ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие о дислалии 6 1.2. Акустическая и артикуляционная характеристика свистящих звуков в норме и патологии 12 1.3. Обзор методик по выявлению нарушений произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 18

Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по выявлению нарушений произношения свистящих звуков.

2.1. Методика диагностики нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста 36

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41

Заключение 46

Литературы 48

Введение

Актуальность исследования. Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что проблема коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей актуальна, поскольку практическими логопедами отмечается рост количества детей, имеющими проблемы речевого развития.

Это связано с тем, что в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий (факторы риска) и нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения с взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.).

В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно — психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Как показали исследования Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать.

7 стр., 3434 слов

Особенности речевого общения детей с нарушением слуха Введение

... постановки, применительно к детям разных возрастов, место каждого звука в общей последовательности звуков, употребительность в речи данного «основного» звука и заменяемых им звуков. Таким образом, можно ... работе речевых органов. В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого ...

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних этапах.

У детей с нарушением произношения свистящих звуков исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность активного словаря, что обусловлено боязнью ребенка употреблять слово, в котором для него есть трудных звук.

Анализ литературы показал, что проблеме коррекции произношения свистящих звуков в речи у детей посвящено большое количество исследований: О.В.Правдина, Е.В.Мастюкова, К.А.Семенова, Л.В.Лопатина. Авторы отмечают, что несформированность звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте неизбежно приведет к неуспеваемости в школе, что требует специальной логопедической коррекции и доказывает актуальность избранной нами темы исследования.

Актуальность и теоретическая значимость проблемы коррекции произношения свистящих звуков в речи у детей позволяет нам определить объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования — изучение коррекционно — логопедических особенностей по выявлению нарушений произношения свистящих звуков.

Предмет исследования — содержание логопедического воздействия, направленного на выявление произношения свистящих звуков.

Целью исследования данной работы является теоретическое обоснование и определение оптимальных путей логопедической работы, направленной на выявление нарушений произношения свистящих звуков.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную коррекционно — логопедической работе по выявлению нарушений произношения свистящих звуков.

2. Ознакомиться с акустической и артикуляционно характеристикой свистящих звуков в норме и патологии.

3. Провести отбор методик по диагностики нарушений произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста.

4. Провести анализ констатирующего эксперимента

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы (27 источников, и 7 источников интернет — ресурсов) и приложения. Объем работы составляет 50 страниц печатного текста.

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушения свистящих звуков у детей

1.1. Понятие о дислалии

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и правильно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. [12]

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психологическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельность и поведение ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.[12]

К трем годам типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей является:

1) согласные звуки произносятся смягченно: «толь» (столь), «скамееська» (скамеечка);

2) замена мягких фонем твердыми: «тотя» (тетя), «мыська», (мышка);

3) не произносят шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяют свистящими с, з. «лосадка», (лошадка), «нозик» (ножик);

4) не произносят звук р: «ука», «ыба», или заменяют звуками л, ль, в, , «колова», «кавмав», «йак» (рак);

5) звук л обычно смягчается: «люза» (лужа), «той» (стол);

6) звук г, к, х, или отсутствует, или заменяется т и д, «дуси» (гуси), «тоська» (кошка);

Кроме того, трудно дается произношение двух — трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один, безударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «мицинел» (милиционер), «ципенок» (ципленок).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, и к четырем — пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением, достигают языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. [4]

Итак, под дислалией понимаются нарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабостью дифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразие фонетических нарушений звукопроизношения, неизжитых детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчезают, а переходят в стойкие дефекты произношения. При относительной норме лексико-грамматической стороны речи у ребенка дислалия может выступать в виде изолированного дефекта. Однако встречаются случаи, когда дислалия сопутствует более сложным речевым нарушениям, выражающимися в различной степени лексико-грамматического недоразвития.

Так или иначе, «дислалия у детей зависит не столько от несовершенства функций их слухового анализатора, сколько от трудностей выработки соответствующих артикуляционных укладов, т.е. от трудностей выработки сложной координации движений органов речевой артикуляции». [14]

Чем чаще в семье обращают внимание на воспитание у ребенка правильного звукопроизношения, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка. Вследствие условнорефлекторного механизма речи недостатки произношения могут прочно закрепляться и превращаться в стойкую дислалию.

10 стр., 4514 слов

Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать ...

... могут различать некоторые звуки речи, особенно, обладающие низкими форматами (О,У). 3.Дети, ... 4 группы глухоты: 1. Дети, которые воспринимают звуки самой низкой частоты – от 125 до 250 Гц. Дети этой группы не различают звуков речи. Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они ...

Необходимо отметить, что этот термин был впервые введен Хватцевым М.Е. и просуществовал в логопедической практике до 60-х годов прошлого столетия. Именно благодаря О.В.Правдиной и С.С.Ляпидевскому термин «косноязычие» был отменен, а все произносительные дефекты разделены на дислалию и дизартрию, поэтому термин «дислалия» — сравнительно новый, и многие авторы придерживались тенденции употреблять народный, общепринятый термин «косноязычие». Отечественный дефектолог, Б.М.Гриншпун, как представитель современного этапа логопедии, большое внимание уделял развитию термина «дислалия». Он считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. [10]

В соответствии с предложенными критериями Б.М.Гриншпун выделяет три основные формы дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторнофонематическую, артикуляторно — фонетическую. [23]

1. Акустико-фонематическая дислалия.

К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Это операции опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

Основой нарушения является недостаточная сформированность фонематического слуха. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «нора»; жук — «щук»; рыба — «лыба»).

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями.

Гриншпун Б.М. также отмечал, что при акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Мне бы хотелось отметить, что от акустико — фонематической дислалии следует отличать боле грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивной и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

2. Артикуляторно-фонематическая дислалия.

К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Гриншпун Б.М. выделяет два основных варианта нарушений:

— Артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При отборе фонем вместо нужного звука отбирается звук близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Наблюдается явление субституции.

— Артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, из-за чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Это приводит к смешению звуков.

3 стр., 1056 слов

Термины фармакология

... химических веществ, действуя на организм немеханическим путем, вызывать структурно-функциональные нарушения печени. гиперхромная анемия гиперхромная анемия характеризуется высоким цветовым показателем ... психики, проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не ...

В своей работе, посвященной дислалии, Гриншпун Б.М. также отмечал, что при артикуляторно-фонематической дислалии фонематический слух у ребенка чаще всего сформирован полностью. Ребенок осознает свой дефект и даже пытается преодолеть его. Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.

3. Артикуляторно-фонетическая дислалия.

К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах).

Здесь также наблюдается и другой тип искажений, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука, но это достаточно редкое явление. В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, который соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков.

Таким образом, в результате изучения, термин «дислалия» приобретает новые характеристики. Благодаря исследованиям Гриншпуна Б.М. деление дислалии, предложенное Правдиной О.В., на функциональную и механическую, пополняется тремя дополнительными формами:

— акустико-фонематической,

— артикуляторно-фонематической.

— артикуляторно-фонетической

Гриншпун Б.М. не отказывается от классификаций, предложенных ранее авторами, он не пытается их опровергнуть. Его современный взгляд на трактовку данного речевого нарушения — это свидетельство структурной сложности такого дефекта, как дислалия.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядоположные. Описания, в основу которых положены психологические и лингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной).

Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в логопедии представлений. Произносительные дефекты по своему нейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом развитии ребенка и методам преодоления нередко оказываются различными.

25 стр., 12434 слов

Раздел 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

... нком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических ... в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других ...

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (I-II классы).

У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения. [4] (приложение 1)

Таким образом, в результате изучения, термин «дислалия» приобретает новые характеристики. В настоящее время дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речево……..

Литература

1. Акредоло Л., Гудовин С. 68 игр для развития мозга — М., 2004, с. 14-23.

2. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников — С.-П. 2005, с. 27-47.

3. Алябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения — М, 2005, с. 36-55.

4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика — С.-П., 2004- с. 31-39.

5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления- М., 2005,с. 88-100

6. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под редакцией А.В. Петровского — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979 — с.288.

7. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2005, с. 12-32.

8. Залмаева Р. Сам себе логопед. — С.П., 1996, с. 20-34.

9. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко. — М.: Политизат, 1985 — с.431.

10. Логопедия. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. вузов / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2002 — с.680.

11. Логопедия: практическое пособие / автор — составитель В.И. Руденко. — Изд. 10 -е. Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 287 с.

12. Мелехова Л. В. Дифференсация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. — М., 1967. с. 80-85.

13. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.

14. . — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.

15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под редакцией Т.В. Волосовец. — М.: Академия, 2002 — с. 200.

16. Основы специальной психологии: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / Под редакцией Л.В. Кузнецовой, М., 2002 — с.235-240;

17. Основы специальной психологии, под ред. Л.В.Кузнецовой. М.: Академия, 2002. С.480.

18. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. институтов / по редакцией Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.

19. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие).

22 стр., 10893 слов

Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения

... КемТИПП Вахромеева Г.В. Джус, К.Я., Порхачева, Л.В. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов всех форм обучения [Текст]/К.Я. Джус, Л.В. Порхачева. – Кемеровский ... может быть использовано в целях оптимизации процессов обучения и познания. Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем кто интересуется психологией. Содержание Введение……………………………………………………………. ...

Сказки о веселом язычке. — Ростов -н/Д, 2003 с. 32-51.

20. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда./ Под редакцией Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой. — 2 -е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.

21. Словарь логопеда (понятийно — терминологический)/ Под ред. Селиверстова В.И. — М. Владос, 1997.

22. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. -М., 2000 с. 81-104.

23. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения./ под редакцией Т. Б. Слизковой. — М.: Просвещение, 1990. — 240 с.

24. Хватцев М.Е. Логопедическая работы с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. — М.: Аквариум, СПб.; Дельта,1996. — 384 с.

25. Хрестоматия по логопедии Т.1. /под ред. Селиверстова. — М.;Владос., 1997. — 656 с.

26. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина.

27. Шембель А.Г. Механические деслалии. Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. — М., 1969 с. 128-134; 140-144.

Интернет — ресурсы

1. < dobreg08.htm>

2. < shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/individualnyi-plan-korrektsionnoi-raboty>

3. < %D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F>

4. < ru/article/lowmenu.php?id_article=263&id_page=114&id_menu=65&id_level=3>

5. < index.php/postanovka-i-avtomatizaciya-zvukov.html>

6. problems.html#dislalia < problems.html>

7. < p/blog-page_4323.html>