Социально-психологические характеристики персонала организации проявляющего различные диапазоны субъектности

Под «темой» работы понимается краткая словесная формулировка проблемы исследования, в которой, как правило, в явном виде содержится указание на его предмет (объект).

Магистрант выбирает тему, предложенную руководителем, или определяет ее самостоятельно. И тот и другой варианты имеют как положительные, так и отрицательные стороны в процессе их реализации.

Так выбор темы предложенной (а возможно и навязанной) научным руководителем, может проходить без учета пожеланий магистранта. В таком случае на протяжении всей работы научному руководителю постоянно придётся давать конкретные указания буквально по самым незначительным вопросам. Это не способствует формированию устойчивого интереса магистранта к реализуемой тематике, которая превращается для него в своеобразную задачу заданную извне не имеющую никакой связи с его внутренней мотивацией.

В то же время, тема, которая интересует магистранта, не всегда может быть созвучной интересам научного руководителя. В этом случае можно ожидать весьма прохладного к ней отношения со стороны научного руководителя, что для магистранта, учитывая первый опыт его знакомства с таким специфическим видом деятельности, также несет мало позитивных функций. К тому же в целом ряде случаев интерес к теме может носить очень размытый характер, поэтому уточняющие, проясняющие и направляющие вопросы со стороны научного руководителя могут поставить магистранта в тупик.

Оптимальным является такое положение вещей, когда, опираясь на интересы магистранта, руководитель подыскивает такую формулировку, которая удовлетворяет обе стороны, при ведущей позиции научного руководителя.

Руководитель должен помочь магистранту в осознании перспективности работы в избранном магистрантом направлении с учетом формальных и содержательных требований, а также с учетом тех возможных трудностей, которые могут возникнуть в будущем из-за отсутствия доступа на старших курсах к определенному контингенту испытуемых. Так, например, если магистранта интересует проблематика, связанная с проведением Судебно-психологических экспертиз, то он серьёзно должен задуматься над тем будет ли у него возможность в будущем в рамках обучения сталкиваться с подобным родом деятельности и насколько реально осуществить исследования с необходимым для статистической корректности количеством испытуемых.

Уже на начальном этапе взаимодействия следует задуматься и об устойчивости интереса магистранта к избранной тематике, поскольку глубокое раскрытие темы возможно лишь, если выбранной проблематике посвящаешь несколько лет работы. Тем не менее, следует учитывать, что первоначально избранная тема довольно-таки часто носит конъюнктурный характер, и интересы магистранта в процессе многолетнего обучения могут меняться. В связи с этим возможны два подхода к формулировке темы курсовой работы.

3 стр., 1080 слов

Отзыв научного руководителя об итогах научно-исследовательской практики.

... тезисов.   Отзыв научного руководителя об итогах научно-исследовательской практики.   Магистранта (ки)___________________________________________________________ Фамилия, имя, ...   Научный руководитель _____________________________________________________   Дата   Кроме этого, самостоятельная работа предполагает подготовку ...

Согласно первому из них особое внимание должно уделяться не только выбору темы, но и корректности её формулировки. Тема в системе «магистрант – научный руководитель» должна формулироваться не только с учётом определенной доли интереса к ней обеих сторон, но и давать некоторую свободу движения в её рамках, допуская возможность её некоторой корректировки на уровне объекта и предмета исследования.

Другой подход связан с прямо противоположными рекомендациями: тема для магистрантов, впервые знакомящихся с подготовкой и написанием курсового проекта, должна быть сформулирована предельно конкретно. Однако при такой постановке вопроса, прежде всего научному руководителю нужно четко видеть перспективу её дальнейшего развития.

Весьма удачными в указанном русле представляются рекомендации В.Н.Карандашева1

«Возьмем, к примеру,формулировку темы «Усвоение ребенком языка». Конкретизировать тему можно акцентировав те или иные содержательные моменты: «Психология усвоения ребенком языка», «Психология усвоения ребенком грамматических категорий», «Усвоение ребенком звуковой системы языка», «Усвоение ребенком слов и семантики языка», «Когнитивное развитие и усвоение языка», «Нарушения в развитии речи у ребенка». Если добавить в название темы «…родного языка», или «…иностранного языка», или «…английского языка», «…у детей в период раннего детства», «…у младших школьников», «…у одаренных детей» и т.п. — это существенно конкретизирует тему работы и сузит процесс поиска литературы.

Конкретизировать тему можно, если ограничить возрастной диапазон («…у мужчин от 40 до 50 лет»), демографические характеристики участников исследования («…у разведенных женщин», «…у бездомных», «…у сельских жителей», «…у пенсионеров», «…у украинцев»).

При выборе темы можно выбрать определенные профессиональные («…у строителей», «…у программистов», «…у спортсменов высшей квалификации»), половые («…у девочек», «…у юношей») характеристики рассматриваемой в работе категории людей. Однако должна быть обоснована причина для такого выбора. Это значит, что у вас должны быть основания полагать, чтоизучаемая категория людей репрезентативна (характерна) в отношении изучаемых психологических характеристик.

Еще большую точность формулировке темы можно придать, если опереться на методологический аппарат планируемого эмпирического исследования.

Какие же критерии можно взять за основу в этом случае?

Если изучается небольшое количество переменных, заголовок работы должен называть эти переменные. Например: «Взаимосвязь самооценки и агрессивности».

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

... языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, ... «бах», «му», «ав») и т. п. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи) Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического ...

Если изучается много переменных, то в заглавии называется только тип переменных. Например: «Взаимосвязь между отношением учащихся к школе и их демографическими характеристиками». Конкретные характеристики — социальный, экономический статус, проживание в сельской или городской местности, мужской или женский пол — в заглавии не указываются, поскольку их очень много.

Из заглавия работы должен быть ясен предмет и объект исследования. Заголовок не должен носить характер результатов или выводов. Неправильная формулировка: «Типичная причина агрессивного поведения мальчиков — завышенная самооценка». Лучше в этом случае сформулировать заглавие следующим образом: «Влияние самооценки мальчиков на их агрессивное поведение».

Слова «влияние» и «эффект» используйте в заглавиях с осторожностью. Эти слова в точном смысле могут употребляться только тогда, когда в исследовании выявляются причинно-следственные связи между переменными. Для выявления таких связей обычно используется эксперимент. В других случаях, например в корреляционном исследовании, редко можно доказать причинные связи.

Заголовок работы должен соответствовать исследовательской гипотезе или цели исследования. Например, заголовок «Различия в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек дошкольного возраста» отражает основную цель исследователя — «поиск различий в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек» или гипотезу о том, что различия в эмоциональной устойчивости между мальчиками и девочками дошкольного возраста существуют.»

Завершая данную часть работы, особенно обратим внимание на то, что смысл столь большого цитирования указанной работы В.Н.Карандашева, которое мы позволили себе, является адекватным лишь по отношению к формулировкам тем работ курсового, дипломного, и, возможно, магистерского уровней. Вместе с тем помещенные выше комментарии ни в коей мере не относятся к работам кандидатского и докторского уровней. С формулировкой тем работ кандидатского и докторского уровней соотносятся совсем иные требования, на весьма слабое соответствие которым в жёстко критической форме вот уже на протяжении целого ряда лет указывает в своих докладах на Президиумах Российской академии образования Д.И.Фельдштейн.

Структура квалификационных работ курсового и дипломного уровней

Для магистрантов-психологов работа курсового и квалификационного уровней должна включать в свой состав следующие структурные компоненты:

  1. Титульный лист;
  2. Оглавление работы;
  3. Введение;
  4. Основная часть работы (конкретные формулировки глав, параграфов и подпунктов параграфов работы);
  5. Заключение;
  6. Библиографический список (Список используемых источников).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ / ДИПЛОМНАЯ / МАГИСТРСКАЯ РАБОТА

Социально-психологические характеристики персонала организации проявляющего различные диапазоны субъектности

ВЫПОЛНИЛА: магистрантка группы П-(№)

Косова Е.А.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Калинин И.В.

Ульяновск 2011

Название темы работы размещается на титульном листе. По возможности формулировка темы не должна содержать в своем составе более 7-9 слов. В случае длинных заголовков лучшую читабельность им придает использование автором дополнительных поясняющих и уточняющих комментариев после двоеточия.

Например: «Подростковый кризис у девочек, воспитывающихся в неполных семьях: индивидуальные особенности протекания».

Оглавление

Оглавление работы размещается на листе, следующим за титульным листом. Оглавление презентует содержательную структуру курсовой работы и представляет собой иерархически организованный перечень заголовков с указанием страниц, на которых они размещены внутри текста работы.

(Примерная иллюстрация страницы оглавления для работ 1-2 курсов)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. Исследования проблемы диапазона субъектности работников организации……………………………………………………………….

6

1.1. Понятие «субъект» и «субъектность» в отечественной и зарубежной психологии……….……………………………………….

6

1.2. Конкретизация понятия «субъект управления» в контексте дисциплин психолого-управленческого характера………………….

14

1.3. Характеристика психологического и ценностно-нормативного пространства субъектов управления в организации………………

22

1.4. Теоретические проблемы разграничения понятий «зона субъектности» и «диапазон субъектности» в управленческой психологии……………………………………………………………………

28

ГЛАВА 2. Методы исследования различных составляющих диапазона субъектности персонала организации………………………………….

35

2.1. Возможности методов наблюдения и самонаблюдения в изучении «диапазона субъектности» внутри организации……………

35

2.2. Опросниковые методы изучения различных составляющих «диапазона субъектности» персонала……………………………..

40

2.3. Психодиагностический потенциал проективных методов изучения «диапазона субъектности» членов организации……………

45

2.4. Сравнительный анализ эффективности различных психодиагностических средств в изучении «диапазона субъектности» персонала организации……………………………………………………

50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….

55

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..

58

Слово «Глава» и следующий за ним номер, как в листе оглавления, так и внутри текста работы прописывается полностью. В то же время оглавлениям параграфов соответствует нумерация: 1.1.; 1.2.; 1.3.; 1.4. и т. д. Здесь первая цифра указывает на номер главы, в рамках которой содержится параграф, а вторая соответствует номеру самого параграфа.

Формулировка оглавлений как внутри текста курсовой работы, так и на листке оглавлений (2-ая страница, о которой здесь сейчас идет речь) должны быть идентичными друг другу. При этом она должна выглядеть как научный текст (см. выше), а не как текст журнальной или популярной статьи в изданиях глянцевого типа или газетах. Формулировки оглавлений типа: «Так почему же в России так не любят свободолюбивых личностей», «Принцип: «Я начальник, ты – дурак!»,- сегодня перестает быть популярным» или же «Так чем же метод наблюдения лучше, чем любая психодиагностическая методика?» (А именно с такими формулировками оглавлений иногда приходится сталкиваться), — недопустимы. Следует обратить внимание на то, что по своей сути указанные формулировки в некоторой степени могут соответствовать смысловому полю обсуждаемых проблем. Однако жанр курсовой работы ориентирован на научный стиль изложения (см. формулировки оглавлений выше), поэтому популярный стиль должен быть привнесен в жертву стилю академическому.

Оглавление работы для магистрантов не должно превышать одной страницы. При этом количество подпунктов внутри одной главы должно быть приблизительно равно количеству подпунктов другой главы. Это же правило симметричности распространяется и на более дробные случаи, когда сами подпункты разбиваются на некоторые более мелкие составляющие.

Напротив каждого пункта оглавления проставляются страница, с которой данный пункт оглавления начинается в тексте работы. Объемы текстов, к которым данные оглавления относятся, должны быть приблизительно выровнены как в смысловом, так и формальном отношении. Другими словами количество страниц в каждом подпункте должно быть приблизительно одинаковым. В примере оглавления приведенного выше по первой главе он составляет примерно 8 страниц, а по второй главе – 4. При этом если оглавление помещено в листок содержания работы, то величина текста параграфа, к которому он относится, по объему не может быть равен 2-3 страницам.

Для того чтобы странички не «плавали» при различных добавлениях в текст работы, а также при изменении формата шрифта и интервала, целесообразно на страничке содержания размещать его в табличной форме. При этом контур прорисовывать не рекомендуется. В таком случае при распечатке текста листа содержания будет пропечатан только текст, а границы таблицы видны не будут

Номера страничек в ячейки таблички следует вставлять в виде перекрестных ссылок на страницы оглавления (внутри редактора Word он зафиксирован как «заголовки»).

В таком случае при любом сокращении или добавлении текста в работу нумерация страниц на листе содержания будет меняться в автоматическом режиме.

