1
План:
1. Понятие о выносливости
2. Задачи по воспитанию общей выносливости
3. Средства воспитания выносливости
4. Методы воспитания выносливости
5. Воспитание выносливости путём воздействия на анаэробные возможности человека:
а) совершенствование гликолитического механизма;
б) совершенствование фосфоркреатинового механизма.
6. Методика воспитания общей выносливости
7. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости
1. Понятие о выносливости
Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.
Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжительности работа с определенного момента начинает протекать в условиях преодоления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять заданные внешние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомления); затем, несмотря на все усилия продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утом-ления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффектив-ности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно мень-шим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности.
Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смы-сле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности.
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе-ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини-мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви-дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви-гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель-ности, связанных с выполнением точности движений (спортив-ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос-ливости является стабильность технически правильного выпол-нения действия.
Классификация основных форм трудовой деятельности. Профилактика ...
... условиями трудовой деятельности. Профилактика утомления. Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда ... наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического ...
Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос-ливость —это способность длительно выполнять работу умерен-ной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос-тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме-ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.).
Основными компонентами общей выносливости являются возмож-ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза-ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи-ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви-тия специальной выносливости.
Специальная выносливость —это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос-ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель-ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри-мер, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру-гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос-ливость и т.д.).
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональ-ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед-ственности), среды и др.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз-можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле-ние энергии в процессе работы. Образование энергии, необходи-мой для работы на выносливость, происходит в результате хими-ческих превращений. Основными источниками энергообразования при всём этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана-эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос-тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова-ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме .
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому вос-становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале-ние продуктов метаболического обмена.
Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста
... уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его ... Н.Г., Ломана В.С. и др. Задачи курсовой работы: исследовать виды выносливости и методы развития выносливости; раскрыть особенности воспитания выносливости у детей среднего и старшего возраста; ...
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь-ной интенсивности продолжительностью до 15—20 с. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5—6 мин.
Факторы функциональной и биохимической энономизации опре-деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат-рат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энер-гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре-сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд-няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква-лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про-явления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме-ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци-ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри-вать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использова-ния жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри-ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на-растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч-ной кислоты в крови и т.д.).
От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус-тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея-тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен-ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб-ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед-ственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8).
Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической вынос-ливости; для динамической силовой выносливости влияния на-следственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при ра-боте умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влия-ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь-ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.
Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп
... занятиями с ребенком . Программа психокоррекционного занятия включает в себя несколько групп упражнений и осуществляется на основе данных обследований . На первом этапе отрабатывается речевое ... придумать слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три- четыре звука. Заключительное упражнение состоит в том , что психолог произносит слова- квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , ...
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше).
Наи-более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
2. Задачи по воспитанию общей выносливости
Они состоят в пер-вую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной вы-носливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в фи-зическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносливости. По мере возрастного созревания организма в воспитании общей выносливости (в широком смысле этого слова) увеличива-ется значение комплексного воз-действия на все ее факторы. Основная задача при всём этом заклю-чается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функ-циональных возможностей, лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо от-дельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлени-ем выносливости. Это предполагает систематическую адаптации к разнообразным видам утомительной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям.
Основны-ми задачами развития общей выносливости явля-ются:
— способствовать повышению максималь-ного уровня потребления кислорода как важ-нейшего фактора аэробной производительнос-ти;
— развивать способность и поддерживать дли-тельное время работу в условиях максимального потребления кислорода;
— совершенствовать быстроту развертыва-ния согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма.
3. Средства воспитания выносливости
Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля-ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере-менной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
Средствами развития общей выносливости яв-ляются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при со-блюдении следующих условий:
-активное участие в работе крупных групп мышц;
Выносливость. Специальная и Общая.
... специальных видов выносливости (В.И.Лях, 1998) Вид выносливости Нагрузка Отдых Упражнение (средство) Метод Число повторений Длительность Интенсивность . Силовая ... организма и его энергетический потенциал. Специальная выносливость пловца – лишь при выполнении наиболее специфичных упражнений. Специальная выносливость, ... непрерывной на протяжении дня мышечной работой. В процессе эволюции человек, его ...
-значительная продолжительность работы;
-интенсивность выполняемой работы долж-на быть умеренно-большой, но не выходить за пре-делы аэробного энергообеспечения.
К таким средствам относятся:
1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением продолжитель-ности бега (например, с 10 до 25-30 мин).
2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускоре-ниями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).
3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.
4. Челночный бег 4 х 100 м.
5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).
6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое про-извольными ускорениями.
7. Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).
8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).
9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время).
10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.
11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.
12. Прыжки через короткую скакалку. Длитель-ность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков — 135-140 раз в минуту.
13. Преодоление несколько раз подряд отдель-ных элементов и их сочетаний из полосы препят-ствий.
При выполнении большинства физических упражнений сум-марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует-ся следующими компонентами:
1) ин-тенсивность упражнения;
2) продолжительность упражнения;
3) число повторений;
4) продолжительность интервалов отдыха;
5) характер отдыха.
Интенсивность упражнения в циклических упражнениях ха-рактеризуется скоростью движения, а в ациклических — ко-личеством двигательных действий в единицу времени (темпом).
Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо-ту функциональных систем организма и характер энергообес-печения двигательной деятельности. При умеренной интен-сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха-ния и кровообращения без большого напряжения обеспечива-ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп-ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол-ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль-нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.
При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь-ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.
Специфика применения в практике заместителя командира роты по ...
... целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает оказание психологической помощи военнослужащим со стороны только психологов-профессионалов. ... характеризуется устойчивыми способами использования психологического знания, а также присущими ей методами и средствами достижения цели. Таким образом подчеркивается, что готовность это ...
Интенсивность упражнения выше критической называют над- критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.
Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25 с до 4—5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее! увеличение продолжительности упражнения приводит к менее! выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блоки-рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает-ся, либо резко снижается интенсивность их.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе-ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.
Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преиму-щественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея-тельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис-ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно-сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле-жит в основе варианта интервального метода, называемого по-вторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.
1. Полные (ординарные) интервалы,гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо-тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на-пряжения функций.
2. Напряженные (неполные) интервалы,при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме-нение внешних количественных показателей (в течение известно-го времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.
3. Минимакс интервал.Это наименьший интервал отдыха меж-ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо-тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде-ленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.
Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.
При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити-ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб-ной.
4. Методы воспитания выносливости
Основными методами развития общей выносливости являют-ся: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игро-вой метод; 5) соревновательный метод.
Равномерный метод. Характеризуется непре-рывным продолжительным режимом работы с рав-номерной скоростью или усилиями. Продолжи-тельность работы в зависимости от уровня подго-товленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин мало-эффективна, так как не успевают развернуться ды-хательные процессы и вывести кислородотранс-портную систему (сердце, сосуды, дыхание) на мак-симальный уровень потребления кислорода.
Интенсивность упражнений (скорость передви-жения) должна повышаться постепенно: от невы-соких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптималь-ным (140-170 уд/мин).
Такая постепенность необ-ходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Малоинтенсивная работа не спо-собствует активизации аэробного обмена, поэто-му она малопродуктивна.
По мере увеличения функциональных возмож-ностей организма занимающихся продолжитель-ность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают.
Переменный метод. Отличается от равномер-ного последовательным варьированием нагруз-ки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоро-стей).
Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка рабо-ты увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу ма-лоинтенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин.
Интервальный метод. Для него характер-но выполнение работы в виде высокоинтенсив-ных, но кратковременных повторений, разде-ленных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха между нагрузками. Про-должительность работы для повышения аэроб-ной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее — вызывает снижение интен-сивности работы. Интенсивность работы дол-жна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы от-дыха делаются такой продолжительности, что-бы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130 уд/мин. Как правило, интервалы отды-ха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и под-держивающей его повышенное функциониро-вание.
Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей занимающего-ся осуществлять работу в условиях значитель-ного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно за-нятие и постепенно повышать до десяти и бо-лее повторений.
Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой ми-нуты отдыха после нагрузки потребление кисло-рода увеличивается, повышается также систоли-ческий объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели до-статочно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода.
Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Метод круговой тренировки. Предусматри-вает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. В определенных местах зала или при-школьной площадки (стадиона) по кругу распо-лагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12).
На каждой станции занимающийся вы-полняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех раз.
Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять значитель-ное число раз (не менее 20-30).
ЧСС при выполне-нии упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом со-ставляет 25-35 мин.
Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в услови-ях проведения спортивных и подвижных игр, тре-бующих проявления выносливости. Этот метод позволяет обеспечить повышен-ную заинтересованность занимающихся в дви-гательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями мо-нотонного характера (например, продолжитель-ный бег в равномерном темпе).
Нагрузку в игре можно повышать за счет:
1) уменьшения количества игроков при со-хранении размеров игрового поля
2) усложнения приемов игры и правил, при ко-торых игроки не покидают поле, а остаются на площадке.
Продолжительность нагрузки при игровом ме-тоде должна составлять не менее 5-10 мин (без отдыха).
Соревновательный метод. Это способ вы-полнения упражнений на выносливость в фор-ме различных соревнований и соревнователь-ных заданий, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающих-ся.
Обязательным условием соревновательного ме-тода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнении, в которых они дол-жны соревноваться. Выбор методов в значительной степени опре-деляется уровнем подготовленности занимаю-щихся. Важным требованием к применяемым методам развития выносливости является нахож-дение оптимального сочетания продолжительно-сти и интенсивности нагрузки.
5. Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные
возможности человека.
Воспитание выносливости .путем воздействия на анаэроб-ные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач: повышением мощности гликолитического (лактатного) механизма; повышение мощности фосфоркреатино-вого (алактатного) механизма. Для этого используются ос-новные и специально-подготовительные упражнения соответ-ствующей интенсивности. При этом применяются методы по-вторного и переменного интервального упражнения.
а).
Совершенствование гликолитического механизма
К упражнениям, применяемым в качестве средств совер-шенствования лактатного механизма, предъявляются следую-щие требования.
Работа должна выполняться с интенсивностью 90—95% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 секунд до 2 мин. (длина от-резков от 200 до 600 м в беге, от 50 до 200 м в плавании).
Число повторений в серии 3—4, количество серий для начи-нающих 2—3, для хорошо тренированных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого повторения — 5—6 минут; второго — 3—4 минуты; третьего — 2—3 минуты. Между сериями должен быть от-дых, для ликвидации лактатвого долга — 15—20 минут.
б).
Совершенствование фосфоркреатинового механизма
К упражнениям применяемым в качестве средств совер-шенствования алактатного механизма предъявляются следу-ющие требования. Интенсивность работы должна быть око-лопредельной (95% от максимальной); продолжительность упражнения — 3 — 8 сек. (бег 20 — 30 м., плавание 8 — 20 м.) интервалы отдыха между повторения — 2 -3 мин., между сериями (серия 4 — 5 повторений) — 7 — 10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности по режиму работы мышц, совпадающих с основными.
6. Методика воспитания общей выносливости.
Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.
1. Доступность.Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физи-ческой подготовленности. В процессе занятий после определенно-го времени в организме человека произойдут изменения физио-логического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обо-значает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущер-ба для здоровья.
2. Систематичность.Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требо-ваний. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей вы-носливости возможно в том случае, если будет соблюдаться стро-гая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также не-прерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни за-нятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.
3. Постепенность.Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значитель-ных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыха-тельной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо най-ти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Исполь-зуя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолжительность работы 10—15мин; 11—12лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин.
7. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости.
При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и характер изме-нений этих показателей свидетельствуют о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит индикатором общей выносливости организма.
