Пояснительная записка 43

1

Цель методических указаний помочь студенту подготовиться к практике и провести ее с наибольшей эффективностью. В связи с этим в пособии освещаются основные задачи, рассматриваются виды работ, которые должны быть выполнены на каждом из ее этапов.

Практика студентов университета, согласно Положению о практике студентов МГОУ (специалистов и бакалавров) (от 28 февраля 2013 года, протокол № 6 Ученого совета МГОУ), является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов на базах практики.

В целостном процессе формирования личности будущего учителя-дефектолога и специального психолога ведущая роль принадлежит общенаучной и специальной подготовке. Основными условиями эффективности практической работы студентов являются ее психолого-педагогическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий, воспитывающий и коррекционно-развивающий характер, систематичность и преемственность, комплексный подход к ее содержанию.

Вместе с тем практика является важным средством развития педагогического мышления, творческих и профессионально-личностных качеств, проверки уровня их теоретической подготовки, развития уважения и любви к профессии и к детям, имеющим нарушения в развитии.

Основная цель педагогической практики состоит в творческом применении знаний, полученных студентами в процессе изучения общеобразовательных, психологических и специальных дисциплин, приобретении основных профессиональных навыков по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, проведению с ними специальной коррекционной работы, направленной на реабилитацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями.

Практики проводятся в сторонних организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты; или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Производственная (педагогическая) практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. Практика студентов МГОУ как вид учебной работы завершается отчетом о практике. Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

10 стр., 4522 слов

Психосоциальная терапия в практике социальной работы

... .С. Практикум по психологической консультации. М., 1996. 7) Теория и практика социальной работы. Под общ. ред. В.Н. Ярской. Саратов, 1995. С ... клиент лежит на столе и мы прикасаемся к нему. Розен-практик должен быть в тесном контакте с клиентом. Слушать и фокусировать ...

Ответственность за организацию практики возлагается на декана факультета, ответственность за проведение практики на заведующего соответствующей кафедры, ответственного за практику.

Места проведения практики, исходя из требований программы практики, подбираются, как правило, на предприятиях и в организациях, расположенных в Московской области. При наличии мотивированных аргументов допускается проведение практики в других субъектах Российской Федерации.

В случае проведения практики вне пределов Московской области и г. Москвы, руководитель практики за шесть месяцев до начала практики пишет служебную записку с обоснованием проведения практики в других областях РФ. Решение о проведении практики вне пределов Московской области и г. Москвы принимает ректор.

Студентам, работающим по профилю подготовки факультета, по решению соответствующей кафедры, при наличии положительной характеристики с места работы, может быть зачтена учебная и производственная практики.

Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, производственную (педагогическую) практику, как правило, проходят в этих организациях.

Студенты заочной формы обучения, работающие по профилю избранной в университете специальности, все виды практик организуют самостоятельно. Для остальных категорий студентов заочной формы обучения (не работающих или работающих не по профилю избранной специальности) прохождение практики является обязательным на местах, определяемых соответствующей кафедрой и по утвержденной в университете программе практики.

Для студентов, осваивающих ООП в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования, проводится переаттестация (полная, частичная) учебной и производственной (педагогической) практик.

Для студентов, имеющих высшее профессиональное образование с профилем, соответствующим получаемому образованию, и осваивающих ООП в сокращенные сроки, может проводиться перезачет учебной и производственной (педагогической) практик.

9 стр., 4084 слов

Методика изучения уровня социальной активности студентов

... квалификационная Сорокин Иван Сергеевич 791 группа Руководитель практики от кафедры: Пинчук Оксана Андреевна Руководитель практики от организации Головешкин Иван Дмитриевич Санкт-Петербург 2014 ... свободный, творческий характер. 2.3 Особенности учета психологической информации студентами Отношение большинства студентов к психологической работе позитивное, серьезное. Наибольший интерес для них ...

Для студентов, имеющих высшее профессиональное образование с профилем, не соответствующим получаемому образованию, и осваивающих ООП в сокращенные сроки, прохождение всех предусмотренных учебным планом практик осуществляется в установленном порядке, в соответствии с программой практики.

Для всех категорий студентов прохождение практик является обязательным. По результатам освоения программы практики обучающиеся представляют на соответствующую кафедру письменный отчет с последующей аттестацией.

При организации практики на руководителя практики от университета возлагаются следующие задачи:

  • оказывать методическую помощь студенту при выполнении им индивидуальных заданий, сборе материалов и составлении отчета о практике;
  • представлять интересы студента перед руководством организации — места прохождения практики;
  • на основании наблюдений за работой практиканта, качества выполнения им индивидуальных заданий, содержания отзыва-характеристики организации и отчета по практике оценивать ее результаты и, не позднее десяти дней по ее окончании, организовать прием зачетов по практике.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях, учреждениях и на предприятиях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю. Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 часов в неделю.

Форма контроля прохождения практики — дифференцированный зачет. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Итоги практики обсуждаются на заключительных конференциях факультета с участием, где это возможно, представителей баз практики. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, имеют академическую задолженность.

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... студента к педагогической практике. 2. Изучение образовательной системы школы. 3. Учебная деятельность студента. 4. Воспитательная деятельность студента. 5. Методическая работа студента. 6. Научно-исследовательская деятельность студента ... обосновать возможность того или иного направления развития школы. Рекомендуемая литература Безрукова В ... коллектива с общешкольным. 1) Знают ли в классе о том, ...

Обучающие цели раздела ООП «Учебная и производственная практики» связаны с подготовкой квалифицированного специалиста — бакалавра, который должен:

  • осознать личностную и социальную значимость своей профессии: обладать целостным представлением о специальном образовании как особой сфере социокультурной практики;
  • уметь проектировать педагогический процесс, программы развития субъектов образовательного процесса;
  • обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знать основные закономерности развития природы и общества;
  • знать историю и современные тенденции развития мировой педагогической науки;
  • владеть системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;
  • конструировать содержание специального обучения на разных ступенях образования;
  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности;
  • владеть знаниями о закономерностях психического развития ребенка и взрослого основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;
  • иметь системное представление о деятельности педагога и психолога в специальных (коррекционных) учреждениях и социальной сфере, учреждениях культуры, спорта, здравоохранения; знать приемы и технику педагогического и психологического консультирования, уметь использовать их в своей профессиональной деятельности; владеть умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;
  • владеть способами профессиональной и личностной рефлексии.

Воспитывающие цели раздела ООП «Учебная и производственная практики» связаны с подготовкой квалифицированного бакалавра, который должен:

6 стр., 2767 слов

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Слушание, восприятие музыки, разучивание, исполнение детских песен

... как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные ... особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний ... формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными ...

  • владеть методами педагогического просвещения субъектов социального пространства;
  • владеть знаниями в области профессионализации самоопределения личности;
  • знать проблемы формирования и функционирования семьи, имеющей ребенка с ОВЗ;
  • знать закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеть приемами управленческого консультирования;
  • владеть знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;
  • знать структуру образовательных и социальных специальных учреждений, организацию и формы деятельности психолого-педагогической службы в системе данных учреждений;
  • осознавать здоровье как ценность; владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;
  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию личностных качеств,
  • быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их замещающими).

Развивающие цели раздела ООП «Учебная и производственная практики» связаны с подготовкой квалифицированного бакалавра, который должен:

  • владеть системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
  • быть готовым решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированы на анализ научной и научно-практической литературы в области образования;
  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;
  • обладать организационно-деятельностными умениями, умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
  • способен к проектной деятельности на основе системного подхода; знать историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии;
  • использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблематикой исследования в области образования.

2.Учебная практика

Цель учебной практики: углубление у студентов интереса к профессии, воспитание стремления к более глубокому изучению специальных дисциплин, совершенствованию своих способностей.

2 стр., 857 слов

Психологический анализ урока 6

... психологический климат группы был очень благоприятным. Индивидуальной работы учащихся на уроке не было. Данный урок был полезен для ... В составе целей урока были замыслы, относящиеся к построению отношений с учащимися, к педагогическому общению (обсуждение конкурса ... использовал такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На уроке учитель не использовал элементы проблемного ...

Задачи учебной практики:

  • способствовать овладению умениями наблюдать и анализировать учебную, воспитательную, психологическую работу, проводимую учителем и психологом, самостоятельно делать выводы на основе анализа;
  • научить самостоятельно планировать учебно-воспитательный процесс, коррекционно-развивающую и диагностическую деятельность на научной основе;
  • научить творчески подходить к решению основных профессиональных задач, дать навыки разработки системы уроков по теме, проведения различных типов уроков с применением разнообразных методов обучения;
  • воспитывать у студентов стремление к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, к поиску наиболее эффективных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся с нарушениями интеллекта;
  • научить в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса устанавливать положительный контакт, а также налаживать межличностные отношения на основе знаний, полученных в ходе обучения в ВУЗе.

Практика осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (профиль «Олигофренопедагогика»), в образовательных, социально-реабилитационных, домах-интернатах (профиль «Специальная психология»), с которыми заключен договор установленного образца с МГОУ.

Объектом учебной практики является класс или ученик специальной (коррекционной) школы, лицо с ограниченными возможностями здоровья.

В первые дни практики проводится вступительная конференция, студенты знакомятся с учреждением и педагогическим коллективом, коллективом учреждения. Практиканты в школе распределяются по классам (возрастным группам).

Учебная практика включает следующее (Приложение I):

3 стр., 1376 слов

самостоятельные работы учащихся на уроках по дисциплине «Моделирование причесок».

... исследования – организация самостоятельных работ учащихся на уроках по специальным дисциплинам. Предмет исследования – самостоятельные работы учащихся на уроках по дисциплине «Моделирование причесок». Задачи работы: 1. Изучить состояние проблемы ... работы учащихся (Б. П. Есипова, А.В. Усовой, Л.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Ю.К. Бабанского, В.Г. Осмоловского). Методы исследования: анализ ...

  1. Знакомство с режимом работы специальной (коррекционной) школы (организации), педагогическим коллективом, расписанием уроков и внеклассных занятий.
  2. Ознакомление с медико-психолого-педагогической документацией. Во время учебной практики студент изучает основные документы по регламентированию деятельности педагога или психолога; должностные обязанности педагога или психолога (общие и с учетом специфики); этические нормы работы педагога или психолога.
  3. Составление перспективного индивидуального плана на период учебной практики.
  4. Знакомство с научной и методической литературой для организации и проведения психолого-педагогической диагностики, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью формирования и развития личности детей, имеющих отклонение в развитии.
  5. Посещение и анализ уроков педагога. Психолого-педагогический анализ одного урока по схеме.
  6. Подбор методического инструментария для педагогической или психологической диагностики.
  7. Подбор методического инструментария для педагогической или психологической коррекции.
  8. Ознакомление с инновационными технологиями (в педагогике, психологии), направленными на обеспечение социально-психологической адаптации и готовности к трудовой деятельности детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Разработка плана профилактических бесед (лекций) с родителями. Подбор материала по одной из психолого-педагогических проблем.
  10. Организация и проведение внеклассной работы с учащимися класса совместно с педагогами образовательного учреждения, участие в общешкольных мероприятиях.
  11. Проведение психолого-педагогического наблюдения с использованием карты Д. Стотта или собственной программы наблюдения.
  12. Консультация с преподавателем кафедры руководителем практики.
  13. Ежедневное ведение дневника педагогической практики и подготовка отчетной документации.
  14. Участие в заключительной конференции, зачет по практике.

Открытые уроки педагогов или занятия психолога посещаются всеми студентами группы согласно составленному графику. Студенты дают анализ проведенных уроков, принимают активное участие в их обсуждении.

Анализ занятий педагога включает:

I. Тема проведенного урока, его место в общей системе данной учебной дисциплины. Связь с другими темами и учеными предметами. Общее впечатление об уроке.

II. Организационно-дидактические аспекты урока.

2.1. Достигнута ли поставленная цель, задачи?

2.2. Какие методы использовались, соответствовало ли это задачам урока?

2.3. Какие формы организации обучения учащихся имели место?

2.4. Насколько логична и целесообразна структура урока?

2.5. Каков объем предложенной новой информации на занятии? Сложность, доступность материала?

2.6. Имело ли место закрепление знаний?

2.7. Осуществлялся ли контроль знаний, каким образом?

2.8. Использовались ли наглядные средства?

2.9. Как было распределено время на различные виды работы?

2.10. Особенности дисциплины на уроке.

III. Психологические аспекты.

3.1. Управление познавательной активностью учащихся на уроке.

3.1.1. Приемы мотивации познавательной деятельности учащихся.

3.1.2. Активизация мышления. Соотношение приемов активизации продуктивного и репродуктивного мышления.

3.1.3. Управление вниманием учащихся на протяжении занятия

3.1.4. Приемы закрепления учебного материала.

3.2. Стиль педагогического общения и психологический климат урока.

3.2.1. Формы обращения к ученикам.

3.2.2. Побуждение к активности на уроке.

3.2.3. Поддержание диалога с учащимися, ведение дискуссии.

3.2.4. Замечания дисциплинирующего характера.

3.3. Влияние урока на личность учащихся, на самосознание.

3.3.1. Значимость урока для учащихся в контексте возрастных особенностей (потребности в самопопознании, саморазвитии)

3.3.2. Воспитательное значение проведенного занятия для личности учащихся.

Анализ занятия психолога включает:

1.Достигнута ли поставленная цель, задачи

2. Какие методы использовались, соответствовало ли это задачам занятия?

3. Использовались ли наглядные средства?

4. Как было распределено время на различные виды работы?

5. Управление мотивацией и эмоционально-волевой регуляцией учащихся на занятии.

6. Активизация мышления. Соотношение приемов активизации продуктивного и репродуктивного мышления.

7. Управление вниманием учащихся на протяжении занятия

8. Стиль общения и психологический климат занятия.

9. Формы обращения к ученикам.

10.Значимость занятия для учащихся в контексте возрастных особенностей (потребности в самопопознании, саморазвитии).

Студенты в период практики участвуют в заседаниях методических объединений школы, а также систематически консультируются с педагогом и руководителем практики.

В период практики студенты проводят воспитательную работу, как правило, во время внеклассных мероприятий. Внеклассные мероприятия могут включать проведение бесед этического и эстетического плана, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, соревнований, конференций и др.

  1. Производственная (педагогическая) практика

Производственная (педагогическая) практика имеет своей целью реализовать основные направления деятельности учителя-дефектолога или специального психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения.

Задачи производственной (педагогической) практики:

  • формирование навыков проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими умственную отсталость или лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • овладение различными формами проведения коррекционно-развивающей работы (групповая, индивидуальная);
  • развитие умений и навыков организации учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе;
  • расширение и закрепление знаний студентов о формировании и жизни классного коллектива учащихся вспомогательной школы;
  • практическое изучение передового опыта организации и проведения коррекционной работы во вспомогательной школе;
  • формирование навыков проведения различных видов работ с родителями учащихся;
  • воспитание творческого подхода к педагогической деятельности и развитие интереса к выбранной специальности.

Педагогическая практика проводится на 4 курсе в 8 семестре в образовательных школьных учреждениях для детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития (ЗПР) (для студентов, обучающихся по профилю «Олигофренопедагогика»), в любых учреждениях, имеющих своей целью психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (для студентов, обучающихся по профилю «Специальная психология»).

Объектом учебной практики является класс или ученик специальной (коррекционной) школы, лицо с ограниченными возможностями здоровья.

В первые дни практики проводится вступительная конференция, студенты знакомятся с учреждением и педагогическим коллективом, коллективом учреждения. Практиканты в школе распределяются по классам (возрастным группам).

Педагогическая практика включает:

  1. Знакомство с режимом работы специальной (коррекционной) школы (организации), педагогическим коллективом, расписанием уроков и внеклассных занятий.
  2. Составление перспективного индивидуального плана на период учебной практики.
  3. Анализ документации медицинского, психологического, педагогического, логопедического обследования учащегося.
  4. Комплексный анализ структуры дефекта, под руководством педагога, психолога, группового руководителя — преподавателя кафедры специальной психологии и олигофренопедагогики.
  5. Психологическое и педагогическое обследование личности ребенка с нарушениями в развитии.
  6. Ознакомление с календарными планами учителей по предметам, планом психолога (профиль «Специальная психология») выбор тем для проведения рабочих и открытых уроков или занятий.
  7. Выполнение функции воспитателя, учителя-дефектолога, классного руководителя или психолога в специальной школе.
  8. Проведение общественно-педагогической или психологической работы среди родителей учащихся.
  9. Проведение уроков (занятий) студентом и самоанализа работы.
  10. Посещение и анализ уроков (занятий) студентов-коллег по практике (для студентов очной формы обучения).
  11. Посещение и участие во всех воспитательных и внеклассных мероприятиях в классе.
  12. Разработка и проведение мероприятия с родителями.
  13. Организация и проведение внеклассной работы с учащимися класса совместно с педагогами образовательного учреждения, участие в общешкольных мероприятиях.
  14. Консультация с преподавателем кафедры руководителем практики.
  15. Ежедневное ведение дневника педагогической практики и подготовка отчетной документации.
  16. Участие в заключительной конференции, зачет по практике.

Первое занятие студент начинает готовить не позднее, чем за четыре дня до его проведения. Рекомендуется следующий порядок подготовки: тематическое планирование (совместно с учителем или психологом), подготовка к уроку (занятию) (чтение учебников, дополнительной литературы, продумывание практических заданий, вопросов, задач, составление плана-конспекта), утверждение плана-конспекта занятия учителем или психологом учреждения (не позднее, чем за день до проведения занятия), в случае необходимости — коррекция плана-конспекта.

К концу первой недели должен быть составлен индивидуальный план педагогической практики, в котором следует четко обозначить, когда, в какое время, какие занятия, по какой тематике, в каком объеме будут проведены практикантом.

В период практики студент следует нормам порядка, существующего образовательного учреждения, ведет себя в соответствии с правилами этики педагогической деятельности. Уважительно относится к учителям, администрации. Вступая в контакт с учащимися, выстраивает с ними деловые отношения, необходимые для работы. Деловой нормой практики является обращение учащихся к практиканту по имени и отчеству.

