Задержка психического развития

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии с курсом педагогики

Коррекционная программа

Коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Подготовила: студентка 3-й группы, 3 курса, факультета клинической психологии, Мамедова О.Э.

Проверила: профессор каф. психологии, д.п.н., Никишина В.Б.

КУРСК 2006

ПЛАН:

1. Объектно-целевая часть;

2. Описательная часть;

Ø Понятие задержки психического развития (ЗПР);

Ø Причины ЗПР;

Ø Классификация ЗПР;

Ø Особенности внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

3. Логистическая часть;

4. Технологическая часть;

5.Аналитическая часть;

Литература;

Приложения.

ОБЪЕКТНО — ЦЕЛЕВАЯ ЧАСТЬ.

Тип нарушений: задержка психического развития.

Возраст: младший школьный.

Объект: внимание.

Предмет: нарушения внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Цель: развить различные свойства внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Увеличение объема внимания;

2. Усиление концентрации и устойчивости внимания;

3. Тренировка переключаемости внимания;

4. Повышение уровня распределения внимания.

Этапы:

1. Диагностический этап

А: Сбор анамнестических данных.

Б: Диагностика внимания.

Цель: определить уровень развития внимания, оценить его объем, уровень концентрации и устойчивости, степень переключаемости и распределения.

Диагностические средства: (см. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 г., с. 33−39)

Ø Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант);

Ø Методика «Красно-черная таблица»;

Ø Таблицы Шульте (цифровой или буквенный вариант);

Ø Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера).

2. Коррекционный этап

11 стр., 5037 слов

Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление с окружающим миром (живая природа)

... части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Логическое мышление. У детей с задержкой психического развития ... , так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого ... внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании ...

3. Постдиагностический этап

Цель: оценить эффективность проведенной коррекционной работы.

Организационные аспекты коррекционной работы:

Форма работы: групповая. Количество детей в группе-6 человек.

Длительность: 16 часов, т. е. 16 занятий по одному часу.

Периодичность: 3 занятия в неделю.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Коррекционная программа

Понятие задержки психического развития

Задержка психического развития — это нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Это временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы).

Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка).

Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.

9 стр., 4135 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей

Введение Развитие мелкой моторики является показателем готовности ребенка к школьному обучению. Доказано, что более развитая мелкая моторика проявляется умением логично рассуждать, у ребенка будет развита память, внимание, а так же речь. Так же это будет отражаться на навыках письма, а вот именно письмо является очень сложным навыком координации движения руки. Зрелая кора головного мозга является ...

Причины ЗПР:

1. Неблагоприятное течение беременности, связанное с:

Ø болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

Ø хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

Ø токсикозами, особенно во второй половине беременности;

Ø токсоплазмозом;

Ø интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

Ø несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.

Ø патологиями родов:

Ø травмами вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы;

Ø асфиксией новорожденных и ее угрозами.

2. Социальные факторы:

Ø педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого… Причины ЗПР: 1. Неблагоприятное течение беременности, связанное с:

Классификация ЗПР

В качестве основной отличительной патогенной характеристики детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, рассматривается незрелость по типу инфантилизма.

1) психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Другой вариант классификации ЗПР, предложенный К.С.Лебединской (1980), отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность.

3 стр., 1493 слов

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР в начальной школе

... Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой ... , с психотравмирующим влиянием окружающей ребенка среды. Этот тип ЗПР может вызываться негативными переживаниями матери во время беременности, социальным сиротством и безнадзорностью. ...

Выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:

1) конституционального;

2) соматогенного;

3) психогенного;

4) церебрально-органического.

Особенности внимания у детей с ЗПР

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы, 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т. д.;

• сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;

• снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;

• сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;

• сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т. е. находятся на стадии усвоения;

• «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

• повышенная отвлекаемость.

Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т. п.

В настоящее время по отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложненные повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

На первое место среди причин, вызывающих данное нарушение, ставят причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения, а также нарушения ретикулярной формации (блок активации).

Среди неблагоприятных факторов отмечается также отягощенный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении.

Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. Замечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Не исключаются и причины социально-психологического порядка, такие, как стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: развить различные свойства внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

Увеличение объема внимания

Механизмы:

§ постепенное увеличение числа объектов;

§ запоминание числа и порядка расположения предметов;

§ включение элементов соревнования;

§ опора на положительные эмоции;

§ поощрение.

Средства (упражнения и методики):

Ø «Запомни и запиши»;

Ø «Учитель и ученик»;

Ø «Заметь все»;

Ø «Ищи безостановочно».

Усиление концентрации и устойчивости внимания

Механизмы:

§ опора на зрительный и слуховой анализаторы;

§ формирование самоконтроля;

§ развитие наблюдательности;

§ включение элементов соревнования;

§ поощрение.

Средства (упражнения и методики):

Ø «Распутай клубок»;

Ø «Реши задачку без ошибок»;

Ø «Опиши предмет»;

Ø «Выполни по образцу»;

Ø «Проверка»;

Ø «Чего не хватает»;

Ø «Найди и вычеркни»;

Ø «Зеркало»;

Ø «Распредели цифры в определенном порядке»;

Ø «Найди слова»;

Ø «Методика Мюнстерберга»

Тренировка переключаемости внимания

Механизмы:

§ формирование навыков наблюдательности;

§ постепенное увеличение сложности заданий;

§ включение элементов соревнования;

§ поощрение.

Средства:

Ø «Красно-черные таблицы».

Тренировка распределения внимания

Механизмы:

§ формирование умения совершать несколько действий одновременно;

§ включение элементов соревнования;

§ поощрение.

Средства:

Ø «Запомни и сосчитай»;

Ø «Делай одновременно»;

Ø «Расставь числа по порядку»;

Ø «Каждой руке — свое дело»;

Ø «Счет с помехой»;

Ø «Чтение с помехой»;

Ø «Слушай и вычеркивай»;


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задачи Механизмы Средства Литература
1.Увеличение объема внимания Постепенное увеличение числа объектов; запоминание числа и порядка расположения предметов; включение элементов соревнования; опора на положительные эмоции; поощрение. «Запомни и запиши»; «Учитель и ученик»; «Заметь все»; «Ищи безостановочно». Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 (с.141−154); Ганчук О. Е. Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Курск, 2006−120с (с. 51−60)
2. Усиление концентрации и устойчивости внимания опора на зрительный и слуховой анализаторы; формирование самоконтроля; развитие наблюдательности; включение элементов соревнования; поощрение. «Распутай клубок»; «Реши задачку без ошибок»; «Опиши предмет»; «Выполни по образцу»; «Проверка»; «Чего не хватает»; «Найди и вычеркни»; «Зеркало»; «Распредели цифры в определенном порядке»; «Найди слова»; «Методика Мюнстерберга» Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 (с.141−164); Ганчук О. Е. Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Курск, 2006−120с (с. 51−60) Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., «Академия», 1999;
3. Тренировка переключаемости внимания формирование навыков наблюдательности; постепенное увеличение сложности заданий; включение элементов соревнования; поощрение «Красно-черные таблицы» Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 (с.152)
4. Тренировка распределения внимания формирование умения совершать несколько действий одновременно; включение элементов соревнования; поощрение. «Запомни и сосчитай»; «Делай одновременно»; «Расставь числа по порядку»; «Каждой руке — свое дело»; «Счет с помехой»; «Чтение с помехой»; «Слушай и вычеркивай»; Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 (с.156)


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Эффективность коррекционной работы будет зависеть от следующих факторов:

Ø посещал ли ребенок специализированный детский сад;

Ø осложнена ли ЗПР соматическим заболеванием;

Ø характера отношений с ближайшим семейным и социальным окружением;

Ø формы ЗПР;

Ø индивидуальных особенностей ребенка;

Ø особенностей лечебно-коррекционной и педагогической работы и др.

Коррекция нарушений внимания у детей данного возрастного периода с ЗПР поможет максимально приблизиться к уровню развития внимания детей младшего школьного возраста, развивающихся без патологий.

Устойчивость эффекта, достигнутого с помощью коррекции, будет выше, если в учебно-образовательном учреждении, где учится ребенок, педагог во время занятий будет использовать элементы коррекционных упражнений.

Психологическая работа с родителями, их информирование и обучение некоторым психокоррекционным навыкам и умениям поможет закреплению результатов.

Семейное окружение должно активно участвовать в оказании помощи и поддержки ребенку, в том аспекте, который доступен семье и родственникам:

Ø расширение свободного общения;

Ø формирование адекватной самооценки;

Ø внушение уверенности в своих силах и т. д.

Дальнейшее психологическое сопровождение детей с ЗПР должно включать:

v регулярную диагностику с целью выявления динамики;

v работу психолога с педагогическим коллективом и семьей ребенка;

v коррекцию других страдающих при ЗПР сфер (восприятия, мышления, памяти, эмоционально-волевой и личностной сфер).


ЛИТЕРАТУРА:

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 (с.33−39, 141−164);

2. Ганчук О. Е. Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Курск, 2006−120с (с. 51−60);

3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., «Академия», 1999;

4. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/под ред. Левановой Е. А. СПб. 2006−208с. (с.56−58, 130−138);

5. Клиническая психология/учеб. пособие под ред. Карвассарского Б. Д. СПб.: «Питер», 2006−960с (с.523−526);

6. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология: учеб. пособие для студентов. М.: «Академия», 2003−464с (с. 82−87, 110−112);

7. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития.М., 2003;

8. Психологический словарь/под ред. ЗинченкоВ.П., Мещерякова Б.Г. М., 2004−479с (с. 53,121);

9. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коорекционные программы. М, 1993.

10. Солдатова Е.Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез /учеб. пособие для студентов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004−384с.

11. Коррекционная педагогика /под ред. Б. П. Пузанова. М: «Академия», 1998.

12. Плотников В.В., Плотников Д.В. Психодиагностика в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями/ учеб. пособие для ВУЗов. Курск КГМУ, 2001,120с.(с.48−60).


УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ

Упражнение № 1. «Запомни и запиши»

На словесном материале

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой-либо приз.

Оборудование:

эпидиаскоп, слайды следующего содержания:

Задание № 1.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ

КПТНСД

ДПВ БМДРКЛФ

СТПЦГВДК

МВПКШЛЧБХ

КТМЦ ДЗНТК

ШРВТБЧ

ШГС МВХШТСГ

ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ

Всего 14 слайдов — два разных набора по 7. 142

Задание № 2.

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.

Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.

Задание № 3.

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Набор № 1

Я бегу

Дай мне

Дым идет

Двор чист

Что делать

Ученье свет

Все по колено

Работа не волк

Счастье в труде

Набор № 2

Что ты

Я плыву

Лень мне

Один — воин

Птица поет

Делу — время

Вода в решете

Работа не волк

Слово — серебро

Счастье в труде

Всем не угодишь

Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.

Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и 2 или 3. Содержание заданий может меняться в зависимости от подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Упражнение № 2 «Учитель и ученик».

На цифровом материале

Удобнее разбить группу учащихся на тройки и провести упражнение в виде сюжетно-ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль: «учитель», «ученик», «контролер» — со сменой ролей по кругу. «Ученик» сидит за столом, и «учитель» показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1, 2, 3, 4. Смена таблиц производится по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением таблицы 1 «учитель» сообщает инструкцию: «Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4 и т. д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко».

«Контролер» при помощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок (по возможности).

Оборудование:

Секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично же таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25), расположенными в случайном порядке.

Упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Упражнение-игра № 3 «Заметь все».

Раскладывают в ряд 7−10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8−10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Упражнение-игра № 4 «Ищи безостановочно».

В течение 10−15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.).

По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение № 1"Распутай клубок"

Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т. д. до конца».

Первоначальное количество линий, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает, что обычно это 5−8 линий. Сначала можно разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.

Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах:

—без ограничения времени (тогда тот, кто выполнил задание, поднимает руку, и учитель записывает его время в индивидуальный бланк, который ведется постоянно, что дает возможность сравнить полученное время с предыдущим);

—с ограничением времени (т.е. учитель дает команду «Стоп!», и все одновременно заканчивают работу).

Интервал устанавливается в зависимости от подготовленности детей и их возраста.

Результаты обрабатываются следующим образом.

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В этом случае рассчитывается показатель успешности выполнения задания (У):

где Т — время выполнения задания (мин), Vд — данное количество линий, Vпр — количество правильно прослеженных линий.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки «Перепутанные линии».

Это упражнение можно провести в виде занимательного материала. Например, вместо клеток использовать животных, членов семьи и т. д., от которых идут перепутанные линии к еде (детям, игрушкам, подаркам и т. д.), т. е. необходимо определить, кто что кушает, кто во что играет, у кого какие подарки и т. д.

Упражнение № 2″ Реши задачку без ошибок""

Цель: усиление концентрации слухового внимания.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

«Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: «Пишите!»

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Приведем некоторые из них:

1 класс — «Даны два числа: 6 и 3… Сложите первое число и второе… и от полученного числа отнимите 2… Затем отнимите еще 4… пишите!..» (ответ: 3)

«Даны два числа: 15 и 23… Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа», отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7. Пишите!"" (ответ: 8)

2 класс — «Даны два числа: 27 и 32… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа» Пишите!.." (ответ: 4)

«Даны два числа: 82. и 68. К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа и полученную сумму разделите на 4… Пишите!..» (ответ: 2)

3 класс — «Даны два числа: 54 и 26». Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа… Пишите! (ответ: 5)

«Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа… Пишите!» (ответ: 27)

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: «Загадай число… прибавь к нему 5, теперь отними 2, отними то число, которое ты задумал… и умножь полученную разницу на 4~ У тебя получилось.- ?»

Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.

Упражнение № 3. «Перепиши без ошибок»

Цель: усиление концентрации зрительного внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

Упражнение № 4 «Опиши предмет»

Цель: развитие сосредоточенности внимания и наблюдательности.

Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигаются в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной — двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.).

Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т. е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т. д. Еще один вариант — предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить. Таким образом, подобное упражнение открывает широкое поле для творческого воображения учителя.

Упражнение № 5. «Выполни по образцу»

Цель: формирование навыка прорисовки достаточно сложных, но повторяющихся узоров.

Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;

б) правильное воспроизведение каждого элемента;

в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

Образцы для выполнения узора:

При выполнении подобного рода важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того, как «клеточные» узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

Образцы узоров:

Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т. д.

Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.

Упражнение № 6."Проверка"

Цель: закрепление навыков работы с узорами в ситуации проверки.

Упражнение продолжает работу с узорами, но состоит из задания проверить правильность уже выполненного кем-то узора. Вы говорите ребенку: «Один мальчик (девочка) тренировался правильно выполнять узоры. Нужно проверить, как он с этим справился. Перед тобой в верху бланка образец узора, а в низу этот узор, выполненный ребенком. Проверь, все ли он без ошибок сделал. Если найдешь ошибку, исправь ее прямо в бланке».

Варианты заданий:

Для упражнений на проверку можно использовать не только узоры, но и различные письменные работы детей, состоящие из учебных заданий. Это может быть проверка написанного текста или столбиков примеров. Важно на определенное время сконцентрировать внимание ребенка, добиться его устойчивости.

Упражнение № 7."Чего не хватает"

Цель: научить ребенка находить различия.

Инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, чем они отличаются».

Упражнение № 8 «Найди и вычеркни»(корректурные задания).

Цель: научить ребенка сосредотачиваться и концентрироваться на выполнении однотипного задания.

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6−11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2−4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п., все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков — слабая концентрация. Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть.

2 Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3−4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Упражнение-игра № 9 «Зеркало».

Цель: научить детей точному воспроизведению последовательности.

Детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Упражнение № 10 «Распредели цифры в определенном порядке».

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

Упражнение № 11 «Найди слова».

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Упражнение № 12 «Методика Мюнстерберга» (и ее модификации).

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия).

Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин., показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШ1КАФСПТУЧ ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

Упражнение № 1."Красно-черные таблицы"

Цель: научить детей переключаться с одной деятельности на другую.

Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-черные таблицы» (см. раздел «Психодиагностические методики», методика «Красно-черная таблица»).

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

После того, как у ребенка будут удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные — от 1 до 24, красные — от 24 до 1).

Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные — в обратном. Поскольку это задание сложнее предыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатся справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9−16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество красных — 7).

Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.

Дети должны находить на предлагаемой им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастающем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел — букв и 12 красных пар чисел — букв. Работа идет таким образом:

Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н…

При успешной работе детей количество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел — букв и 24 черных пар чисел — букв.

Таблица к заданию «Красно-черные пары»

ЗА 11-И 4-С 6- Г 10-Б
5-М 8-Е 2-Н 9-К 4-Ф
12-Р 1-В 8−4 8-М 7-Н
7-Ф 5-В 11-Л 2-Т 10-Е
9-А 3-К 1-В 6-Х 12-И

Упражнения, направленные на тренировку распределения внимания

Упражнение № 1 «Запомни и сосчитай»

Цель: сформировать у детей навыки распределения внимания.

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение № 2"Делай одновременно"

Цель: выработка у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой — кружки, правой — треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка — нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)

Задания подобного типа специалист может придумывать сам. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворе­ния и т. д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

Упражнение № 3. «Расставь числа по порядку»

Данное упражнение используется как для индивидуальной, так и для коллективной работы. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами или двумя слайдами и эпидиаскопом.

Возможны три варианта работы:

а) с таблицей № 1;

б) с таблицей № 2;

в) с обеими таблицами (сначала с таблицей № 1(а после перерыва в 10 мин с таблицей № 2).

Время работы ограничено: с таблицей № 1 — 3 мин, с таблицей № 2 — 7 мин.

Учитель сообщает детям: «Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок».

Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2, только количество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапазон — от 1 до 30.

В результате занятий при получении хороших ответов диапазон применения чисел может быть существенно расширен: до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизменным — 25 чисел, т. е. таблица из 25 ячеек.

Таблица № 1 Таблица № 2

Упражнение № 4"Каждой руке — свое дело".

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры. Игра может быть предложена на уроке математики.

Упражнение № 5"Счет с помехой".

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Упражнение № 6"Чтение с помехой".

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение № 7"Слушай и вычеркивай".

Ребенку предлагают следующее задание — вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

• неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного… • сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте… • снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого…