Влияние человеческого фактора можно

51. Роль человеческого фактора в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Влияние человеческого фактора можно

рассмотреть в двух аспектах:

1) влияние личностных характеристик на процесс разработки управленческих решений

2) личностные оценки существующего управленческого решения. К личностным характеристикам относятся

воля, внушаемость, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакции,

характер влияния, рискованность, параметры мышления. Для каждого человека характерны следующие основные параметры

мышления: глубина, широта, быстрота, гибкость.

Глубина – характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри

анализируемой ситуации. Человек в некотором случае может абстрагироваться от окружающих элементов.

Широта – отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой

ситуации в общей деятельности.

Быстрота – определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной

организации. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации или разработать эффективное решение.

Гибкость – характеризуется своевременным и обоснованным переходом на новые методы разработки и реализации

управленческого решения. Важное значение при реализации и принятии управленческого решения придается харизме

личности, т.е. ее способности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей.

Большое влияние на разработку управленческого решения оказывают также такие качества руководителя, как

романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм.

Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах разработки и

9 стр., 4009 слов

Сопоставительная характеристика эмпирического и теоретического ...

... При этом, как указывает Г. А. Курсанов, «первые формы понятийного мышления носят еще непосредственно эмпирический характер, имеют чувствен­но-образное выражение, хотя и получают уже свое не ... использования чувственных дан­ных людьми, владеющими речью, мы обозначили как эм­пирическое мышление. Но мышление — это рациональное познание. Следовательно, по отношению к деятельности общественного человека ...

реализации управленческого решения, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов.

Практицизм руководителя или специалиста связан с большим опытом и обработкой стереотипных подходов к РУР.

(Например, учитывая необязательность поставщика, руководитель должен заключать резервные договоры на поставку

необходимых ресурсов для своей организации.)

Оптимизм руководителя базируется на завышенной оценке возможностей как персонала, так и своих. Оптимизм – это

положительная черта в личности и очень важное, но в профессиональной деятельности он должен подкрепляться

профессионализмом и технологическими возможностями организации.

Пессимизм руководителя базируется на заниженной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих,

самой организации и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант обязательно будет

реализован, что принесет организации стабильный, но небольшой доход.

Характерными внешними чертами неудачного руководителя являются излишняя мягкость, недостаточный опыт,

многословие, неряшливый вид. К качествам преуспевающего руководителя можно отнести следующие качества:

любознательность, смелость, коммуникабельность, уверенность в своих силах, терпение к ошибкам, опыт, решительность,

обаяние, уравновешенность и т.п.

Перечисленные факторы формируют авторитет руководителя.

В реализации действий по разработке управленческих решений редко встречаются люди с ярко выраженными чертами

этих личностей, чаще это промежуточные личности.

Также на процесс принятия решения оказывает влияние и пол лица, принимающего решение. В табл. 2.1 представлены

основные отличия мужских и женских стилей управления.

Существует модель преуспевающего руководителя которая обеспечивает максимальную возможность успешной разработки и реализации управленческих решений. В этот набор входят: экстравертированность, коммуникабельность, решительность, профессионализм, открытость, любознательность, ориентация на результат, уверенность в себе и еще тринадцать характеристик. Здравый смысл подсказывает, что найти человека с таким набором из такого количества идеальных психологических качеств, невозможно, а значит, что среди этих качеств есть менее и более важные.

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ПРУР

Роль человеческого фактора в двух аспектах:

  • Влияние личностных характеристик на ПРУР;
  • Личностные оценки существующего УР.

Человек – набор личностных характеристик. В разных организациях – по разному (спорт).

Человек не деталь, он личность. Но не возможно работать с абсолютно уникальными людьми.

Общие и особенные качества.

Рекрутинговые агентства делят их на 80% и 20%.

Параметры мышления:

Глубина – аналитический характер поиск причинно-следственных связей.

11 стр., 5236 слов

Подраздел 1. Руководитель организации здравоохранения

... Должен знать», «Требования к квалификации». Медицинские организации Параграф 1. Должности руководителей Подраздел 1. Руководитель организации здравоохранения Должностные обязанности. Руководит производственной, хозяйственной ... в органах государственного управления или в организациях здравоохранения не менее 5 лет; руководителя организации здравоохранения областного значения (города республиканского ...

Широта – синтетический характер мышления , роль решения в общем.

Быстрота –

Гибкость – новые методы.

Личностные характеристики:

Воля, внушаемость, эмоциональность, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакция, характер, внимание, рискованность, параметры мышления.

Харизма – власть, основанная на исключительных качествах личности.

Качества руководителя:

— романтизм и практицизм,

— оптимизм и пессимизм.

Личные качества:

— постоянные,

— мало изменяемые,

— сильно изменяемые

Постоянные: здоровье, реакция, темперамент.

Мало изменяемые: внушаемость, эмоциональность, опыт, внимание, характер.

Сильно изменяемые: воля, ответственность, коммуникабельность.

Модель преуспевающего руководителя (табл.)

НАБОР АВТОРИТЕТОВ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ПРУР

Авторитет – общепризнанное влияние личности или организации в различных областях деятельности на подчиненных, коллег или окружающих, основанное на профессионализме, опыте, добродетели.

Близкие понятия – культ личности (религиозное или криминальное влияние)

Харизма — врожденная черта.

Все взаимосвязи: авторитет, харизма, культ.

Разновидности авторитета:

  1. Авторитет – расстояние формируется за счет искусственных барьеров в контактах и информации. Стимулирование подчиненного на инициативу.

  2. Доброта – преувеличенная чуткость, жалость. Роль утешителя сплачивает. Могут быть задержки выполнения.
  3. Компенсации – сильные побудительные мотивы для выполнения задания «Дрессировщик в цирке».
  4. Резонерства – широта подхода руководителя к предмету. Может привести к уменьшению интереса.
  5. Педантизм — детальная проработка. Может отбить творчество.
  6. Чванство – искусственно раздутый авторитет. Может привести к застою.
  7. Подавление – административный, силовой характер. Непрофессионализм. Может привести к бунту.

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПРУР

Холерик (красный) – быстрота, оперативность, индивидуализм.

Сангвиник (желтый) – быстро, но коллективно.

Флегматик (зеленый) – больше времени на подготовку, чем на реализацию.

Обдуманность, решительность.

Меланхолик (голубой) – внимание мелочам, большой объем информации, не любит напряженных ситуаций, всегда в проблеме (дома и на работе).

17 стр., 8279 слов

Ситуационные методы влияния на презентации

... во второй части работы. За ее основу был взят реферат «ситуационные методы влияния на презентации». Этот реферат состоит из двух частей: первая касается предмета презентации, ... предмету (а именно - социальной психологии) в свободном доступе. 1. Методы бессознательного психологического влияния на состояние человека Настоящее состояние окружающего человека информационно-психологического пространства с ...

Ярко выраженные редко встречаются.

Среди исполнителей – люди с разным темпераментом. Поэтому ПРУР должен правильно составлять:

  1. четыре варианта; либо,

  2. — подробное название УР

— резюме УР

— подробное содержание УР

— приложение с набором расчетов.

ВЛИЯНИЕ ПОЛА НА ПРУР

Этическая сторона управленческого решения (таблица).

Этика – практическая философия, изучающая мораль, формирующая принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного, исходя из представлений большинства.

Аксиология – философское направление, изучающее моральные ценности.

Моральные ценности – экономические, эстетические, социальные, правовые, исторические. Влияние реалий жизни.

Признаки неэтичности в ПРУР.

  1. Содержание информации оскорбительной для физических лиц (нац.рассовые).

  2. Сведения порочащие объект искусств (наследие).
  3. Сведения порочащие Государственные символы, в т. ч. Валюту.
  4. Порочащие физическое лицо, юридическое лицо, вид деятельности, профессию, товар.

НАПРАВЛЕНИЯ ЭТИКИ.

Профессиональная – свод правил поведения в организации.

  • Постоянная составляющая (уважение, невиновность, единство слова и дела)
  • Переменная (не диплом, а опыт).

Бытовая этика – во всех областях в т.ч. брачно-семейных, нравственность.

Экологическая

Религиозная

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ ПРУР

Санкционируются руководителем, а работниками принимаются добровольно.

Формируются стихийно.

Включают количественные и качественные оценки понятий: смысл жизни, добро и зло, назначение человека.

Сопоставляются с личностными качествами человека.

При возникновении конфликтов между нормами при ПРУР необходимо придерживаться принципов:

  1. Максимально социальный результат и удовлетворение интересов людей.

  2. Соблюдение прав, свобод и достоинств людей.
  3. Справедливость распределения благ и проблем.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПОДГОТОВКИ ПРУР

Необходимость мобильности руководителя и коллектива.

Для руководителя:

  • Работоспособность
  • Психологическая устойчивость
  • Коммуникабельность
  • Гибкость
  • Неординарность

Человеческий фактор (авиакатастрофы).

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы ...

... совместимость. Психология конфликта и основные стилевые методы его разрешения При рассмотрении понятия психологической совместимости, необходимо дать трактовку межличностной совместимости и обозначить ... - бессознательная, невольная и спонтанная передача эмоционального состояния одного человека другому. Человек здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но неосознанно усваивает ...

Необходима социально-психологическая согласованность (может быть в тексте решения, может быть вынесена).

Дополнительные мероприятия организационного, социального, психологического характера.

Согласованность за счет правил риторики.

  • Предложения по 6-9 слов;
  • Полнота предложений;
  • Эмоциональность;
  • Открытые вопросы;
  • Темп;
  • Текст читаем.

Стилистические приемы:

  1. Антитеза — использование противоположенных понятий.

  2. Градация – порядок расположения с усилением.
  3. Парцелляция – набор коротких предложений, содержание высказывай в нескольких фразах, следующих одна за другой после паузы.
  4. Побудительные конструкции:
  • требующие;
  • предлагающие;
  • нейтральные.
  1. Риторическое обращение или вопрос.
  2. Сегментированная конструкция (схема).
  3. Умалчивание – обращение к интеллекту и опыту аудитории.

Необходимо использовать 3 — 4 приема.

Бренд – менеджмент.

— Ограниченность полномочий

— Знание потребительской психологии.

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Компании состоят из социальных групп. ПРУР необходимо опираться на все (возрастные, личностные, профессиональные).

Управление социальной адаптацией (навык совместной работы) и социальной мобильностью.

Методы управления социально-массовыми процессами, внутригрупповыми и индивидуально-личностным поведением.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Психология побуждения, психология труда, основанная на научной организации труда. Задачи:

  • Профессиональный отбор персонала на конкретные условия труда;
  • Профессиональная ориентация человека исходя из личных качеств;
  • Снижение профессиональной утомляемости персонала.

Формальные и неформальные (личностные отношения).

МЕТОДЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРУР

Метод профессионального отбора и обучения: через тесты выявление качеств, необходимых для обучения управлению. Типы Х и Y.

Методы комплектования малых групп коллектива на базе закона композиции и пропорциональности:

  • Группа не более 11 человек (иначе по 2-3 человека);
  • Баланс темпераментов;
  • Квалификационный баланс (от ученика до профи);
  • В группе должен быть один «весельчак».

Метод гуманизации труда:

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... оптимизации деятельности чел-ка, ее более рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации ... началом любого предмета природы. Душа была присуща всему. Идея отражалась в трудах Софокла, Аристотеля, Платона и т.д. Основные достижения: формулировка 2х основных подходов ...

Музыка, цвет, свет, престижность, творчество.

Приемы убеждения в правильности решения:

  1. Повышенный интерес к мнению подчиненного.

  2. «Мне не нравится, но есть непреодолимые обстоятельства».
  3. Уклониться от обсуждения, но дать понять, что за решением стоит могущественная сила.
  4. Перед объявлением о решении демонстрация своего дружеского расположения.
  5. Включить в решение мысль исполнителя.
  6. Сказать: « Кто может лучше – предлагайте!!!» Критиковать проще.
  7. Придать наглядность через мнения авторитетных людей.
  8. Через формирование авторитета.
  9. Через личную выгоду для исполнителя.
  10. Выдумка более волнующей проблемы.