Результаты психологических исследований
По данным шкалы Стэнфорд—Бине оказалось, что ориентировка в житейских навыках и моторика были лучшими у большего числа детей с астенической формой, чем способность к счету, память, на ряды цифр и словарный запас. Если названия тестов шкалы расположить соответственно полученным оценкам, начиная с наиболее высоких, то получится следующий ряд: дополнение картинок с недостающей частью, лабиринт, повторение цифр, арифметический счет, кубики Кооса, сходство понятий, словарь, осведомленность, общая понятливость, расположение «последовательных картинок», сложение фигур, кодирование. Этот ряд — показатель неплохих перцептивных возможностей, относительно неплохой памяти, плохой зрительно-моторной координации, нарушения конструктивных способностей, недостаточности анализа и синтеза на конкретном материале, а также и логического мышления. Невербальные пробы выполняются в целом хуже, чем вербальные. Результаты выполнения невербальных проб (кубики Кооса, складывание объектов, кодирование и лабиринт) низкие, достоверно отличающиеся от таковых же у детей со стенической формой. Оценки по остальным невербальным пробам также ниже. Большее число детей с астенической формой выполнили вербальные пробы хуже, чем дети со стенической формой.
Большинство детей с астенической формой часто не могут выявить существенные признаки, чтобы расклассифицировать предметы. Они группируют их по назначению, сходству, допуская нередко и нелепые обобщения. Труднее всего им объяснить способ, по которому объединяются предметы. Выполнение задач Пиаже на постоянство количества материала и систему отношений показывают, что развитие обследуемых останавливается на стадии конкретных мыслительных операций и что они не овладели еще формальными умственными операциями. Работая с невербальными методиками Равена, исследуемые легко заполняют пропуски в хорошо знакомых предметах там, где требуются простые обобщения, но недостающие части в тестах с более сложными закономерностями, требующими элементов отвлеченного мышления, заполнять не могут. Лексикон этих детей в сравнении с нормой беднее, хотя и более богат, чем у детей с другими формами, и не соответствует проникновению в суть используемых в речи понятий.
Непосредственное запоминание и немедленное воспроизведение у большинства этих детей лучше, чем у детей с другими формами. Они неплохо репродуцируют многословные фразы, 6-7-значные цифры и предлагаемые для запоминания слова.
Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня ...
... что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом ... одних работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию «представление о себе». В других работах под ... личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения ...
Оценка конструктивного наглядного мышления и ориентировки в пространстве по методике Гольдштейна-Ширерапоказала, что практически все дети тратят по 20—50 мин на их выполнение (вместо 10— 15 мин).
Они плохо или совсем не справляются с заданием, с трудом в воспроизведении образца используют приобретенный опыт. Выполнение задания совершается способом проб и ошибок с отвлечениями и просьбами о помощи. Все это результат несформировавшихся анализа пространственных отношений, конструктивной деятельности и пространственного мышлении на конкретном материале.Тест Л. Бендерпоказывает, что дети неточно и схематично копируют фигуры, искажают их очертания, форму, заменяют части фигур, их величину, опускают детали. Более грубые ошибки — нарушения взаимоотношений и ориентировки фигур в плоскости рисунка. Результаты этой пробы указывают на недоразвитие моторики, затруднение построения внутреннего образа, нарушения пространственного мышления, а также связей между зрительной и моторной системами.Пробу Хедадети выполняют либо зеркально, либо вовсе не правильно. Все эти результаты указывают на дефекты в кинестетике движений либо на нарушение в зрительно-пространственной организации двигательного акта, а может быть, и на сочетание этих расстройств.
Рисование человека, дети выполняют примитивно, упускают части тела (шею, пальцы, кисти, стопы, уши и др.).
Рисунки человека, дерева, дома неточны, неполны, грубо искажаются пропорции изображаемого, отсутствуют необходимые детали. Проба выявляет недостаточную интеллектуальную зрелость и неспособность обследуемых к правильному графическому отображению зрительных восприятий.
Моторное развитие этих детей отстает (по шкале Озерецкого Н. И.) от хронологического возраста в среднем на 3—4 года. У некоторых детей грубая моторика развита лучше, но их тонкие моторные умения весьма неудовлетворительные. Возможно, это связано не столько с моторными нарушениями, сколько с неспособностью к конструированию структур тонких двигательных умений и с затруднением образования плана движений. Элементарные двигательные навыки они осваивают с меньшим трудом.
У 81% детей с астенической формой отмечается более явная дисграфия, чем при других формах. Они очень медленно осваивают письмо, а научившись писать, при списывании пропускают и переставляют буквы, изображают их зеркально, не дописывают слова, заменяют буквы, не могут выделить отдельные слова. Пишут они с большим трудом, медленно, не замечая линеек, искажая величину и форму букв, то слишком размашисто, то сжато. Из-за быстро развивающейся усталости они нуждаются в постоянной стимуляции. Все ошибки усугубляются при диктанте. Некоторые дети даже написанию палочек по трафаретам обучаются в течение 2—3 лет. В самых тяжелых случаях детей приходится обучать обведению уже написанных букв. На овладение письмом в целом, если это вообще удается, уходят годы. В более легких случаях дисграфия обнаруживается лишь в диктантах. Изучение нарушений письма, тонких двигательных расстройств показывает, что дело не столько в исполнении (написании букв, застегивании пуговиц), сколько в трудностях передачи воспринятых образов для преобразования в моторный акт. Это подтверждается тем, что дети даже с грубой дисграфией могут назвать или повторить правильно тот или иной звук, слово, скопировать букву, в то время как самостоятельное письмо (диктант, списывание) удается плохо. В пользу высказанного говорит также наличие дислексии как раз у тех, кто страдает дисграфией.
Рабочая программа практики Практика в дошкольных учреждениях ...
... опыта диагностической, прогностической и коррекционно-профилактической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Формы проведения практики Практика на логопункте в школе является активной, ... личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, становление гуманистической направленности на ребенка с нарушениями речи. Задачи практики Задачами учебной практики являются: Наблюдение и ...
У детей с астенической формой нарушения чтения разнообразны: одни очень медленно овладевают навыками чтения (4-5 лет), другие — несмотря на длительность обучения, забывают буквы, не умеют выделять слоги, слова, не могут сливать слоги, переставляют буквы и т. д. Наблюдаются и такие, которые, научившись читать, не приобретают беглости, не понимают отдельных слов или не могут пересказать прочитанное в целом. Эти нарушения находятся в явном несоответствии с их легкой умственной отсталостью. Происхождение трудностей в овладении чтением аналогично возникновению ошибок при воспроизведении зрительно воспринимаемых рисунков. При дислексии имеется затруднение образования зрительно-моторных связей.
Дискалькулия у описываемых детей положительно коррелирует с выраженными нарушениями конструктивного и пространственного мышления, с неспособностью к овладению пространственными и временными представлениями. Они с большим трудом осваивают «ряды», еще сложнее для них воспроизведение членов такого ряда «вразбивку». Так, они не способны запомнить порядок и число месяцев в году, дней в неделе, алфавитное расположение букв, цифр в обратном порядке. Даже в том случае, когда автоматизация «рядоговорения» происходит, она наступает значительно позже, чем у сверстников с другими формами отсталости, что нельзя было объяснить ни тяжестью интеллектуального дефекта, ни педагогической запущенностью. Дети с этой формой не могут усвоить и повторить ритм, воспринимаемый на слух. Наряду с затруднениями в запоминании и воспроизведении последовательности в речи и мышлении они плохо выполняют сукцессивные двигательные операции. Подавляющее большинство не может справиться с простым рядом, состоящим из нескольких разных положений руки, сменявших одно другое (тест Н. И. Озерецкого).
Выполнение заданий по методикам Бурдона-Анфимовапоказывает, что почти все, осуществляя задание, пропускают строки и буквы, а половина путает те буквы, которые необходимо вычеркивать. Времени на работу уходит больше, чем у детей со стенической формой. В два раза чаще, чем у последних, снижается темп работы. Таким образом, у них имеется недоразвитие внимания, неустойчивость ритма работы и трудности в выборе оптимальной скорости. У младших детей данные о нарушенном внимании получены с помощьюметодики Пьерона-Рузера.
Приведенные клинико-психологические исследования умственно отсталых детей позволяют диагностировать астеническую форму. Такие дети в большинстве случаев отстают в освоении программы детского сада или школы. При внимательном изучении оказывается, что у них, как правило, несмотря на легкие интеллектуальные изменения, имеет место дислексия, сочетающаяся с затруднениями письма и счета.
В сравнении с другими формами отсталости часто выявляются своеобразные мнестические процессы, значительный запас понятий и представлений, а также неплохая житейская ориентировка. Отмечаются выраженные нарушения внимания и весьма неравномерная структура интеллекта.
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с ...
... астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение ... плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, ... заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом ...
Интеллектуальный уровень этих детей в среднем несколько выше, а память лучше, чем у больных с другими формами отсталости. Лексикон более богат. Все невербальные пробы выполняются хуже, чем вербальные. Характерны плохая пространственная ориентировка, недостаточные конструктивные возможности и неразвившиеся аналитико-синтетические процессы мышления. Чаще, чем при других формах, встречается аффективная неустойчивость. Дети неусидчивы, суетливы, недисциплинированны. Они общительны, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют вполне удовлетворительную активность.
Для этих детей характерно отставание моторного развития, не только от хронологического, но и от их интеллектуального возраста. Среди них достоверно больше амбидекстров и леворуких.
Неврологическая симптоматика и припадки у них наблюдаются в два раза реже, чем у детей с атонической и дисфорической формами. Часто встречается невротическая симптоматика (энурез, тики, заикание и др.).
Этиология астенической формы — родовая патология, неоднократные истощающие заболевания раннего возраста и тяжелые болезни на 2-3-м году жизни. Важную роль играют также врожденные факторы и недоношенность. Нередко серьезным отягощающим моментом оказывается воздействие неблагоприятных семейно-бытовых условий (депривация, низкий уровень культуры семьи, ее неблагополучие, распад и пр.).
Структура психического дефекта детей с астенической формой умственной отсталости дисгармонична. Наиболее выражены дислексия, дисграфия и дискалькулия. Неспособность к чтению ранее связывалась с леворукостью, недостатком доминирования левого полушария или с конфликтом у левшей при переобучении. Дислексию рассматривали так же, как пример специфического нарушения созревания или общих церебральных дисфункций, при которых функциональная зрелость мозга не наступает или приходит поздно. Существуют также предположения о страдании определенных мозговых структур (мозжечково-вестибулярная система, затылочно-теменная область, угловая извилина).
Затруднение в освоении чтения, письма и счета у детей с астенической формой умственной отсталости связано с недостаточным развитием у них пространственных представлений. Это находится в соответствии с мнением тех, кто видят в нарушениях восприятия, затруднениях формирования пространственных представлений основную причину дислексии, дисграфии и дискалькулии.
Механизмы возникновения астенической формы
При объяснении механизмов возникновения этого синдрома склоняются к мысли о большем значении затруднений образования связей между отдельными анализаторами. Мы допускаем возможность существования и такого механизма. Именно с этих позиций рассматриваем неудачные результаты выполнения детьми проб Бендер и Гуденеф, а также и обнаруженный нашим сотрудником А. Н. Корневым (1978) ограниченный объем кратковременной слухоречевой памяти на последовательно воспринимаемый материал.
Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития
... восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия ... В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление ...
В происхождении дислексии при умственной отсталости значительную роль играет и моторное развитие. И недостаточно координированные мелкие движения глаз, связанные с окуломоторной апраксией, и нарушения моторики конечностей могут препятствовать освоению школьной программы. Большее значение имеет не столько уровень моторной зрелости, сколько затруднения в установлении связей между перцептивными и двигательными процессами, например, при органических поражениях ЦНС.
Представления о том, что при дислексии эти изменения должны происходить исключительно в теменной, в теменно-затылочной области либо в угловой извилине, у большинства больных не получили ни клинического, ни электроэнцефалографического подтверждения. С другой стороны, имеются доказательства в пользу поражения глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор — лимбическая область и др.).
К их числу можно отнести такие клинические проявления, как затруднение концентрации внимания, эмоциональную неустойчивость и возбудимость, неусидчивость и двигательное беспокойство, утомляемость и истощаемость. В этом же плане можно также рассматривать часто встречающиеся усиление влечений, вегетативные нарушения, экстрапирамидные симптомы и пароксизмальные явления.
Атоническая форма умственной отсталости
Результаты психологических исследований
У детей с этой формой умственной отсталости оказалось наиболее трудно определить степень умственной отсталости. Когда же это удавалось, выяснялось, что уровень их интеллекта оказывался в среднем на 4-5 лет меньше их хронологического возраста. Столь низкая оценка уровня интеллекта связана с неравномерностью, своеобразием психического дефекта, не позволяющими измерить его более точно. Средний IQу этих детей 55, средний вербальный 10 — 59, а средний невербальный 10 — 43. Низкая последняя оценка и является их характерной особенностью. Данные результаты указывают на их неумение по частичной информации воссоздать целое, охватить всю ситуацию, овладеть новым навыком, проявить внимательность и настойчивость. Кроме того, у них имеются недостаточная логичность мышления, неспособность к самостоятельным суждениям, малый объем знаний и отсутствие интересов. Несколько лучше кратковременная память, запас «формальных» знаний, которые они почти не используют в жизни. Приспособительные возможности незначительны, они выражаются в некоторой житейской ориентировке, выполнении элементарных домашних дел, детских игр. В семье при стимуляции они проявляют себя относительно лучше, чем можно было бы ожидать по результатам исследований. Эти дети, даже владея обобщающими понятиями, практически не справляются с классификацией предметов. Обнаруживается низкий уровень абстрактного мышления, неразвившаяся способность к анализу и синтезу даже на конкретном материале(по методике Гольдштейна-Ширера).
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
... умственно отсталых детей наблюдается диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Среди форм умственной ... детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей отсталый ребенок дошкольный игровой Умственно отсталые дети ...
Память своеобразна. Первичное запоминание 5 или 10 слов удовлетворительно. Однако в последующем число воспроизводимых слов резко уменьшается, и конечный результат не превышает половины предъявляемых слов. Внимание очень грубо расстроено — нарушены объем, концентрация и переключаемость. Выявляется почти полная неспособность к графическому отображению зрительных восприятий и представлений. Исследование моторики пометодике Н. И. Озерецкоговыявляет явное отставание двигательных способностей в среднем на пять лет.
Основные клинические проявления атонической формы умственной отсталости.
Наряду с интеллектуальным дефектом отмечаются неспособность к психическому напряжению, колебание психического тонуса, нарушение целенаправленной активности от аспонтанности до двигательного беспокойства, отсутствие планового поведения, апрозексия, нарушение тонкости и точности эмоциональных реакций, неустойчивость аффективного фона, изменение инстинктов и др.
Это клиническое своеобразие зависит от тяжести, распространенности, качества вредности и преимущественной локализации поражения, приведшей к возникновению атонической формы. Наиболее яркая особенность клиники — затруднение или неспособность к психическому напряжению — следствие поражения глубинных образований мозга. Психическая продуктивность многих детей неодинакова в разное время, достигая временами полной аспонтанности.
Поведение детей с данной формой умственной отсталости характеризуется отсутствием какого-либо плана — резкое изменение активности (моторное беспокойство, отсутствие психического напряжения), крайняя непоследовательность, нецелесообразность и нелепость поступков, сочетание со стереотипиями, персеверациями, импульсиями. Нейродинамика этого нарушения может быть объяснена изменениями взаимоотношений между основными структурами лимбической системы.
Механизмы возникновения астенической формы
Грубые расстройства внимания, т. е. неистощимость и поверхностность ориентировочных реакций детей с атонической формой, есть следствие их неугасимосимости, обусловленной дисфункцией медиальных структур и вторичным снижением коркового тонуса. Это предположение подтверждается наличием у них ослабления или отсутствия кожно-гальванических реакций (Исаев Д. Н., Поппе Г. К. 1968; Ефремов К. Д. 1974).
Недоразвитие эмоциональности этих детей, их недостаточно дифференцированные, меняющиеся, нередко бледные аффективные реакции и изменения влечений также можно связать с поражением глубоких структур мозга, как это делают, например, Т. А. Доброхотова (1966), М. С. Рахайлова (1968) в отношении очень близких к нашим по клиническим проявлениям своих больных. Механизм гиперактивности и чрезмерной отвлекаемости больных с недоразвитием — следствие гиперфункции ретикулярной формации и таламокорковой проекционной системы.
При атонической форме в первую очередь поражаются функциональные мотивационные системы. Вовлекаются также системы, ответственные за познавательную деятельность. Подтверждением заинтересованности лимбической области у этих детей являются невросоматические симптомы: психомоторные приступы, мышечная гипотония, вегетативные трофические нарушения, ожирение, изменения в биохимизме внутренней среды.
Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности
Формы псих. деятельности: 1) психические процессы, 2) психические свойства, 3) психические состояния. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Все психические процессы ... единый процесс отражения действительности, включающий в себя все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, чувства ...
Наиболее вероятные, грубые органические вредности и ранний (эмбриональный, младенческий) период их воздействия ведут к преимущественному поражению именно лимбических структур, поскольку они развиваются интенсивнее и быстрее, раньше включаются в процессы высшей нервной деятельности, чем другие структуры мозга.
Дисфорическая форма
Механизмы возникновения дисфорической формы
Своеобразие их психопатологии может быть объяснено грубыми органическими поражениями ЦНС. Свыше чем у половины из них отмечается неврологическая симптоматика разной степени выраженности: парезы, асимметрия лицевой иннервации, дизартрия, гиперкинезы, экстрапирамидные явления (меняющийся мышечный тонус, мышечная гипотония и др.).
У большинства — различные признаки дисфункции вегетативной нервной системы (расстройства сна, сосудистые дистонии, трофические расстройства и т. д.).
У четверти обнаруживаются увеличения размеров головы, ее неправильная форма либо микроцефалия. У многих детей возникают различные пароксизмальные состояния: бессудорожные приступы в виде катаплектиформных состояний («обмяканий»), кратковременные выключения сознания, абортивные тонические припадки с автоматизмами и без них, приступы джексоновского типа и эпилептические «статусы».
У трети — ярко выражены различные дизгенетические признаки: асимметрии костного скелета, непропорциональные конечности, деформации ушных раковин, гипертрихоз и др. В нескольких случаях отмечены явления физического инфантилизма с грацильным телосложением и еще у ряда больных — синдром церебрального ожирения. У половины детей на рентгенограммах черепа выявлены значительные изменения (гипертензия, утолщения костей, обызвествления).
О значении некоторых факторов (наследственности) в происхождении этой формы психического недоразвития можно судить по следующим данным. Только у нескольких больных среди родственников имелись психозы, психопатии или алкоголизм. Все это не позволяет оценить в полной мере роль патологической наследственности. На вопрос об этиологии более ясный ответ дает анализ течения перинатального и раннего постнатального периода. Так, асфиксия новорожденного, тяжелая родовая травма и признаки слаборожденности наблюдались у половины больных. К этому следует добавить, что более половины всех больных на первом году жизни перенесли тяжелые, истощающие или многократные заболевания, в том числе энцефалиты. Подтверждением того, что пери- и постнатальные вредности занимают важное место в этиологии этой формы, может служить также наличие у половины больных очень рано появляющихся неврологических признаков органического поражения ЦНС.
В заключение можно сказать, что описанная форма умственной отсталости, сочетающаяся с аффективной напряженностью, утрирован-ностью влечений, апрозексией (невнимательность), чрезмерным двигательным беспокойством и рядом других признаков должна быть выделена из общей массы состояний психического недоразвития. На наш взгляд, этиология дисфорической формы также отличается от того, что мы наблюдаем при других формах умственной отсталости. Если суммировать процент больных, перенесших серьезную родовую травму, тяжелые истощающие болезни, менингоэнцефалиты и мозговые осложнения после вакцинации в возрасте до года, станет ясным, что их психическая отсталость во всех случаях связана именно с этими факторами.
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, имеющих ...
... №4 (бывш. ДС комбинированного вида с логопедическими группами и группами для детей с задержкой психического развития), расположенном по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д.22А. Всего в ... он подвергается. Чувство страха может быть проницательным, осознанными подконтрольным субъекту, в такой форме оно часто присутствует у вполне уравновешенных людей. По мнению Г. Ланге (2007) ...
Стенічна форма розумової відсталості
Результаты психологических исследований
Средний IQу детей со стенической формой умственной отсталости — 77,5, что выше, чем у детей с астенической и атонической формами. СреднийIQвербальной части шкалы также несколько больше. Особенно характерен для обсуждаемых детей высокий среднийIQневербальных проб: 83,5, отличающийся от такового у детей с астенической и атонической формами. У представителей стенической формы — неплохие перцептивные возможности, отсутствие грубых нарушений внимания, неплохая зрительно-моторная координация, удовлетворительные конструктивные способности, относительно неплохое обучение новому материалу, хорошая зрительно-моторная координация, относительная дифференцированность восприятия, умение по частичной информации воссоздать целое, удовлетворительное схватывание ситуации в целом. Менее успешное выполнение вербальных заданий — показатель того, что у таких детей поверхностный характер мыслительных процессов, меньший объем практических знаний, худшая способность оценивать прошлый опыт, недостаток логичности мышления, запаса знаний, памяти и интересов. У них неплохая концентрация внимания, менее значительные расстройства памяти, удовлетворительное овладение чтением, письмом и счетом находится в большем или меньшем соответствии с уровнем психического недоразвития. Если же у них и отмечается неспособность овладения школьными навыками, то, как правило, при этом у них наблюдаются и другие психические расстройства. Выявляется слабость аналитико-синтетического мышления на конкретном материале. Эти результаты значительно лучше, чем у детей с атонической и с астенической формами. Метод исключения четвертого предмета показывает, что дети младшего возраста (7—8 лет) не справляются с этим заданием, старшие же (10—14 лет) — в значительной части простых заданий умеют выделить неподходящий предмет, но не могут дать объяснений своего выбора. Большинству детей не удается найти наиболее существенные среди ряда признаков и обобщить их. Подавляющее большинство детей более или менее правильно группируют (классифицируют) предметы, однако на это требуется в два раза больше времени, чем здоровым, и им не удается объяснить принцип, которым они пользуются.
Расстройства памяти более значительны, чем другие проявления психического дефекта. Выявляется неплохая работоспособность, менее слабая концентрация внимания и недостаточная переключаемость сравнительно с детьми с другими формами патологий.
