Психогенетические исследования психического дизонтогенеза 2

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза.

Цели лекции:

§рассмотреть понятие психического дизонтогенеза;

§сформировать представление об основных формах психического дизонтогенеза;

§сформировать представление о роли наследственности в манифестации некоторых форм дизонтогенеза.

План лекции:

Понятие дизонтогенеза. Психогенетические исследования аутизма.

Психогенетические исследования расстройств внимания и гиперактивности.

Психогенетические исследования дислексии.

Аутизм.

Аутизм (его называютпоразному: синдром инфантильного аутизма, детское заболевание аутизма, синдром Каннэра, ранний инфантильный аутизм, ранний детский аутизм. Как клиническое состояние был впервые описан Л. Каннэром в1943 г. на примере11 детей, отличавшихся, по его характеристике, врожденным недостатком интереса к людям и повышенным интересом к необычным неодушевленным предметам.

Согласно современным международным нозологическим классификациям (МКБ-10 иDSM-IV), аутизм относится к устойчивым синдромам нарушения психического развития.

Первые проявления аутизма наблюдаются вскоре после рождения или

втечение первых 5 лет жизни. Его основными признаками являются:

7 стр., 3254 слов

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза

... психофизиологическим признакам.В настоящее время в область психогенетических исследований входит и индивидуальное развитие, то есть ... аутизно-подобного дизонтогенеза. 3. Генетические модели наследуемости аутизма Несмотря на положительные результаты большинства исследований, подтвердивших ... организация нарушена.Аутизм по традиции связывают с психическими нарушениями при шизофрении. Этот термин «А» ...

§нарушение социального развития (отсутствие интереса к соци альным контактам с родителями или другими взрослыми, отсутствие или недоразвитие комплекса оживления, первых улыбок, эмоциональной привязанности);

§отсутствие или недоразвитие речи (неспособность ребенка употреблять язык как средство общения, развитие эхолалий,

неэмоциональность речи и недоразвитие интенциональности речи);

§необычные реакции на среду (выраженное стремление к оди ночеству, бесцельность поведения, повторяющийся характер движений, неспособность к ролевым играм, фиксация на одном аспекте предмета);

§стереотипность в поведении (стремление сохранить постоянные, привычные условия жизни и сопротивление малейшим измене ниям в окружающей обстановке или жизненном порядке).

Этиология аутизма неизвестна. Выделяют причины в возникновении аутизма:

§влияния средовых факторов (например, неблагоприятные родительско детские отношения, дисфункциональные семьи);

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

§нарушения функционирования ЦНС;

§высокий уровнь серотонина (нейротрансмиттера) в периферических отделах мозга.

Трудность изучение генетических механизмов, влияющих на

формирование аутизма определяется, вопервых, тем фактом, что аутизм редко встречающееся заболевание и, вовторых, среди родителей аутичных

детей наблюдается тенденция сознательного ограничения деторождения после появления в семье аутичного ребенка.

8 стр., 3604 слов

Близнецы и близнецовый метод

... работы. Второе основное допущение близнецового метода - отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорожденными, иначе выводы, полученные в близнецовом исследовании, нельзя переносить на ... генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Близнецовый метод характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, ...

Несмотря на эти сложности, к1967 г. были опубликованы результаты нескольких близнецовых исследований, проанализировав которые М. Раттер[385] пришел к выводу, что на их основании никаких надежных заключений

огенетической природе А сделать нельзя. В течение последующих10 лет было проведено еще несколько исследований, однако полной ясности в картину этиологии аутизма эти работы не внесли.

Вих исследовании Е. Ритво в1985 г. выборка состояла из40 пар близнецов, отобранных через картотеку, созданную для выявления близнецовых пар и семей с высокой плотностью аутизма. Она собиралась при помощи публикаций в средствах массовой информации объявления

обращения Американского национального общества аутичных детей (АНОАД). выборка была построена на основе добровольного участия близнецовых пар, что теоретически могло привести к искажениям в ее формировании и, следовательно, к искажениям результатов. Выборка включала23 пары МЗ и17 пар ДЗ близнецов. Конкордантность составила95,7% для МЗ и только23,5% для ДЗ. Эти оценки конкордантности статистически надежно различаются и, казалось бы, поддерживают гипотезу

оналичии генетических влияний в формировании и развитии А.

