Заключение 3 (исследование когнитивных процессов, интеллекту

5

Заключение по данным экспериментально-психологического обследования

К. 20 лет от 2005 года.

При проведении психологического обследования испытуемый охотно шел на сотрудничество. Контакт формировался быстро, носил неформальный характер и сохранялся таковым до окончания эксперимента. Мотив экспертизы был сформирован сразу, устойчивый. Исследуемый проявлял интерес к предложенным методикам и тестам, предельно подробно выяснял суть назначения каждого задания, уточнял инструкции и условия эксперимента, комментировал свою деятельность практически после каждой выполненной методики, стараясь объяснять все возникающие недочеты и ошибки, чаще обосновывая последние неадекватностью и некорректностью заданий, нежели собственной некомпетентностью. Активно интересовался возможными результатами обследования.

Фон настроения на протяжении эксперимента был неустойчивый, с тенденцией к понижению. Мимические проявления яркие, движения немногочисленные, порывистые, поза в основном статичная, голос умеренной громкости, визуального контакта испытуемый не избегал. Речь грамматически правильная, хорошо модулированная. Голос громкий. Словарный запас достаточный. Отмечалась склонность к резонерству и чрезмерной обстоятельности, недостаточность осмысления возникающих эмоций и аффективного контроля.

В беседе обследуемый был активен, основателен, очень подробно рассказывал о себе, детально перечислял все беспокоящие его жалобы, переживал по поводу того, что мог забыть что-либо важное или существенное. Критика к своему состоянию у исследуемого относительно сохранна. Были отмечены: выраженная ригидность установок и убеждений, ипохондрическая сосредоточенность на состоянии своего здоровья, склонность к аггравации.

При выполнении целенаправленной деятельности обследуемый быстро утомлялся, эффективность работы снижалась, однако после непродолжительного отдыха восстанавливалась. Несмотря на тот факт, что исследуемый часто брал паузы, чтобы отдохнуть и восстановиться в связи с утомлением, уровень трудоспособности в целом оставался достаточно высоким.

Испытуемый предъявляет широкий спектр жалоб фобического характера. Его беспокоят разнообразные страхи, которые стали появляться после полученной в драке в 14 лет ЧМТ. Первая паническая атака возникла приблизительно через 5 месяцев после травмы в вагоне метро по пути в школу: внезапно возникло ощущение нехватки воздуха, слабость во всем теле, сердцебиение, отнялись руки и ноги, и на этом фоне возник страх смерти. В динамике появилась тревожность, спектр страхов расширился, а частота их возникновения увеличилась. Появились страхи открытых и закрытых пространств, страх выходить одному из дома, страх оставаться одному дома, страх сойти с ума, последний месяц сформировалось ограничительное поведение. В период с 17 до 19 лет у испытуемого наблюдался светлый промежуток, без фобической симптоматики. Со слов пациента его состояние особо усугубилось с апреля этого года. Помимо страхов обследуемого беспокоит астения, повышенная утомляемость, бессонница, частые пробуждения среди ночи, тяжелое утреннее пробуждение, повышенная тревожность и мнительность в отношении состояния своего здоровья.

12 стр., 5870 слов

Организация психодиагностического обследования уровня тревожности ...

... исследования общего уровня тревожности № Код испытуемого Возраст Баллы ИТ (индекс тревожности) Уровень тревожности 1 И-1 ... методов исследования уровня тревожности старших дошкольников; .        Провести психодиагностическое обследование уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста; ... 3 «Мой день» 40 минут 4 «Страшные страхи» 5 «Я - ничего не боюсь» 40 ...

Целью психологического обследования явилось определение особенностей когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления), качественный анализ интеллектуальной деятельности и описание профиля личности для определения актуального психологического статуса обследуемого.

В результате проведенного обследования были получены следующие данные:

Внимание.Пробы испытуемый выполнял в рамках среднестатистических временных норм. Ошибки в методиках были незначительными, темп исполнения заданий средний. Выявлены: средняя концентрация внимания на объектах, недостаточная устойчивость при наличии повышенной утомляемости. Исследуемый выполнил корректурную пробу за 8 минут, допустив 7 ошибок (при норме до 10-15-и ошибок за 8-11 минут).

Количество ошибок, хотя и укладывалось в диапазон нормы, нарастало к концу исследования, что указывает на повышенную психическую истощаемость. Выявлен средний объем внимания на слова – 7 информационных единиц и несколько ниже на цифры – 6 информационных единиц (при норме 5-7).

Незначительно повышена отвлекаемость, нарушена переключаемость.

Память.Выявлены высокие показатели течения мнестической деятельности. В методике на непосредственное произвольное запоминание испытуемый верно воспроизвел 10 слов уже ко второму предъявлению (в норме к 3 — 5 предъявлению должно быть воспроизведено 100% предъявленных стимулов).

Продуктивность долговременного припоминания при этом составила 80%, что соответствует нижней границе нормы. При исследовании процессов опосредованного произвольного запоминания испытуемый допустил одну ошибку. При этом работал в быстром темпе. Эффективность опосредованного запоминания составила 90%. Пиктограммы носили индивидуально-символический, сюжетный и метафорический характер, были эмоционально насыщены, эгоцентричны. Испытуемый свободно устанавливал достаточно оригинальные связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и восприятия слов по рисункам, что свидетельствует о высоком уровне сформированности у него понятийного мышления и креативных (творческих) способностей. Механическая и логическая память развиты у исследуемого одинаково. Мотивационный компонент памяти сохранен.

24 стр., 11801 слов

Особенности развития познавательных процессов на разных этапах ...

... холодно. При этом опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные ... и своих возможностей поможет избежать возможных ошибок в принятии решений в будущем. В данной работе я буду рассматривать особенности развития мышление на различных возрастных этапах развития ...

Мышление.У испытуемого были выявлены единичные, негрубые нарушения операциональной стороны мышления по типу искажения уровня обобщения и отвлечения. Иногда в его суждениях встречались сугубо личные, индивидуальные представления о предметах и явлениях, отражающие не столько нарушения формальной логики, сколько эгоцентрические тенденции и оригинальность, нестандартность восприятия окружающей действительности. Эти единичные, ошибочные суждения, не всегда подвергались коррекции, что свидетельствует о некотором снижении критичности. Целенаправленность мыслительной деятельности и категориальный строй мышления относительно сохранны. Скорость и темп ассоциативного процесса несколько замедлены, мыслительная деятельность носит ригидный, обстоятельный, тугоподвижный характер. Личностный компонент мышления сохранен (соскальзываний, резонерства и разноплановости не выявлено).

У испытуемого был диагностирован выше среднего уровень интеллектуального развития (методика Векслера). Общий IQ – 114 (хорошая норма, встречается у 16,1% населения).

При этом были выявлены несоответствия между отдельными структурными компонентами интеллекта. Вербальный интеллект, приобретенный, отражающий уровень образованности и эрудиции, – 121 (это показатель входящий в диапазон высокого IQ, встречается у 6,7% населения) оказался выше невербального интеллекта, базового, биологического – 103 (это показатель входящий в диапазон среднего IQ, встречается у 50% населения).

Такое расхождение между оценками вербальной и невербальной подструктур интеллекта (разница их – 18) можно расценивать как преобладание уровня развития абстрактно-логического вербального мышления над практическим, образно-действенным, реализующимся в действии. При этом выявляется личностный аспект особенностей мышления испытуемого, определяемый специфическим типом восприятия, переработки информации и способа реагирования.

При значительном межтестовом разбросе наблюдался к тому же достаточно выраженный интратестовый (внутритестовый) разброс, т.е. несоответствие уровня решения отдельных заданий в пределах одного субтеста объективной степени трудности этих заданий. Испытуемый мог с легкостью выполнить сложное задание и не справиться с элементарным (элементы диссоциации).

А также встречались не всегда адекватные ответы на вопросы экспериментатора с целью выявления способности коррекции неверных ответов, что указывает на снижение критичности.

Самой высокой – 16 баллов оказалась шкальная оценка по субтесту «Общая осведомленность», что может свидетельствовать об односторонности преимущественно «вербального» развития, «книжном» характере знаний, высокой общей осведомленности, начитанности и эрудиции.

Самыми низкими оказались результаты по субтестам «Повторение цифр» (9 баллов), «Кодирование» (9 баллов) и «Складывание объекта» (9 баллов).

6 стр., 2585 слов

Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности ...

... и 35 служащих). Возраст испытуемых - 30-37 лет. Глава 1 Теоретические аспекты изучения психологических условий и факторов снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный» ... необходимо уделять именно людям. Личностные особенности участников конфликтов, специфика их внутренних условий, индивидуальное восприятие имеющих место противоречий являются главными причинами многих ...

Субтест «Кодирование» требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, собранности и быстроты исполнения. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует обучаемость, визуально-моторную координацию и двигательную активность. Этот субтест также чувствителен при диагностике тревожных состояний. Снижение результатов по нему часто является признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточению.

Низкий балл по субтесту «Повторение цифр», а именно снижение результатов при повторении чисел в прямом и еще более – в обратном порядке является дифференциально-диагностическим критерием неврозоподобного течения органического заболевания головного мозга. Снижение результатов по этому заданию может являться также признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточению.

Низкий балл по субтесту «Складывание фигур» говорит о недостатке эвристического мышления (основанного на интуиции).

Многими авторами отмечается, что больные вялотекущей шизофренией часто выполняют «Конструирование из кубиков» значительно лучше, чем «Складывание фигур», в то время как больные с органическими поражениями головного мозга делают одинаково плохо и то, и другое. В данном случае на невысоком уровне испытуемый выполняет оба задания «Конструирование из кубиков» – 10 баллов, а «Складывание фигур» – 9.

Низкими оказались показатели способностей, которые относятся к социальному или эмоциональному интеллекту, необходимому для успешного функционирования в социуме. Хотя они и вошли в диапазон низкой нормы, однако не соответствовали относительно высокому интеллектуальному уровню, поэтому на хорошем общем фоне выглядели как западения. Выполнение заданий, относящихся к этой группе, требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора, а также рационального поведения. На снижение оценки ответов могут влиять такие черты личности испытуемого, как эгоцентризм, импульсивность. Полученная информация характеризует личностные ресурсы и в определенной степени очерчивает область личностного дефицита, в данном случае это область эмоций и отношений.

Таким образом, по тесту Векслера и методикам на исследование когнитивных (познавательных) процессов у исследуемого диагностируется: общий уровень интеллектуального развития в диапазоне хорошей нормы, высокие общая осведомленность и эрудиция (приобретенный интеллект), преобладание формального абстрактно-логического мышления над практическим, реализующимся в непосредственной деятельности, средний биологический интеллект, (базовые предпосылки интеллекта), невысокий социальный интеллект. Выраженных нарушений когнитивных процессов у испытуемого не выявлено. Отмечается некоторая тугоподвижность, вязкость мыслительных процессов, единичные нарушения операциональной стороны мышления по типу искажения уровня обобщения, отражающие не столько нарушение формальной логики, сколько эгоцентризм суждений и оригинальность, нестандартность мыслительной деятельности. Диагностируется некоторое снижение критичности, при относительной сохранности целенаправленности и категориального строя мышления, а также элементы повышенной психической истощаемости.

9 стр., 4303 слов

Ключевые слова: апраксия позы, позы отдыха, профиль ла­теральных ...

... (8 мужчин и 12 женщин). В предварительном обследовании у всех испытуемых традиционными методами определили профиль их латеральных асимметрий: дихотическое прослушивание, определение ведущего глаза, опросники на ... фганизации праксиса мы знаем гораздо меньше, чем о других уровнях построения движений. Данная статья посвящена одному из видов праксиса — праксису позы. Человек имеет представление ...

Исследование личности.

Анализируя результаты методики MMPI, следует учитывать установку испытуемого на утрированную подачу имеющихся у него слабостей, жизненных трудностей, болезненных симптомов, которая вызвана потребностью в помощи, стремлением обратить внимание экспериментатора на имеющиеся проблемы. График диагностированного профиля является «плавающим», что свидетельствует о выраженной дезадаптации личности. В профиле личности испытуемого (8, 3, 1, 2, 4/ 0) отмечается сочетание элементов полярных личностных структур («аутистических тенденций» и «демонстративности») это отражает: склонность к пунктуальности, тщательности, точности, основательности в сочетании с манерностью, эгоцентричностью, стремлением быть в центре внимания. У лиц с подобным типом профиля часто возникают реакции тревоги, поскольку такой защитный механизм, как вытеснение, свойственный демонстративным личностям, здесь полностью не срабатывает. С другой стороны, механизму психологической защиты, свойственному тревожным личностям, — построению ограничительного поведения, которое уменьшало бы число стимулов, вызывающих тревожные реакции, препятствуют демонстративность и повышенная потребность во внимании. Все вместе это в стрессовой ситуации приводит к нарушению внутреннего равновесия, и, как следствие, к ощущению внутреннего дискомфорта.

Такая конфигурация профиля отражает парадоксальное сочетание ориентировки на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склонностью строить свое поведение исходя из собственных внутренних критериев. Будучи обеспокоенными вопросом о месте своей личности в обществе, ее значимости, люди с подобным личностным профилем (как у испытуемого) нередко формируют круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду в которой их значимость безоговорочно признается. Подобного рода поведение может вести к нарастанию десоциализации.

Выраженное повышение по шкале «ипохондрия» в данном профиле отражает постоянную озабоченность испытуемого своим физическим состоянием, что, как правило, приводит к высокой резистентности поведения по отношению к внешним воздействиям, которую окружающие обычно описывают как несговорчивость и упрямство. Однако в данном случае следует учитывать выявленное стремление исследуемого вызывать сочувствие, понимание, агравировать симптоматику. В соматических жалобах личностей с данным типом профиля преломляется ощущение угрозы и недостаточности внимания со стороны окружающих, неудовлетворенная симбиотическая тенденция. Значимость этих жалоб подчеркивается связью их с жизненно важными функциями. Соматические симптомы используются такой личностью как средство разрешения конфликтных ситуаций, уменьшения напряженности, как способ избегания ответственности или уменьшения ее, и как средство давления на окружающих.

Исследуемый характеризуется неконформным (отличающимся от группового стандарта) поведением и возможной склонностью к девиантным (асоциальным) поступкам, что обусловлено у него трудностями приспособления к тем или иным условиям, а также неспособностью четко осознавать социальную норму. Протест против принятых норм может ограничиваться семьей и ближайшим внесемейным окружением, но может приобретать и генерализованный характер. Неспособность организовывать свою деятельность в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями, делает поведение испытуемого непредсказуемым. Неадекватно повышенная самооценка у исследуемого позволяет ему объяснять свои действия посредством провозглашения необязательности для себя правил установленных для всех остальных. В межличностных отношениях лица с личностным профилем, как у обследуемого, отличаются поверхностными и нестойкими контактами. У них редко возникает чувство глубокой привязанности. Они могут быть приняты в кратковременном общении, но при длительном знакомстве обычно обнаруживается ненадежность этих личностей, их склонность к дисфориям. Следует отметить, что результаты методики MMPIне соответствуют позиции нормативности, которую испытуемый декларирует в беседе.

13 стр., 6055 слов

Психологические характеристики испытуемых с разными индивидуально ...

... планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов ... удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.         ... 31. Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам.         32. Считаю ...

Резюме. У испытуемого диагностируются элементы двух патопсихологических симптомокомплексов: органического (ригидный вариант) и личностно-аномального на фоне относительной интеллектуально – мнестической сохранности. При этом выявленные нарушения полностью не создают картины ни одного ППС, являясь недостаточными для его постановки, что требует психологического и в большей степени клинического обследования и наблюдения в динамике.

В целом можно говорить о декомпенсации личности акцентуированной по смешанному типу с преобладанием демонстративных черт. На момент обследования диагностируются явно выраженные ипохондрические тенденции. Психотерапия и корригирующие мероприятия затруднены в связи с невысокой способностью испытуемого извлекать пользу из собственного негативного опыта.

Клинический психолог