А) учение о структуре и функциях педагогического знания

Контрольно-оценочные средства по дисциплине

(фонд оценочных средств)

Оценочные средства текущей аттестации

Тестовые материалы для осуществления текущего контроля знаний

 

Тестовый контроль № 1

1. Установите последовательность уровней педагогической методологии:

а) технологический -4;

б) философский -1;

в) общенаучный— 2;

г) конкретно-научный -3.

 

2. Установите соответствие между типами научного исследования:

1)Прикладное исследование 4)Направлено на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории, ее методологии.
2)Фундаментальные исследования 1)Решает в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практической направленности.
3)Разработки 3)Анализ, оценка, систематизация эмпирического и обобщенного материала с позиции определенного мировоззрения
4)Теоретические исследования 2)Конкретные указания, правила, рекомендации по обучению, воспитанию, другим видам педагогической деятельности.

 

3. Учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности – это методология.

 

4. При проведении научно-педагогического исследования необходимо соблюдать следующие _______________ : исходить из объективности и детерминированности; обеспечивать целостный подход в изучении; изучать явление в развитии; изучать явление в его связях и взаимодействии; рассматривать процесс в самодвижении и саморазвитии

А) принципы исследования

б) условия исследования

в) методы исследования

г) приемы исследования

 

5. Пути, способы познания объективной реальности принято называть

а) принципами исследования

б) условиями исследования

В) методами исследования

г) приемами исследования

 

6. Установите соответствие между компонентами педагогического исследования:

 

1)отражение противоречия между знаниями и потребностями людей в области обучения и воспитания и незнание путей, средств и методов их решения 1)проблема исследования
2)лаконичная формулировка проблемы исследования 3)гипотеза
замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования цель
3)научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке 2)тема

 

7. Установите правильную последовательность структуры научно-педагогического исследования.

 

А)знакомство с проблемой исследования

Г)выбор методологии

В)построение гипотезы исследования.

Д)выбор методов исследования.

Е) организация и проведение формирующего эксперимента.

Б)выработка практических рекомендаций.

Ж)анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

8. Методология науки – это учение

А) об исходных положениях, принципах, способах познания

Б) об объяснительных схемах преобразования действительности

В) о процессе и способах определения степени развития личностных качеств

Г) о затруднениях в обучении, развитии, общении, освоении профессии

 

9. Методологический принцип объективности выражается

А) во всестороннем учете факторов, порождающих то или иное явление

Б) в учете факторов, условий, в которых они развиваются

В) в исключении субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов

Г) в соотнесении в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного;

Д) проникновением во внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования

 

10. Установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее – это

А) апробация

Б) артефакт

В) гипотеза

Г) идея

 

11. Искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт – это

А) вывод

Б) результат

В) артефакт

Г) факт

 

12. Методологический принцип, требующий изучения социальных, технических и иных явлений в их развитии, позволяющий отследить их происхождение, этапы преобразования — это

А) замысел

Б) гипотеза

В) генетический метод

Г) эксперимент

 

13. Этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает учащегося к активной деятельности —

А) звено

Б) задача

В) теория

Г) идея

 

14. Наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания — это

А) логика

Б) гипотеза

В) теория

Г) методология

 

15. Методология педагогики не включает

А) учение о структуре и функциях педагогического знания

Б) ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл

В) учение о логике и методах педагогического исследования

Г) учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики,

Д) содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач

Е) систему контроля, слежения за процессом и результатами исследования образовательных процессов

 

Тестовый контроль № 2

 

1. Теоретическим методом научно-педагогического исследования

является:

а) беседа;

б) классификация;

в) интервью;

г) моделирование;

д) рейтинг;

е) сравнительно-исторический анализ;

ж) наблюдение;

з) педагогический эксперимент;

и) анализ литературы;

к) тестирование.

 

2. К эмпирическим методам исследования в педагогике относятся:

а) наблюдение, беседа, изучение передового опыта, эксперимент;

б) эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование;

в) беседа, классификация, интервью, шкалирование;

г) синтез, анализ, интервью, изучение продуктов деятельности.

 

3. К методам опроса относятся:

а) наблюдение;

б) беседа;

в) анкетирование;

г) интервью;

д) экспертная оценка;

е) изучение продуктов деятельности.

 

4. К методу педагогического исследования, который позволяет проверить эффективность выбранной технологии или методики, относится:

а) психолого-педагогическое наблюдение;

б) анкетирование;

в) педагогическое тестирование;

г) педагогический эксперимент;

д) методы математической обработки.

 

5. Естественный эксперимент характеризуется условиями:

а) искусственными;

б) естественными;

в) социальными;

г) семейными;

д) природными.

 

6. Лабораторный эксперимент — это эксперимент:

а) семейный;

б) естественный;

в) природный;

г) специально-организованный;

д) социальный.

 

7. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования, направленные на изучение педагогического опыта?

а) социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент;

б) наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ и документации образовательных учреждений, сравнительно-исторический

анализ, моделирование, математические методы;

в) обобщение опыта, тесты, анкеты, составление алгоритмов, моделирование;

Г) педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ и оценка результатов учебной деятельности, анализ педагогической документации.

 

8. К какому из методов можно соотнести следующие отличия : постановка задачи, определение объекта, разработка схемы ; результаты обязательно фиксируются; полученные данные обрабатываются.

а) эксперимент

б) беседа

В) наблюдение

г) анкетирование

 

9. Преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов

А) эксперимент

б) беседа

в) наблюдение

г) анкетирование

 

10. Наблюдение как исследовательский метод проводится с целью

Сбора информации

фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения

разработки прогрессивных систем, которые отвечают запросам общества

обобщения независимых характеристик и диагностических ситуаций

 

11. Исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы — это

беседа

интервью

Опрос

тест

 

12. Совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности — это

Личностные тесты

интеллектуальные тесты

проективные тесты

нормативно-ориентированные тесты

 

13. Уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования — это

Формализация

эксперимент

опыт

наблюдение

 

14. Разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление — это

эксперимент генетико-моделирующий

эксперимент формирующий

Эксперимент естественный

эксперимент лабораторный

 

15. Формирующий эксперимент позволяет

обеспечивать возможность управления условиями экспериментирования

получение точных данных

Активно воздействовать на условия выполнения деятельности

прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств

 

 

Тестовый контроль № 3

 

1. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и т.д. относятся к группе _______________ методов педагогического исследования

А) теоретических

б) эмпирических

в) математических

 

2. Наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование относятся к группе _______________ методов педагогического исследования

а) теоретических

Б) эмпирических

в) математических

 

3. Методология педагогики – это учение

А) о педагогическом знании и процессе его добывания

б) о способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания

в) о формировании знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности

г) о распространении в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений

 

4. К основным методологическим принципам научного исследования относятся:

а) принцип объективности и сущностного анализа

Б) принцип концептуального единства, единства логического и исторического

в) единства и борьбы противоположностей

г) единства физического и психического развития

 

5. Методологический принцип объективности выражается

а) во всестороннем учете факторов, порождающих то или иное явление

Б) в учете факторов, условий, в которых они развиваются

в) в исключении субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов

г) в соотнесении в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного;

д) проникновением во внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования

 

6. Лонгитюдный метод в научном исследовании позволяет

а) изучать детей, обучая их

Б) применять метод «продольного», растянутого во времени, изучения

в) выявлять тенденции во вновь зарождающихся особенностях психики детей

г) предвидеть возможности развития, целенаправленно организовывать образовательный процесс в школе

 

7. Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации:

а) интервью

б) тест

в) опрос

Г) беседа

 

8. Комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность — это

а) надежность

Б) валидность

в) критерий

г) концепция

 

9. Исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы — это

а) тест

Б) беседа

в) интервью

г) анкетирование

 

10. Характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу — это

а) чувствительность

б) креативность

В) валидность

г) надежность

 

11. Совокупность психологических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков

а) интеллектуальные тесты

б) личностные тесты

В) тесты достижений

г) критериально-ориентированные тесты

 

12. Идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога)

а) задача

б) мысль

в) гипотеза

Г) замысел

 

13. Исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности