Особенности работы ду с людьми пожилого возраста

Особенности работы ДУ с людьми зрелого возраста

Древние греки называли этот возраст порой «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент наиболее полного расцвета человеческой личности, тождественности себе.

Акмеология – это наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин).

Этот период охватывает от 30 до 60 лет. И в некоторых периодизациях выделяются подпериоды: переходный (30-35), зрелость (35-50), пожилой возраст (51-60).

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

  • по мнению многих психологов, собственно развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
  • другая точка зрения состоит в том, что этот возраст считается не просто как этап сохранения всего приобретенного ранее, а как фаза дальнейшего развития личности, где достигается пик творческого подхода к жизненным проблемам. Следствием позитивного развития в этот период является достижение чувства самоактуализации;
  • в исследованиях Ананьева было показано, что перестраивается в рамках параметров взрослости, как физическое состояние человека, так и его характеристики как личности и субъекта деятельности. Признаком зрелости является сознание ответственности и стремление к ней;
  • существует и такое мнение по ряду авторов, что средний возраст является временем наибольшей тревоги, депрессии, страха, смерти, стресса и кризисов: кризис середины жизни (40-45 лет Джекс, 1965) или «десятилетие роковой черты» (35-45 Ший, 1976).

Главная характеристика: осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью существования. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Направленность кризиса определяется природной предрасположенностью, качеством прожитой жизнью, запасом физической прочности, ценностными ориентациями, знаниями и умениями как субъекта деятельности.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

Выход в стадию стабилизации: переформулировка целей, ориентированных на реалистичную и сдержанную точку зрения; осознание ограниченности времени жизни всякого человека; собственное Я лишается своего исключительного положения, ориентации на семью, друзей; наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, ограничиваться в планах на будущее; тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным.

Современные исследователи показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психическое явление как кризис идентичности. Под кризисом идентичности понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной группе, в обществе и т.д.

Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности.

Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений; специфика творческой трудовой деятельности.

Разрешение кризиса: на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, что означает найти себе и своему Я место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

Характер проблем и их разрешение различаются у мужчин и женщин.

Интеллектуальное развитие людей зрелого возраста. Оптимум объема и избирательности внимания в 33 года, его устойчивости – 34. Пик невербального интеллекта – 32, 33 года, после идет снижение его уровня.

Интеллектуальная способность определяется: внутренними и внешними факторами (одаренность и образование).

Держится на высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Критическими периодами в развитии интеллекта: 20, 23, 31, 34, 43, 43 года. Сензитивными периодами: 19, 24, 25, 30, 44, 49. Творческая деятельность связана с характером деятельности.

Характеристика психофизиологической природы зрелости:

  1. стабилизация функциональных уровней основных деятельностей и образование долгого стационарного состояния, (генетическая психология);
  2. постепенное, не фронтальное, а гетерохронное протекание инволюционных процессов, (геронтология);
  3. наличие процессов становления, структурно-динамических преобразований конструктивного характера.

Таким образом, природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива. Прослеживается взаимосвязь физиологических изменений с психическим функционированием личности.

24 стр., 11995 слов

Восприятие изменений в облике Великого Новгорода людьми разных возрастных групп

... людьми разного возраста по методике ранжирование Перемены в облике городаПервая возрастная группа (25чел)Вторая возрастная группа (26 чел)Третья возрастная группа ... и временную составляющую, так как сама деятельность человека в архитектурном пространстве - есть динамический ... зрелом возрасте присутствуют следующие характеристики: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях ...

Если в работе досуговых учреждений с молодежью ее специфические запросы и интересы в какой-то мере находят свое выражение, то по отношению к возрастной группе от 30 лет до пенсионного возраста проблема дифференцированного подхода не только не решена, но даже и не поставлена.

Период от 30 до 55-60 лет получил название среднего или зрелого возраста. Более чем какая-либо другая возрастная группа, люди 30-35 лет и старше вовлечены в общественную деятельность, являясь руководителями в различных сферах общественного производства, предпринимателями.

Для образа жизни этой возрастной группы характерна большая трудовая и общественная нагрузка. Однако в возрасте ближе к пенсионному творческий потенциал снижается, а также снижается и культурная активность.

По данным социологов, максимум затрат времени на культурную деятельность приходится в возрасте 15-19 лет а минимум – на 35-39 лет. По сравнению с молодым возрастом значительно снижается количество посещений кино, театров, спортивных зрелищ, участие в кружках художественной самодеятельности.

Для вовлечения данной возрастной группы в клубную деятельность работникам досуговой сферы необходимо знать социальные особенности и потребности населения.

Возрастная группа, объединяющая людей старше 35 лет, достаточно активно высказала заинтересованность в таких массовых мероприятиях, как вечера отдыха, концерты, конкурсно-развлекательные программы.

Возрастную группу людей старше 30, 35 лет интересуют такие формы работы, в процессе которых они могут приобрести знания, навыки и умения, дающие возможность использовать их в быту, в семье.

Среди этих форм – любительские объединения садоводов, огородников, цветоводов. Таких людей много среди жителей небольших поселков, сел, городов. Необходимо выявлять их, находить способы привлечения в досуговое учреждение путем организации конкурсов, выставок и т.д.

13 стр., 6467 слов

Гендерные особенности эмпатии у людей среднего возраста

Московский гуманитарный институт имени Е.Р.Дашковой Курсовая работа Дисциплина: Психология личности и возрастная психология Тема: Гендерные особенности эмпатии у людей среднего возраста Работу выполнила Студентка 4 курса 7 семестра факультета психологии Грязнева Мария Сергеевна Введение..........................................................................................................3 ...

Данная возрастная группа может посещать и кружки прикладного творчества: резьба по дереву, чеканка, вышивание, вязание и др.

Можно в досуговом учреждении создать и общественную мастерскую, в которой можно сделать и отремонтировать предметы домашнего обихода, радиоаппаратуру.

Мероприятия по пропаганде педагогических знаний, детской педагогики и психологии, семейного воспитания, могут найти среди этой возрастной группы активную аудиторию.

В практике ведется работа по организации семейных клубов.

Удовлетворение культурных потребностей данной возрастной группы может быть связана с занятием спортом и физкультурой. Клубы любителей бега объединяют, главным образом, людей зрелого возраста. По данным лаборатории туризма и путешествий, наиболее активными туристами являются группы населения в возрасте от 35 до 50 лет, то есть определенная часть людей зрелого возраста оказывается втянутой в туризм и путешествия.

Действующая в настоящее время тенденция старения населения ведет к увеличению в его структуре людей пенсионного возраста.

Выход на пенсию – переломный момент в жизнедеятельности человека. В большинстве случаев, выходя на пенсию, человек обладает достаточно высокой производственной квалификацией, практическими навыками, житейской мудростью. Актуальной задачей становится включение пожилых людей в различные сферы социальной и культурной жизни, которая позволили бы реализовать их возможности.

Как считают демографы, пенсионный период в среднем приближается к 20 годам, т.е. охватывает довольно значительный этап жизненного пути.

В то же время незанятость определенной части пенсионеров какой-либо общественно полезной деятельностью, разрыв связей с обществом может приводить к деградации пожилого человека. И поэтому одни пенсионеры – активны, деятельны, помогают семье, принимают участие в общественной деятельности, другие – выглядят опустившимися, безразличными людьми, недостатки и слабости их усиливаются. Для того, чтобы пенсионеры не чувствовали разрыва непосредственных связей с обществом, важно найти такие формы досуговой деятельности, которые помогли бы ему расширить духовные контакты с людьми.

11 стр., 5241 слов

Особенности организации семейного досуга

2 Волгоградский Государственный институт Искусств и Культуры Кафедра социально-культурной деятельности Курсовая работа «Особенности организации семейного досуга» (на примере города Камышина) Выполнила: Тюменева И. Проверил: Хасенгалиев А.Л. Камышин 2013 Содержание семья социальный досуг ВВЕДЕНИЕ I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 1.1 Семья как социальный институт 1.2 Структура семьи 1.3 ...

Основные направления в работе ду с пенсионерами

  1. Использование нравственного профессионального опыта представителей этого возраста для углубления взаимосвязи между поколениями, воспитание молодежи.
  2. Удовлетворение культурных потребностей пожилых

Потребности пенсионеров находятся в прямом соответствии с основной социальной функцией ДУ. Именно поэтому досуговые учреждения должны помочь пожилому человеку найти такие сферы социальной, культурной жизни, которые способствовали бы расширению его контактов с людьми, помочь пенсионерам самоопределиться на новом этапе жизни.

Особого внимания заслуживает работа досугового учреждения, ориентированная на реализацию воспитательных возможностей пенсионеров. Особенность жизнедеятельности старшего поколения – непосредственная включенность во все те события, которые теперь стали историей. Активизация интереса к истории страны, родного края представленные через конкретные судьбы земляков, может стать одним из аспектов деятельности досугового учреждения по воспитанию подрастающего поколения.

В этой работе ветераны могут занимать почетное место на встрече поколений, делиться воспоминаниями и в то же время быть активными организаторами таких мероприятий.

Военно-патриотическое воспитание – одно из направлений в деятельности ветеранов Великой Отечественной войны, которых на сегодняшний день осталось очень мало. Для работников досуговых учреждений в этом деле важно: 1) иметь постоянный актив пенсионеров, склонных к такого рода работе; 2) поддерживать тесную связь с ветеранами, которые участвуют в военно-патриотическом воспитании в музеях, библиотеках, школах. Досуговые учреждения здесь должны обеспечить массовую аудиторию.

Проводы молодежи в армию, вечера памяти, тематические вечера, посвященные событиям Великой Отечественной войны, их воспоминания, документы, которые они могут прокомментировать, придают большую убедительность и конкретность. Некоторые участники Великой отечественной войны могут найти себя в юноармейском движении. Особенно это относится к тем случаям, когда они могут участвовать в создании летописи боев, книг боевой славы, альбомов. Участие в таком движении может быть и по месту жительства, и по месту боевых операций во время войны.

4 стр., 1769 слов

33. Теоретические и практические аспекты организации досуга молодежи

... людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Организация массовых досуговых мероприятий – методика организации ... характер, притягивает к себе людей практически всех возрастов и социальных положений. Интерес ... самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более ... жизни в конкретное мероприятие (действие).

Разными способами решается проблема влияния клуба ветеранов на процесс патриотического воспитания молодого поколения. Один из путей – тесная взаимосвязь клуба ветеранов с подростковыми молодежными клубами.

Наиболее интересные формы совместной работы ветеранов и молодежи рождены самой практикой. Уроки мужества, военно-спортивные состязания, поисковые экспедиции, проведение обрядов «Проводы в Армию», «Посвящение в рабочие» – таковы формы работы клуба ветеранов с молодежью.

Совместная работа по организации мероприятий сближает представителей разных поколений, позволяет непосредственно воспринимать их ценностные установки, оценки.

Помимо внутриклубной работы ветераны могут выходить на широкую аудиторию. Это может быть лекционная работа, организация клуба «Юный краевед», работа в детских дворовых клубах. Каждый пенсионер, обладающий культурными знаниями и навыками, представляет для общества определенную ценность. Один из возможных путей привлечения таковых людей к клубной деятельности – обращение к коллекционерам, к тем, кто собирает пластинки, художественные открытки, значки, литературу по определенным отраслям знаний.

Значительным культурным потенциалом обладают вышедшие на пенсию педагоги. Некоторые из них устраиваются работать воспитателями в общежитие, где хорошо организуют воспитательную работу.

Кроме того, пенсионеров можно привлекать к участию в руководстве детскими коллективами, ориентированными на занятия художественного прикладного творчества.

Принимают участие пенсионеры в художественной самодеятельности («Хор ветеранов»), в клубах по интересам и любительских объединениях («Клубы закаливания», «Клубы ветеранов», «Клуб добрых советов»)

Тема: «Аудитория КДУ. Работа КДУ по организации досуга людей зрелого возраста»

План вопроса: 1.0собенности возраста. 2.Проблемы возраста 3.Роль КДУ по организации досуга людей зрелого возраста а. Основные направления и содержание работы КДУ по организации досуга людей зрелого возраста 6. Досуговые формы

7 стр., 3345 слов

Человек и общество

Человеки общество общество индивид потребность межнациональный 1. Понятиеобщества. Основные сферы общественной жизни. 2. Человек,индивид, личность. 3. Потребностии способности человека. 4. Особенностимежличностных отношений. 5. Малаягруппа. 6. Нациии межнациональные отношения в современном обществе. 7. Историческийпроцесс и его участники. 8. Прогресси ...

Взрослая аудитория различается по признакам: -социально-демографические; (пол, возраст, национальность)

— социально-культурные (творческие способности, таланты, дарования,

увлечения. культурные материальные и духовные потребности, сформированные в процесс е развития и становления взрослого человека)

— социально-психологические ( образ жизни, фактор среды, в которой протекает жизнь взрослого человека)

и по следующим критериям: -по возрастному

-по образовательному

-по семейному положению

-по местужительства

-по полу

-по общественной принадлежности

-по традиционному проведению своего сводного времени

1.Взрослый человек-это человек с развитым самосознанием, отражающее его личностное мировоспитание, переживания.

Культурный потенциал реализуется в условиях жизни, воспитании детей.

Люди вовлечены в общественную деятельность, определяют нравственную обстановку в семье, на производстве, в своем окружении. Имеют определенный уровень удовлетворенности своим положением в обществе, занимаемым в нем местом и жизнью в целом. Гораздо больше включены в сложную сеть межличностных отношений. Центральное место занимает труд, который определяет отношения, взаимодействие личности с окружающей средой и обществом в целом; овладели общественными

нормами отношениями. Высокий уровень умственной и физической занятости, дефицит свободного времени, устойчивая тенденция к снижению интереса к искусству, спорту, общению. Активный поиск спутника жизни, самореализация и самоутверждение. Стремление продвинуться по службе. Пользуется правами, обязанностями, свободами граждан. Стабильное окружение (друзья, коллектив), Свободное время поглощено бытом, семейными обязанностями. Обретение самостоятельности и независимости. Высокий уровень творчества.

2.Проблемы возраста: дефицит свободного времени, вредные привычки, развивается социальная пассивность, большая нагрузка на основной работе, тотальная занятость, недовольство своей жизнью, окружающей средой, не устраивает уровень материального обеспечения, неудачи на работе, неудовлетворенность взаимоотношениями с коллегами и друзьями. Семейные проблемы. Неумение организовать «желаемый» досуг и др. проблемы с воспитанием детей.

Тема: «Аудитория КДУ. Работа КДУ по организации досуга людей пожилого возраста»

План вопроса: 1.0собенности возраста. 2Проблемы возраста

3.Роль КДУ по организации досуга людей зрелого возраста а. Основные направления и содержание работы КДУ по организации досуга людей пожилого возраста

6. Досуговые формы

Время физиологического возраста пожилых людей с 50-60-70 лет, когда утрачивается многое. В 50лет -55 человек выходит на пенсию и сразу же резко у него меняется ритм жизни. Выход на пенсию для работающего всю жизнь человека переломный момент в его жизни. В этот период происходит разрыв связей с обществом, коллективом, привычным, устоявшимся кругом общения, сужение контактов. Функции и способности теряются, что одинаково влияет на возраст и дальнейшую жизнь. Снижается творческий уровень, культурная активность, человек быстро утомляется, ощущается недостаток в работоспособности, нежелание воспринимать новое и считаться с требованиями времени и общества. Идет постепенная деградация, обращение к вредным для здоровья занятиям. Могут усиленно развиваться вредные привычки.

Но в то же время остается по — прежнему высокой производственная квалификация, сохраняются практические навыки и умения, опыт работы в своей сфере деятельности. Потребность трудиться на благо людей. Пожилой человек- это воспитатель, наставник, учитель и хороший советчик, обладает мудростью и значительным жизненным опытом. Имеет солидный запас впечатлений, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний. Пользуется общественными правами и нормами. Он может успешно воздействовать на молодежь, передавая ей опыт в различных сферах жизни. В этот период появляется большое количество свободного времени и поэтому идет поиск таких форм досуга, которые были бы близки по духу пожилому человеку и были бы связаны с его бывшей трудовой деятельностью, интересами и привычками. Например, развивается интерес к истории, собирательству, к ушедшему прошлому и др.

В этот возрастной период перед пожилым человеком встает много неразрешимых проблем:

— разрыв связей с обществом, невостребованность и даже забытость, изоляция пенсионера от общества и привычного круга общения;

— пошатнувшееся здоровье, быстрая утомляемость;

— отсутствие должного внимания со стороны близких и родственников. Нежелание с их

стороны воспринимать советы и рекомендации старших; — засилье вредных привычек;

— постепенная деградация, безразличие к окружающему миру;

— поиск другой среды для компенсации потерянного привычного круга общения.

— простор свободного времени, незанятость ничем.

КДУ — это те учреждения культуры, которые призваны обеспечить досуг пожилому человеку. Это библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, планетарии, дома культуры, театры и филармония и др. Свою работу по организации досуга пожилого человека они выстраивают

по следующим примерным направлениям:

1.Рекреативно-оздоровительная деятельность

2.этнографическая и краеведческая работа ( фольклор, ремесла и промыслы, история, краеведение)

3.0рганизация общения

4. Организация отдыха и развлечений

5. Туристско-экскурсионая работа.

6. Художественно-творческая деятельность

Основные досуговые Формы

Встречи, беседы, концерты, спектакли, экскурсии, выставки. Вечера танцев, романсов, ярмарки, дни отдыха, конкурсные программы, посиделки. Праздники: День пожилого человека, день матери, день победы, день здоровья, день города, день защитников Отечества — в эти дни для пожилых людей готовится специализированная программа в соответствии с их интересами и возрастом.

Люди пожилого возраста очень ранимы и беззащитны и поэтому к ним требуется особый подход и уважение к их возрасту и их делам и поступкам со стороны всех окружающих их людей.

Организация работы ду с семьей

Направления, задачи и содержание работы ДУ с семьей

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоцианальный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Проблемы современной семьи

Семья – один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и под­растающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включаю­щие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.

Семья представляет собой определенный социальный институт, который играет немаловажную роль в развитии общества. Государственная политика направлена на укрепление здоровья семей, создание семьям благоприятных условий для проживания, воспитания подрастающего поколения.

Уровень семейного досуга во многом определяется условиями жизни семей, их образовательным уровнем, интересами, финансовыми возможностями. Досуговые учреждения рассматривают семью как определенный сегмент рынка, на который они обязаны представить разнообразный спектр досуговых услуг. Прежде всего:

  • распространение и внедрение в практику методов воспитания через традиционную и нетрадиционную этнопедагогику;
  • поиск путей сохранения семейных отношений, помощь семьям в поиске выхода из различных семейных ситуаций;
  • оказание помощи семье в воспитании детей, развитии их творческого и интеллектуального потенциала;
  • организация семейного досуга.

Прежде, чем более конкретно досуговые учреждения определятся в направлениях работы с семьей, необходимо изучить рынок семейного досуга и знать классификацию семейных структур.

Все семьи можно разделить по следующим признакам:

  • демографический (молодежная семья, семья, имеющая одного, двух детей, многодетная, полная, неполная, семья с представителями нескольких поколений);
  • социальный (городская, сельская, студенческая, семья рабочих, служащих и т.д., смешанные семьи);
  • временной (молодая с новорожденным, взрослыми детьми, не имеющими детей);
  • педагогический (недостаточный или достаточный уровень педагогической культуры);
  • тип внутрисемейного уклада (с твердым укладом, преобладание внесемейной ориентации;
  • национальный.

Всю работу с семьей досуговые учреждения строят в содружестве со школой, трудовыми коллективами, где работают родители, комитетами по народному образованию, детскими учреждениями с отделениями Российского детского фонда, с национальными культурными центрами, оздоровительными и правоохранительными органами, с комитетами социальной защиты и с добровольными объединениями.

Социальные функции ду

  1. Просветительская – распространение средствами культурно-досуговой деятельности, семейно-педагогических знаний (университеты и школы педагогического мастерства, лектории, читательские конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, лекции, беседы).
  2. Коммуникативная – помочь семьям в общении друг с другом, с людьми старшего поколения, помочь выработке правильных взаимоотношений в семье ребенок-родитель.
  3. Ценностно-ориентационная функция – формирование нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей у взрослых и детей.

В качестве оценки полноценности досуга используется два основных критерия. Первый – объем свободного времени, отводимого на семейный досуг. И второе – содержание досуга. Оба показателя определяются уровнем развития духовного мира родителей, финансовыми возможностями семьи, а также всем укладом жизни. Если большую часть времени мама вынуждена тратить на обслуживание своих домочадцев, то у нее не остается свободного времени на организацию семейного досуга и свой отдых. Поэтому очень важно, чтобы у каждого члена семьи был определенный круг обязанностей по дому, что позволит высвободить время для содержательного совместного досуга.

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена. В семье, где увлекаются туризмом или являются заядлыми театралами, гораздо проще организовать совместный досуг, чем в той, где в свободное время папа занят охотой и рыбалкой, мама – вязанием, сын – роликами, а дочь – танцами и рисованием. Однако часто внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Например, разные потребности детей и взрослых можно реализовать во время совместного отдыха за городом, на даче, в доме отдыха, на турбазе и т.п. Конечно, это не идеальный способ время препровождения, так как в нем отсутствует главный показатель совместного отдыха – общение. Но гораздо лучше, чем вариант, когда каждый настаивает на своем и не учитывает интересы другого.

В семье, где дети еще совсем маленькие и процесс формирования традиций семейного отдыха только начинается хорошо, если молодые родители уже «с пеленок» вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них. Так, развиваются интересы и у детей. Например, малыш, которого уже с года папа и мама берут с собой в рюкзаке в многодневный поход, как правило, вырастает заядлым туристом. Если двухлетнего берут с собой на занятия в спортивный или тренажерный зал, то, вырастая, он не останется равнодушным к спорту. В доме, где доброй традицией является подготовка семейных концертов к каждому празднику, обычно растет ребенок, чуткий к музыке, к поэзии.

Все зависит от того, с каким настроением вся семья подходит к организации того или иного мероприятия, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера.

Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: условия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, физические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, крайне низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещений для развертывания семейных клубов, музыкальными инструментами, инвентарем для любительских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и др.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-досуговой сферы и одновременное возрастание платных услуг в этой сфере.

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие досуговые учреждения.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья – дети, семья – семья, дети – дети, дети – подростки – взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитационную функцию, активно воздействуют на создание благоприятного климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Формы работы с семьей

  • Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
  • Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
  • Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.
  • Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
  • Семейные сеансы в кинотеатрах
  • Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
  • Совместное посещение концертов и массовых праздников
  • Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Семейные праздники

Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, возвращение из дальней поездки одного из родственников, начало или окончание школьной жизни, достижения в спорте, учебе, творчестве и т.п. Для школьников могут проводиться маленькие праздники-сюрпризы, которые организуются для того, чтобы доставить ребенку удовольствие.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождение одного из детей. Дети, как правило, с нетерпением ждут его. Однако, очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, Праздник по поводу дня рождения ребенка будет удачным, если родители сумеют правильно организовать его.

Прежде всего, необходимо помнить, что день рождение ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Опыт показывает, что очень часто родители приглашают родственников и друзей, накрывают стол, произносят одни и те же тосты и, в конце концов, забывают о малыше. Виновник торжества остается в своем игровом уголке, предоставленный сам себе. Чтобы избежать этого, хорошо организовать любимые им игры, приготовить то, что он любит, и т.п. С ребенком пяти – семи лет можно заранее обсудить те мероприятия, которые будут для него интересны.

Далее необходимо определить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника: разработку сценария, продумывание интерьера, подготовку сувениров для гостей.

Композицию праздника необходимо продумывать, если он не сводится только к приему гостей. День рождения с самого утра может начинаться с сюрпризов.

Утреннее вручение подарка можно организовать по-разному. Можно проснувшись пораньше, подождать пробуждение ребенка и прийти с поздравлениями всей семьей, спеть песню, прочитать полученные телеграммы и открытки. А можно показать «волшебный» конверт (красиво украшенный), открыть его вместе с малышом и обнаружить там старинную карту. На карте будут обозначены разные города (если предполагается сухопутное путешествие) или порты (если путешествие будет морским).

Населенные пункты соединены пунктирными линиями, показывающими направление движения. Это не что иное, как зашифрованные праздничные мероприятия (походы в парк, игры в лесу, посещение кафе, прием гостей и т.п.) Вместе с ребенком нужно внимательно рассмотреть карту и начать (движение) в соответствии с маршрутом. Могут быть и другие варианты.

Следующее условие, которое обеспечит успешность празднование дня рождения, связано с составлением сценария.

Сценарий – это детальная литературно-художественная разработка культурно-деловой программы.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными.

В односюжетном все эпизоды объединены одним содержанием (например, «необыкновенное приключение», «Мамин котеночек», «Если в дом пришел робот» и т.п.)

Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, развлечений, конкурсов, не соединенных единым содержанием.

Конечно, не следует забывать и о праздничном столе, меню которого должно быть составлено в соответствии со вкусами детей данного возраста. Хорошо, если оформление стола соответствует сюжету праздника.

После того, как сценарий разработан, можно подумать об оформлении квартиры, дома или помещения, где будет проводиться праздник: уместны новогодние гирлянды огней, разнообразные веночки, цветочные композиции, воздушные шары и пр.

Для гостей помимо игр и развлечений, надо приготовить сувениры и призы (для награждения победителей в конкурсе).

В качестве сувениров могут использоваться маски, игрушки-забавы, книжки, карандаши и т.п. Призы и сувениры можно изготовить самим, можно приобрести в магазине. Сюрпризы для гостей позволят создать атмосферу общего веселья. Вместе с тем гости почувствуют, что их ждали, к их приходу готовились.

Наконец настало время поговорить о подарках для самого виновника торжества. Обычно родители стараются приобрести какую-то полезную вещь. Например, рубашку, сапоги, брюки, платье. Дошкольникам традиционно дарят игрушки.

Конечно, одежда, обувь нужны, и их все равно купят. Но в день рождение лучше подарить ребенку то, чего он очень хочет и ждет.

Итак, хорошо продуманная композиция праздника должна способствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных походов

Выбор формы проведения выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей, но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Он служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, потраченных за неделю. Сочетание всех основных составных частей полноценного отдыха (двигательная активность, благотворное воздействие природных факторов познавательность, разнообразие впечатлений, общение с новыми людьми и т.п.) делает туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнце, воздуха, воды – и разнообразной двигательной активности. Доказано, что продолжительное выполнение циклических упражнений умеренной нагрузке (ходьба, езда на велосипеде, на лыжах, бег, прыжки) способствует развитию выносливости, которая в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор. Ребенка формируют представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

В походах дошкольники приобретают первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.).

У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает: дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения

Таким образом, семейный отдых в выходные дни и во время отпуска в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

В работе ду с семьей можно выделить следующие этапы:

  1. Изучение семейной аудитории (через анкетирование, интервьюирование, беседы, наблюдения, опросы, эксперимент)
  2. Составление паспорта семейной аудитории по ее признакам.
  3. Определение спектра услуг по трем основным видам работы (массовая, групповая, индивидуальная)
  4. Подбор руководителей и поиск энтузиастов в организации семейного досуга.
  5. Определение партнеров для проведения отдельных форм работы с семьей и по направлениям работы (туристская, спортивно-оздоровительная, педагогическая и т.д.)
  6. Разработка планов работы с семьями в зависимости от их типа, составление программы семейного досуга.
  7. Обеспечение помещением, оборудованием, инвентарем.

Особую роль ДУ играют в организации современных видов семейных объединений. Они могут быть для людей среднего и пожилого возраста, объединения бездетных семей, имеющих детей-инвалидов.

На базе ДУ могут создаваться семейные ассоциации, объединяющие семьи с различными проблемами (погибшие дети, дети наркоманы, семьи, потерявшие своих детей в войнах и при исполнении служебных обязанностей).

Также могут создаваться родительские советы, которые участвуют в организационной деятельности ДУ при проведении смотров, детских фестивалей самодеятельного и художественного творчества, выставок, спортивных соревнований, детских праздников, семейных праздников и торжеств, детских фольклорных праздников.

Задача ДУ с семьей в организации досуга всей семьи. Иногда взрослые заняты на своем мероприятии, в ДУ может быть организована детская комната.

ДУ видит свою работу по проведении семейных Дней отдыха, где целый день заняты родители и дети отдельно или совместно.

Работа ДУ направлена и на воспитание у детей уважения к своим родителям, их профессии. Проводятся на базе ДУ «День матери», «День защиты детей», турниры «Прекрасных дам», вечера «Ода профессии мужа», «Давайте поговорим о любви», различные семейные торжества.

Формы работы с семьей

Все формы по работе с семьей можно разделить на три группы: массовые, групповые, индивидуальные.

Массовые формы – это наиболее яркие, эмоциональные, художественно-выразительные формы, построенные на сопереживании всех членов семьи. Прежде всего – это праздники. Праздник – это не только зрелище, но и активное общение. Праздники семьи дифференцируются (подразделяются) по площади проведения (клуб, фойе, стадион, комната отдыха, клубное кафе, село, город); времени года (зимние – рождественские, новогодние, осенние, летние и т.д.); по конкретной тематике и направленности (фольклорные, художественные, прикладного творчества, юбилейные)

Семейные праздники не обязательно должны быть массовыми. Они могут проводиться в небольшой аудитории. Лучше всего 3 – 6 семей. Строятся такие мероприятия по двум принципам:

  1. параллельности (когда заняты взрослые и дети на разных программах – параллельно).
  2. совместимости – одновременно дети и родители.

К массовым праздникам можно отнести «Дни семейного отдыха» в воскресные дни – отдых всей семьи. Именно такие мероприятия привлекают наибольшее число посетителей. Цель их – организовать активный отдых родителей с детьми, преодолеть пассивность отдыха в семье, вывести его за рамки домашнего времяпровождения. Специфика таких дней заключается в том, что они проводятся для групп «родители – дети» и должны предусматривать как раздельные (познавательные и развлекательные занятия) тех и других групп, так и совместные. Дни семейного отдыха могут быть тематическими: музыкальные, литературные, спортивные, сезонные, юбилейные и т.д. Этот день может начаться утром в 10 – 11 часов с перерывом или без него и продолжаться до вечера. В него могут входить семейные конкурсы на самую смешную семейную историю, лучшую частушку, сказку), аукционы, викторины, игры, просмотр мультфильмов, концерт детской художественной самодеятельности, осмотр выставок, спортивные соревнования, «круглый стол», встречи с известными людьми, танцевальной программой, лекции, диспуты, совместным чаепитием и т.д. В зависимости от времени года выбирается и площадка – на открытом воздухе или в помещении. А может быть и то, и другое.

Готовит День семейного отдыха Штаб, в который входят работники ДУ, родители, дети. Штаб выбирает название, тему, эмблему, оформление, сценарий, организует транспорт, питание, площадку, рекламу, торговые точки. Программа Дня семейного отдыха должна быть известна заранее с указанием времени, места и формы работы.

Популярностью пользуются и такие праздники как «Папа, мама, я – спортивная семья». «Семейный калейдоскоп» — особый вид праздников. Калейдоскоп – смена объекта семьи (дети, папа, мама, дедушка, бабушка).

Это рассказ в художественной форме об одном из членов семьи. Если семья большая, то можно проводить такое мероприятие ежемесячно, если небольшая – 1 раз в квартал.

Большой популярностью пользуется праздник «День матери», праздник как «День защитников Отечества», профессиональные праздники с участием детей и родителей, «Мы и наши дети» — песенная, художественная, наглядная, танцевальная номинации. Конкурсные программы «Моя семья», «А ну-ка, бабушки!» и т.д.

ДУ организует семейные традиционные сезонные праздники. «Праздник осени», «Рождественская елка», Новый год», «День защиты детей», «Иван Купала» и другие.

Семейные обряды, в отличие от семейных праздников, не желательно выносить на большую аудиторию. Это традиционные дни рождения, трудовые, свадебные юбилеи. Они требуют особой торжественности, хорошего оформления, обязательного наличия добротного сценария, рассчитанного не на шаблонные обряды, а обряды, рассчитанные на каждую индивидуальную семью.

Групповые формы работы с семьей

Это, прежде всего, семейные клубы, которые подразделяются на три группы:

  1. Клубы, объединенные по характеру деятельности: семейные клубы туристов, здорового образа жизни, театрально-музыкальные клубы, семейные клубы лидерского типа.
  2. По составу участников: семейные клубы многодетных родителей, студенческие семейные клубы, объединяющие неполные семьи.
  3. Семейные клубы по уровню развития: (от одного до двух лет работы, от двух до шести лет работы и более).

Каждый клуб имеет свои задачи, содержание работы в зависимости от его направленности. Каждый клуб должен иметь свой Устав, который принимается общим собранием членов клуба. В Уставе определено содержание работы, членство, финансовая база, режим работы, обязанности членов семейного клуба. Название семейного клуба должно органически вытекать из содержания работы клуба, быть коротким, интересным, запоминающимся. Обычно семейный клуб имеет свою эмблему. Руководитель клуба избирается из числа членов клуба. Вся деятельность семейных клубов построена на совместном участии детей и родителей. Участие родителей в таких семейных клубах могут определятся следующими мотивами:

  1. желание получить хотя бы минимальный уровень практических навыков от более опытных родителей, воспользоваться «копилкой» коллективного опыта по воспитанию, развитию и оздоровлению детей;
  2. потребность в систематизации и расширении педагогических знаний;
  3. найти в клубах поддержку семей, у которых такие же проблемы;
  4. желанием обучить ребенка отдельным видам искусства с привлечением педагогов;
  5. стремление самих родителей получить определенные навыки, умения, занимаясь вместе с детьми.

Психологические мотивы:

  • любопытство, желание творческого самоутверждения

Практические мотивы:

  • профессиональная и творческая заинтересованность, информационный комфорт, возможность участвовать всей семьей в массовых мероприятиях.

К групповым формам работы клуба с родителями – это беседы, встречи со специалистами (социологом, психологом, врачами, представителями правоохранительных органов)

Индивидуальная работа – это консультации специалистов разного профиля, как условие сохранения нормальных семейных отношений, оказание помощи семьям в решении конфликтных ситуаций. Это и индивидуальные беседы с трудными детьми, с родителями из неблагополучных семей.

Все формы работы с семьей можно организовать ДУ и по месту жительства семей и на базе детского дворового клуба, в общежитиях.

Педагогическая пропаганда среди родителей

Как показывает опыт, значительная часть родителей ощущает недостаток педагогических знаний и нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Эту помощь и призваны оказывать досуговые учреждения в контакте со школой, библиотеками, центрами психологической помощи. Квалифицированная педагогическая пропаганда среди родителей помогает осуществлять и совершенствовать семейное воспитание.

Родителей необходимо познакомить с основами педагогики, разъяснить сущность таких принципов, как воспитание в коллективе, в процессе труда, систематичность и последовательность в воспитании детей, а также методику их осуществления в процессе семейного воспитания. Большое внимание следует уделить и ознакомлению родителей с вопросами возрастной психологии, закономерностями физиологического и психологического развития детей разных возрастных категорий. Интерес родителей, несомненно, вызовут мероприятия досуговых учреждений, посвященные таким вопросам, как «Режим для детей разных возрастов», «Предупреждение и лечение детских заболеваний», «Контроль родителей за физическим развитием детей», «Предупреждение наркомании, детского алкоголизма и табакокурения», «Организация семейного досуга детей» и др.

Наиболее распространенными формами пропаганды педагогических знаний являются: массовые формы – лектории для родителей, родительские конференции, устные журналы, вечера вопросов и ответов, дни родителей, дни семейного отдыха; групповые формы – клубы родителей, кружки по отдельным проблемам семейного воспитания, групповые консультации; индивидуальные формы – беседы, консультации со специалистами (медиками, психологами, учителями и т.д.).

Устная пропаганда педагогических знаний осуществляется путем бесед, лекций, консультаций. Беседы и консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В групповых могут раскрываться общие проблемы семейного воспитания, например, какую помощь оказывать детям в дни экзаменов, как воспитывать усидчивость, формировать внимание. Во время индивидуальных бесед или консультаций родители могут получить разъяснение по многим частным вопросам воспитания детей в семье, с учетом их возрастных, половых, психологических особенностей. С большим интересом родители принимают участие в беседах с врачами, с работниками милиции, прокуратуры о правонарушениях детей и их профилактике. Подобные встречи повышают чувство ответственности родителей за воспитание детей.

Лекции являются основным методом распространения педагогических знаний среди родителей. Особенно эффективны циклы лекций, так как они охватывают более широкий круг знаний. Так, например, цикл лекций под названием «Школа, семья, жизнь» может включать следующие темы: «Семья и воспитание гражданственности», «Трудовое воспитание в семье», «роль семейных традиций в воспитании детей», «Растить будущих защитников Родины», «Как приобщить ребенка к искусству», «Как сделать отдых детей активным и содержательным».

При организации лектория следует уделить внимание составлению тематического плана, позаботиться о доступности, актуальности преподносимого материала. Большой популярностью среди родителей пользуются, например, темы: «Человек будущего воспитывается сегодня», «Знаем ли мы своих детей», «Как воспитывать культуру поведения», «Кто такие трудные дети?» и др. Организуется широкая информация населения о планах работы лектория. Абонементы, приглашения родителям распространяются с помощью учителей, родительского совета, активистов, через учащихся.

Родительские конференции ценны тем, что помогают сделать достоянием всех положительный опыт воспитания детей в семье. В ходе подготовки конференции организуются консультации специалистов для родителей, готовящихся к выступлениям, сбор образцов ученических работ, фотографий, книг, фильмов, спектаклей, телевизионных передач по вопросам воспитания детей и подростков. Большой интерес у населения вызывают вечера вопросов и ответов. Опыт показывает, что, хотя родителей интересует большое число вопросов нецелесообразно. Гораздо лучше ограничиваться более узкими темами, а именно: «Нравственное воспитание в семье», «Как организовать семейный быт, внешкольные занятия и досуг детей», «Как воспитать у детей художественный вкус».

Также в педагогической пропаганде можно использовать и устные журналы. В каждом очередном выпуске устного журнала можно выделить страницу, посвященную педагогическим вопросам. Иногда целесообразно и полностью весь выпуск устного журнала посвятить вопросам педагогической пропаганды. Приведем примерный перечень страниц устного журнала «Родителям о детях»:

1 – я страница — «Воспитание у детей чувства долга и ответственности».

2 – я страница – «Рабочий уголок школьника в семье».

3 – я страница – «О досуге детей».

4 – я страница – «Новинки детской литературы».

5 – я страница – «Советы по домоводству».

6 – я страница – «Новое в школьной художественной самодеятельности».

В каждой странице можно использовать кинофильмы или диафильмы, показ фотографий через эпидиаскоп, выступление участников художественной самодеятельности.

Дни родителей имеют цель установить более тесную связь родителей со школой, ознакомить их с работой педагогического коллектива. В программе дня – лекции, доклады или встречи, в которых могут принимать участие руководители РОНО, местные органы управления, директор школы, учителя и, конечно, родители. Родители знакомятся с задачами народного образования, с делами школы; педагоги рассказывают о том, как учатся и ведут себя дети, проводят индивидуальные или групповые консультации, беседы. Поскольку день родителей проводится обычно в воскресенье, можно расширить программу и организовать демонстрацию художественного фильма, посвященного вопросам воспитания детей, сделать библиографический обзор книжной выставки, провести обсуждение педагогической литературы, книг для детей. Внимание родителей привлечет образец рабочего уголка школьника, выставка творческих и художественных работ школьников, стенной бюллетень «Голос родителей».

Совершенствуя эту форму работы, многие досуговые учреждения вместе со школами перешли к организации дней семейного отдыха. Задача их не только в повышении культурного педагогического уровня родителей, но и в стремлении наполнить время отдыха семьи разнообразным интересным содержанием. В программу этого дня включено немало увлекательного и для детей – игры. Аттракционы, кинопутешествия, встречи с людьми разных профессий, выступления семейных коллективов, соревнования типа телевизионных «Папа, мама и я – спортивная семья».

Педагогическая пропаганда среди родителей может быть глубокой по содержанию, живой и разнообразной по формам, а, следовательно, наиболее эффективной, только при условии, что клубные работники проводят ее систематически, в тесной связи со школой, с постоянной помощью родительского совета, местной общественности.

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья — дети, семья — семья, дети — дети, дети — подростки — взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.

Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей — от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, так и в сфере свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, интернет-кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.

Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении наряду с родительскими комитетами в учебно-воспитательных учреждениях заслуживает внимания опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общная» система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США, Канады и других западных стран.

Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, в организации психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.

В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у специалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения).

В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.

Как показывает опыт, значительная часть родителей ощущает недостаток педагогических знаний и нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Эту помощь и призваны оказывать досуговые учреждения в контакте со школой, библиотеками, центрами психологической помощи. Квалифицированная педагогическая пропаганда среди родителей помогает осуществлять и совершенствовать семейное воспитание.

Родителей необходимо познакомить с основами педагогики, разъяснить сущность таких принципов, как воспитание в коллективе, в процессе труда, систематичность и последовательность в воспитании детей, а также методику их осуществления в процессе семейного воспитания. Большое внимание следует уделить и ознакомлению родителей с вопросами возрастной психологии, закономерностями физиологического и психологического развития детей разных возрастных категорий. Интерес родителей, несомненно, вызовут мероприятия досуговых учреждений, посвященные таким вопросам, как «Режим для детей разных возрастов», «Предупреждение и лечение детских заболеваний», «Контроль родителей за физическим развитием детей», «Предупреждение наркомании, детского алкоголизма и табакокурения», «Организация семейного досуга детей» и др.

Наиболее распространенными формами пропаганды педагогических знаний являются: массовые формы – лектории для родителей, родительские конференции, устные журналы, вечера вопросов и ответов, дни родителей, дни семейного отдыха; групповые формы – клубы родителей, кружки по отдельным проблемам семейного воспитания, групповые консультации; индивидуальные формы – беседы, консультации со специалистами (медиками, психологами, учителями и т.д.).

Устная пропаганда педагогических знаний осуществляется путем бесед, лекций, консультаций. Беседы и консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В групповых могут раскрываться общие проблемы семейного воспитания, например, какую помощь оказывать детям в дни экзаменов, как воспитывать усидчивость, формировать внимание. Во время индивидуальных бесед или консультаций родители могут получить разъяснение по многим частным вопросам воспитания детей в семье, с учетом их возрастных, половых, психологических особенностей. С большим интересом родители принимают участие в беседах с врачами, с работниками милиции, прокуратуры о правонарушениях детей и их профилактике. Подобные встречи повышают чувство ответственности родителей за воспитание детей.

Лекции являются основным методом распространения педагогических знаний среди родителей. Особенно эффективны циклы лекций, так как они охватывают более широкий круг знаний. Так, например, цикл лекций под названием «Школа, семья, жизнь» может включать следующие темы: «Семья и воспитание гражданственности», «Трудовое воспитание в семье», «роль семейных традиций в воспитании детей», «Растить будущих защитников Родины», «Как приобщить ребенка к искусству», «Как сделать отдых детей активным и содержательным».

При организации лектория следует уделить внимание составлению тематического плана, позаботиться о доступности, актуальности преподносимого материала. Большой популярностью среди родителей пользуются, например, темы: «Человек будущего воспитывается сегодня», «Знаем ли мы своих детей», «Как воспитывать культуру поведения», «Кто такие трудные дети?» и др. Организуется широкая информация населения о планах работы лектория. Абонементы, приглашения родителям распространяются с помощью учителей, родительского совета, активистов, через учащихся.

Родительские конференции ценны тем, что помогают сделать достоянием всех положительный опыт воспитания детей в семье. В ходе подготовки конференции организуются консультации специалистов для родителей, готовящихся к выступлениям, сбор образцов ученических работ, фотографий, книг, фильмов, спектаклей, телевизионных передач по вопросам воспитания детей и подростков. Большой интерес у населения вызывают вечера вопросов и ответов. Опыт показывает, что, хотя родителей интересует большое число вопросов нецелесообразно. Гораздо лучше ограничиваться более узкими темами, а именно: «Нравственное воспитание в семье», «Как организовать семейный быт, внешкольные занятия и досуг детей», «Как воспитать у детей художественный вкус».

Также в педагогической пропаганде можно использовать и устные журналы. В каждом очередном выпуске устного журнала можно выделить страницу, посвященную педагогическим вопросам. Иногда целесообразно и полностью весь выпуск устного журнала посвятить вопросам педагогической пропаганды. Приведем примерный перечень страниц устного журнала «Родителям о детях»:

1 – я страница — «Воспитание у детей чувства долга и ответственности».

2 – я страница – «Рабочий уголок школьника в семье».

3 – я страница – «О досуге детей».

4 – я страница – «Новинки детской литературы».

5 – я страница – «Советы по домоводству».

6 – я страница – «Новое в школьной художественной самодеятельности».

В каждой странице можно использовать кинофильмы или диафильмы, показ фотографий через эпидиаскоп, выступление участников художественной самодеятельности.

Дни родителей имеют цель установить более тесную связь родителей со школой, ознакомить их с работой педагогического коллектива. В программе дня – лекции, доклады или встречи, в которых могут принимать участие руководители РОНО, местные органы управления, директор школы, учителя и, конечно, родители. Родители знакомятся с задачами народного образования, с делами школы; педагоги рассказывают о том, как учатся и ведут себя дети, проводят индивидуальные или групповые консультации, беседы. Поскольку день родителей проводится обычно в воскресенье, можно расширить программу и организовать демонстрацию художественного фильма, посвященного вопросам воспитания детей, сделать библиографический обзор книжной выставки, провести обсуждение педагогической литературы, книг для детей. Внимание родителей привлечет образец рабочего уголка школьника, выставка творческих и художественных работ школьников, стенной бюллетень «Голос родителей».

Совершенствуя эту форму работы, многие досуговые учреждения вместе со школами перешли к организации дней семейного отдыха. Задача их не только в повышении культурного педагогического уровня родителей, но и в стремлении наполнить время отдыха семьи разнообразным интересным содержанием. В программу этого дня включено немало увлекательного и для детей – игры. Аттракционы, кинопутешествия, встречи с людьми разных профессий, выступления семейных коллективов, соревнования типа телевизионных «Папа, мама и я – спортивная семья».

Педагогическая пропаганда среди родителей может быть глубокой по содержанию, живой и разнообразной по формам, а, следовательно, наиболее эффективной, только при условии, что клубные работники проводят ее систематически, в тесной связи со школой, с постоянной помощью родительского совета, местной общественности.

Организация работы ду с инвалидами

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – инвалиды. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Из-за своих недугов эти люди имеют ограниченные возможности и не могут вести обычный образ жизни, так как окружающий мир они воспринимают по-своему.

Сегодня проблема отношения к инвалидам становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5–8% — с наследственной патологией и 1–2% — с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время дети-инвалиды составляют 10% от общего числа детей, обучающихся в школьных учреждениях.

Что же такое инвалидность? Инвалидность (недееспособность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Главная задача досуговых учреждений при работе с инвалидами – это социальная адаптация. Необходимо дать почувствовать человеку себя наравне со здоровыми людьми, поверить в свои силы и возможности, поверить в то, что их помнят, о них заботятся. Дать понять, что они не одиноки. ДУ призваны решать вопросы взаимоотношений: поиск партнера, друга, спутника жизни, получение признания у значимых людей, преодоление страхов и барьеров во взаимоотношениях с людьми. Поэтому организация работы ДУ с инвалидами имеет свою специфику и особенности.

Принципы работы с инвалидами

  1. Гуманизм – вера в возможности, субъективный позитивный подход.
  2. Реалистичность – учет реальных возможностей индивида и ситуации.
  3. Системность – постоянная работа с данной категорией посетителей ДУ.
  4. Вариативность – изменчивость содержания, форм и способов воздействия, способствующих развитию личности инвалида.

Основные формы работы ду с инвалидами

  • календарные праздники;
  • фестивали творчества;
  • выставки работ инвалидов;
  • спортивные соревнования;
  • консультации психолога;
  • кружковая работа и т. д.

Работа ДУ с трудовыми коллективами

Современные государственные, акционированные, совместные и частные предприятия разных типов с полным основанием можно отнести к институтам, которые самым существенным образом влияют на социально-культурную среду региона.

Осуществляя классификацию трудовых коллективов, функционирующих в современном обществе, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферы их функционирования и формы собственности, на которых базируется их деятельность.

Классификация трудовых коллективов

1.типологический признак – сфера функционирования

Сферы, в которых функционирует

коллектив

Виды трудовых коллективов

Управление

Управленческие

Материальное производство

Промышленные, строительные, сельскохозяйственные, транспортные

Торговля, общественное питание,

бытовое обслуживание

Обслуживание

Образование, здравоохранение, физкультура и спорт

Педагогические, лечебные,

оздоровительные

Наука, искусство и культура

Творческие (научные, информацион-

ные, художественные)

Армия

Военные

2.Типологический признак – форма собственности

Формы собственности

Виды трудовых коллективов

Государственная

Государственные организации и предприятия

Кооперативная, акционерная

Акционерные предприятия и организации сферы

досуга

Частная, индивидуальная,

семейная

Частные (приватизированные) предприятия и организации, осуществляющие деятельность на индивидуальной или семейной основе

Смешанная

Совместные предприятия и организации

Кроме того, трудовые коллективы со сходными существенными чертами и исходными социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип – остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы.

В досуговой сфере все полнее утверждается принцип договорно-заказных отношений между субъектами социально-культурной деятельности. Этот принцип позволяет перейти от авторитарно-бюрократических методов управления к гибким механизмам регулирования социально-культурных процессов. Приоритетное место здесь занимают интеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной деятельности – государственных, частных (коммерческих) и общественно-добровольных структур. Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворение досуговых потребностей спускались «сверху», то в современных условиях содержание социально-культурного заказа формируется, как правило, «снизу», на основе самодеятельных инициатив, самоопределение социальных субъектов. Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах создаются гибкие, подвижные организационные структуры – временные творческие коллективы. Они действуют на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые реализуется социально-культурная политика на местах.

Взаимоотношение заказчиков и исполнителей при этом становятся основой разнообразия, гибкости, динамичности, вариативности деятельности социально-культурных институтов.

Горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строятся на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, которая организуется по горизонтали, без команд и регламентаций «сверху», обеспечивает максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.

Наконец, еще один важный принцип, регулирующий взаимоотношения субъектов в социально-культурной сфере, — это программно-целевой принцип финансирования. Практическое применение этого принципа предполагает не финансовое обеспечение существования социально-культурного объекта, учреждения в целом, а поддержку определенного вида или направления его деятельности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамках социального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта, спектакля, встречи и т.д.