Изучение работы головного мозга связано с именами величайших русских физиологов И.М. Сеченова (1829-1905) и И.П. Павлова (1849-1936).
Большой вклад представляют исследования Сеченова в области физиологии нервной системы. Он сумел физиологически объяснить психическую деятельность человека и животных, исследовал образования рефлексов, процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Его работа «Рефлексы головного мозга» (1863) доказала, что вся деятельность человека осуществляется рефлекторным путем. Идеи Сеченова получили дальнейшее развитие в трудах И.П. Павлова. Павлов в основу своей работы положил метод условных рефлексов. До его работ понятие «условный рефлекс» не существовало. Павлов смог объяснить основные процессы, протекающие в коре: возбуждение и торможение, которые могут иррадиировать или концентрироваться, и что в коре происходит анализ и синтез возбуждения, идущего от различных рецепторов.
Кора головного мозга вместе с подкорковыми образованиями обуславливает сложные реакции, высшую нервную деятельность. Она создает наиболее совершенные приспособления к меняющимся условиям существования. Высшая нервная деятельность является материальной основой психики. Она формируется посредством рефлексов и общественных условий жизни, обуславливает саморегуляцию, поддержание гомеостаза. Психические реакции формируются благодаря образованию временных нервных связей, анализу и синтезу и легко меняются в соответствии с условиями жизни. В процессе общественного существования, использования орудий труда, речи у человека появилось социальное поведение, в котором биологическое поведение не является ведущим. Стала возможной интеграция, коррекция опыта общества, поколений, познавательной деятельности. Неоценимую роль в этом сыграло развитие познания посредством механизмов мышления и памяти. Речь привела к совершенствованию такой сложной формы психики, как эмоции. Благодаря им психика человека отличается богатством и разнообразием. Высшей формой психической деятельности является сознание.
Безусловные и условные рефлексы. И.П. Павлов считал, что вся деятельность организма приспособлена к окружающей его среде, что он должен отвечать на любые раздражения так, чтобы обеспечить равновесие с этой средой. Ответной реакцией организма на раздражение, осуществляемой при участии центральной нервной системы, что является рефлексом. Благодаря физиологическим исследованиям стало общепринятым, что деятельность нервной системы, а посредством нее и всего организма, носит рефлекторный характер. Комплекс звеньев нервной системы, осуществляющий прием, переработку и передачу возбуждения, называется рефлекторной дугой. Она состоит из пяти звеньев: 1. Рецепторы (воспринимающий аппарат).
1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...
... участвующих их выроботке Прорецептивные и интрорецептивные. 4.по отделу нервной системы Соматическая и вегететивная рефлексы. 5.по характеру эфферентного ответа Сердечно-сосудистый Секреторный ... большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной ...
2. Чувствительные (центростремительные) нервные волокна, проводящие возбуждения в центральную нервную систему. 3. Нервные центры, где производится переработка и переключение возбуждения с чувствительных нервных клеток на двигательные. 4. Двигательные (центробежные) нервные волокна, по которым импульсы поступают к рабочим органам. 5. Рабочий орган — железа, мышца и т.д. Это есть путь рефлекса, он не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев. Все виды рефлексов И.П. Павлов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы — врожденные, они сформировались к моменту рождения, они передаются по наследству. Примеры этих рефлексов — сосательный, глотания, рвоты, чихания, кашля, моргания, болевые, пищевые, оборонительные, половые, саморегуляция функций органов и систем и др. Пути безусловного рефлекса, по которым возбуждение передается с центростремительных волокон на центробежные, к моменту рождения человека уже имеются. Биологическая роль этих рефлексов в том, что они обуславливают существование новорожденных как в первые моменты после рождения, так и в последующей жизни, являются основой для формирования условных рефлексов. Нервные связи безусловных рефлексов относительно постоянны. Они сохраняются в течение жизни. Рефлекторная дуга безусловных рефлексов может проходить через любые отделы центральной нервной системы, но они могут осуществляться и без коры больших полушарий (спинномозговые рефлексы: коленный рефлекс, ахиллов рефлекс и др.).
Условные рефлексы. Одних безусловных рефлексов для существования живого организма недостаточно. Постоянно меняющиеся условия среды требуют тонкого приспособления к ним. Сложные приспособительные реакции, приобретаемые в процессе жизни на основе безусловных, называются условными рефлексами. В противоположность относительно постоянным безусловным рефлексам условные рефлексы не постоянны. Могут образовываться и исчезать в зависимости от конкретных условий. Эти рефлексы образуются с участием коры больших полушарий, в противоположность безусловным, для которых ведущая роль принадлежит низшим отделам центральной нервной системы: мозговому стволу, спинному мозгу, подкорковым центрам. В основе образования условного рефлекса лежит процесс замыкания временной нервной связи, возникшей в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждений при одновременном действии условного и безусловного раздражителей. Если условный раздражитель перестает быть сигналом безусловного, рефлекс постепенно угасает.
Выработка условных рефлексов у домашних животных
... сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов. .Изучить виды условных рефлексов. .Выяснить механизм формирования условных рефлексов. .Выяснить значение метода условных рефлексов. .Провести выработку условных рефлексов у собаки ... окружающей среды3.Условный рефлексэто приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются ...
Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. В лаборатории И.П. Павлова показано, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу и чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного. В качестве условных раздражителей может выступать время. Так, если приемы пищи организовывать в одно и то же время, то при наступлении этого времени появляются признаки возрастания секреции пищеварительных желез, разгорается чувство аппетита. Это нужно учитывать при организации режима питания и не нарушать время еды. Весь распорядок дня, ритм трудового дня, сна и пробуждения подчинены условным рефлексам вместе с безусловными. Известно, что более продуктивен труд, если выдерживается распорядок дня, труда. Это создает размеренный образ жизни, так необходимый для поддержания психического и физического здоровья. Условные рефлексы можно вызывать не только на базе безусловных, но и на основе ранее образованных условных. В этом случае ранее выработанный рефлекс (I порядка) используют вместо безусловного раздражителя. На основе такого условного рефлекса можно добиться образования условного рефлекса второго порядка и даже третьего. Однако у животных это делать трудно. У человека вырабатываются условные рефлексы сотого порядка и более, опирающиеся друг на друга. Примером этого являются операторы, стоящие за пультом управления сложного технологического процесса, летчики, особенно при взлетах и посадках. Это возможно благодаря высокоразвитому абстрактному мышлению, которое присуще человеку.
У животных после рождения и в процессе последующей жизни вырабатываются условные рефлексы на основе безусловных таких, как пищевой, защитный и др., в сочетании с конкретными условиями среды, выступающими в качестве условных и безусловных раздражителей. Условные рефлексы по мере их накопления увеличивают приспособляемость животных к постоянно меняющимся условиям существования. Благодаря условным рефлексам, в комплексе с безусловными, животные отыскивают, добывают пищу, избегают опасностей, строят жилища, находят укрытия, осваивают новые территории обитания, ориентируются на местности и прочее. Посредством условных рефлексов осуществляется борьба за существование, обеспечивающая сохранение особей видов.
В коре больших полушарий постоянно сменяются процессы возбуждения и торможения. Возбуждение какого-то участка сопровождается торможением другого. Различают внешнее (безусловное) и внутреннее (условное) торможение. Внешнее торможение возникает быстро, не требует специальной выработки и характерно не только для коры, но и для нижележащих отделов нервной системы. Оно возникает при внезапном действии какого-нибудь нового раздражителя достаточного по силе. Например, у человека неприятности или сообщения о неприятностях вызывает волнение, подавляющее положительные эмоции, связанные с приемом пищи, угнетают выделение пищеварительных соков, исчезает аппетит.
Внутреннее торможение развивается постепенно и только в коре при неподкреплении условного раздражителя. Оно имеет большое значение в приспособительной деятельности организма. Благодаря возбуждению и торможению вырабатываются и закрепляются все биологически целесообразные реакции организма и подавляются в данный момент ненужные. Тем самым обеспечивается совершенное соответствие реакций организма изменяющимся условиям существования. Явление торможения играет роль в повседневной жизни. Так акты вдоха и выдоха, сокращения и расслабления мышц, усиление и уменьшение ритма сердца, перистальтики кишечника и т.д. являются результатом взаимодействия возбуждения и торможения, последовательной смены одного другим. В процессе воспитания у детей вырабатываются определенные навыки, связанные с применением различного рода запретов. Это возможно благодаря развитию условного торможения.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Особенности высшей нервной деятельности человека
Поведение человека связано с условно-безусловной деятельностью. На основе безусловных рефлексов, начиная с раннего детского возраста, у ребенка вырабатываются условные рефлексы. По мере его развития, общения с людьми и влияния внешней среды в больших полушариях головного мозга постоянно возникают временные связи между различными центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека — это мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек. Основываясь на развитии речевой функции у людей, И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители внешнего мира — предметы или явления (сигналы).
У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления. Но только у человека существует вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом слышим (речь) и видим (письменно).
Для человека слово — это не только, сочетание звуков или изображение букв, но прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и мыслях. При помощи слов образуются общие понятия. Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов.
Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый с помощью языка и речи. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему слова используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно также слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов.
Речь и мышление. Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основы отвлеченного (абстрактного) мышления и определяет поведение людей. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, анализировать, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни. Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира горазда больше любого животного, так как к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления. Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности. Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера. Головной мозг человека представляет собой центр мышления, и связанный с мышлением центр речи.
Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...
... процессов, в создании системы нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ...
Сознание как функция мозга. Многочисленные анализаторы отражают различные стороны окружающей действительности активно, вызывая у человека различные чувства и переживания. Человек не просто видит, слышит, осязает, воспринимает запахи, но и оценивает эти явления, осмысливает их. Одно и то же явление природы по-разному переживается разными людьми. Разные чувства и мысли говорят о том, что каждый человек по-своему, субъективно отражает явления внешнего мира. На все то, что человек воспринимает из окружающей его действительности, он немедленно или, напротив, с отсрочкой более или менее длительной, отвечает различными действиями. Эти действия могут быть разными по своему характеру — импульсивными, или непроизвольными, возникающими как непосредственный ответ на полученные раздражения из окружающей среды или же задержанными, продуманными, произвольными, выражающими понимание человеком того, что произошло и определенное отношение к происшедшему. В этом случае человек проявляет осознанное отношение к действительности. Его действиями руководит сознание.
Сознание — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: восприятий, ощущений, представлений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщенная форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных. Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того, как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда, вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика такой деятельности как сознательной. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. Кора головного мозга является контрольным звеном отбора информации, регуляции эмоций и сознания.
Социальная обусловленность поведения человека. Человек — существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволяющим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова, как выразился Энгельс «создал самого человека». Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.
Интегративная и координационная деятельность нервной клетки
... структур мозга. Данный принцип имеет первостепенное значение для анализа рефлекторной деятельности нервной системы. Концепция функциональной системы, разработанная академиком П. К. Анохиным, предполагает динамическую ... поведение животного и человека. Доминантный очаг возбуждения притягивает к себе возбуждение из других нервных центров и одновременно подавляет их деятельность, что приводит к ...
В процессе общения, которое развилось в условии общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Несправедливость присвоения результатов труда наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания. Вследствие этих причин, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания. Человек активно организует свои взаимоотношения с окружающей его природой и социальной средой. Это не простое отражение действительности, а результат сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.
Сон его значение и гигиена. По теории, разработанной И.П. Павловым, сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Он охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна резко падает активность многих физиологических процессов, продолжают свою деятельность лишь отделы стволовой части головного мозга, регулирующие жизненно важные функции — дыхание, сердцебиение, но их функция снижена. Центр сна находится в гипоталамусе промежуточного мозга, в передних ядрах. Задние ядра гипоталамуса регулируют состояние пробуждения и бодрствования. Электрофизиологические исследования последних лет показали, что во сне происходят сложные физиологические процессы, преобразующие полученную во время бодрствования информацию. Поэтому представления о сне как отдыхе носят относительный характер. Записи электроэнцефалограмм во время сна свидетельствуют о наличии физиологической активности в нейронах коры, значит во время сна происходит переработка информации: анализ, запоминания, эмоциональные переживания. При этом мозг словно отфильтровывает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти.
В жизни человека сон является ничем не заменимой потребностью, его отсутствие так же плохо сказывается на здоровье, как и голодание. Недосыпания сопровождаются снижением работоспособности, ослаблением защитных сил. Глубокий сон — лучший отдых для нервной системы. Сон широко применяется как лечебное средство в психиатрических клиниках, при лечении гипертонии и других заболеваний. Для полного отдыха нервной системы необходимо чтобы сон был не менее 7 часов для взрослого человека и 8-9 часов для подростков, предпочтительно в ночное время. Отход ко сну и подъем должны быть в одно и то же время. Помещение для сна нужно проветривать, постель должна быть удобной.
Гигиена умственного труда, режим дня школьника
У людей с преобладанием умственного труда, с длительным пребыванием в замкнутых помещениях малого объема, ведущими малоподвижный образ жизни, развиваются явления детренированности и «атрофия от бездействия». При этом изменяется общая реактивность организма, снижается его устойчивость к инфекциям, изменяется обмен веществ. Уменьшается энергообмен, увеличивается доля жирового компонента в массе тела, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы и прочее, что ускоряет процесс физиологического старения. Профилактические мероприятия этих явлений принадлежат физическим тренировкам — это производственная гимнастика, оздоровительная и лечебная физкультура. Повышенное внимание к регулярным занятиям физическими нагрузками следует уделять и учащимся. Каждые 45-50 минут занятий нужно сопровождать 10-15 минутным перерывом для выполнения физических упражнений. Подъем и отход ко сну должны проводиться в одно и тоже время. После подъема обязательно должна проводиться утренняя гигиеническая гимнастика и водные процедуры. Прием пищи в одно и тоже время желательно 4 раза с перерывами 3-4 часа. Перед сном нужна прогулка на свежем воздухе 1,5-2 часа. Продолжительность сна в зависимости от возраста 8-9 часов.
Негативное воздействие стресса на организм человека
... реакция организма на какое-то воздействие. Состояние тревоги обеспечивает вегетативная нервная система ( а конкретно - симпатический отдел вегетативной нервной системы), то есть тот участок нервной системы, который ... - смерть. Стресс может быть вызван положительными и отрицательными факторами.Испытываемые человеком психологические нагрузки с каждым годом возрастают. Результат — возникновение многих ...
Изменение работоспособности в трудовом процессе. Напряженный или длительный труд сопровождается утомлением организма, может повлечь расстройства его деятельности, снижение работоспособности. На восстановление деятельности организма необходимо затрачивать время, применять специальные методы и даже лечение. Для предотвращения таких негативных последствий следует придерживаться правил гигиены, которые для лиц разного возраста и профессий различны, но каждый человек должен овладевать общегигиеническими навыками. Прежде всего, необходимы самоконтроль с помощью простых приемов за состоянием своего здоровья и регулирование физических и умственных нагрузок. Его можно определять по самочувствию, состоянию сна, аппетита, появлению болевых ощущений. Объективными признаками являются: масса тела, уровень артериального давления, частота пульса, дыхание и др. Предупредить утомление можно посредством повышения общей тренированности организма. Физические и психические нагрузки в чередовании с активным отдыхом, а также переключение на другие виды деятельности снимают или предупреждают утомление. В физическом труде нужно осваивать многообразные приемы двигательных навыков. Правильный режим труда, отдыха и питания сохраняют здоровье. При этом важным фактором остается поддержание положительных эмоций в коллективе.
Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему. Нервной системе курение приносит большой вред. Под влиянием систематического отравления никотином происходит ряд нарушений в нервной системе, ухудшается память, понижается работоспособность, появляется раздражительность. Употребление спиртных напитков сопровождается нарушением всех систем организма, в том числе и нервной. Возникают расстройства внимания, памяти, усиливается утомление. Состояние опьянения сопровождается ослаблением сдерживающих влияний, утратой чувства стыдливости и реальной оценки последствий совершаемых поступков, нередко толкает людей (особенно юношеского возраста) на легкомысленные поступки. С помощью алкоголя преступники вербуют соучастников, используя его как средство искусственного возбуждения и снижения критической нравственной оценки действий, что облегчает совершение преступного деяния. Систематическое употребление алкогольных напитков приводит ко многим тяжелым последствиям. Поражаются центральная нервная система и периферическая, развиваются зрительные и слуховые галлюцинации, которые могут закончиться острым помешательством. Алкоголь резко снижает сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям и делает человека психически неполноценным. Наркотические вещества, прежде всего, оказывают действие на печень, снижая ее защитную функцию. Подавляются окислительные процессы в тканях, нарушаются функции центральной и периферической нервной системы. Прием наркотиков ведет к физическому истощению, слабости, низкой функциональной активности всех физиологических систем. При длительном употреблении наркотических веществ, происходит атрофия мозговой ткани и расширение желудочков мозга, не говоря о других системах. Особенно большой урон наносят курение, алкоголь и наркотики детям и молодым людям. Употребление их, подчас ради интереса, переходит затем в потребность, в болезни, от которых трудно избавляться.
Презентация на тему: Психика и организм
... сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающиеся двигательными и внутриорганическими проявлениями. Мотив ... личности, обеспечивающие успех в деятельности: природные (биологически обусловленные); специфические ... природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, ... и психогенных элементов. Биогенные: нервная система, система желез, обменные ...