Психология Мышления

Содержание:

1.Введение.

2.Общее понятие о психологии мышления.

А) Два идеальных типа понимания мышления.

Б) Социокультурные основания философских представлений.

В) Проблема поиска своего языка в психологии мышления.

3. Основные особенности психологического мышления

4. Трактовка процесса мышления в гештальт-психологии.

А) Философские корни ключевых терминов гештальт-психологии.

Б) Изучение интеллекта у животных В. Келером.

5. Вюрцбургская школа.

6 Бихевиоризм.

7. Скиннер Беррес Фредерик.

8. Вывод.

9. Используемая литература.

1.Введение

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в

результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет — в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, то есть отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает

общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Психологическое мышление как раз дает ответ на такие вопросы, которые невозможно разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем психологического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения. Благодаря мышлению человек

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

... органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления. С точки зрения психологии Мышле́ние — ... в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление (психология) (одна из психических ... человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь ...

правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные

обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Психологическое мышление – это движение идей, раскрывающей главный смысл, я бы сказал суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

2. Общее понятие о психологии мышления

Среди множества разнообразных подходов к описа­нию мышления можно выделить два базисных «идеаль­ных типа»: классический философский и психологи­ческий. В современных когнитивных исследованиях «чистые» варианты встречаются сравнительно редко, можно лишь говорить о доминировании одной из ука­занных моделей.

В рамках классической философской традиции мышление прочно связывается с идеальным миром. Процесс мышления предстает в ней либо как интуитив­ное постижение идеальных структур, либо как осущест­вление над ними дискурсивных операций. «Мыслить» здесь фактически означает — «оперировать с понятия­ми», поэтому понятийное мышление становится сино­нимом мышления в целом. Мышление представляет со­бой деятельность души или ума, и тело не принимает участия в когнитивных актах. Животные не обладают способностью мыслить, это — прерогатива человека.

Отмеченное различие в подходах почти никогда не становится предметом рефлексии, что ведет к методоло­гической эклектике при проведении конкретных экспе­риментальных исследований и существенно усложняет возможность междисциплинарного диалога*.

В отличие от психологической парадигмы, в значи­тельной степени опирающейся на экспериментальный материал, философское понимание когнитивных про­цессов вырастает не из данных наблюдений, а из опре­деленных социокультурных установок. Это, в первую очередь, характерные для древних греков представле­ния о свободе (eXevqEpitt) и связанное с ними противопос­тавление интеллектуальной и политической деятель­ности, естественной для свободных, физическому тру­ду, органичному для рабов. Философское осмысление этих оснований приводит к оппозиции идеального и ма­териального мира, а также души (ума) и тела в плато­низме и, отчасти, у Аристотеля, что порождает предс­тавления о мышлении как об идеальном процессе, в ко­тором не участвуют тело и материальное окружение. Далее базовая философская модель отрывается от поро­дившей ее социокультурной почвы и начинает воспри­ниматься как атрибут философского взгляда на мир, т.е. получает цеховой характер, оказывая при этом су­щественное влияние и на другие области знания, в част­ности, на психологию.

8 стр., 3599 слов

Семинар 4-5. Психология человека и труд

... 2. Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность.Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек как личность. Человек как субъект. Человек как индивидуальность. Психология личности. Личность человека как ... для вузов. – М., 2000. Ø Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М,: Школа-Пресс, 1995. ...

Основная методологическая проблема психологии мышления, о которой пойдет речь в данной статье, не­посредственно вытекает из сказанного выше. Побужда­емые разнообразным экспериментальным материалом к иному, чем это принято в классической философской традиции, представлению о мышлении, и те, кого при­нято называть «классиками мировой и отечественной психологии», и основная масса современных психоло­гов используют разработанный в рамках этой традиции язык, часто превращающийся для них в прокрустово ложе. Поиск своего языка, адекватного описываемой реальности, — пожалуй, один из самых захватывающих сюжетов современной психологии мышления*. Как мы увидим, подобный поиск осуществляется в двух нап­равлениях. Во-первых, он связан с обращением к оппо­зиционным рационализму идеям и понятиям европей­ской философии, во-вторых, с терминологическим от­кликом на параллельные процессы в других областях современной науки.

Ограничимся в этой статье кратким анализом трех влиятельных психологических школ, для которых проблема мышления была одной из ключевых (геш­тальт-психология, генетическая психология Ж. Пиа­же, культурно-историческая психология), и покажем на отдельных примерах, как выдвинутые идеи и разра­ботанный понятийный аппарат развиваются в когни­тивной психологии последних десятилетий, а также, более широко, в каких системах координат современ­ные когнитивные психологи описывают получаемые ими экспериментальные результаты.

3.Основные особенности мышления

Процесс психологии мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер.

Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.

24 стр., 11596 слов

Вопрос 3. Отрасли соц.психологии. Связь соц.психологии с другими ...

... (когнитивных) процессов личности. Берет начало от гештальт-психологии и теории поля К. А. Левина. Представители ... наука, изучающая закономерности возникновения,функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей и их ... Социальная пс-гия поддерживает закономерные и прочные связи с др.науками: -ФИЛОСОФИЯ; -СОЦИОЛОГИЯ; ДР.ОБЩ.НАУКИ: общ.пс ...

Опосредованный характер мышление имеет и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей высыхают мокрые от дождя улицы, мы делаем заключение о причине этого явления только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества.

В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованно, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались, данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.

Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются лишь потому, что они присущи всем явлениям данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.

Сам процесс абстрагирования или отвлечения в какой-то степени опирается на полученные в процессе практической деятельности знания общих связей и закономерностей явления, без которых нельзя было бы отделить в нем существенное от несущественного, общее от единичного. Однако то, что наше мышление отвлекается от конкретных особенностей предметов и явлений, вовсе не значит, что оно не нуждается в живом созерцании действительности, в ощущениях и восприятиях. Какие бы сложные процессы мышления мы ни имели, они всегда в своем исходном моменте опираются на восприятие действительности. Без этого отраженные сознанием связи явлений легко теряют свой объективный характер. Познание, отражающее действительные связи между явлениями, всегда идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

Когда, например, мы думаем о связи между, засухой и жизнью растений, то всегда имеем при этом известные наглядные образы. Но эти образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных людей при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один человек представит себе засохшую степь, покрытую трещинами, другой – поле ржи с высохшими колосьями, третий – опаленную листву молодых деревьев и так далее. Однако общим для всех будет то, что все они мыслят одну и туже связь: отсутствие влаги и зной, иссушивший почву, являются причиной гибели растений.

5 стр., 2408 слов

Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях

... Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, ... типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного ...

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: «Язык есть непосредственная действительность мысли»; «…ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства… они – только проявление действительной жизни». Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».

Значение слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, представить процессы возникновения и развития на Земле жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть ее результаты.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью.

В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, как может показаться на первый взгляд, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: «существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу»

4. Трактовка процесса мышления в гештальт-психологии.

Гештальт-психология — пожалуй, одна из наиболее философски ориентированных психологических школ, поэтому влияние философской традиции ощущается в ней очень отчетливо. Основной тезис гештальт-психо­логов можно сформулировать в виде известной философ­ской максимы о том, что целое больше совокупности составляющих его частей. И основатель школы М. Вертгеймер, и его коллеги К. Коффка и В. Келер, и внесший позднее значительный вклад в гештальт-пси­хологию К.Левин в своих экспериментах пытались по­казать, что восприятие целого не сводится к восприя­тию отдельных частей, но, наоборот, предопределяет их восприятие как частей целого. Любой элемент сущест­вует всегда не сам по себе, а как часть некоторой струк­туры. Переход от изучения отдельных элементов к изу­чению структур и законов восприятия структур, подчи­ненных таким характеристикам, как устойчивость, равновесие, симметрия, — важнейший элемент работ гештальт-психологов. Восприятие целого, с их точки зрения, сопровождается интуитивным озарением, ин- сайтом. Природа интуитивного озарения, способы его описания, выяснение условий инсайта и путей к нему составляют ядро разработок гештальт-психологов и в области психологии восприятия, и в области психоло­гии мышления.

7 стр., 3070 слов

Проблема поведения в психологии

... зрения бихевиориста''. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними ... проявлений. Павлов называет высшую нервную деятельность животных поведением. Однако обратимся собственно к психологии. Как проблема поведения рассматривается различными психологическими школами? От Декарта ...

Следует отметить, что понятие инсайта имеет не­посредственные основания в оппозиции интуитивного и дискурсивного познания, отчетливо сформулированной в античности и позднее развитой в средневековой фило­софии (nouj и dianoia в греческой, intellectus и ratio в ла­тинской традиции)*. В рационалистической философии нового времени когнитивные процессы, связанные с ин­туитивным постижением истины, отходят на второй план, поэтому и в терминологическом, и в концептуаль­ном оснащении работ гештальт-психологов мы можем увидеть следы философских подходов, получивших в XVIII-XIX вв. статус маргинальных.

Переходя к иллюстрации сделанных утверждений, имеет смысл начать с работ В. Келера по изучению ин­теллекта человекообразных обезьян [4]. Наблюдаемые в его исследованиях шимпанзе решали практические за­дачи по добыванию отделенного от них препятствием банана, действуя не методом проб и ошибок, но осмыс­ленно избирая нужную стратегию. Выявили условия, при которых поведение шимпанзе приобретает осмыс­ленность. В. Келеру удалось обнаружить, что стратегия становится осмысленной при появлении всех необходи­мых для решения задачи инструментов в одном с шим­панзе оптическом поле, и возникает это решение не как результат «рационального» выбора оптимальной стра­тегии, а как озарение после серии эмоционально пере­живаемых неудач. Обозначим важные для нас след­ствия работ В. Келера: невербальная природа интеллекта и наличие простейших его форм у животных, мгно­венный характер озарения, не объяснимого с помощью рационального анализа предшествующего опыта, под­чиненность мышления оптическому полю, структури­рующему ситуацию ­

5.Вюрцбургская школа

Вюрцбург кая школа, направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в., в психологическом институте г. Вюрцбурга (Германия).

Основатель и главный теоретик В. ш. — О. Кюльпе, наиболее известные представители — Н. Ах и К. Бюлер. Орган школы — журнал «Archiv fur die gesamte Psychologie» (с 1903).

Основной тезис В. ш. состоит в постулировании существования особых состояний сознания — «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений. Господствовавшая в конце 19 в. ассоциативная психология сводила мышление к комбинированию, по законам ассоциаций, чувственных представлений. Психологи В. ш., опираясь в философском плане на идеалистические принципы феноменологии Ф. Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента. Усовершенствовав технику самонаблюдения (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безобразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д. Суммарно и довольно неопределенно всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями; согласно принципам феноменологии, их характерная черта — интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами мышления: идеи, идеальные и реальные предметы и т.д.

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... себе комплексного междисциплинарного подхода. В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся ... картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в ...

Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенденции (Н. Ах): собственная или поставленная извне задача предопределяет последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.

Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. оказали непосредственное влияние на исследования О. Зельца, на гештальтпсихологию, а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории. В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики и поведения работы В. ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение.

6.Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19— 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис Б.: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция» (S — R).

Родоначальником Б. является Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913).

На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Б. Скиннер).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, ... агрессию и др. Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям представляет собой побуждение к деятельности, ... основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики в частности возникают все последующие. ...

Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

Наивысшего развития Б., в его классической форме, достиг в 20-х гг. Основные идеи, методики исследования и термины Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучением поведения, получили общее название «бихевиоральных наук»; это название сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражает непосредственного влияния идей Б. В послевоенное время традиции Б. были продолжены в ряде исследований по машинному переводу, а также в американских концепциях т. н. программированного обучения (Б. Скиннер).

Осуществленный Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако в советской и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии. Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием Б.: его последователи ввели в схему S — R т. н. промежуточные переменные, т. е. вновь обратились к анализу психики и тем самым отказались от основного тезиса Б. в его классической форме.

7.Скиннер Беррес Фредерик

Скиннер Беррес Фредерик Скиннер Беррес Фредерик (1904 1990) американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в классическом обусловливании И.П.Павлова . Выступал с критикой необихевиоризма за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, скиннеровскую камеру.

ПОДХОД СКИННЕРА К ПСИХОЛОГИИ

 Большинство теоретиков — персонологов работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида [Skinner, 1983]. Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают «объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах» [Skinner, 1961, р. 739]. Наконец, Скиннер оспаривал теории поведения человека, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому поведению.

9 стр., 4027 слов

Деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения

Имидж – путь куспеху----------------------------------4 – 6 Глава 2. О деловых качествах женщины-----------------------7– 10 Глава 3. Особенности межличностноговзаимодействия----11 – 14Глава 4. Правилаигры «в работу»----------------------------15 – 22Заключение-----------------------------------------------------------23Список использованной литературы-------------------------------24 Введение ...

     В свете очевидной антитеоретической позиции Скиннера сомнительно, нужно ли его включать в книгу, имеющую отношение к теориям личности. Мы не будем обращаться к этому философскому вопросу, только заметим, что Скиннер считал себя теоретиком, таким образом, оправдывая наше обращение к его подходу изучения личности.

8. Вывод

Итак, мы приходим к выводу, что мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е. не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (например, Гегель).

Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга которые характеризуются как мышление.

Дополнение……

Ясли вы были осьминог, вы бы смотреть на мир с восьми разных точек зрения? Девять?

Ответ может зависеть от того, сколько мозг осьминога есть, или, говоря по-другому, будь то надежная пучки нейронов в его навивки, корчась, невероятно удобным оружием даровать каждому из них что-то похожее на мозг. Является ли осьминог существо правит единое сознание сосредоточено в его большой мозг, или, посредством своих нервных придают ногам, совместной, кооперативной, но распределенный разум?

Идея распределенных виду у животных не нова, по словам Петра Годфри-Смит , который фокусирует свои усилия на философии науки.Эксперименты показывают, что когда птица учится мастерство, используя только один глаз, и впоследствии протестированы в то же время вынуждены использовать другие глаза, обучение не переносит хорошо.

«Это говорит о том, что животное умы отсутствие сплоченности, что люди,» сказал Годфри-Смит, философии профессор в Гарварде. «Это, возможно, что-то делать с сознанием. Может быть, он выступает в качестве объединяющего инструмент «.

Годфри-Смит был бассейн с осьминогами в течение многих лет, дайвинг в районе гавани Сиднея во время летних каникул в своей родной Австралии. Только в последнее время, однако, что он заметил, что высшей замаскированные осьминоги были довольно распространены там.

«В течение многих лет, я был купания и подводного плавания в этом районе гавани Сиднея. У меня была идея, они были там, но не знали, что искать «, Годфри-Смит.

Как только он понял, что искать, он понял, осьминоги были все вокруг.Они так хорошо замаскированы, по его словам, лучше всего смотреть не на животных, но и для их берлог. Они часто собирать биты морского мусора — битого стекла, керамической плитки, и других твердых веществ — и положил их перед входом.

«Они смотрят на нас, даже если мы не наблюдает за ними», Годфри-Смит.

If you were an octopus, would you view the world from eight different points of view? Nine?

The answer may depend on how many brains an octopus has, or, to say it another way, whether the robust bunches of neurons in its coiling, writhing, incredibly handy arms bestow on each of them something akin to a brain. Is an octopus a creature ruled by a single consciousness centered in its large brain, or, by dint of its nerve-infused legs, a collaborative, cooperative, but distributed mind?

The idea of a distributed mind among animals is not new, according to Peter Godfrey-Smith, who focuses his efforts on the philosophy of science. Experiments indicate that when a bird learns a skill using only a single eye, and is later tested while being forced to use the other eye, the learning does not transfer well.

“This suggests that animal minds lack the cohesiveness that humans have,” said Godfrey-Smith, a philosophy professor at Harvard. “It may have something to do with consciousness. Maybe it acts as a unifying tool.”

Godfrey-Smith has been swimming with octopuses for years, diving in and around Sydney Harbour during summer breaks in his native Australia. It is only recently, however, that he noticed that supremely camouflaged octopuses were pretty common there.

“For years, I was swimming and diving in this area of Sydney Harbour. I had an idea they were there, but didn’t know what to look for,” Godfrey-Smith said.

Once he understood what to look for, he realized octopuses were all around. They’re so well-camouflaged, he said, it is best to look not for the animal, but for their dens. They often collect bits of marine debris — broken glass, tiles, and other hard substances — and put them out front.

“They’re watching us even if we’re not watching them,” Godfrey-Smith said.

Intrigued, he looked into the scientific literature and was struck by how little was known about octopuses. Octopuses and other cephalopods such as squids are thought to be the most intelligent invertebrates, but the nature of their intelligence is still a mystery.