2003
Книга, изданная 1 автором | Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов. — М. : Наука, 2004. — ЗСО с. Внимание! Пробел до и после знака «двоеточие» |
Книга, изданная 2—3 авторами | Иванов, И. И. Название книги [Текст] /И. И. Иванов, П. П. Петров, С. С. Сидоров. — М. : Наука, 2004. —300 с. |
Книга, изданная коллективом (авторов (авторов 4 , и более 4-х) | Название книги [Текст] / И. И. Иванов, П. П. Петров, С.С. Сидоров, С.С. Сергеев. — М.: Наука, 2004.- 300с. Название книги [Текст] / И. И. Иванов [и др.]. — М. : Наука, 2004. — 300 с. |
Книга с указанием сведений об ответственности | Название книги [Текс] / пер. с фр. И. И. Иванова. — М. : Наука, 2004.- 300 с. Название книги [Текст] / сост. И. И. Иванов; под общ. ред. П. II. Петрова.- М. : Паука, 2004. —300 с. Название книги [Текст] / под ред. И. И. Иванова. — М. : Наука, 2004. — 300с. Название книги [Текст] / отв. ред. И. И. Иванов. — М.: Наука, 2004. — 300 с. |
Книга, изданная 1 издательством | Иванов, И. И. Название книги [Текст] /И. И. Иванов. —М.: Наука, 2004.- 300 с. |
Книга изданная 2 издательствами | Иванов, И. И. Название книги [Текст] /И. И. Иванов. — М.: Наука, Книга, 2004. —300 с. |
Книга, имеющая 2 места издания | Иванов, И. И. Название книги [Текст] /И. И. Иванов. — М. : Наука, 2004. — 300 с. Внимание! Пробел до и после знака «точка с запятой |
Книга изданная издающей организацией (вузом и др.) | Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. —300 с. |
Книга с указанием жанра издания | Иванов, И. И. Название книги [Текст]: учеб. пособие. — М.: Наука, 2004. — 300 с. Иванов, И. И. Название книги: монография. — М. : Наука, 2004. — 300 с. Иванов, И. И. Название книги [Текст]: метод. рекомендации. — М.: Наука, 2004. — 300 с. Название книги [Текст]: хрестоматия. М. : Книга, 2004. — 130 с. Название книги [Текст]: сб. науч. тр. /Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 130 с. |
Книга, изданная повторно | Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов. — 2-е изд:, испр. и доп. — М. : Наука, 2004. —300 с. |
Многотомное изд. | Пушкин, А. С. Собрание сочинений [Текст]: в 8 т. / Александр Сергеевич Пушкин. — М. : Книга, 2004. — Т. 3. — 300 с. |
Многотомное изд. с названием тома | Иванов, И. И. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. — М.: Книга, 2004. — Т. 3 : Письма. — 300 с. |
Продолжающееся издание | Название. — М.: Книга, 2004. — Вып. 1. — 300 с. Название книги [Текст] : тр. Урал. гос. пед. ун-та / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — Вып. 20. — 300 с. |
Сериальное издание | Иванов, И. И. Название статьи [Текст] / И. И. Иванов // Вестник МГУ. Сер. 3, Физика. Астрономия. — 2004. — № 5. — С. 23—25. |
Диссертация | Иванов, И. И. Название [Текст]: дис. … д-ра пед. наук : 07.00.02 : защищена 22.01.04 : утв. 15.07.04 / Иванов Иван Иванович. — Екатеринбург, 2004. —400 с. Иванов, И. И. Название [Текст]: дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена 22.01.04 : утв. 15.07.04 / Иванов Иван Иванович. — Екатеринбург, 2004. — 150 с. |
Автореферат диссертации | Иванов, И. И. Название [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01) / Иванов Иван Иванович —; [Урал. гос. пед. ун-т]. — Екатеринбург, 2004. — 23 с. |
Депонированная рукопись | Иванов, И. И. Название статьи [Текст] / И. И. Иванов ; Урал. гос. под. ун-т, 2004. — 20 с. — Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 01.01.2004.— № 139876. |
ГОСТ | Библиографическое описание документа: ГОСТ 7.1-2003. — Взамен ГОСТ 7.1-84 ; введ. 01.07.2004. — М, 1984. — 64с. |
Статья из сборника | Иванов, И. И. Название статьи [Текст] / И. И. Иванов, А. А. Петров // Название сборника. — М. : Наука, 2004. — С. 50—70. |
Статья из сборника тезисов докладов, сделанных на конференции | Иванов, И. И. Название тезисов [Текст] /И. И. Иванов // Название сборника : материалы 1-й всерос. конф., Екатеринбург, 2—3 апр. 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. —С. 5—8. |
Статья из журнала | Иванов, И. И. Название-статьи [Текст] / И. И. Иванов // Наука и жизнь. — 2004. — № 1. — С. 20—25. |
Статья из газеты | Иванов, И. И. Название статьи [Текст] / И. И. Иванов // Уральский рабочий. — 2004. — 20 марта. — С. 2—3. |
Статья из продолжающегося издания | Иванов, И. И. Название статьи [Текст] / И. И. Иванов // Известия РАН. — 2004. — Т. 20. — С. 20—25. Иванов, И. И. Название статьи [Текст] / И. И. Иванов // Научные сообщения философского общества. — Екатеринбург, 2004. — Вып. 20. — С. 20—25. |
Литература
1. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления [Текст]: уч.- методическое пособие / Р.А. Абдурахманов. – М. : МПСИ, 2007. – 320 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер; Пер. с нем. А.Боковикова. – М.: [и др.]; Питер, 2003. – 256 с.
3. Айзенштадт, А.Л. История философии [Текст] : пособие для студентов вузов / А.Л.Айзенштадт, А.П.Смолина. – Минск: Тесей, 2006. – 173 с.
4. Аквинский, Ф. Сочинения [Текст] : пер. с латин. / Ф.Аквинский; сост., пер. авт. коммент. А.В. Апполонов. – М. : УРСС, 2004. – 230 с.
5. Андерсон Р. Дж. Когнитивная психология : научное издание / Р. Дж. Андерсон ; [пер. с англ. С. Комарова]. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 492 с. Аристотель О душе / Аристотель. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 220 с.
6. Асмолов, А.Г. Вперед к Д.Б. Эльконину: неклассическая психология будущего [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 2004. — №1. – с.4-9.
7. Вундт, В. Введение в психологию [Текст] : научно-популярная литература / В. Вундт ; пер. Н. Самсонов. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 125 с. — (Психология-классика).
8. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : курс лекций / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Союз, 2006. — 142 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2003. — 1135 с.
10. Выготский, Л.С. Письма к ученикам и соратникам [Текст] / Л.С. Выготский // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 2004. — №3. – с.3-40.
11. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. — Москва : Кн. дом «Ун-т» : Высш. шк., 2002. — 399 с.
12. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды [Текст] : научное издание / П. Я. Гальперин ; [ред. А. И. Подольский] ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — Москва ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 478 с.
13. Гейвин, Х. Когнитивная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Х. Гейвин ; [пер. с англ. С. Комаров]. — Москва : Питер, 2003. — 268 с.
14. Дессуар, М. Очерк истории психологии [Текст] / М. Дессуар. – М. : АСТ; Минск: Харвет, 2002. – 255 с.
15. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности [Текст]: учеб. для студ. вузов/ А.Н. Ждан. – М. : Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая кн, 2002. –528 с.
16. Зайкова, С. А. История психологии [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Зайкова ; Югор. гос. ун-т. — Ханты-Мансийск : РИЦ ЮГУ, 2009. — 23 с.
17. История психология. XX век [Текст] / Под ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М.: Академ. Прект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 832 с. (Хрестоматия №2)
18. Каменева, И.П. Анализ взглядов Юнга на процесс дифференциации и интеграции психики [Текст] / И.П. Каменева // Психология и соционика межличностных отношений. – 2006. — №9. – с.15 -22.
19. Когнитивная психология [Текст] : учеб. для вузов / И. В. Блинникова и др.; под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — Москва : Per Se, 2002. — 478, [1] с. Кондаков И. М. Психология : ил. слов. : более 600 ил. и 1700 ст. / И. М. Кондаков. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК ; Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 508 с.
20. Кондаков, И.М. Психология [Текст]: иллюстрированный словарь / И.М.Кондаков. – СПб.: «прайм- ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с.
21. Коренко, Л.А. Научная школа А.В. Петровского [Текст] / Л.А. Карпенко // Вопросы психологии. – 2004. — №3. – с. 134 -150.
22. Лейбин, В. Постклассический психоанализ [Текст] : энциклопедия / В. Лейбин ; [науч. совет : В. Л. Глазычев [и др.]. — Москва : Территория будущего, 2006. — Т. 1- 471 с.
23. Лейбин, В. Постклассический психоанализ [Текст] : энциклопедия / В. Лейбин ; [науч. совет : В. Л. Глазычев [и др.]. — Москва : Территория будущего, 2006. — Т. 2. — 565 с.
24. Лихи, Т. История современной психологии [Текст] / Т. Лихи. – СПб.: Питер, 2003. – 446 с.
25. Лучинин, А.С. История психологии [Текст]: учеб. пособие. / А.С. Лучинин — М., 2005. — 240 с.