Психогигиена детского возраста.

Введение .

Человек – это существо социальное, и ему не выжить вне пределов знакомой среды. К сожалению, та среда, которая так необходима для нормального развития и существования человека, играет и другую роль – выступает в качестве катализатора и возбудителя различных расстройств психологического плана. Свести воздействие вредных факторов, оказывающих негативное воздействие на психику к минимуму и устранить возникшие симптомы того или иного расстройства, призвана профилактика негативных психологических состояний.

Особенно актуальна психологическая профилактика душевных расстройств в таких крупных стрессогенных мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург!

Жители современных мегаполисов практически во всех промышленно развитых странах систематически подвергаются воздействию таких неврозогенных факторов, как перенаселённость, транспортные проблемы, страх попасть в аварийную ситуацию, информационные проблемы, ухудшение экологии, низкое качество питания, высокий уровень преступности, проблемы межнационального общения, подавление индивидуальности человека и стрессовый характер процесса развития.

В настоящие дни почти, каждый человек, проживающий в многомиллионном городе имеет невроз, тревожное расстройство, сниженный фон настроения, жалобы:» я ничего не чувствую, не получаю удовольствие, жизни имеет пресный вкус и т.д.» Время в огромном городе летит быстро! Люди не успевают даже задуматься, как пробегают месяцы, меняются числа в календаре с бешеной скоростью, жизнь наполняется различными страхами, жизнь не удается созерцать! И, чтобы предотвратить дальнейшее развитие душевного заболевания необходимо регулярно проводить психологическую профилактику личного психического аппарата.

2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика».

Психогигиена — отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.

3 стр., 1023 слов

Физические факторы среды и самочувствия человека

... вещ-ва, стирол).     Физические факторы среды и самочувствия человека В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими ... биологическом отношении химические соединения могут вызвать эффект отдаленного влияния на здоровье человека: хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на ...

Психопрофилактика — отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.

Психопрофилактика является течением в общей психологической профилактике (душевного) здоровья человека, а значит, она связана с целым рядом медицинских и общественных наук и необходима всем. Известно, что проще предупредить заболевание, нежели его лечить. Однако, если процесс уже запущен, психопрофилактика способна найти своевременное решение по стабилизации сложившейся ситуации.

Психогигиена.

Раньше обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека. В настоящее время предметом становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В связи с указанным изучение нервно-психического статуса и составление рекомендаций осуществляется с учетом двух направлений :

— с точки зрения материи, как проявлений объективного мира ( соматические нарушения, поведение);

— с точки зрения необъективных. но реально существующих и субъективно протекающих психологических процессов (восприятие, чувства, оценка ситуации) .

Разделы Психогигиены.

Выделяют следующие разделы психогигиены:

1) возрастная психогигиена,

2) психогигиена быта,

3) психогигиена семейной жизни,

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны.

Психогигиена детского возраста.

Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:

— развитие и тренировка процессов торможения,

— воспитание эмоций,

— обучение преодолению трудностей.

Психогигиена школьного образования.

Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога — его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм — облегчает период адаптации.

4 стр., 1639 слов

Вопрос: Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

... различных форм обучения. Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Организация деятельности учащихся на уроке. Требования к уроку с точки зрения дидактики и методики преподавания школьного предмета. Анализ ...

Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны.

Трудность — это объективное свойства урока, утомительность же — это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.

Длительность и трудность урока — это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе — чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

• оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

• способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.

Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука — это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

Не следует, однако, это переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать его. Некоторые педагоги считают, что эмоции могут отсрочить и замаскировать самое тяжёлое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих уроках.

Отрицательные эмоции, в противоположность положительным, снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, получая отрицательные оценки, хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожными в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо. Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определённый дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах: В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает ещё большее недовольство педагога. Создаётся порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.

12 стр., 5787 слов

Организация внеурочной деятельности с учащимися 3 класса

... Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит ... что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показ

Предложен даже специальный диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога — дидактогении. Поэтому отношение учителя к ученику должно строиться на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к учителю считается само собой разумеющимся, об уважении же учителя к ученику приходится напоминать. С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хорошо физически развитые, внешне почти взрослые, подростки склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением к ним.

5. Психогигиена полового чувства.

Сравнительно-возрастное рассмотрение психогигиены заставляет разграничить раздел психогигиены половой жизни на две части: на психогигиену полового чувства и собственно психогигиену половой жизни. Известно, что именно в подростковом возрасте, в пубертатном периоде развития организма ребенка, появляются первые, вначале нередко «неясные чувства» происходящих в организме изменений в связи с половым созреванием и началом половой зрелости. А у девочек этот период сопровождается иногда неожиданным для них появлением менструаций с вытекающими из этого психологическими последствиями. Начинающиеся у подростка сложные биологические изменения всегда сказываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества. Практика свидетельствует о том, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают гармонии формирующейся психики подростка, если последний разумно подготовлен к их началу, если ему оказана помощь со стороны взрослых, если его мироощущение коррегируется по мере возникновения у него этих неосознанных и непонятных в самом начале чувств.

 

Психогигиена полового чувства с одной стороны, исследует, а с другой – разрабатывает мероприятия, направленные на поддержание формирующейся гармонии психики в пубертатном периоде развития ребенка.

 

Психогигиена юношества. Юношеский возраст по систематике возрастов разными исследователями не всегда четко отграничивается от подросткового. Однако его отличают определенные особенности по сравнению с подростковым (отрочеством).

3 стр., 1265 слов

Основные направления деятельности Психологической службы

... профилактику нарушений в поведении студентов; — психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; — повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса. Основные направления деятельности Психологической службы К основным направлениям деятельности Психологической ... технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в ...

Юношество – это переход к этапу формирования общественного сознания, общественного самосознания. Это переход к пониманию того, что любой элемент деятельности индивидуума, что любое качество, свойственное ему, не является уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а порождается его коллективной, его общественной деятельностью, его общественной принадлежностью. Юношеский возраст (17-21 год), в отличие от отрочества, это период, когда человек выходит сферу самостоятельной жизни, самостоятельной деятельности. Это период, когда человек впервые приобретает права гражданства, приобретает качества полноценного члена общества, это период, когда человек впервые начинает отрываться от семьи, от сложившихся традиций в ней и формировать новое мировоззрение, представление о семье, а позднее и новую семью. Все эти особенности нуждаются в специфической коррекции, специфическом управлении ими для сохранения и поддержания наиболее передовых, наиболее совершенных, наиболее гармоничных качеств психики будущего.

 

Психогигиена брака. Современные данные статистики свидетельствует о том, что в последние десятилетия в России и в ряде европейских стран, значительно увеличилось число разводов, что неудачно сложившийся брак играет большую роль в возникновении алкоголизма, преступности и др’, Известно, что дети, воспитываемые в неполных семьях одним родителем, находятся в сложных обстоятельствах, которые часто отрицательно сказываются на их формирующейся психике. Многие факты показывают, что возникновение целого ряда пограничных форм патологии в неполных семьях имеет место значительно чаще, чем в гармоничных семьях. Существует настоятельная необходимость правильной подготовки к браку, созданию условий гармоничных браков, разработки системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи.

Детальные меры психогигиены практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным периодам.

Психопрофилактика.

Отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение называется психопрофилактикой.

Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения.

Разделы психопрофилактики.

Существует множество классификаций по различным признакам. Наиболее принципиальными являются следующие:

1. По целевой группе (по объекту воздействия) – вид профилактики.

2. По содержанию деятельности (по предмету деятельности) – тип профилактики.

3. По «точке приложения» усилий – уровень профилактики.

Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.

Уровни профилактики : Личностный – на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению здоровью отдельного человека (например, консультирование, лечение, тренинги личностного роста).

Семейный – предполагает влияние на «микросоциум» — семью, так как семья и ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения к наркотикам (например, тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе).

4 стр., 1665 слов

1. Педагогическая деятельность: сущность, цели и содержание

... к аморфным определениям типа "гармоническая личность", "человек-коммунист" и т.п. А.С.Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее ...

Социальный – способствующий изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к потребителям, что помогает создавать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

Первичнаяпрофилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения.

Вторичная профилактика- это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.

Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.

Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.

Методы психопрофилактики.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики при психологической профилактики душевного расстройства в условиях мегаполиса является умственная работоспособность человека, которая интегрирует основные характеристики психики – внимание, память, мышление и речь. С этой целью осуществляется диагностическое тестирование всех высших функций человека, память, мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая и личностная составляющая, а после проводится индивидуальное психологическое консультирование.

Психопрофилактика включает в себя:

-беседу,

-диагностическое тестирование,

— наблюдение за поведением клиента во время проведения исследования,

-сбор и анализ анамнеза,

-сопоставление экспериментальных данных с историей жизни обратившегося и психологическое консультирование.

Цель сбора диагностических данных — моделирование целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности человека.

Общее время работы диагностического тестирования составляет 2 часа. После диагностического обследования требуется дополнительная часовая встреча для полноценного заключения и индивидуальной психологической консультации по итогам психологического заключения.

Данный метод психологической профилактики широко распространен и официально используется специалистами в ряде европейских стран.

8. Показания для психологической профилактики:

Здоровые люди, не имеющие временные психологические проблемы,

2 стр., 972 слов

Модели работы мозга

... определенный уровень самоорганизации, связанный с этим, требовалось включить психику в картину работы мозга. Когнитивная нейронаука Исследования в этом направлении наиболее интенсивно проводились в 70- ... Причем новое знание дополняет схематическую организацию опыта. При произвольном вспоминании прошлого человек сознательно восстанавливает общее отношение к этому прошлому, и, используя свой прошлый ...

Здоровые люди, имеющие временные психологические проблемы,

Люди, имеющие нарушения невротического или даже психотического уровней.

Люди с черепно-мозговыми травмами, с ДЦП, энцефалопатиями различного генеза, с эпилепсией, после инсультов, и в связи с онкологией головного мозга (где не требуется диагностики точного очага поражений);

Больным алкоголизмом,

Люди с психосоматическими заболеваниями,

После перенесенных операций,

С последствиями травм (электротравмы, переломы и т.п.), т.е. пациентам с широким кругом заболеваний.

Кроме того, в психологической профилактике нуждаются граждане, у кого есть подозрение на психическое заболевание.

Виды психопрофилактических работ.

Со времени зарождения психогигиена связана с психопрофилактикой, а также с психотерапией. Поскольку психотерапия содержит многие приемы и методы, способствующие как лечению возникших заболеваний, так и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности, они имеет значение в процессе прихопрофилактики. И как и психопрофилактика может осуществляться на разных уровнях : личностном,

 

11.1 Экспресс – метод выхода из стрессового состояния «Фотография». Вспомните ситуацию которая вызвала у вас неприятные ощущения. Вспомните её как можно ярче, насыщенные цвета громкие звуки, движения, может, там были запахи. Усильте всё это. Ну а теперь припомните наши старые советские телевизоры, у них были регуляторы громкости, яркости, контраста, цвета. И поместите туда ваше воспоминание и зафиксируйте его, там прекратились все движения, теперь берёмся за регулятор громкости и убираем звук, наступает полнейшая тишина, регулятор контраста и картинка расплывается, ну и осталось убрать цвет этой картинки, медленно поворачиваем ручку и наслаждаемся этим зрелищем, и этим ощущением, как то, что вы вспоминали перестало иметь для вас какое-либо значение, стало вам чужим. И вот вы уже с полным безразличием наблюдаете эту черно – белую картинку. Да, и вообще переключите телевизор на более значимый для вас канал.

11.2. Методика записи утверждений. Написанное слово обладает большей силой. Мы одновременно и пишем их, и читаем, поэтому получается двойной эффект. Возьмите любое необходимое вам утверждение и напишите его 10 или 20 раз подряд на листе бумаги. Используйте свое имя и попробуйте писать его от первого, второго и третьего лиц. (Например: Я, Денис, одаренный певец и сочинитель песен. Денис, ты одаренный певец и сочинитель песен. Денис одаренный певец и сочинитель песен.) Нельзя писать машинально, нужно вдумываться в значение слов. Обратите внимание, возникают ли у вас какое-либо сопротивление, сомнение или отрицательные мысли относительно того, что вы пишете. Если таковые имеются (даже небольшие), переверните лист и на обратной стороне изложите причину, почему то, что вы утверждаете, не может произойти. (К примеру: «Я плохой человек», «Я слишком старый», «Это никогда не произойдет».) После этого опять приступайте к записыванию утверждений. Когда вы закончите, посмотрите на обратную сторону листа. Если вы были честны, то сможете увидеть причину, которая мешает вам достичь желаемого в данном конкретном случае. Держа в уме эту причину, придумайте утверждения, которые помогут вам преодолеть страхи и негативные мысли, и затем начинайте писать эти утверждения. Или, может быть, вы захотите продолжить работу с первоначальным утверждением, если оно кажется вам эффективным, или захотите немного изменить его. На протяжении нескольких дней по одному или по два раза в день работайте над этими утверждениями. Когда вы почувствуете, что смогли беспристрастно взглянуть на свою отрицательную программу, перестаньте работать над ней и продолжайте писать утверждения.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

11.3. «Преодоление трудностей». Этот лист бумаги является символом вашей трудности. Несколько секунд вам на раздумывание. Теперь каждый покажет (изобразит), как он преодолевают трудности в своей жизни. Символически трудность может изображать любой предмет (лист бумаги, стул).

Обсуждение результатов упражнения.

11.4. «Ценности». Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей. На 6 листочках написать, то, что ценно в вашей жизни, затем ранжировать от самого ценного к менее, проставив цифры. Случилось нечто … из вашей жизни исчезла та ценность, которая по цифрой 6 (менее значима), отложите эту бумажку, прочувствуйте свое состояние. Затем то же происходит и с остальными ценностями. Произошло нечто хорошее, и вы можете вернуть себе любую из этих бумажек – ценностей и так далее пока все бумажки не будут возвращены. Что происходило с вашими ощущениями во время выполнения задания, остался ли прежний порядок ранжирования. Может, вы хотите добывать какую-то ценность.

11.5. Методика «Мешок» («Мусорное ведро») Методика направлена на профилактику и снижение интенсивности влияния вторичной травмы.

11.6. «Язык ответственности». Этот язык помогает осознать, как мы пытаемся уйти от ответственности, не выполняя важное правило, говорить о своих переживаниях, не используя слово «я». Например: На обычном языке 1. Моя вспыльчивость часто доводит меня до беды. 2. Ты меня огорчаешь (сердишь, радуешь).

3. Это меня раздражает. 4. Ты меня запутал. 5. Это не имеет значения. На языке ответственности 1. Я заставляю себя сердиться; я довожу себя до беды. 2. Я заставляю себя огорчаться (сердиться, радоваться).

3. Я заставил себя прийти в раздражение. 4. Я не понял смысла твоих слов. 5. Я не придаю этому значения. Все эти примеры показывают, как с помощью слов мы уходим от ответственности за свои чувства, мысли и поступки. Собираясь произнести (или услышав от других) слова «это», «ты», «тот», «что» или «оно», попробуйте заменить их на «я». Обычный язык прекрасно справляется с описанием внешнего мира – язык ответственности концентрируется на внутренних переживаниях и истинных побуждениях человека.

11.7. «Наклеивание ярлыков». Для начала запишите на листе бумаги все, за что вы себя обычно критикуете. Наряду с крупными недостатками включите в свой список и мелкие. Если вы подумаете: «Да, я именно такой и всегда был таким. Тут уж ничего не поделаешь», – это означает, что вы наклеили на себя ярлыки, которые мешают вам изменяться и развивать свои возможности. Многие из этих ярлыков укоренились в вашем сознании в прошлом, и всякий раз, обращаясь к ним, вы словно добавляете: «…таким я и останусь». Вот характерный список недостатков – возможно, он похож на ваш: Я очень застенчив. Я слаб в математике. У меня нет музыкального слуха. Со мной вечно что-нибудь случается. Я выхожу из себя по пустякам. Внимательно исследуйте обнаруженные вами ярлыки. Не являются ли некоторые из них просто удобными отговорками, чтобы увильнуть от трудностей, связанных с изменением себя? А дальше надо решить – оставаться ли вам всегда таким, как сейчас, или начать работать над собой. Обратите внимание на те ярлыки, которые вам прилепили несправедливо или так давно, что они уже устарели. Теперь вы сможете переписать свой список, начиная каждый пункт с одного из следующих заявлений: Я предпочитаю быть… До сих пор я был… Раньше я постоянно называл себя…

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

11.8. Оптимистичное выступление. Оптимистичный стиль. Сделать трехминутное сообщение перед группой, выдержанное в оптимистичной манере, на одну из следующих тем … Для примера: «Судьба русского образования» «Как стать счастливым» «Почему мне нужно в 2 раза повысить зарплату» и т. п.

11.9. «Радуга». Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство. Медитативное рисование представляет собой хороший способ осознания важных жизненных целей. Представьте и нарисуйте вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы радовать вас. Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее. В точке будущего вас ждет нечто очень ценное и очень желательное для вас, важное для вас. «Как мне достичь своей цели? Что зависит от меня, а что от других? От чего мне, возможно придется отказаться? В чем я выигрываю? Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?» Получилась ли у вас законченная картина достижения своей цели?

11.10. «Карта будущего». Представить свое будущее в виде карты местности. Метафорическое выражение целей в виде пунктов на карте, а путей их достижения в виде улиц и дорог. После создания такой карты можно соотнести цели между собой и понять, насколько они сочетаются друг с другом, какие препятствия встретятся на пути к ним, какие новые возможности откроются. Начертите карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте промежуточные цели. Придумайте названия к этим «пунктам-целям». Нарисуйте улицы и дороги, по которым вы будете идти. Будете ли вы прокладывать тропы и дороги в одиночестве или с кем-нибудь? Какие местности вам придется пересечь на своем пути (цветущие края или пустыни).

Будут ли какие-то препятствия на дорогах? На какую помощь вы можете рассчитывать? Откуда вы будете брать силы для того, чтобы достичь желаемого? Какие чувства у вас вызывает эта картина?

11.11. «Волшебная таблетка». У каждого есть множество целей и желаний. Некоторые из них мы осознаем и стремимся их удовлетворить. О других догадываемся, однако предпочитаем оставить их не решаемыми. А часть наших желаний прячется в самых темных глубинах нашего мозга. Представьте себе, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устраняет все сдерживающие факторы, условности, иллюзии. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течение недели (месяца, года).

Что вы будуте делать это время? Как будет выглядеть ваша жизнь и что в ней будет происходить? Как вы будете себя чувствовать? Напишите, как бы вы прожили эту неделю. А теперь подумайте, могли бы вы сделать что-то из того, что вы записали, и без волшебной таблетки? К каким целям и осуществлению желаний вы бы могли стремиться и без нее? Насколько важны для вас такие желания, для исполнения которых действительно нужна волшебная таблетка?

11.12. … Рассмотрите как можно больше своих характерных черт: речь, одежду, поведение в каких-либо ситуациях и в целом и т. д. Задайте себе вопрос, в подражание кому вы их обрели. Друзьям, врагам, родным, значимым близким? Что хотелось бы изменить что нравиться, а что наоборот нет? Почему?

11.13. «Антикварный магазин». Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи, вообразите себя предметом в этом магазине. Расскажите от имени этого предмета о себе: как вы себя чувствуете, почему оказались в магазине, кто и где ваш прежний хозяин. Обсуждение: как и в каких случаях можно применить эту методику, варианты её модификаций.

11.14. «Два стула». Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями. Предлагается сыграть диалог между этими сторонами. Исполняемая роль может быть ролью человека, роль может быть физическим симптомом и т. п.

11.15. Если ты проливаешь слёзы о том, что нет солнца, ты можешь не увидеть звёзд. Если не можешь встать с кровати, – падай на пол. Полночь — самое тёмное время ночи. Всего через секунду начнётся новый день, и скоро ты увидишь рассвет. Нужно не только уметь загадывать желания, но ещё и их разгадывать. Если ты идёшь по пути, который день за днём прокладываешь собственными руками, то дойдёшь до того места, где должен быть. Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть даже самую тяжёлую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто… Ты, просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» Когда судьба тебе ставит палки в колёса, ломаются лишь негодные спицы. — Господи! Если ты сделал так, что я не могу, так сделай так, чтобы я не хотел! Жизнь иногда выкидывает такое.… Надо остановиться и подобрать. Плохо то решение, которое нельзя изменить. Нужно не только уметь загадывать желания, но ещё и их разгадывать. — Да, весна этой зимой удалась на славу! www.skibo.irkutsk.ru

11.16. Вспомните все то, что было сегодня на занятии… Постарайтесь быть достаточно пассивными – пусть все это само, пройдет перед вами… Просто наблюдайте… И когда вы вспомните все то, что было сегодня, возьмите самое ценное, самое важное и нужное именно вам, в свою жизнь. И в один прекрасный момент вы обнаружите, что ваше поведение неким образом изменилось, люди стали, к вам относится по другому, и что-то неуловимо меняется не только в вас, но и вокруг вас. Внутри вас в это время будет происходить нечто замечательное и восхитительное! И это будет происходить именно с вами и именно тогда, когда вам это нужно.

 

Режим. Режим дня, сон и его гигиена.

Режим дня. Слово «режим» французское и в переводе означает «управление». В данном случае речь пойдет о самоуправлении. Если все делать в одно и то же время, то через какое-то число повторений будет образован динамический стереотип, благодаря которому одна деятельность легко сменяет другую. Дело в том, что все процессы в нашем организме происходят циклично. Бодрствование сменяется сном, вдох выдохом, сокращение предсердий и желудочков сердца паузой. Многие из перечисленных процессов не требуют сознательного контроля, они происходят рефлекторно, помимо нашего сознания, другие, наоборот, требуют сознательного управления.

Режимом называют установленный распорядок жизни: работы, питания, отдыха, сна. Он определяется не только нашими желаниями, но и общественными требованиями. В определенные часы начинают и заканчивают работу учреждения, заводы, фабрики, институты, школы, театры, кино, магазины, предприятия общественного питания. И каждый человек, независимо от желания, должен считаться с этими факторами и свой личный распорядок жизни приспосабливать к распорядку общественному. Уже одно это говорит о том, что режим дня не может быть для всех одним и тем же. Даже для одного и того же человека он будет разным во время работы на предприятии и в дни отпуска, в будни и в выходные дни. Но все же в распорядке жизни определенных групп населения, занятых одним и тем же делом и живущих в сходных условиях, много общего. Гигиена изучает каждую из этих групп и рекомендует для них научно обоснованный распорядок дня.

В качестве примера рассмотрим режим дня учащихся, занимающихся в первую смену. Естественно, каждый день у них начинается с подъема, зарядки, туалета, завтрака. Но возникает вопрос: когда надо вставать? Это зависит от того, как быстро и четко человек умеет собираться. Главное, утром надо все делать без спешки, в умеренном темпе. Когда человек спешит, его деятельность хаотична, она переполнена случайными факторами, которые мешают формированию динамического стереотипа. Вчера ученик пытался утром дописать упражнение, сегодня потратил время на то, чтобы собрать портфель, завтра ему, вероятно, придется искать не приготовленную заранее сменную обувь. В результате полезные привычки не вырабатываются.

Поиски необходимых вещей в обстановке недостатка времени ведут к ненужному напряжению нервной системы, отрицательным эмоциям, которые препятствуют качественной настройке на учебную деятельность, снижают ее результаты. Наконец, они могут стать причиной нервно-психического перенапряжения. Для того чтобы сохранить высокую работоспособность, надо все необходимое готовить заранее и одни и те же дела постоянно выполнять в одной и той же последовательности. Это приведет к выработке динамического стереотипа, который позволит сэкономить силы.

Работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наибольшей интенсивности в периоды от 10 до 13 и от 16 до 20 ч. Поэтому умственную работу надо выполнять в период наибольшей работоспособности. О режиме физической нагрузки и питания мы подробно говорили раньше (с. 37 и 117), поэтому здесь рассмотрим некоторые гигиенические рекомендации, связанные с работой за столом. Прежде всего надо не забывать о гигиене зрения, следить, чтобы от карандаша, руки и других предметов не падала тень на текст. Резкая смена освещенности вызывает непрерывную работу мышцы, сужающей и расширяющей зрачок, что вредно отражается на зрении. Наклон книги должен быть таким, чтобы от верхних и нижних строк, расположенных на данной странице, было одинаковое расстояние. Абажур должен скрывать, от глаз светящуюся нить накала лампочки. После 20- 30 мин работы следует отрываться от текста и несколько минут смотреть вдаль. Этот простой прием позволяет предотвратить утомление глаз. Полезно выполнить и ряд упражнений, снимающих усталость и восстанавливающих остроту зрения.

Начинать выполнять домашние задания следует с не очень трудного предмета. Задания по наиболее сложным предметам надо делать позднее, а в конце работы переходить к самым легким предметам. При переходе от предмета к предмету полезно делать 5-10-минутные перерывы, заполняя их либо физкультурными паузами, либо работой по дому. Непосредственно перед отходом ко сну не рекомендуется чтение, напряженная умственная работа, подвижные шумные игры и развлечения. Все это возбуждает нервную систему и препятствует своевременному засыпанию, ведет к поверхностному, неглубокому сну.

Сон и сновидения. Гигиена сна. Сном называют периодически наступающее состояние человека и животных, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. Во время сна происходит естественный периодический отдых человека от психической деятельности, который обусловлен биоритмами организма.

И. П. Павлов полагал что во время сна происходит полное торможение клеток коры больших полушарий головного мозга и ближайшей подарки. Однако последние исследования с применением новейших достижений электроники показали, что это не совсем так. Во время сна работа мозга не затормаживается, а перестраивается. Причем сам сон — сложное явление, которое имеет несколько стадий. Эти стадии циклически повторяются, и для полного восстановления сил необходимо, чтобы все они прошли в определенной последовательности.

В настоящее время известно несколько стадий медленного и быстрого сна. Названия «медленный» и «быстрый» отражают характер электроэнцефалограмм — кривых, регистрирующих биотоки мозга. В состоянии бодрствования кривая показывает наличие быстро колеблющихся токов небольшой амплитуды. Когда человек засыпает, амплитуда колебаний возрастает, а сами колебания становятся медленными. Отсюда название «медленный» сон. Затем кривая биотоков мозга спящего человека изменяется: она приобретает характер быстрых колебаний, чем-то напоминающих кривую биотоков мозга бодрствующего человека. Отсюда и название «быстрый» сон.

Для фазы быстрого сна характерны некоторые особенности: движения глаз, одышка, нарушения ритма пульса с полным расслаблением скелетных мышц. У человека эта стадия длится недолго — в среднем 5-10 мин. Она повторяется около 5 раз в течение ночи. Обычно фаза быстрого сна связана со сновидениями. Впрочем, исследования последних лет показали, что и некоторые фазы медленного сна также могут сопровождаться сновидениями.

Как уже было сказано, у человека, спящего крепким сном, все фазы сна в течение ночи повторяются несколько раз. После пробуждения такой человек чувствует себя бодрым и хорошо выспавшимся. Сновидения многие люди не помнят, хотя большинство здоровых людей их видят.

О природе и значении сновидений высказано много гипотез. Сторонники одной из гипотез считают, что сновидения связаны с психологической защитой организма от травмирующих факторов. Сновидения позволяют нам эмоционально разрядиться, отреаги­ровать на обстоятельства, на которые мы не смогли должным образом ответить в состоянии бодрствования. Например, в наш адрес было высказано оскорбительное замечание, а ответ на него в нужную минуту не нашелся. В сновидении это событие вновь повторяется, но решается уже в нашу пользу. Суть этой гипотезы состоит в том, что сновидения являются как бы средством психологической защиты, они освобождают нас от груза переживаний, которые продолжали бы нас угнетать в дальнейшем. Сторонники этой гипотезы считают, что в состоянии нервного истощения человеку не снятся сны. (Здоровые люди сны видят, но их не запоминают, больные их просто не видят.) Люди, которые начинают выходить из состояния невроза, видят устрашающие сновидения, кошмары, в которых они всегда терпят бедствие, и, наконец, в период окончательного выздоровления у них восстанавливаются обычные сновидения, при которых человек берет верх над обстоятельствами, достигает желаемого.

Сновидения, как правило, не могут предсказать ход будущих событий, но вера в сновидения может весьма и весьма сильно отразиться на жизни человека. Ведь каждый из нас строит для себя программу жизни. Одни, например, решаются идти в СПТУ, другие — в техникумы, третьи хотят окончить среднюю школу и пойти в институт. Может ли на выбор дальнейшей жизни повлиять сновидение? Да, может, если человек верит в него. Ведь состояние выбора вещь нелегкая, она требует размышления, большого труда. Вера в сновидение, примету, гадание может повлиять на решение.

 

Необходим режима дня как для дошкольника, так и для пожилого человека. Гигиеническая организация сна и бодрствования, учебного процесса, осанка, режим труда и отдыха, личное время играет огромное значение для сохранения физического и психического здоровья. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы, музыки , спорта человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование здорового образа и стиля жизни, содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов является целью психогигиены и психопрофилактики.