9 Бихевиоризм

9. Бихевиоризм и необихевиоризм. Основные методологические установки.

Экспериментальные результаты и их критический анализ.

Данное течение возникло в противовес психоанализу и структурализму.В основе бихевиоризма лежат функционалисткие традции(механицизм, объективизм) изоопсихология.В бихевиоризме радикально сравнивали поведение животного и человека

Возник Как реакция на кризис, когда психология искала объективный метод изучения психик.

Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражения среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации — это стимулы; ответные движения — реакции.

Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.

К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов.

Единицей анализа поведения, таким образом, объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R).

Предпосылки возникновения бихевиоризма:

  1. требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания»,
  2. философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США,
  3. исследования поведения животных (Э.Торндайк и др.),
  4. физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев)

Павлов Разработал метод условных рефлексов. Предложил базовый элемент для психологии –реакцию. Его исследования подтвердили теорию Уотсона

«Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж.Уотсона, «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913),

6 стр., 2931 слов

Современные направления в психологии бихевиоризм, психоанализ, ...

... и подобные вопросы, Г. Фехнер основал направление психологии, названное психофизикой [1]. Глава 1. Бихевиоризм Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и ...

Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует.

Предлагал изменить предмет психологии, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно поведение яв-ся частью психики, как и сознание. Поэтому исключает сознание из предмета исслед-я, оставляет поведение. Осн ме – эксп-нт и объектив наблюд

Психические процессы рассматриваются Дж.Уотсоном исключительно в рамках схемы С-Р. Эта схема распространяется на взрослых, детей и животных.

Все реакции Уотсон делит на:

  1. наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции»)
  2. приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.).

Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, например, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания).

Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Развитие психики – развитие цепочек связей, поэтому не выделяет периодизации развития человека, есть периодизация развития связей.

Другое основание классификации реакций — степень их «скрытости«. Здесь выделяются:

  1. доступные для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы)
  2. доступные для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, например, как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определенные стимулы).

Он ратовал за прикладную психологию.

Как задачи психологии видел:

  1. Прогнозирование поведения и управление человеком
  2. Пользоваться только естественно научными методами

Предложил

Метод дословной записи

Метод наблюдения

Метод условных рефлексов

Метод тестирования( в основном скорости реакции)

Бихевиоризм популизировало то, что уотсон говорил, что если подобрать SR можно избавится от любых психических проблем

Бихевиоральная терапия хорошо применима при страхах.

6 стр., 2643 слов

Вопрос 11: напишите фамилию основателя бихевиоризма: ответ:Джон Уотсон

... развития интеллекта у ребенка Вопрос 11: напишите фамилию основателя бихевиоризма: ответ:Джон Уотсон Вопрос 29: метод формирующего эксперимента, который правомерно рассматривать в ... рассматривал: 1.З.Фрейд2.Д.Н.Узнадзе3.А.Н.Леонтьев 4.Л.С.Выготский Вопрос 2 : что является предметом исследования в Бихевиоризме: ответ:поведение Вопрос 16: тип причинно-следственной связи , предполагающий следствие в ...

Критика Бихевиоризма

  1. Чрезмерный редукционизм
  2. Полная детерминация поведением, не оставляет человеку свободу воли

Одним из пионеров бихевиористского движения был Торндайк (1874-1949).

Функция Торндайка определялась тем, что его работы открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Торндайк увлекся психологией под впечатлением Джемсовых «Основ…».

Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями.

Связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса характеризовалась следующими признаками:

  1. исходный пункт — проблемная ситуация,
  2. организм противостоит ей как единое целое,
  3. он активно действует в поисках выбора
  4. выучивается путем упражнения.

Идея «метода проб и ошибок» — форма научения, основанная на закреплении случайно совершённых двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения.

Критика бихевиоризма (за то, что не рассматрив сознание в кач-ве предмета психологии) со стороны гешт и психоаналит повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.).

Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этих программах, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.

Концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера.

существуют 2 вида поведения:

  • Респондентное – реакция на знакомый стимул с-р
  • Оперантное – поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним; если последствия позитивны, оперантная ситуация стремится к повторению, если негативны – стремится не повторяться. Т.о. вероятностные последствия поведения управляют человеком, а не человек ими. На основе — идея программированного обучения. Р-с

Ключевая концепция системы Скиннера – подкрепление.

Использовал 2 вида подкрепления:

  1. Первичное (безусловное) – пища, вода, физический комфорт
  2. Вторичное (условное) – деньги, внимание, одобрение – на человека действуют сильнее

Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать (эффект-ее) через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.

Поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами: наказание и негативное подкрепление.

позитивное

Негативное

Подкрепление

(усиливает R)

Предъявление положительного стимула

Удаление аверсивного стимула

Наказание (ослабляет R)

Предъявление аверсивного стимула

Удаление положительного стимула

Скиннер боролся с применением аверсивных методов контроля поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

Скиннер разработал метод успешного приближения (=метод формирования поведения) – подкрепление поведения, наиболее близкого к желаемому оперантному поведению. Утверждал, что речь развивается посредством этого метода (родители подкрепляют ребенка когда он говорит что-то похожее на слова взрослых).

Скинер самый известный в USA психолог.

Разработал систему бихевиорального контроля общества

Создатель обучающих машин и методик обучения. .

Когнитивный бихевиоризм Толмена (30-60 годы 20 века). В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. То есть ввел промежуточную переменную, ее можем не наблюдать, но должны учитывать. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».

Критиковал метод наказаний, лучше метод повторения. Критиковал также взгляд на поведение как на цепочку рефлексов. Провел эксперимент с крысами в лабиринте, где она должна была запоминать места ,и она запоминала. Т.е. у нее формируется когнитивная карта

Личность представляет собой совокупность:

  • Того, чем она обладает – организованные (социализированные и урегулированные инстинкты) навыки, социализированные и умеренные эмоции, способность образовывать новые навыки и видоизменять старые, способность удерживать навыки
  • Возможности в отношении реакции – достаточность/недостаточность навыков, бурность/недостаток эмоций и т.д.

Юношеские изжитые и частично обобщенные навыки и система инстинктивных реакций всегда влияют на функционирование систем реакций зрелого человека и на способность этого человека образовывать новые системы навыков.

.

Можно даже выделить нео-необихевиоризм, но сюда относятся теории социального научения (Бандура, Роттер)

Достижения:

До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А.Бандура, Д.Тибо, Дж.Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п.

На практике была создана бихевиоральная терапия, тренинги. В союзе с гуманистами и создали очень сильные виды терапии. Минусы бихевиоральной терапии:

  1. Человек может заучить и беспомощность
  2. Человек становится ригиден и не может резко изменить свое поведение
  3. В стрессовой ситуации научение слетает как шелуха

Критика

явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею — деятельностный подход, в гуманистической и когнитивной психологии и др.

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от английского behavior — поведение.) Поскольку тогда же было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Его стали называть «психологией без психики».

В итоге все то, с чего психология, как это казалось многим, начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, становилось призрачным: ее предмет (сознание), ее главная проблема (из чего построено сознание), ее метод (интроспекция), ее объяснительный принцип (психическая причинность как обусловленность одних явлений сознания другими).

Ощущалась потребность в новом предмете, новых проблемах, методах, принципах.

Экспериментальные результаты:

В экспериментах с маленькими детьми Дж.Уотсон, например, установил, что безусловными стимулами для реакции страха (замирание, затем громкий плач) являются резкий звук и потеря опоры. Если один из этих стимулов сочетать с показом какого-либо «нейтрального» объекта (т.е. объекта, который не вызывал до сих пор никакой отрицательной реакции, например белого пушистого кролика), то через определенное число сочетаний безусловного стимула с условным произойдет процесс «обусловливания» и нейтральный до этого стимул приобретет способность вызывать реакцию страха.

