Задачи клинической психологии:

1. Клиническая психология детского и подросткового возраста. Определение, предмет, задачи.

Клиническая психология – прикладная область между медициной и психологией, использует теоретические основы психологии и применяет психологические методы.

Задачи клинической психологии:

-Изучение психических проявлений различных болезней;

-Изучение роли психики в возникновении, течении и предупреждении болезни;

-Изучение влияния различных болезней на психику;

-Изучение нарушений развития психики;

-Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

-Разработка психических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Предметом клинической психологии детей и подростков являются закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (ЦНС и соматической НС), психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания.

1. Клиническая психология детского и подросткового возраста. Определение, предмет, задачи. Предметом клинической психологии детей и подростков яв- ляются закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, забо- леваниями, нарушениями условий созревания и воспитания

Предметом клинической психологии детей и подростков яв- ляются закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, забо- леваниями, нарушениями условий созревания и воспитаниятипы задач), которые осуществляет специалист в области кли- нической психологии детей и подростков: • клинико-диагностическая — это выявление и описание струк- туры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик; • коррекционная — это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психиче- ских функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т. д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т. п.); • экспертная — это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, пси- хометрических и т. п.); • консультативная — это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных на- Рис. 3. Показатели по инвалидности у несовершеннолетних в возрасте 0 — 17 лет в РФ (на 100 тыс. чел. населения)18 рушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи; • психотерапевтическая — это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и под- ростками и их семьей и окружением;

4 стр., 1855 слов

Тема7: Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков

... средними нормативными значениями (стандартами физического развития) для каждой отдельной половозрастной группы, которые отражают уровень физического развития детей и подростков, которые проживают в подобных условиях. ... людьми носит название “лонгитудинального”. При изучении закономерностей роста таким методом можно ограничиться значительно меньшей группой детей, но при этом требуется затратить ...

• деятельность сопровождения — психолого-педагогическое со- провождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями.

Клиническая психология — это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических, так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.

2. История развития детской клинической психологии.

2. История развития детской клинической психологии. Термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине ХХ в. Развитие этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии. В конце XVIII в. были выделены нарушения развития в свя- зи с сенсорной патологией (слепота, глухота), а к началу XIX в. единственной формой психической патологии у детей считалась умственная отсталость. Автором одного из первых научных трудов об умственной отсталости (1839) был известный французский психиатр Ж. Э. Д. Эскироль Задачи специалистов на ранних этапах становления клиниче- ской психологии детей и подростков — диагностика нарушений и количественная оценка степени их выраженности. Наряду с этим стояли вопросы воспитания, обучения, курирования и лечения аномальных детей и подростков. В 1906 г. Г. Я. Трошин создал первую в России 8 школу-лечебницу для детей с отклонениями в развитии, раз- рабатывал систему воспитания детей с аномальным развитием. В 1930—1940-е гг. за рубежом были хорошо разработаны мето- ды для совместной работы психологов, дефектологов, психиатров и неврологов при проведении оценки психического состояния и прогноза развития и обучения аномальных детей и подростков. Новый всплеск интереса к аномальному развитию можно отме- тить в 1950—1970-е гг В настоящее время глобализация, усиление роли средств мас- совой информации, развитие дистанционных форм обучения и средств коммуникации, уменьшение реального общения детей с родителями и детей между собой привели к созданию новой социальной ситуации развития и изменению традиционного психического развития ребенка.

3. Разделы клинической психологии детей и подростков и связанные с ними отрасли медицины и психологии.

Разделы клинической психологии:

Клиническая психология развивалась на стыке различных областей знаний:

· На стыке психометрии и психологии – патопсихологии;

· На стыке неврологии и нейрохирургии – нейропсихология;

· Среди соматических заболеваний сформировалась область знаний, где существенную роль играют психологические факторы – психосоматические заболевания;

· Психокоррекционное направление – психологическая помощь человеку;

· Медико-психологическая экспертиза;

· Психологическое консультирование.

3. Разделы клинической психологии детей и подростков и связанные с ними отрасли медицины и психологии.

3. Разделы клинической психологии детей и подростков и связанные с ними отрасли медицины и психологии.

детская клиническая психология (кли- ническая психология детей и подростков) имеет тесные связи со следующими научно-практическими областями: Биология (генетика, анатомия, физиология) — представляет естественно-научную базу для клинической психологии детей и подростков. Медицина и ее отрасли (психиатрия, неврология, соматическая медицина, педиатрия, наркология, профилактика) — ос новные «партнеры» по научно-практической работе. Они отражают со- вместное изучение отдельных видов болезней (нервно-психических, соматических, наследственных), дают анализ клинических про- явлений, этиологии и динамики заболеваний, расширяют пред- ставление об аномальном развитии в связи с болезнью. Психология (общая, возрастная, социальная, специальная, клиническая, психология здоровья, юридическая) — дает пред- ставление об общих законах психической деятельности и пси- хического развития и их нарушениях. Взаимно обогащаются терминология, средства диагностики, методы работы. Психология образования — подготовка квалифицированных специалистов для работы в области образования с учетом особых образовательных потребностей у детей с нарушенным развитием, вопросы инклюзивного образования. Педагогика (коррекционная и лечебная педагогика, дефекто- логия, логопедия) — разработка совместных программ психолого- педагогического сопровождения детей с нарушенным развитием и с особыми образовательными потребностями, совместная прак- тическая работа в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Рис. 1. Место клинической психологии детей и подростков в ряду других наук13 Социология — ориентация на законы общества по отношению к детям с особым развитием, возможность преодоления стигма- тизации, гуманизация общества, совершенствование форм со- циальной поддержки и социальной защиты. Юриспруденция — законы о соблюдении прав ребенка с нормальным и аномальным развитием, вопросы ювенальной юстиции. Клиническая психология детей и подростков занимает смежное положение с психологией и медициной, а также имеет тесные связи с другими областями знаний. Очевидно, что комплексный подход разных специалистов к проблемам ребенка и подростка с нарушенным развитием, особым состоянием здоровья, дает максимально эффективное разрешение многих вопросов. Следует отметить, что и сама клиническая психология детей и подростков как современный раздел клинической психологии имеет свою структуру.

4. Теоретические проблемы и практические задачи в детской клинической психологии.

Клиническая психология имеет теоретическое значение для общей психологии:

-Мозг и психика;

-Психические нормы и патология;

-Соотношение биологического и социального в человепке;

-Проблема сознательного и бессознательного;

-Проблема развития и распада психики.

5. Виды клинико-психологической диагностики. Диагностика свойств Традиционная личностная диагностика представляет собой диагностику свойств. Ее цель — предсказать поведение, основываясь на базовых свойствах личности, в значительной мере определяющих поведение конкретного человека. Гипотеза о наличии свойств, которые никак не зависят от времени и ситуации, не нуждается в наблюдении и измерении поведения в разных жизненных ситуациях. Теоретические рамки для диагностики свойств есть, в частности, в моделях личности Кеттела и Айзенка; кроме того, диагностика свойств присутствует в понятии «факторы большой пятерки». В свете концепции Павлика (Pawlik, 1976), диагностика свойств в значительной мере соответствует параметрам диагностики статуса, ориентированной на норму диагностики, тестам и диагностике как измерению. Соединение тестовых ответов со свойствами (конструктами) происходит чаще всего формально, с помощью факторного анализа. В отношении теории измерений, большинство методов подхода свойств обосновываются свойствами (конструктами) происходит чаще всего формально, с помощью факторного анализа. В отношении теории измерений, большинство методов подхода свойств обосновываются классической теорией тестов. При диагностике свойств часто преобладают формальные критерии качества (характеристики пунктов, объективность, надежность); закрепление в поведении очень непрочное. В клинической практике подход свойств широко распространен, прежде всего, в исследовании, а также в практике для описания и классификации психических признаков и для оценки интервенций. Ля того, чтобы компенсировать недостатки подхода свойств, рекомендуется комбинировать его с приведенной ниже диагностикой поведения. Диагностика поведения По мере того как росло значение поведенческой терапии, развивалась также диагностика поведения, задача которой — исходя из точного анализа проблемы и условий ее манифестации (анализа поведения) получить сведения о возникновении, объяснении и поддержании какого-то поведения, а также о возможностях его изменения. При использовании подходов анализа поведения речь идет об эвристике, когда суждение выносится преимущественно по критериям пригодности и в гораздо меньшей степени — по формальным критериям качественности или на основании научной проверки.

6. Особенности участия психологов в решении задач медицинской экспертизы.

1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. — некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. — более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. — человек не может и не имеет права работать. Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует рекомендует другую — в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности. 2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы — оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т. д.).

Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых. Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений. 3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы: основная задача судебно-психиатрической экспертизы — определить вменяемость человека. Вменяем — наказать, невменяем — отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. «Можно ли вменить в вину поступок?» — решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении — мог не осознавать своей роли).

Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы: — каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если «по уму» несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат) — в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат) — можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания) — оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина) 4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий — где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.

7. Участие психологов в профилактической работе Психопрофилактика — это специальный вид деятельнос­ти психолога, направленный на сохранение, укреп­ление и развитие психологического здоровья людей на всех этапах жизни человека.

Основные цели профилактической работы — воспитание культуры здорового образа жизни, что подразумевает:

  • Сохранение и укрепление здоровья людей, повышение качества их жизни.
  • Формирование потребности вести здоровый образ жизни.
  • Развитие стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.

Психологическая профилактика предполагает:

  1. ответственность за соблюдение в учреждении, где работает психолог, психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе;
  2. своевременное выявление таких особенностей ребен­ка и взрослого, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
  3. предупреждение возможных осложнений в развитии ребенка и взрослого.

Психологическая профилактика – деятельность психолога, направленная на предупреждение возможного небла­гополучия в психическом и личностном развитии детей и взрослых, на создание психологических условий, максимально бла­гоприятных для этого развития.

8. Основные принципы клинико-психологической диагностики детей и подростков.

принципы.

1. Необходимость сочетания качественного и количественного анализа при интерпретации полученных данных. Качественный анализ существенно дополняет количественные показатели исследования. Он показывает как распадаются сформированные знания, как затрудняется приобретение новых.

2.При проведении эк-та следует помнить, что псих. процессы явл. Не врожденными, а прижизненно формируются видами деят-ти.

3. Психологический экс-т д. представлять собой модель жизненной ситуации.

4. Психологический экс-т обнаруживает как структуру нарушенных функций, так и оставшихся сохранными.

11. Основные методы клинической психологии.

Методы клинической психологии

1. Метод наблюдений. Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необ-мо: наличие четкой целевой установки и плановость и системность набл-я.

2. Метод естественного эксперимента. Предложен В. Лазурским в 1910 г. Человек исследуется в естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях.

3. Психофизиологический метод. Представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.(ЭЭГ, полиграф)

4.Проективные методы.

5.Биографический метод. Позволяет получить инф. об этапах жизненного пути, проследить особенности формирования личности. Является важным дополнением при интерпретации экспериментальных данных.

Схема: Ранние этапы развития ребенка. Какой по счету, братья, сестры, отнош. с родителями. Наличие психотравмир. факторов. Привязанности в раннем детстве, подростковом возрасте.

6.Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.

7.Аналитический метод.

12. Проблема нормы в клинической психологии.

Проблемы психической нормы и патологии

Эта проблема имеет 2 аспекта: проблема развития психики, проблемы личности. В уставе ВОЗ дается точное определение здоровья -это отсутствие болезни, физических дефектов, а так же полное физическое, психическое и социальное благополучие. Понятие здоровья включает :

1.Структурную и функциональную сохранность систем и органов человека.

2.Инд-ую приспособленность к физической и общественной среде.

3.Сохранность привычного самочувствия.

Болезнь – жизнь, нарушенная в своем течении, повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Характеризуется общим или частичным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного. Всякое заболевание приводит к одному из 3 возможных исходов: полное выздоровление, остаточные явления, летальный исход.

Патол-е психические состояния обусловлены этиологией и патогенезом, имеют патологическое течение, но, в отличие от болезней, не имеют вышеописанных исходов. Относят психическое недоразвитие, психическую дисгармонию (психопатию).

Психическая норма предполагает адекватное отражение окружающего мира и адекватное поведение индивида в социальной среде.

Критерии психической нормы. 1. Детерм-ть псих-их явл-ий, их необ-ть и упоряд-ть. 2. Зрелость чувств.3.Пост-во местообитания. 4.Max приближены субъективные образы, отражаемым субъектам дейст-ти.5. Гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней.6.Соотв-е р-ций как физич. так и психич. силе и частоте внеш. раздр-ей.7.Умение уживаться с иными лицами, самим собой, гармония взаимоот-й. 8.Критич. подход к обс-ам жизни.9. Способ-ть к самокоррекции поведения в соот. с нормами, типич. для разл. ситуаций. 10. Адекв-ть р-ций на соц. среду. 11. Чув-во ответ-ти за потомство и близких членов семьи. 12. Чув-во пост-ва и идентичности переживаний в однотипных обст-ах. 13. Способ-ть изменять поведение в соответствии с жизненной ситуацией.14. Способность планировать и осуществлять планы относительно своей жизни (целеустремленность).

15. Базовые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков.

Психический дизонтогенез.

Формы дезонтогенеза:

I. Олигофрения (психическое недоразвитие) имеет 3 уровня:

II. Задержанное психическое развитие.

III. Дефицитарное развитие. Повреждение анализаторных систем.

IV. Искаженное психическое развитие.

V. Поврежденное психическое развитие.

I… 1. Идиотия. Самая тяжела форма. Отсутствует познавательная деятельность. При глубокой идиотии снижается чувствительность всех видов. В период нервных вспышек больные могут нанести себе вред. Нет навыков самообслуживания. Эмоциональные реакции крайне примитивны, не умеют смеяться и плакать. Одни одержимы постоянной злобой, другие полностью безразличны. Движения слабо координированы. Речь полностью отсутствует. При средней тяжести идиотии больные запоминают отдельные слова, но, как правило, их не выговаривают. Не понимают смысла слов. Нет хватательного рефлекса. Не отличают холодного от горячего, съедобное от несъедобного.

2. Имбецильность. Познавательная деятельность нарушена. Способны приобретать несложные навыки. Понимают простую речь. Могут усвоить небольшое количество слов. Навыки самообслуживания на уровне подражательных действий. Интересы сводятся к удовлетворению физиологических потребностей. Страдающие средней и легкой степенью имбецильности могут обучаться в школе. Адаптируются к окружающей среде только в привычной обстановке. Интересы внушаемы и примитивны. Делятся по поведению на 1) живых, бодрых; 2) апатичных. По характеру: 1) общительных, добродушных; 2) злобных, агрессивных.

3. Дебильность. Мышление конкретно. Встречаются одаренные люди, например, с абсолютным слухом, хорошей памятью. По типам поведения и характеров делятся на те же группы, что и имбецилы. Могут учиться в школе, освоить элементарные виды труда. Дебильность порождается различными расстройствами.

II. ЗПР Встречается чаще олигофрении. ЗПР – это замедленный темп психического развития. Ярко проявляется, когда ребенок идет в школу: малый запас знаний, незрелость мышления, малая интел-ная направ-ть. Такие дети не любят читать, предпочитают игры. При этом достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний.

Виды ЗПР.

1. Задержка конституционального происхождения. Инфантилизм.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Соматичес­кие забол-я → нервно-психическая астения. Слабеет память и внимание, ребенку трудно сосредоточиться на интел­лектуаль­ных занятиях.

3. ЗПР психического происхождения. Психические травмы.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Поражения и травмы головного мозга. После сотрясений мозга или менингитов → астения.

III. ..Нарушение зрения, слуха, речи. Изменения психики при нарушении одного или нескольких анализаторов.

IV… Синдром РДА (ранний детский аутизм).

Причины неизвестны. Ребенок неконтактен ни с кем, в т. ч. с матерью. Постоянная боязнь яркого, громкого. Избегают прямого взгляда. Страхи.

Однообразное поведение с элементами одержимости. Игры манипулятивны. Бедная мимика. Речь обращена в пространство, о себе говорят во втором или в третьем лице. Речь вычурна, тембр неестественный. В ответ на вопрос всего лишь его повторяет. Склонны к словотворчеству, изменениям речи (скандированная речь).

Неловкость произвольных движений, так как мышцы в гипертонии. Трудности в самообслуживании.

V. Органическая деменция. возникает в 2-3 года. Причиной может являться недостаток кислорода при родах (напр., пуповина на шее).

Ранние энцефалиты. Нервная истощенность. Слабая память, мышление инертно, недостаток лабильности. Такой человек обычно быстро бросает начатое дело.

16. Типология и виды дизонтогенеза.

Дизонтогенез

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики).

В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction — MBD).

При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).

Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем).

Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].

К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно относят церебральную патологию, структурные, т.е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.

Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

1 — Стр 2

Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М.Ш. Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.

В.В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание).

Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В.В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам.

Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям.

Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте.

Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:

Умственная отсталость

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Искажения и другие нарушения психического развития

Аутистические расстройства

Акселерация

Инфантилизм

Соматопатии

Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы, церебрального дистресса и микросоциальных влияний.

19. Тесты интеллекта в клинической психологии детей и подростков.

Тест Векслера.

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

Тест Р. Амтхауэра

Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему.

При интерпретации результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами.

При начале с каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения заданий. На решение каждого субтеста отводится строго определенное время: 1 субтест — 6 минут, 2 = 6, 3 = 7; 4 = 8; 5 = 10; 6 = 7; 7 = 7; 8 = 9 и 9 субтест = 3 минуты на запоминание и 6 минут на воспроизведение.

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационный TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI может иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа «М» соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа «У» — техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти — № 5, хотя о содержании процедуры выполнения теста его номер 9.

Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D).

На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев. Вища школа. 1978 г.)

В России тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. и В.Н. Намазовым и А.Н. Жмыриковым в 1988 году. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М., Борисова Е.М. Логинова Г.П.).

Первая адаптация проводилась на выборке школьников 7-10 классов (450 человек).

Проверялась ретестовая надежность: тестировался 101 человек через один год (r=0,83).

Корреляция общего по тестированию с учебной успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись корреляций между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам (0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и успеваемостью, техническим предметам (0,23 — 0,34).

Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-21 год), инженерно — технических работниках и управленцах (22-25 лет).

Авторы не ограничились нормами для разных возрастных групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ.

Последняя известная версия адаптированного теста Р. Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» . Эта работа явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А. прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB. Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых (школьников, студентов, работников различных специальностей).

Тест Дж. Равена

Методика матрицы Равена разработана для использования в домашних условиях, в школах и на рабочих местах. Методика матрицы Равена измеряет полный диапазон умственной способности и применяется для тестирования людей разного возраста, образования, национальности и физического состояния.

Матрицы Равена – это батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Дж. Равен придерживался взгляда, что умственные способности включают два компонента: продуктивный — способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный — способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Методика Равена — «Тест прогрессивных матриц», ориентирована на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур, была создана для измерения продуктивных возможностей интеллекта. Данный тест признан одним из наиболее чистых способов измерения фактора «G» — фактора общего интеллекта.

ШТУР

Школьный тест умственного развития разработан учеными НИИ ОПП РАН и предназначен для диагностики умственного развития подростков — учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый — логические классификации, пятый — логические обобщения, шестой — нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

АСТУР

Тест назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития).

При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР).

Это принципы нормативной диагностики, т.е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологическую.

В отличии от традиционного теста — в задания теста АСТУР включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. Если авторы традиционных тестов интеллекта при отборе понятий исходили в основном из собственного опыта и интуиции, то авторы АСТУРа исходили из того, что умственное развитие учащихся в основном представлено школьным обучением. Школьные программы содержат те требования к умственному развитию, которые выступают перед учащимися как обязательные. Практика обучения показывает их доступность для всех психически нормальных детей.

Работа по отбору понятийного содержания заданий проводилась совместно с опытными учителями и методистами. Были проанализированы учебные программы и учебники 9-11 классов. Включенный в задания теста перечень понятий и умственных действий представляет то, что можно считать социально-психологическим нормативом (СПН).

Созданный по такому принципу нормативный тест АСТУР имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континууму всей совокупности или выборки.

23. Эпилепсия, клинико-психологическая характеристика.

Эпилепсия – хроническая болезнь, которая проявляется повторными, судорожными или другими припадками, потерей сознания и сопровождается изменениями личности. Эпилепсия бывает первичной и вторичной. Выделяется также эпилептический синдром, имеющий сходство с эпилепсией. В основе болезни лежит повышенная судорожная готовность. Она обусловлена особенностями обменных процессов в головном мозге. Развитие эпилепсии могут спровоцировать травмы, инфекции, интоксикации и другие факторы внешней среды. Клиническая картина включает в себя большие и малые судорожные припадки, вегетативно-висцеральные и психические припадки, а также нарушения психики. Обычно начало болезни приходится на возраст 5—15 лет. Характеризуется прогрессирующим течением. Частота припадков и их выраженность постепенно увеличиваются. Характер припадков также изменяется. Большой судорожный припадок начинается внезапно.

Обычно предвестников припадков нет, хотя за 1–2 дня может ухудшиться самочувствие, нарушиться сон, аппетит, появиться головная боль. В большинстве случаев припадку предшествует аура. Ее характер зависит от области мозга, которая раздражается. Аура длится несколько секунд. Затем больной теряет сознание и падает. Появляются судороги. Вначале они являются тоническими и продолжаются 15–20 с. Затем судороги становятся клоническими и длятся 2–3 мин. Их частота постепенно уменьшается и наступает общее мышечное расслабление. Этот период характеризуется расширением зрачков, отсутствием их реакции на свет, может наблюдаться непроизвольное мочеиспускание. Несколько минут сознание остается сопорозным, затем постепенно проясняется. Сам припадок больные не помнят. После припадка состояние больного является сонливым, вялым.

Малые судорожные припадки характеризуются кратковременной потерей сознания. Больной при этом не падает. В это время больные могут совершать разнообразные движения. Течения приступа больные не помнят. Симптоматические эпилепсии могут возникать при опухолях головного мозга, особенно лобной и височной долей.

Данные эпилепсии характеризуются джексонов-скими припадками. Эпилептический статус характеризуется серией припадков. Фокальная аура может быть сенсорной, зрительной, обонятельной, слуховой, психической, вегетативной, моторной, речевой и сенситивной.

Лечение эпилепсии является индивидуальным, длительным, непрерывным и комплексным. После прекращения припадков лечение должно продолжаться в течение 2–3 лет. Дозировка препаратов при этом постепенно снижается. Главным является назначение противосудорожных препаратов.

24. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейроповеденческое расстройство, которое обычно характеризуется такими симптомами:

— невнимательность; — отвлекаемость; — импульсивность; — гиперактивность.

Виды СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью подразделяются на три подтипа:

— преимущественно гиперактивный или импульсивный тип; — преимущественно невнимательный тип; — комбинированный (смешанный) тип.

Наиболее распространенный смешанный тип синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью иногда описывается как умаление функций мозга. Это относится к познавательным способностям, необходимым для планирования, организации и выполнения задач.

Дефицит функции исполнительности может вызвать следующие проблемы:

— невозможность хранения информации в кратковременной памяти; — нарушение навыков организации и планирования; — трудности в установлении и использовании ориентиров поведения – таких, как выбор стратегии и задач мониторинга; — подавляющая неспособность справиться с эмоциями; — неспособность эффективно переходить от одной умственной деятельности к другой.

Симптомы СДВГ.

  • Гиперактивность;
  • Импульсивность и истерика; 
  • Внимание и концентрация; 
  • Нарушение кратковременной памяти; 
  • Отсутствие способности к адаптации; 
  • Повышенная чувствительность и проблемы со сном; 

Причины

  • Структура мозга. Исследования с использованием современных методов визуализации показывают разницу в размерах определенных частей мозга у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с детьми, не имеющими СДВГ;
  • Химические вещества мозга.  Химические вещества дофамин и норадреналин представляют особый интерес. Дофамин и норадреналин являются нейромедиаторами (химическими посредниками в головном мозге), которые влияют на психическое и эмоциональное функционирование;
  • Генетические факторы. Генетические факторы, скорее всего, играют важную роль в СДВГ. У родственников детей с СДВГ — гораздо более высокий процент СДВГ, а также антиобщественных тревог и расстройств, злоупотребления психоактивными веществами, чем у семей без детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Некоторые исследования близнецов показывают, что до 90% детей с диагнозом СДВГ делятся им со своим близнецом.

Факторы риска СДВГ.

  • — Пол. СДВГ чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек;
  • — Семейный анамнез. Ребенок, который имеет родителей или братьев с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеет повышенный риск также получить СДВГ;
  • — Факторы окружающей среды;
  • — Факторы питания. Некоторые пищевые факторы были исследованы в связи с СДВГ, в том числе чувствительность к определенным химическим веществам в питании, недостатки жирных кислот (соединений из жиров и масел) и цинка, а также — чувствительность к сахару.

Однако не появилось четких доказательств, что любой из этих факторов питания подразумевает факторы риска развития СДВГ.

Диагноз «СДВГ» основывается, в основном, на наблюдениях и анкете ребенка, а также на моделях поведения ШАО.

Для диагностики СДВГ и определения данного диагноза, по крайней мере, шесть из следующих симптомов должен присутствовать минимум 6 месяцев (у детей дошкольного возраста — 9 месяцев).

Симптомы невнимательности (по крайней мере, шесть из них должны быть):

— ребенок часто не в состоянии уделять пристальное внимание деталям или делает ошибки по невнимательности; — часто испытывает трудности в поддержании внимания в задачах или играх; — часто, кажется, не слушает, когда говорят непосредственно ему; — часто не заканчивает задачи, задания; — имеет трудность в организации задач и мероприятий; — избегает или не любит задачи, требующие устойчивого умственного усилия; — часто теряет вещи, необходимые для задач или видов деятельности; — часто легко отвлекается на посторонние раздражители; — часто забывчив в повседневной деятельности.

Симптомы гиперактивности и импульсивности (по крайней мере, шесть из них должны присутствовать):

— часто сидя ерзает или корчится; — с трудом сидит, когда это требуется; — часто работает или часто поднимается в неподходящих ситуациях; — не может играть спокойно; — часто в движении; — часто слишком много говорит; — часто выпаливает ответы на вопросы, прежде чем они были заданы до конца; — испытывает трудности в ожидании своей очереди; — часто прерывает других.

На основании этих симптомов, ребенку может быть диагностирован преимущественно невнимательный тип СДВГ, преимущественно гиперактивный — импульсивный тип СДВГ или СДВГ комбинированного типа.

Осложнения СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может стать проблемой для детей и их близких.

— Эмоциональные проблемы. 

— Социальные проблемы. 

— Риск травмы. 

— Злоупотребление алкоголем или наркотиками. 

— Проблемы с обучением. 

Коррекция поведения.

Родители сначала должны создать свои собственные уровни толерантности. Некоторые родители – спокойные, и они могут принимать широкий спектр поведении своего ребенка, тогда как другие этого делать не умеют. Чтобы помочь ребенку достичь самодисциплины, требуется проявлять к нему сочувствие, терпение, любовь и верность.

— Установка согласованных правил для ребенка. Родители должны быть как можно более последовательными в своем подходе к ребенку, должны вознаграждать хорошее поведение и препятствовать разрушительному поведению. Важно понимать, что детям с СДВГ гораздо труднее адаптироваться к изменениям, чем другим детям — Улучшение концентрации и внимания. Дети с СДВГ выполняют учебные задания значительно лучше, когда у них есть интерес к предмету.

— Взаимодействие со школой. Даже если один из родителей успешно управляет своим ребенком дома, часто у ребенка с СДВГвозникают трудности в школе.

— Подготовка учителя. Любой учитель должен быть готов к особенностям поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью – для грамотного управления этими детьми

— Роль родителей в школе. Родители могут помочь ребенку, поговорив с учителем до начала учебного года о ситуации с их ребенком. Поиск наставника, который может помочь ребенку заниматься и после школы, также может быть весьма полезным.

  • Диетический подход. Определенные диеты были предложены для людей с СДВГ.

25. Задержка психического развития, виды.

ЗПР Встречается чаще олигофрении. ЗПР – это замедленный темп психического развития. Ярко проявляется, когда ребенок идет в школу: малый запас знаний, незрелость мышления, малая интел-ная направ-ть. Такие дети не любят читать, предпочитают игры. При этом достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний.

Виды ЗПР.

1. Задержка конституционального происхождения. Инфантилизм.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Соматичес­кие забол-я → нервно-психическая астения. Слабеет память и внимание, ребенку трудно сосредоточиться на интел­лектуаль­ных занятиях.

3. ЗПР психического происхождения. Психические травмы.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Поражения и травмы головного мозга. После сотрясений мозга или менингитов → астения.

34. Пиктограмма – метода исследования памяти и мышления.

ПИКТОГРАММА как метод.

Сущность метода пиктограмм состоит в том, что испытуемому зрительно или на слух предъявляется ряд слов или фраз и предлагается их запомнить. Для лучшего запоминания разрешается делать на бумаге какие-либо простые зарисовки или ставить условные знаки. Записывать что-либо словами или числами запрещается. При воспроизведении разрешается опираться на свои зарисовки. Таким образом, в качестве вспомогательного средства для запоминания испытуемый использует характерные признаки стимула, доступные для условного изображения. Метод пиктограмм широко применяется в современных исследованиях, особенно при изучении возрастных особенностей памяти детей и патологии памяти у взрослых. Так как опосредствованное запоминание тесно связано с воображением и мышлением, то метод пиктограмм часто используется и для исследования особенностей воображения и мышления в детском возрасте и для изучения патологии мышления.