Методы нейропсихологической диагностики

Методы нейропсихологической диагностики.

Форма отчетности.

Недифференцированный зачет.

1 вопрос в билете.

10 минут на ответ.

Знание принципов нейропсихологической диагностики.

Знание основных методов

— названия и назначения

— инструкция

— правила проведения

— стратегии помощи и сенсибилизации

— интерпритация результатов

Литература.

1. Лурия. Высшие корковые функции. Часть 3.

Тема 1. О видах диагностики месте нейропсихологической диагностики в клинической психологии.

Виды нейропсихологической диагностики:

1. Функциональная.

— структура нарушения

— степень выраженности

2. Топическая.

3. Нозологическая.

— уточнение диагноза

— атипическая картина заболевания

— ремиссия

4. Индивидуально — типологическая.

5. Диагностика развития.

Задачи:

1. Планирование лечения и ухода.

2. Прогноз.

3. Скрининг.

— Выявление групп риска

4. Оценка эффективности лечения.

5. Исследовательские задачи.

6. Экспертиза.

Тема 2. Теоретические основы отечественной нейропсихологической диагностики.

Культурно — историческая концепция.

Выготский.

ВПФ

— социальны по происхождению

— опосредованы

— произвольны

Сознание

— системное

— смысловое

Теория системно — динамической локализации ВПФ.

Лурия.

Системное строение. Функции состоят из нескольких компонентов.

Системная локализация. Функция локализована в разных частях мозга. Узко локализавано звено функции, все они взаимодействуют между собой.

Понятийный аппарат.

— Симптом.

— Фактор. Звено, локализованное в узкой части мозга. Участвует в разных ФС.

— Синдром. Совокупность симптомов при нарушении какого — либо фактора.

5 стр., 2268 слов

Определение понятий реабилитация и нейропсихологическая реабилитация. ...

... мозга и др.); 2. Нейропсихологическая реабилитация (НПР) имеет свои задачи -- восстановление нару-шенных психических функций (а не приспособление ... всего на человека. Поэтому оптимальным во взаимоотношении лечения и реабилитации при некоторых формах соматических, нервных ... больных строится в этом случае так, чтобы нарушенное звено функциональной системы было замещено "резервным». Приведем пример. ...

Принципы нейропсихологической диагностики.

1. Качественного анализа.

2. Выделение первичного дефекта и вторичных системных следствий. Первичный — нарушение фактора.

3. Анализ не только результата, но и процесса.

4. Определение не только нарушенных, но и сохранных звеньев.

5. Динамичность проведения обследования.

— динамичность стратегии

— этап выявления нарушений

— этап уточнения нарушений

— сенсибилизация. Усложнение.

6. Принцип синдромного анализа. Исследование нескольких функций, увязанных с одним и тем же фактором. Дает большую надежность исследования.

— сопоставление рузультатов исследования всех функций.

7. Учет текущего состояния больного.

8. Учет преморбида.

9. Учет данных восстановительного обучения.

Тема 3. Этапы нейропсихологического обследования.

1. Предварительный.

— работа с историей болезни.

— невролог

— психиатр

— логопед

— объективные исследования

— офтальмолог

— лор

— родственники

2. Клиническая беседа.

— введение больного в ситуацию обследования

— цели

— правила

— сбор анамнеза (заболевания, жизни)

— налаживание контакта

— особенности контакта

— мотивационная составляющая

— операциональная составляющая

— ориентировка

— в месте

— времени

— собственной личности

— жалобы

— активные. Прямой ответ на вопрос.

— пассивные

— Критичность

— к состоянию

— к продуктам деятельности

— Понимание ситуативной речи

3. Экспериментальный этап обследования.

— Состояние ВПФ

— гнозис

— праксис

— память

— внимание

— речь

— письмо

— чтение

-профиль функциональной ассиметрии

— интеллектуальная деят.

— нейродинамический аспект.

— энергетический тонус

— общий уровень

— колебания

— утомляемость. В течение всего обследования.

— истощаемость. В рамках одного задания.

— флуктуации.

— темп

— общий уровень

— колебания

— эмоциональная сфера

— эмоц. фон

— сниженный

— средний

— повышенный

— эмоц. реагирование

— адекватное/неадекватное ситуации

— пародоксальные реакции

— насильственные реакции

— негативизм

— мотив экспертизы

— особенности личности

— программирование, регуляция и контроль

Протокол обследования.

Оценивается

— результат выполнения проб

-кол — во допущенных ошибок

— кач — во допущенных ошибок

— процесс выполнения и тип реагирования

— отказы

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... психолого-педагогическогоисследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая ... и др.). •Эмпирические методы психолого-педагогическогоисследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методовпсихолого-педагогическогоисследования. •Теоретические ...

— реплики

— запросы помощи

— фиксация всех проявлений, действий, высказываний, реакций

Отмечается

— проба

— предъявляемые стимулы

— точные ответы больного

— затраченное время

— количество попыток

Составные части нейропсихологического заключения.

1. Предварительная. ФИО, дата, анамнез, диагноз

2. Общая характеристика больного в экспериментальной ситуации. Контакт, ориентировка, жалобы, критичность, эмоц. сфера, нейродинамический аспект, программирование и т.д., профиль функциональной ассиметрии.

Лекция 2. 17.11.14

Тема 4. Исследование гностических функций.

4.1. Исследование зрительного гнозиса.

Зрительное восприятие.

Анализ существенных признаков. Левое полушарие с аналитической стратегией.

Синтез признаков в целостный образ. Правое полушарие.

Регуляция процесса восприятия.

Нарушения зрительного гнозиса.

1. Первичные

— зрительные

2. Вторичные.

— регуляторные

— нейродинамические. Истощаемость

— речевые

Методы исследование зрительного гнозиса.

1. Восприятие реалистичных изображений.

Инструкция: назовите предметы, которые вы видите.

Схожие предметы.

2. Анализ существенных признаков.

2.1. Восприятие перчеркнутых изображений.

Инструкция: нарисованы предметы и они зачеркнуты, вам нужно определить, что нарисовано.

При проблемах с речью: контур, схожие картинки.

Фигуры Поппельрейтера.

Инструкция: определите какие предметы, которые здесь нарисованы.

Восприятие зашумленных изображений.

Анализ существенных признаков: восприятие символов.

Синтез целостного образа.

Воспритяие незавершенных изображений.Инструкция: перед нами недорисованные изображения, давайте попробуем завершить.

Восприятие сюжетных картин.

Инструкция: здесь изображена некоторая ситуация, расскажите, что на ней происходит.

Восприятие последовательности картинок.

Пробы на игнорирование.

Восприятие лиц.

Восприятие цветов. Какие зеленые, красные и т.д., к какой категории относятся.

Зрительные агнощии.

Первичные нарушения

— левополушарные

— правополушарные.

Вторичные следствия.

— нарушение восприятия как деятельности

— импульсивность

— пассивный характер восприятия

— конфабуляции

— инертность

— нарушение нейродинамического аспекта.

— истощаемость

— колебание продуктивности

— общее снижение тонуса

— снижение темпа

— следствие речевых нарушений

4.2. Исследование пространственного гнозиса.

Пространственный гнозис.

Топология. Далеко, близко. Внутри, вне, между.

Метрика. На сколько ближе, выше и т.д.

Координаты. Правее, левее, выше, ниже.

Проекция.

Пробы.

Немые часы.

Спицифические ошибки

— топологические

— метрические

— координатные

Восприятие географических карт.

Определение сторон света

Ошибки

11 стр., 5089 слов

Особенности применения различных наглядных средств по развитию ...

... осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушениями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных картин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими. Морфофункциональное ... активности зрения, развития зрительных функций. Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений - формы, размера, цвета в ...

— топологические

— метрические

— координатные

Неспецифические

— регуляторные.

— нейродинамические

Лекция 3. 1.12.14

4.3. Исследование слухового гнозиса.

Слуховой гнозис.

Восприятие бытовых шумов.

Восприятие ритмов.

— структура ритма

— количество ударов

Восприятие мелодий.

Специфические ошибки.

— гностические

— трудности опознания шума

— трудности восприятия структуры ритма

— трудности кол — ва ударов

— трудности опознания медодии

Неспецифические ошибки.

— регуляторные

— импульсивность

— пассивный характер восприятия

— конфабуляции

— инертность восприятия

— нейродинамического характера

— истощаемость

— колебание продуктивности

— общее снижение тонуса

— снижение темпа

Лекция 4. 15.12.14

Исследование кинестетической чувствительности.

Рецепторы в мышцах, сухожилиях, суставах. Теменная область. Праксис позы пальцев. Мануальный кинестетический праксис.

Правая и левая руки.

Без зрительного контроля.

Со зрительным контролем.

Оральный кинестетический праксис.

Позы.

Действия.

Специфические ошибки

— поиск

— ошибочные позы

Неспецифические

— регуляторные

— нейродинамические

Исследование праксиса.

Исследование мануального динамического праксиса. Премоторные.

Кулак — ребро — ладонь.

— программирование движений

— кинетическая мелодия

— межполушарное взаимодействие

Сенсибилизация: темп, продолжительность, введение конкурирующей программы.

Нарушения пршграммирования

— трудности усвоения программы

— трудности удержания порядка

— упрощение программы

— импульсивность

— пассивный характер усвоения

— трудности усвоения программы

— отсутствие контроля

Нарушение кинетической мелодии

— снижение темпа

— поэлементное выполнение

— невозможность автоматизации

— привнесение промежуточных звеньев

— персеверации

Нарушение межполушарного взаимодействия.

Кулак — кольцо.

Программирование движений.

Кинетическая мелодия.

Межполушарное взаимодействие.

Ятрогении — заболевания, обусловленные лечением.

Ассиметричное постукивание.

Реципрокная координация. Взаимообратная.

Нарушение межпол. взаимодействия — содружественные движения.

Исследование динамического графического праксиса.

Проба Забор.

Симметричные и ассиметричные.

Нарушения.

Программирования. Кинетической мелодии. Нейродинамические.

Увеличение фигур при гипертонусе.

Рисование последовательности фигур.

Исследование динамического орального праксиса.

Динамический оральный праксис поз.

Оральный динамический праксис действий.

23 стр., 11159 слов

Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших ...

... школьному обучению. Объектом исследования является особенности фонематической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.Предмет исследования. Особенности нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников ... Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, ...

Исследование пространственного праксиса

Параметры пространства: топология, метрика, координаты, проекция.

Немые часы.

Метрические, топологические, координатные ошибки.

Рисунок куба, стола.

Развертки — трудности правого полушария. Рисуют на основе знания.

Трудности левого полушария — общий абрис, упущены конкретные детали.

Пространственный праксис.

Копирование домика.

Копирование фигур Рэя Тэйлора и Рэя Остерица.

Карандаши разного цвета.

Стратегии.

— симультанная

— сукцессивная

— фрагментарная

Трансформация в образ — рисуется схожий предмет.

Рисование плана.

Самостоятельный рисунок: нарушение сукцессивной/симультанной стратегии. Сукцессивной — детализация, координатный аспект. Симультанный — страдает общий абрис. Топология, метрика.

Регуляторный и нейродинамические.

Копирование с перешифровкой.

Пробы Хэда.

Пробы с перешифровкой. Пространственные нарушения (сукцессивные, симультанные трудности) и регуляторные нарушения (зеркальность).

Кубики Кооса, Куб Линка.

Регуляторный праксис.

Автобиографическая память, текущие события, упроченные знания.

Исследование непосредственного запечатления и удержания следов.

Исследование процессов заучивания? Зрительная память и слухоречевая.

Конкурирующие ряды. 2 группы по три.

Опосредованое запоминание. Пиктограммы и Леонтьев.

Вниамние. Шульте. Счет по крепелину, Бурдон. Шифровка.

Исследование импрессивной речи. Понимание речи.

Восприятие на слух.

— соотнесение

— звуков и букв. Фонематический анализ и синтез.

— гласные

— монофотонги

— дифтонги

— согласные

— опозиционные

— Звучащих и написанных слогов

— открытые

— закрытые

— со стечением согласных

— фонематически близкие

— звучащих и написанных слов

Нарушение памяти в слуховой модальности. Акустико — мнестическая афазия.

— частотных и менее частотных

— фонематически простых и сложных. Анализ и синтез.

— фонематически близких

— псевдослов

— фраз

— предложения

Повторение звуков

— экспрессивная речь

Тоже.

Симптомы.

— парогнозии по фонематическому признаку

— близкие фонематически

— далекие фонематически

— трудности слухоречевой памяти

Показ слов.

— вне поля зрения. Нос, глаз, рот и т.д.

— в поле зрения. Предметы комнаты.

Частотные и менее частотные.

Семантические и фонематически далекие.

Фонетически близкие.

Семантически близкие. Отчуждение смысла слова — не может показать.

Предметная и глагольная лексика.

Симптомы.

Теже.

Восприятие предложений.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

Выполнение внеситуативных инструкций.

— увеличение объема

— усложнение структуры

— закройте глаза

— поднимите левую руку

— нарисуйте на листе круг и квадрат

— возмите лист, нарисуйте, сложите, положите

Соотнесение предложений с картинкой

Симптомы. Теже.

Восприятие логико — грамматических конструктов.

— предложные пространственные конструкции

— предложные временные

— сравнительные

— параметрические творительного падежа. Карандаш заколкой.

— параметрически атрибутивного родительного падежа. Пилот самолета. Мамима дочка.

— пассивный залог. Солнце освещается землей. Машина перевозится трактором.

— обратный порядок слов

Обратимы.

Выбор из двух конструктов.

Соотнесение с картинкой.

Симптомы.

первичные.

вторичные

— парогнозии по фонематическому признаку

— трудности слухоречевой памяти

— отчуждение смысла слова

— регуляторные

Клиническая беседа. Спонтанная импрессивная речь.

Исследование экспрессивной речи.

Автоматизированная речь. Эмбол — автоматизированная частица речи, которая появляется у больного в ответ на любое высказывание.

Автоматизированные ряды. ФИО. 1-10. 10 -100. Дни недели. Месяцы. Стихи, песни. Идиомы.

Дезавтоматизированная речь. Автоматизированная речь в обратном порядке.

Дополнение фраз до целого. Идиомы. Фразы с жестким контекстом. Фразы с нежестким контекстом. Предложение с неопределенным завершением. Моторные формы.

Симптомы:

— литеральные парафазии. Замена звуков.

— по фонематичнескому признаку

— звуковая лабильность. Подвижность звукового образа.

— по кинестетическому признаку. Близки по ортикуляторной позе.

Афферентная связана с отдельными артикуляторными позами. Эфферентная с их переключением.

— вербальные парафазии. Замена слов.

— по фонематическому признаку

— по кинестетическому

— по семантическому. Амнестическая и акустико — мнестическая.

— снижение речевой инициативы. Динамическая. Диссоциация отраженного и самостоят. Трудности самостоят. высказываний. Переход на прямой порядок.

— трудности переключения. Трудности запуска. Скандированность. Упрощения моторной программы. Персеверации.

Повторная речь.

Симтомы теже.

Называние. Повествовательная речь. Составление текста. Диалогическая речь.

Исследование звукобуквенного анализа и синтеза.