Заключение 11 (исследование психических процессов и личности

4

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования Н., 1980 г. р., 2005 г.

При проведении психологического обследования испытуемый охотно идет на сотрудничество с экспериментатором. С легкостью усваивает инструкции, внимательно, скрупулезно подходит к выполнению заданий, однако результатами обследования активно не интересуется.

При расспросе испытуемый предъявляет малоструктурированные жалобы: «чувство, что кому-то может принести вред или не оказать помощь», которое сопровождается выраженным напряжением, тревогой. Подробно, излишне обстоятельно излагает историю возникновения и развития своего состояния, стараясь не упустить ни одной детали, многократно возвращается к изложению некоторых подробностей, которые считает важными. Отмечает начало появления симптомов в 18 лет, когда на фоне повышенного эмоционального напряжения (экзамены на водительские права) впервые появился навязчивый страх «совершить преступление», считает что в лесу мог сбить кого-то и не заметить этого. В дальнейшем наблюдалось непрерывное развитие симптоматической картины, со сменой характера навязчивых переживаний.

Фон настроения неровный, эмоциональное напряжение проявляется непосредственно в поведении, испытуемый тревожен, суетлив. В контакте вежливый, положительно реагирует на поощрение, соблюдает правильную социальную дистанцию в отношениях с психологом. Реакции на успех и неудачу в ходе исследования не всегда адекватные. К допускаемым ошибкам критичен не в полной мере, ошибочные суждения в эксперименте часто не корригируются. Замечание экспериментатора о неправильности решения не влияет на дальнейшую деятельность испытуемого (настроение не снижается, продуктивность работы не изменяется).

Исследование по методике SCL90свидетельствует о высокой степени выраженности симптоматики на момент исследования (общий индекс выраженности симптоматики, индекс проявлений симптоматики, индекс выраженности дистресса существенно выше нормативных значений, полученных на клинических группах).

21 стр., 10349 слов

Объект исследования: Эмоции — как класс психологических состояний

... практическое и социальное значение. Объект исследования: Эмоции – как класс психологических состояний. Предмет исследования: Виды и функции эмоций. Гипотеза ... эмоций одинаково легко индентифицируются. Легче распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду ... , что совокупление и страх являются несовместимыми. Его испытуемыми были крысы, однако, этот факт может быть ...

Наиболее выражена симптоматика по шкалам: Обсессивность-Компульсивность, Фобии, Шкала дополнительных значений. Значения по указанным шкалам также в 1,5 — 2 раза превышают средние по группе больных неврозами до лечения. В числе особо выраженных симптомы, отражающие явления навязчивости такие, как «Необходимость делать все очень медленно, чтобы не допустить ошибки», «Чрезмерное беспокойство по разным поводам», «Потребность проверять и перепроверять то, что Вы делаете» и т. п.

Целью настоящего обследования явилось получение экспериментально-психологических сведений относительно уровня и характера протекания основных психических процессов, исследование эмоционально-поведенческой сферы.

Внимание. Темп психомоторных реакций в заданиях, требующих механического или жестко алгоритмизированного манипулирования стимульным материалом, не замедлен (так, эффективность работоспособности, определяемая по таблицам Шульте, составляет в среднем 41,4с., при норме 30−40).

Темп выполнения заданий средний. Объем внимания высокий — 8 (норма 5−7).

Не обнаруживается выраженной истощаемости внимания, снижения устойчивости. Кривая, отражающая динамику работоспособности, носит достаточно равномерный характер.

Несколько затруднен процесс переключения с одного элемента на другой, обнаруживаются трудности концентрации внимания (пробу с переключением выполняет за 11 мин. 43 сек. — в норме 8−10 мин., допуская при этом 5 ошибок; в субтесте Векслера «Повторение цифр» в обратном порядке воспроизводит только 5 цифр, при этом в прямом — 8).

Снижение избирательности внимания не определяется (в тесте Мюнстербегера вычеркивает 23 слова из 25 за отведенный промежуток времени).

15 стр., 7382 слов

СТАРАЯ СКАЗКА С НОВЫМ КОНЦОМ

... умеют танцевать. Движения, похожие на танцы, есть у насекомых, птиц и зверей. В сказках танцуют даже неодушевленные предметы: столы, стулья, умывальники... Но ... представителям мира посуды и исполните народную песню “Светит месяц” в сопровождении таких “музыкальных инструментов”, как... · вилки; · стаканы; · терки; · тарелки; · кастрюля с крышкой ...

Память. Результаты исследования мнестической функции (кратковременное механическое запоминание, отсроченное воспроизведение, долговременная и логическая память) значительно выше среднестатистических временных норм. В пробе на непосредственное произвольное запоминание, 10 слов называет после 2 предъявления (в норме — после 3−5).

После первого предъявления запоминает 9 слов (показатель объема кратковременной памяти), объем памяти на цифры — 8. Продуктивность долговременного запоминания составила 90% (высокий показатель).

Оперативная кратковременная память, требующая активного переструктурирования усвоенной информации, также высоко развита (субтест методики Векслера «Арифметика» 14, при среднем 10).

При исследовании процессов опосредованного произвольного запоминания допускает ошибки в пробах. Эффективность опосредованного запоминания составляет 70,83% (средняя степень развития словесно-логической, ассоциативной памяти).

Отмечается своеобразная легкость, с которой подбираются образы для опосредования, особенно к словам абстрактного содержания. Рисунки, как правило, сюжетного, но иногда знаково-символического характера, эмоционально насыщенны. Отмечается незначительное снижение числа адекватных образов. Т.о. диагностируется некоторое снижение процессов опосредованного звена произвольного запоминания.

Мышление. Обнаружено нарушение операциональной стороны мышления по типу искажения процесса обобщения и отвлечения: словесно-логические связи недостаточно опираются на конкретные свойства и признаки предметов, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание. Испытуемый часто производит обобщение по несущественным, формальным признакам, что особенно наглядно проявляется при выполнении методики «Сравнение понятий»: например, «сказка — песня», общее — «народное творчество; может быть сказка песней и песня сказкой; сказка и песня могут быть наяву; из сказки рифму плетут и из песни тоже; и то и другое может быть тортом», различное: «сказка может быть повествованием, а песня всегда поет; сказка может быть обманом, а песня, как правило, нет; песня может быть хоровой, а сказка не может быть хоровой». Испытуемый легко производит обобщение несравнимых понятий, например, «река — птица — птица может быть водоплавающей; птица пьет воду из реки; обе могут летать (река в виде водопада)» или «петух — стакан — петух состоит из костей и стакан может быть тоже из кости; петуха можно слушать и стакан можно приложить к уху и тоже слушать». Не прослеживается определенной связи между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений. Более того, выполнение сложных заданий происходит лучше, чем более простых, что свидетельствует о сохранности интеллектуального уровня испытуемого, нарушена целенаправленность мышления, приводящая к непродуктивности мыслительной деятельности. Ошибочные суждения не всегда корригируются экспериментатором: при разъяснении правильного решения.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного воспитательного процесса характерны: 1. авторитарность воспитания |2. ценностные ...

Обнаруживаются также явления разноплановости мышления, выступающие как нарушение личностного компонента мыслительной деятельности. Одно и то же задание испытуемый выполняет в нескольких вариантах (часто один из них правильный).

При этом предпочтение какому-либо решению не отдается. Так, проводя исключение лишнего из слов лист, кора дерево, почка, сук, испытуемая отвечает: «почка, т.к. она может относиться не только к дереву, а может и дерево — как целое, остальные части».

Для испытуемого оказывается недоступным скрытый смысл некоторых, достаточно сложных пословиц — трактуются формально, например, «Не красна изба углами, а красна пирогами — как бы не был хозяин радушен, а все равно хочется увидеть угощение, не только любоваться, но и попробовать».

Т. о. обнаружено выраженные нарушения как операциональной стороны (по типу искажения процессов обобщения), так и личностного компонента мыслительной деятельности (разноплановость).

13 стр., 6242 слов

Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена

... деятельности на личность спортсмена 2.1. Описание методики исследования и характеристика испытуемых ... сопротивляемость» как прочное личностное образование (качество личности), защищающее личность от разрушения. 7 ... состояния и двигательных компонентов в ситуациях различной ... деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности ...

Исследование личности. MMPI код профиля личности (7,8,6,4/ 3) отражает, прежде всего, дисгармоничный вариант развития личности, выраженный внутренний дискомфорт; такой тип профиля вследствие своей противоречивости свидетельствует об относительной легкости возникновения патологических состояний.

У испытуемого отмечается сочетание склонности к образованию аффективно заряженных, ригидных концепций с тревожностью, блокирующей гетероагрессивные проявления. Могут наблюдаться периодически повторяющиеся или затяжные тревожные расстройства с параллельным формированием аффективно насыщенных концепций, в которых находят свое объяснение тревожные явления; возможно также развитие концептуализированных тревожно-депрессивных образований, в которых гетероагрессивные проявления сменяются аутоагрессивными.

В целом, для испытуемого характерна выраженная склонность к постоянным, навязчивым переживаниям, беспокойству, напряженности, сниженная стрессоустойчивость, которые могут быть компенсированы только в условиях соблюдения строгой, упорядоченной системы правил. Ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов, неупорядоченные и не поддающиеся планированию, для испытуемого являются стрессовыми и могут приводить к декомпенсации и появлению клинических нарушений.

Т.о. по итогам всего обследования можно выделить следующее:

Определяются искажение процессов обобщения и отвлечения в виде уравновешивания актуализации существенных и малосущественных, второстепенных, «латентных» признаков. При этом нарушается продуктивность, категориальный строй мышления. Ошибочные суждения встречаются достаточно часто и не имеют связи с объективной трудностью задания. Выявлены нарушения личностного компонента мыслительной деятельности — явления разноплановости.

7 стр., 3238 слов

Концепция Н.Е. Щурковой (1)

... ценностей человеческой культуры. Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю — умею — люблю. Для становления образа жизни ... ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни. Что это за новообразование ...

Актуальный психологический статус позволяет говорить о наличие невысокого уровня социальной адаптации с тенденцией к декомпенсации при увеличении нервно-психических нагрузок, в частности при смене привычных условий жизни.

Клинический психолог:

4

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector