Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Зависимость стиля общения от свойств темперамента Содержание 1. Введение… 2. Общение… 3. Стиль общения… ….4. Темперамент в структуре личности….….5. Заключение… 6. Список использованной литературы….…… 10 Введение В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится.С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся.

Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности — что он может. Но остается еще вопрос о том, что, же он есть — каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

Темперамент взрослого человека связан с типом нервной системы, последний хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение.

И межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Целью нашей работы является изучение зависимости стиля общения от свойств темперамента. Объектом исследования является личность.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор ... нельзя считать волевым. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя ...

Предмет исследования — влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на выбор стиля общения. Гипотеза: мы исходим из предположения, что стиль общения зависит от свойств темперамента человека. Общение Это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей.

И тогда возникают следующие вопросы: Что препятствует эффективной коммуникации? Каково происхождение барьеров? Как преодолевать эти барьеры? Барьеры непонимания. Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.

В сущности, каждому человеку есть, что защищать от воздействия. Коммуникация — это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие.

Естественно, что человек будет защищаться от такой информации, и будет делать это твердо и решительно. Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо их встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи. Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.

Б.Ф.Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание и авторитет — это защита от источника коммуникации, а непонимание — от самого себя. Избегание.

Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта «защита» очень хорошо прослеживается — человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия — избежать соприкосновения с источником этого воздействия.

11 стр., 5088 слов

Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации

... курсовой работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере России и ... проделанной работы, формулируются выводы. 1. Невербальная коммуникация в культурах России и Китая Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч ...

Авторитет. Действия авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Понятно, что, только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения. Непонимание. Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и, таким образом, защититься от нежелательного воздействия.

Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы, в общем, и в целом доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения. Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная информация не воспринимается. Стиль общения Для всех людей важно уметь общаться, таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали.

Но для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера — еще и необходимая часть их профессии. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации, важно знать способы преодоления психологических барьеров. В общении всегда участвует, по крайней мере, двое людей. Каждый человек одновременно и воздействует, и подвергается воздействию.

В этом случае, слушающий — пассивная сторона, а говорящий — активная. Между тем эффективность общения — дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения. Каждому человеку присущ свой стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Стиль общения зависит от очень разных составляющих — жизненного опыта, отношения к людям, а также от того, какое общение наиболее предпочтительнее в обществе, в котором живут определенные люди. Вместе с тем стиль общения оказывает огромное влияние на жизнь человека, формирует его отношение к людям, способы решения проблем и в итоге его личность.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим.

Стиль общения — это большая готовность человека к той или иной ситуации. Существует три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — деловыми, а гуманистический — межличностными. Стиль общения — это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.

Темперамент в структуре личности

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

5 стр., 2408 слов

Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях

... себе, но несколько ленивым и безразличным. Людей этого темперамента отличают медлительность, неторопливость, уравновешенность, инертность. В общении с флегматиком легче всего почувствовать позитивные ... отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности [1]. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются ...

Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.

Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности.

Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов.

Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения.

Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность.

Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

23 стр., 11274 слов

Учет психодинамических свойств личности при обучении профессиональному ...

... обучения профессиональному общению. Итак, объектом нашего исследования являются психодинамические свойства свойства темперамента студентов. Предметом ... опыт использования в обучении психодинамических свойств личности. 3. Разработать психолого-педагогические рекомендации. Методы ... объединены в нечто целое, обладающее новыми качествами. Единицами общения являются циклы, в которых проявляются ...

Заключение

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы: Темперамент неразрывно связан с психической деятельностью.

Основное проявление темперамента часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения.

Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Стиль общения как единство указанных составляющих формируется в результате и процессе взаимодействия, взаимопознания, взаимоотношения участников общения.

Ведущую роль играет направленность личности в общении, в содержании которой главенствующее значение необходимо придать ценностно — смысловым критериям общения. Направленность в общении есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения.

Список использованной литературы

1. Ахвердова О.А Волоскова Н.Н Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие СПб.: Речь, 2004 . 2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В.Мещеряков, В.Зинченко СПб, 2004. 3. Журавлев Д.В. Основы общей психологии.

Часть 2. Курс лекций М 2003. 4. Кондратьева О.В Кондратьев С.В. Социальная психология Волгоград, 2003. 5. Макарова И.В. Психология: пособие для сдачи экзамена М 2004. 6. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч — ся М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 7. Овчинников Б.В Владимирова И.М Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии СПб 2003г. 8. Психология для всех и каждого / Сост. В.Б. Шапарь Ростов, 2001. 9. Психологический лексикон. / Ред сост. Л.А. Карпенко.

Под общ. Ред. А.В. Петровского М.: ПЕРСЭ , 2005. 10. Психология развития: молодость, зрелость, старость / Ред сост. О.В. Хулаева, М 2005.