Вопросы к экзамену
- Философия: понятие, предмет, функции. Специфика философского знания.
- Проблема генезиса философии. Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.
- Древнеиндийская философия: общая характеристика, периоды развития, школы.
- Древнекитайская философия: общая характеристика, основные школы.
- Основные этапы и проблемы античной философии. Космоцентризм, проблема бытия в античной философии.
- Общая характеристика античной философии. Учения античных философов о первооснове мира.
- Классический этап античной философии. Философское учение Сократа.
- Учение Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания.
- Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
- Средневековая философия: основные периоды развития и специфические особенности.
- Проблема универсалий в основных направлениях средневековой философии.
- Философия эпохи Возрождения, представления о природе и человеке.
Антропоцентризм и гуманизм как мировоззренческая установка философии эпохи Возрождения.
- Социальные теории эпохи Возрождения.
- Философия Нового времени: общая характеристика. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
- Философское учение Ф.Бэкона: проблема метода познания.
- Философия Р.Декарта о мыслящем «Я» человека.
- Философские идеи Просвещения. Идеалы Просвещения и современные проблемы социокультурного бытия.
- Немецкая классическая философия: общая характеристика. “Категорический императив” И.Канта.
- Философская система Г. Гегеля.
- Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
- Становление марксизма как целостного учения. Философская концепция К.Маркса.
- Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
- Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
- Проблема свободы в экзистенциализме.
- Особенности, направления, этапы русской философии.
5 стр., 2151 слов
Современная западная философия, условия возникновения и основные направления
... форм сознания. Конт допускал возможность и необходимость позитивной философии, основные задачи которой заключаются в систематизации положительного знания, ... Наоборот, история показала, что человек отказался решать свои проблемы разумно - шли бесконечные войны в Европе, то ... годы XX в. возникает неопозитивизм, или аналитическая философия. Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ...
“Русский космизм” как философское направление.
- Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и сущее.
- Материя и ее атрибуты. Пространство и время как философские категории.
- Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
- Проблема сознания в философии. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
- Философская антропология. Человек как объект философского осмысления.
- Антропологическая проблематика в философии. Человек, индивид, личность: природное и социальное.
- Диалектика сущности и существования человека.
- Свобода и ответственность как условия существования личности.
- Основные этапы и формы процесса познания. Познание и знание. Знание и вера.
- Проблема истины. Истина и заблуждение. Достоверность знания. Критерии истинности.
- Специфика научного познания. Степени, уровни, методы и формы научного познания.
- Социальная философия как область философского знания. Основные проблемы социальной философии: понятие общества, социальной структуры, социальной системы и др.
- Основы философского анализа общества: формационно-производственный К. Маркса, цивилизационно-культурологический О. Шпенглера, идеализированно-относительный М. Вебера и др.
- Основные проблемы философии культуры. Культура как философское понятие. Культура и природа. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация.
- Проблема будущего человечества. Глобальные проблемы современности: причины возникновения, классификация и перспективы человека.
Подвопросы к экзаменационным вопросам (задания на семинарские занятия).
Тема 1 Понятие, предмет, генезис философии (вопросы № 1, 2, лекционный материал 1,2 + СРС)
В1 Философия: понятие, предмет, функции. Специфика философского знания
- Что такое философия?
- Кто впервые ввел термин «философия», дал ему наполнение (несколько имен)? Где и когда это произошло?
- Что изучает философия?
- Каковы функции философии?
- Является ли философия наукой? религией? мифологией? искусством? Почему? (дать сходства и отличия)
- В чем специфика философского знания? (вывод из предыдущего вопроса)
- Из каких основных разделов состоит философское знание (структура философии)? Что они изучают?
- Как мы можем классифицировать философию?
- Как сформулирован основной вопрос философии?
- Для чего необходимо изучать философию?
В2 Проблема генезиса философии. Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии
- Что такое генезис?
- Какие авторы исследовали проблему происхождения философии?
- Где и когда возникает философия?
- Концепции происхождения философии: мифогенная, религиогенная, гносеогенная, др. – авторы, основные положения.
- См. В1 — №5
- Что такое протофилософия, парафилософия?
- Что такое мировоззрение и как соотносятся философия и мировоззрение?
- Какие исторические типы мировоззрения вы знаете?
- Что такое мифология?
- Благодаря каким изменениям возникла философия из мифа? Каковы причины возникновения философии?
В3 Древнеиндийская философия: общая характеристика, периоды развития, школы.
Философия 98
... достигнуто только с помощью разума без влияния ощущений, чувств, эмоций. Основные вопросы и направления философии. Вопросы философии: «Что первично?» «Познаваем ли мир?» Направления: Монизм – направление ... очередь буддизм, затем позже христианство. Эпоха Период Представители/ направления Предмет Характерная черта Античная философия 7 в. до н.э. 6 в. до н.э. Материализм (Демокрит, Лукреций ...
- Какую философию именуют восточной и почему?
- Этапы развития древнеиндийской философии
- Все ли авторы относят древневосточную философию к философии? Как они это аргументируют?
- Каковы особенности древневосточной философии (общие черты древнеиндийской и древнекитайской философии)?
- Охарактеризуйте основные школы, представителей, идеи, особенности древнеиндийской философии.
- Какие ортодоксальные и неортодоксальные учения выделяют в древнеиндийской философии?
- Какие книги считаются источниками древнеиндийской философии?
- Разберите важнейшие термины (категории) древнеиндийской философии (атма, буддхи, манас, Атман, йога, карма, сансара, мокша, восмеричный путь спасения и др.) – работа со словарем
- О чем в целом труд «БхагавадГита» (основная мысль)?
- Какие философские проблемы поднимаются в тексте «БхагавадГита»?
В4 Древнекитайская философия: общая характеристика, основные школы
- Какую философию именуют восточной и почему?
- Этапы развития древнекитайской философии
- Все ли авторы относят древневосточную философию к философии? Как они это аргументируют?
- Каковы особенности древневосточной философии (общие черты древнеиндийской и древнекитайской философии)?
- Охарактеризуйте основные школы, представителей, идеи, особенности древнекитайской философии.
- Какие ортодоксальные и неортодоксальные учения выделяют в древнекитайской философии?
- Какие книги считаются источниками древнекитайской философии?
- Разберите важнейшие термины (категории) древнекитайской философии (Дао, инь и ян, жэнь, ли, сяо, вэнь и др.) – работа со словарем
- Что означает период «ста школ» в древнекитайской философии?
10. Что означает принцип недеяния (увей) в древнекитайской философии?
Тема 3 Античная философия (лекция 3,4 семинар 2, срс)
В5 Основные этапы и проблемы античной философии. Космоцентризм, проблема бытия в античной философии
1. Какая философия называется «античной» (по времени, по месту распространения)?
2. Характерные (отличительные) черты античной философии.
3. Что означает «космоцентризм», «космос», «онтологизм», «рационализм» в античной философии?
4. На какие периоды делится античная философия?
5. Кого из философов и почему относят к классическому периоду античной философии? Какое отношение они имеют друг к другу? Почему этот период называется классическим?
6. Какие проблемы поднимаются в философии античности?
7. Кто из философов в античности впервые поставил проблему бытия? Для представителей какой философской школы античности характерно изучение данной проблемы?
8. Кого из философов и почему считают первым философом Запада?
9. Приведите первое логическое доказательство соотношения бытия и небытия Парменида.
10. Как в современности мы можем применить знания и достижения философии античности?
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
... Иоанн Росцелин ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Таблица 6. ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Образ человека Человек сотворен по ... концепция в духе идей Демокрита ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Таблица 3. ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ ЭТАП СТРУКТУРА ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ Апологетика (2-4 вв.) ...
В6 Общая характеристика античной философии. Учения античных философов о первооснове мира.
1- 4– см. В5 №№1-4
5. см. В5 № 8
6. Какие элементы были приняты философами античности за первооснову мира?
7. Почему учения первых античных философов Аристотель назвал «физикой»?
8. Кто объединил и систематизировал опыт первых античных философов?
9. К какому периоду античности относятся учения о первооснове мира?
10. – см. В5 № 10.
В7 Классический этап античной философии. Философское учение Сократа.
1- 5– см. В5 №№1-5
6. Чем знаменит Сократ в истории философии?
7. В чем Сократ был несогласен с софистами и почему?
8. Что означает «Апология Сократа»?
9. Является ли «Апология Сократа» диалогом? Если да – почему, если нет – почему?
10. Что означает «этико-антропологический переворот» Сократа?
В8 Учение Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания.
- К какому периоду в истории философии можно отнести философию Платона?
- Каково отношение Платона к философии?
- Что такое «идея» по Платону? Раскройте суть теории идей Платона.
- Что есть бытие по Платону? На какие виды оно делится?
- Каково представление Платона о человеке? Что главное в человеке для Платона?
- Какое внимание Платон уделят обществу и государству в своем учении?
- Какова основная мысль диалога Платона «Государство»?
- Что есть познание по Платону? Что означает «припоминание» (анамнесис)?
- Что такое «Демиург», «Гиперурания», «метемпсихоз», «ноэзис», в учении Платона?
- На кого из философов Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени и др. периодов в истории философии повлияла философия Платона?
В9 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
- К какому периоду в истории философии можно отнести философию Аристотеля? К какой философской школе относится Аристотель и кто является его последователями?
- Чем знаменит Аристотель?
- Каково отношение Аристотеля к философии?
- Что означают категории «форма», «материя» в учении Аристотеля?
- Что означает «физика», «метафизика» в философии Аристотеля? Раскройте учение о первой философии Аристотеля.
- Раскройте виды философских наук, предложенных Аристотелем (дайте классификацию и описание видов).
- В чем достижения Аристотеля в области этики и политики?
- Каковы особенности представлений Аристотеля о душе и познании?
- Что такое «аналитика» по Аристотелю и какие его достижения в этой области?
- Каким образом Аристотель осуществил систематизацию предыдущего философского опыта античности?
Тема 4 Философия Средневековья (лекция 5, семинар 3 +СРС)
В 10 Средневековая философия: основные периоды развития и специфические особенности. (семинар 3)
- Какой период в истории относят к Средневековью? Охарактеризуйте данный период.
- Почему данный период называется «Средние века»?
- Какие периоды выделяются в составе Средневековья?
- Какую роль в философии Средневековья сыграло учение Христа?
- Где развивается Средневековая философия?
- Что означают термины «патристика» и «схоластика»? Причины таких названий
- К какому времени относится патристика? Назовите основных представителей патристики. На какие учения они опирались? Назовите особенности данного периода.
- К какому времени относится схоластика? Назовите основных представителей схоластики. На какие учения они опирались? Назовите особенности данного периода.
- Чем знамениты А. Августин и Ф. Аквинский?
- В чем особенности развития арабомусульманской философии Средних веков?
В 11 Проблема универсалий в основных направлениях средневековой философии.
Тема 1.3 Философия эпохи Возрождения
... и их влияние на развитие западной цивилизации. Литература Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М., 1997. Бессонов Б.Н. Экскурс ... А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991. Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПБ., 1992. Лютер М. Время ...
- См. В10 — №1
- См. В10 — №3
- Что означает «универсалии»?
- Когда впервые была поднята в философии проблема универсалий?
- Как в Средние века разрешалась проблема универсалий? Назовите 3 основных направления.
- Как к универсалиям относятся номиналисты, назовите представителей.
- Как к универсалиям относятся реалисты, назовите представителей.
- Как к универсалиям относятся концептуалисты, назовите представителей.
- Приведите виды реализма.
- Что означает принцип «Бритва Оккама»?
Тема 5 Философия эпохи Возрождения (срс)
В 12 Философия эпохи Возрождения, представления о природе и человеке. Антропоцентризм и гуманизм как мировоззренческая установка философии эпохи Возрождения.
- К какому периоду в истории относится эпоха Возрождения? Что предшествовало ей и что следовало после?
- Почему этот период называют «Возрождение» («Ренессанс»)? Когда он был так назван?
- Что означают центральные принципы Возрождения – антропоцентризм, гуманизм? Раскройте понятия.
- Что означают термины «деизм», «пантеизм». Как они связаны с эпохой Возрождения?
- Назовите представителей философии эпохи Возрождения. Кого относят к гуманистам Возрождения?
- Как соотносятся природа и человек у гуманистов Возрождения?
- Социальный статус и драма жизни представителей эпохи Возрождения (приведите несколько примеров на выбор).
- Опишите идеал возрожденческого человека.
- Социальные идеалы эпохи Возрождения.
- Кто считается первым философом эпохи Возрождения?
В 13 Социальные теории эпохи Возрождения.
1-4. См. В12 — №1-4
- Чьи труды содержали социальные теории эпохи Возрождения?
- Основная идея труда Н. Макиавелли «Государь».
- Основная идея (о чем в целом) труда Т. Мора «Утопия».
- Основная идея (о чем в целом) труда Т. Кампанеллы «Город Солнца».
- В чем сходство и отличие социальных теорий эпохи Возрождения.
- См. В12 — №9
Тема 6 Философия Нового времени (лекция 6+СРС)
В 14 Философия Нового времени: общая характеристика. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию
- К какому периоду в истории относится Новое время? Что предшествовало ему и что следовало после?
- Почему данный период называют «Новое время»?
- Какие идеалы, принципы характерны для данного времени?
- Кто основные представители философии Нового времени?
- Основные философские проблемы Нового времени, с чем это связано?
- Что означает «научная революция»?
- В чем особенности научной революции XVIII века? В чем заключалась данная революция?
- Как научная революция повлияла на философию Нового времени?
- Какие важнейшие, основные открытия и кем были совершены в период Нового времени?
- Что означает «наукоцентризм», «техноцентризм»?
В 15 Философское учение Ф.Бэкона: проблема метода познания.
Философия 47
... чел-ка. Антропоцентрический тип Философствования представители: Н. Мокиавелли, Т. Мор, Т. Компанелла, Ж. Боден. 5. новое время. Рационалистический и сенсуалистический тип философии. Р. Декарт (разионализм – фил ... нет и не может быть*) Человек. связано с именами Сократа и софистов. первые фил-ие системы, авторы Аристотель и Платон. основной проблемой средневекового мышления была проблема ...
- Кто такой Ф. Бэкон?
- К какому периоду в истории философии относят творчество Ф. Бэкона?
- Какие идеалы, принципы характерны для данного времени?
- В чем состоит проблема метода?
- Какой научный метод и как обосновал Ф. Бэкон в своем учении?
- Что означает учение об идолах Ф. Бэкона? Какие идолы он выделял и чему они соответствуют?
- Что означает путь паука, путь муравья, путь пчелы по Ф. Бэкону?
- Какой верный путь – метод по Ф. Бэкону и почему?
- Кто противостоял Ф. Бэкону в его учении?
- Кто является последователем философии Ф. Бэкона?
В 16 Философия Р.Декарта о мыслящем «Я» человека
- Кто такой Р. Декарт, чем он знаменит?
- Основные философские работы Р. Декарта.
- Основные принципы мышления, выделенные Декартом
- Что означает cogito ergo sum?
- В какой работе Декарт сформулировал данный принцип?
- Как данный принцип связан с разумом?
- Что такое res cogitans?
- Что Декарт понимает под «мыслью»?
- Как Декарт характеризует «мыслящее Я» или «Я» как «мыслящая реальность»?
- Каково представление Декарта о Боге, как Бог Декарта связан с человеком?
Тема 7 Философия эпохи Просвещения (срс)
В 17 Философские идеи Просвещения. Идеалы Просвещения и современные проблемы социокультурного бытия.
- К какому периоду в истории относится Просвещение? Что предшествовало ему и что следовало после?
- Почему этот период называют «Просвещение»? Когда он был так назван?
- В каких странах распространились просветительские идеи и идеалы?
- Назовите основных представителей Английского Просвещения, их достижения.
- Назовите основных представителей Французского Просвещения, их достижения.
- Назовите основных представителей Итальянского и Немецкого Просвещения. их достижения.
- Каковы правовые идеалы Просвещения?
- Религиозные идеалы Просвещения.
- Космополитизм Просвещения и глобализация в современности.
- Какие правовые идеалы Просвещения могут быть применимы в современности?
Тема 8 Немецкая классическая философия (лекция 7,8 семинар 4, срс)
В 18 Немецкая классическая философия: общая характеристика. “Категорический императив” И.Канта. (семинар 4)
- Что означает термин «немецкая классическая философия»? Каких мыслителей относят к данной философии?
- К какому периоду относится немецкая классическая философия? Приведите общую характеристику и особенности НКФ.
- Кто такой И. Кант, чем он знаменит?
- Назовите 2 периода в творчестве И. Канта. Почему их выделяют?
- Область философских и научных интересов Канта, основные работы.
- Что означает «коперниканский переворот» И. Канта?
- Достижения И. Канта в области этики.
- Что такое «категорический императив»? Сколько он имеет постулатов? Приведите их.
- Где применяется «категорический императив»?
- Как «категорический императив» связан с правом?
В 19 Философская система Г. Гегеля.
1-2 См. В 18 № 1, 2.
- Кто такой Г. В. Ф. Гегель?
- Основные достижения Гегеля в области философии.
- Основные труды Гегеля.
- Структура философии Гегеля (схематично)
- Законы диалектики, диалектический метод Гегеля.
- Учение о бытии Гегеля
- Раскройте категории философии Гегеля: Абсолютная идея (абсолютный дух), субъективный дух, понятие, сущность, явление, синтез, диалектика.
- На кого из мыслителей повлияла философия Гегеля?
В 20 Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха
Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность
... человека; натуралистическое (биологическое) понимание человека; сущностное понимание человека; целостное понимание человека. Человека философия понимает как целостность. Сущность человека ... поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в ... некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и ...
1-2 См. В 18 № 1, 2.
- Кто такой Л. Фейербах?
- В чем отличие Л. Фейербаха от других представителей немецкой классической философии?
- Основные работы Л. Фейербаха.
- Область философских интересов Л. Фейербаха.
- Критика религии Л. Фейербахом.
- Суть антропологического принципа Л. Фейербаха.
- Что означает человек для Л. Фейербаха?
- Последователи Л. Фейербаха.
Тема 9 Марксистская философия (срс)
В 21 Становление марксизма как целостного учения. Философская концепция К.Маркса
- Назовите время возникновения марксизма.
- Охарактеризуйте основные характерные особенности данного направления
- Основатели марксизма. Их основные философские труды.
- Каковы теоретические основы философии марксизма?
- В чем марксизм продолжает, а в чем опровергает философию Гегеля?
- Как марксизм связан с философией Фейербаха?
- Как взаимосвязаны утопии Возрождения и марксизм?
- Диалектический материализм и исторический материализм. Формационная теория марксизма.
- Классовая теория марксизма, основные понятия: производственные отношения, производительные силы, рабочий класс, класс эксплуатируемых и эксплуататоров и проч.
- Влияние марксизма на мировую философию. Последователи и критики марксизма.
Тема 10 Западная неклассическая философия (срс)
В 22 Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
- Когда возникает философия позитивизма?
- Приведите основателя позитивизма, его основные философские труды.
- Основные характерные для философии позитивизма отличительные черты
- Приведите периодизацию философии позитивизма – временные этапы, их названия, основных представителей.
- Как позитивизм относится к науке?
- Что означает эмпириокритицизм и как он связан с позитивизмом?
- В чем нововведения в учениях неопозитивистов?
- Чем отличаются положения философии позитивистов и постпозитивистов?
- Раскройте основные проблемы, представителей, особенности прагматизма как вида позитивизма.
- Каково влияние философии позитивизма на дальнейшую философскую и научную мысль?
В 23 Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
- Что такое «психоанализ»?
- Назовите основателя, время основания и развития психоанализа.
- Основные труды, в которых отражены философские идеи психоанализа.
- Раскройте центральные понятие психоанализа: бессознательное, вытеснение, либидо, инстинкт, сублимация и др.
- Раскройте три сферы в психике человека с точки зрения психоанализа.
- Раскройте явление «Эдипов комплекс» в психоанализе.
- Что такое «неофрейдизм»?
- Когда и кем был основан неофрейдизм, кем и когда развивался?
- В чем преемственность философии психоанализа в учении К. Г. Юнга? Какие новые понятия вводит данный философ, как обосновывает их?
- Как психоанализ и неофрейдизм повлияли на дальнейшее развитие современной философии?
В 24 Проблема свободы в экзистенциализме.
Глава 1. Понятие «Общество». Основные концепции понятия….5
... нити личной и общечеловеческой судьбы люди постоянно ткут и завязывают своими повседневными действиями — трудом.. Глава 1. Понятие «Общество». Основные концепции понятия. Общество — открытая материальная система, ... дисциплин, а в сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией, которая, основываясь на принципе антропоцентризма, исследует состояние общества как целостной ...
- Что такое экзистенциализм? К какому времени он относится?
- Назовите основные виды экзистенциализма и их представителей.
- Раскройте центральные категории экзистенциализма: экзистенция, бытие-в-мире, в-себе-бытие, ничто, пограничная ситуация, забота, тревога и др.
- Какая проблематика характерна для философов-экзистенциалистов?
- Как экзистенциалисты рассматривают человека?
- Что экзистенциалисты понимают под свободой?
- В связи с какими категориями экзистенциалисты рассматривают свободу?
- Раскройте понимание свободы в учении Ж.-П. Сартра.
- Какие другие философы-экзистенциалисты уделяли значительное внимание свободе в своих учениях?
- Каково влияние экзистенциализма на гуманитарные науки?
Тема 11 Отечественная философия (СРС + см. семинар 9)
В 25 Особенности, направления, этапы русской философии. “Русский космизм” как философское направление.
- Что в истории философии понимается под термином «русская философия»?
- Приведите периодизацию русской философии.
- В чем особенности, уникальность русской философии (в целом), ее отличительные черты.
- Назовите основные направления, представителей, центральные философские идеи древней и средневековой русской философии (X-XVII вв.)