Для оценки уровня выносливости широко применяются следующие тесты:
1. 12-минутный беговой тест Купера, испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 12 минут.
2.6-минутный бег: процедура тестирования такая же, как и для 12-минут-ного бегового теста. Используется для оценки выносливости детей 7-17 лет.
3. Гарвардский степ — тест. 5-минутное восхождение на ступень высотой 50 см. Фиксируется частота сердечных сокращений после нагрузки и её вос-становление.
4. Бег или ходьба на различные дистанции — в зависимости от возраста (600-1000 м-дети 7-10 лет, 2000-3000 м — И лет и старше).
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интен-сивность деятельности. На основе этого критерия разработаны пря-мой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости).
Сигналом для прекращения теста яв-ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. При этом на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
В практике физического воспитания в основном применяется кос-венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан-ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан-ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик-сированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и фи-зиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).
Специфическими считают такие тесты, структура выполнен которых близка к соревновательной. С помощью специфически тестов измеряют выносливость при выполнении определение деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.
Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.
Запас скорости Зс= tn — tk ,
где tn —время преодоления эталонного отрезка;
tk — лучшее время на этом отрезке.
Индекс выносливости (Т.Cureton, 1951) — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталон ном) отрезке.
Индекс выносливости = t — tk * n ,
где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции;
tk — время преодоления короткого (эталонного) отрезка;
n — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.
Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.
Коэффициент выносливости (Г. Лазарев, 1962) — это отноше-ние времени преодоления всей дистанции ко времени преодоле-ния эталонного отрезка.
Коэффициент выносливости = t : tk ,
где t —время преодоления всей дистанции;
tk — лучшее время на эталонном отрезке.
Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (напри-мер, количество повторений теста с отягощением) нужно соот-носить с уровнем максимальной силы в этом движении.
В качестве показателей выносливости используются и биомеха-нические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания об-щего центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988).
Сравнива-ют их значения в начале, середине и конце упражнений. По вели-чине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изме-няются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.
Использование тестов на выносливость позволя-ет дать количественную оценку способности сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем выдерживать определенную физическую нагрузку или нормаль-но функционировать в экстремальных ситуациях.
Оценка выносливости по времени бега на 2000 и 3000 м
Класс |
Юноши |
Девушки |
|||||
Бег на 3000 м (мин, с) |
Бег на 2000 м (мин, с) |
||||||
Удов. |
Хорошо |
Отлично |
Удов. |
Хорошо |
Отлично |
||
10 |
16.30 |
15.00 |
13.00 |
12.30 |
11.30 |
10.00 |
|
11 |
16.00 |
14.40 |
12.40 |
12.00 |
11.00 |
9.30 |
|
Оценка уровня развития выносливости учащихся 16-17 лет по 6-минутному бегу (по В.И. Ляху, 1998)
Уровень |
Пробегаемая дистанция, м |
||||
Юноши |
Девушки |
||||
16 лет |
17 лет |
16лет |
17 лет |
||
Низкий |
1 1 00 и ниже |
1100 |
900 и ниже |
900 |
|
Средний |
1300-1400 |
1300-1400 |
1050-1200 |
1050-1200 |
|
Высокий |
1500 и выше |
1500 |
1300 и выше |
1300 |
|
Оценка выносливости по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу, 1987)
Оценка |
Расстояние, преодолеваемое за 12 минут |
||||
Бег (км) |
Плавание (м) |
||||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
||
Очень плохо |
Меньше 2,1 |
Меньше 1,6 |
Меньше 450 |
Меньше 350 |
|
Плохо |
2-2,2 |
1,6-1,9 |
450-550 |
350-450 |
|
Удовлетворительно |
2,2-2,5 |
1,9-2,1 |
550-650 |
450-550 |
|
Хорошо |
2,5-2,75 |
2,1-2,3 |
650-725 |
550-650 |
|
Отлично |
2,75-3,0 |
2,3-2,4 |
Больше 725 |
Больше 650 |
|
Превосходно |
Больше 3,0 |
Больше 2,4 |
— |
— |
|