Методы нейропсихологической диагностики.
Форма отчетности.
Недифференцированный зачет.
1 вопрос в билете.
10 минут на ответ.
Знание принципов нейропсихологической диагностики.
Знание основных методов
— названия и назначения
— инструкция
— правила проведения
— стратегии помощи и сенсибилизации
— интерпритация результатов
Литература.
1. Лурия. Высшие корковые функции. Часть 3.
Тема 1. О видах диагностики месте нейропсихологической диагностики в клинической психологии.
Виды нейропсихологической диагностики:
1. Функциональная.
— структура нарушения
— степень выраженности
2. Топическая.
3. Нозологическая.
— уточнение диагноза
— атипическая картина заболевания
— ремиссия
4. Индивидуально — типологическая.
5. Диагностика развития.
Задачи:
1. Планирование лечения и ухода.
2. Прогноз.
3. Скрининг.
— Выявление групп риска
4. Оценка эффективности лечения.
5. Исследовательские задачи.
6. Экспертиза.
Тема 2. Теоретические основы отечественной нейропсихологической диагностики.
Культурно — историческая концепция.
Выготский.
ВПФ
— социальны по происхождению
— опосредованы
— произвольны
Сознание
— системное
— смысловое
Теория системно — динамической локализации ВПФ.
Лурия.
Системное строение. Функции состоят из нескольких компонентов.
Системная локализация. Функция локализована в разных частях мозга. Узко локализавано звено функции, все они взаимодействуют между собой.
Понятийный аппарат.
— Симптом.
— Фактор. Звено, локализованное в узкой части мозга. Участвует в разных ФС.
— Синдром. Совокупность симптомов при нарушении какого — либо фактора.
Определение понятий реабилитация и нейропсихологическая реабилитация. ...
... мозга и др.); 2. Нейропсихологическая реабилитация (НПР) имеет свои задачи -- восстановление нару-шенных психических функций (а не приспособление ... всего на человека. Поэтому оптимальным во взаимоотношении лечения и реабилитации при некоторых формах соматических, нервных ... больных строится в этом случае так, чтобы нарушенное звено функциональной системы было замещено "резервным». Приведем пример. ...
Принципы нейропсихологической диагностики.
1. Качественного анализа.
2. Выделение первичного дефекта и вторичных системных следствий. Первичный — нарушение фактора.
3. Анализ не только результата, но и процесса.
4. Определение не только нарушенных, но и сохранных звеньев.
5. Динамичность проведения обследования.
— динамичность стратегии
— этап выявления нарушений
— этап уточнения нарушений
— сенсибилизация. Усложнение.
6. Принцип синдромного анализа. Исследование нескольких функций, увязанных с одним и тем же фактором. Дает большую надежность исследования.
— сопоставление рузультатов исследования всех функций.
7. Учет текущего состояния больного.
8. Учет преморбида.
9. Учет данных восстановительного обучения.
Тема 3. Этапы нейропсихологического обследования.
1. Предварительный.
— работа с историей болезни.
— невролог
— психиатр
— логопед
— объективные исследования
— офтальмолог
— лор
— родственники
2. Клиническая беседа.
— введение больного в ситуацию обследования
— цели
— правила
— сбор анамнеза (заболевания, жизни)
— налаживание контакта
— особенности контакта
— мотивационная составляющая
— операциональная составляющая
— ориентировка
— в месте
— времени
— собственной личности
— жалобы
— активные. Прямой ответ на вопрос.
— пассивные
— Критичность
— к состоянию
— к продуктам деятельности
— Понимание ситуативной речи
3. Экспериментальный этап обследования.
— Состояние ВПФ
— гнозис
— праксис
— память
— внимание
— речь
— письмо
— чтение
-профиль функциональной ассиметрии
— интеллектуальная деят.
— нейродинамический аспект.
— энергетический тонус
— общий уровень
— колебания
— утомляемость. В течение всего обследования.
— истощаемость. В рамках одного задания.
— флуктуации.
— темп
— общий уровень
— колебания
— эмоциональная сфера
— эмоц. фон
— сниженный
— средний
— повышенный
— эмоц. реагирование
— адекватное/неадекватное ситуации
— пародоксальные реакции
— насильственные реакции
— негативизм
— мотив экспертизы
— особенности личности
— программирование, регуляция и контроль
Протокол обследования.
Оценивается
— результат выполнения проб
-кол — во допущенных ошибок
— кач — во допущенных ошибок
— процесс выполнения и тип реагирования
— отказы
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... психолого-педагогическогоисследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая ... и др.). •Эмпирические методы психолого-педагогическогоисследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методовпсихолого-педагогическогоисследования. •Теоретические ...
— реплики
— запросы помощи
— фиксация всех проявлений, действий, высказываний, реакций
Отмечается
— проба
— предъявляемые стимулы
— точные ответы больного
— затраченное время
— количество попыток
Составные части нейропсихологического заключения.
1. Предварительная. ФИО, дата, анамнез, диагноз
2. Общая характеристика больного в экспериментальной ситуации. Контакт, ориентировка, жалобы, критичность, эмоц. сфера, нейродинамический аспект, программирование и т.д., профиль функциональной ассиметрии.
Лекция 2. 17.11.14
Тема 4. Исследование гностических функций.
4.1. Исследование зрительного гнозиса.
Зрительное восприятие.
Анализ существенных признаков. Левое полушарие с аналитической стратегией.
Синтез признаков в целостный образ. Правое полушарие.
Регуляция процесса восприятия.
Нарушения зрительного гнозиса.
1. Первичные
— зрительные
2. Вторичные.
— регуляторные
— нейродинамические. Истощаемость
— речевые
Методы исследование зрительного гнозиса.
1. Восприятие реалистичных изображений.
Инструкция: назовите предметы, которые вы видите.
Схожие предметы.
2. Анализ существенных признаков.
2.1. Восприятие перчеркнутых изображений.
Инструкция: нарисованы предметы и они зачеркнуты, вам нужно определить, что нарисовано.
При проблемах с речью: контур, схожие картинки.
Фигуры Поппельрейтера.
Инструкция: определите какие предметы, которые здесь нарисованы.
Восприятие зашумленных изображений.
Анализ существенных признаков: восприятие символов.
Синтез целостного образа.
Воспритяие незавершенных изображений.Инструкция: перед нами недорисованные изображения, давайте попробуем завершить.
Восприятие сюжетных картин.
Инструкция: здесь изображена некоторая ситуация, расскажите, что на ней происходит.
Восприятие последовательности картинок.
Пробы на игнорирование.
Восприятие лиц.
Восприятие цветов. Какие зеленые, красные и т.д., к какой категории относятся.
Зрительные агнощии.
Первичные нарушения
— левополушарные
— правополушарные.
Вторичные следствия.
— нарушение восприятия как деятельности
— импульсивность
— пассивный характер восприятия
— конфабуляции
— инертность
— нарушение нейродинамического аспекта.
— истощаемость
— колебание продуктивности
— общее снижение тонуса
— снижение темпа
— следствие речевых нарушений
4.2. Исследование пространственного гнозиса.
Пространственный гнозис.
Топология. Далеко, близко. Внутри, вне, между.
Метрика. На сколько ближе, выше и т.д.
Координаты. Правее, левее, выше, ниже.
Проекция.
Пробы.
Немые часы.
Спицифические ошибки
— топологические
— метрические
— координатные
Восприятие географических карт.
Определение сторон света
Ошибки
Особенности применения различных наглядных средств по развитию ...
... осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушениями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных картин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими. Морфофункциональное ... активности зрения, развития зрительных функций. Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений - формы, размера, цвета в ...
— топологические
— метрические
— координатные
Неспецифические
— регуляторные.
— нейродинамические
Лекция 3. 1.12.14
4.3. Исследование слухового гнозиса.
Слуховой гнозис.
Восприятие бытовых шумов.
Восприятие ритмов.
— структура ритма
— количество ударов
Восприятие мелодий.
Специфические ошибки.
— гностические
— трудности опознания шума
— трудности восприятия структуры ритма
— трудности кол — ва ударов
— трудности опознания медодии
Неспецифические ошибки.
— регуляторные
— импульсивность
— пассивный характер восприятия
— конфабуляции
— инертность восприятия
— нейродинамического характера
— истощаемость
— колебание продуктивности
— общее снижение тонуса
— снижение темпа
Лекция 4. 15.12.14
Исследование кинестетической чувствительности.
Рецепторы в мышцах, сухожилиях, суставах. Теменная область. Праксис позы пальцев. Мануальный кинестетический праксис.
Правая и левая руки.
Без зрительного контроля.
Со зрительным контролем.
Оральный кинестетический праксис.
Позы.
Действия.
Специфические ошибки
— поиск
— ошибочные позы
Неспецифические
— регуляторные
— нейродинамические
Исследование праксиса.
Исследование мануального динамического праксиса. Премоторные.
Кулак — ребро — ладонь.
— программирование движений
— кинетическая мелодия
— межполушарное взаимодействие
Сенсибилизация: темп, продолжительность, введение конкурирующей программы.
Нарушения пршграммирования
— трудности усвоения программы
— трудности удержания порядка
— упрощение программы
— импульсивность
— пассивный характер усвоения
— трудности усвоения программы
— отсутствие контроля
Нарушение кинетической мелодии
— снижение темпа
— поэлементное выполнение
— невозможность автоматизации
— привнесение промежуточных звеньев
— персеверации
Нарушение межполушарного взаимодействия.
Кулак — кольцо.
Программирование движений.
Кинетическая мелодия.
Межполушарное взаимодействие.
Ятрогении — заболевания, обусловленные лечением.
Ассиметричное постукивание.
Реципрокная координация. Взаимообратная.
Нарушение межпол. взаимодействия — содружественные движения.
Исследование динамического графического праксиса.
Проба Забор.
Симметричные и ассиметричные.
Нарушения.
Программирования. Кинетической мелодии. Нейродинамические.
Увеличение фигур при гипертонусе.
Рисование последовательности фигур.
Исследование динамического орального праксиса.
Динамический оральный праксис поз.
Оральный динамический праксис действий.
Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших ...
... школьному обучению. Объектом исследования является особенности фонематической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.Предмет исследования. Особенности нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников ... Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, ...
Исследование пространственного праксиса
Параметры пространства: топология, метрика, координаты, проекция.
Немые часы.
Метрические, топологические, координатные ошибки.
Рисунок куба, стола.
Развертки — трудности правого полушария. Рисуют на основе знания.
Трудности левого полушария — общий абрис, упущены конкретные детали.
Пространственный праксис.
Копирование домика.
Копирование фигур Рэя Тэйлора и Рэя Остерица.
Карандаши разного цвета.
Стратегии.
— симультанная
— сукцессивная
— фрагментарная
Трансформация в образ — рисуется схожий предмет.
Рисование плана.
Самостоятельный рисунок: нарушение сукцессивной/симультанной стратегии. Сукцессивной — детализация, координатный аспект. Симультанный — страдает общий абрис. Топология, метрика.
Регуляторный и нейродинамические.
Копирование с перешифровкой.
Пробы Хэда.
Пробы с перешифровкой. Пространственные нарушения (сукцессивные, симультанные трудности) и регуляторные нарушения (зеркальность).
Кубики Кооса, Куб Линка.
Регуляторный праксис.
Автобиографическая память, текущие события, упроченные знания.
Исследование непосредственного запечатления и удержания следов.
Исследование процессов заучивания? Зрительная память и слухоречевая.
Конкурирующие ряды. 2 группы по три.
Опосредованое запоминание. Пиктограммы и Леонтьев.
Вниамние. Шульте. Счет по крепелину, Бурдон. Шифровка.
Исследование импрессивной речи. Понимание речи.
Восприятие на слух.
— соотнесение
— звуков и букв. Фонематический анализ и синтез.
— гласные
— монофотонги
— дифтонги
— согласные
— опозиционные
— Звучащих и написанных слогов
— открытые
— закрытые
— со стечением согласных
— фонематически близкие
— звучащих и написанных слов
Нарушение памяти в слуховой модальности. Акустико — мнестическая афазия.
— частотных и менее частотных
— фонематически простых и сложных. Анализ и синтез.
— фонематически близких
— псевдослов
— фраз
— предложения
Повторение звуков
— экспрессивная речь
Тоже.
Симптомы.
— парогнозии по фонематическому признаку
— близкие фонематически
— далекие фонематически
— трудности слухоречевой памяти
Показ слов.
— вне поля зрения. Нос, глаз, рот и т.д.
— в поле зрения. Предметы комнаты.
Частотные и менее частотные.
Семантические и фонематически далекие.
Фонетически близкие.
Семантически близкие. Отчуждение смысла слова — не может показать.
Предметная и глагольная лексика.
Симптомы.
Теже.
Восприятие предложений.
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...
Выполнение внеситуативных инструкций.
— увеличение объема
— усложнение структуры
— закройте глаза
— поднимите левую руку
— нарисуйте на листе круг и квадрат
— возмите лист, нарисуйте, сложите, положите
Соотнесение предложений с картинкой
Симптомы. Теже.
Восприятие логико — грамматических конструктов.
— предложные пространственные конструкции
— предложные временные
— сравнительные
— параметрические творительного падежа. Карандаш заколкой.
— параметрически атрибутивного родительного падежа. Пилот самолета. Мамима дочка.
— пассивный залог. Солнце освещается землей. Машина перевозится трактором.
— обратный порядок слов
Обратимы.
Выбор из двух конструктов.
Соотнесение с картинкой.
Симптомы.
первичные.
вторичные
— парогнозии по фонематическому признаку
— трудности слухоречевой памяти
— отчуждение смысла слова
— регуляторные
Клиническая беседа. Спонтанная импрессивная речь.
Исследование экспрессивной речи.
Автоматизированная речь. Эмбол — автоматизированная частица речи, которая появляется у больного в ответ на любое высказывание.
Автоматизированные ряды. ФИО. 1-10. 10 -100. Дни недели. Месяцы. Стихи, песни. Идиомы.
Дезавтоматизированная речь. Автоматизированная речь в обратном порядке.
Дополнение фраз до целого. Идиомы. Фразы с жестким контекстом. Фразы с нежестким контекстом. Предложение с неопределенным завершением. Моторные формы.
Симптомы:
— литеральные парафазии. Замена звуков.
— по фонематичнескому признаку
— звуковая лабильность. Подвижность звукового образа.
— по кинестетическому признаку. Близки по ортикуляторной позе.
Афферентная связана с отдельными артикуляторными позами. Эфферентная с их переключением.
— вербальные парафазии. Замена слов.
— по фонематическому признаку
— по кинестетическому
— по семантическому. Амнестическая и акустико — мнестическая.
— снижение речевой инициативы. Динамическая. Диссоциация отраженного и самостоят. Трудности самостоят. высказываний. Переход на прямой порядок.
— трудности переключения. Трудности запуска. Скандированность. Упрощения моторной программы. Персеверации.
Повторная речь.
Симтомы теже.
Называние. Повествовательная речь. Составление текста. Диалогическая речь.
Исследование звукобуквенного анализа и синтеза.
—