- Назовите основные направления, представителей, центральные философские идеи русской философии эпохи Просвещения (XVIII вв.)
- Назовите основные направления, представителей, центральные философские идеи русской философии Серебряного века (XIX – начало XX вв.)
- В чем особенности философского учения В. С. Соловьева?
- Что такое «русский космизм», к какому времени он относится.
- Назовите основных представителей русского космизма.
- Основные философские идеи русского космизма. Центральные понятия космизма: ноосфера, эволюция, бессмертие человечества, будущее, космос и др.
Тема 12 Онтология как область философского познания (лекция 9, 10 семинар 5, срс)
В 26 Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и сущее.
- Какой раздел философии изучает категорию бытия?
- Что означает «онтология»? Когда появляется данное понятие?
- Когда впервые были поставлены онтологические вопросы в истории философии?
- Раскройте понимание бытия и его соотношения с небытием в учении Парменида.
- Раскройте особенности понимания бытия в учении Гераклита.
- Каковы особенности понимания бытия в современной онтологии?
- Раскройте основные понятия онтологии: бытие, сущее, существование, сущность.
- Как соотносятся категория бытия и категория сущего?
- Раскройте два способа существования бытия и два уровня бытия.
- Раскройте концепции монизма, дуализма и плюрализма в их взаимосвязи с проблемой бытия.
В 27 Материя и ее атрибуты. Пространство и время как философские категории.
Основная система понятий, используемых в педагогической психологии
... чением: ученик учится, а учитель обучает. К числу основных понятий относится также термин формирование. Формирование - ... в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте ... продукта. Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые ...
- Какой раздел философии изучает категорию материи?
- См. В 26 — № 2
- См. В 26 — № 3
- Приведите несколько подходов к понятию «материя».
- Раскройте структурную организацию материи.
- Каковы основные атрибуты материи?
- Раскройте понятие движения, его виды и характеристики.
- Раскройте понятия пространства и времени, концепции их взаимосвязи с материей и характерные свойства.
- Раскройте понятие самоорганизации материи (бытия).
Какая наука изучает самоорганизацию?
- Раскройте понятие отражения, его виды. Приведите примеры.
В 28 Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
- Какой раздел философии изучает категории «закон», «закономерность»?
- См. В 26 — № 2.
- Раскройте понятие «закон» в философском смысле. Приведите виды и примеры законов.
- Раскройте понятие «закономерность» в философском смысле. Как соотносятся закон и закономерность?
- Раскройте понятие «детерминизм». Как оно связано с категорией «закон», «закономерность»?
- Когда в истории философии провозглашался детерминизм как принцип? Какой это был детерминизм?
- Раскройте понятие «индетерминизм» и его соотношение с понятием «детерминизм».
- Раскройте понятие «волюнтаризм», приведите представителей волюнтаризма.
- Раскройте понятие «фатализм», приведите представителей фатализма.
- Как вышеназванные философские концепции связаны с категориями «бытие», «материя»?
В 29 Проблема сознания в философии. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
- Какой раздел философии изучает проблему сознания?
- См. В 26 — № 2.
- Дайте понятие сознания.
- Приведите основные концепции сознания, что понимается под сознанием в данных концепциях?
- Раскройте структуру сознания.
- Что такое бессознательное? Как оно связано с сознанием?
- Раскройте три сферы в психике человека, выделенные З. Фрейдом.
- Что такое «коллективное бессознательное»? Кто автор данного термина?
- Как «коллективное бессознательное» связано с бессознательным и с сознанием?
- Что такое «самосознание»? Как оно связано с сознанием?
Тема 13 Философская антропология (лекция 13, 14 семинар 6)
В 30 Философская антропология. Человек как объект философского осмысления.
- Что такое «философская антропология»?
- Что изучает философская антропология (приведите 4 ракурса изучения)?
- В связи с чем обычно в истории философии актуализируется проблема человека, интерес к изучению человека?
- Как человек изучался в античный период философии? С чьим именем связан этико-антропологический поворот в философии?
- Приведите особенности осмысления человека в эпоху Средневековья
- Возрожденческие идеалы человека. Антропоцентризм и гуманизм как основополагающие принципы. Два вида антропоцентризма.
- Проблема человека в Новое время. Механицизм.
- Осмысление человека в немецкой классической философии (прежде всего, в учении И. Канта, Л. Фейербаха).
- К. Маркс и его представления о человеке.
- Человек в XX и XXI вв.
В 31 Антропологическая проблематика в философии. Человек, индивид, личность: природное и социальное.
1-3 См. В 30 – №№ 1-3.
- Когда зарождается антропологическая проблематика в философии?
- Раскройте основные концепции изучения сущности человека: космоцентризм (когда зарождается, в какое время возобновляется, как осмысляется сущность человека), теоцентризм (для какой эпохи характерен, как осмысляется сущность человека)
- Раскройте основные концепции изучения сущности человека: антропоцентризм (для какой эпохи характерен, два вида антропоцентизма, их последствия), социоцентризм (когда зарождается, как осмысляется сущность человека).
- Раскройте основные версии происхождения человека.
- Приведите понятия: человек, индивид, личность. Каковы их соотношения?
- Как в истории философии разрешалось противоречие между генетическими задатками и социальным воспитанием человека?
- Как природное в человеке связано с социальным?
В 32 Диалектика сущности и существования человека.
- Каким разделом философского знания изучается диалектика сущности и существования человека?
- См. В 30 – № 1
- См. В 30 – № 3
- Что означает «диалектика сущности и существования человека»?
- Как связаны сущность и существование?
- Какие противоречия человеческой природы изучаются философией? В чем заключаются данные противоречия?
- Как в человеке связаны дух, душа и тело?
- Что для человека есть смысл жизни, цель и предназначение?
- Как в человеческом осмыслении примиряются явления жизни и смерти?
- Как в человеческом осмыслении примиряются судьба (предопределенность) и свобода воли (выбора)?
В 33 Свобода и ответственность как условия существования личности. (семинар 6)
- Какой раздел\разделы философии изучают категории свободы и ответственности (в истории философии)?
- Что понимается под свободой в философии?
- Что понимается под ответственностью в философии?
- Как соотносятся научное (юридическое) понимание свободы и ответственности с философским?
- Какие авторы и учения затрагивали проблемы свободы и ответственности в истории философии?
- С какого времени стали актуальны данные проблемы? С чем это связано?
- Раскройте понимание свободы и ответственности в учении И. Канта (на примере труда «Основы метафизики нравственности»)
- Раскройте понимание свободы и ответственности в учении Ф. Ницше (на примере труда «О трех превращениях»)
- Раскройте понимание свободы и ответственности в экзистенциализме Ж.-П. Сартра (на примере труда «Экзистенциализм – это гуманизм»)
- Как соотносятся со свободой категории: воля, автономия воли, желание, выбор. Как соотносятся с ответственностью категории: долг, необходимость, обязанность. Раскройте вышеназванные категории.
Тема 14 Гносеология как область философского познания (лекция 11, 12, семинар 7 + СРС)
В 34 Основные этапы и формы процесса познания. Познание и знание. Знание и вера.
- Какой раздел философии изучает проблему познания?
- В связи с чем появляется гносеология в истории философии?
- Что такое познание? Какова его структура?
- Какова цель познания?
- Что есть результат познания?
- В чем проблема соотношения познания и знания?
- Приведите основные этапы процесса познания
- Приведите формы познания, соответствующие основным этапам познания.
- Раскройте проблему соотношения знания и веры.
- Роль интуиции в познании.
В 35 Проблема истины. Истина и заблуждение. Достоверность знания. Критерии истинности. (семинар 5)
- Какой раздел философии изучает проблему истины?
- В чем заключается проблема истины?
- Каковы основные философские концепции истины?
- Раскройте понимание истины в учении Аристотеля.
- Раскройте понимание истины в учении марксизма.
- Раскройте понимание истины в учении позитивизма.
- Раскройте понимание истины в учении неопозитивизма и прагматизма.
- Как соотносятся истина и заблуждение?
- Что означает достоверность знания?
- Что есть истина в философии? (вывод).
В 36 Специфика научного познания. Степени, уровни, методы и формы научного познания.
- Что такое наука?
- Когда возникает наука?
- Что такое научные революции и научно-технический прогресс?
- Какие разделы философии изучают науку и научное познание?
- Что такое научное познание?
- Специфические черты научного познания
- Каковы степени научного познания?
- Приведите уровни научного познания.
- Основные методы научного познания, соответствующие двум уровням
- Формы научного познания
Тема 15 Социальная философия (срс)
В 37 Социальная философия как область философского знания. Основные проблемы социальной философии: понятие общества, социальной структуры, социальной системы и др.
- Дайте понятие социальной философии.
- Какие вопросы изучает социальная философия?
- Когда возникает социальная философия как область философского знания и в связи с чем?
- Дайте понятие общества. В чем его философское значение?
- Приведите основные характеристики общества.
- Как соотносятся природа и общество?
- Раскройте понятие социальной структуры, приведите примеры
- Раскройте понятие социальной системы, приведите примеры
- Раскройте понятия социального пространства и социального времени
- Раскройте понятие гражданского общества. Когда оно возникает и в связи с чем?
В 38 Основы философского анализа общества: формационно-производственный К. Маркса, цивилизационно-культурологический О. Шпенглера, идеализированно-относительный М. Вебера и др.
- Какой раздел философии изучает общество?
- См. В 37 — № 4
- Для чего осуществляется философский анализ общества?
- Какие основные подходы к обществу сформировались в философии?
- Раскройте формационно-производственный подход к обществу К. Маркса. Когда и в каких работах он сформулирован, что понимается под обществом, каковы особенности подхода
- Раскройте цивилизационно-культурологический подход к обществу О. Шпенглера. Когда и в каких работах он сформулирован, что понимается под обществом, каковы особенности подхода
- Раскройте идеализированно-относительный подход к обществу М. Вебера. Когда и в каких работах он сформулирован, что понимается под обществом, каковы особенности подхода
- Какие другие подходы к обществу Вам известны?
- Какой, на Ваш взгляд, наиболее приемлемый подход к обществу на сегодняшний день?
- Какой, на Ваш взгляд, наиболее разработанный подход к обществу?
Тема 16 Философия культуры как область философского знания (лекция 15, семинар 8 +СРС)
В 39 Основные проблемы философии культуры. Культура как философское понятие. Культура и природа. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация. (семинар 7)
- Что изучает философия культуры. Проблемы философии культуры
- Культура как философское понятие. Трактовки культуры, основные подходы к культуре.
- Что такое цивилизация? Подходы к интерпретации данного понятия.
- Как культура соотносится с цивилизацией? Приведите основные подходы к соотношению данных категорий.
- Как соотносятся культура и природа? Приведите варианты соотношения в истории философии.
- Как культура представлена в философии А. Швейцера?
- Как культура представлена в философии О. Шпенглера?
- Каковы типы культур по О. Шпенглеру?
- Как соотносятся культура и культурные ценности?
- Приведите функции культуры и основные модели культуры (5), их авторов и суть.
Тема 17 Философское осмысление глобальных проблем современности (лекция 16, семинар 9+ СРС)
В 40 Проблема будущего человечества. Глобальные проблемы современности: причины возникновения, классификация и перспективы человека. (семинар 8)
- Основные вопросы и идеи проблемы будущего в философии. Основные авторы.
- Раскройте понимание футурологии как научного и философского направления.
- Понятие и классификация глобальных проблем современности (ГПС).
- Причины возникновения ГПС.
- Какие перспективы человека и человечества в будущем дает наука и философия?
- Как русский космизм связан с ГПС и проблемой будущего? Какие варианты разрешения данных проблем дает русский космизм?
- Раскройте духовный и культурный кризис как глобальную проблему современности.
- Военные конфликты и гонка вооружений как ГПС
- Экологическая проблема как ГПС.
- Глобалистика как область философских исследований.
Письменные задания:
Сентябрь – Октябрь /Февраль – Март (до 15 марта)
1. Анализ первоисточника – «БхагавадГита»
2. Анализ первоисточника – «Апология Сократа».
Октябрь-Ноябрь / Март – Апрель (до 19 апреля)
1. Анализ первоисточника – «Утопия»
2. Анализ первоисточника – «Город Солнца»
Ноябрь – Декабрь / Апрель – Май (до 9 мая)
1. Таблица\схема по теме «Западная неклассическая философия»
Структура таблицы:
основные этапы, представители, идеи
философии позитивизма (включая прагматизм)
психоанализа и неофрейдизма
экзистенциализма
Декабрь / Май (до зачетной недели)
1. Таблица\схема по теме «Отечественная философия с IX в. до современности»
основные этапы, представители, идеи
древнерусской философии
философии русского Просвещения
Серебряный век отечественной философии
Русского космизма и др. (по выбору студента)
План анализа первоисточника
1. Сведения об авторе
— краткая биография
— предшественники, учителя, последователи
— сфера интересов
2. Сведения об исследуемом труде
— название работы, подзаголовки (если есть)
— год создания, издания
— структура работы
3. Проблематика работы
— основная мысль автора (о чем в целом?)
— сопутствующие мысли, проблемы
4. Терминология автора
— новые понятия, категории, которые вводит автор; либо новое толкование, новая интерпретация уже известных понятий, категорий.