эгоцентризм как характеристики личности подростка.

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы эгоцентризма как характеристики личности подростка 5

1.1. Понятие эгоцентризма в психологии, развитие эгоцентризма в онтогенезе 5

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростка 9

1.3. Особенности эгоцентризма в подростковом возрасте 14

Выводы по Главе 1 21

Глава 2. Эмпирическое исследование эгоцентризма как характеристики личности подростка 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Анализ результатов исследования 25

Заключение 31

Литература 33

Приложение 1 35

Введение

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают новые требования к современной личности — способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому возрасту, который рассматривается как важнейший период формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан, Х. Рем-шмидт, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон).

Психическое развитие в подростковом возрасте вызывает пристальное внимание исследователей в связи со специфическими особенностями данного этапа развития и его влиянием на весь последующий онтогенез. Естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт. Одним из способов социализации в отрочестве является включение в группу сверстников, где подросток пытается удовлетворить свои потребности в общении, в обретении социальной позиции, в построении своей ценностно-мировозренческой системы.

Один из шагов к решению задачи, связанной с обретением социальной позиции — это преобразование эгоцентрических интересов, смещение в сторону социоцентризма. Эгоцентризм отображает такое взаимодействие человека и окружающей среды, а также отношение его к миру вообще, которое характеризуется сосредоточением человека на своём образе «Я» в этом мире. Мир рассматривается эгоцентрическим человеком исключительно в контексте собственного удобства и исключительной значимости. Исследования, посвященные преодолению эгоцентризма личностью в подростковом возрасте (Т.В Рябова, Ж. Пиаже, Д. Элкинд, Р. Энрайт), показывают, что эгоцентрические переживания отрочества крайне важны для дальнейшего становления личности человека (И.С. Кон).

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте ... Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У ... устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, ...

Отмечается, что формирование социальной позиции подразумевает нахождение определенного места в системе общественных взаимодействий, ощущение причастности и включенности в происходящие социальные процессы, а также соотнесение своих личных интересов с интересами общества. Таким образом, важными факторами процесса обре-тения социальной позиции подростком являются преодоление эгоцентризма и ориентация на социоцентрические ценности и ценностные ориентации, которые, выражая отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию его поведения и содержательную сторону направленности личности на себя саму или на других людей.

Несмотря на значительное число исследований, посвященных разви-тию личности в подростковом возрасте, проблема эгоцентризма как характеристики личности подростка изучена недостаточно. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — изучить эгоцентризм как характеристики личности подростка.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему эгоцентризма как характеристики личности подростка в отечественной и зарубежной психологии.

2. Исследовать уровень эгоцентризма, направленность личности и систему ценностных ориентаций у подростков методами психодиагностики и выявить особенности.

3. Провести анализ и интерпретацию полученных данных, обобщить результаты теоретического и эмпирического исследований в виде выводов и заключения об эгоцентризме как характеристике личности подростка.

Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; методы психодиагностики (Тест эгоцентриче-ских ассоциаций, Ориентационная анкета Б. Басса, Ценностный опросник С. Шварца), методы математико-статистического анализа (методы описательной статистики — определение средних; непараметрический сравнительный анализ — критерий Манна-Уитни).

18 стр., 8541 слов

Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

... личности; · Осуществить анализ полученных результатов. Предмет исследования: взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка. Объект исследования: социально-психологическая адаптированность личности подростка ... безделью какую-то значимость; 2. Эгоцентризм и эгоизм. На сигареты тратится ... разделяют друг с другом свой мир, их принимают, они приобретают ...

База исследования: МОУ СОШ № 135 г. Челябинска.

Испытуемые: 30 учащихся 8а класса — подростки в возрасте 14−15 лет.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы эгоцентризма как характеристики личности подростка

1.1. Понятие эгоцентризма в психологии, развитие эгоцентризма в онтогенезе

Проблема эгоцентризма в психологии была поставлена Ж. Пиаже, который описывал эгоцентризм как умственную позицию, которую занимает ребенок в процессе познания самого себя и окружающего мира на протяжении ряда стадий интеллектуального развития [11].

Ж. Пиаже определил эгоцентризм как проявление субъективной позиции ребенка в познании окружающего мира и себя самого. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная. Он не учитывает, что его положение среди вещей и людей лишь одно из многих возможных, и не умеет соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Эгоцентризм, таким образом, в работах Ж. Пиаже отразился как некая особенность мышления, скрытая умственная позиция ребёнка, выражающаяся в своеобразной детской логике, речи, представлениях о мире, раскрываемая при помощи индивидуальных бесед и проявляющаяся в общении.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, ... nbsp;Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется ... языка и речи информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими ...

Важнейшим открытием Ж. Пиаже явилось проявление эгоцентризма в детской речи, являющейся следствием восприятия мира. Автор считал детский эгоцентризм неотъемлемым качеством детского восприятия мира, которое характеризует «реальную» субъективную картину мира, воспринимаемого детским «Я», неотделимым от природной среды роста и развития ребёнка.

«Я» ребёнка, неотделяемое от окружающего мира, даёт ему вполне реалистичную картину абсолютного восприятия. Неспособность восприни-мать и анализировать отношения, а …

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2003. — 704 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.

3. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.

4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. — СПб.: «Речь», 2004.

5. Выготский Л.С. Педология подростка. Соб. соч. М., 1984, том 4.

6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 2000. — 336 с.

7. Крайг, Г. Психологическое развитие [Текст] / Г. Крайг. — СПб.: Пи-тер, 2000. — 394 с.

8. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий — М.: Сфера, 2001. — 464 с.

9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... С ОТКЛОНЯЮЩИМИСЯ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ   Специализация: "Психология развития и педагогическая психология"   Выполнила: студентка 5 курса группа ... изучение возрастных различий (исследования по возрастной психологии), то выбор возрастов, по понятным причинам, случайным быть не ... . Будучи учебным исследованием, она должна по своему содержанию и форме стремиться к стандартам научного текста (статьи, ...

10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.

11. Обухова Л.Ф. Теория Пиаже: за и против. — М., 1987. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и воз-можности коррекции. Учебн. по­собие для студентов, школьных психологов и учителей. — М.: Институт практической психологии, 1998.

12. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. № 2. С.45−48.

13. Пашукова, Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции [Текст]: учебное пособие / Т.И. Пашукова. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 160 с.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология ин-теллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. [Сборник работ разных лет].

15. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. — М.: Знание, 1997. — 541 с.

16. Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

17. Психология подростка: Хрестоматия [Текст] / сост. Ю.И. Фролов. — М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 402 с.

18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. — СПб: Питер., 2000. — 278 с.

19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

20. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Тол-стых. — М.: Знание, 1991. — 294 с.

21. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте. 3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени ... начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей. История возникновения психологии дошкольного возраста Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр ...

— СПб.: Питер, 1997.

23. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 2001. — С. 313−320.

24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector