Карл Роджерс, Рэнсом (Carl Ransom Rogers) | Биография

Карл Роджерс, Рэнсом (Carl Ransom Rogers)Годы жизни:1902 -1987 г.

Родина: Оук-Парк (США)

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (шт. Иллинойс) в многодетной, очень религиозной семье. Его отец — Уолтер Роджерс — был человеком строгих правил, считавшим главной жизненной добродетелью упорный труд. Сколотив солидный капитал, он решил вместе с семьей удалиться от городской жизни. «Дети подросли, пора их отсюда увозить!» — рассудил Роджерс-старший, и вскоре его большое семейство обосновалось на уединенной ферме, где не было места картам, танцам, алкоголю и прочим соблазнам, подстерегающим молодых людей в городе. Зато чего здесь было в изобилии — так это тяжелого сельскохозяйственного труда, которому целыми днями предавались Роджерсы и их шестеро детей.

Четвертый ребенок в этой многодетной семье — Карл — тоже трудился вместе со всеми на сельскохозяйственной ниве, но, при этом выделялся среди шумных братьев. Застенчивый, робкий, чувствительный, — он серьезно и обстоятельно изучал больших ночных бабочек «полимифус» и «цикропиа», выводя их из гусениц и наблюдая за коконами, запоем читал книги и в течение средней школы всего один или два раза сходил на свидание с девочкой. (Забегая вперед, скажем, что на ней он впоследствии и женился.)

Поднаторев в культурном земледелии и выращивании цыплят и телят, когда пришла пора определяться с профессией, Карл Роджерс остановил свой выбор на сельскохозяйственном колледже. Но, поучившись/помучившись там некоторое время, понял, что ошибся, и переквалифицировался из земледельцев в… историки.

На старших курсах исторического факультета произошло событие, сыгравшее важную роль в жизни Карла Роджерса. В числе прочих студентов, он был отправлен на международную конференцию в Китай. Шел 1922 год, всего несколько лет прошло с окончания первой Мировой войны, не все страсти еще улеглись, а в конференции принимали участие студенты из разных стран…:

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: Принимать активное участие в жизни семьи; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; Интересоваться проблемами ребенка ... любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести ...

«Я увидел, как люто ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды…»

Сделав это наблюдение, Роджерс больше не смог придерживаться жесткой религиозной веры своих родителей, о чем им и сообщил. Это был трудный разговор, за ним последовал еще более тяжелый разрыв. Но это было обретение свободы и независимости, освобождение от давления семьи.

И еще одно важное событие произошло с Роджерсом в Поднебесной. Там он встретил девушку (ту самую, с которой познакомился еще во втором классе!) и понял, что хочет быть рядом с ней всю жизнь. После окончания учебы они поженились.

Следующее заведение, где обучался Карл Роджерс, было Теологической семинарией. Там он провел два года, но по религиозной стезе так и не пошел. Уже тогда он понимал, что главной целью его жизни станет помощь людям, но посчитал, что цель эта может быть достигнута и вне церкви: «Я почувствовал, что меня всегда будут интересовать проблемы смысла жизни и возможности ее реального улучшения для отдельного человека, но я не мог бы работать в той области, где необходимо верить в какую-то точно определенную религиозную доктрину. Мои верования в то время уже сильно изменились и могли бы продолжать меняться. Мне казалось ужасным заставлять себя исповедовать веру только для того, чтобы сохранить профессию. Я хотел найти область, где бы я был уверен, что свобода моей мысли не будет ничем ограничена». И такой областью стала психология.

Получив психологическое образование, Роджерс работает в Институте по уходу за детьми в Нью-Йорке, затем поступает на место психолога в Отделе по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере. Он с головой погружается в проблемы малолетних преступников и детей из неблагополучных семей, пытаясь путем проб и ошибок найти выход в каждом непростом случае. Он экспериментирует, пробует разные подходы, работает страстно и увлеченно. Между тем, коллеги Роджерса то и дело дают ему понять, что-то, чем он занимается — не совсем психология, а он, Роджерс, не совсем психолог.

5 стр., 2368 слов

Роджерс — клиент-центрированная терапия

... помощью. Такой человек сам ответствен за свое изменение и не рассматривается как объект диагностики и лечения. В последние годы жизни Роджерс сконцентрировался на ... смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ решить ...

Желая узнать, чем же занимаются настоящие психологи, Роджерс отправился на заседание ученого общества. Он слушал доклады, которые все, как на подбор, касались вопросов научения у крыс и прочих лабораторных экспериментов с грызунами, и думал о том, что все это, действительно, не имеет абсолютно никакого отношения к тому, чем так хотел заниматься он — помогать людям…

Роджерс пошел своим путем, так и не примкнув ни к одной из психологических школ. Там, в Рочестере он начал вырабатывать собственную теорию, свой особый метод работы с пациентами. Он отошел от формального, директивного подхода, принятого в традиционной психотерапии в то время, создавая новый подход, центрированный на клиенте, на человеке… Вот лишь некоторые его положения:

До Роджерса психотерапевты работали с больными людьми, с пациентами. Роджерс же первым заменил понятие «пациент» на — «клиент». Сделано это было потому, что «пациент» звучит довольно пассивно, ведь это человек, которому нужна помощь, он полностью зависит от психотерапевта, следует его указаниям, мало полагаясь на себя.

Иное дело — клиент. Это человек, который просто нуждается в услуге. Он отнюдь не пассивен, напротив — он активно участвует в процессе психотерапии. Клиент не следует слепо за психотерапевтом, тот сам идет за ним, ведь клиент знает себя куда лучше, чем психотерапевт. Задача психотерапевта заключается лишь в том, чтобы быть рядом с клиентом, быть на его стороне, двигаться с его «скоростью», разделяя с ним все превратности его «внутреннего путешествия». Это взаимодействие между двумя людьми, между тем, у кого имеются психологические трудности и тем, кто помогает ему их разрешить не назовешь лечением, это глубоко личный человеческий контакт.

19 стр., 9118 слов

Психотерапия. Экзамен

... друзей. Недопустимы сексуальные отношения с клиентами. 3. Злоупотребления в психотерапии 4. Принципы и методы организации психотерапевтического ... гуманистически ориентированным теориям можно отнести: клиенто-центрированную Роджерса, транзактный анализ Берна, гештальт-консультирование Перлза, ... к меняющимся переживания другого; б) временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания ...

Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь: его научные труды (16 книг и более 200 статей) получили широкое признание и были переведены на многие языки мира; он был почетным профессором многих американских и европейских университетов, президентом Американской психологической ассоциации, обладателем звания Гуманист года (1964), самым влиятельным американским психологом (1982).

До конца своих дней Роджерс вел активную творческую жизнь и путешествовал по миру. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в Советском Союзе, где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают те отечественные психологи, кому посчастливилось на них присутствовать.

Он умер 4 февраля 1987 года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии. Но он об этом так и не узнал…

___________________

//www.inha.ru (автор статьи — Лилия Илюшина)

Adblock
detector