|
Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи. (Аристотель)
|
2.1. Психические особенности обучающихся начальных классов.
К обучающимся начальных классов относятся дети, возрастом 7-11 лет. В этот отрезок относится начало школьной жизни ребенка, а значит переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что решительно сказывается на формировании всей личности ребенка1.
Ведущей становится учебная деятельность2. Ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию. Если рассмотреть психические особенности по годам обучения, то:
Первый класс – это первичное осознание обучающимся позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые он учится выполнять. Первоклассник, столкнувшись с атмосферой постоянной требовательности и контроля, нуждается в помощи родителей и понимании педагога. 3
Второй класс характеризуется тем, что период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Примечательным является так называемый «феномена вторых классов». Феномен заключается в том, что если большинству первоклассников свойственна высокая самооценка, то во втором классе у многих обучающихся самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это связано с повышением критичности школьников к себе, возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника: он начинает по настоящему осознанно относиться к учению, проявляет активный интерес к познанию. Что неслучайно, ведь именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. В свою очередь новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Плюс активно развивается способность произвольно управлять своими психическими процессами.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. К этому периоду у большинства обучающихся уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, что связано с индивидуально-типологическими особенностями, работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Нельзя не отметить, что у большинства четвероклассников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше.4
В заключении нам бы хотелось отметить ещё несколько психических особенностей обучающихся начальных классов, которые имеют непосредственное отношение к данной работе:
- Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для него начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества, он очень подвержен внешнему влиянию.
- Основным мотивом, доминирующем в этом возрасте, является мотив достижения успеха.
- Происходит появление важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Младший школьник впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.
- Другими важными новообразованиями является планирование результатов действия и рефлексия. Младший школьник становится способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и изменить при необходимости свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Он начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания.
- Именно в этом возрасте младший школьник переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству, в сознании закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения5.
Подытоживая выше сказанное, можно резюмировать, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Активные же психические преобразования дают широкий простор для воспитательной деятельности, как педагогов, так и родителей.
2.2. Особенности и закономерности воспитания обучающихся начальных классов
На развитие личности влияют 4 основных фактора: среда, наследственность, деятельность (активность) и воспитание. При этом влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. На нём основывается развитие человека. Воспитание – главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды.6
Воспитание – одна из давних и основных категорий педагогики. Но несмотря на достижения современной науки, единого определения он не имел и не имеет7.Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание – можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие, как результат и т.д.8
Не углубляясь в теоретические изыскания, в данной работе воспитание мы будем понимать именно как процесс. Чтобы дать определение «процессу воспитания» для начала мы обратились к словарям:
- В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
- В словаре Ушакова – систематическое воздействие на развитие ребенка.
- В словаре Ефремовой – планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения9.
- В толковом словаре Даля термина «воспитание» нет, но сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего… в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»10.
Как мы видим – определения различны. Что ещё раз подтверждает обширность данного термина.
В поисках ясности мы обратились к великим педагогам, учёным и мыслителям. Так русский физиолог И.П. Павлов подходя к вопросу с биологической точки зрения давал определение воспитанию, как механизму, обеспечивающему сохранение исторической памяти популяции.
Н. Е. Ковалев понимал воспитание как целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества
Наиболее широко к понятию подошёл К.Д. Ушинский: «Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т.е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной»11.
Мы не будем приводить определения, данные Г. Гегелем, И. Кантом, Я. Корчаком, А. В. Мудриком и другими. Достаточно знать, что у каждого в «процессе воспитания» можно найти что-то своё. Также можно сделать вывод, что данный термин понимается как управление, влияние, воздействие, формирующие личность. Мы же поддерживаем точку зрения многих исследователей, которые выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
- воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
- воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества)12.
По нашему мнению выделение 4 понятий воспитания наиболее целесообразно для такого сложного и многогранного термина.
Какие бы определения мы не давали – сущность воспитания остаётся неизменной: воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». (А.С. Макаренко)13
Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными. Всё зависит от политической обстановки, социального заказа и многих других факторов. Но можно выделить наиболее общие задачи воспитания:
- Формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);
- Формирование всесторонне и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность;
- Формирование художественного ценностного мира личности;
- Формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;
- Развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
- Формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;
- Формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.
Таким образом, воспитание – это разносторонний процесс, не имеющий единого определения, однако интуитивно понятный для каждого. А для педагога воспитание – это в первую очередь преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, с целью довести его до определённого необходимого уровня самостоятельности.
2.3. Задачи патриотического воспитания
С постепенным становлением Новой России, на высшем уровне формировалось официальное отношение к патриотизму как к залогу существования государства. Об осознании властями его важности говорят государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» и, последняя на сегодняшний день, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы14». А в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (2003 год) дано официальное определение патриотизма, как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите15».
Именно в этих документах в наиболее общем виде прописаны цели патриотического воспитания в России. Чтобы понять, что представляет собой патриотическое воспитание необходимо в первую очередь ознакомиться с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Она является развитием программ за предыдущие годы и «включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции».
Согласно данной программе целью патриотического воспитания является «развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития».
Данная цель реализуется через задачи:
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Мы хотели бы отметить, что в программе практически нет ничего решительно нового. Такая же программа могла выйти и СССР (естественно за рядом исключений).
Что хорошо, поскольку при всех своих недостатках советская система патриотического воспитания работала очень эффективно.
Красноречивей всего о подходе к теме в СССР говорит небольшой листок бумаги, который выдавался детям при рождении:
«Дорогой………….! (сюда вписывается любое имя)
Это письмо было вручено твоим родителям в день торжественной регистрации твоего рождения. Прочти его и прими наши пожелания.
Всегда помни, что ты гражданин великой страны – Союза Советских Социалистических Республик, страны свободы и счастья, где человек человеку друг, товарищ и брат.
Помни, что жизни человека измеряется не прожитыми годами, а тем, что сделает доброго он для людей, какой след оставит он на земле. Живи так, чтобы можно было вспомнить большую, полную труда и борьбы жизнь.
Держи в чистоте достоинство гражданина Советской страны, оправдывай его всей своей жизнью, учись работать, бороться и побеждать по-ленински.
Будь стойким борцом за грядущее нашей Родины, воспитывай в себе идейную убеждённость, принципиальность, скромность и простоту. Будь во всех делах честным и правдивым.
Овладевай знаниями, культурой, наукой. береги и приумножай общественную социалистическую собственность – основу могущества и процветания Советской Родины.
Помни, что счастье – это радостный труд на благо своего народа; счастье – это когда ты строишь самое светлое и справедливое общество на земле – коммунизм; когда ты современник и соучастник великих свершений, когда уверен, что впереди тебя ждут новые победы, новые открытия».16
Мы сознательно заняли драгоценное место в курсовой и привели полный текст. Пусть в советской системе были изъяны, пусть всё было пронизано идеологией, пусть коммунистические мечты остались несбывшимися, но опят накопленный системой является крайне ценным и им необходимо воспользоваться. Но не просто воспользоваться, а осмыслить с учётом современных реалий.
2.4. Особенности патриотического воспитания обучающихся начальных классов
В Стандарте патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания. В первом параграфе мы привели развернутое определение понятия патриотизм. Из данного определения можно сделать вывод, что, воспитывая чувство патриотизма, мы решаем целый комплекс воспитательных задач, которые входят в компетенцию школы и педагога.
В первую очередь необходимо выделить общие сложности, делающие процесс патриотического воспитания в условиях современной России столь непростым:
- Обучающие существуют в крайне агрессивном информационном пространстве, использующем все возможности современной техники. Здесь страшна не сама информация, а отсутствие иммунитета к ней, что опасно, если учесть навязывание чуждых российской традиции ценностей.
- Как отмечалось выше – нет общегосударственной цели. Более того, нет даже согласие между родителями и педагогами в понимании сути современного воспитания.
- В современном обществе главенствует плюрализм мнений. Из этого следует, что любые нравственные категории не могут быть предложены как аксиомы, а должны быть выращены в ребёнке и им лично присвоены, что намного усложняет труд воспитателя.
- Остро стоит вопрос национального и общечеловеческого воспитания подрастающего поколения17.
Список можно продолжить, но перечисление проблем не является нашей целью. Как и в любом другом воспитании в процессе патриотического воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У младших школьников воспитатель формирует представления о человеке, как о главной ценности общества, даёт им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Идёт формирование понятия о своей малой родине, семье, своей родословной, кроме того идёт обучение детей культуре общения.
Именно в этот период важно добиться, чтобы у обучающихся складывались базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них. В дальнейшем необходимо делать упор на практическую работу обучающихся, ориентация её на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Как результат успешной работы по патриотическому воспитанию является личностный рост каждого младшего школьника, позитивная система его отношения к миру активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека18.
Для патриотического воспитания младших школьников в рамках школы применяются различные формы деятельности, такие как:
- экскурсии по родному краю:
- посещение спектаклей, выставок, музеев;
- выпуск стенгазеты;
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
- ученический театр;
- написание сочинений;
- конкурсы художественной самодеятельности;
- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
- тематические воспитательные часы, вечера.
- изучение основных положений Конституции на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры
- знакомство с вопросами государственной и общественной жизни страны.
Кроме того, есть предметы, сама сущность которых ориентирована на решение воспитательных задач – окружающий мир, история, литература. В полной мере это относится и к патриотическому воспитанию. Если подходить упрощённо, то патриотический долг младших школьников – учиться на «хорошо» и «отлично», закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От будущего защитника Родины требуются глубокие знания всех наук, и математика здесь не исключение.
В главу по историзму — Любить можно только то, что знаешь – если обучающимся не рассказывать о том, как жили их предки в древности, не дать знание истории своего народа, основных элементов народной культуры – трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу, а без этого нет патриота19.
1http://forpsy.ru/Формирование_личности_психологические_особенности_возрастных_периодов
2
3
4http://24gim.ru/1-10-klassy
5http://ashki.net.ru/publ/roditeljam/sovety/psikhologicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta/3-1-0-97
6http://fictionbook.ru/author/ivan_pavlovich_podlasiyyi/pedagogika_nachalnoyi_shkoliy_uchebnik/read_online.html?page=4книга на сайте.
7http://ecsocman.hse.ru/text/16628018
8http://www.kalitva.ru/152716-chto-takoe-vospitanie.html
9http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-3966.htm#dal
10http://www.dibit.ru/article/parenting-1.html
11http://www.kalitva.ru/152716-chto-takoe-vospitanie.html
12
13
14http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
15http://www.patriotfilm.ru/backUp/koncepciya.htm
16
17Распечатка журнала «Начальная школа».
18Данные три абзаца нуждаются в подтверждении из книг.
19Зап. книжка. Запись из книги.
13