ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Психогигиена — это отрасль медицинских знаний, изучающая обеспечение, сохранение и поддержание психического здоровья.
Выдающиеся представители медицины древности много внимания уделяли общей гигиене, включая сюда вопросы сохранения умственной и физической работоспособности, гигиену брака и некоторые другие. Гиппократ и Гален в своих сочинениях ставили важные психогигиенические проблемы. В последующем успехи, достигнутые в области гигиены, были постепенно преданы забвению, и лишь в конце XIX века научная психогигиена выделилась в самостоятельную отрасль знания, что было обусловлено бурным развитием психиатрии. Психические нарушения приобрели статус болезни и стали рассматриваться как любые другие соматические заболевания, которые, помимо распознавания и лечения, можно и нужно предупреждать.
В 1909 г. в США был создан Национальный комитет психической гигиены, а в 1910 г. на специальной конференции американскими и канадскими психиатрами было принято решение создать международную ассоциацию по психогигиене. В дальнейшем подобные комитеты стали организовываться в других странах — Канаде, Австралии, ФРГ, Германии и др.
Эти комитеты занимались частными вопросами, не уделяя внимания «изучению социальных условий и других вопросов «психогигиены, не осуществляя диспансеризации психически больных.
После второй мировой войны актуальность психогигиены стала очевидной. Созданная вскоре после войны Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уделяла большое внимание психогигиене, ее устав предусматривает “поощрение деятельности в области’ психогигиены, особенно такой, которая способствует гармоничности человеческих взаимоотношений”, в 1949 г. в структуре ВОЗ выделились отдел психогигиены и комитет экспертов, который выработал основные принципы работы в области охраны психического здоровья.
Эти принципы предусматривают:
1) необходимость создания секций психогигиены при каждом национальном министерстве здравоохранения с целью координации работы по предупреждению нервно-психических заболеваний в стране и для обмена опытом с другими странами;
Психогигиена детского возраста.
... способна найти своевременное решение по стабилизации сложившейся ситуации. Психогигиена. Раньше обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних ... оценка ситуации) . Разделы Психогигиены. Выделяют следующие разделы психогигиены: 1) возрастная психогигиена, 2) психогигиена быта, 3) психогигиена семейной жизни, 4) психогигиена трудовой деятельности и обучения. Раздел ...
2) акцент на психогигиенической работе среди детского населения, так как профилактические мероприятия в этом возрасте наиболее эффективны;
3) необходимость объединить работу по психогигиене с другими видами деятельности ВОЗ (служба охраны здоровья матери и ребенка и др.), а также с работой различных специализированных и неспециализированных учреждений ВОЗ.
Острота и неотложность проблемы охраны нервно-психического здоровья населения вынуждают искать наиболее приемлемые формы психогигиенической деятельности. В США с этой целью функционируют Национальный комитет психогигиены и центры общественного психического здоровья, во Франции действует специальная Лига психогигиены, в Англии — Национальный совет психогигиены.
Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется на философии диалектического и исторического материализма, т. е. на основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам
В психогигиене выделяют следующие разделы:
- возрастная психогигиена;
- психогигиена быта;
- психогигиена трудовой деятельности и обучения;
- психогигиена семейной жизни.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОГИГИЕНА
Этот раздел включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся, прежде всего, к детскому и пожилому возрасту, что следует оценивать дифференцированно, с учетом возраста, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого значительны.
“Детство — золотая пора психогигиены. Забота о развивающемся организме должна начинаться с момента его зачатия”,— отмечал М. П. Кутанин. Соблюдение будущей матерью необходимых профилактических и общегигиенических рекомендаций в значительной мере служит залогом рождения ребенка со здоровой нервной системой.
Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенных качествах психики ребенка и обеспечивать гармонию ее формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребенка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребенка.
Основными условиями воспитания являются:
— развитие и тренировка процессов торможения;
— воспитание эмоций;
— обучение преодолению трудностей.
ПСИХОГИГИЕНА БЫТА
Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И, наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Нередко можно наблюдать, как психопатизированные и невропатизированные личности создают напряженную обстановку в коллективе, травмируют окружающих.
особенности коммуникативной деятельности детей младшего школьного ...
... школьников с ЗПР. Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития. Предмет исследования: особенности коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического ... Воспи-тание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17. 10. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. ...
Дружный и сплоченный коллектив может и должен создать благоприятный психологический климат, способствующий предупреждению возможной декомпенсации у лиц с повышенной чувствительностью.
Люди, которые “все принимают слишком близко сердцу”, придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям.
Для этого необходимо:
учиться правильно оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.
Часто спокойную домашнюю атмосферу нарушают лица с психопатическими чертами, а также страдающие алкоголизмом. Они создают нервозную обстановку, порождают конфликты, что оказывает вредное влияние на окружающих и особенно на детей. Частое и длительное употребление алкоголя ослабляет защитные силы организма, приводит к развитию невротических реакций. Алкоголизм занимает особое место среди нервно-психических заболеваний.
ПСИХОГИГИЕНА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ
Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии — ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности.
Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете и психическое здоровье А если, наоборот, работа человеку не в радость, выбор профессии оказался ошибочным, в своей профессии он человек случайный, труд становится горькой необходимостью, а это влечет за собой подавленное настроение быструю утомляемость.
В процессе трудовой деятельности между людьми складываются определенные взаимоотношения, от которых зависит психологический климат коллектива Неправильные взаимоотношения приводят к конфликтам, которые могут быть порождены:
плохой организацией, неблагоприятными условиями труда, а также социально-психологической несовместимостью отдельных лиц или группировок, порочным стилем руководства, отрицательными личностными особенностями отдельных людей.
Какова бы ни была причина конфликта, он всегда тяжело переживается человеком, способствует возникновению отрицательных эмоций, снижению настроения, психическому напряжению, раздражительности, служит источником невротизации.
Разрешить конфликт — значит выяснить и устранить причины, которые привели к столкновениям, ссорам, психологической несовместимости членов коллектива; снять психическое напряжение, перестроить отношения.
ручной труд в работе с детьми с зпр
... и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по ручному труду сводится ... Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы ... диабет, заболевания щитовидной железы); токсикозами, особенно во второй половине беременности; токсоплазмозом; ... правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Социальный ...
Каждый конфликт индивидуален, поэтому необходимы особый подход, всестороннее познание ситуации.
Возможны 3 вида нормализации межличностных отношений:
1) победа одной стороны над другой, если одна
сторона признает справедливость другой и подчиняется ей;
2) компромисс, т. е. согласие на взаимные уступки и терпимость к иным взглядам при сохранении своих основных позиций, взглядов, отношений;
3) творческое содружество, интеграция — взаимное примирение и согласие, достигаемые на основе общих интересов, целей и ценностей, способов поведения, что характерно для коллективистских взаимоотношений.
Ряд профессий связан с работой на автоматизированных линиях и устройствах, а также на конвейерных установках. Такая работа предъявляет особые требования к физическому и психическому здоровью, повышает эмоциональное напряжение и приводит к развитию утомления. Причинами утомления на автоматизированных линиях являются интенсивное внимание, напряженное ожидание сигнала, быстрая смена поступающей деформации, однообразно-монотонная деятельность. Исследования физиологов показали, что монотонная деятельность особенно неблагоприятно воспринимается дегковозбудимыми и неуравновешенными людьми, которые чаще встречаются среди молодежи. В борьбе с монотонностью труда должна использоваться производственная гимнастика.
В психогигиене труда немаловажную роль играет промышленная эстетика: современные формы машин, удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние рабочего.
Важное значение имеет психогигиена умственного труда.
Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии, в процессе ее происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Для умственного труда длительный период врабатываемости характерен в большей степени, чем для физического труда.
Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный “срыв”, особенно часто наступающие в период экзаменов. Выполнение школьных и студенческих заданий должно быть регулярным. Следует помнить, что занятия являются наиболее продуктивными в первой половине дня в течение 3—4 ч и малопродуктивны в ночное время. Умственная работа требует определенного времени, за которое человек сможет вработаться, чтобы достичь высокой продуктивности. Для занятий необходимо тщательно подготовить рабочее место и имеющиеся технические приспособления.
Выполнение заданий желательно начинать с наиболее трудных, ибо они отнимают больше всего времени и требуют максимального напряжения внимания. Если же учащийся не может мобилизоваться для ответственной Умственной работы, то лучше начинать с более интересных предметов, которые помогут включиться в работу Естественно, что всякая длительная деятельность, в том числе и умственная, постепенно приводит к состоянию сниженной работоспособности, которая наступает одновременно с изменением функций организма и в ряде случаев более или менее неприятным чувством усталости Утомление и переутомление могут вызывать временную астенизацию, способствовать возникновению невроза приводить к нарушениям деятельности сердечно-сосудистой и других систем либо усиливать имеющиеся у человека патологические нарушения.
Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, ...
... Цель данной работы - изучить медико-социальную работу по профилактике заболеваний, передающихся половым путем.Исходя из цели данной работы, были поставлены ... что заболеваемость ИППП значительно выше, чем предполагалось ранее.ИППП приводят к большим экономическим убыткам, связанных с лечением ... происходит (очень редко и обычно только у детей). Возбудители ИППП, в основной массе, безусловные паразиты, ...
С каждым годом наблюдается все более сознательное отношение трудящихся к своей работе. Люди все более освобождаются от пережитков прошлого, все в большей мере вносят творческий элемент в общественно полезный труд. Работа на социалистическом предприятии сама по себе стала важнейшим фактором нравственного воспитания. Коллективизм, свойственный отношениям между людьми в социалистическом государстве, особенно ярко и отчетливо проявляется в повседневной деятельности.
ПСИХОГИГИЕНА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Семья представляет собой социальную группу, в ко-„рой закладываются основы личности, происходит ее начальное развитие. Характер взаимоотношений между пленами семьи существенно влияет на судьбу человека потому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.
Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи — непременному условию правильного воспитания детей. А. С. Макаренко писал, что “самые лучшие дети бывают у счастливых родителей”. Для счастья подрастающего поколения семья не имеет эквивалента, ибо ничто и никогда не заменит ребенку тепло домашнего очага и родительскую любовь.
Семья включает в себя три системы: супружескую, систему родителей и детей, взаимоотношения детей в одной семье. Динамика взаимодействия членов семьи оценивается по трем этим параметрам.
Структура семьи и ее внутренняя организация зависят от многих как внутренних, так и внешних факторов. К внутренним факторам, скрепляющим семью, относятся: взаимная любовь, привязанность, общность интересов и стремлений долга по отношению к супругу и детям, забота о детях, о совместном жилище и домашнем хозяйстве, поддержка стремлений членов семьи к продвижению по “служебной лестнице”. К внешним факторам, влияющим на сохранение семьи, относятся следующие: общественное мнение, экономические условия, требования заботы о детях, а также юридические санкции и воздействие общественности, противодействующие распаду семьи.
Достичь счастливого брака, предотвратить распад семей — насущная социальная проблема. Но и в счастливых семьях возможны конфликтные ситуации. Однако ни не принимают затяжного, угрожающего характера. Устойчивый неразрешенный конфликт приводит к напряженности, которая вызывает постоянное раздражение, невротизацию, ведет к пренебрежению своими обязанностями одного или обоих супругов, супружеской неверности, пьянству и т. д. Напряженные отнощ ния между супругами могут возникать из-за несходств характеров, несоответствия стремлений и культурных запросов, отсутствия общих интересов.
Слабовидящие дети как объект социальной работы
... столетия в Советском Союзе была создана сеть специальных дошкольных учреждений для детей с данным заболеванием. В настоящее время в России функционирует около шестисот таких дошкольных учреждений. ... являются психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть участие всех этих факторов - ...
В семье личность человека наименее защищена и мо жет оказаться особенно ранимой, так как супруги и и” родственники хорошо знают слабые стороны членов
своей семьи и нередко наносят им самые горькие обиды и оскорбления.
Постоянные затяжные конфликты могут привести к распаду семьи, расторжению брака. А это является для супругов серьезной психической травмой, как правило в еще большей степени задевающей детей. Надо стараться предупреждать семейные конфликты, снимать психическое напряжение, а для этого нужно уметь устранять причины их возникновения.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Психопрофилактика — это раздел общей профилактики, изучающий обеспечение психического здоровья, предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.
Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения.
Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.
С помощью различных психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных вредностей некоторых отраслей труда (факторов интоксикации, вибрации, перенапряжения, характера производственного процесса и т. п.).
Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика включает сумму мероприятий, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения в нашей стране, улучшение производственных и бытовых условий трудящихся.
Вторичная профилактика — это максимальное выявление начальных проявлений психических заболевали и их активное лечение, т. е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению, хотя некоторые заболевания могут оставлять после себя различные по степени и характеру дефекты.
Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного, превращающих его в инвалида.
Руководящую роль в проведении профилактических мероприятий играет система диспансеров, которые занимаются учетом, выявлением и лечением заболеваний. Большая работа также ведется по трудоустройству больных, по борьбе с токсикоманиями, в том числе с алкоголизмом. Диспансеры занимаются, кроме того, организацией социальной помощи и санитарно-гигиеническим просвещением.
Профилактическая диспансеризация осуществляется путем систематических осмотров, преследующих цели раннего выявления нервных и психических заболеваний с одновременной психогигиенической работой. Все это способствует также снижению числа рецидивов заболеваний, предупреждению ятрогений, нормализации труд. и отдыха людей.
Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. ...
... Выготского на соотношение обучения и развития. Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. Движущие силы развития. Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят ... План Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. Движущие силы развития. Роль деятельности и общения в психическом развитии. 3. Роль обучения в психическом развитии. Взгляды Л.С. ...
Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения. При этом к участию в планируемых мероприятиях привлекаются также родители. Совместная работа касается организации режима в школе и дома, создания условий для правильного гармоничного развития физических и психических способностей ребенка. В случае необходимости врачи специально занимаются изучением нервно-психического здоровья отдельных учащихся. Определенные усилия должны быть направлены на своевременное ознакомление юношей и девушек с особенностями периода полового созревания и на их половое воспитание. И здесь вопросы психогигиены переплетаются с вопросами психопрофилактики и опираются на психологию.
Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок и т. д.
В нашей стране много внимания уделяется организации учреждений для работы с заикающимися и косноязычными людьми — детьми и взрослыми. С этой целью создаются логопедические и сурдологические кабинеты в психоневрологических диспансерах, специализированные детские сады и школы. Немалое значение имеет профилированное обучение детей с недоразвитием интеллектуально-мыслительных функций.
Правильное воспитание ребенка, развитие и тренировка у него таких качеств, как выдержка, трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности, необходимы для формирования гармоничной и устойчивой личности. “Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов,— может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется трусом”. В. М. Бехтерев писал, что уклонение характера начинается уже в раннем детстве вследствие тех или иных условий, которые могли бы быть своевременно устранены.