Тема 2 Восточная философия (семинар 1, срс)

Вопросы к экзамену

  1. Философия: понятие, предмет, функции. Специфика философского знания.
  2. Проблема генезиса философии. Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.
  3. Древнеиндийская философия: общая характеристика, периоды развития, школы.
  4. Древнекитайская философия: общая характеристика, основные школы.
  5. Основные этапы и проблемы античной философии. Космоцентризм, проблема бытия в античной философии.
  6. Общая характеристика античной философии. Учения античных философов о первооснове мира.
  7. Классический этап античной философии. Философское учение Сократа.
  8. Учение Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания.
  9. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
  10. Средневековая философия: основные периоды развития и специфические особенности.
  11. Проблема универсалий в основных направлениях средневековой философии.
  12. Философия эпохи Возрождения, представления о природе и человеке.

    Антропоцентризм и гуманизм как мировоззренческая установка философии эпохи Возрождения.

  13. Социальные теории эпохи Возрождения.
  14. Философия Нового времени: общая характеристика. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
  15. Философское учение Ф.Бэкона: проблема метода познания.
  16. Философия Р.Декарта о мыслящем «Я» человека.
  17. Философские идеи Просвещения. Идеалы Просвещения и современные проблемы социокультурного бытия.
  18. Немецкая классическая философия: общая характеристика. “Категорический императив” И.Канта.
  19. Философская система Г. Гегеля.
  20. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
  21. Становление марксизма как целостного учения. Философская концепция К.Маркса.
  22. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
  23. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
  24. Проблема свободы в экзистенциализме.
  25. Особенности, направления, этапы русской философии.

    5 стр., 2151 слов

    Современная западная философия, условия возникновения и основные направления

    ... форм сознания. Конт допускал возможность и необходимость позитивной философии, основные задачи которой заключаются в систематизации положительного знания, ... Наоборот, история показала, что человек отказался решать свои проблемы разумно - шли бесконечные войны в Европе, то ... годы XX в. возникает неопозитивизм, или аналитическая философия. Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ...

    “Русский космизм” как философское направление.

  26. Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и сущее.
  27. Материя и ее атрибуты. Пространство и время как философские категории.
  28. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
  29. Проблема сознания в философии. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
  30. Философская антропология. Человек как объект философского осмысления.
  31. Антропологическая проблематика в философии. Человек, индивид, личность: природное и социальное.
  32. Диалектика сущности и существования человека.
  33. Свобода и ответственность как условия существования личности.
  34. Основные этапы и формы процесса познания. Познание и знание. Знание и вера.
  35. Проблема истины. Истина и заблуждение. Достоверность знания. Критерии истинности.
  36. Специфика научного познания. Степени, уровни, методы и формы научного познания.
  37. Социальная философия как область философского знания. Основные проблемы социальной философии: понятие общества, социальной структуры, социальной системы и др.
  38. Основы философского анализа общества: формационно-производственный К. Маркса, цивилизационно-культурологический О. Шпенглера, идеализированно-относительный М. Вебера и др.
  39. Основные проблемы философии культуры. Культура как философское понятие. Культура и природа. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация.
  40. Проблема будущего человечества. Глобальные проблемы современности: причины возникновения, классификация и перспективы человека.

Подвопросы к экзаменационным вопросам (задания на семинарские занятия).

Тема 1 Понятие, предмет, генезис философии (вопросы № 1, 2, лекционный материал 1,2 + СРС)

В1 Философия: понятие, предмет, функции. Специфика философского знания

  1. Что такое философия?
  2. Кто впервые ввел термин «философия», дал ему наполнение (несколько имен)? Где и когда это произошло?
  3. Что изучает философия?
  4. Каковы функции философии?
  5. Является ли философия наукой? религией? мифологией? искусством? Почему? (дать сходства и отличия)
  6. В чем специфика философского знания? (вывод из предыдущего вопроса)
  7. Из каких основных разделов состоит философское знание (структура философии)? Что они изучают?
  8. Как мы можем классифицировать философию?
  9. Как сформулирован основной вопрос философии?
  10. Для чего необходимо изучать философию?

В2 Проблема генезиса философии. Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии

  1. Что такое генезис?
  2. Какие авторы исследовали проблему происхождения философии?
  3. Где и когда возникает философия?
  4. Концепции происхождения философии: мифогенная, религиогенная, гносеогенная, др. – авторы, основные положения.
  5. См. В1 — №5
  6. Что такое протофилософия, парафилософия?
  7. Что такое мировоззрение и как соотносятся философия и мировоззрение?
  8. Какие исторические типы мировоззрения вы знаете?
  9. Что такое мифология?
  10. Благодаря каким изменениям возникла философия из мифа? Каковы причины возникновения философии?

В3 Древнеиндийская философия: общая характеристика, периоды развития, школы.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... достигнуто только с помощью разума без влияния ощущений, чувств, эмоций. Основные вопросы и направления философии. Вопросы философии: «Что первично?» «Познаваем ли мир?» Направления: Монизм – направление ... очередь буддизм, затем позже христианство. Эпоха Период Представители/ направления Предмет Характерная черта Античная философия 7 в. до н.э. 6 в. до н.э. Материализм (Демокрит, Лукреций ...

  1. Какую философию именуют восточной и почему?
  2. Этапы развития древнеиндийской философии
  3. Все ли авторы относят древневосточную философию к философии? Как они это аргументируют?
  4. Каковы особенности древневосточной философии (общие черты древнеиндийской и древнекитайской философии)?
  5. Охарактеризуйте основные школы, представителей, идеи, особенности древнеиндийской философии.
  6. Какие ортодоксальные и неортодоксальные учения выделяют в древнеиндийской философии?
  7. Какие книги считаются источниками древнеиндийской философии?
  8. Разберите важнейшие термины (категории) древнеиндийской философии (атма, буддхи, манас, Атман, йога, карма, сансара, мокша, восмеричный путь спасения и др.) – работа со словарем
  9. О чем в целом труд «БхагавадГита» (основная мысль)?
  10. Какие философские проблемы поднимаются в тексте «БхагавадГита»?

В4 Древнекитайская философия: общая характеристика, основные школы

  1. Какую философию именуют восточной и почему?
  2. Этапы развития древнекитайской философии
  3. Все ли авторы относят древневосточную философию к философии? Как они это аргументируют?
  4. Каковы особенности древневосточной философии (общие черты древнеиндийской и древнекитайской философии)?
  5. Охарактеризуйте основные школы, представителей, идеи, особенности древнекитайской философии.
  6. Какие ортодоксальные и неортодоксальные учения выделяют в древнекитайской философии?
  7. Какие книги считаются источниками древнекитайской философии?
  8. Разберите важнейшие термины (категории) древнекитайской философии (Дао, инь и ян, жэнь, ли, сяо, вэнь и др.) – работа со словарем
  9. Что означает период «ста школ» в древнекитайской философии?

10. Что означает принцип недеяния (увей) в древнекитайской философии?

Тема 3 Античная философия (лекция 3,4 семинар 2, срс)

В5 Основные этапы и проблемы античной философии. Космоцентризм, проблема бытия в античной философии

1. Какая философия называется «античной» (по времени, по месту распространения)?

2. Характерные (отличительные) черты античной философии.

3. Что означает «космоцентризм», «космос», «онтологизм», «рационализм» в античной философии?

4. На какие периоды делится античная философия?

5. Кого из философов и почему относят к классическому периоду античной философии? Какое отношение они имеют друг к другу? Почему этот период называется классическим?

6. Какие проблемы поднимаются в философии античности?

7. Кто из философов в античности впервые поставил проблему бытия? Для представителей какой философской школы античности характерно изучение данной проблемы?

8. Кого из философов и почему считают первым философом Запада?

9. Приведите первое логическое доказательство соотношения бытия и небытия Парменида.

10. Как в современности мы можем применить знания и достижения философии античности?

12 стр., 5713 слов

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

...   Иоанн Росцелин   ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ     Таблица 6. ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Образ человека Человек сотворен по ... концепция в духе идей Демокрита   ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ   Таблица 3. ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ ЭТАП СТРУКТУРА ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ Апологетика (2-4 вв.) ...

В6 Общая характеристика античной философии. Учения античных философов о первооснове мира.

1- 4– см. В5 №№1-4

5. см. В5 № 8

6. Какие элементы были приняты философами античности за первооснову мира?

7. Почему учения первых античных философов Аристотель назвал «физикой»?

8. Кто объединил и систематизировал опыт первых античных философов?

9. К какому периоду античности относятся учения о первооснове мира?

10. – см. В5 № 10.

В7 Классический этап античной философии. Философское учение Сократа.

1- 5– см. В5 №№1-5

6. Чем знаменит Сократ в истории философии?

7. В чем Сократ был несогласен с софистами и почему?

8. Что означает «Апология Сократа»?

9. Является ли «Апология Сократа» диалогом? Если да – почему, если нет – почему?

10. Что означает «этико-антропологический переворот» Сократа?

В8 Учение Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания.

  1. К какому периоду в истории философии можно отнести философию Платона?
  2. Каково отношение Платона к философии?
  3. Что такое «идея» по Платону? Раскройте суть теории идей Платона.
  4. Что есть бытие по Платону? На какие виды оно делится?
  5. Каково представление Платона о человеке? Что главное в человеке для Платона?
  6. Какое внимание Платон уделят обществу и государству в своем учении?
  7. Какова основная мысль диалога Платона «Государство»?
  8. Что есть познание по Платону? Что означает «припоминание» (анамнесис)?
  9. Что такое «Демиург», «Гиперурания», «метемпсихоз», «ноэзис», в учении Платона?
  10. На кого из философов Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени и др. периодов в истории философии повлияла философия Платона?

