11.Мышление как особый психический процесс. Роль мышления в познавательной активности

Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то внутри, в психической сфере, и тот психическое нечто влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нестандартный, неповторяющийся характер. Мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. Мышление отражает не только бытие в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними. Мышление это движение идей, раскрывающее суть вещей. Мышление это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой, следовательно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают «включение» человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как: умственное развитие и интеллект. Под умственным развитием понимается совокупность, как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива. То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) — не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект — это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления. Интеллект — относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества — качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта.

6 стр., 2915 слов

Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями

... чем причина данного явления? Какие особенности человека обеспечивают умение управлять эмоциями? В литературе существует два ... себе, самоуважение, самоактуализация и независимость); 2) межличностный интеллект (эмпатия, межличностные отношения, социальная ответственность); 3) ... выражать и распознавать эмоции); 2) эмоциональное содействие мышлению (способность вызывать эмоции, которые помогают решению ...

12.Основные виды мышления, его специфические характеристики и признаки.

В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:

1) генезис развития;

2) характер решаемых задач;

3) степень развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средства мышления;

6) функции мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление :

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое;

абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе .

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

теоретическое;

практическое.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление — это познание законов и правил.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы

3. По степени развернутости различают мышление:

дискурсивное;

интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

репродуктивное;

продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

7 стр., 3250 слов

Развитие мышления старших дошкольников посредством логических задач

... дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Логические задачи являются одним из ... различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Предметно-действенное мышление - это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Наглядно-образное мышление - это вид мышления, ...

Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения

5. По средствам мышления различают мышление:

наглядное;

вербальное.

Наглядное мышление — это мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

критическое;

творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей

13.Определение внимания. Виды внимания

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются — природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

От непроизвольного внимания отличают произвольное. Так называемое произвольное вниманием — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому, носит всегда опосредованный характер.

13 стр., 6332 слов

Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников

... хорошо развиты у всех людей, то остальные три остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами. 2.По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это память, которая осуществляется без участии ...

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс).

Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно включает и элементы пассивности. И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного.

С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.

В психологической литературе Титченер отметил переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. Эта стадия называется также послепроизвольным вниманием.

Но, по мнению С.Л. Рубинштейна она представляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

4 стр., 1913 слов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ...

... личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать. В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам ... 4-7 лет. Предмет исследования – изучение механизмов произвольной и непроизвольной памяти. Гипотеза исследования: развитие непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста будет эффективным при ...

14.Память. Виды памяти.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. » Мозг среднего человека, — говорил Эдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу».

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

7 стр., 3188 слов

Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

... профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они ... Предметом исследования памяти обычно являются либо отдельно взятые механизмы, либо особенности одного из видов памяти. В экспериментах, ... появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения ...

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную .

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

15.Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его восприятия

Память- специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире; основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

В памяти выделяют ряд основных (мнемических) процессов: запоминание, сохранение, забывание, восстановление. Посредством запоминания осуществляется ввод информации в память. на основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей. Под сохранением понимаются процессы, способствующие удержанию информации в течение более или менее длительного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. По сути, это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот.

Использование человеком своего опыта осуществляется благодаря восстановлению ранее усвоенного. Наиболее простой его формой, осуществляемой в условиях повторного восприятия, является узнавание. Более сложной формой восстановления является воспроизведение, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, переживания, движения и др.

14 стр., 6592 слов

1.12 Познавательный процесс : память. Виды. Индивидуальные особенности. ...

... сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. ... воспринимаемой информации. * долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия. Когда мы осуществляем арифметическое действие, то осуществляем его ...

Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер: оно связано с переработкой воспринятого, которая определяется конкретными условиями и задачей деятельности, а также индивидуальными особенностями субъекта, тем, как он понимает и переживает воспроизводимое. Поэтому память нельзя рассматривать вне зависимости от особенностей и свойств личности, ее актуального состояния: направленности, мотивации, склонностей, интересов, уровня активности и т. д.

Фактически, память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение опыта конкретного индивида. Индивидуальные различия в памяти объясняются как преимущественное развитие одного из видов памяти.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Она, как правило характеризуется исключительно сильной образностью. Яркая образность памяти свойственна и детям; довольно часто у них отмечаются явления эйдетизма ( — способность к произвольному, точному и детальному воспроизведению зрительных образов воспринятого ранее).

В качестве одного из факторов, определяющих индивидуальные и возрастные особенности памяти, указываются особенности высшей нервной деятельности (например, инертность).

Виды памяти.Существует несколько классификаций видов памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала принято выделять вербальную, образную, двигательную и эмоциональную память. Генетические ступени развития памяти. (П. П. Блонский): от двигательной к эмоциональной, образной и, далее, к вербальной как высшему виду памяти человека.

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в развитии памяти ребенка можно выделить 2 линии: непосредственное (механическое) и опосредствованное запоминание. Кроме того, большое значение имеет развитие произвольных форм памяти, надстраивающихся над натуральными, непроизвольными ее видами.

Важнейшую роль в развитии памяти играет мышление, в первую очередь формирование понятий. Л. С. Выготский утверждал, что «для ребенка раннего возраста мыслить, значит вспоминать, для подростка вспоминать — значит мыслить». С возрастом меняется не только структура самой памяти, но и ее место в ряду других психологических функций. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, развитие памяти ребенка идет от ассоциативно-механической к логической.

Не все виды памяти одинаково развиваются у людей здоровых, обычных и имеющих отклонения в развитии. Для задержек психического развития характерно преобладание ассоциативно-механической памяти над логической, непроизвольных форм запоминания над произвольными. В современной нейропсихологии принято разделать модально-неспецифическую, или общую память и различные виды модально-специфической памяти (зрительная, слуховая, двигательная…).

При характеристике процесса запоминания следует обращать внимание на влияние механизма интерференции на качество и количество воспроизводимого, припоминаемого материала. Влияние интерференции или отсутствие такового может указывать на дисфункцию соответствующего полушария головного мозга. Также большое значение для проявления интерферирующего влияния имеет возраст обследуемых и наличие психоневрологических, резидуально-органических расстройств.

8 стр., 3856 слов

43-Понятие о памяти. Виды и закономерности. Развитие памяти

... слова у него «в пальцах», в движении руки. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ... Форма воспроизведения мысли зависит от уровня развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от ...

В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную (тактильную) память и т. д.

Память долговременная- процесс длительного сохранения в памяти ранее запоминавшихся объектов. Задача долговременной памяти. состоит в сохранении того, что необходимо на будущее. Она связана с организацией поведения в масштабах длительных интервалов времени, что неизбежно требует предвидения. Поэтому обусловливающей причиной долговременной памяти становится информационное содержание сигнала Для нее важна семантическая (смысловая) близость запоминаемых элементов. Различные виды памяти, свойственные человеку, объединяются в функциональную иерархию, насчитывающую несколько уровней: память эмоций, память образов, память понятий, память слов. Существуют и другие классификации

Память кратковременная (оперативная)- это тип памяти, который используется в процессе решения тех или иных задач. Она проявляется, например, когда человек ведет запись лекции, выполняет вычислительную операцию, строит фразу и т. д. Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Если человек не повторяет специально того, что передано в кратковременную память, то длительность хранения не превышает нескольких десятков секунд (в лучшем случае — нескольких минут).

Механизмы памяти.Современные исследования связывают процессы памяти с так называемыми «следовыми» процессами, сущность которых сводится к тому, что нервная система может с большой точностью сохранять длительное время «следы» различных воздействий.

Объем памяти.Количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала.

16 Строение тела и психологические особенности человека. Конституция и темперамент в концепциях у. Шелдона, э. Кречмера

Шелдон

            США

Основа типологии – тело и темперамент – это 2 параметра одного и того же объекта, каким является человек. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Но эта зависимость маскируется большой сложностью организма и психики, поэтому выделение связи между физическим и психическим требует выделения именно таких физических свойств, которые в наибольшей степени обнаруживают эту зависимость.

Основные типы телосложения он описал, используя специально разработанную фотографическую технику и сложные антропометрические измерения (17 измерений по 7 балльной шкале).

Шелдон пришел к понятию соматотипа, которое можно описать с помощью 3 основных параметров.

Параметры: Эндоморфия, Мезоморфия, Эктоморфия.

Эндоморфный тип (7-1-1)

образуются в основном внутр органы. У людей данного типа наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.  Опросник ОСТ Подвижный ли Вы человек? Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор? Предпочитаете ли Вы уединение большой компании? Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности? Ваша речь обычно медленна и нетороплива? Ранимый ли Вы человек? Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями? В свободное время ...

Мезоморфный тип (1-7-1)

У этого типа хорошо развита мускульная система. Стройное и крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Большая физическая устойчивость и сила.

Эктоморфный тип (1-1-7)

развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок, тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутр органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

            Смешанный, средний тип (4-4-4) – одинаковая интенсивность параметров.

Шелдон изучал нормально, хорошо питающихся, здоровых людей.

Типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента. На основании долгих наблюдений Шелдон определял свойства темперамента у испытуемых. Основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстраверсии – интроверсии. Свойства темперамента оценивались также по 7-балльной шкале. Измеренные свойства делятся на 3 группы, внутри которых имеется их корреляция. Группы свойств были названы в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. внутренности), соматотония (тело), церебротония (мозг).

Висцеротоники – преобладание висцеротонии (7-1-1).

Второй тип – соматотоники (1-7-1).

Третий тип – церебротоники (1-1-7).

По мнению Шелдона у каждого человека имеются все 3 группы физических и психических свойств. Различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств. Между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие, выражающееся коэффициентом корреляции 0,8. У лиц с преобладанием качеств эндоморфного телосложения наблюдается также усиление свойств темперамента, относящихся к висцеротонии. Мезоморфный тип – соматотонический тип темперамента, Эктоморфный – церебротонический тип темперамента.

            Критика Кречмера и Шелдона:

 Они игнорировали развитие в отношениях между психикой и строением тела. Также подчеркивалась непоследовательность в делении на типы. Указанные теории не давали удовлетворительного объяснения связи между телосложением и темпераментом.

Конрад

Конрад (ученик Кречмера), основываясь на критике концепций Кречмера и Шелдона, построил генетическую теорию типов («Конституциональные типы» 1941, 1963).

Он считает, что различия в строении тела и их связь с темпераментом человека можно объяснить, только допустив существование особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента. По его мнению, ошибка Кречмера и Шелдона в том, что они выделяли 3 качественно отличных типа, тогда как генетический образ мышления заставляет видеть во всех явлениях биполярное деление, т.к. любое генетическое изменение объясняется по этой схеме. Исходя из этого, Конрад описывает строение тела, пользуясь 2 биполярными переменными. Телосложение в онтогенезе изменяется в 2х основных измерениях:  в своих пропорциях и в полноте и росте. Первичные переменные – изменения пропорций (главная среди них пропорция между головой и телом).

Конрад располагает их вдоль оси, один полюс – лептоморфия, другой – пикноморфия. Лептоморфик достигает на оси изменений пропорций тела такой точки, до которой никогда не доходит пикник.

Он вводит понятия: консервативное и пропульсивное развитие. Консервативное развитие характерно для пикноморфика, так же как для ребенка: большая голова по сравнению с туловищем. Пропульсивное – свойственно лептоморфику (маленькая голова в сравнении с туловищем).

Это изменение пропорций касается многих частей тела (пр, пропорций конечностей – от коротких до длинных, профиля лица  – от мало до более резко выраженного).

Первичные переменные, характеризующие пропорции тела, Конрад приводит в соответствие с первичными переменными, характеризующими психику индивида. Шизотимик (которому соответствует тип с  лептоморфным телосложением) и Циклотимик (которому соответствует типу с пикноморфным телосложением).

По своим психическим характеристикам циклотимик отличается от шизотимика так же, как ребенок от взрослого, причем этот вывод распространяется на такие параметры, как способ истолкования явлений, образ мышления, склонность к эйдетизму, психомоторика, эмоциональность и волевые процессы.

Вторичные переменные – изменения в росте и полноте. Крайние полюса – гипо- и гиперплазия. В отличие от первичных переменных, не выходящих за пределы нормы, вторичные переменные в своих крайних формах образуют патологию. Крайняя форма гиперплазии (Конрад сравнивает ее с атлетическим типом Кречмера) может приводить к акромегалии. Гипоплазия (ярко проявляющаяся у астеника) – к микромегалии. Гипопластическая форма связывается с консервативным развитием, гиперпластическая форма выступает как источник прогрессивного развития. Также и с психическими явлениями, среди которых тоже выделяются вторичные переменные. Вискозная (лат. липкий, вязкий) структура возникает в связи с гиперпластической формой. Спиритистическая структура соответствует гипопластической форме. Индивиды с вискозной структурой характеризуются медлительностью, пониженной способностью к дифференцированию, что является выражением пропульсивного развития. Индивиды со спиритистической структурой характеризуются подвижностью, легкостью и т.п., что является результатом консервативного развития.

Также Конрад выделял переменные третьего порядка, связывая их исключительно с патологией.

Конрад использует следующую технику измерения типа телосложения. Он вводит 2 основных индекса: метрический для измерения первичных переменных и пластический для измерения вторичных переменных.

Каждому психическому явлению соответствует определенное физическое явление, а каждому изменению в строении тела – перестройка в психической структуре. Оба этих явления всегда выступают вместе, но не зависят друг от друга. Они являются звеньями различных цепей генов, и вычленение этих цепей протекает как бы параллельно. До какого звена доходим, зависит от уровня, которого достигли в индивидуальном развитии. Этим определяется различия между людьми, в этом заключается источник деления на типы.

Критика всех конституциональных концепций:

Все конституциональные типологии недооценивают, иногда игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. В теории Конрада (современный вариант психофизического параллелизма) среде отводится роль фактора, лишь вызывающего заранее запрограммированные состояния и психические особенности.

Такие черты личности, как склонность к космополитизму или интернационализму (Конрад) или социализация пищевой потребности, любовь к компании и дружеским излияниям, терпимость (Шелдон) нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие свойства, возникая на основе опред анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды. Пример, монозиготные близнецы, воспитанные в разных условиях, отличаются этими характеристиками.

Необоснованно утверждение, что здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним. Перенесение данных на здоровых людей недопустимо (Кречмер, частично Конрад).

Ряд эмпирических исследований показал, что соответствие между телосложением и некоторыми свойствами темперамента нельзя считать доказанным.