Требования к компетентности 2

Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития

Цель изучения: заложить и развить представление о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; выработать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям; сформировать представление о половозрастных и индивидуальных особенностях детей и подростков и развитии их личности; умение учитывать специфику развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения.

Форма изучения: лекция, семинар.

Основные понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, движущие силы и факторы развития, общий закон развития, социализация, среда, наследственность, воспитание, деятельность, самовоспитание, задатки, склонности, способности, “уровень актуального развития”, “зона ближайшего развития”, активность личности, возрастные особенности развития, возрастная периодизация, ведущая деятельность, индивидуальные различия, сензитивные периоды, акселерация.

Требования к компетентности

Различать в педагогической реальности и уметь обосновывать понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность», «воспитание», «развитие», «социализация».

Знать и уметь обосновывать роль объективных (социальных) и субъективных (природных склонностей, задатков) факторов, детерминирующих развитие личности.

Знать и уметь раскрывать сущность основных теорий развития личности.

Знать общую характеристику движущих сил, основных закономерностей и факторов развития.

Уметь анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности.

Знать и уметь обосновывать роль активности личности в собственном развитии.

Понимать сущность самовоспитания как меру активности и ответственности человека и критерий эффективного воспитания.

Знать факторы социализации (мега-, макро-, мезо-, минифакторы), совокупное влияние которых обусловливает определенный тип поведения и активности личности.

Знать и уметь охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей различных возрастных групп.

Знать внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... гигиенические навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы ...

Основные вопросы к семинарскому занятию

1. Общее понятие о личности, ее уникальности и потенциальных возможностях.

2. Теории развития и формирования личности.

3. Внутренние и внешние факторы развития личности, их характеристика и взаимосвязь.

4. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет и развитие в педагогическом процессе.

5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Проблемные вопросы:

● Дайте определение и раскройте сущность понятий “человек”, “личность”, “индивидуальность”. Какое значение имеют эти понятия для педагогики?

● Что означает понятия развитие и формирование личности? В чем сущность развития личности?

● По каким критериям можно судить о мире личностного развития человека?

● Каковы движущие силы развития личности?

● Сформулируйте общий закон развития.

● Какую точку зрения (рефлексологическую, социологизаторскую, биологизаторскую, биосоциальную) вы разделяете?

● Что такое наследственность? Наследуются ли нравственные и социальные качества?

● Что такое среда? Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

● Что такое социализация личности и как она происходит?

● Как влияет на развитие личности воспитание? Как соотносятся социализация и воспитание?

● Что такое “уровень актуального развития” и “зона ближайшего развития”?

● Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности детей и подростков Вы знаете?

● Какое значение имеет активность личность в собственном развитии?

● Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?

Подготовка к занятию:

1. Составьте опорную схему по материалам лекции.

2. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.

3. Подготовиться к проведению диалога-спора “Концепции развития личности”.

4. Как вы понимаете высказывание «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский)?

5. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от своих родителей и прародителей. Обратите внимание на генетически передаваемые свойства, а также задатки к определенным видам деятельности.

6. Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу – запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом – истин, не требующих доказательств.

7. Составьте памятку себе как будущему учителю, начальные слова которой: “Если я хочу воспитать из ребенка личность, я всегда буду….я никогда не буду…”.

8. Попробуйте совместно (в группе) сформулировать и написать:

а) правила для начинающих заниматься самовоспитанием;

б) рекомендации для них.

Вы, безусловно, понимаете, что правила отличаются от рекомендаций степенью обязательности исполнения.

9. Разные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.

В возрастной физиологии

В медицине

В возрастной психологии и педагогике

Ведущий тип деятельности

Новорожденность (первые 10 дней)

Новорожденность (первые 3 – 4 недели)

Грудной возраст (10 дней – 1 год)

Грудной (младший ясельный) возраст (4 недели – 1 год)

Раннее детство (1 – 3 года)

Преддошкольный (старший ясельный) возраст (1 – 3 года)

Первое детство (4 – 7 лет)

Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

Второе детство (8 – 12 лет)

Младший школьный возраст (7 – 12 лет)

Подростковый возраст (13 – 15 лет)

Подростковый возраст (13 – 15 лет)

Юношеский возраст (17 – 21 лет)

Старший школьный возраст (16 – 18 лет)

10. Заполните таблицу «Кризисы и стабильные периоды в развитии личности»:

Критические периоды

Стабильные периоды

1

Кризис новорожденности (отделяет эмбриональный период от младенческого возраста)

2

Раннее детство (1 – 3 года)

3

Кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту)

4

Кризис семи лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом)

5

Пубертатный возраст (14 – 18 лет)

6

Кризис 17 лет

11. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:

а) процесс активной деятельности личности;

б) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности;

в) проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач;

г) ускоренное физическое развитие детей, проявляющееся в последнее столетие;

д) ускоренное психическое и физическое развитие личности в подростковом возрасте.

12. Законспектировать: Кононко Е. Л. Чтобы личность состоялась (см. Вульфов, Б. З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : учеб. пос. – М.: УРАО, 1997. – 288 с.)индивидуальное задание – аннотация.

Литература:

1. Бордовская, Н. В., Реан А. А. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан – СПб.: Питер, 2000. – Гл.VI.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – С. 121-124; 130-135; 146-157.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 83-99.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 72-95; 99-125.

5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 103-122.

6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. II.

7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 112-128.

8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. – С. 67-87; 97-112; 121-127.

9. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С. 329- 355; 369-372.

10. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 66-87.

В помощь студенту

«…человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни» (В.М. Бехтерев).

«Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней» (В. Франкл).

«…давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности» (К.Д. Ушинский).

Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания (Я. Корчак).

…достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

«Воспитывай так, чтобы твой воспитанник становился собственным своим воспитателем» (П.Г. Редкин).

Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени – наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой лимит времени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически навсегда и безвозвратно (Ш.А. Амонашвили).

Возраст – это тиран, который повелевает (Э. Делакруа).

…Соответственно корни всего должны закладываться в младенчестве, пока дети как бы несознательны и ничего не замечают, а когда начнут сознавать, то увидят, что у них уже есть (а) жизнь, (б) здоровье, (в) энергия, (г) умение действовать, (д) нравы, (е) благочестие (Я.А. Коменский).

Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости (Г. Ибсен).

Не менее развитый, а иначе развитый (Л.С. Выготский).

Информация к размышлению

1) Характеризуя возрастные особенности подростков 12 – 15 лет, психологи выделяют благоприятные и неблагоприятные тенденции проявлений возраста для проектирования педагогического процесса. Благоприятные тенденции: стремление к взрослости, общая активность, потребность в самостоятельности, увеличение широты и разнообразия интересов, желание осознания себя личностью. Неблагоприятные тенденции: незрелость самооценок, неумение сосредоточить свою активность, неумение владеть собой в различных ситуациях. Каким образом эти возрастные тенденции будут влиять на организацию работы педагога с подростками? Как их учитывать при планировании внеурочной деятельности, при проведении воспитательных мероприятий?

2) Ф. Аквинский называл женщину изуродованным мужчиной, а Ш. Летурно писал, что женщина была первым домашним животным человека. В ХХ в. мы наблюдаем другую крайность: общество стремится воспитать из девочки будущего специалиста больше, чем будущую мать или жену. Это правильно? Почему? Должна ли педагогика оставаться «бесполой»?

3) Сформулируйте педагогическую проблему, обозначенную словами из детской песни:

«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки?

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти девчонки?»

Какими же психическими и личностными свойствами различаются мальчики и девочки?

4) Среди источников необходимой информации о личностных особенностях школьников, которую получает учитель, прежде всего, выделяют: мнение коллег, родителей, одноклассников, мнение ребенка о себе, выполнение просьб, поручений, заданий, первое впечатление (внешний вид, речевые реакции, мимика, жесты и др.), взаимодействие в учебной и внеучебной работе.

Какие из названных источников, на ваш взгляд, в большей мере помогают понять ребенка?

5) Подумайте, как основные биосоциальные характеристики ребенка (пол, национальность, возраст) влияют на деятельность педагога?