§1. Развитие, социализация и воспитание личности

Целью выполнения курсовой работы являлась систематизация знаний, полученных на занятиях по Педагогике.

Для достижения поставленной цели мы определили и решили следующие задачи:

  1. Рассмотрели вопросы воспитания и обучения с точки зрения современного подхода к образованию;
  2. Написали курсовую работу, используя полученные знания в области инновационной педагогики;
  3. Разработали КТП по Анатомии.

При написании теоретической части нашей работы мы пришли к следующим выводам:

4)Сущность воспитания – это современная психология определяет позицию личности и определяет её деятельности ;

5)Принципы воспитания – основополагающая идея, ценностные основания воспитания человека исходящие педагогическим положением;

6)Воспитание физической культуры личности – это организация работы по воспитанию физической культуры учащихся;

7)Проверка и оценка результатов обучения – этап обучения результатов учебной деятельности с государственным образовательными стандартами, целями обучения;

8)Функции обучения — это процесс обучения направлен, прежде всего на формирование у школьников знаний умений навыков;

9)Виды и стили обучения включают в себя различные линии обучения и разные стили обучения .

В III главе был разработан календарно-тематический план темы «Лимфатическая система » дисциплины Анатомия.

Также разработан план-конспект урока «Лимфатическая система».

Все поставленные задачи при выполнении курсовой работы решены.

Глава I вопросы воспитания

§1. Развитие, социализация и воспитание личности

Одной из сложных и ключевых проблем теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

3 стр., 1264 слов

Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших ...

... трудных правил и понятий. Формирование орфографической зоркости – важная и неотъемлемая часть работы по обучению учащихся орфографии.   Цельисследования– достигнута, задачи - реализованы.   Спасибо за ... диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных ...

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и её развития выделяются три основных направления – биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, всё поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3.Фрейд и др).

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у него биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятия, мышление и др.).

Личность, по определению Л.С. Выготского — это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относиться:

Противоречия между новыми потребностями, порождаемые деятельностью, и возможностями их удовлетворения.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон).

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. С помощью понятия адаптации социализации рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и её приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечение таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательной контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определённого уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.)

12 стр., 5777 слов

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

... самоопределение в развитии личности. Предмет - процесс жизненного самоопределения в юношеском возрасте. Цель - рассмотреть особенности жизненного самоопределения личности человека в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1.Проанализировать ... образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, ...

Социально-культурные задачи – это познавательны, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.

Формирование личности – это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития.

Формировать – значит придавать форму чему-либо, устойчивых законченность, определённый тип.

Социально-психологичесикие задачи связаны со становлением самосознания личности, её самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

В данном параграфе мы рассмотрели биологическое направление, социологическое направление, биосоциальное направление, понятие интеграции, понятие адаптации человека, саморазвитие личности, социализация, воспитание и формирование личности, А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Детализируется сущность развития и формирования личности, Л.И.Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сфере; во-вторых, формирования нового уровня аффективно-потребностной сфере ребёнка, позволяющегося ему действовать не посредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности.

§2. Морально-нравственное воспитание

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Они есть не что иное, как выражение определённых отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

а) Отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене

б) Отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность стране; нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

в) Отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплин труда;

г) Отношение к общественному достоянию и материальным ценностям; забота о сохранение и умножения общественного достояние, бережливость, охрана природы;

д) Отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

8 стр., 3760 слов

Физическая подготовка как средство воспитания морально-волевых ...

... занятий и соревнований. Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патриотическим воспитанием и психологической ... от тяжелых физических нагрузок. Для профессиональной деятельности требуется большая умственная работоспособность, умение ... Воспитание моральных качеств заключается в формировании у каждого человека представлений, понятий, взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения, ...

е) Отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чём, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы её нравственного развития и самосовершенствования.

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и сами себе. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их морально в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.

В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания и их необходимости. Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребность но-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.

В это параграфе мы рассмотрели понятие морально-нравственного воспитания. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их морально в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.

5 стр., 2229 слов

Диагностика педагогических способностей у выпускников РГУФКСиТ ...

... культуры и спорта по совершенствованию педагогических способностей. Глава 1. Проблемы диагностики педагогических способностей тренеров 1.1. Понятие педагогических способностей, педагогическое мастерство и его диагностика Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации ...

§3 Гуманистическое воспитание

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявляются ёё духовности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остаётся идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Динамическая же её характеристика связана с понятием саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создания и условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимание смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

Оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

Раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимоотношения, милосердия, сочувствия и др.).

Развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основной его жизнедеятельности.

Самые сокровенные моменты личностного Я скрыты в мотивах поступков и поведения людей. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, — это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности.

3 стр., 1244 слов

Конфликты в процессе педагогического взаимодействия

... способов управления конфликтами в процессе педагогического взаимодействия. Объект исследования – конфликты в коллективе педагогической организации. Предмет исследования – ... – 474 с. 18. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2011. ... органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, ...

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступится своими интересами в пользу другого человека, не требуя нечего взамен.

При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становиться в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессиональньного развития личности. Ведущий он потому что, все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутреннее и внешнии условия его осуществления.

В данном параграфе рассматриваются такие понятия, как Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Цели: развитие интеллектуальной нравственной свободы, раскрытие общечеловеческих норм, приобщение личности к системе культурных ценностей. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия.

Глава II вопросы обучения

§4. Педагогическая диагностика

В настоящее время в педагогике усиливается внимание к пробелам педагогической диагностики, выявление и учёта индивидуальности, личностных, групповых особенностей обучающихся в целях повышения эффективности образовательного процесса, его гуманистической и компетентностной направленности. Об этом свидетельствует научные публикации, практика учебных заведений.

Под педагогической диагностикой следует понимать познавательно-преобразующую деятельность по распознанию и учёту индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников педагогического процесса и его компонентов, направленную на обеспечение результативности данного процесса и достижения педагогических целей.

Педагогическая диагностика проводится на всех этапах педагогического процесса и предполагает получение получение и использование в педагогических целях достоверной информации об участниках, условиях, содержании и рузультативности этого процесса.

4 стр., 1558 слов

Влияние социального статуса на установление межличностных отношений ...

... дружеском кругу, в различных формальных и неформальных объединениях, в процессе досуговой деятельности индивид проявляет себя как уникальная личность. Ещё Л.С. Выготский говорил, что любая группа на ... танцевального коллектива Дома Культуры. В работе решаются задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изменения социальной структуры малой социальной группы и выявить ...

Исследования и практика показывают необходимость определения и учёта в педагогическом процессе индивидуальности во взаимосвязи как психологических, так и педагогических характеристик личности; как психических процессов, свойств и состояний, так и психических образований.

Педагогическая диагностика отличается от традиционных процедур проверки, контроля и оценки.

В качестве цели педагогической диагностики следует рассматривать обеспечение на основе распознавания и использования педагогической значимой информации, условий для всестороннего развития личности, эффективного обучения, воспитания и психологической подготовки.

Основные задачи педагогической диагностики – познавательные и преобразовательные.

К познавательным задачам педагогической диагностики можно отнести определение уровня обученности, воспитанности, развития, психологической подготовки участников педагогического процесса, определение результативности и эффективности данного процесса данного процесса и его компонентов, определение на основе анализа и оценки выявленной информации (сформированного педагогического диагноза) целесообразных педагогических воздействий (взаимодействий).

К преобразовательным задачам следует отнести повышение эффективности процессов обучения, воспитания, развития, психологической подготовки; повышение эффективности педагогического процесса в целом в результате осуществления педагогических воздействий (взаимодействий) на основе распознанной информации об участниках этого процесса.

Можно выделить группы частных задач педагогической диагностики:

  1. выявления и сбора педагогически значимой информации, характеризующей педагогический процесс, его элементы и участников.
  2. обработки и анализа собранной информации;
  3. Использования диагностической информации;
  4. Оценки достоверности диагностической информации;
  5. Накопление и хранение.

а) анализирующая — осуществление восприятия и распознавания педагогических значимых характеристик объектов диагностики и анализа их состояния.

б) контрольно-оценивающая — осуществление контроля педагогического процесса, его компонентов и участников, оценки состояния объектов, степени соответствия диагностируемых объектов заданным параметром;

в) объясняющая — объяснение состояние диагностируемого объекта, степени его развития и уровня отклонения от какого либо норматива, причин данного состояния и факторов, на него влияющих.

г) интегрирующая – объединение информации, знаний о состоянии диагностируемого объекта, уровня его развития, полученных различными участников образовательного процесса;

д) информационная – представление участникам педагогического процесса полученной диагностической информации, а также помощи в интерпретации данной информации, её разъяснение.

е) развивающая – восприятие и осмысление результатов диагностики способствует возникновению у участников педагогического процесса стремления к самообразованию, самовоспитанию, побуждения к самосовершенствованию.

7 стр., 3290 слов

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное ...

... гнозис» - знание) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (по определению И.П. Подласого). Само понятие «педагогическая диагностика» было ... педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Неудивительно, что существует несколько определений педагогической диагностики: это процесс ...

Метод педагогической диагностики – это способ достижения целей. Под методикой педагогической диагностики следует понимать конкретную, частную процедуру, совокупность технических приёмов распознание обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей, состояние и свойств участников педагогического процесса и его компонентов.

В данном параграфе мы рассмотрели такое понятие, как Педагогическая диагностика, метод педагогической диагностики — это способ достижение целей; цели педагогической диагностики, задачи.

Виды педагогической диагностики: предварительная, оперативная, контрольная, повседневная, итоговая, исследовательская.

Основные направления: обученность, воспитанность, индивидуальных психологических особенностях, социально-психологических явлений.

Диагностика обученности – включает диагностику уровней обученности, знаний, навыков и умений, подготовки.

§5 Педагогическое общение

Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и в не его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное ( если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися ( А.А. Леонтьев)

Одним из критериев продуктивного педагогического общения – это создание благоприятного психологического климата, формирования определённых межличностных отношений в учебной группе. Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности учащихся, то впоследствии ему приходится тратить силы и время на поддержание дисциплины. Беспорядок возникает там, где нет организации. Беспорядок возникает не потому, что люди анархичны и хаотичны, а потому, что их деятельность бывает плохо развита. Анализируя данные исследования, остаётся только поражаться, каким образом педагоги низкого уровня деятельности умудряются за 45 минут урока осуществить 69 вербальных воздействий на учащихся.

Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней деятельности отличается не только количественно, но и качественно. С.В. Кондратьева установила, что чаще всего преподаватели высокого уровня используют следующие формы словесного воздействия ( в порядке значимости ): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Преподаватели низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концеции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Итак, если мы относимся к ребёнку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять – мы создаём предпосылки для того, чтобы они и в самом деле таковым и становился.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Позитивное отношение к личности учащегося и система приёмов поощрения – важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и не эффективным.

Плодотворное педагогическое общение одной из своих целей ставит также задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся.

Эти результаты, конечно, отражают, положительные моменты в межличностных отношениях и ценности учащихся. Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся. Повышать уровень межличностных отношений в группе можно, используя в качестве опор те представления о системе положительных качеств личности, которые уже сложились в коллективе. Педагогу следует замечать и поощрять проявления этих качеств в межличностных отношениях учащихся между собой, акцентировать на них внимание, рассматривать их как ценность в процессе собственного педагогического общения, не забывать о месте, которое занимают указанные качества в восприятии другого человека как личности и т.д. Имеется множество других конкретных способов улучшить отношения в коллективе.

В ряде учебных коллективов (не во всех, но, к сожалению, во многих) такие ценности, как достижения в учении, уровень и разносторонность знаний, развитость интеллекта ценятся очень мало. Ещё меньшим весом в таких коллективах, как показывают исследования (А.А. Реан., 1990,1994), обладают качества, связанные с трудолюбием, с уровнем профессионализма. Эти данные отражают отрицательные моменты в структуре ценностных ориентаций учащихся. Конечно, педагог может радоваться, если учащиеся ценят в своих сверстниках прежде всего такие человеческие качества, как доброжелательность, отзывчивость, воля, верность слову и т.п. Но тревогу вызывает то, что в тех же коллективах ученики совсем не ценят качества, которые определяют уровень интеллектуального развития, компетентности и профессионализма человека. Именно этой расстановкой сил в системе ценностей учащихся, конечно, объясняется падение престижа «отличника» с социально-психологической точки зрения. Понятно, что призывы педагогов к равнению на лучших учащихся не произведут эффекта до тех пор, пока педагогический коллектив не направит свои усилия (не только вербально, но и организационно) на исправление описанной выше системы ценностей. Вместе с тем ясно, что эту проблему невозможно решить лишь методами педагогического и психологического порядка. Повышение мотивации учения учащихся, превращение учебной успешности в значимую ценность межличностных отношений, конечно, невозможно до тех пор, пока в целом в обществе не будет установлено правильное соотношение социальным успехом человека и его уровнем образования.

В данном параграфе рассмотрели, что такое педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

«Высокие достижения в учёбе являются даже негативным фактором в социально-психологическом аспекте. Обычно в литературе рекомендую: «Нельзя при всех ругать ученика». Сделал вывод: нельзя при всех и хвалить учащегося за учебные достижения. Этим ему даже можно навредить. В смысле установления контактов в группе».

§6. Цели и задачи обучения

Цель обучения – это то, к чему оно стремиться, на что направлены его главные усилия. Бесцельного обучения не бывает. Независимо от того, осознаётся ли цель человеком, близкая она или отдалённая, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается.

Как возникают, формируются цели обучения (образования)? Они логически выводятся из целей общества, государства. Общее среднее образование – результат целенаправленного процесса овладения систематизированными знаниями о природе, человека, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности.

В документах, регламентирующих образовательными процессы в учебных заведениях, отмечается, что общее среднее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности. Оно достигает в едином учебно-воспитательном процессе, основным на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единстве обучения и воспитания, на основных гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства.

Цели, поставленные обществом и государством перед школой, высокие, сложные и многообразные.

Главными задачами общеобразовательной школы, доступной для всех детей, разнообразной по формам и организации обучения, являются:

Удовлетворения национально-культурных потребностей;

Воспитание гражданина и патриота;

Обеспечение усвоения учащимися системы знаний;

Формирования личности.

Содержание образования – это выделенный из сокровищницы мировой культуры обозримый объём систематизированных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении.

По уровням образование традиционно делится на начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее. Также традиционно выделяют три вида образовании: общее, политехническое и профессиональное.

Общее образование предусматривает овладение знаниями основ наук. Оно складывается из циклов учебных предметов: гуманитарного, математического, биологического, производственно-технического, художественного.

Компоненты общего образования:

  1. система знаний о природе;
  2. опыт практической деятельности;
  3. опыт творческой деятельности;
  4. опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения.

Система знаний – это отражение в сознании человека объективной картины мира, результат познавательного процесса, существующее в форме взаимосвязи представлений, понятий, фактов, суждений, теорий.

Опыт практической деятельности – это способность (умение) сознательно выполнять определённое действие, применять знания на практике.

Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения – это сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам.

Политехническое образование знакомит школьников с основными видами современных производств, формирует умение и навыки обслуживания простейших технологических процессов.

Профессиональное образование направлено на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определённой профессиональной деятельности.

Общественный и экономический прогресс, который наблюдается в развитых странах мира, вызывает к жизни новые парадигмы и модели образования, призванные заменить и постепенно вытеснить старые подходы, поставить на их место современные и более эффективные.

Особые влияния на обновление систем и технологий образования оказывают:

Развитие общества, экономики, человека;

Возрастающий поток научной информации, накоплений знаний;

Новые взгляды на место и роль человека в обществе;

Изменение значимости образования.

Содержание образования – это система знаний, умений, отобранных для изучения в определённом типе учебного заведения.

В этом параграфе рассказывается о том, что такое цель обучения. Это то, к чему оно стремиться, на что направлены его главные усилия. Общее образование предусматривает овладение знаниями основ наук. Оно складывается из циклов учебных предметов: гуманитарного, математического, биологического, производственно-технического, художественного.

Компоненты общего образования:

  1. система знаний о природе;
  2. опыт практической деятельности;
  3. опыт творческой деятельности;
  4. опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения.

Опыт творческой деятельности – это самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации.