Дизартрия. Вопросы к экзамену
- Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности.
- Клинико-физиологические и психолингвистические аспекты дизартрии.
- Этиология и патогенез дизартрии.
- Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.
- Классификация дизартрии в зависимости от различных критериев.
- Общая симптоматика дизартрии.
- Характеристика корковой дизартрии.
- Характеристика псевдобульбарной дизартрии.
- Характеристика бульбарной дизартрии.
- Характеристика экстрапирамидной дизартрии.
- Характеристика мозжечковой дизартрии.
- Степени тяжести нарушения при дизартрии.
- Дизартрия, осложненная заиканием.
- Стертая форма дизартрии, ее сопоставительный анализ с дислалией.
- Речевые и неречевые симптомы в структуре дизартрии и их соотношение.
- Обследование лиц с дизартрией: содержание, методы и приемы обследования.
- Роль физиологического, медицинского, психолого-педагогического и других видов обследования.
- Дифференциальная диагностика дизартрии.
- Прогноз: условия, определяющие прогноз.
- Профилактика: предупреждение возникновения дизартрии, вторичных речевых и неречевых расстройств, рецидивов.
- Цели, задачи, принципы, методы логопедического воздействия при дизартрии.
- Система логопедического воздействия при дизартрии.
- Поэтапный ход логопедической работы при коррекции дизартрии.
- Методика работы при различных формах дизартрии.
- Логопедическая работа при стертых формах дизартрии.
- Структура занятий при дизартрии.
- Психотерапия в логопедической работе при устранении дизартрии.
- Медицинское и общепедагогическое воздействие в системе устранения дизартрии и в социальной адаптации лиц с дизартрией.
- Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение.
- Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме дизартрии.
ЛИТЕРАТУРА
Коррекция речи и голоса у учащихся третьих классов с дизартрией
... методику оценки и коррекции нарушений голосовых реакций детей третьих классов с дизартрией. .Провести экспериментальную работу по развитию голоса, как средства коммуникативной деятельности. Определить её эффективность. ... речевым развитием. Настоящее исследование включало пять блоков. В I блоке исследовались качественные характеристики голоса (высоты, тембра, силы) у учащихся третьих классов с ТНР и ...
Основная:
- Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. – Мн., 2001.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.
- Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 1997. – 400 с.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 144 с.
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 тт. – М., 1997.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
- Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М., Воронеж, 2003.
Дополнительная:
К разделу «Дислалия»
- Блыскина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств: Пособие для логопедов и медицинских работников. – СПб.,1995.
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – М., 1990.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 2001.
- Введение в логопедию. Ч.1. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / Сост. М.Ф. Фомичева, Е.В .Оганесян. – М., Воронеж, 1996.
- Выгодская И.Г., Гегелия Н.А., Кочеровская Т.И. Исправление нарушения звукопроизношения у подростков. – М., 1977.
- Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., 2003. – 144 с.
- Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. — № 4. – С. 22 – 31.
- Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб.пособие. – М., 2003.
- Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
- Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. – М., 2000.
- Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., 2003.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М., 1987.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1987.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.
- Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для детей 5 – 7 лет с нарушениями произношения звуков речи. – М., 2000.
- Карнеева Г.А. Выпраўленне гукавымаўлення ў дзяцей. – Мiнск: НМЦ, 1998.
- Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей. Альбомы. – М., 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
- Лопатина Л.В. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций. – СПб., 2000. – С. 37 – 47.
- Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2000.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
- Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. – М., 2004.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков: Пособие для логопедов. – М., 1999.
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., 2004.
- Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1978.
- Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М., 2003.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: В 2 ч. – М., 1991.
- Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1991.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1987.
- Чучалина Л.Н. Взаимосвязь и взаимообусловленность строения и функции речевого аппарата при зубочелюстных аномалиях // Дефектология. – 1976. — № 5. – С. 34 – 36.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород, 1995.
К разделу «Дизартрия»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО КОРРЕКЦИИ
... Весёлые ребусы» - ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ № п/п Наименование Автор, год издания ... 5-88694-019-7. 5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная ... 11. Схемы звуков Самоизготовление 6 наборов 12. Кассы букв индивидуальные - 6 шт. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ...
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. – М., 1989.
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2004.
- Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. – СПб., 1997.
- Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. — № 5. – С. 10 – 14.
- Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 24 – 26.
- Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М. – Воронеж, 2003. – С. 108 – 112.
- Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. — № 2. – С. 64 – 67.
- Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1992.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
- Мартынова Р.И. Дизартрии, осложненные заиканием // Нарушения речи и голоса.
- Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков // Очерки патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М, 1967. – С. 98 – 110.
- Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом // Дефектология. – 1990. — № 2. – С. 17 – 20.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. — № 4.
- Плотникова В.И. использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. – 1989. — № 2. – С. 55 – 58.
Речевые нарушения у детей с церебральным параличем
... жизни -- Г.В. Пантюхина). Ранняя диагностика детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные ... звуки. Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И. И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи: 1-я форма - ...
3