Перечень вопросов итогового государственного экзамена по педагогике и психологии

  1. Характеристика современной системы образования в Российской Федерации (на основе закона РФ «Об образовании»).

Законодательство Российской Федерации в области образования: Федеральный закон, Национальная доктрина образования: разграничение компетенции и ответственности в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в области образования.

Характеристика современной системы образования в России. Национальная доктрина образования Российской Федерации: основные цели и задачи образования, ожидаемые результаты реализации доктрины образования.

Типы образовательных учреждений. Система управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

  1. Педагогика в системе наук о человеке, ее объект, предмет и функции. Методология педагогики, методы педагогических исследований.

Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе. Структура педагогической науки. Взаимодействие педагогики с другими науками. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики.

Методология педагогики. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные.

  1. Факторы развития и формирования личности: общая характеристика.

Развитие личности. Основные направления развития личности: биологическое и социальное развитие. Внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия как источники развития личности.

Понятие о факторе как движущей силе развития личности. Факторы развития личности: внутренние (наследственность и собственная активность личности), внешние (среда и воспитание).

Биологическая, социальная и биосоциальная концепции развития личности.

Основные закономерности психофизического и духовного развития личности.

  1. Воспитание как фактор социализации личности. Цели и задачи воспитания на различных этапах развития человеческого общества.

Сущность воспитания. Понятия цели воспитания, задач воспитания. Взаимосвязь целей и задач воспитания.Эволюция целей и задач воспитания в истории развития педагогической мысли. Движущие силы, закономерности и принципы воспитательного процесса. Структура и логика процесса воспитания. Роль и место воспитания в развитии человека и социализации личности.

14 стр., 6811 слов

Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации

... I Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации 1.1 Генезис неформальных молодежных объединений в РФ Главным, определяющим фактором появления и развития неформальных групп, стали процессы демократизации ... могут выполнять не только полиция, но и политики, государственные органы, органы образования. Объект исследования: неформальные молодежные объединения в СССР и РФ Предмет исследования: ...

  1. Коллектив как фактор социализации личности. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива, основные условия его развития.

Понятия группы, коллектива, историческое развитие представлений о коллективе. Роль коллектива в развитии и социализации личности. Социально-педагогические функции коллектива. Типология коллективов. Становление теории коллектива. Основные этапы и признаки развития коллектива. Основные принципы работы педагога с ученическим коллективом.

  1. Семья как субъект и фактор воспитания. Работа педагога с семьей.

Понятие «семья», функции семьи, ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Основные факторы формирующего влияния семьи. Типология семей. Подходы к процессу семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический).

Основные формы взаимодействия школы/детского сада и семьи в воспитании детей.

  1. Целостный педагогический процесс: основные функции и структура.

Понятие педагогического процесса как системы. Структура и основные функции педагогического процесса. Проблема целеполагания и целеобразования в педагогическом процессе.Таксономия педагогических целей (Б. Блум, Д. Кратволь).

Содержание педагогического процесса.

Закономерности и принципы организации и осуществления педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

  1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы процесса обучения.

Обучение как способ организации педагогического процесса и как целостная система. Признаки процесса обучения. Функции и методологические основы обучения, логика учебного процесса, его движущие силы. Структура процесса обучения. Уровни процесса обучения. Содержание процесса обучения.

Закономерности и принципы процесса обучения.

  1. Современные психолого-педагогические теории обучения: общая характеристика.

Основные теории обучения: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, обучение через организацию активной деятельности учащихся.

Психолого-педагогическая характеристика отдельных теорий обучения: философская и психологическая основа; отношение к учащемуся, способ задания цели обучения; педагогическое управление, эффективность применения в современной школе.

4 стр., 1671 слов

Использование игровых форм обучения в системе дополнительного ...

... аспекты организации обучения в условиях дополнительного образования 1.1 Особенности и место игры в системе дополнительного образования Специфика воспитания и обучения подростков обусловлена ... форм обучения подростков в учреждениях дополнительного образования. Объект исследования: процесс обучения в учреждениях дополнительного образования. Предмет исследования: игровые методы работы в процессе ...

  1. Методы и средства обучения.

Понятие методов обучения. Объективная и субъективная часть метода. Методический прием. Функции методов обучения. Классификации методов обучения: по уровню познавательной деятельности учащихся (Е.А. Голант, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); по источникам получения знаний (Е.А.Петровский); по дидактическим целям (М.А. Данилов, Б.П. Есипов); по способу организации обучения (Ю.К. Бабанский).

Условия выбора методов обучения. Активные методы обучения и их применение в учебном процессе.

Средства обучения, их классификация.

  1. Виды и формы обучения.

Виды обучения: объснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное.

Организационные формы обучения. Формы учебной деятельности учащихся. Вспомогательные формы организации текущей работы, формы внеклассной работы.

Урок как основная форма обучения. Основные требования, которым должен соответствовать современный урок. Типы уроков. Структура уроков разных типов. Подготовка учителя к уроку

  1. Содержание общего образования: принципы отбора и структурирования, перспективы развития. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.

Основные ступени образования. Преемственность ступеней образования. Основные формы образования (по Закону РФ «Об образовании»).

Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания образования. Основные компоненты содержания образования и их функции.

Стандартизация в образовании – статьи 7 и 9 Закона РФ «Об образовании». Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной части стандарта. Основные понятия стандарта: социальная компетентность, линия содержания образования, образовательная область, качество образования.

Основные требования к содержанию образовательной программы. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа. Характеристика ее основных компонентов как структуры.

  1. Воспитательные системы: общая характеристика.

Понятие «воспитательная система». Структура воспитательной системы. Воспитательная система как модель традиционного или инновационного построения учебно-воспитательного процесса. Основные подходы создания воспитательных систем: системный, личностно-ориентированный, комплексный, деятельностный. Воспитательные системы и их характеристика: воспитательные системы 20-х годов (А.С. Макаренко, Я. Корчак, школа В.Н. Сороки-Росинского); современные воспитательные системы.

  1. Методы воспитания: общая характеристика.

Сущность понятий «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания». Условия выбора методов воспитания.

Классификация методов воспитания. Методы педагогического воздействия: убеждение, внушение, оценка.

6 стр., 2882 слов

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение ...

... рамках проекта по получению высшего образования в пенитенциарной системе обучение проводится в 10-ти исправительных учреждениях, где обучается свыше 200 человек. Основная цель проекта выражается следующей ... были получены данные, приведенные ниже. Изменяется уровень интеллектуального развития. Средний бал Ю абитуриента 103. Через год обучения он уже составляет 109 баллов. При этом повышаются ...

  1. Система, функции и способы управления образовательным учреж-дением. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образователь-ного учреждения и педагога

Сущность и назначение внутришкольного управления.Структура управления образовательным учреждением,функции управления школой:педагогический анализ,виды педагогического анализа (параметрический, тематический, итоговый),функции целеполагания, планированияи организации в системе управления школой,контрольно-диагностическая функция, виды контроля (текущий и итоговый), педагогический мониторинг.Характеристика административных и общественных органов управления ОУ (директор, зам.директора, педагогическая конференция и совет школы).

Нормативно-правовая база функционирования и управления ОУ, внутришкольные нормативные документы: устав, должностные обязанности, правила трудового распорядка.

Конвенция о правах ребенка.Направления социальной работы школы с семьей.

  1. Профессионально-педагогическая культура педагога: сущность и основные компоненты.

Педагог в мире профессиональной деятельности. Профессионально значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Концепции педагогического труда как «управления» (авторитарная) и как «сотрудничества» (гуманистическая) и соответствующие им личностные качества педагога.

Важнейшие функции педагогической деятельности.

Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности педагога.

  1. Модернизация образования в России: характеристика основных направлений и принципов реализации.

Определение общих целей образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования», основные условия их достижения: разгрузка учебного материала, вариативность и личностная направленность системы образования, развивающая направленность и возрастная адекватность образования. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.

  1. Понятие о сознании и самосознании, их развитие в онтогенезе.

Сознание человека как интегративный способ бытия человека. Основные свойства и функции сознания. Структура сознания. Условия и факторы возникновения и развития сознания. Сознание и деятельность. Самосознание как форма рефлексивного познания своей самости. Пять составляющих самосознания (по В.С. Мухиной).

Я-концепция, ее структура и виды.

  1. Понятие личности в психологии. Структура личности.

Общее понятие о личности. Соотношение понятий: «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность». Структура личности (по К.К. Платонову, С.Л. Рубинштейну).

5 стр., 2314 слов

Развитие педагогики и образования в Советском Союзе. Современное состояние

... основных принципов развития советской системы образования и воспитания, основных категорий советской педагогики, ряда ее ... деятельность начал еще до революции. После революции активно включился в строительство советской школы. Автор фундаментальных трудов по педагогике и психологии; ... созданию многих теорий и концепций психического развития ребенка и развивающего обучения. Важно сказать, что, ...

Мотивационно-потребностная сфера как источник активности и направленности личности. Основные виды направленности.

  1. Психологическая характеристика деятельности. Понятие о ведущем типе деятельности.

Понятие деятельности. Структура деятельности. Умения, навыки, привычки. Виды деятельности. Понятие ведущего типа деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

Роль деятельности в развитии личности ребенка.

  1. Психологическая характеристика темперамента и характера человека.

Понятие о темпераменте. Темперамент и особенности деятельности личности. Особенности индивидуального подхода к детям с различным типом темперамента. Характер и его формирование в детском и подростковом возрасте. Влияние общения взрослого с ребенком на становление основных черт характера ребенка.

  1. Внимание и память как условие осуществления познавательной деятельности и ее развития.

Понятие и основные виды внимания. Формирование внимания ребенка и управление им на занятиях. Память, её процессы и виды. Особенности развития памяти на различных этапах онтогенеза. Диагностика и приемы развития памяти в детском возрасте.

  1. Мышление и умственное развитие. Периодизация умственного развития ребенка.

Специфика мышления в структуре познавательной сферы. Основные виды умственных операций. Мышление и речь. Особенности основных типов мышления. Периодизация умственного развития ребенка. Творческое мышление.

  1. Способности как центральное образование индивидуальных особен-ностей детей.

Природа человеческих способностей. Общие и специальные способности. Способности и задатки. Развитие способностей в детском возрасте. Психологические особенности одаренных детей.

  1. Закономерности и механизмы психического развития. Периодизация детского психического развития.

Социальная ситуация развития. Психические новообразования, закономерности их динамика развития. Основные теории психического развития. Периодизация детского психического развития. Критерии психического развития.

  1. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Развитие высших психических функций и личностных новообразований в период дошкольного детства. Структура психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

16 стр., 7516 слов

Исторические этапы развития возрастной и педагогической психологии.

... Исторические этапы развития возрастной и педагогической психологии. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в ... выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию. Концепция учебной ... психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). Развитию возрастной психологии ...

  1. Психологические особенности развития ребенка младшего школьного возраста.

Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности младшего школьника. Кризис первоклассника. Основные психологические новообразования развития ребенка младшего школьного возраста. Специфика познавательной сферы и учебной деятельности. Психолого-педагогические проблемы обучения в младших классах. Общение младшего школьника со сверстниками.

  1. Психологические особенности развития подростка.

Возрастные особенности современного подростка. Мотивационно-личностная сфера: самооценка и чувство взрослости. Особенности становления Я-идентичности в подростковом возрасте. Подростковый кризис. Специфика общения со сверстниками и взрослыми. Акцентуация характера. Поло-ролевая идентификация.

  1. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности.

Общая характеристика педагогической деятельности: формы, содержание мотивация. Педагогические функции и умения. Педагогические способности. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

  1. Психологическая характеристика педагогического общения.

Педагогическое общение. Функции и уровни педагогического общения. Барьеры педагогического общения. Психологические факторы эффективной коммуникации учителя с учащимися. Понятие о конфликтах в обучении и воспитании, специфика конфликтов в школе. Педагогические конфликты.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.,2000.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб, 2000.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  5. Гессен С. И. Основы педагогики. – М., 1995.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1997.
  7. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.,1996.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001.
  11. Панферов В.Н. Психология человека. – СПб., 1997, 2000.
  12. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988.
  13. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина и др. – М., 2002.
  14. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.. 1998, 2002.
  15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.
  16. Подласый И.П. Педагогика. – М. 1998, 2001.
  17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. — М.,1999.
  18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
  19. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: ЛОГОС, 2002.
  20. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – Ростов-на-Дону, 2004.
  21. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.

Дополнительная литература

18 стр., 8951 слов

Программа Итоговой государственной аттестации по специальности ...

... владеть знаниями в области теории и истории педагогики и психологии, усвоить основные психолого-педагогические понятия, знать основные закономерности, утвердившиеся в зарубежной ... материалами, определенными кафедрами. Задачи государственного экзамена по педагогике и психологии – проверка уровня профессионально-педагогической подготовленности выпускников: знание особенностей развития личности и ...

  1. Азаров Д.П. Семейная педагогика. – М., 1996.
  2. Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. – М.,1987.
  3. Антология педагогической мысли в России первой половины Х1Х в. – М., 1987.
  4. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990.
  5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
  6. Белухин Д.Д. Основы личностно-ориентированной педагогики. – Воронеж НПО «МОДЭК», 1996.
  7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студ. средн. и высших пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-на-Дону, Творческий центр «Учитель», 1999.
  8. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
  9. Воспитание в школе: Новые подходы и новые технологии. / Под. ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998.
  10. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М., 1997.
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.,1984.
  12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999.
  13. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М., 1998.
  14. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – Спб., 1992.
  15. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М., 1999.
  16. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М., 2001.
  17. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. – М., 2001.
  18. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. – М., 1998.
  19. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2002.
  20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,1986.
  21. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М. 2001.
  22. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – Тюмень, 1996.
  23. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 1999.
  24. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992, 1996.
  25. Инновационные процессы в образовании. – СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 1997.
  26. Караковский В.А. Воспитательная работа школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.
  27. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1999.
  28. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
  29. Коджаспирова Г.М. Педагогика: практикум и методические материалы. – М., 2003.
  30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. – М. 2000.
  31. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 1999.
  32. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989.
  33. Корнетов Г.Б. Общая педагогика. Учебное пособие. – М., 2003.
  34. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.
  35. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
  36. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М., 1983.
  37. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
  38. Макаренко А.С. Книга для родителей. / Педагогические сочинения. – М., 1985. Т.5.
  39. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
  40. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Учебное пособие. – Киров, 1997.
  41. Методологии, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендеровской, В.А. Караковского. – М., 1996.
  42. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения (с древнейших времен до наших дней).

    10 стр., 4532 слов

    Педагогическая производственная практика

    ... прогностические: прогнозировать развитие (обучение и воспитание) ребенка, результаты определенных психолого-педагогических воздействий; ставить цели, формулировать и планировать виды и задачи ... и др.; исследовательские: умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; умение владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности и ...

    – СПб. 2000.

  43. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М. 1997.
  44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
  45. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. / Под ред. Е.С. Полат, – М., 2002.
  46. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М., 1999.
  47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2000.
  48. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. – М., 2000.
  49. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.
  50. Социальная педагогика. Курс лекций. / Под общей редакцией М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  51. Степанова Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положение в нем ребенка. – Псков, 1992.
  52. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999.
  53. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1987.
  54. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 2002.
  55. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе. – Челябинск, 2000.
  56. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.
  57. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
  58. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.
  59. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений (курс лекций).

    – М., 2000.

  60. Шнексендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. – М.. 1997.
  61. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.
  62. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М. 2000.
  63. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. – М., 1992.
  64. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Словари

7 стр., 3179 слов

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия ...

... и характер общения с ребенком. Все эти данные могут использоваться в решении педагогических ситуаций, характеризующих состояние современной семьи. Педагоги и психологи (Л.И. Божович, О.Л. Зверева, ... жизненных ситуациях, что обеспечивает глубину влияния на ребенка. В-третьих, именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия. В-четвертых, в семье действуют психолого-педагогические ...

  1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

Другие источники информации

  1. Федеральный портал «Российское образование» – http://www.edu.ru/
  2. Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «Все образование в Интернет» – www.catalog.alledu.ru
  3. Педагогическая библиотека / Педагогика / каталог –

http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=1&page=1

  1. Электронная библиотека. Книги на сайте представлены в основном в одном из 3 самых распространённых форматов — PDF, DJVU или CHM / http://www.koob.ru/cat/
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. –

http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/index.shtml

  1. Педагогическая библиотека – http://pedlib.ru/index.php
  2. Электронная библиотека России –

Алгоритм анализа психолого-педагогической ситуации

Предлагаемый алгоритм анализа психолого-педагогической ситуации представляет собой последовательность взаимосвязанных действий педагога, состоящих из ряда этапов и приводящих к поставленной цели.

Этапы алгоритма не являются жестко фиксированными и предполагают творческое отношение к их реализации с учетом характера и содержания конкретной психолого-педагогической ситуации.

  1. Общая характеристика образовательно-воспитательной системы:
    1. характеристика социальной среды, в которой находится педагогическая система:
  • благоприятные и неблагоприятные условия вокруг школы или учреждения;
  • положительное и отрицательное влияние взрослого окружения на детей и молодежь;
  • наличие региональных, национальных, религиозных традиций, формирующих нравственный микроклимат среды;
  1. характеристика педагогической системы, которая изучает:
  • форму организации системы (класс, учебная группа, кружок и т.д.);
  • возрастной и половой состав;
  • формальных и неформальных лидеров;
  • оценку степени сплоченности и воспитанности групп и коллектива.
  1. Диагностический анализ поступков объектов воздействия:
  • психологические особенности школьников, других людей, их состояние в момент взаимодействия;
  • конкретные социально-психологические причины, вызвавшие их состояние и поступки;
  • анализ и диагностика поступков всех участников педагогической ситуации осуществляется по следующей схеме:
  • описание поступка,
  • объяснение поступка,
  • педагогическая оценка поступка,
  • диагностическое решение,
  • предвидение.
  1. Диагностический анализ личности субъектов воздействия:
  • определение порядка ответственности и значимости;
  • определение субъектов непреднамеренного педагогического действия, которые, действуя стихийно, влияют положительно или отрицательно на ход педагогического процесса;
  • осуществление психолого-педагогической диагностики субъектов педагогического воздействия по сформированным у них навыкам и умениям психолого-педагогической деятельности;
  • обобщение диагностических решений в характеристиках: умелые – неумелые действия, действия частично правильные и частично неправильные.
  1. Качественная характеристика отношений между воспитателем и воспитуемыми:
  • отношения, сложившиеся между воспитателем и группой воспитуемых;
  • характеристика социально-гражданских, дидактических и неформальных доверительных отношений между воспитателем и воспитуемыми;
  • главные линии взаимоотношений в педагогической системе и их роль для решения возникших задач.
  1. Определение всех существенных исходных условий и содержания проблемы педагогической задачи, ее формулировка в целом:
  • уяснение совокупности имеющихся сведений об объективных и субъективных условиях ситуаций;
  • конкретизация благоприятных и неблагоприятных условий для решения задачи;
  • определение проблемы задачи;
  • формулировка задачи в целом (цели, условия и необходимые действия для ее решения).
  1. Планирование и осуществление предложенного варианта решения педагогической задачи:
  1. выбор способа достижения цели и планирование деятельности педагогов:
  • определение конкретного содержания воспитания;
  • выбор видов деятельности воспитателей и воспитуемых;
  • выбор организационных форм работы;
  • определение конкретных сроков проведения тех или иных мероприятий по порядку;
  1. составление окончательного плана решения задачи;
  2. осуществление плана решения задачи на практике.

Примерный перечень психолого-педагогических ситуаций представлен в приложении 1. Примерные вопросы к собеседованию по статье

  • в чем заключается основная идея, высказанная автором статьи;
  • какие новые понятия и категории введены автором для характеристики изучаемых им психолого-педагогических явлений и процессов;
  • какой стиль выбирает автор для изложения своих идей;
  • в чем заключается новизна излагаемого материала;
  • какие «находки» автора статьи могут быть использованы в практической педагогической деятельности.

Приложение 1 психолого-педагогические ситуации

Ситуация 1.

На уроке математики в 4 классе при проверке домашнего задания мой сосед по парте решил пошутить надо мной. Он принес в школу ужа. Когда учительница стала объяснять классу правильное решение задачи, он вынул ужа и положил его на парту. Я взвизгнула и выбежала из-за парты. Учительница спросила меня раздраженно, что случилось, но я ничего не могла ответить. Тогда учительница подошла к моей парте, увидела ужа и тоже закричала не своим голосом: «Задульский, это ты принес эту гадость на урок?». Он кивнул головой в ответ. «Тогда сейчас же убери эту гадость и можешь на уроки ко мне не являться».

Ситуация 2.

На уроке русского языка в 3 классе ученик уронил ручку. Он полез под стол и начал с шумом отодвигать стул. Затем повернулся к соседу по парте и громко спросил, не видит ли тот его ручку? Учительница обратила внимание на шум и выгнала обоих из класса.

Ситуация 3.

Придя в 1 класс, я уже умела хорошо читать: Все остальные – только учились. В классе практиковался метод чтения «по цепочке» – пока один ученик читал, остальные должны были следить. Ученику, незнающему, где он должен читать, «2». Мне трудно было следить за текстом, так как я успевала быстро прочесть его весь. И, однажды, я получила «2» за то, что не знала, какое предложение мне следует читать.

Ситуация 4.

Я училась в математической школе. После 9 класса пошла в гуманитарный «поток». Однако все математические дисциплины преподавались одинаково в обоих отделениям, так как учителя были те же. И они не изменили для нашего потока программу математической спецшколы школы на программу обычной средней. Я любила историю, английский язык, чему и уделяла больше времени. Что касается физики и алгебры, я «тянула» по программе средней школы, о чем и сказала однажды учительнице по физике. Услышав, она разозлилась, написала послание родителям в дневнике и сказала, чтобы без них я в классе не появлялась.

Ситуация 5.

Наша учительница литературы очень не любила, когда кто-нибудь разговаривал на уроке. Ее это просто выводило из себя. В такие минуты она хватала все, что попадется под руку, и бросала в того, кто шумел. Это мог быть портфель, учебник или пластмассовая подставка для календаря. Однажды кто-то в последнем ряду расшумелся. Учительница схватила ту самую подставку и бросила по направлению к шумящему. Но в этот раз она не рассчитала и попала в голову моей подруги. Не знаю, какие она испытывала чувства в этот момент, но реакция ее была такова (слова я помню точно): «Извини, Лен, не в тебя хотела». А дальше продолжила, как ни в чем не бывало, урок. Это было в 6 классе.

Ситуация 6.

Работая на практике в школе, я неоднократно сталкивался с ситуациями, подобными этой. Учитель географии находится в классе, урок только что начался. Но неожиданно в класс вбегает запыхавшийся опоздавший ученик.

– «Ты, почему опаздываешь?» – сердито кричит учитель.

– «Я забыл сменную обувь и бегал за ней домой».

– «Это меня не волнует, давай сюда свой дневник!».

– «У меня его нет», – дрожащим голосом отвечает ребенок: он боится записей, так как за них дома сурово наказывают.

– «Вечно ты все забываешь», – кричит учитель, – «Мать никогда в школу не зайдет! Понастрогали тут уродов по пьяной лавочке, а я должна возиться тут с вами!»

У ребенка, к сожалению, от родовой травмы «волчья пасть», и я чувствую, какую жгучую обиду нанес ему учитель. Он плачет и выбегает из класса. Вдогонку ему, несется смех товарищей. Этот случай произошел в 5 классе.

Ситуация 7.

У Наташи были натянутые отношения со многими учителями, в том числе и с учителем математики. Она хорошо рисовала, и все ее последние странички тетрадок были изрисованы карикатурами, в том числе, на учителя математики с подписью «Дрозд». Когда учитель вошел в класс, неся стопку проверенных тетрадок, Наташа замерла, ожидая неприятностей: именно в этой тетради была карикатура на учителя. Не спеша, учитель разбирал ошибки, допущенные в контрольной работе. «Я даже не ожидал, что у некоторых наших девочек такие незаурядные способности к рисованию», – с улыбкой сказал вдруг учитель, отдавая тетрадку Наташе. С этого дня у девочки пропало желание оспаривать каждую реплику учителя. Она стала старательней выполнять домашние задания, прислушиваться к мнению других учителей.

Ситуация 8.

На уроке английского языка две подружки, которые, сидели вместе, болтали на протяжении всего урока. А впереди них сидел мальчик, который слушал. Но он не имел привычки смотреть учителю в глаза во время объяснения. Опустив голову, он слушал и рисовал что-то в тетради. Учительница, по какой-то причине невзлюбила Колю, хотя ученик он был старательный. И весь урок она делала ему замечания, не замечая того, что болтает не он. Замечания: были типа: «Не бухти себе под нос, Петров!», «Сам не слушаешь и другим не даешь». Сначала Коля отвечал спокойно, что это не он. А в конце урока на очередную угрозу учителя записать замечание в дневник Коля выбежал из класса, хлопнув дверью и не дав дневник учителю.

Ситуация 9.

Это произошло в 4 классе. Я была примерной ученицей и никогда не пропускала занятия. Даже когда болела, рвалась в школу. Классная руководительница была строгой, но справедливой, и я любила ее. Дело было в мае в конце 4-ой четверти. На улице стояла теплая погода, и многие ученики ленились носить с собой сменную обувь. За это их очень ругали и даже вызывали родителей. Каждое утро наша учительница стояла у входной двери и проверяла у детей наличие сменной обуви. Меня всегда ставили в пример за старательность. Но однажды, почистив вечером туфли, я забыла положить их в сумку, Придя в школу, я побежала к учительнице предупредить ее. Я верила, что Тамара Александровна поймет и разрешит мне сбегать за туфлями на большой перемене. Реакция учительницы была неожиданной для меня. «Так! И ты без обуви!» – закричала она. Иди назад домой, а за пропущенное занятие по русскому получишь прогул». И она закрыла перед моим носом дверь. С тех пор я больше никогда не забывала сменную обувь, но и любовь к учительнице почему-то прошла.

Ситуация 10.

У каждого ученика есть какие-либо задатки. Их можно развить в способности. Но если ученик не хочет их развивать, считая, что это ему не нужно, перед учителем стоит сложная задача в обучении таких детей. Лично у меня всю жизнь душа не лежала к математике и химии. Я просто ненавидел эти предметы. В какой-то степени в этом была виновата наша учительница. Безусловно, я выполнял все домашние задания, но обычно выше тройки я не получал. А часто бывали и двойки. Старалась ли учительница помочь таким как я? Хотя бы из чувства человеколюбия: ведь так неприятно в старших классах чувствовать себя «неполноценным». Ничего подобного! Она получала какое-то удовольствие, унижая «слабых». Было обидно до слез, но мы держались. Постоянные конфликты привели к тому, что все те слабые ученики 8 классов, у кого с ней были конфликты, пришли к директору и объявили о своем нежелании заниматься у этого преподавателя.Но директор пристыдил нас, заявив, что мы «лодыри» и хамы. «Какое вы имеете право поднимать голос против такого заслуженного учителя с двадцатилетним стажем, который имеет награды за честный труд?» Нам не поверили. Мы были просто «растоптаны». Три года терпели мы гнет этой преподавательницы. Она и сейчас учит.

15