10% представителей обсуждаемой формы рисуют вполне удовлетворительно, что в три раза больше, чем у детей с астенической, и (тем более чем у детей с атонической формой. Все же их рисунки крайне примитивны, в них отсутствуют существенные детали и искажаются пропорции. Воспроизведение графических фигур (теста Бендер) хуже, чем в норме, в сравнении же с представителями вышеописанных форм качество и темп работы значительно выше.
Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...
... предметами и образующееся противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями с взрослыми, когда активность ребенка прямо «организовывалась» взрослыми и опосредствовалась неспецифическими, неречевыми формами ... выступают типы родительских отношений к детям с ограниченными возможностями. Предметом исследования является рассогласование между декларируемыми ...
Нарушения в зрительно-пространственной ориентации движений менее значительны, чем у детей с вышеописанными формами. Моторное недоразвитие (по методике Н. И. Озерецкого), как правило, находится в соответствии с интеллектуальным отставанием.
Нарушения мышления. В процессе клинико-психологических исследований обнаруживаются значительные нарушения мыслительных процессов. Особенно затруднены процессы анализа и синтеза. При мысленном членении воспринимаемого объекта они выделяют гораздо меньшее число деталей, чем их психически полноценные сверстники. У них отсутствует многоступенчатое, последовательно усложняющееся членение объектов, анализ протекает бессистемно. Результатом этого является недостаточный синтез, они нередко не только не указывают на связи между элементами, но и не замечают даже их смежности и последовательности. Своеобразие этой формы в том, что аналитико-синтетические процессы на конкретном материале протекают лучше и быстрее, чем при астенической и тем более атонической и дисфорической формами.
Представители анализируемой формы заметно хуже устанавливают сходство или различие между отдельными воспринимаемыми или припоминаемыми предметами и явлениями. Эти затруднения связаны с тем, что они соотносят несравнимые признаки объектов, переходят на характеристику одного из предметов, забывая о другом, слишком широко понимают сходство их элементов. При исследовании обобщения предметов и явлений оказывается, что младшие дети нередко используют ситуационные объединения предметов, а старшие уже иногда группируют по категориям. Эти группы, будучи заученными, но не осмысленными, нередко неустойчивы. Обобщения, усвоенные в школе, часто не могут использоваться в житейской ситуации или при исследовании. В случае же правильного классифицирования предметов дети не всегда способны мотивировать свои действия.
В отличие от детей с астенической и особенно с атонической и дисфорической формами отсутствуют серьезные нарушения стройности, последовательности, целенаправленности мышления, стереотипии, эхо-лалии и чрезмерная обстоятельность мышления. Лексикон очень беден у подавляющего большинства, составляя в среднем 50—70% от нормы. Особенности речи этих детей характеризуются тем, что они не знают названий многих часто встречающихся предметов, употребляют мало глаголов и специальных обобщающих терминов, слов, обозначающих свойства и качества предметов, допускают слишком широкое употребление слов. Этим во многом объясняется примитивность пересказа, спонтанной речи и диалога. Они редко употребляют распространенные предложения, часто искажают их грамматический строй. Бедность активного словаря связана с ограниченной познавательной деятельностью и недостаточной опосредующей ролью слова в развитии мышления. Наибольшая бедность лексикона у этих детей в сравнении с другими, вероятно, определяется более замедленным развитием речи и частыми грубыми ее нарушениями. 47% детей обнаруживают различные выраженные расстройства речи (задержку развития, косноязычие, аграмма-тизм, брадилалию, нарушение акцентов, тахилалию, заикание).
Имеющиеся расстройства памяти улучшаются при неоднократном воспроизведении прочитанного, пересказе просмотренных телепередач и кинофильмов, развитии способности к осмысленному запоминанию. Добиться же улучшения запоминания материала с помощью инструкций в отличие от здоровых им не удается.
Эмоциональные нарушения. Аффективная жизнь этих детей характеризуется незрелостью, примитивностью, недостаточной дифференци-рованностью чувств, проявляющихся однообразием и лишением тонких оттенков, неспособностью при необходимости подавлять и регулировать свои эмоции. Непосредственные переживания для них настолько актуальны, что они не могут учитывать свои будущие, возможно негативные, эмоции. У них с трудом развиваются высшие моральные и интеллектуальные чувства. В большинстве случаев они не могут выработать правильного отношения к своим семейным и школьным обязанностям. В сравнении со здоровыми детьми их интересы ограниченны и неглубоки, особенно мало они интересуются познавательной деятельностью, отсутствует любознательность. Поведение недостаточно целесообразно, лишено планового характера, отсутствует борьба мотивов, плохо учитывается актуальная ситуация, и не удается предвидеть последствия своих поступков. Все же они синтонны, способны сопереживать радостям и неприятностям других. В отличие от детей других форм большинство индивидов со стенической формой значительно активнее и деятельнее, способнее к целенаправленной деятельности и трудоспособнее. Существенная их черта — отсутствие серьезных извращений произвольной активности. У них почти не наблюдается явной дурашливости и странностей в поведении, нет стереотипий, хаотического поведения, столь часто встречающихся при атонической и дисфорической формах. Неусидчивость, суетливостк, двигательная расторможенность, психопатоподобное поведение, антисоциальные поступки встречаются относительно реже, чем при других формах умственной отсталости. Элементарные эмоции и влечения, как правило, не извращены, часто более выражены, в отличие от ток), что имеет место у детей с атонической и астенической формами.
Одним из важных признаков этой формы является равномерность психического недоразвития. Степень поражения интеллектуально-мнестической сферы в значительной степени соответствует глубине нарушений эмоционально-волевой сферы. Если несоответствие все же отмечается, то оказывается менее значительным, чем у лиц с другими формами. Школьная успеваемость и приобретенные навыки этими детьми в значительной мере соответствуют выраженности их психического дефекта.
У представителей обсуждаемой формы имеются недоразвитие моторики, затруднения в построении внутреннего образа, пространственной организации движений из-за недостаточной связи между зрительным и моторным анализаторами. Однако степень этих нарушений значительно меньшая, чем у детей с другими формами. Эти данные позволяют предположить, что их лучшая успеваемость связана с меньшими нарушениями в сфере межанализаторных отношений. Уровень моторного развития почти у всех детей со стенической формой отстает от хронологического возраста и чаще всего соответствует интеллектуальному недоразвитию. Более глубокое недоразвитие моторики, не соответствующее интеллектуальному развитию, у детей с атонической, дисфорической и астенической формами встречается в 9-10 раз чаще.
Припадки у индивидов со стенической формой встречаются менее чем в 10% случаев. Очаговые поражения ЦНС и вегетативные расстройства характерны для четверти случаев, что значительно реже, чем при атонической и дисфорической формах. Соматические особенности: замедленный рост, низкая масса тела, слабая физическая сила, плохой иммунитет, физический инфантилизм или диспластическое телосложение наблюдаются намного чаще.
Психопатии и алкоголизм в роду сравнительно с другими формами встречаются чаще и составляют 46,5%, часто встречается солидный возраст родителей и соматические заболевания у них. Можно сделать заключение о наличии у них неблагоприятной неспецифической наследственности.
Беременности у матерей в трети случаев осложняются угрозой выкидышей, токсикозами беременных, реже переживаниями тяжелых стрессов. Многие дети недоношены. Раннее постнатальное развитие этих детей несколько благополучнее, чем у детей других форм. Патогенная роль пренатальных вредностей в происхождении этой формы умственной отсталости более очевидна.
Половина детей воспитывается в первые годы жизни в условиях де-привации и большинство — в неблагоприятной семейной ситуации, что значительно ухудшает возможности их психического развития.
Приведенный клинико-психологический анализ дает возможность не только выделить стеническую форму, но и очертить особенности структуры психического дефекта.