В9 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

  1. К какому периоду в истории философии можно отнести философию Аристотеля? К какой философской школе относится Аристотель и кто является его последователями?
  2. Чем знаменит Аристотель?
  3. Каково отношение Аристотеля к философии?
  4. Что означают категории «форма», «материя» в учении Аристотеля?
  5. Что означает «физика», «метафизика» в философии Аристотеля? Раскройте учение о первой философии Аристотеля.
  6. Раскройте виды философских наук, предложенных Аристотелем (дайте классификацию и описание видов).
  7. В чем достижения Аристотеля в области этики и политики?
  8. Каковы особенности представлений Аристотеля о душе и познании?
  9. Что такое «аналитика» по Аристотелю и какие его достижения в этой области?
  10. Каким образом Аристотель осуществил систематизацию предыдущего философского опыта античности?

Тема 4 Философия Средневековья (лекция 5, семинар 3 +СРС)

В 10 Средневековая философия: основные периоды развития и специфические особенности. (семинар 3)

  1. Какой период в истории относят к Средневековью? Охарактеризуйте данный период.
  2. Почему данный период называется «Средние века»?
  3. Какие периоды выделяются в составе Средневековья?
  4. Какую роль в философии Средневековья сыграло учение Христа?
  5. Где развивается Средневековая философия?
  6. Что означают термины «патристика» и «схоластика»? Причины таких названий
  7. К какому времени относится патристика? Назовите основных представителей патристики. На какие учения они опирались? Назовите особенности данного периода.
  8. К какому времени относится схоластика? Назовите основных представителей схоластики. На какие учения они опирались? Назовите особенности данного периода.
  9. Чем знамениты А. Августин и Ф. Аквинский?
  10. В чем особенности развития арабомусульманской философии Средних веков?

В 11 Проблема универсалий в основных направлениях средневековой философии.

10 стр., 4972 слов

Тема 1.3 Философия эпохи Возрождения

... и их влияние на развитие западной цивилизации. Литература Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М., 1997. Бессонов Б.Н. Экскурс ... А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991. Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПБ., 1992. Лютер М. Время ...

  1. См. В10 — №1
  2. См. В10 — №3
  3. Что означает «универсалии»?
  4. Когда впервые была поднята в философии проблема универсалий?
  5. Как в Средние века разрешалась проблема универсалий? Назовите 3 основных направления.
  6. Как к универсалиям относятся номиналисты, назовите представителей.
  7. Как к универсалиям относятся реалисты, назовите представителей.
  8. Как к универсалиям относятся концептуалисты, назовите представителей.
  9. Приведите виды реализма.
  10. Что означает принцип «Бритва Оккама»?

Тема 5 Философия эпохи Возрождения (срс)

В 12 Философия эпохи Возрождения, представления о природе и человеке. Антропоцентризм и гуманизм как мировоззренческая установка философии эпохи Возрождения.

  1. К какому периоду в истории относится эпоха Возрождения? Что предшествовало ей и что следовало после?
  2. Почему этот период называют «Возрождение» («Ренессанс»)? Когда он был так назван?
  3. Что означают центральные принципы Возрождения – антропоцентризм, гуманизм? Раскройте понятия.
  4. Что означают термины «деизм», «пантеизм». Как они связаны с эпохой Возрождения?
  5. Назовите представителей философии эпохи Возрождения. Кого относят к гуманистам Возрождения?
  6. Как соотносятся природа и человек у гуманистов Возрождения?
  7. Социальный статус и драма жизни представителей эпохи Возрождения (приведите несколько примеров на выбор).
  8. Опишите идеал возрожденческого человека.
  9. Социальные идеалы эпохи Возрождения.
  10. Кто считается первым философом эпохи Возрождения?

В 13 Социальные теории эпохи Возрождения.

1-4. См. В12 — №1-4

  1. Чьи труды содержали социальные теории эпохи Возрождения?
  2. Основная идея труда Н. Макиавелли «Государь».
  3. Основная идея (о чем в целом) труда Т. Мора «Утопия».
  4. Основная идея (о чем в целом) труда Т. Кампанеллы «Город Солнца».
  5. В чем сходство и отличие социальных теорий эпохи Возрождения.
  6. См. В12 — №9

Тема 6 Философия Нового времени (лекция 6+СРС)

В 14 Философия Нового времени: общая характеристика. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию

  1. К какому периоду в истории относится Новое время? Что предшествовало ему и что следовало после?
  2. Почему данный период называют «Новое время»?
  3. Какие идеалы, принципы характерны для данного времени?
  4. Кто основные представители философии Нового времени?
  5. Основные философские проблемы Нового времени, с чем это связано?
  6. Что означает «научная революция»?
  7. В чем особенности научной революции XVIII века? В чем заключалась данная революция?
  8. Как научная революция повлияла на философию Нового времени?
  9. Какие важнейшие, основные открытия и кем были совершены в период Нового времени?
  10. Что означает «наукоцентризм», «техноцентризм»?

