К Государственному экзамену по специальности

Вопросы по практической психологии

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология.

2013-2014 уч. год

 

1. Понятие конфликта и его структурно-динамические характеристики.

2. Педагогический конфликт. Принципы управления педагогическим конфликтом.

3. Психологический конфликт в группе детского сада. Методы предупреждения и разрешения конфликтов в детском сообществе.

4. Методы психодиагностики и их классификация.

5. Диагностика психического развития детей младенческого и раннего возраста.

6. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.

7. Методы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.

8. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

9. Типология девиантного поведения.

10. Проявление девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

11. Методы психодиагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.

12. Понятие одарённости в современной психологии.

13. Личностный и возрастной аспекты одарённости.

14. Психологическое образование как многоаспектный феномен.

15. Психология как учебная дисциплина в средней школе.

16. Психологическая культура личности как результат психологического образования.

17. Семья как социальный институт и малая группа. Нормативные кризисы семьи.

18. Стадии развития супружеских отношений. Ненормативные кризисы семьи.

19. Детско-родительские отношения в семье.

20. Человек в ситуации неопределенности: переживание потери.

21. Человек в ситуации неопределенности: переживание стресса, посттравматический синдром, терроризм.

22. Стратегия и методология психологической помощи человеку в кризисной ситуации.

23. Формирование личности профессионала.

24. Требования к ведению и оформлению документации педагога-психолога.

25. Особенности работы педагога-психолога в учреждениях образования, центрах различной направленности.

 

26. Укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса как основная цель работы педагога-психолога.

27. Общая характеристика психологического тренинга.

28. Методы работы в тренинге.

29. Технология разработки тренинговых программ.

30. Модель эффективного психолога-консультанта. Взаимодействие консультанта с клиентом в процессе консультирования.

31. Возрастно-психологическое консультирование.

19 стр., 9410 слов

Доклад — Основные формы и методы работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации

Адъюнкт-профессор психологии  ГОЛЕВ С.В. Доцент кафедры социально-психологических технологий ХФ ОМУРЧ «Украина», начальник отделения психопрофилактики и профессионального психологического отбора Центра ППППО  УМВД  Украины в Херсонской области Основные формы и методы  работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ...

32. Специальные проблемы психологического консультирования.

33. Индивидуальная и групповая психотерапия: содержание, сравнительная характеристика.

34. Основные направления психотерапии.

35. Профессиональное просвещение как основная составляющая профориентации.

36. Психическое здоровье и психическая болезнь.

37. Основные и специфические закономерности нормального и аномального развития ребенка.

38. Основные виды нарушений психического развития у детей.

39. Предмет, задачи, актуальные проблемы социальной психологии.

40. Общение в системе общественных и межличностных отношений.

41. Личность как объект социальной психологии.

42. Понятие малой группы. Структурно-динамические характеристики малых групп.

43. Понятие больших социальные группы. Эффекты массового поведения.

44. Социальная педагогическая психология. Педагогическое взаимодействие и его структура.

45. Предмет и задачи психофизиологии.

46. Общая характеристика строения нервной системы человека.

47. Высшие психические функции и их мозговая организация. Основные принципы функциональной организации мозга.

48. Философско-гносеологические основы экспериментальной психологии.

49. Измерения в психологических исследованиях.

50. Основы теории вероятностей. Формы учета результатов наблюдения и описательная статистика.

 

51. Сформулируйте возрастную специфику диагностики и развития самооценки и уровня притязаний детей.

  1. Приведите пример диагностической программы по определению психологической готовности ребенка 6 — 7 лет к обучению в школе.

53. Составьте программу комплексного диагностического обследования эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возраста как показателя адаптации к школьному обучению.

54. На основе результатов теста Векслера объясните технику обработки подведения итоговых оценок и дайте характеристику интеллекта ребенка (дополнит. лист с заданием № 1).

 

Регистрационная карточка к интеллектуальной шкале Векслера для детей

Школа…153 Класс…3

Фамилия, имя, отчество _____****_____

Дата обследования 1996.09.26

(год месяц день)

Дата рождения 1987.10.27

(год месяц день)

Возраст 8 11 3

Вербальная часть шкалы

N С у б т е с т ы Предварительные оценки Шкалированные оценки

1. Общая осведомленность 16 16

2. Общая понятливость 22 20

3. Арифметический 12 17

4. Нахождение сходства 16 18

5. «Словарь» 41 16

6. Воспроизведение цифровых рядов 12 16

Сумма шкалированных оценок (вербальная оценка) 103

Уточненная вербальная оценка (после прорейтинга 86

Вербальный КИ 145

Невербальная часть шкалы

N С у б т е с т ы Предварительные оценки Шкалированные оценки

7. Завершение картинок 15 17

8. Установление последовательности картинок 41 19

9. Составление орнаментов из кубиков 28 14

10. Составление фигур из разрозненных деталей 26 16

11. Кодирование 32 11

12. «Лабиринты» 15 11

Сумма шкалированных оценок (вербальная оценка) 88

Уточненная невербальная оценка (после прорейтинга) 73

Невербальный КИ 132

Полная шкалированная оценка 86+73=169

Полный КИ 143

 

Характеристика интеллекта:

 

55. Установите основной тип отклонения семейного воспитания по опроснику Э. Эйдемиллера и охарактеризуйте его (дополнит. лист с заданием № 2).

Предложите меры коррекционных воздействий.

 

БЛАНК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Имя, фамилия родителя:

Отец (мать):

Дата заполнения:

 

№ утверждения № утверждения № утверждения № утверждения № утверждения Шкала ДЗ ПЗ
+ + + +   Г+  
+ +       Г-  
+ +   + + У+  
+ +   +   У-  
+ +   + + Т+  
  + +     Т-  
+ + + + + З+  
  +   +   З-  
    +   + С+  
          С-  
+   + +   Н  
  +     + РРЧ  
+   +     ПЛК  
+ + + + + ВН  
    +   + ФУ  
  +   + + НРЧ  
+   +   + ПЛК  
  +   +   ВК  
  + +   + ПНК  
          ПЖК  

 

+   +   + Г+
  + +     Г-
+     + + У+
  +   +   РРЧ
+     +   ФУ
+ + + + + НРЧ

Характеристика отклонений семейного воспитания.

56. Охарактеризовать типы детско-родительских отношений и эмоциональное восприятие ребенком семейной ситуации с помощью ОРО и КРС (дополнит. лист с заданием № 3).

Результаты опросника ОРО

Сумма баллов по симтомокомплексам КРС

Благоприятная семейная ситуация Тревожность в семье Конфликтность в семье Чувство неполноценности Враждеб- ность
0,4 0,5 0,8 0,7 0,4

Анализ детско-родительских отношений о восприятия ребенком семейной ситуации.

 

57. Проективные методы изучения семейной микросреды (методика Рене Жиля, рисунок семьи, метод незаконченных предложений, САТ и др.)

 

58. Основные направления и формы работы педагога-психолога с семьёй в условиях учреждения дошкольного образования.

 

59. Основные направления работы педагога-психолога учреждения дошкольного образования по сохранению и укреплению психологического здоровья ребёнка.

 

  1. Основные направления психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам сохранения психологического здоровья детей раннего возраста.

 

  1. Основные направления психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста.

 

  1. Основное содержание психологической помощи подросткам с суицидальными намерениями.

 

  1. Диагностика и коррекция стиля педагогического взаимодействия как направление работы педагога-психолога.

 

64. Психологическая характеристика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, методы диагностики и профилактики.

 

  1. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуляции и личностного роста.

 

  1. Приведите пример управления конфликтом, возникшим в системе «учитель-ученик».

 

  1. Практическая задача 1. Определение акцентуации характера и мер воздействия.

Ирина Ю., 13 лет. Обратилась в психологическую консультацию мать девочки с жалобой на нарушение поведения у дочери — поздние возвращения домой, общение с неизвестными маме друзьями. Девочка родилась своевременно, росла и развивалась нормально. В детстве легко адаптировалась к детям, коллективу, охотно посещала детский сад с 3 лет. В школе в начальных классах успевала на отлично, теперь на «4» и «5». Постоянно участвует в различных кружках, секциях. В последнее время занимается в секции водного туризма. Мать не одобряет этого увлечения, считает, что девочка могла бы заняться чем-то более спокойным: шитьем, вязанием и т.д.

При психологическом обследовании девочка быстро вступает контакт, с интересом относится к заданиям. Темп сенсомоторики быстрый. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект — высокая норма. Самооценка высокая, дифференцирована, при положительном отношении к окружающим, к миру в целом. При обследовании по ПДО — высокий уровень гипертимности, стремление к эмансипации.

1. Какие причины такого поведения девочки?

2. Что можно посоветовать ее маме?

  1. Практическая задача 2. Определение акцентуации характера и мер воздействия.

Тима О., 13 лет. Обратилась мама с жалобой на недостаточную активность сына, его малообщительность, отличие от более активных и «деловых» сверстников. Семья полная. Ребенок рос и развивался нормально, в школу пошел вовремя. С учебой справляется, но выражены предпочтения определенных учителей.

От отношений к учителям зависит интерес к предмету. С одноклассниками дружит мало. Есть один друг во дворе. Мальчик плохо переносит разлуку с домом, семьей, поездки в оздоровительный лагерь и т.д.

При психологическом обследовании отмечается незначительна истощаемость по гипостеническому типу. Других нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект — в границах нормы. Самооценка адекватная, зависит от мнения окружающих. При описании картин ТАТ — очень высокая чувствительность к эмоциям, межличностным отношениям персонажей. Выражена привязанность к матери, старшей сестре. По методике ПДО — высокий уровень сенситивности, низкая конформность, превышение феминности над маскулинностью.

1. В чем причины особенностей поведения и общения?

2. Что можно посоветовать маме?

 

  1. Практическая задача 3.Определение сущности социальной дезадаптации и практических рекомендаций со стороны педагога-психолога.

Арсений Л., 12 лет. К педагогу-психологу обратился классный руководитель с просьбой дать характеристику на мальчика в связи с необходимостью взятия его на учет трудновоспитуемых в инспекции по делам несовершеннолетних. Причина — побеги из дома. В течение последнего месяца Арсения трижды задерживала милиция в поездах дальнего следования, где он прятался на третьей полке. Каждый раз мальчик пытался обмануть работников милиции, объясняя, что отстал от поезда, в котором едет мама, и вот теперь догоняет ее следующим поездом.

При психологическом обследования Арсения не выявлено никаких нарушений со стороны психических процессов. При исследовании личности — акцентуация характера по и стероидному типу, самооценка завышена, преобладающий тип реакций на фрустрирующую ситуацию — препятственно-доминантный, при экстрапунитивной направленности реакции. Причину своих побегов из дома не объясняет, отвечает, отводя глаза в сторону: «Захотелось покататься, посмотреть другие города»; отношения с матерью характеризует односложно — нормальные, хотя по эмоционально-двигательным проявлениям очевидно, что вопросы психолога затрагивают аффектогенные зоны. По проективным методикам подтверждается предположение о наличии психотравмирующей ситуации в системе отношений с близким человеком. Мать Арсения в беседе с психологом утверждала, что отношения с сыном хорошие, но причины его побегов она объяснить не может. Однако по проективным методикам у матери отмечались высокий уровень тревоги, чувство вины. В ходе экспериментальной беседы, по мере установления доверительных отношений выяснилось, что отец Арсения умер полтора года назад. Мальчик очень любил отца и тяжело переживал это горе. Однако за последние полгода ребенок успокоился, к нему вернулась детская веселость и жизнерадостность, об отце он вспоминал со светлой грустью.

Месяц назад мать сообщила сыну, что хочет выйти замуж, и предложила мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с будущим отчимом. Арсений ничего не ответил, внешне держался спокойно, а на следующий день впервые сбежал из дома.

1. К какому типу социальной дезадаптации следует отнести отклонения в поведении мальчика?

2.Что может рекомендовать педагог-психолог для психологической коррекции сложившейся ситуации?

 

  1. Практическая задача 4.Определение сущности социальной дезадаптации и практических рекомендаций со стороны педагога-психолога.

Николай С., 6 лет. К педагогу-психологу обратилась мама с жалобой на нарушения поведения сына в детском саду, трудности общения мальчика с детьми. Из беседы с матерью выяснилось, что Николай родился, рос и развивался нормально. Трудности возникли после поступления в детский сад: мальчик дерется, ни с кем не делится игрушками, отбирает их у других детей. Его поведение вызывает проблемы у воспитательницы и претензии со стороны родителей других детей. При обследовании Николая отмечается высокий темп выполнения заданий, интеллект — в границах нормы. Нарушений со стороны психических процессов нет. При применении методики «Лесенка самооценки» проявляется высокая самооценка, в то же время уверенность в негативном отношении со стороны всех окружающих, кроме отца. При выполнении заданий по методике «Дом — дерево — человек» Николай изображает человека в виде мужчины, вооруженного двумя пистолетами. С помощью методики Рене Жиля и «Рисунок семьи» выявлено, что воспитанием Николая в основном занимается мама, однако она не пользуется авторитетом у сына, поскольку вся власть в семье принадлежит авторитарному отцу, который осуществляет руководство, проявляя агрессивные тенденции. Такой стиль поведения отец поощряет и у сына. Мальчик считает агрессивное поведение характерным для «настоящего мужчины» и единственным способом добиться желаемого.

1. С чем связаны нарушения поведения Николая и какие психологические механизмы способствуют их возникновению?

2. Что можно сделать для коррекции поведения мальчика?

  1. Практическая задача 5.Определение сущности социальной дезадаптации и практических рекомендаций со стороны педагога-психолога.

Оля 3., 12 лет. Обратилась мать с просьбой повлиять на дочь, чтобы она стала спокойнее. Мать беспокоят нервозность и раздражительность дочери, возникшие в последнее время. Родители в разводе, отец был очень вспыльчивым, злоупотреблял алкоголем. Девочка родилась в срок, росла и развивалась нормально, была спокойной, ласковой, послушной. В школе успеваемость средняя. В течение последнего года девочка выросла на 8 см, у нее появились вторичные половые признаки. Примерно в это же время начались конфликты с матерью, появилась вспыльчивость, раздражительность, дочь перестала слушаться, все делает «наперекор». На любые замечания матери девочка реагирует криком или слезами. В школе поведение тоже стало эмоционально неустойчивым, снизилась успеваемость. При психологическом обследовании, у Оли отмечались колебания активного внимания, работоспособности. Память и мышление — в границах нормы. Самооценка адекватная, девочка отмечает изменения своего характера, происшедшие & последнее время. При обследовании по ПДО у Оли выявлен лабильный тип акцентуации характера. Девочка любит мать, но не может удержаться от грубостей, когда мама начинает обращаться с ней «как с маленькой».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у девочки?

2. Что следует порекомендовать матери?

 

  1. Практическая задача 6.Определение сущности социальной дезадаптации и практических рекомендаций со стороны педагога-психолога.

Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к педагогу-психологу по рекомендации классного руководителя в связи с тем, что, как выяснилось, девочка в течение последних 2 недель не посещает школу. Причин этого ни матери, ни учительнице не объясняет. Из беседы с матерью выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. В школу пошла подготовленной, всегда хорошо училась и сейчас, хотя учебный год только начался, уже имеет по основным предметам «4» и «5». Отношения с учителями (девочка учится в 5 классе) установились хорошие. Обстановка в семье нормальная — девочка проживает с матерью, отцом и младшим братом. Тоня всегда была тихой, послушной, но слишком робкой и немного замкнутой. В течение последних 2 недель девочка уходит утром из дома, с портфелем, но не идет в школу, а возвращается домой, когда родители уходят на работу. Уроки учит. При психологическом обследовании Тоня несколько насторожена, но затем включается в выполнение заданий, стремится к достижениям, однако неустойчивая, девочка неуверенна в себе. Со стороны психических процессов каких-либо отклонений не обнаружено. Интеллект — высокая норма. При выполнении проективных методик (ТАТ, тест Люшера) отмечается состояние тревоги, депрессии. В вопросах методики «Идеальный компьютер» присутствует вопрос: «Почему мы бедные?» В ходе экспериментальной беседы, когда установился хороший контакт, девочка с горечью рассказала психологу, что теперь их класс «уже не тот», так как с переходом в среднее звено всех детей «перемешали» и теперь в их классе «главные» те девочки, что раньше учились в параллельном классе. Эти одноклассницы сразу невзлюбили ее, считают «зубрилкой», смеются над ней за то, что она «по-старушечьи» одета, и дразнят «нищенкой». Поэтому Тоня не хочет идти в школу.

1. К какому типу социальной дезадаптации следует отнести отклонения в поведении Тони?

2. Какие действия следует предпринять педагогу-психологу?

  1. Практическая задача 7.Определение сущности нарушения личностного развития и практических рекомендаций со стороны педагога-психолога.

Шестилетняя Лена, пришедшая в старшую группу детского сада, была нескладной, несобранной девочкой, у которой ничего не выходило. Спустя несколько дней воспитатель поручил Лене и двум девочкам убирать в кукольном уголке. У Лены не все хорошо получалось, но другие девочки были вполне умелыми, поэтому всё задание в целом было выполнено хорошо. На восклицание воспитателя: «Как красиво расставлены игрушки!»- Лена поспешила с первой сказать: «Это я так хорошо сделала!». Воспитатель обратился за советом к педагогу-психологу.

1. Чем вызвана ложь Лены?

2. Какие ошибки были допущены в домашнем воспитании Лены?

3. Какие действия следует предпринять воспитателю, педагогу-психологу?

  1. Практическая задача 8.Определение сущности нарушения адаптации к детскому саду и практических рекомендаций со стороны педагога-психолога.

Коля (4 года 6 мес.) в детском саду, сталкиваясь даже с небольшими затруднениями, терялся и плакал.Если у него небыло стульчика, он говорил: «А мне негде сидеть» — и ждал, когда стульчик подадут. Если не мог застегнуть сандалии и завязать шнурки, то протягивал ноги и просил помощи. Он был неуклюж и ничего не умел делать. Воспитатель обратился за советом к психологу.

1. Назовите основную причину дезадаптации Коли к условиям детского сада?

2. Какие ошибки были допущены в домашнем воспитании Коли?

3. Какие действия следует предпринять педагогу-психологу?

  1. Практическая задача 9. Определение сущности школьной дезадаптации и практических рекомендаций со стороны педагога-психолога.

Женя 6 лет был активным, любознательным мальчиком. В детском саду он быстро усваивал содержание занятий, любил читать, был очень общительным, но в то же время невнимательным и неусидчивым. В первом классе возникли трудности с обучением. На уроке мальчик постоянно отвлекался, не слушал объяснения учителя и ответов товарищей, поэтому часто получал замечания, на что реагировал болезненно. Мать обратилась к психологу по рекомендации учителя.

1.Каковы причины школьной дезадаптации?

2. Назовите возможные прогнозы развития ситуации.

3. Какие действия следует предпринять психологу?