Для студентов 4 курса отделения 060101 Лечебное дело
По дисциплине огсэ. 05. Психология общения
Тестовые задания
- Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, это:
А) коммуникативная компетентность
Б) общение
В) слушание как процесс
- Взаимодействие сторон в процессе общения отражает сторона общения:
А) перцептивная
Б) коммуникативная
В) интерактивная
- Участником процесса общения не является:
А) коммуникатор
Б) реципиент
В) посредник
- Третьим этапом общения является:
А) ориентация в личности собеседника
Б) цель
В) планирование содержания
- Общение, при котором используются извлечение выгоды от пациента, называется:
А) примитивное
Б) контакт масок
В) манипулятивное
- Когда человеку необходимо высказаться, медицинский работник применяет вид слушания:
А) активное
Б) пассивное
В) эмпатическое
- Синтоническая модель общения рассматривает общение по формуле:
А) общение = восприятие + мышление
Б) восприятие = общение + мышление
В) мышление = восприятие + общение
- Негромкая, тихая речь присуща людям с ведущим каналом репрезентативной системы:
А) логической
Б) кинестетической
В) визуальной
- Неприязнь к человеку и недоверие при общении отражают коммуникативный барьер:
А) логический
Б) стилистический
В) барьер отношений
- Упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуаций:
А) установка
Б) стереотипы
Глава III. Общение и взаимодействие людей
... или иного отношения или системы отношений и о их "данности" в восприятии самому человеку, мы подчеркиваем приоритетное значение сознательного уровня организации психического - постановку целей, прояснение ... обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Известный советский психолог В.Н.Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию ...
В) рефлексия
- Особый способ глубокого восприятия внутреннего мира человека:
А) установки
Б) рефлексия
В) эмпатия
- Какое количество компонентов имеет установка:
А) 3
Б) 4
В) 6
- Спор как форма диалога заканчивается:
А) победой одного из оппонентов
Б) победой одного из доводов
В) победой всех аргументов одного оппонента
- Разновидность спора, произошедшего от греч. «враждебный», «воинствующий»:
А) полемика
Б) диспут
В) дискуссия
- Какой из этапов вхождения в роль дипломированного медицинского работника может быть им не принят:
А) ознакомление с требованиями роли к поведению
Б) принятие роли или отказ от нее
В) исполнение роли
16. Сторона общения, которая осуществляет восприятие человека как высший психический познавательный процесс.">восприятие людьми друг друга в процессе общения:
а) перцептивная
б) коммуникативная
в) интерактивная
г) нейтральная
17. Стиль управления, позволяющий участникам общения чувствовать себя личностью:
а) либеральный
б) индивидуальный
в) демократический
г) авторитарный
18. Фраза «Я не желаю отвечать на ваш вопрос!» отражает обратную связь:
а) прямую
б) косвенную
в) прямую и косвенную
г) нет верного ответа
19.На каком уровне осуществляется общение, в процессе которого один из партнеров подавляет другого:
а) на манипулятивном
б) на духовном
в) на деловом
г) на нормальном
20. Механизм восприятия, при котором партнер по общению переносит свои качества на другое лицо:
а) эффект «ореола»
б) эффект «первичности»
в) эффект «последней информации»
г) эффект «проецирования»
21. Барьер отношений в процессе общения возникает:
а) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору
б) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения
Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации
... работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере ... основных элементов невербальной коммуникации; выделить сущность процесса невербальной коммуникации; провести сопоставительный анализ невербальных средств общения в русской и китайской лингвокультурах. Методы ...
в) из-за невнятной речи
г) из-за непонятной логики рассуждений
22. Группа людей, сформированная на основе личных интересов:
а) условная
б) референтная
в) неформальная
г) формальная
23.Фраза «Как хочу, так и буду делать!» отражает позицию по Э.Берну:
а) взрослый
б) родитель
в) ребенок «бунтующий»
г) родитель «карающий»
24. Что является толчком для реализации конфликта:
а) инцидент
б) напряженность
в) недовольство
г) нет верного ответа
25. Дефицит лекарственных средств в отделении относится к группе причин:
а) социально-психологические
б) психологические
в) организационно-технические
г) физиологические
26. Стиль разрешения конфликта, при котором оппоненты уступают друг другу и конфликт разрешается для каждого на 50%:
а) сотрудничество
б) компромисс
в) соперничество
г) избегание-уход
27. Конфликтная личность, эмоционально и открыто выступающая в конфликте относится к типу:
а) сверхточный
б) демонстративный
в) ригидный
г) бесконфликтный
28.Стиль управления, позволяющий участникам общения чувствовать себя личностью:
а) либеральный
б) индивидуальный
в) демократический
г) авторитарный
29. Фраза «Я не желаю отвечать на ваш вопрос!» отражает обратную связь:
а) прямую
б) косвенную
в) прямую и косвенную
г) нет верного ответа
30.На каком уровне осуществляется общение, в процессе которого один из партнеров подавляет другого:
а) на манипулятивном
б) на духовном
в) на деловом
г) на нормальном
31.Фраза «Как хочу, так и буду делать!» отражает позицию по Э.Берну:
а) взрослый
б) родитель
в) ребенок «бунтующий»
г) родитель «карающий»
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРОЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГОНИЗАЦИИ ...
... исследования. Проблема: как организовать совместные мероприятия с родителями, чтобы процесс сотрудничества был наиболее эффективным? Объект: процесс организации сотрудничества детского сада и семьи. ... личностными качествами как открытость, искренность, проницательность, он должен располагать родителей к доверительному общению, что способствует снижению тревоги и совместному преодолению трудностей ...
32. Что является толчком для реализации конфликта:
а) инцидент
б) напряженность
в) недовольство
г) нет верного ответа
34. Общение, при котором используются извлечение выгоды от пациента, называется:
а) примитивное
б) контакт масок
в)манипулятивное
35.Синтоническая модель общения рассматривает общение по формуле:
а) общение = восприятие + мышление
б) восприятие = общение + мышление
в) мышление = восприятие + общение
36.Неприязнь к человеку и недоверие при общении отражают коммуникативный барьер:
а) логический
б) стилистический
в) барьер отношений
37. Сторона общения, которая осуществляет восприятие людьми друг друга в процессе общения:
а) перцептивная
б) коммуникативная
в) интерактивная
г) нейтральная
38.Механизм восприятия, при котором партнер по общению переносит свои качества на другое лицо:
а) эффект «ореола»
б) эффект «первичности»
в) эффект «последней информации»
г) эффект «проецирования»
40. Барьер отношений в процессе общения возникает:
а) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору
б) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения
в) из-за невнятной речи
г) из-за непонятной логики рассуждений
41. Группа людей, сформированная на основе личных интересов:
а) условная
б) референтная
в) неформальная
г) формальная
39.Упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуаций:
а) установка
б) стереотипы
в) рефлексия
42. Сторона общения, которая способствует осуществлению совместной деятельности людьми в процессе общения:
а) коммуникативная
б) интерактивная
в) перцептивная
г) нейтральная
43. Стиль управления, который характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной:
а) демократический
б) индивидуальный
в) либеральный
г) авторитарный
44. Фраза «История болезни пациента К. находится в ординаторской» отражает обратную связь:
Интерактивная сторона делового общения
... Интерактивная сторона делового общения Она связана с непосредственным взаимодействием людей, организацией их совместной деятельности и решением задачи, как сделать эту деятельность ... социокультурных характеристик аудитории, ее индивидуально-психологических особенностей. К формам (системам) невербального общения относят: 1) язык жестов и поз, мимику (кинетическая система), 2) ...
а) косвенную
б) прямую
в) прямую и косвенную
г) нет верного ответа
45.Вид общения, при котором пациент и медицинский работник могут поговорить на любую тему:
а) духовное
б) деловое
в) манипулятивное
г) примитивное
46. Механизм восприятия, при котором партнер по общению изменяет свое отношение к воспринимаемому человеку благодаря конкретным поступкам и действиям:
а) эффект «проецирования»
б) эффект «первичности»
в) эффект «ореола»
г) эффект «последней информации»
47. Барьер фонетический в процессе общения возникает:
а) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору
б) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения
в) из-за невнятной речи
г) из-за непонятной логики рассуждений
48. Группа людей, сформированная в официальной организации:
а) условная
б) формальная
в) неформальная
г) референтная
49. Фраза «Доктор, помогите мне, я буду стараться соблюдать все ваши рекомендации» отражает позицию человека по Э.Берну:
а) родитель «карающий»
б) родитель
в) ребенок «бунтующий»
г) взрослый
50. Что является первыми признаками конфликта:
а) инцидент
б) напряженность
в) эскалация
г) нет верного ответа
Задания: допишите недостающее
- Дополните схему «Техника общения»
коммуникатор — > сообщение — > ………. — > реципиент — > ответная реакция
2) Репрезентативная система человека – это……
3) Характеристика визуального канала репрезентативной системы…….
4) Установки – это…..
5) Сформулируйте дружеский вопрос для докладчика на конференции……
6) Для толчка и дальнейшего развития конфликта необходим …………….
7) Коммуникативная компетентность – это…
8) Характеристика кинестетического канала репрезентативной системы…….
9) Стереотипы – это…..
