Подберите к определениям соответствующие им понятия

Задание 1

Подберите к определениям соответствующие им понятия.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

1. Человеческая способность мыслить, рационально познавать мир

Интеллект

2 Совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной психологии — противоположность уникальных психических характеристик человека групповым (коллективным).

Индивидуальность

3. Учение о морали и нравственности.

Этика

4. Характеристика человека с точки зрения динамики его нервной деятельности и психической активности, ее темпа, ритма, интенсивности, устойчивости и т.д.

Темперамент

5. Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

Мировоззрение

6. Испытание, кратковременное стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития тех или иных психологических свойств личности, ее способностей к определенной деятельности, общению с другими людьми и т.д.

Тест

7. Совокупность врожденных физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражения..

Инстинкт

8. Социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Социальная роль

9. Круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации; управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения, стимулирования и развития компетенции персонала организации..

Компетенция

10. Высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил.

Конфликт

Самостоятельно найдите в психолого-педагогической литературе определения к следующим понятиям:

ПСИХИКА — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память).

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

ХАРАКТЕР — это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.

ТЕМПЕРАМЕНТ — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

ПОТРЕБНОСТИ — ощущение физиологически или психически недостаток чего-либо.

АРХЕТИП — прообраз, изначальная идея, формирующая творческую активность.

КОЛЛЕКТИВ — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции.

ЛИЧНОСТЬ — это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

СОЗНАНИЕ- это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

ЭМПАТИЯ- это способность чувствовать то же, что чувствуют другие люди, умение разделять чужую радость и горе, способность сопереживать.

ИНЦИДЕНТ- случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение.

КОММУНИКАТОР- индивид или группа, являющиеся источником и носителем коммуникации; тот, кто передает сообщение в процессе коммуникации.

КОММУНИКАЦИЯ- процесс и результат обмена информацией.

ПРОКСЕМИКА — это научная дисциплина, которая занимается проблемами организации и использования человеком пространства, т.е. территориальным поведением человека. Основная часть исследований территориальности была посвящена поведению животных; позднее ученые пришли к выводу, что территориальное поведение человека имеет ту же природу.

ПАРАЛИНГВИСТИКА- раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку, особенности громкости, некодифицированные изменения мелодики, распределение пауз, звуки — «заполнители» пауз (типа русского «ммм…») и т.д.

ИНТЕРАКЦИЯ определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга

ИНЦИДЕНТ(повод) характеризует активизацию действия одной из сторон,

которая ущемляет, пусть даже неумышленно интересы другой стороны.

КОМПРОМИСС- разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.

ПЕРЕГОВОРЫ- это процесс, с помощью которого стороны пытаются разрешить конфликт через согласие.

МОТИВАЦИЯ — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

САМОМАРКЕТИНГ – это умелое представление самого себя и своих возможностей на рынке труда в самом выгодном свете с той целью, чтобы вызвать интерес потенциального работодателя.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — это является «теорией ума и мозга», которая предлагает, чтобы эксплуатационный принцип мозга был целостным, параллельным, и аналоговым, с самоорганизацией тенденций; и утверждает, что целое отличается от суммы его частей. Эффект Гештальт обращается к формирующей форму способности наших чувств, особенно относительно визуального распознавания фигур и целых форм вместо только коллекции простых линий и кривых. Слово Гештальт на немецком языке буквально означает «форма» или «фигура»

АТТРАКЦИЯ- это восприятие привлекательности, притягательности одного человека перед другим.

ТАКЕСИКА- невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением.

ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА — область языкознания, изучающая совокупность этнических, социальных, географических и других факторов, неразрывно связанных с развитием и функционированием языка

ПРОФЕССИОГРАММА — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

«ЭФФЕКТ КРАЯ» — явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ- частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.

ЭФФЕКТ «ПЕРВИЧНОСТИ» — часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь.

Задание 3

Резюме

Каленкина Анастасия Васильевна

Дата рождения: 4 апреля 1989 г.

Гражданство: Россия

Адрес: г. Волжский ул. Космонавтов, 88

Телефон: +7(906) 172-52-75

Эл. почта: mazj09@mail.ru

Цель

Соискание должности бухгалтера

Образование

2011 г.

2012 – 2016 г.

Волгоградский государственный экономико – технический колледж (среднее профессиональное)

Квалификация «Финансист»

Специальность «Финансы (по отраслям)»

Красный диплом

Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ (неоконченное сокращенное высшее)

Квалификация «Экономист»

Специальность «Экономика»

Опыт работы

09.2001 — 01.2005 г. ООО «Эврика-М»

Должность: помощник бухгалтера

— Оформление первичной документации

— Формирование в базе 1С документов по поступлению товаров, услуг, разнесение платежей

— Проверка корректности составления предоставляемых контрагентами первичных документов (актов, счетов-фактур)

— Общение с поставщиками по вопросам предоставляемых документов

— Архивирование документов

— Формирование различных отчетов в базе

Прочее

  • Опытный пользователь ПК: MS Office Word; Internet; Консультант +
  • Английский язык — базовый уровень
  • Легкообучаемость
  • Коммуникабельность, активная жизненная позиция
  • Нацеленность на результат
  • Стрессоустойчивость
  • Стремление к развитию и профессиональному росту

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

404133, Волжский, ул. Космонавтов – 88,кв. 113

Моб. тел. 8-906-172-52-75

18 апреля 2013г

Г-ну Прохорову Сергею Васильевичу,

менеджеру по персоналу фирмы «Новострой»,

404112, Волжский, ул. Дружбы, 17

Уважаемый Сергей Васильевич!

Из вашего объявления в газете «Работа», узнала о том, что в вашей фирме есть вакантная должность бухгалтера. В настоящее время являюсь оператором на ОАО ВАТИ. У меня прекрасные отношения с администрацией и коллективом, но это не та сфера деятельности, в которой мне хотелось бы работать. Я давно подыскивала другую работу, близкую мне по духу и образованию, но до вашего объявления не находила ничего подходящего.

Как будет видно из прилагаемого к этому письму резюме, я владею необходимыми познаниями в пользовании ПК, а также знакома с бухгалтерской документацией. Гарантирую в кратчайший срок разобраться со своими обязанностями и качественно выполнять их.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, связанные с любым аспектом моей трудовой биографии, можете обращаться ко мне в любое удобное для Вас время.

Очень признательна Вам за интерес и внимание, проявленные к моему письму. Надеюсь на положительный ответ с Вашей стороны.

С уважением, Каленкина Анастасия Васильевна.

Задание 4

4.1. Укажите соответствия психолого-педагогических направлений и их представителей:

1

Мотивационная теория личности

А. Маслоу

2

Игра как культурно – историческая универсалия

Й. Хейзинга

3

Гештальтспихология

М. Вертгеймер

4

Диспозициональная теория личности

З. Фрейд

5

Деятельностная теория личности

С. Рубинштейн

6

Поведенческая теория личности

Дж. Уотсон

7

Я-концепция

К. Роджерс

8

Психодинамическая теория личности

Э. Кречмер

9

Трансакционный анализ

Э. Бёрн

10

Аналитическая психология

К. Юнг

4.2. Кто является автором обозначенных ниже произведений? Определите соответствие.

1

Homo Ludens

Й. Хейзинга

2

Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди

Э. Берн

3

Толкование сновидений

З. Фрейд

4

Язык телодвижений

А. Пиз

5

Мотивация и личность

А. Маслоу

6

Потребности, мотивы и эмоции

А.Н. Леонтьев

7

Архетип и символ

К. Г. Юнг

8

Строение тела и характер

Э. Кречмер

9

Теория личности. Психология личных конструктов.

Дж. Келли

10

Человек в поисках смысла

В. Франкл

Задание 5

Прокомментировать статью.

ЛЕБОН Г. Вожаки толпы и их способы убеждения

Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации разнородной толпы и готовит в ней организацию сект. Пока же это не наступит, он управляет ею, так как толпа представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина.

Вожак обыкновенно сначала сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей, апостолом которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком. Потому-то Робеспьер, загипнотизированный идеями Руссо, и пользовался методами инквизиции для их распространения.

Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Презрение и преследование не производят на них впечатления или же только еще сильнее возбуждают их. Личный интерес, семья — все ими приносится в жертву. Инстинкт самосохранения у них исчезает до такой степени, что единственная награда, к которой они стремятся, — это мученичество. Напряженность их собственной веры придает их словам громадную силу внушения. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил.

В вожаках у народов никогда не бывало недостатка, но эти вожаки всегда должны были обладать очень твердыми убеждениями, так как только такие убеждения создают апостолов. Часто вожаками бывают хитрые ораторы, преследующие лишь свои личные интересы и действующие путем поблажки низким инстинктам толпы. Влияние, которым они пользуются, может быть и очень велико, но всегда бывает очень эфемерно. Великие фанатики, увлекавшие душу толпы, Петр Пустынник, Лютер, Савонарола, деятели революции, только тогда подчинили ее своему обаянию, когда сами подпали под обаяние известной идеи. Тогда им удалось создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой и содействует превращению человека в абсолютного раба своей мечты.

Задание 6

Профессиограмма преподавателя высшей школы:

Высшая школа — неотъемлемый институт общества, ориентированный прежде всего на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. В России преподавание в высшей школе осуществляют более 250 тыс. различных специалистов. Это одна из важнейших сфер социальной практики, не только обеспечивающая функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства, государственных органов, но и определяющая будущее общества.

План:

1. Цель и задачи, структура и содержание профессиональной деятельности вузовского преподавателя.

2. Научно-теоретическая модель личности преподавателя вуза, ее структура и содержание.

1

Целью профессиональной деятельности преподавателя является профессионально-личностное развитие студента.

Задачи профессиональной деятельности преподавателя высшей школы:

— создать организационно-педагогические условия для успешного овладения студентом теоретическими знаниями, общекультурными (профессиональными, специальными) компетенциями в рамках основной образовательной программы;

— вооружить студентов системными знаниями о закономерных связях человека с природой, обществом, культурой, государством; о процессе становления человеческой личности; о способах добывания и интерпретации научной информации, способах ее переработки и хранения и др.;

— сформировать и развить прикладные умения будущих специалистов в выбранной предметной и профессиональной деятельности;

— развивать профессиональную направленность личности студента, обеспечить становление общей и профессиональной культуры как способа жизнедеятельности;

— развивать исследовательские способности студентов, формировать навыки научно-исследовательской деятельности;

— содействовать раскрытию профессионально-личностного потенциала студента.

Содержание деятельности вузовского преподавателя включает в себя:

а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную);

б) внеучебную работу.

Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной

форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций,

проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным

видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов,

руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство

практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС.

Учебная нагрузка планируется на каждого преподавателя в строгом соответствии со штатным расписанием (должности – ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор).

Внеучебная работа преподавателя складывается из следующих ее видов:

а) учебно-методическая работа;

б) научно-исследовательская работа;

в) воспитательная работа;

г) организационно-методическая работа.

Внеучебная работа преподавателя составляет «подводную» часть нагрузки и занимает вторую половину дня.

Учебно-методическая работа преподавателя включает в себя:

— подготовка к лекциям

— подготовка к практическим занятиям

— разработка учебно-методических комплексов, учебных программ

— разработка содержания лекций по новому курсу

— разработка содержания семинарских (практических) занятий

— разработка тестов, задач, контрольных заданий

— разработка электронных учебных и методических пособий

— составление экзаменационных вопросов

разработка и подготовка к изданию новых учебных пособий

— подготовка к переизданию методической литературы

— редакционная работа

— подготовка наглядных, мультимедийных пособий для учебного процесса

— осуществление рейтингового контроля знаний студентов

— проведение и посещение открытых занятий

— участие в работе методических комиссий и советов факультета, вуза.

Научно-исследовательская работа преподавателя включает в себя:

— выполнение запланированных госбюджетных и внебюджетных научно-исследовательских работ

— участие в научных конференциях

— подготовка монографий, научных статей

— участие в международных, федеральных, республиканских и отраслевых грантах и проектах

— работа над кандидатскими и докторскими диссертациями

— работа в качестве оппонента или научного рецензента

— научное редактирование научных сборников, научных отчетов

— руководство научным кружком или проблемной группой студентов, магистрантов, аспирантов

— руководство экспериментальной площадкой

— подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, выставках.

Воспитательная работа преподавателя включает в себя:

— работа в качестве куратора академической группы

— подготовка и проведение воспитательных форм работы в студенческих группах (беседы, диспуты)

— работа в студенческом общежитии

— руководство клубами, секциями, кружками и др.

— подготовка и участие в общеуниверситетских и факультетских воспитательных мероприятиях.

Организационно-методическая работа включает в себя:

— выполнение поручений ректората, деканата

— подготовка докладов к заседаниям Ученого совета университета, совета факультета, кафедры

— выполнение кафедральных поручений

Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя вуза представляет собой комплексный вид педагогической деятельности, требующий от него обширных и глубоких знаний, развитых умений как по специальности, так и педагогике высшей школы.

2

Профессиограмма – научно-теоретическая модель специалиста, в которой представлена совокупность необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств.

Профессиограмма преподавателя вуза – научно-теоретическая модель личности преподавателя, отражающая требования к его личностных качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Профессиограмма преподавателя состоит из следующих разделов.

Раздел 1. Свойства и характеристики личности преподавателя

В этом разделе представлены профессионально значимые личностные качества преподавателя, такие как научная эрудиция, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство нового и др.

Раздел 2. Специальная подготовка преподавателя

В данном разделе представлены требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности.

Специальные знания:

— знание предмета на уровне науки;

— знание современных достижений и перспективных направлений развития данной науки;

— знание современного состояния данной отрасли производства;

— знание области профессиональной деятельности по специальности;

— знание ГОС ВПО;

— знание действующих вузовских учебных программ и учебников по предмету;

знание цели и задач обучения предмету;

— знание места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста.

Специальные умения:

— умения по конкретной специальности.

Раздел 3. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя:

В данном разделе представлена совокупность необходимых для успешной педагогической деятельности знаний и умений из области педагогики и психологии.

Психолого-педагогические знания:

— знание педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания, психология студенчества и др.);

— знание теории педагогической деятельности;

— знание современных концепций высшего профессионального образования;

— знание методики обучения предмету.

Педагогические умения:

— диагностические умения;

— проектировочные умения;

— конструктивные умения;

— коммуникативные умения;

— организаторские умения;

— аналитические умения

Педагогические умения – педагогические действия преподавателя, образующие «технику» в его педагогическом труде. Выделенные выше группы педагогических умений соответствуют структурным компонентам педагогической деятельности, а именно: диагностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и аналитический (оценочный) компоненты.

Диагностические умения преподавателя:

— диагностировать начальный, промежуточный и итоговый уровни знаний, умений, навыков и компетенций студентов;

— диагностировать педагогическую ситуацию в студенческой группе;

— выявлять (определять) уровень воспитанности и общей культуры студента;

— и др.

Прогностические умения преподавателя:

— прогнозировать результаты обучения и профессионального воспитания студентов;

— выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;

— планировать свою учебно-методическую (воспитательную) работу со студентами;

— прогнозировать возможные трудности и ошибки студентов в процессе обучения;

— и др.

Конструктивные умения преподавателя:

— научно обоснованно строить образовательный процесс;

— отбирать и применять эффективные технологии, методы, формы, приемы и средства обучения и профессионального воспитания;

— организовывать и управлять СРС;

— активизировать учебную деятельность и процесс творческой самореализации студентов;

— и др.

Коммуникативные умения преподавателя:

— устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами;

— осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к студентам;

— создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический климат;

— управлять поведением студентов;

— мысленно ставить себя на место студентов;

— увлекать студентов, заинтересовывать их профессионально ценными перспективами;

— находить наилучшую форму педагогических требований;

— и др.

Организаторские умения преподавателя:

— организовывать учебную деятельность студентов;

— организовывать свою преподавательскую и воспитательную деятельность;

— организовывать различные профессионально ориентированные мероприятия, формы работы со студентами и др.

Аналитические умения преподавателя:

— анализировать полученные результаты обучения и воспитания студентов;

— анализировать опыт преподавателей, природу успехов и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;

— соотносить свой педагогический опыт с педагогической теорией;

— анализировать сравнительную эффективность применяемых методов, приемов и средств обучения; и др.

21