Изучая последствия неадекватных процедур формирования выборки для психогенетических исследований, Раттер и его коллеги поставили перед собой задачу создания репрезентативной и неискаженной выборки. В результате тщательных поисков была составлена выборка из71 пары однополых близнецов, отобранных через школы, больницы и близнецовые картотеки. 11 из них были МЗ близнецами. В исследованной выборке4 из11 МЗ соблизнецам был поставлен диагноз аутизма, в то время как ни один из ДЗ соблизнецов не соответствовал диагностическим критериям заболевания. Найденная разница была статистически значима(р< 0,05).

19 стр., 9175 слов

Ранний детский аутизм 7

... 10 среди нарушений психологического развития выделен детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки ... /вследствие приступов шизофрении аутизм/; 1.4 резидуально-органический вариант аутизма; 1.5. аутизм при хромосомных аберрациях; 1.6 аутизм при синдроме Ретта; 1.7. аутизм неясного генеза. ЭТИОЛОГИЯ(РДА): 2.1. ...

Группа исследователей проанализировала все случаи А, зарегистрированные в Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швейцарии, с целью отобрать всех больных А в парах однополых близнецов не старше25 лет. Была найдена21 пара(11 МЗ и10 ДЗ) близнецов и одна тройня. Парная конкордантность составила91% для МЗ близнецов и0% для ДЗ.

Близнецовые исследования, таким образом, подтверждают гипотезу о генетических влияниях на проявление и развитие аутизма. В основе развития

несколько взаимодействующих факторов ведут к формированию наиболее отклоняющегося фенотипа, коим и является аутизм, а генетическая

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

предрасположенность существует и для менее выраженных, менее тяжелых форм аутизмоподобного дизонтогенеза.

Ритво с коллегами протестировали генетические гипотезы наследуемости аутизма. В результате были отвергнуты многофакторная

полигенная гипотеза и гипотеза о передаче аутизма как доминантного признака, проверенная с помощью метода классического сегрегационного анализа. Гипотеза же передачи А по наследству как рецессивного признака статистически отвергнута не была.

Сегрегационный анализ. Основная задача этого анализа выявить генетические модусы передачи по наследству того или иного заболевания, т.е. установить, передается ли данное заболевание по наследству согласно доминантной, рецессивной, аддитивной или полигенной модели.

Исследователи протестировали также многофакторную генетическую модель с зависимым от пола порогом, однако результаты этих работ не были однозначны. Некоторые психогенетики утверждают, что тип наследования

аутизма в наибольшей степени соответствует смешанной генетической модели, включающей как влияние главного гена, так и наличие полигенного фона.

Анализ сцепления. Методы анализа сцепления включают набор различных методических приемов, позволяющих статистически определять вероятность того, что ген анализируемого заболевания сцеплен с одним или несколькими из изученных генных маркёров. Иными словами, анализ сцепления проводится для того, чтобы выяснить, где, на какой из23 пар хромосом расположен искомый ген, т.е. ген, мутации которого приводят к проявлению и развитию изучаемого признака.

9 стр., 4318 слов

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

... высокая встречаемость СДВГ среди монозиготных близнецов по сравнению с гетерозиготными. Частота синдрома среди братьев и ... внимания с гиперактивностью» (СДВГ), «гипердинамический синдром», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», «дефицит внимания с гиперактивностью», «гиперактивное ... наследственности в развитии СДВГ. Опубликованы данные о передающихся по наследству генетических изменениях в ...

Результаты первых молекулярногенетическихисследований аутизма не обнаружили сцепления между30 маркёрами ДНК и анализируемым признаком. Позже были высказаны предположения о возможной связи аутизма с генетическими маркёрами на хромосомах6 и15 . Кроме того,

высказывались гипотезы относительно связи Аутизма с различными отдельно взятыми участками генома. Однако в1997 г. международная группа по исследованию аутизма, возглавляемая профессором Раттером, заявила,

что располагает данными о наличии сцепления фенотипа аутизма с генетическими маркёрами на хромосомах 7 и16. Однако эти результаты еще не были воспроизведены в других лабораториях.

Исследователи высказывают преположение о этиологической гетерогенности аутизма.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называется нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте. Среди клинических проявлений СДВГ называются двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мысли, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкая переключаемость с

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

одного задания на другое без доведения начатого до конца, болтливость, рассеянность, недостаток чувства опасности и т.д. В более ранних

18 стр., 8519 слов

Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме

... помощи детям при аутизме. Предмет исследования коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме. Целью исследования является характеристика коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме. Гипотеза ... 1. Теоретические аспекты коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме 1.1 Аутизм: понятие, классификация, психологические особенности Термин аутизм происходит от латинского слова autos ...

классификациях для обозначения тех же клинических проявлений использовались термины «гиперактивный синдром», «гиперкинетический синдром», «минимальная мозговая дисфункция».

Клинические проявления СДВГ подразделяются на три большие группы: симптомы дефицита внимания; симптомы импульсивности; симптомы гиперактивности.

Центральным для диагноза СДВГ считается расстройство внимания.

Среди сопутствующих проявлений СДВГ часто называется неспособность к обучению, тревожность, делинквентное поведение. В большинстве случаев установление диагноза СДВГ возможно к7—8 годам, однако в некоторых случаях симптомы СДВГ формируются значительно раньше(в младенчестве) или значительно позже(в подростковом возрасте СДВГ часто сопровождается симптомами асоциальное).

Среди этиологических причин СДВГ в качестве основной называется расстройство деятельности ЦНС, которое, в свою очередь, может быть результатом воздействия генетических или средовых факторов(мозговых инфекций, травм, перинатальной патологии, неправильной диеты при формировании и развитии мозга, отравления тяжелыми металлами).

Психогенетические исследования расстройств внимания и гиперактивности.

Свидетельства того, что СДВГ представляет собой расстройство, передающееся по наследству, были найдены в нескольких исследованиях. Результаты близнецовых работ показали, что нормальный уровень активности ребенка контролируется генетически. Изучались и генетические влияния на СДВГ. В одном из них исследовались10 пар близнецов(4 МЗ пары и6 ДЗ), в каждой из которых один близнец имел клинический диагноз гиперактивности. Конкордантность МЗ близнецов составила100%, ДЗ— 17%. Однако, поскольку это исследование имело несколько существенных дефектов(например, 4 ДЗ пары были разнополыми), эти результаты должны интерпретироваться с осторожностью. В другой работе, в которой принимали участие91 пара однояйцевых и105 пар двуяйцевых близнецов, была получена оценка наследуемости СДВГ, равная0,76 [417].

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью ... упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской ...

Семейные исследования также подтверждают гипотезу о том, что СДВГ передается по наследству.

Исследования разлученных семей также поддерживают гипотезу о генетических влияниях в формировании СДВГ. Было проведено анкетирование приемных родителей35 гиперактивных детей и для сравнения

биологических родителей, которые воспитывают своих собственных детей, страдающих гиперактивностью. Согласно оценкам родителей,

встречаемость гиперактивности среди приемных родителей и их родственников была значительно ниже, чем среди родственников биологических родителей. Эти заключения были бы значительно более надежны, если бы авторы смогли привести данные о биологических

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

родителях приемных детей.

Другая группа фактов, поддерживающая идею вовлеченности генов в развитие СДВГ, была собрана в контексте исследований полных сиблингов и полусиблингов, т.е. братьев и сестер, имеющих только одного общего родителя. При сравнении сходства таких пар по«минимальной дисфункции мозга» оказалось, что конкордантность среди первых намного выше, чем среди вторых.

Дж. Бидерман с коллегами опубликовали результаты семейных исследований пациентов, страдающих СДВГ, которые обнаружили, что относительный риск развития СДВГ составил31,5% для родственниковСДВГпациентови5,7% для родственников здоровых детей.

СДВГ сопряжено с асоциальным поведением, тревожностью, употреблением наркотических веществ, аффективными заболеваниями(депрессия), с дислексией.

Ясного представления о путях передачи СДВГ по наследству пока нет. Причины подобной ситуации могут быть объяснены тем, что исследовались в основном семьи мальчиков, генеалогические данные собирались, как правило, только о родителях пациентов(а не о более дальних родственниках) и, наконец, размер выборок был слишком мал.

10 стр., 4751 слов

Профилактика наркомании среди детей и подростков

... наркологический диспансер составляют женщины, в основном молодого возраста, это матери имеющие детей, либо будущие мамы. Наркомания является одной из важных проблем нашего ... следующие задачи: 1.Описать феномен "Подростковая наркомания" 2.Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков .Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании .Изучить профилактическую ...

Неспособность к обучению.

Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями(чтения, правописания, математики, общения). Понятие НО не должно отождествляться ни с понятием неуспеваемости, ни с более общим понятием синдрома расстройства обучения.

Иззаотсутствия четкого определения СНО существуют противоречивые оценки ее встречаемости: они варьируют от5 до20—30%. В отечественной литературе указывается, что количество детей, которые по разным причинам(не считая мотивационных или плохого качества преподавания) испытывают трудности в обучении или даже проявляют неспособность к усвоению школьной программы, колеблется, по оценкам разных исследователей, от20 до30%.

Были предприняты многочисленные попытки разработать классификацию разных видов СНО, однако ни одна из них не стала общепринятой. Большинство эмпирических и теоретических работ по специфической НО концентрируются вокруг ее двух основных видов вербальной НО(специфической неспособности к чтению дислексии) и невербальной НО(специфической неспособности к математике дискалькулии, к письму и правописанию дисграфии).

Особым предметом внимания профессионалов, которые работают с детьми, страдающими СНО, являются часто сопутствующие ей эмоциональные и поведенческие расстройства. Встречаемость вторичных расстройств среди детей, страдающих СНО, составляет примерно50%.

Синдром асоциального поведения связан с СНО. При объяснении

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

3 стр., 1320 слов

Методика развития специфических координационных способностей ...

... к этому формирование манипулятивных навыков должно положительно отразиться на умственном и интеллектуальном развитии юных гимнасток [5]. Технология обучения должна охватить различные аспекты процесса ... обучения. В разрабатываемой нами технологии обучения одним из методов контроля за развитием психомоторных способностей, в частности манипулятивных навыков, является тест «Обведи фигуру». Остановимся ...

комплекса девиантных проявлений, сопутствующих СНО, существуют три основных точки зрения:

§расстройства, сопутствующие СНО, представляют собой ее

осложнения и развиваются в результате неадекватной школьной адаптации, переживания школьной неуспешности, снижения мотивации, социальной изолированности от сверстников;

§именно наличие эмоциональных и поведенческих проблем ведет к развитию специфической НО;

§те же этиологические корни, что и СНО, имеют синдромы, сопровождающие общую НО; они связаны с нарушениями функционирования головного мозга, возникающими, возможно, в результате влияния определенных генетических механизмов.

Дислексия.

Термин «дислексия» происходит от латинских корнейdys — «трудный» и греческогоlexis — «речь». В случае дислексии(Д), т.е. специфической неспособности к чтению(СНЧ), ребенок испытывает

трудности при декодировании написанных слов и при поиске их разговорных аналогов. Диагноз дислексии ставится в случаях, когда ребенок не обучается читать при сохранном интеллекте, отсутствиикакихлибопсихических заболеваний, которые могли бы объяснить этот дефект, при отсутствии в анамнезе падений или ушибов, которые могли бы привести к травме головного мозга, и при наличии адекватной его возрасту системы школьного(или индивидуального) обучения.

Дислексия считается расстройством развития, вызываемым влиянием генетических или средовых(пре и постнатальных) факторов.

Частота встречаемости дислексии не установлена. Ее оценки варьируют от5-10 до20-30%, в зависимости от того, насколько строги критерии установления диагноза. Ранние исследования показали, что частота Д дислексии среди мальчиков примерно в2-4 раза превышает частоту Д дислексии среди девочек, однако более поздние лонгитюдные прослеживания это наблюдение не подтвердили.

Интересен тот факт, что частота встречаемости Д варьирует в разных культурах: ее оценки наиболее высоки в англоговорящих странах, а наиболее низки в Японии. Эти различия объясняются как специфической структурой языков, так и своеобразием социальных«порогов» при установлении диагноза дислексия(то, что будет названо Д в США, в Японии будет

считаться отсутствием мотивации к обучению или результатом плохой педагогики).

Ученые, принимающие участие в Колорадском семейном исследовании дислексия, описали4 типа дислексиков среди пробандов, принявших участие в этой работе. Выделенные типы состояли из следующих групп: а) дислексики спространственнологическимдефицитом;

б) дети с дефицитом кодирования и медленной скоростью переработки информации;

в) дислексики с относительно специфичным дефицитом, который

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

выражается только в трудности чтения; г) дислексики смешанного или глобального типа. Эта схема оказалась

весьма продуктивной: используя ее, исследователи классифицировали91% всей выборки пробандов.

Е.Григоренко и коллеги предложили следующую классификацию типов дислексия:

а) дислексия, вызываемая неспособностью разлагать слова на фонемы; б) дислексия, вызываемая неспособностью декодировать слова;

в) дислексия, вызываемая неспособностью автоматизировать навык чтения.

Вопрос о сопоставимости и пересекаемости подтипов СНЧ, выделяемых разными авторами, остается открытым.

Уже в начале нынешнего столетия были опубликованы исследования, в которых упоминался тот факт, чтодетидислексикичасто имели родственников с трудностями в обучении чтению. Несколько позже были

приведены дополнительные доказательства концентрации дислексия в семьях. Обнаружилось также, чтодетидислексикиобычно характеризуются нормальным уровнем интеллекта. В1980г. были опубликованы результаты одного из самых больших семейных исследований СНЧ. Было установлено, что47% отцов и братьев пробандов и только38% матерей и сестер испытывали трудности с чтением. Автор подсчитал сегрегационные отношения для нескольких менделевских моделей и предположил, что Д наследуется поаутосомнодоминантномутипу с половой модификацией степени выраженности.

Дополнительное подтверждение гипотезы о генетическом характере трансмиссии исследуемого признака было получено в рамках близнецовых исследований. Одни исследователи оценили наследуемость СНЧ как равную30%. Другие, используя тестовую батарею, с помощью которой измеряется широкий спектр показателей, характеризующих процессы чтения, нашли, что

конкордантность МЗ близнецов по суммарному показателю этой батареи составила 67% по сравнению с30% у ДЗ. Самые высокие показатели наследуемости(>70%) получены для правописания и способности различать фонемы. Кроме того, оказалось, что фонологическая неспособность, т.е. неспособность различать фонемы вне контекстасловзначений, представляет

собой генетически наиболее независимый от интеллекта компонент дислексия .

Данные в пользу наследственной природы дислексия должны интерпретироваться осторожно, поскольку оценки наследуемости, полученные методом близнецов, могут быть искажены.

Исследования убедительно показали, что и дислексия(специфическая неспособность к чтению) — признак, передающийся по наследству, и что

частично развитие и проявление дислексии может быть объяснено генетическими влияниями. Однако, несмотря на разнообразие и количество тестированных моделей, путь генетической передачи дислексии все еще не определен. Авторы одной из наиболее широко распространенных гипотез

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

предполагают аутосомнодоминантныйспособ передачи СНЧ,

характеризующийся редуцированной и определяемой полом пенетрантностью. Проблемы, связанные с точной диагностикой, и возможная

генетическая и этиологическая гетерогенность сильно осложняют формирование наших представлений о процессе формирования СНЧ.

Новейшие исследования не подтверждают предыдущие сведения о половых различиях в частоте встречаемости дислексии.

Понятийный аппарат.

§Аутизм (от греч. auto — сам) — термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер(1875-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. Термин«А употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека,

состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой) — при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.

§Гиперактивность детская (англ. hyperactive child syndrome;attention-deficithyperactivity disorder) —синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С.д.в.г.),гипердинамический синдром.Г.д.проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью,отвлекаемостью,импульсивностью и гиперактивностью.

§Детский аутизм (см. также Аутизм) — ранний детский аутизм(англ. infantile autism), впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером(1943). В настоящее время рассматривается как первазивное(общее, многостороннее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц.н.с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. Р.д.а отмечается в4-6 случаях на10 тыс. детей; чаще встречается у мальчиков(в4-5 раз чаще, чем у девочек.). Основными признаками Р.д.а. являются врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, стереотипность в поведении, необычные реакции на сенсорные раздражители, нарушение речевого развития, раннее начало(до30-гомесяца жизни).

§Дислексия (англ. dyslexia, от греч. dys — повреждение+ lexia — речь) —

существенные трудности в овладении чтением (в т.ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными показателями умственного развития. Синоним Д. развития(developmental dyslexia). Имеются данные о существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. может быть задержка в развитии латерализации функций головного мозга.

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Список литературы.

Основная:

1. И.В. Равич Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Психогенетика. М., 1999г.

2. В.В. Рубцов. Основы социально генетической психологии. М., 1996г.

Дополнительная:

1.Ломов Б.Ф. Проблемы генетической психофизиологии человека./Под ред. И.В. РавичЩербо. М: Наука, 1978.

2. Физиологическая генетика и генезис поведения. Руководство по физиологии. Л., 1981. Ю.Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга.// Физиология мозга. 1991,5, с. 17 — 27.

3. Равич Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики.// Психологическая диагностика./Под ред. К.М.Гуревича. — М.: Педагогика, 1981.

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com