Годы жизни:1900 -1988
Родина: Пренай (Литва)
Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900, г. Пренай, Литва — 24.02.1988, Москва) — психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965), основатель отечественной патопсихологии.
В 1927 окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета. Зейгарник начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина. В двадцатые годы Курт Левин руководил рядом экспериментальных работ, нацеленных в конечном итоге на подтверждение его теории действий и аффектов. Одну из таких работ проводила Б.В. Зейгарник. Эта работа, опубликованная в 1927, и сделала ее известной на Западе. Ее название «Запоминание законченных и незаконченных действий». Только в 2001, через три четверти века после опубликования в Psychologische Forschung, появилась возможность прочитать ее на русском языке в официальном издании (она была опубликована в издательстве «Смысл» как глава в книге К. Левина «Динамическая психология»).
В этой работе было впервые показано, что прерванные задачи запоминаются взрослыми примерно на 90% лучше, чем законченные, а дети вообще помнят исключительно прерванные задачи. Этот результат вошел в историю науки как Зейгарник-эффект.
В 1925 Зейгарник оканчивает университет и продолжает работать в нем, а в 1927 после публикации работы о прерванных действиях ей была присвоена степень доктора.
В 1931 Зейгарник переезжает из Германии в Москву и начинает работать научным сотрудником Института высшей нервной деятельности, который в 1932 был реорганизован в отдел Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ).
В те годы она знакомится с Л.С. Выготским, который оказал на нее так же, как и К. Левин, огромное влияние. Их двоих она считала величайшими психологами своего времени.
В ВИЭМе Блюма Вульфовна почти полностью поглощена патопсихологией. Интерес к ней, по ее словам, возник еще в Берлине, когда вместе с Левиным она посещала клинику соматических заболеваний Гольдшейдера. Начиная с 1930-х годов медицинская психология становится главной областью интересов.
В 1935 Зейгарник была присвоена степень кандидата биологических наук. Немецкая степень доктора философии в СССР, не была признана.
В 1940 муж Блюмы Вульфовны Альберт Янкелевич Зейгарник арестован по обвинению в шпионаже и осужден на десять лет без права переписки. Она остается с двумя детьми, одному из которых меньше года, другому — шесть лет. События этих лет отложили глубокий отпечаток на всю последующую жизнь Блюмы Вульфовны. Основным в ее жизни стал страх, прежде всего за судьбу своих детей, внутренняя цензура. Блюма Вульфовна не оставила после себя почти ничего, ни автобиографий, ни архивов, записных книжек, воспоминаний, ею все было уничтожено.
Институт психоанализа
© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е.Ю. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 1. ...
В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А.Р. Лурия.
После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии Минздрава РСФСР одновременно (с 1949) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова.
В 1958 Блюма Вульфовна подготовила свою третью (после Берлинской и украденной Кисегачской) докторскую диссертацию, и ей была присвоена степень доктора педагогических наук.
В 1965 ей присваивают звание профессора по специальности психология.
В 1967 ее избирают на должность профессора кафедры психофизиологии и нейропсихологии МГУ.
Зейгарник — организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).
Блюма Вульфовна Зейгарник — один из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. В течение более 40 лет ею разрабатывались проблемы патологии психики при душевных заболеваниях. Опираясь на теоретические положения отечественной психологической школы Выготского-Леонтьева-Лурии, создала новую научную область — экспериментальную патопсихологию, имеющую свой предмет, понятийный аппарат и методический инструментарий. Ею подготовлено большое число специалистов, работающих в настоящее время в различных областях психологии. Труды Зейгарник в области патопсихологии открыли возможность для становления новой сферы психологической практики.
В 1978 профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия (1-й степени) за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (работы опубликованы в 1962-1976).
В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... выдержка и самообладание; способность управлять своим психическим состоянием и настроением; 1.2. Дидактические: способность объяснять ... на наблюдательности: самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; ...
Результаты исследования патологии познавательной деятельности (мышления, прежде всего) при психических заболеваниях обобщены в монографии «Патология мышления», М., 1962 (издана во многих странах).
В ней впервые дано развернутое теоретическое обоснование подхода к изучению психологической феноменологии нарушений мышления, описан комплекс методических приемов, адекватных для решения этой задачи, представлена оригинальная систематизация нарушений мышления. Последняя дает в руки исследователей и практиков ключ к пониманию генеза этих нарушений, открывает возможности для их более дифференцированной диагностики, позволяет использовать эти данные для установления нозологического диагноза в психиатрии. Данная типология широко используется как в нашей стране, так и за рубежом. Исследования патологии личности при психических заболеваниях, обобщенные в монографии «Личность и патология деятельности». М., 1971. Показано, что психологическое изучение аномалий личности важно как для познания природы психических болезней, так и для анализа структуры нормально протекающей психической деятельности. Дано описание различных типов мотивационно-личностных нарушений, теоретически обоснована и эмпирически доказана роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессов, намечены пути и средства возможной психологической реабилитации больных за счет использования сохранного личностного потенциала; намечены перспективы изучения патологии личности, необходимые для понимания природы сложных психопатологических явлений.
Среди работ Зейгарник особое место занимает учебник «Патопсихология»(1986 год), адресованный студентам, обучающимся психологии. В этом учебнике на основе большого фактического материала, полученного автором, сотрудниками психологического факультета МГУ и другими отечественными патопсихологами, излагаются важнейшие теоретические и прикладные проблемы патопсихологии, проведен критический анализ положений зарубежной психологии. Дается исторический обзор развития патопсихологии, большое внимание уделяется принципу построения патопсихологического исследования психически больных, роли психолога в решении диагностических, экспертных и психокоррекционных вопросов, представлена систематизация нарушений личности и познавательной деятельности.
На факультете психологии МГУ Зейгарник читала курс патопсихологии, спецкурсы по патологии мышления, зарубежным теориям личности.
Основные научные труды:
К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления// Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. (1934); Нарушения мышления при психических заболеваниях (1957); Патология мышления. (1962); Введение в патопсихологию (1969); Личность и патология деятельности (1971); Основы патопсихологии. (1973); Патопсихология. (1986); Очерки по психологии аномального развития личности. (1980, в соавт.); Теория личности К.Левина. (1981); Теории личности в зарубежной психологии. (1982).
Теория мышления в ассоциативной психологии
... индивида). ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы ... ЭКСПЕРИМЕНТ Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности. Это проективный метод. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее ...
___________________________
http://www.hdirussia.ru