Социологический опрос

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность опроса как метода сбора социологической информации

2. Анкетирование

2.1. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней

2.2. Основные разновидности анкетирования, типы опроса

3. Интервьюирование и его основные типы

4. Основные этапы проведения массового опроса

5. Особенности применения опроса в оперативных целях

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Возрастание интереса к социологическим исследованиям является одной из характеристик особенностей современного развития белорусского общества. При проведении таких исследований социологи используют различные методы: наблюдение, опросы (анкетирование и интервьюирование), анализ документов и др. Интенсивное развитие прикладных социологических исследований на протяжении последнего десятилетия привело к выдвижению массового (анкетного) опроса на приоритетное место в качестве наиболее распространенного и популярного метода сбора первичной социологической информации. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Беларуси, России, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные методом опроса.

Опрос в настоящее время является наиболее распространенным методом сбора эмпирической социологической информации, так как его применение позволяет в сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами регистрировать и факты поведения людей, и их мнения, и их оценки происходящих событий в экономической, политической, духовной жизни общества, и их ожидания, надежды, опасения, ценностные ориентации, и их представления о ближайшем и более отдаленном будущем.

Однако самый распространенный метод — еще не означает самый простой и безопасный, так как изначальное преимущество той или иной процедуры сбора эмпирических социологических данных может быть сведено на нет неумелым ее применением. Без наличия специальных знаний о том, в чем состоит содержание и сущность процедуры опроса, без представления об условиях, средствах достижения взаимопонимания социолога с опрашиваемыми людьми (респондентами) в процессе проведения опроса оказывается невозможной серьезная и глубокая интерпретация полученных ответов, а, следовательно, и выработка научно состоятельных выводов и рекомендаций для практической деятельности.

12 стр., 5660 слов

Методы сбора социологической информации 3

... и то какое значение придают этому поведению сами социологи. 1. Основные методы сбора социологической информации В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные ... форму вопросов, ни их последовательность. Данный тип интервью используется при массовых опросах, целью которых является получение, однотипной информации, пригодной для последующей статистической обработки. ...

Органы государственной безопасности являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции вправе: осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Одним из действенных, наиболее простых и эффективных способов получения оперативно-розыскной информации является проведение опроса среди лиц, возможно обладающих информацией, имеющей значение для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим изучение опроса как оперативно-розыскного мероприятия весьма актуально в сложившихся условиях.

Актуальность указанной темы определяется также и тем, что опрос является одним из самых распространенных оперативно-розыскных мероприятий, так как он, как правило, не затрагивает конституционные права человека и не нуждается в дополнительном санкционировании со стороны суда и руководства оперативного подразделения.

1. Сущность опроса как метода сбора социологической информации

Опрос основывается на высказываниях и суждениях отдельных лиц и проводится с целью выявления различных нюансов мнения опрашиваемых (респондентов) как важного источника информации о реально существующих фактах и процессах действительности.

Опрос — это метод сбора первичной социологической информации посредствам устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

В большинстве случаев преобладание метода опроса обусловлено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосредственных индивидуальных контактов каждого отдельного респондента с каждым отдельным вопросником (анкетой).

11 стр., 5064 слов

Система методов сбора эмпирической информации в прикладном социологическом исследовании

... обработка. В социологическом исследовании используются методы сбора социологической информации и методы анализа и обработки данной информации. Сбор социальной информации предполагает использование различных методов прикладного социологического исследования: - опрос; - наблюдение; ...

Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь — вопросник — респондент, либо исследователь — вопросник — анкетер (интервьюер) — респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя информацией, необходимой ему для решения исследовательской задачи, он должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Следует иметь в виду, что опрос как метод сбора эмпирической социологической информации имеет принципиальное отличие от других социологических методов. Скажем, в процессе наблюдения или анализа документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не самого социолога. При использовании этих методов существует лишь одностороннее воздействие исследуемого на действия социолога, состоящие в регистрации актов поведения первого из них. Взаимодействие исследуемого и исследователя при наблюдении или анализе документов (кроме включенного наблюдения интересующих его людей) не является их существенной характеристикой, а, напротив, представляет собой побочный фактор, действие которого необходимо уменьшить всеми возможными способами, чтобы не исказить содержание и не снизить качество получаемой информации.

В случае применения метода опроса ситуация изменятся коренным образом. Здесь взаимодействие социолога и опрашиваемого (респондента) становится основным параметром, характеризующим сущность данного метода. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, направляет его в нужное русло, что сказывается на результатах исследования. Поведение респондента может способствовать достижению целей, поставленных исследователем, но в результате ошибочных действий последнего может стать и препятствием для их достижения, затруднить продвижение к ним.

2 стр., 816 слов

ЗАДАЙ ВОПРОС — НАЙДЕШЬ ОТВЕТ

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ: С ЧЕГО НАЧАТЬ? Жизнь — это значит дорога крута, Жизнь — это вечно в глазах высота. Видеть вершину всегда пред собой, Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий, И по камням, по тропе ледяной Всё подниматься! Всё вверх подниматься! Кайсын Кулиев В этом разделе представлены книги, поднимающие многие проблемы, актуальные в юности: поиск своего «Я», одиночество, дружба, любовь, смысл ...

опрос интервьюирование анкета

2. Анкетирование

2.1 Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней

В процессе проведения массового опроса чаще всего в качестве основного инструмента сбора первичной социологической информации используется анкета. Она представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам в виде опросного листа. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное).

Для получения качественной информации об изучаемых социальных явлениях и процессах важное значение имеет композиция анкеты. Ее основные компоненты таковы: I) титульный лист, 2) вводная часть, 3) основная часть, 4) социально-демографическая часть.

Титульный лист анкеты содержит название организации, осуществляющей опрос, название темы или проблемы опроса, место и год издания.

Главную смысловую нагрузку несет основная (содержательная) часть анкеты. Ее содержание — достижение поставленной цели, т.е. сбор социологической информации, необходимой для решения поставленной исследовательской задачи, определяется целями, задачами, программой проводимого исследования. При разработке этой части анкеты социологу приходится решать такие проблемы: 1) о чем спросить; 2) почему именно об этом; 3) в какой форме; 4) сможет ли респондент ответить на заданные вопросы; 5) захочет ли респондент отвечать; 6) не носит ли вопрос внушающего характера, не содержит ли он подсказки; 7) достаточно ли ясны объяснения техники заполнения анкеты, в частности, понятно ли опрашиваемому, сколько можно выбрать вариантов ответа, как отвечать на вопрос в форме таблицы (по строкам, по страницам); 8) не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций у респондента (не задевает ли самолюбие, не вторгается ли в интимную сферу, не вызывает ли опасения за возможные нежелательные последствия откровенного ответа и др.).

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... построить квалифицированную анкету. 1. По предметному содержанию вопросы можно под­разделить на: Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных ... охвата генеральной совокупности: сплошные опросы; выборочные опросы. По процедуре проведения: индивидуальные опросы; групповые опросы. По форме проведения: устные (интервью); письменные опросы (анкетирование). По способу ...

Наконец, в заключительной, социльно-демографической части анкеты респондента просят сообщить о себе сведения демографического характера (пол, возраст), а также данные о национальности, профессии, роде деятельности, месте жительства.

По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:

1. Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента

2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.

Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.

Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.

Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д.

Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок

По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов

Основные вопросы — это высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте.

Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.

Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить анкетеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.

Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос — это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа.

3 стр., 1218 слов

Коучинг в вопросах и ответах

Коучинг в вопросах и ответах Виталий Голубев Еще 20 лет назад людей этой профессии вообще не существовало нигде в мире. 10 лет назад они завоевали Америку. Сегодня их услугами пользуются и в России - те, кто могут себе это позволить: коучи работают только с успешными людьми. Кто придумал коучинг? Коучинг появился в США, как и большинство других современных психотехнологий. Там в конце 80-х два ...

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу «да — нет», носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены.

Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.

Полузакрытые вопросы — это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое», «что еще», т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопросов.

Прямые вопросы — это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию респондента по отношению к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п.

Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов.

Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социолога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования. При печати и наборе текста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеровать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомления респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разрывать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, потому что это затрудняет восприятие респондентом текста как целого. Анкета должна предусматривать место для записи ответов на открытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим в случае использования вопросов-фильтров.

21 стр., 10010 слов

Исследование позиций родителей в вопросах раннего развития детей с функциональными нарушениями

Дипломная работа Содержание Введение Глава 1. Социализация и ее показатели Глава 2. Особенности социальной ситуации развития ребёнка с психофизическими нарушениями .1 Социальные ограничения как следствие органических нарушений .2 Особые образовательные потребности как следствие социальных ограничений Глава 3. Подходы к реабилитации, воспитанию и образованию детей с функциональными нарушениями .1 ...

2.2 Основные разновидности анкетирования, типы опросов

Независимо от того, насколько тщательно разработана анкета, желательно осуществить ее эмпирическую проверку в пробном (пилотажном) исследовании. Цель такого исследования — проверить, соответствует ли разработанный инструментарий целям и задачам (исследовательской программы, эффективно ли срабатывают выделенные вопросы, однозначно ли они воспринимаются респондентами, способны ли ответы па них дать адекватную, достоверную информацию об изучаемом объекте).

Дня пилотажного исследования из выборочной совокупности обычно выбираемся подвыборка объемом около 50 человек, в которую желательно включить представителей всех выделенных групп (например, рабочих, предпринимателей, инженеров, учителей, пенсионеров, студентов).

Одной из наиболее эффективных форм пилотажного опроса является групповое обсуждение текста анкеты с 3 — 4 респондентами, при котором социолог инициирует критический разбор всех вопросов анкеты, чтобы выявить возможные разногласия в интерпретации формулировок вопросов, степень «работоспособности» последних и, в случае необходимости, внести корректировки в текст вопросника.

Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетировании Чаще всего применяется групповая его разновидность.

Групповое анкетирование — это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры

Непосредственное руководство групповым опросом осуществляет профессиональный социолог. Наиболее удачно проходят, как свидетельствует опыт, групповые опросы при численности аудитории 10 — 20 человек. Если группа возрастает до 25 — 30 человек, то руководителю желательно иметь ассистентов.

Групповые анкетные опросы, в том случае, когда они хорошо подготовлены и организованы, проводятся на высоком профессиональном уровне, — вполне надежное, эффективно действующее и незаменимое средство изучения общественного мнения, жизненных позиций людей, мотивации их поведения и высказываемых ими оценок, их отношения к различным сферам общественной жизни, протекающим в них социальным явлениям, процессам и событиям.

При проведении индивидуального анкетирования социолог либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.

В зависимости от характера и способа объединения опрашиваемых в группы существует несколько вариантов опросов.

Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения каждым из них.

Довольно распространенным является почтовый опрос, при котором анкета по предварительному согласию высылается потенциальным респондентам и получается исследователем посредством почты.

Телефонные опросы, осуществляемые посредством телефонной связи с респондентами, получили достаточно широкое распространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов.

Прессовые опросы — осуществляются посредством публикации анкеты в прессе с одновременной просьбой, адресованной читателям, ответить на публикуемые вопросы.

Социометрический опрос — специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах.

По уровню компетентности опрашиваемых лиц выделяют два вида опросов:

1. Массовый опрос — это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.

2. Экспертный опрос — способ исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что в отличие от массового, он не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы.

3. Интервьюрование и его основные типы

Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование.

Интервьюирование — это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.

В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью); 2) определение места и времени интервью, 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостиница, ресторан и др.), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно разместить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: «Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ваше мнение».

По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на: свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью — это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственными работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой легализации вопросов.

Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового, обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов.

Полустандартизированное интервью — сочетает особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов-экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются на 1) индивидуальные, 2) групповые; 3) панельные. 4) клинические; 5) фокусированные.

Индивидуальное интервью — осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашиваемым лицом.

Групповое интервью — такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени — через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.

Глубинные (клинические) интервью — это интервью, ориентированные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми.

Фокусированные интервью — это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаше всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.

Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования:

. запись во время беседы, в том числе и дословная, с применением стенографии;

. запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаше всего применяются при проведении свободных интервью);

. электронно — механическая звукозапись с применением магнитофона, аудио — и видеосредств. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемой соглашается вести беседу при включенном магнитофоне.

Кодирование результатов интервьюирования — занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.

Интервьюирование очень часто применяется в едином процессе социологического исследования вместе с анкетированием.

Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпирической информации, которой располагает социология. Да и структурные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы.

4. Основные этапы проведения массового опроса

У истоков применения анкетирования и интервьюирования находится вполне определенная социальная потребность, которая может оформиться в виде заказа социологическому исследовательскому центру со стороны определенного органа управления, предприятия, фирмы, банка, учреждения образования и культуры, здравоохранения и т.п. «Эта потребность может воплотиться в явном или неявном виде в научном интересе, а также в экономической (финансовой) заинтересованности социолога или группы социологов в получении новой эмпирической информации по новой, только что возникшей или уже существовавшей ранее проблеме. Вот тогда-то и формируется первый этап развертывания прикладного социологического исследования — разработка заказа. Цель данного этапа — определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема информации, необходимой для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и основных этапов исследования.

Второй этап — разработка программы исследования, главными компонентами которой являются четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), уточнение направленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это — наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.

Третий этап — разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).

Четвертый этап — конструирование выборки социологического исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, т.е. о всем множестве социальных объектов, являющихся предметом изучения (население страны, его демографическая или этническая группа — женщины, беженцы и т.п.), построение выборочной модели, подготовка необходимой документации.

Пятый этап — тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап — проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации.

Седьмой этап — сбор первичной социологической информации методом анкетирования и (или) интервьюирования.

Восьмой этап — компьютерная обработка данных, полученных в процессе анкетирования и интервьюирования.

Девятый этап — логический анализ, обобщение и теоретическое осмысление результатов исследования, формулирование основных выводов и практических рекомендаций.

Десятый этап — подготовка отчета о результатах исследования и предоставление отчета заказчику.

Одиннадцатый этап — консервация материалов исследования (включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мониторинговых и лонгитюдных), публикация итогов и основных выводов исследования в прессе, т.е. доведение их до массовой аудитории.

5. Особенности применения опроса в оперативных целях

Опрос граждан — беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Области применения опроса:

1. изучение социально-психологических характеристик кандидатов на работу в органы КГБ;

2. оценка морально-психологического климата в коллективе подразделения;

3. анализ качества проводимых организационных и воспитательных мероприятий;

4. выявление знаний-мнений, суждений о прошлых, настоящих и будущих событиях;

5. выяснение интересов, взглядов, установок, ценностных ориентации, мотивов поведения людей;

6. изучение различных видов деятельности и т.д.

Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными.

В первом случае тщательно изучается личность человека, с которым предстоит вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны и т.п. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы, и т.п.

Второй путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и т.п.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный сотрудник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу, действующему по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, однако не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.

Истинные цели опроса из тактических соображений могут зашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос — прерогатива следователя или лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос — как бы привилегия оперативника.

Результаты разведывательного опроса могут быть оформлены либо объяснением, либо рапортом.

В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.

Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании мероприятий, а также как источник о лице, обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.

Постоянно вызывает дискуссии вопрос о применении в ходе опроса технических средств (магнитофона, видеокамеры, кинокамеры).

Использовать такие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случае факт звуко -, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В этом документе должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия производства записи, текст записанного сообщения и т.п.

Звукозапись беседы, в установленном порядке исследованная экспертом в области акустики, может быть признана источником доказательств по делу и положена в основу обвинительного (или оправдательного) приговора.

Для проведения опроса разрабатывается вопросник — четкая система вопросов, оформленных в виде анкеты (для анкетирования) или в виде перечня (плана для интервью, беседы).

Вопросы классифицируются по различным основаниям, выделяющим:

их предметное содержание,

технику заполнения.

отношение к личности респондента.

методические функции вопроса в анкете.

По технике заполнения в зависимости от наличия возможного ответа различают:

а) закрытые вопросы — опрашиваемому (респонденту) предлагается
выбрать из вариантов ответа тот, который совпадает с его мнением;

б) полузакрытые вопросы — опрашиваемый имеет возможность нетолько выбрать вариант ответа, но и высказать свое особое мнение;

в) открытые вопросы — не содержат вариантов ответа и предлагают свободную, произвольную форму ответа опрашиваемым.

Вопросы опрашиваемому должны задаваться в спокойном тоне. Недопустимо вслух оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается также задавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы в самой формулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно не уместны они при опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая может привести к искажению истины. «Улавливающие» вопросы рассчитаны на то, чтобы поймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены на запутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы, т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.

Опрос граждан, в том числе иностранцев и лиц без гражданства с использованием полиграфа является разновидностью оперативно-розыскного мероприятия — опроса с применением технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, путем фиксации физиологических реакций опрашиваемого на задаваемые вопросы. ОИП проводится органами государственной безопасности в соответствии с Законами Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О государственных секретах».

Органы государственной безопасности применяют ОИП в целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности и проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам, а также отбора кандидатов на службу (работу) в КГБ.

Целью ОИП является оценка достоверности информации, полученной ранее от опрашиваемого человека.

Результаты ОИП носят вероятностный характер и имеют ориентирующее значение для осуществляемой органами государственной безопасности оперативно-розыскной деятельности, а также при проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам.

Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами.

В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.

Практика показывает, что опрос граждан — одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинств личности.

Заключение

Опрос в настоящее время является наиболее распространенным методом сбора эмпирической социологической информации, так как его применение позволяет в сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами регистрировать и факты поведения людей, и их мнения, и их оценки происходящих событий в экономической, политической, духовной жизни общества, и их ожидания, надежды, опасения, ценностные ориентации, и их представления о ближайшем и более отдаленном будущем. Широкая же его применимость объясняется, во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной, во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно, в-третьих, возможностью его многократного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время, в-четвертых, относительной дешевизной его проведения.

Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим законодательством, в пределах их компетенции.

Опрос — оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой специальное общение с лицом с целью получения информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Изучение опроса как оперативно-розыскного мероприятия весьма актуально в сложившихся условиях.

Оперативно-розыскное мероприятие «опрос» не ограничивает конституционные права человека. Опрос можно классифицировать по следующим основаниям: по субъекту; объекту; месту проведения; времени проведения; использованию технических средств; маскировке цели опроса; подготовленности; сокрытию принадлежности опрашивающего к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; участию в опросе лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Применение полиграфа не является самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием, а представляет собой разновидность опроса с применением специальных технических средств, в ходе которого фиксируются психофизиологические параметры (реакции) опрашиваемого на задаваемые вопросы.

Список используемой литературы

1. Бабосов Е.М., Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. — Мн.: «ТетраСистемс», 2001. — 496 с.

2. Бабосов Е.М., Опрос как метод сбора первичной социологической информации: Учеб. пособие. — Мн.: ИНБ Республики Беларусь, 2000. — 29 с.

3. Гречихин В.Г., Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 232 с.

4. Погодин Г.В., Обработка и анализ данных социологического анкетного опроса: Методические рекомендации. — Мн.: ИНБ Республики Беларусь, 2004. — 17 с.

5. Погодин Г.В., Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования. — Мн.: ИНБ Республики Беларусь, 1995. — 28

6. Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. № 289-З.

7. Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г. № 102-З.

8. Приказ Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь 22 августа 1998 г. № 91 «Об утверждении инструкции о порядке проведения органами государственной безопасности Республики Беларусь опроса с использованием полиграфа».

Размещено на