Можно избавить ребенка от возникшего страха путем сочетания стимула, вызывающего реакцию страха, с безусловным или условным «положительным» стимулом. У ребенка 1,5 лет была выработана (указанным выше способом) условная отрицательная реакция на сосуд с золотыми рыбками: как только ему показывали этот сосуд, он старался убежать от него. И никакие рассказы о золотых рыбках (как они живут, питаются и т.п.), никакие примеры поведения других детей, которые на глазах у ребенка брали в руки золотую рыбку и гладили ее, не рассеивали этот страх. Тогда было предложено следующее: ребенка сажали за один конец длинного стола обедать — а на другой конец стола ставили закрытый сосуд с рыбками. Как только ребенок начинал есть, сосуд приоткрывался. Если ребенок выражал беспокойство, сосуд закрывался. На следующий день сосуд придвигался несколько ближе к обедающему ребенку — и повторялась та же процедура. Если ребенок прекращал есть — сосуд отодвигали от ребенка на большее расстояние от него. Так повторялось несколько раз — и в течение этих дней сосуд постоянно и понемногу сдвигался в сторону ребенка. И наступал, наконец, день, когда ребенок ел рядом с сосудом и смотрел на рыбок безо всякого страха. Произошло размыкание условной связи, и для того, чтобы это произошло, говорил Дж. Уотсон, понадобилось включить в цепь условий также и пищеварительный аппарат.На основе врожденных реакций формируются также приобретаемые в течение жизни привычки, мышление и речь.

Как именно приобретаются привычки, Дж. Уотсон изучал на себе, обучаясь навыкам стрельбы из английского лука. В каждой попытке фиксировалась точность попадания в цель. Обнаружилось, что вначале, естественно, точность стрельбы невелика, затем она быстро увеличивалась, после чего улучшение результатов происходило не столь быстро, пока, наконец, не достигался предел достижений для данного лица в данном виде деятельности: кривая выравнивалась. Из этих экспериментов Дж. Уотсон сделал вывод,что образование навыков и — шире — привычек (научение) идет механическим образом, постепенно, путем «проб и ошибок», без осмысления происходящих при этом процессов.

Несколько позже отечественный ученый Н.А. Бернштейн показал, что в данных экспериментах была представлена лишь «внешняя» сторона образования навыка; на самом деле происходило скрытое от глаз, внутреннее преобразование навыков, т.е. «повторение происходит без повторения».Но бихевиористы, игнорируя внутреннюю сторону поведения, считали, что в основе любого научения (приобретения привычки) лежат фактически механические законы. С помощью принципа обусловливания и отработки навыков можно, по мнению бихевиористов, сформировать у любого человека правильную систему реакций, нужных обществу. В этом, по их мнению, и состоит задача воспитания. Подобная система обучения, какой бы наивной и механистической она ни казалась представителям других психологических направлений, нашла свое применение в практике обучения навыкам социального поведения (тренинг умений) и в бихевиоральной терапии, целью которой выступает избавление человека от различных страхов и других невротических симптомов путем формирования новых условных реакций. Наконец,мышление и речь рассматривались в бихевиоризме как приобретенные навыки:«Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях». Иногда говорят, что в бихевиоризме мышление понималось как «речь минус звук». Это не совсем так. Есть, действительно, мышление в форме скрытых речевых движений, однако,согласно Дж.Уотсону, имеют место и другие виды мышления, которые выражаются в скрытой деятельности рук (мануальной системе реакций) и в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций (т.е. реакций внутренних органов).

Таким образом, мышление может быть кинестетическим (выраженным в движениях, действиях), вербальным (словесным) и висцеральным (эмоциональным), что не противоречит современным исследованиям психологии мышления. Надо, однако, отметить, что очевидная механистичность программы классического бихевиоризма вызвала к жизни варианты необихевиористских концепций, в которых в классическую схему «стимул — реакция» были добавлены новые переменные. Это впервые произошло в работах последователя Джона Уотсона американского психолога Эдварда Чейса Толмена (Tolman, 1886— 1959).

Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы Уильям Хантер (1886—1954) и Карл Спенсер Лешли (1890—1958).

Первый изобрёл в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул. Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, чтосознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга. Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалось при решении конкретных научных проблем. И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма. Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости её категориального «ядра».