Еженедельно практикант посещает консультации группового руководителя практики — преподавателя кафедры специальной психологии и олигфоренопедагогики. На консультации проводится анализ трудностей, возникающих в ходе практики, обсуждение их преодоления, рассматриваются замыслы студента относительно предстоящих занятий, внеклассной работы, анализируются конспекты будущих уроков (занятий).

Консультации преподавателя выполняют обучающую, развивающую и контролирующую функции.

Первые два учебных урока (занятия) не оцениваются. На всех занятиях практиканта обязательно присутствуют учитель (психолог) данного образовательного учреждения и студенты-коллеги по практике, которые сразу же по завершении урока (занятия) проводят обсуждение — психолого-педагогический анализ. При проведении обсуждения первое слово предоставляется практиканту для самоанализа урока (занятия).

Далее в обсуждении участвуют другие практиканты, завершает проведение психолого-педагогического анализа учитель (психолог).

Психолого-педагогический анализ выполняет обучающую функцию. За внеклассное мероприятие студенту также выставляется оценка.

В процессе практической деятельности студента во время практики необходимо учитывать возможные социально-перцептивные искажения, которые являются барьерами во взаимодействии с воспитуемыми. Так, например, могут быть заранее заданные установки, оценки, убеждения, которые имеются у педагога и передаются студентам во время общения задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания учащегося самими студентом. Кроме того, могут быть:

  • уже сформированные стереотипы, в соответствии с которыми студент-практикант заранее относится к определенной категории лиц;
  • стремление сделать преждевременные заключения о личности учащегося до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация;
  • безотчетное структурирование личности учащегося — логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;
  • эффект «ореола» — первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося распространяется на весь его образ, а затем общее впечатление о нем переносится на оценку его отдельных качеств;
  • эффект «проецирования» — другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния;
  • эффект «первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация об ученике или событии, является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку;
  • эффект «последней информации» — если последняя информация, полученная о человеке, будет негативной, она может изменить прежнее мнение о нем.

В некоторых случаях у студента отсутствует желание и привычка прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. В связи с этим отсутствуют изменения в восприятии и оценках учащихся, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение об ученике не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Социально-перцептивные искажения необходимо преодолевать с целью обеспечения успешного взаимодействия в педагогическом процессе.

Научно-исследовательская работа в период практики

    Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность студентам:

    • изучать специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;
    • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
    • составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
    • принимать участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на конференциях;
    • проводить экспериментальные исследования по теме курсовой работы;
    • консультации с научным руководителем, оформление результатов исследовательской работы.

    Основной целью научно-исследовательской работы является реализация применения профессиональных знаний в экспериментальной деятельности, а также развитие исследовательского типа мышления и получение студентами новых объективных научных знаний. Выполнение научно-исследовательских заданий в период практики должно опираться, с одной стороны, на понимание общей логики исследовательской работы, а с другой — на использование того адаптированного инструментария, который принят в современных научных исследованиях в области педагогики и психологии.

    Научно-исследовательская работа направлена на развитие интереса к научному творчеству, на формирование исследовательского типа мышления. Научно-исследовательская работа во время практики предполагает решение следующих задач:

    • сформировать умения решать непредвиденные научные, педагогические ситуации, сложившиеся в ходе экспериментальной работы;
    • сформировать умение осуществлять реальное наблюдение с фиксацией
    • выделенных признаков и анализа педагогической действительности;
    • овладеть навыками самостоятельного ведения научно-исследовательской работы;
    • сформировать компетенции и профессионально значимые качества
    • личности будущего педагога или психолога-исследователя;
    • совершенствовать интеллектуальные способности и коммуникативные
    • умения;
    • сформировать навыки самовоспитания, самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута.

    Научно-исследовательская работа в период практики предполагает индивидуальный характер заданий. Возможны варианты и групповых заданий, если работа достаточно объемна и требует привлечения знаний из разных областей наук в качестве применения метода проектов. Это может быть наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи (в виде проекта), требующего интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

    Индивидуальные задания научно-исследовательского плана предлагаются научными руководителями, руководителями практики с учетом уровня психолого-педагогической, методической подготовленности студентов, их интересов.

    Задания исследовательского характера для группового решения научной проблемы могут быть предложены специалистами органов образования в рамках утвержденных программ исследования с участием кафедры, выдвигаться непосредственно учреждениями образования.

    Выполнение научно-исследовательских заданий проводится под руководством преподавателей университета, которые назначаются кафедрами в качестве научных руководителей. Лучшие работы представляются на научно-практические студенческие конференции.

    Основными методами научно-исследовательской работы являются: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

    5. Документы, необходимые для отчета по практике

    1. Дневник практики (Титульный лист дневника учебной практики Приложение II).
    2. Отчет о прохождении учебной практики, включающий титульный лист (Приложение III), отметка руководителя организации о прохождении практики студентом (Приложение IV), план учебной практики, индивидуальный план работы студента в период практики (Приложение V), краткое содержание практики (Приложение VI) отзыв учителя или психолога (Приложение VII).

    В дневнике учебной практики фиксируется:

    1. Список воспитанников группы, с указанием возраста и диагноза.
    2. Расписание занятий данной группы (сетка занятий).
    3. Конспекты просмотренных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий у дефектолога, психолога.
    4. Анализ занятий учителя-дефектолога, логопеда, психолога.
    5. Конспективные записи планирования учебной, воспитательной, методической работы.
    6. Ежедневные записи о всех видах деятельности студента в период практики.
    7. Программа и протоколы наблюдения.
    8. Анализ (самоанализ) внеклассного мероприятия/
    9. Результаты научно-исследовательской работы, проведенной во время практики.

    В дневнике педагогической практики фиксируется:

    1. План-конспект урока или коррекционно-развивающего занятия (не менее 2).
    2. Заключение по результатам психолого-педагогической диагностики ребенка.
    3. Тематический план занятий по одному из учебных предметов (для студентов профиля «Олигофренопедагогика»).

      Тематический план занятий психолога (для студентов профиля «Специальная психология»).

    4. План внеклассного мероприятия.
    5. Протокол консультации родителей (проведенной по запросу).
    6. Конспект лекции по проблеме оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.
    7. Плана мероприятий для родителей.
    8. Конспект мероприятия для родителей.
    9. Анализ и самоанализ всех уроков.
    10. Анализ (самоанализ) внеклассного мероприятия.
    11. Результаты научно-исследовательской работы, проведенной во время практики.

    6. Основные критерии оценки результатов практики

    1. Уровень теоретических знаний и практических навыков студента.
    2. Качество и результативность деятельности практиканта.
    3. Степень самостоятельности при подготовке и при выполнении заданий.
    4. Умение анализировать и работать с медико-психолого-педагогической документацией учащихся.
    5. Умение составлять конспекты уроков и их проведение в соответствии с требованиями.
    6. Навыки осуществления психолого-педагогического анализа уроков в специальной школе, коррекционных занятий, воспитательских мероприятий.
    7. Степень участия практиканта в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, предусмотренных программой практики.
    8. Качество оформления педагогической документации, наглядных пособий и дидактического материала.
    9. Посещаемость, дисциплинированность и активность студента в период практики.

    Оценка «отлично» выставляется студенту, который выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, получил отличные оценки за мероприятия, предусмотренные программой практики, ответственно и с интересом относился ко всей работе, показал глубокую теоретическую и практическую подготовку на всех этапах практики, проявил исследовательскую культуру при оформлении документации.

    Оценка «хорошо» выставляется студенту, полностью выполнившему программу практики, хорошо подготовившего и проводившего мероприятия, предусмотренные программой практики, но допустившего незначительные ошибки, работавшего вполне самостоятельно, проявившего заинтересованность в работе и оказавшего помощь психологу.

    Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который также выполнил программу практики, однако в процессе работы не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, допускал существенные ошибки в проведении мероприятий, предусмотренных программой практики, не сумел установить контакт с коллективом, психологом, при выполнении исследовательских заданий продемонстрировал недостаточный уровень исследовательской культуры.

    Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не выполнил программу практики, безответственно относился к своим обязанностям.

    В отзыве руководителя практики отражаются :

    • полнота и качество выполнения программы, индивидуального задания и личного плана практики;
    • уровень личной заинтересованности в профессиональной, теоретической и методической подготовке студента, его мотивации к освоению специальности;
    • степень самостоятельности при прохождении практики, организаторские способности, инициативность, исполнительность;
    • отношение к будущей профессиональной деятельности, дисциплинированность, моральные и деловые качества;
    • выводы о степени подготовленности к дальнейшему освоению будущей профессиональной деятельности.

    7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практик

    1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для вузов [Текст] / А.Д. Гонеев и др. — 5 изд. — М.: «Академия», 2008. 272 с.
    2. Загвязинский, В.И. О типичных недостатках и ошибках в педагогических исследованиях [Текст] / Педагогика. 2010. № 2. с.101−109.
    3. Коржуев, А. В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска [Текст] / А.В. Коржуев, А.Р. Садыкова. М.: URSS, 2010. — 300 с.
    4. Назарова, Н.М.Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова — М.: «Академия», 2008. 400с.
    5. Маленкова, Л.И. Методика и техника планирования воспитательной работы [Текст] /Народное образование. 2010.-№ 10. с.231−236 .
    6. Осмоловская, И.М. Инновации и педагогическая практика [Текст]/ Народное образование. 2010. № 6. с. 182 188.

    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm специализированный образовательный портал «Инновации в образовании»
    2. www.edu.ru — сайт Министерства образования РФ
    3. 3.http://www.mcko.ru/ - Московский центр качества образования
    4. 4.www.pedagogika-rao.ru/index.php?id=47 — научно-теоретический журнал «Педагогика»
    5. www.eidos.ru/journal/2003/0711−03.htm Интернет журнал «Эйдос»
    6. www.sp-jornal.ru — «Сибирский педагогический журнал»
    7. www.rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm — журнал «Педагогическая наука и образование»
    8. www.kollegi.kz/load/14 журнал «Творческая педагогика»
    9. www.livejournal.ru/communities/23 живой журнал «Педагогика и воспитание»
    10. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/… Российская педагогическая энциклопедия (электронная версия)
    11. www.oim.ru/reader@whichpage=2&mytip=1&word=&… сайт «Образование: исследовано в мире»
    12. 14.www.khutorskoy.ru — персональный сайт А.В. Хуторского
    13. 15.http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека
    14. www.defektologlub.ru

    Приложение I

    План учебной практики

    № п.п.

    Рабочее место практиканта, методические рекомендации преподавателя

    Продолжительность в днях

    1.

    Название учреждения, адрес. Встреча с руководителем, специалистами учреждения (ФИО).

    Знакомство с режимом работы специальной (коррекционной) школы, педагогическим коллективом, расписанием уроков и внеклассных занятий.

    Методические рекомендации: Для встречи необходимо подготовить вопросы к сотрудникам учреждения, ответы на которые раскроют специфику работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Вопросы представить в письменном виде и представить в дневнике практики.

    2.

    Название учреждения, адрес. Ознакомление с медико-психолого-педагогической документацией учреждения, с особенностями работы с детьми с нарушениями в развитии. Составление индивидуального перспективного плана практики. Методические рекомендации: ознакомиться с документацией учреждения. Особое внимание обратить на документы, характеризующие процесс образования, воспитания и взаимодействие с родителями. Основные документы представить в дневнике практики.

    3.

    Библиотека МГОУ (Другие библиотеки Москвы и Московской области, название, адрес) Знакомство с научной и методической литературой для организации и проведения психолого-педагогической диагностики, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью формирования и развития личности детей, имеющих отклонение в развитии. Методические рекомендации: необходимо использовать специальную научную и методическую литературу, лекционный материал по курсам. В дневнике практики представить список литературы не старше 2008 года (не менее 20 источников, монографии, учебные пособия, научные статьи).

    Представить конспект одной из статей.

    4.

    Название учреждения, адрес. Проведение метода наблюдения. Методические рекомендации: Метод наблюдения проводится в течении 4−5 дней. В дневнике практики представить особенности организации метода наблюдения, ход проведения метода, содержание выполненной задачи, результаты наблюдения. Представить протоколы наблюдения.

    5.

    Название учреждения, адрес. Посещение и анализ группового занятия педагога (психолога).

    Методические рекомендации: В дневнике практики представляется анализ занятия.

    6.

    Название учреждения, адрес. Посещение и анализ индивидуального занятия педагога (психолога).

    Методические рекомендации. В дневнике практики представляется анализ занятия по предложенной ранее схеме.

    7.

    МГОУ, факультет специальной педагогики и психологии. Подбор методического инструментария для психологической (педагогической) диагностики.

    Методические рекомендации: в дневнике практике представить 2−3 методики для диагностики уровня развития способностей, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), личностных особенностей (уровня тревожности, самооценки).

    8.

    МГОУ, факультет специальной педагогики и психологии. Подбор методического инструментария для психологической (педагогической) коррекции.

    Методические рекомендации: в дневнике практике представить 2−3 методики для развития и коррекции уровня развития способностей, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), личностных особенностей (уровня тревожности, самооценки) в соответствии с программой научного исследования.

    9.

    Название учреждения, адрес. Ознакомление с инновационными технологиями (в педагогике, психологии), направленными на обеспечение социально-психологической адаптации и готовности к трудовой деятельности детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

    Методические рекомендации: в дневнике практики представить содержание инновационной технологии по обозначенной проблеме.

    10

    Название учреждения, адрес. Разработка плана профилактических бесед (лекций) с родителями. Подбор материала по одной из психолого-педагогических проблем.

    Методические рекомендации: в дневнике практики представить план профилактических бесед (лекций) с родителями. В дневнике представить материалы к проведению встречи (лекции, семинара, беседы) с родителями.

    11.

    Название учреждения, адрес. Разработка плана внеклассных мероприятий для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

    Методические рекомендации: в дневнике практики представить план внеклассных мероприятий для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

    12.

    Название учреждения, адрес. Организация и проведение совместно с педагогами учреждения внеклассного мероприятия. Методические рекомендации: в дневнике практики представить план мероприятия, включающего ответственных за различные направления проведения проекта — организаторы, связи с участниками; этапы проведения, количество и ФИО участников, темы выступлений. В дневнике практики представить содержание деятельности студента-практиканта в процессе организации мероприятия, анализ мероприятия.

    13.

    Название учреждения, адрес. Консультация с преподавателем (руководителем практики)

    Методические рекомендации: необходимо выявить трудности в практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционно-развивающей деятельности практиканта, дать рекомендации по снижению трудностей, барьеров взаимодействия. Выявляются ошибки, допущенные практикантом, отмечаются достижения практиканта. Даются рекомендации по совершенствованию профессиональных компетенций. В дневнике практики приводятся вопросы, обсуждаемые на консультации.

    14.

    МГОУ, факультет специальной педагогики и психологии. Оформление дневника практики, отчета.

    Методические рекомендации: материалы оформляются в соответствии с представленными требованиями. В дневнике практики представляется оформленная презентация по отчету.

    15.

    МГОУ, факультет специальной педагогики и психологии. Зачет по учебно-ознакомительной практике.

    Методические рекомендации: на зачете студент делает краткое сообщение по итогам прохождения практики, представляет презентацию (сообщение не менее 10 минут), документы по практике.

    Приложение II

    Титульный лист дневника практики

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

    (МГОУ)

    Факультет специальной педагогики и психологии

    Кафедра специальной психологии и олигофренопедагогики

    ДНЕВНИК СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ

    Студент (ки)____ ________________

    (фамилия, имя, отчество)

    _____форма обучения

    ________ курса ______ группы

    Профиля________________________

    Квалификации (степени) бакалавр

    Москва 20__

    Приложение III

    Титульный лист отчета по практике

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

    (МГОУ)

    Факультет специальной педагогики и психологии

    Кафедра специальной психологии и олигофренопедагогики

    ОТЧЕТ

    О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

    Студент (ки)____ ________________

    (фамилия, имя, отчество)

    _____форма обучения

    ________ курса ______ группы

    Профиля________________________

    Квалификации (степени) бакалавр

    Москва 20__

    Приложение IV

    Вторая страница отчета по практике

    Студент (ка)____________________________________________

    (фамилия, имя, отчество)

    форма обучения________________ курса ____________ группы ________

    Профиля_________________________________________________________

    Квалификации (степени) бакалавр

    Направляется на учебную практику в (на) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Период практики

    с «_______"_____________201_ г.

    по «______"______________201_ г.

    Преподаватель — руководитель практики

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кафедра специальной психологии и олигофренопедагогики

    Телефон____________

    e-mail __________

    ОТМЕТКА ОРГАНИЗАЦИИ

    Прибыл в организацию «_____» ______________________201_ г.

    Выбыл из организации «_____"_______________________201_ г.

    М.П. _________________ (должность) ____________________личная подпись, ФИО

    Приложение V

    Индивидуальный план практики

    Индивидуальное задание по профилю обучения бакалавра

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Индивидуальное задание по научно-исследовательской работе бакалавра

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Руководитель практики ______________/____________ (ФИО)

    Приложение VI

    Краткое содержание практики

    Проблемы и задачи, способы их решения

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    Полученные результаты

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Самооценка деятельности во время практики

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Студент-практикант____________________________________

    Отчет о прохождении учебной практики сдан «_____» ______________________2014 г.

    Оценка__________________________________________________________

    Руководитель практики от направляющей стороны ___________________________

    Приложение VII

    ОТЗЫВ

    о работе студента___курса факультета специальной педагогики и психологии

    Ф.И.О. (полностью)_________________________________________________,

    проходившего практику в _________________________________

    (название, адрес учреждения)

    с ____________по____________20____г.

    Фамилия и инициалы студента_______________________________________

    за время прохождения практики посетил _______ занятий, по плану учителя-дефектолога дал ____________ занятий и участвовал в проведении воспитательных мероприятий: _______________________________________

    В период практики ФИО.__________________ проявил себя как (далее даётся развернутая характеристика уровня подготовки и отношения практиканта к работе, приблизительно на 1страницу) .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оценка: ________________________

    (прописью: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)

    Подписи

    Учителя (психолога) ____________________ / ___________________ /

    «____» _____________ 20__ год.

    Пожалуйста, подождите

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector