ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЕТОДОВ ПЕД ПСИХОЛОГИИ

3 ЛЕКЦИЯ

Решая её, нужно определить, что означает психологическую готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует понимать эту готовность: наличие у ребёнка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению, либо в смысле личного уровня развития или в смысле достижения определённой структуры интеллектуальной и личностной зрелости. Также важна и проблема пед запущенности ребёнка, под которой подразумевается его неспособность к усвоению пед воздействий и ускоренному развитию, вызванными теми причинами, что на ранних этапах развития ребёнка плохо обучали и воспитывали.

8. обеспечение индивидуализации обучения – необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соотв с имеющимися у них способностями и задатками, а также применения к каждому ребёнку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

9. проблема соц адаптации и реабилитации – приспособление детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровне. Соц реабилитация – восстановление нарушенных соц связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с др людьми. Решение перечисленных проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которых составляют психологические ЗУН.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЕТОДОВ ПЕД ПСИХОЛОГИИ.

Достижение любой науки в значит степени определяется развитием её методич аппарата, позволяющего добывать новые научные факты, и на их основе строить научную картину мира. В психологии принято выделять 3 уровня методологического анализа:

  1. общая методология – философский подход к анализу явлений д-ти
  2. частная методология – обеспечивает конкретную реализацию общефилософских методов в виде методологич принципов к объекту псих исследования
  3. совокупность конкретных методов, методик и процедур. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования. Пед психология использует методы др отраслей психологии. Наблюдения, опрос, эксперимент итд. Кроме общих методов в ПП есть и спец методы (психолого-пед эксперимент, псих-пед тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребёнка).

    4 стр., 1506 слов

    Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

    А.Э. Симановский Последние годы обучение психологии приняло массовый характер. Уже в начальной школе при освоении курса «Окружающий мир» учащихся знакомят с элементами психологических знаний. Психологические знания ученики получают и в среднем и старшем звеньях школы. Существует большое количество разнообразных программ психологических курсов, активно пропагандируемых и для взрослых людей. Однако ...

    Особое место занимает психолого – педагогический эксперимент – то исследование, к-е задумано и проведено со специальной развивающей целью. Все методы подразделяются на:

–организационные методы ( касаются целей, содержания, структуры, организации, их состава и подготовки

-процедурные методы –форма реализации проводимого исследования в целом и его частей

-оценочные методы – способы психолого -пед оценивания результатов исследования

-методы сбора данных и обработки – собирается необходимая инфа об испытуемом, они служат для преобразования первичных качеств и количест рез-в исследования в теоретические выводы и рекомендации.

Кроме того выделяют ещё 2 группы методов, имеющие целью оказание прямого психол воздействия на ребёнка

-психол консультирование

-психол коррекция

Коррекция предполагает непосредственное воздействие психолога на заинтересованное лицо (психотерапия, соц-пед тренинг).

ПСИХОЛОГИЯ ПЕД Д-ТИ И ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ПОНЯТИЕ ПЕД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, концепции пед воздействия, процессы и их псих обоснование

Пед д-ть –целью является воспитание подрастающего поколения. Пед д-ть- объект исследования различных отраслей пед науки: дидактики, частных методик, теории воспитания. Психологич пед д-ти м определить как отрасль псих знания, изучающее то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели пед д-ти, как он осознаёт актуальность задач в зависимости от конкретных условий. Содержание и психология пед д-ти определяется соц факторами: местом и функциями учителя в обществе, требованиям и соц-психол факторами, т е соц ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и установками в сфере его пед д-ти.

СТРУКТУРА ПЕД Д-ТИ

Выделяют 3 компонента пед д-ти:

— конструктивный

-организаторский

-коммуникативный

В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбор учебного материала, различные методич разработки и его переработка для учащихся. Вся эта работа в итоге вливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструкт д-ти. Организаторский компонент занимает важное место в структуре пед –ти и составляет единое целое с конструктивным. Всё на уроке должно сочетаться с умением учителя организовать учебно – воспитательный процесс. Организаторский компонент включает в себя 3 направления:

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы. Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью ... ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, ... экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребенка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть ...

1. организация своего направления

2. своего поведения

3 деятельности детей

Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности (изложение), но при этом не привлёк детей к мыслит д-ти. Можно сказать, что урок будет носить только развлекательный характер.

Коммуникативный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, учителями. Именно отношения учителя к ученикам определяют успех его организаторской д-ти и эмоциональное благополучие школьников в процессе обучения. Выделяют 5 отношений:

  1. эмоционально положит активный
  2. эмоц положит пассивный
  3. эмоц отрицат активный
  4. эмоц отрицат пассивный
  5. неуравновешенный

коммуникативная сторона д-ти проявляется во всём пед процессе. Нужно учитывать подход к каждому учащемуся. Учитель д заметить всё то, что помогает или мешает ему. Щербаков выделяет кроме вышеизложенных компонентов психологич ф-ии пед д-ти:

  1. информационная функция (владения материалов и искусством его подачи)
  2. развивающая ф-ия (управление развитием личности в целом)
  3. ориентационная ф-ия (направленность личности, её идеалы)
  4. мобилизационная (активизация умствен д-ти учащихся)
  5. исследовательская ф-ия (творч поиск в пед процессе умение провести эксперимент, обобщить опыт).

Ф-ИИ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧ-ВОСПИТ ПРОЦЕССА.

В словаре Даля учитель определяется как наставник, преподаватель, т е выделятся 2 основные функции: руководство приобретением и реализацией соц опыта ученика и передача накопленного человеческого знания. Эти ф-ии явл-ся основными на всём протяжении истории человечества. При этом учитель в совр школе выполняет ряд ф-ий:

1. учитель – организатор учебного процесса в школе, он источник знаний для учащихся.

21 стр., 10361 слов

Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью

... по данной методике мало различаются. Рисунок 9 Умственные способности учителя в представлении умственно отсталых учащихся. Из таблицы 4 и рисунка 9 видно, что ... с матерью усиливает уровень тревоги, и как следствие деформирует личность ребенка. Это вырабатывает в ребенке чувство неудовлетворения, унижения, вины, ненужности, незащищенности, одиночества, депрессии. ...

2. учитель – классный руководитель.

3. соврем учитель не может не быть соц психологом, т к он должен регулировать отношения учащихся.

4. каждый учитель является пропагандистом пед знаний.

ПЕД ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Главным требованием является любовь к детям, любовь к пед д-ти, наличие спец знаний в той области, к-й он обучает детей. Широкая эрудиция, пед интуиция, высокоразвитый интеллект, высок уровень культуры и нравственности, профес владение разными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врождёнными, они приобретаются упорным трудом работы педагога над собой. Дополнительными, но стабильными требованиями являются общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший внешний вид и другое. Все эти качества важны, но без каждого из них педагог может обойтись. Главные и второстепенные пед качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которых кажд отдельн учитель представляет собой уникальную личность. Педагог д иметь незаурядные пед способности. Выделяют след пед способности:

  1. дидактич способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал.
  2. экспрессивные способности – позволяют найти наилучшую эмоцион форму выражения материала.
  3. персептивные способности –выражающиеся в психологич наблюдательности педагога, проникновение во внутр духовное состояние учеников.
  4. организаторские способности – обеспечивают дисциплину и порядок в классе, продумываемое использование каждой минуты на уроке.
  5. авторитарные способности – способности к внушению, сильному эмоциональному влиянию, и умению на этой основе завоевать авторитет среди учеников.
  6. академич способности – усвоение ЗУН в соотв области науки.

К спец пед способностям относят пед такт, способность к воспитанию детей и общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высоко-морального отношения к учащимся пед совершенной формы обращения с ними. Пед такт включает в себя ориентацию учителя в приёмах и средствах воздействия. Учитель может положит влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки, не будет наказывать.

3 стр., 1261 слов

Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………..………………3 1.Теоретические аспекты исследования особенности восприятия речи учителя, учащимися с репрезентативными системами разного типа…....5 1.1 Репрезентативные системы человека……………………….……..………...5 1.2 Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа …………………………………………………...…....14 Заключение ...

ПРОБЛЕМА ПЕД ОБЩЕНИЯ

Пед общение – важный компонент труда учителя, создающий атмосферу пед личности. Учитель, умеющий создавать спокойную обстановку предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики перегружены и имеют пониженную самооценку. В этом смысле пед общение важнее пед технологии. Пед общение д б личностно развивающим, эмоц комфортным и решать след задачи:

  1. взаимообмен информацией между учителем и учеником.
  2. взаимопонимание, умение смотреть на себя со стороны
  3. мобилизация резервов участников общения
  4. взаимодействие и организация совместной д-ти
  5. разумное и пед целесообразное самопрезентация личности учителя и учащихся, взаимная удовлетворенность участников общения.

Такой широкий спектр задач требует оптимизации пед общения по задачам, средствам и результатам. Взаимодействие учителя с учениками – важный путь воспит влияния взрослых. Учитель достаточно подготовлен к организации взаимоотношений с учащимися, но на практике эти отношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога.. соврем учитель не может не быть соц психологом, т к он должен регулировать отношения учащихся. ого человнческого знания. ени

  1. автократичный стиль – при этом стиле учитель осуществляет единичное управление руководством коллектива без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель предъявляет требования и осуществляет жёсткий контроль за их выполнение. Авторитарному стилю свойственны основные черты автократичного стиля рук-ва, но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение всегда принимает учитель в соотв со своими установками.
  2. демократический стиль руководства – учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Старается занять позицию первого среди равных, проявляет опред терпимость к критич замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблему коллективной жизни и делают вывод, окончат решение формулирует учитель.
  3. игнорирующий стиль руководства – учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнед-ть учащихся, устраняется от руководства ими, лишь формально выполняет обязанности.
  4. непоследовательный стиль – учитель в зав-ти от внешних обстоятельств или собственного эмоц состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Стиль руководства накладывает отпечатков на всю систему отношений учителя и учеников, как часты конфликты. Отношения зависят и от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности школьников. Уважение личности школьников является обязательным психологич условием возникновения доверительных отношений. В противном случае возникают конфликты, наблюдается возрастное своеобразие в протекании конфликтов. Стиль учителя формируется под влиянием субъективных и объективных факторов.

13 стр., 6094 слов

Педагогический аспект воспитания творческой личности

21 Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Курсовая работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Брест, 2010 Оглавление ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Понятие творчества и творческой личности Глава 2. Воспитание творческой личности в педагогической практике Заключение Список используемой литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ «Детство - важный период ...

ПОНЯТИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ ПЕД Д-ТИ

Говоря об индив стиле пед д-ти имеют ввиду, что педагог учитывает свои индивидуальнее особенности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью из множества учебных воспит задач могут выбрать одни и те же, но реализую их по – разному. Рассмотрим осн признаки индивид стиля пед д-ти:

  1. в темпераменте
  2. в характере реакции на пед ситуации в выборе методов обучения
  3. в подборе средств воспитания
  4. в стиле пед общения
  5. в реагировании на действия и поступки детей в манере поведения
  6. в применении средств психолого -пед воздействий на детей.

Поэтому любой пед опыт копировать не стоит. Учитель должен стремится к тому, чтобы оставаться самим собой. Это повысит эффективность воспитания на основе заимствования передового пед опыта.

ПСИХОЛ ОСОБЕННОСТИ ПЕД КОЛЛЕКТИВА

В пед коллективе сущ-т определённое разделение труда и кооперация в процессе его. Они требуют от учителя владение навыками сотрудничества, и в 1ю очередь умение совместно добывать необходимую инфу, обсуждать проблему, понять точку зрения коллеги. Эти и др УН делового сотрудничества приобретает учитель в пед коллективе. Взаимоотношения учителей определяются целями и содержанием их деятельности. Отношения, к-е складываются, м назвать официальными и неофициальными. Офиц – общая система межличностных взаимоотношений. Охватывающая весь пед коллектив. А неофиц основаны на симпатиях отдельных учителей. Эффективная д-ть пед коллектива зависит от морального климата в нём. От него зависит самочувствие учителя в школе, его самоотдача. Пед коллектив, к-й объединён узами дружбы, взаимного уважения и симпатии становится могучим воспитателем детского коллектива.

3 стр., 1289 слов

Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на нервно-психическое развитие ребенка

Министерство здравоохранения Республики Казахстан РГП на ПХВ "Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова" Кафедра: Детские болезни №1 с неонатологией Специальность: Общая медицина Дисциплина: Детские болезни САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Тема: Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на нервно-психическое развитие ребенка Выполнила: ...

ПСИХ СЛУЖБА В ШКОЛЕ И ЕЁ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ

ОСНОВЫ Д-ТИ ПСИХ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

Она нужна для решения задач, консультации. Гл направлением работы псих службы являются:

  1. изучение личностных особенностей учащихся
  2. оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива
  3. оказание псих помощи в семье, в воспитания деей
  4. осуществление работы по проф ориентации
  5. организация и диагноста отклонений в психич развитии

3 функции псих службы:

1. психодиагностика

2.Психокоррекция

3. Псих просвещение

ПСИХ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И КЛАССА

Школа нуждается в достоверной псих информации о личности каждого ученика, о каждом классном коллективе, т е нужен псих диагноз. Получение психологич информации требует придерживаться след последовательности:

  1. определение базовых и рабочих понятий
  2. выделение осн свойств и понятий, доступных измерению
  3. постановка задач исследования
  4. подбор методик исследования
  5. анализ и интерпретация полученных знаний.

Итогом д б инфа о псих ресурсах школьник, классного коллектива как основа для совершенствования учебн –воспит процесса в целом и выбора оптимальных форм работы с классом и отд учеником.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА

Социализация личности школьника зависит как от состояния соц среды, так и от позиции самой личности. Наиб значимой для ученика соц средой явл-ся его школьный класс. (Рассалимо- самостоятельно изучить, тест Кеттало ).

Коллектив – это группа высокого уровня развития, в к-й межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым сод-ем совместной д-ти. Интегративность группы ведёт к согласованности актов поведения членов группы. Коллектив – система интегративных и дифференциальных признаков. Это качественное своеобразие межличностных отношений. Направленность –содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг к-х объединяется большинство его членов, это готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Это способность класса к самоуправляемости, умение выходить из трудных ситуаций, выдвигать лидеров – организаторов, умение подчиняться требованием своих товарищей.

СОГЛАСОВАНОСТЬ МНЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ — это готовность каждого взять инициативу и повышенную ответственность.

Интеллект коммуникативность – способность класса быстро находить общий язык, приходить к общему мнению.

Псих климат — это преобладание того или иного псих настроя, это степень защищённости кажд учащегося.

Подготовленность группы как уровень ЗУН в том или ином виде совместной групповой д-ти.

ПСИХОКОРРЕЛЯЦИОННАЯ Д-ТЬ ПСИХ СЛУЖБЫ

Эта работа осуществляется через индивид псих консультации родителей , учителей и учащихся. Необходимой частью работы явл-ся разрботка методов, задач, критерия д-ти конкретной школы по управлению развитию коллект д-ти. Нужно, чтобы процесс психодиагностики носил непрерывный характер, был целостным и завершённым. Просветительская ф-ия необходима, т к без неё инфа, получаемая педагогами и родителями остаётся лишь фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения. Гл целью явл-ся пробудить интерес к собст личности и личности др человека, помочь стать психологом для самого себя.

ПСИХ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УРОКА

Урок явл-ся ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей д-ти учителя. Именно на уроке происходит интеграция всех д-й учителя, учитель целостно выражает требования образования и воспитания. Цель псих анализа урока в том, чтобы установить причины неудач и дифференцировать успех случайный и успех заранее предвиденный. Такой успех м опираться только на понимание учителем псих основ обучения и воспитания. Эффективность обучения и воспит на уроке зависит от внешних условий, т е от мастерства учителя, рационального построения учебной программы, методов обучения, оснащённости ТСО. Зависит эффективность и от внутр условий, определяющихся личностью самих учащихся: уровнем их умственного развития, их отношений к учёбе. Учитывая это, псих анализ урока следует вести по 2м направлениям:

— организация урока учителя

— организованность самих учащихся.

Важно учитывать организацию познавательной д-ти, псих контакт с классом и творческое рабочее самочувствие учителя.

ПСИХОЛОГИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Процессы воспитания нач-ся с определения его целей. Гл цель – формирование и развитие ребёнка как личности, к-я обладает полезными качествами, необходимыми для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не м устанавливаться раз и навсегда. Изменение общественного устройства и соц отношений ведёт к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к человеку. Цели воспитания остаются устойчивыми лишь в стабильной развитие общества. Во времена соц- экономич преобразований они становятся неопределёнными. Задача воспитания определяется в 1ую очередь так называемыми общечеловеческие и нравственными ценностями: добро и зло, гуманность к природе, духовность, свободы, скромность, бескорыстность. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными увлечениями. Личность должна самосовершенствоваться. Общая цель соврем воспитания – сделать детей высоко нравственными, духовно богатыми, внутренне свободными. Кроме общей выделяют специальные цели воспитания, к-е учёные описывают лишь приблизительно, т к они м стать другими, когда общество начинает двигаться к след этапу развития. Спец цели воспитания, соответствуют совр тенденциям, заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными предприимчивыми людьми, к-е стремятся к достижению своей цели.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

В широком смысле это способ организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработать определённые псих качества и форму поведения. Под псих средствами мы понимаем д-ия, предпринимаемые воспитателем, к-е направлены на изменение личности воспитуемого. К ним относят разные виды научения, убеждения, внушения, изменение соц установок, психотерапию, соц – псих тренинг и др виды псих коррекции. Средствами воспитания м б личный пример воспитателя, образцы поведения. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственное личностное воздействие одного человека на другого в прямом общении. Косвенные – содержать воздействия, к-е реализуются с помощью каких – либо средств, безличных контактов друг с другом (кинофильм, чтение).

По включённости сознания в процесс воспитания, его средства делятся на осознанные и неосознанные. По характеру того, на что самом объекте воспитания направлено само воздействие, его средства делят на: когнитивные, информационные и поведенческие. Но они бывают в комплексе.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ

Под институтами воспитания следует понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность (школа, семья).

Сюда относят и СМИ и средства культуры, друзей, сверстников, внешкольные организации. Традиционно гл институтом воспитания явл-ся семья. След это школа, СМИ. Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетич воспитания. Они явл-ся одним из гл источников формирования общей культуры у человека. Личность воспитывается и через контакты, отношения. На воспитание ребенка наиб влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ.

Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности под влиянием воспитателя. До 2й половины 20 века б широко распространена теория воспитания, согласно которой личностные качества передаются по наследству. Поэтому часть характеристик личности воспитанию не подлежит (Фрейд).

Это бингистические теории. 2ой группой являются социогенетические теории, авторы к-й утверждают, что всё, что есть личностного в человеке, возникает под влиянием соц условий и в принципе поддаётся воспитанию. Ряд теорий воспитания носит промежуточный вариант этих 2х теорий. Согласно их функционированию, развитие личности зависит как от биологической, так и от социальной составляющей личности. Псих теории воспитании различаются потому, какие псих свойства человека в них подчёркиваются.

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

1. воздействие д захватывать всю личность, и искусство педагога состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьников.

2. активность и самостоятельность учащихся

3. принцип развития д-ти. Деятельность д б организованной.

4. подкрепление , те отсутствие подкрепления, поощрения мешает ребёнку правильно ориентироваться в ситуации и приводит к уасанию мотива. Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного и индивидуального. Индив подход предполагает учёт их индивид особенностей, те выяснение того, чем этот учащийся отличается от своих сверстников и как следует строить воспитат работу. Пед аспект индивид подхода явл-ся частью пед такта, а псих аспект выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации пед целесообразного процесса воспитания. Психология воспитания интересуют индивид проявления и изучение только им присущих и неповторимых закономерностей и особенностей. Деятельность закрепляется основой формирования ч-ка как личность и определяющим условием существования и развития ч-ка как сщ-ва социального явлся совокупность разного вида д-ти, в к-ю включен человек. Освоение д-ти –важное условие развития психики человека. Поэтому решение воспит задач д опираться на соподчинение д-ти и её динамики. При построениях воспит воздействий адо учитывать характер и особенности чел-х д-ей, в к-ю включен ребенок, их значение, объем и содержание. В отечественной психологии понятия личность и д-ть рассматриваются как связанные явления. Разрабатывая проблему д-ти, соврем психологи опираются на идею об отражении и происхождении сознания из трудовой д-ти, о ведущей роли труда в поведении и д-ти ч-ка. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Они хар-ся:

-любая потребность имеет свой предмет, т е она всегда есть осознание нужды в чём-то

-всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется

-потребность обладает способностью воспроизводится

Потребности выражаются в мотивах, те в побуждениях к д-ти. Разным видам д-ти соответствуют разные мотивы. Важное место в системе направленности личности также принадлежит мировоззрению, убеждению и направленностям личности. Мировоззрение имеет хар-ки: научность, систематичность, логич последовательность, доказательность, степень обобщённости и конкретности, связь с д-ю и поведением. Убеждения – это осознанный мотив поведения, придающий всей д-ти особую направленность и значимость. Убеждения хар-ся :

  1. высокой осознанностью
  2. своей тесной связью с миром чувств, т е эта система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом явл-ся идеал. Идеал – образ, к-му руководствуется личность в данное настоящее время и которая определяет план самовоспитания. В неосознанным убеждениям относятся установки и влечения личности. Развитие д-ти приводит к появлению её видов и форм. Мотивы являются побудителями к различным видам д-ти. Единая взаимосвязанная система мотивов д-ти, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Известно, что одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении. В зависимости от мотива , к-м руководствуется ребёнок, формируются качества личности. Поведение побуждаются не одним, а несколько разными по содержанию и по строению мотивов, где выделяются ведущие и подчинённые мотивы. Необходимые изменения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией д-ти. Поэтому в психологии принято говорить о системе мотивов -мотивации. Дети шк возраста участвуют в различных видах д-ти, каждый их к-х характеризуется не только опред составом, но и наличием ведущей д-ти. В ней перестраиваются частные психологич процессы и от неё зависят основные психич изменения каждого периода развития ребёнка. Например ребёнок дошк возраста в игре осваивает основные обществ функции и нормы поведения людей. Развитие ведущей д-ти обуславливает изменения в псих процессах и личности ребёнка на данной стадии её развития. Поэтому спец организация ведущ типа д-ти выступает как основное условие, БЛАГОДАРЯ К-МУ МОЖНО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ВЛИЯТЬ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА И НА ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО В ПРОЦЕССЕ ЭТОЙ Д-ТИ ТРЕБОВАЕМЫХ МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ. Ельпонин установил, что у детей дошк и школьного возраста развивается мотивационно -потребовательная сфера. Младшие и старшие школьники формируют интеллектуальные способности и операционально технические возможности. Учёт закономерности психики ребёнка позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Ped_Psihologiya-388 — Стр 2

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СИЛЫ ЛИЧНОСТИ

Формирование нравств сферы предполагает форм-ие нравств сознания и поведения школьников. Под нравств сознанием принято понимать отражение в сознании человека принципов и норм д-ти, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к обществу и общественному делу. Ребенку необходим большой объём нравственных представлений. Запас нравственных знаний как ориентир при выборе способов поведения. При этом усвоение нравст форм и понятий ещё не обеспечивает формирование нравственного поведения. Псих исследования показали, что нередко дети хорошо зная нравств нормы, не следуют им в своём поведении. Поэтому процесс воспитания нельзя свести только к словесному воздействию. Здесь важна организации д-ти учащихся. Недопустимо, чтобы вербальные методы обучения и воспитания преобладали над их конкретной д-ю, превращение нравственных знаний в убеждения требуют их закрепления. Целенаправленное построение д-ти, осуществляемое на основе нравственных понятий и пронизанное нравственными эмоциями составляет основу формирования нравственного поведения. Нравств сфера личности, единство сознания. Поведения, чувств и привычек наиболее успешно формируется спец организованной системе воспитания, где в этой д-ти специально координируются нравственные отношения друг с другом, коллективом и с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, привычек, превращающихся в мотивы поведения и нравственные убеждения.

СОЦ -ПСИХОЛОГИЧ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

Правильное воспитание представляет собой научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воздействие предполагает правильное восприятие и оценку. Известный психолог Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождением ребёнка , его общение с окруж людьми направляется особой потребностью, к-я состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе тесно переплетаются с отношением к другим людям. Оценка позволяет выяснить как он воспринимает данную личность, способствует образу Я. Лисиной было установлено, что на протяжении первых 7ми лет возникают 4 основные формы общения:

  1. ситуативно–личностное общение.
  2. ситуативно-деловое общение. Оно начинается от 6 месяцев до 2х лет. Он охватывает предметные игры.
  3. внеситуативно -познавательное общение (от 3 до 5 лет).

    Оно связано с развитием общепознавательной активности, в рз-те которой изучая окруж действительность, ребёнок задает много вопросов взрослому.

  4. внеситуативно- личностное (6-7 лет).

    Оно служит познанию ребёнком мира людей и взаимоотношениям.

Содержание общения явл-ся передача полезной информацию, на основе которой люди м формироваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним ч-м в обществе с др людьми зависит от отношения людей друг к другу, определяемых эталонами межличностного восприятия. Данные эталоны не всегда осознаются человеком, к-й их применяет. С возрастом эталоны становятся более обобщёнными, и связанные с ценностями, идеалами и нормами. Они становятся более дифференцируемыми.

РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Система воспитания получила название коллективистической. В ёё основе тезис, согласно к-му воспитание и полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. Своими практич советами Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играт важную роль в перевоспитании личности. Др исследователь этой проблемы Бегтярев провел серию опытов, в к-х доказал, что влияние группы на индивида е всегда и не во всём положительно. Т о влияние коллектива м б как положит , так и отрицательным. Как считает Немов высоко развитые дет коллективы оказывают только положит влияние на воспитание личности, но такие данные были 6-8 % в доперестроечное время, а сейчас эти цифры намного меньше. Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют изменения наших взглядов. Немов предполагает след условия положит влияния коллектива на личность:

  1. нельзя утверждать по прежнему, что всякий поступок ребёнка, не рассчитанный на интерес коллектива, вреден для общества
  2. целесообразно уравнять в пед правах личность и коллектив, ребёнка и взрослого, детские пед коллективы.
  3. не только отд личность должна брать на себя опред обязанности перед коллективом, но и коллектив д иметь обязанности перед каждой личностью.

СЕМЬЯ КАК СОЦ-ПСИХ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ,

Своеобразным коллективом в воспит личности явл-ся семья. Семья играет в воспитании основную долговременную роль. И качества как страх и доверие, уверенность и робость, сердечность и теплота в общении. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают влияние на его развитие. Самые лучшие отношения в семье – доверительные. Причинами аномалий явл-ся нарушения супругами этики, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, псих поддержки и защиты. Др причиной явл-ся неоднозначность понимания семейных ролей, завышенные требования друг к другу. Самыми же существенными факторами являются несовместимость нравст позиций супругов, рассогласование их точек зрений. Основным способом практич устранения отрицат влияния перечисленных фактором явл-ся достижение взаимопонимания и гармонизация отношений супругов. Для достижения воспит целей родители обращаются к различным средствам воздействия (наказывают, поощряют).

Более действенна похвала от родителей, с которыми ребёнок находиться в дружеских отношениях. Установлено, что ребенок, на которого кричат, отчуждается от традиции, при этом проявляет повышенную агрессивность. Специфич условия для воспитания складываются в неполной семье. Мальчики в таких семьях бывают более задиристыми и беспокойными. При изучении таких особенностей родительского стиля поведения как положит эмоции, сотрудничество, было обнаружено, что они оказывают существенное влияние на развитие ребёнка. Стиль поведения родителей связан с личностным развитием детей.

ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

Соц установка имеет 3 компонента:

-знания

-эмоции

-действия

Воспитание соц установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих, и пед воздействие на соц установку ребенка включает:

Привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интересов, предъявление новой информации или убеждений. Психологами было установлено, что если отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным, чем без этой процедуры. Т к соц установки включают рациональные и иррацион компоненты, то любой из них м использовать для направленного пед воздействия. Воспитание на рацион компоненте апеллирует к разному ребенку. При исп-ии эмоц формы воздействия обращаются к след приёмам : ссылка на авторитет, обращение к образцу, и используются, когда логич аргументы слабы или отсутствуют. Иногда используют приём возбуждения страха у детей, но он не очень эффективен. Эффективность пед воздействия определяется тем, как относится воспитываемый ребёнок к воспитателю. Людям свойственно преувеличивать или приуменьшать свои расхождения во мнениях, существующих между ними и теми людьми, к-е придерживаются соотв мнения.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Этот вопрос встал недавно. Т е с того момента, когда начала распространяться кибернетическая теория управления на явления и процессы. Управление предполагает не только д-ть учителя, оно включает то, что м так или иначе влиять на воспитанника, формировать у него взгляды, позиции. Управление воспитанием включает в себя элементы как:

  1. проектирование развития личности
  2. планирование воспит воздействий
  3. организацию воспит воздействий
  4. регулирование и корректировку хода воспит воздействий на основе текущего сбора информации
  5. итоговый учёт и контроль соответствия конечных воспит результатов проекту развития.

Псих аспект в этой схеме представлен в виде конечного результата. Его нельзя охарактеризовать в завершённом виде. Большинство психологов исходят из теории о том, что внешние д-ия превращаются во внутренние. Различают внешнее и внутреннее управление. На первом этапе формирования личностного свойства внешнее управление осуществляется:

  1. воспитателем, руководителем, коллективом, к-ые выбирают пед образец
  2. через организацию продолжит д-ия образца
  3. за счёт носителя через организацию положит д-ия образца. Внутр управление на этом этапе – готовность воспринимать и осваивать образец. Элементом управления здесь явл-ся интерес.

На 2м этапе (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что:

  1. воспитатель подбирает пед образец и программирует мотивы
  2. актуализируется уже сложившийся мотив, но уже заглушенный
  3. осуществляется коррекция мотивации

Самоуправление мотивац сферы проявляется в саморегуляции выбора мотива из уже имеющихся. На 3м этапе – выбор формы поведения на основе мотивов.

Внешнее правление:

  1. выбор приемлемых мотивов поведения
  2. прекращения развертывания мотивов поведения

на 5м этапе происходит превращение привычной формы поведения в свойства личности. Высшая форма самоуправления – самовоспитание. Самовоспитание – сознательная работа школьников по формированию у ебя общественно ценных качеств личности, преодоление недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Перед психологией воспитания стоит этот вопрос. Гомезо выделяет 2 критерия воспитанности:

  1. уровень сформированности нравственных потребностей, чувст, привычек
  2. уровень преднамеренности произвольности поведения.

Моральная устойчивость человека невозможна без умения управлять своими желаниями и своим поведением. Маркова указыват, что важно для оценки эффективности труда чителя являются те псих изменения, к-е происходят в рез-те труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность включает:

  1. запас нравственных представлений
  2. нравственные убеждения
  3. реальное нравственное поведение

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию

16