Дизартрия — вопросы к экзамену

Дизартрия. Вопросы к экзамену

  1. Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности.
  2. Клинико-физиологические и психолингвистические аспекты дизартрии.
  3. Этиология и патогенез дизартрии.
  4. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.
  5. Классификация дизартрии в зависимости от различных критериев.
  6. Общая симптоматика дизартрии.
  7. Характеристика корковой дизартрии.
  8. Характеристика псевдобульбарной дизартрии.
  9. Характеристика бульбарной дизартрии.
  10. Характеристика экстрапирамидной дизартрии.
  11. Характеристика мозжечковой дизартрии.
  12. Степени тяжести нарушения при дизартрии.
  13. Дизартрия, осложненная заиканием.
  14. Стертая форма дизартрии, ее сопоставительный анализ с дислалией.
  15. Речевые и неречевые симптомы в структуре дизартрии и их соотношение.
  16. Обследование лиц с дизартрией: содержание, методы и приемы обследования.
  17. Роль физиологического, медицинского, психолого-педагогического и других видов обследования.
  18. Дифференциальная диагностика дизартрии.
  19. Прогноз: условия, определяющие прогноз.
  20. Профилактика: предупреждение возникновения дизартрии, вторичных речевых и неречевых расстройств, рецидивов.
  21. Цели, задачи, принципы, методы логопедического воздействия при дизартрии.
  22. Система логопедического воздействия при дизартрии.
  23. Поэтапный ход логопедической работы при коррекции дизартрии.
  24. Методика работы при различных формах дизартрии.
  25. Логопедическая работа при стертых формах дизартрии.
  26. Структура занятий при дизартрии.
  27. Психотерапия в логопедической работе при устранении дизартрии.
  28. Медицинское и общепедагогическое воздействие в системе устранения дизартрии и в социальной адаптации лиц с дизартрией.
  29. Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение.
  30. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме дизартрии.

ЛИТЕРАТУРА

21 стр., 10092 слов

Коррекция речи и голоса у учащихся третьих классов с дизартрией

... методику оценки и коррекции нарушений голосовых реакций детей третьих классов с дизартрией. .Провести экспериментальную работу по развитию голоса, как средства коммуникативной деятельности. Определить её эффективность. ... речевым развитием. Настоящее исследование включало пять блоков. В I блоке исследовались качественные характеристики голоса (высоты, тембра, силы) у учащихся третьих классов с ТНР и ...

Основная:

  1. Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. – Мн., 2001.
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.
  3. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003.
  4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 1997. – 400 с.
  5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 144 с.
  6. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 тт. – М., 1997.
  7. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
  8. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М., Воронеж, 2003.

Дополнительная:

К разделу «Дислалия»
  1. Блыскина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств: Пособие для логопедов и медицинских работников. – СПб.,1995.
  2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – М., 1990.
  3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 2001.
  4. Введение в логопедию. Ч.1. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / Сост. М.Ф. Фомичева, Е.В .Оганесян. – М., Воронеж, 1996.
  5. Выгодская И.Г., Гегелия Н.А., Кочеровская Т.И. Исправление нарушения звукопроизношения у подростков. – М., 1977.
  6. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., 2003. – 144 с.
  7. Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. — № 4. – С. 22 – 31.
  8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб.пособие. – М., 2003.
  9. Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
  10. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. – М., 2000.
  11. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., 2003.
  12. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М., 1987.
  13. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1987.
  14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.
  15. Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для детей 5 – 7 лет с нарушениями произношения звуков речи. – М., 2000.
  16. Карнеева Г.А. Выпраўленне гукавымаўлення ў дзяцей. – Мiнск: НМЦ, 1998.
  17. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.
  18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей. Альбомы. – М., 1999.
  19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
  20. Лопатина Л.В. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций. – СПб., 2000. – С. 37 – 47.
  21. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2000.
  22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
  23. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. – М., 2004.
  24. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков: Пособие для логопедов. – М., 1999.
  25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., 2004.
  26. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1978.
  27. Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М., 2003.
  28. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: В 2 ч. – М., 1991.
  29. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1991.
  30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1987.
  31. Чучалина Л.Н. Взаимосвязь и взаимообусловленность строения и функции речевого аппарата при зубочелюстных аномалиях // Дефектология. – 1976. — № 5. – С. 34 – 36.
  32. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород, 1995.

К разделу «Дизартрия»

8 стр., 3732 слов

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО КОРРЕКЦИИ

... Весёлые ребусы» -   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ № п/п Наименование Автор, год издания ... 5-88694-019-7. 5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная ... 11. Схемы звуков Самоизготовление 6 наборов   12. Кассы букв индивидуальные - 6 шт.   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ...

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. – М., 1989.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2004.
  3. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. – СПб., 1997.
  4. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. — № 5. – С. 10 – 14.
  5. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 24 – 26.
  6. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М. – Воронеж, 2003. – С. 108 – 112.
  7. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. — № 2. – С. 64 – 67.
  8. Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1992.
  9. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
  10. Мартынова Р.И. Дизартрии, осложненные заиканием // Нарушения речи и голоса.
  11. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков // Очерки патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М, 1967. – С. 98 – 110.
  12. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом // Дефектология. – 1990. — № 2. – С. 17 – 20.
  13. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. — № 4.
  14. Плотникова В.И. использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. – 1989. — № 2. – С. 55 – 58.

6 стр., 2785 слов

Речевые нарушения у детей с церебральным параличем

... жизни -- Г.В. Пантюхина). Ранняя диагностика детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные ... звуки. Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И. И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи: 1-я форма - ...

3