10) Сформулируйте враждебный вопрос для докладчика на конференции……
Решение ситуационных задач
Задача № 1
С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Год назад студент оказался в одной очереди с преподавателем на прием к врачу (тогда они были не знакомы), где между ними произошел инцидент по причине недопонимания времени приема. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.
Педагогическое общение как творческий процесс
... педагогического общения как творческого процесса. Объект изучения: педагогическое общение. Предмет: культура педагогического общения, стереотипы и установки. Задачи исследования: 1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2. определить сущность понятия «общение ...
Задания:
- Определите, какие правила установления психологического контакта нарушает преподаватель.
- Предположите возможные барьеры, препятствующие их общению.
- Какие факторы повлияли на процесс общения.
Задача № 2
В палату к пациенту вошла медсестра и с возмущением говорит пациенту, что он до сих пор не приготовился и не подошел на процедуру, которую ему назначил врач. Пациент, читая книгу и не поняв в чем его обвиняют, отказывается идти на процедуру.
Задача № 3
Старшая медсестра вызывает к себе в кабинет постовую медсестру и сообщает ей, что пациенты ее отделения не соблюдают распорядок лечебного отделения, т.е. после обеда многие пациенты во время послеобеденного «тихого сна» ходят по коридору, сидят в холле на диване, выходят на балкон. В 22 часа не готовятся ко сну, а смотрят телевизор в палате. При этом постовая медсестра не соглашается с замечаниями старшей медсестры.
Задача № 4
В приемное отделение поступила девушка 27 лет с подозрением на О. аппендицит. Врач, осмотрев ее решает госпитализировать девушку в хирургическое отделение. Медсестра приемного отделения просит пациентку пройти в соседнюю комнату для санитарной обработки. В процессе раздевания в сан.комнату вошли санитарки и стали обсуждать планерку. Пациентка не стала дальше раздеваться, высказав свое возмущение поведением санитарок, и отказалась от проведения манипуляции.
Задание: определите для каждой ситуации вид барьера общения.
Задача № 5
Пациент 45 лет находится в течении месяца на лечении в кардиологическом отделении. Он очень сомневается во всех процедурах, которые ему проводят по назначению врача, не верит в успех лечения. При проведении процедур спорит с медсестрой, на лице часто ухмылка, может не явиться на назначенные исследования. Медсестра попыталась побеседовать с пациентом, но он не слушает ее, грубит, прячет глаза. Медсестре удалось выяснить в ходе беседы, что пациент имеет негативный опыт общения с медперсоналом.
Задача № 6
В неврологическом отделении находится одинокая пациентка 75 лет, которая при беседе со знакомой рассказала, что постовая медсестра К. относится к ней не так, как к другим пациенткам. В палате часто присаживается к ней, рассказывает ей о своей дочки, оберегает ее от негативной информации, угощает ее собственной выпечкой.
Во время совместного чаепития медсестра К. рассказала, что 2 недели назад у нее умерла мама и она очень тяжело переживает потерю близкого человека, а в пациентки она видит черты своей мамы и ей после общения с ней легче смирится с утратой.
Задача № 7
В терапевтическом отделении на лечении находится женщина 50 лет. Женщина замужем, имеет двух дочерей, которые живут в другом городе и не имеют возможности часто навещать ее. Женщина очень чутко относится к своему здоровью, на процедуры приходит за 30-40 минут до назначенного срока, внимательно слушает и записывает все, что ей говорит медсестра. Делится с ней своими семейными проблемами. Ежедневно после процедур пытается отблагодарить ее небольшим подарком (шоколадкой, конфеткой).
Глава 1. Невербальное общение в процессе образования
... процессе обучения невербальному компоненту. Объект исследования: педагогическое общение. Предмет исследования: невербальные средства педагогического общения. Цель: состоит в том, чтобы проанализировать эффективность невербальных средств педагогического общения. Задачи: ... воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую ...
Задание: определите для каждой ситуации вид эффекта общения.
Задания Манипулирование людьми в процессе общения
Задача № 8
Подойдя к кабинету хирурга, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли идет прием.
Задача № 9
Ребенок после прогулки по больничному двору просит у мамы бутерброд. Мама отказывает ему, так как он не желает мыть руки после прогулки. Сын начинает плакать со словами: «Если ты будешь заставлять меня мыть руки, я не буду убирать свои игрушки».
Задача № 10
Фармацевт, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует превосходство лекарственных средств и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.
Задача № 11
Медицинская сестра говорит пациентам, что уже поздно, просит выключить телевизор и разойтись по палатам.
Задание: из представленных ситуаций выберите ту, где происходит манипулирование людьми в процессе общения. Ответ обоснуйте, выпишите слова-доказательства. Определите ролевые позиции (жертва-преследователь-спасатель).