В 15 Философское учение Ф.Бэкона: проблема метода познания.

12 стр., 5951 слов

Философия 47

... чел-ка. Антропоцентрический тип Философствования представители: Н. Мокиавелли, Т. Мор, Т. Компанелла, Ж. Боден. 5. новое время. Рационалистический и сенсуалистический тип философии. Р. Декарт (разионализм – фил ... нет и не может быть*) Человек. связано с именами Сократа и софистов. первые фил-ие системы, авторы Аристотель и Платон. основной проблемой средневекового мышления была проблема ...

  1. Кто такой Ф. Бэкон?
  2. К какому периоду в истории философии относят творчество Ф. Бэкона?
  3. Какие идеалы, принципы характерны для данного времени?
  4. В чем состоит проблема метода?
  5. Какой научный метод и как обосновал Ф. Бэкон в своем учении?
  6. Что означает учение об идолах Ф. Бэкона? Какие идолы он выделял и чему они соответствуют?
  7. Что означает путь паука, путь муравья, путь пчелы по Ф. Бэкону?
  8. Какой верный путь – метод по Ф. Бэкону и почему?
  9. Кто противостоял Ф. Бэкону в его учении?
  10. Кто является последователем философии Ф. Бэкона?

В 16 Философия Р.Декарта о мыслящем «Я» человека

  1. Кто такой Р. Декарт, чем он знаменит?
  2. Основные философские работы Р. Декарта.
  3. Основные принципы мышления, выделенные Декартом
  4. Что означает cogito ergo sum?
  5. В какой работе Декарт сформулировал данный принцип?
  6. Как данный принцип связан с разумом?
  7. Что такое res cogitans?
  8. Что Декарт понимает под «мыслью»?
  9. Как Декарт характеризует «мыслящее Я» или «Я» как «мыслящая реальность»?
  10. Каково представление Декарта о Боге, как Бог Декарта связан с человеком?

Тема 7 Философия эпохи Просвещения (срс)

В 17 Философские идеи Просвещения. Идеалы Просвещения и современные проблемы социокультурного бытия.

  1. К какому периоду в истории относится Просвещение? Что предшествовало ему и что следовало после?
  2. Почему этот период называют «Просвещение»? Когда он был так назван?
  3. В каких странах распространились просветительские идеи и идеалы?
  4. Назовите основных представителей Английского Просвещения, их достижения.
  5. Назовите основных представителей Французского Просвещения, их достижения.
  6. Назовите основных представителей Итальянского и Немецкого Просвещения. их достижения.
  7. Каковы правовые идеалы Просвещения?
  8. Религиозные идеалы Просвещения.
  9. Космополитизм Просвещения и глобализация в современности.
  10. Какие правовые идеалы Просвещения могут быть применимы в современности?

Тема 8 Немецкая классическая философия (лекция 7,8 семинар 4, срс)

В 18 Немецкая классическая философия: общая характеристика. “Категорический императив” И.Канта. (семинар 4)

  1. Что означает термин «немецкая классическая философия»? Каких мыслителей относят к данной философии?
  2. К какому периоду относится немецкая классическая философия? Приведите общую характеристику и особенности НКФ.
  3. Кто такой И. Кант, чем он знаменит?
  4. Назовите 2 периода в творчестве И. Канта. Почему их выделяют?
  5. Область философских и научных интересов Канта, основные работы.
  6. Что означает «коперниканский переворот» И. Канта?
  7. Достижения И. Канта в области этики.
  8. Что такое «категорический императив»? Сколько он имеет постулатов? Приведите их.
  9. Где применяется «категорический императив»?
  10. Как «категорический императив» связан с правом?

В 19 Философская система Г. Гегеля.

1-2 См. В 18 № 1, 2.

  1. Кто такой Г. В. Ф. Гегель?
  2. Основные достижения Гегеля в области философии.
  3. Основные труды Гегеля.
  4. Структура философии Гегеля (схематично)
  5. Законы диалектики, диалектический метод Гегеля.
  6. Учение о бытии Гегеля
  7. Раскройте категории философии Гегеля: Абсолютная идея (абсолютный дух), субъективный дух, понятие, сущность, явление, синтез, диалектика.
  8. На кого из мыслителей повлияла философия Гегеля?

В 20 Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха

7 стр., 3187 слов

Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность

... человека; натуралистическое (биологическое) понимание человека; сущностное понимание человека; целостное понимание человека. Человека философия понимает как целостность. Сущность человека ... поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в ... некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и ...

1-2 См. В 18 № 1, 2.

  1. Кто такой Л. Фейербах?
  2. В чем отличие Л. Фейербаха от других представителей немецкой классической философии?
  3. Основные работы Л. Фейербаха.
  4. Область философских интересов Л. Фейербаха.
  5. Критика религии Л. Фейербахом.
  6. Суть антропологического принципа Л. Фейербаха.
  7. Что означает человек для Л. Фейербаха?
  8. Последователи Л. Фейербаха.

Тема 9 Марксистская философия (срс)

В 21 Становление марксизма как целостного учения. Философская концепция К.Маркса

  1. Назовите время возникновения марксизма.
  2. Охарактеризуйте основные характерные особенности данного направления
  3. Основатели марксизма. Их основные философские труды.
  4. Каковы теоретические основы философии марксизма?
  5. В чем марксизм продолжает, а в чем опровергает философию Гегеля?
  6. Как марксизм связан с философией Фейербаха?
  7. Как взаимосвязаны утопии Возрождения и марксизм?
  8. Диалектический материализм и исторический материализм. Формационная теория марксизма.
  9. Классовая теория марксизма, основные понятия: производственные отношения, производительные силы, рабочий класс, класс эксплуатируемых и эксплуататоров и проч.
  10. Влияние марксизма на мировую философию. Последователи и критики марксизма.

Тема 10 Западная неклассическая философия (срс)

В 22 Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

  1. Когда возникает философия позитивизма?
  2. Приведите основателя позитивизма, его основные философские труды.
  3. Основные характерные для философии позитивизма отличительные черты
  4. Приведите периодизацию философии позитивизма – временные этапы, их названия, основных представителей.
  5. Как позитивизм относится к науке?
  6. Что означает эмпириокритицизм и как он связан с позитивизмом?
  7. В чем нововведения в учениях неопозитивистов?
  8. Чем отличаются положения философии позитивистов и постпозитивистов?
  9. Раскройте основные проблемы, представителей, особенности прагматизма как вида позитивизма.
  10. Каково влияние философии позитивизма на дальнейшую философскую и научную мысль?

В 23 Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

  1. Что такое «психоанализ»?
  2. Назовите основателя, время основания и развития психоанализа.
  3. Основные труды, в которых отражены философские идеи психоанализа.
  4. Раскройте центральные понятие психоанализа: бессознательное, вытеснение, либидо, инстинкт, сублимация и др.
  5. Раскройте три сферы в психике человека с точки зрения психоанализа.
  6. Раскройте явление «Эдипов комплекс» в психоанализе.
  7. Что такое «неофрейдизм»?
  8. Когда и кем был основан неофрейдизм, кем и когда развивался?
  9. В чем преемственность философии психоанализа в учении К. Г. Юнга? Какие новые понятия вводит данный философ, как обосновывает их?
  10. Как психоанализ и неофрейдизм повлияли на дальнейшее развитие современной философии?

В 24 Проблема свободы в экзистенциализме.

5 стр., 2438 слов

Глава 1. Понятие «Общество». Основные концепции понятия….5

... нити личной и общечеловеческой судьбы люди постоянно ткут и завязывают своими повседневными действиями — трудом.. Глава 1. Понятие «Общество». Основные концепции понятия. Общество — открытая материальная система, ... дисциплин, а в сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией, которая, основываясь на принципе антропоцентризма, исследует состояние общества как целостной ...

  1. Что такое экзистенциализм? К какому времени он относится?
  2. Назовите основные виды экзистенциализма и их представителей.
  3. Раскройте центральные категории экзистенциализма: экзистенция, бытие-в-мире, в-себе-бытие, ничто, пограничная ситуация, забота, тревога и др.
  4. Какая проблематика характерна для философов-экзистенциалистов?
  5. Как экзистенциалисты рассматривают человека?
  6. Что экзистенциалисты понимают под свободой?
  7. В связи с какими категориями экзистенциалисты рассматривают свободу?
  8. Раскройте понимание свободы в учении Ж.-П. Сартра.
  9. Какие другие философы-экзистенциалисты уделяли значительное внимание свободе в своих учениях?
  10. Каково влияние экзистенциализма на гуманитарные науки?

Тема 11 Отечественная философия (СРС + см. семинар 9)

В 25 Особенности, направления, этапы русской философии. “Русский космизм” как философское направление.

  1. Что в истории философии понимается под термином «русская философия»?
  2. Приведите периодизацию русской философии.
  3. В чем особенности, уникальность русской философии (в целом), ее отличительные черты.
  4. Назовите основные направления, представителей, центральные философские идеи древней и средневековой русской философии (X-XVII вв.)
  5. Назовите основные направления, представителей, центральные философские идеи русской философии эпохи Просвещения (XVIII вв.)
  6. Назовите основные направления, представителей, центральные философские идеи русской философии Серебряного века (XIX – начало XX вв.)
  7. В чем особенности философского учения В. С. Соловьева?
  8. Что такое «русский космизм», к какому времени он относится.
  9. Назовите основных представителей русского космизма.
  10. Основные философские идеи русского космизма. Центральные понятия космизма: ноосфера, эволюция, бессмертие человечества, будущее, космос и др.

Тема 12 Онтология как область философского познания (лекция 9, 10 семинар 5, срс)

В 26 Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и сущее.

  1. Какой раздел философии изучает категорию бытия?
  2. Что означает «онтология»? Когда появляется данное понятие?
  3. Когда впервые были поставлены онтологические вопросы в истории философии?
  4. Раскройте понимание бытия и его соотношения с небытием в учении Парменида.
  5. Раскройте особенности понимания бытия в учении Гераклита.
  6. Каковы особенности понимания бытия в современной онтологии?
  7. Раскройте основные понятия онтологии: бытие, сущее, существование, сущность.
  8. Как соотносятся категория бытия и категория сущего?
  9. Раскройте два способа существования бытия и два уровня бытия.
  10. Раскройте концепции монизма, дуализма и плюрализма в их взаимосвязи с проблемой бытия.

В 27 Материя и ее атрибуты. Пространство и время как философские категории.

13 стр., 6006 слов

Основная система понятий, используемых в педагогической психологии

... чением: ученик учится, а учитель обучает. К числу основных понятий относится также термин фор­мирование. Формирование - ... в план опыта индивидуального и при этом привело к некото­рым новообразованиям в личности, интеллекте ... продукта.           Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые ...

  1. Какой раздел философии изучает категорию материи?
  2. См. В 26 — № 2
  3. См. В 26 — № 3
  4. Приведите несколько подходов к понятию «материя».
  5. Раскройте структурную организацию материи.
  6. Каковы основные атрибуты материи?
  7. Раскройте понятие движения, его виды и характеристики.
  8. Раскройте понятия пространства и времени, концепции их взаимосвязи с материей и характерные свойства.
  9. Раскройте понятие самоорганизации материи (бытия).

    Какая наука изучает самоорганизацию?

  10. Раскройте понятие отражения, его виды. Приведите примеры.

В 28 Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.

  1. Какой раздел философии изучает категории «закон», «закономерность»?
  2. См. В 26 — № 2.
  3. Раскройте понятие «закон» в философском смысле. Приведите виды и примеры законов.
  4. Раскройте понятие «закономерность» в философском смысле. Как соотносятся закон и закономерность?
  5. Раскройте понятие «детерминизм». Как оно связано с категорией «закон», «закономерность»?
  6. Когда в истории философии провозглашался детерминизм как принцип? Какой это был детерминизм?
  7. Раскройте понятие «индетерминизм» и его соотношение с понятием «детерминизм».
  8. Раскройте понятие «волюнтаризм», приведите представителей волюнтаризма.
  9. Раскройте понятие «фатализм», приведите представителей фатализма.
  10. Как вышеназванные философские концепции связаны с категориями «бытие», «материя»?

В 29 Проблема сознания в философии. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.

  1. Какой раздел философии изучает проблему сознания?
  2. См. В 26 — № 2.
  3. Дайте понятие сознания.
  4. Приведите основные концепции сознания, что понимается под сознанием в данных концепциях?
  5. Раскройте структуру сознания.
  6. Что такое бессознательное? Как оно связано с сознанием?
  7. Раскройте три сферы в психике человека, выделенные З. Фрейдом.
  8. Что такое «коллективное бессознательное»? Кто автор данного термина?
  9. Как «коллективное бессознательное» связано с бессознательным и с сознанием?
  10. Что такое «самосознание»? Как оно связано с сознанием?

Тема 13 Философская антропология (лекция 13, 14 семинар 6)

В 30 Философская антропология. Человек как объект философского осмысления.

  1. Что такое «философская антропология»?
  2. Что изучает философская антропология (приведите 4 ракурса изучения)?
  3. В связи с чем обычно в истории философии актуализируется проблема человека, интерес к изучению человека?
  4. Как человек изучался в античный период философии? С чьим именем связан этико-антропологический поворот в философии?
  5. Приведите особенности осмысления человека в эпоху Средневековья
  6. Возрожденческие идеалы человека. Антропоцентризм и гуманизм как основополагающие принципы. Два вида антропоцентризма.
  7. Проблема человека в Новое время. Механицизм.
  8. Осмысление человека в немецкой классической философии (прежде всего, в учении И. Канта, Л. Фейербаха).
  9. К. Маркс и его представления о человеке.
  10. Человек в XX и XXI вв.

В 31 Антропологическая проблематика в философии. Человек, индивид, личность: природное и социальное.

1-3 См. В 30 – №№ 1-3.

  1. Когда зарождается антропологическая проблематика в философии?
  2. Раскройте основные концепции изучения сущности человека: космоцентризм (когда зарождается, в какое время возобновляется, как осмысляется сущность человека), теоцентризм (для какой эпохи характерен, как осмысляется сущность человека)
  3. Раскройте основные концепции изучения сущности человека: антропоцентризм (для какой эпохи характерен, два вида антропоцентизма, их последствия), социоцентризм (когда зарождается, как осмысляется сущность человека).
  4. Раскройте основные версии происхождения человека.
  5. Приведите понятия: человек, индивид, личность. Каковы их соотношения?
  6. Как в истории философии разрешалось противоречие между генетическими задатками и социальным воспитанием человека?
  7. Как природное в человеке связано с социальным?

В 32 Диалектика сущности и существования человека.

  1. Каким разделом философского знания изучается диалектика сущности и существования человека?
  2. См. В 30 – № 1
  3. См. В 30 – № 3
  4. Что означает «диалектика сущности и существования человека»?
  5. Как связаны сущность и существование?
  6. Какие противоречия человеческой природы изучаются философией? В чем заключаются данные противоречия?
  7. Как в человеке связаны дух, душа и тело?
  8. Что для человека есть смысл жизни, цель и предназначение?
  9. Как в человеческом осмыслении примиряются явления жизни и смерти?
  10. Как в человеческом осмыслении примиряются судьба (предопределенность) и свобода воли (выбора)?

В 33 Свобода и ответственность как условия существования личности. (семинар 6)

  1. Какой раздел\разделы философии изучают категории свободы и ответственности (в истории философии)?
  2. Что понимается под свободой в философии?
  3. Что понимается под ответственностью в философии?
  4. Как соотносятся научное (юридическое) понимание свободы и ответственности с философским?
  5. Какие авторы и учения затрагивали проблемы свободы и ответственности в истории философии?
  6. С какого времени стали актуальны данные проблемы? С чем это связано?
  7. Раскройте понимание свободы и ответственности в учении И. Канта (на примере труда «Основы метафизики нравственности»)
  8. Раскройте понимание свободы и ответственности в учении Ф. Ницше (на примере труда «О трех превращениях»)
  9. Раскройте понимание свободы и ответственности в экзистенциализме Ж.-П. Сартра (на примере труда «Экзистенциализм – это гуманизм»)
  10. Как соотносятся со свободой категории: воля, автономия воли, желание, выбор. Как соотносятся с ответственностью категории: долг, необходимость, обязанность. Раскройте вышеназванные категории.

Тема 14 Гносеология как область философского познания (лекция 11, 12, семинар 7 + СРС)

В 34 Основные этапы и формы процесса познания. Познание и знание. Знание и вера.

  1. Какой раздел философии изучает проблему познания?
  2. В связи с чем появляется гносеология в истории философии?
  3. Что такое познание? Какова его структура?
  4. Какова цель познания?
  5. Что есть результат познания?
  6. В чем проблема соотношения познания и знания?
  7. Приведите основные этапы процесса познания
  8. Приведите формы познания, соответствующие основным этапам познания.
  9. Раскройте проблему соотношения знания и веры.
  10. Роль интуиции в познании.

В 35 Проблема истины. Истина и заблуждение. Достоверность знания. Критерии истинности. (семинар 5)

  1. Какой раздел философии изучает проблему истины?
  2. В чем заключается проблема истины?
  3. Каковы основные философские концепции истины?
  4. Раскройте понимание истины в учении Аристотеля.
  5. Раскройте понимание истины в учении марксизма.
  6. Раскройте понимание истины в учении позитивизма.
  7. Раскройте понимание истины в учении неопозитивизма и прагматизма.
  8. Как соотносятся истина и заблуждение?
  9. Что означает достоверность знания?
  10. Что есть истина в философии? (вывод).

В 36 Специфика научного познания. Степени, уровни, методы и формы научного познания.

  1. Что такое наука?
  2. Когда возникает наука?
  3. Что такое научные революции и научно-технический прогресс?
  4. Какие разделы философии изучают науку и научное познание?
  5. Что такое научное познание?
  6. Специфические черты научного познания
  7. Каковы степени научного познания?
  8. Приведите уровни научного познания.
  9. Основные методы научного познания, соответствующие двум уровням
  10. Формы научного познания

Тема 15 Социальная философия (срс)

В 37 Социальная философия как область философского знания. Основные проблемы социальной философии: понятие общества, социальной структуры, социальной системы и др.

  1. Дайте понятие социальной философии.
  2. Какие вопросы изучает социальная философия?
  3. Когда возникает социальная философия как область философского знания и в связи с чем?
  4. Дайте понятие общества. В чем его философское значение?
  5. Приведите основные характеристики общества.
  6. Как соотносятся природа и общество?
  7. Раскройте понятие социальной структуры, приведите примеры
  8. Раскройте понятие социальной системы, приведите примеры
  9. Раскройте понятия социального пространства и социального времени
  10. Раскройте понятие гражданского общества. Когда оно возникает и в связи с чем?

В 38 Основы философского анализа общества: формационно-производственный К. Маркса, цивилизационно-культурологический О. Шпенглера, идеализированно-относительный М. Вебера и др.

  1. Какой раздел философии изучает общество?
  2. См. В 37 — № 4
  3. Для чего осуществляется философский анализ общества?
  4. Какие основные подходы к обществу сформировались в философии?
  5. Раскройте формационно-производственный подход к обществу К. Маркса. Когда и в каких работах он сформулирован, что понимается под обществом, каковы особенности подхода
  6. Раскройте цивилизационно-культурологический подход к обществу О. Шпенглера. Когда и в каких работах он сформулирован, что понимается под обществом, каковы особенности подхода
  7. Раскройте идеализированно-относительный подход к обществу М. Вебера. Когда и в каких работах он сформулирован, что понимается под обществом, каковы особенности подхода
  8. Какие другие подходы к обществу Вам известны?
  9. Какой, на Ваш взгляд, наиболее приемлемый подход к обществу на сегодняшний день?
  10. Какой, на Ваш взгляд, наиболее разработанный подход к обществу?

Тема 16 Философия культуры как область философского знания (лекция 15, семинар 8 +СРС)

В 39 Основные проблемы философии культуры. Культура как философское понятие. Культура и природа. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация. (семинар 7)

  1. Что изучает философия культуры. Проблемы философии культуры
  2. Культура как философское понятие. Трактовки культуры, основные подходы к культуре.
  3. Что такое цивилизация? Подходы к интерпретации данного понятия.
  4. Как культура соотносится с цивилизацией? Приведите основные подходы к соотношению данных категорий.
  5. Как соотносятся культура и природа? Приведите варианты соотношения в истории философии.
  6. Как культура представлена в философии А. Швейцера?
  7. Как культура представлена в философии О. Шпенглера?
  8. Каковы типы культур по О. Шпенглеру?
  9. Как соотносятся культура и культурные ценности?
  10. Приведите функции культуры и основные модели культуры (5), их авторов и суть.

Тема 17 Философское осмысление глобальных проблем современности (лекция 16, семинар 9+ СРС)

В 40 Проблема будущего человечества. Глобальные проблемы современности: причины возникновения, классификация и перспективы человека. (семинар 8)

  1. Основные вопросы и идеи проблемы будущего в философии. Основные авторы.
  2. Раскройте понимание футурологии как научного и философского направления.
  3. Понятие и классификация глобальных проблем современности (ГПС).
  4. Причины возникновения ГПС.
  5. Какие перспективы человека и человечества в будущем дает наука и философия?
  6. Как русский космизм связан с ГПС и проблемой будущего? Какие варианты разрешения данных проблем дает русский космизм?
  7. Раскройте духовный и культурный кризис как глобальную проблему современности.
  8. Военные конфликты и гонка вооружений как ГПС
  9. Экологическая проблема как ГПС.
  10. Глобалистика как область философских исследований.

Письменные задания:

Сентябрь – Октябрь /Февраль – Март (до 15 марта)

1. Анализ первоисточника – «БхагавадГита»

2. Анализ первоисточника – «Апология Сократа».

Октябрь-Ноябрь / Март – Апрель (до 19 апреля)

1. Анализ первоисточника – «Утопия»

2. Анализ первоисточника – «Город Солнца»

Ноябрь – Декабрь / Апрель – Май (до 9 мая)

1. Таблица\схема по теме «Западная неклассическая философия»

Структура таблицы:

основные этапы, представители, идеи

философии позитивизма (включая прагматизм)

психоанализа и неофрейдизма

экзистенциализма

Декабрь / Май (до зачетной недели)

1. Таблица\схема по теме «Отечественная философия с IX в. до современности»

основные этапы, представители, идеи

древнерусской философии

философии русского Просвещения

Серебряный век отечественной философии

Русского космизма и др. (по выбору студента)

План анализа первоисточника

1. Сведения об авторе

— краткая биография

— предшественники, учителя, последователи

— сфера интересов

2. Сведения об исследуемом труде

— название работы, подзаголовки (если есть)

— год создания, издания

— структура работы

3. Проблематика работы

— основная мысль автора (о чем в целом?)

— сопутствующие мысли, проблемы

4. Терминология автора

— новые понятия, категории, которые вводит автор; либо новое толкование, новая интерпретация уже известных понятий, категорий.