Для того чтобы установить автоматический режим нумерации страниц в программе Word пакета MicrosoftOffice2007 можно воспользоваться следующим вариантом 3-х этапного алгоритма:

Этап первый:

Определение формата оглавлений работы

В рамках квалификационных работ по психологии заголовки, как правило, имеют 3-х уровневую структуру:

К заголовкам первого уровня (Заголовок 1) относятся введение, заключение и библиографический список. Рекомендуемый формат для заголовков первого уровня может быть таким: Шрифт TimesNewRoman 14 пт; буквы прописные полужирного формата; название выравнено по центру без всякого отступа; интервал после абзаца 12 пт. Например:

Введение

К заголовкам второго уровня (Заголовок 2) относятся названия глав основной части работы. Например:

Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования диапазона субъектности личности

Рекомендуемый формат для заголовков второго уровня может быть таким: Шрифт TimesNewRoman 14 пт.Буквы слова «Глава» обычные полужирного формата. Само названиевыполнено прописными буквами и выравнено по ширине, отступа нет. Начало выступа подобрано таким образом, чтобы первая буква второй строки размещалось под первой буквой названия заголовка на первой строчке. Межстрочный интервал 1.0. Интервал после абзаца 12 пт.

К заголовкам третьего уровня (заголовок 3) относятся названия параграфов. Рекомендуемый формат для заголовков третьего уровня может быть таким: Шрифт TimesNewRoman 14 пт., обычный, полужирный.Отступ слева 1,5 см. Начало выступа подобрано таким образом, чтобы первая буква второй строки размещалось под первой буквой названия заголовка на первой строчке. Межстрочный интервал 1.0. Интервал после абзаца 6 пт. Например:

1.2. Характеристика психологического и ценностно-нормативного пространства субъектов управления в организации

Фактически, если в качестве трафарета взять приведенную выше «Примерную иллюстрацию страницы оглавления» и отвлечься от текста оглавлений, тоформальная структура работы, размещенная в таблице нижебудет выглядеть следующим образом:

Названия внутри текста работы и на листе оглавления

Уровни заголовков

ВВЕДЕНИЕ

ЗАГОЛОВОК ПЕРВОГО УРОВНЯ

Глава 1. (Название главы)

Заголовок второго уровня

1.1. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

1.2. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

1.3. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

1.4. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

Глава 2. (Название главы)

Заголовок второго уровня

1.1. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

1.2. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

1.3. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

1.4. (Название параграфа)

Заголовок третьего уровня

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАГОЛОВОК ПЕРВОГО УРОВНЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ЗАГОЛОВОК ПЕРВОГО УРОВНЯ

Этап второй:

Присваивание формата заголовка конкретным оглавлениям

внутри текста работы

(Внимание!!!Не на 2 стр. внутри текста листа оглавления!!!)

Для этого нужно:

  1. Выделить курсором текст заголовка внутри работы;
  2. На ленте командных вставок войти в меню «Главная»;
  3. Перейти в раздел «Стили» и, нажав на стрелочку (треугольничек, направленный острием вниз), находящуюся в правом нижнем углу указного раздела, в нижней части выпадающего окна нажать на опцию «Применить стили»;
  4. Внутри выпавшего контекстного меню выбрать поле«Имя стиля» и нажав на черную стрелочку с правой стороны поля перейти к названию нужного уровня заголовка (название «Заголовок 1»,«Заголовок 2» или «Заголовок 3»).
  5. Нажать на кнопку «Применить повторно»

В результате формат заголовка внутри текста работы изменится. Для того чтобы эстетичность текста сохранялась, следует придерживаться формата указанного выше. Для этого нужно нажать внутри контекстного меню (которое называется «применить стили») на кнопку «Изменить» и внутри нового выпавшего контекстного меню (которое называется «Изменение стиля») присвоить нужный формат выбранному уровню заголовка.

Этап третий:

Вставка перекрестных ссылок на страницу в текст листа оглавления

  1. Выбрать в столбце страниц в рамках табличной формы (2-ая страница Вашей работы) пункт оглавления, на местоположения которого внутри Вашей работы вы хотите сослаться, и навести на него курсор;
  2. На ленте командных вкладок (находится в самой верхней части экрана) войти во вкладку «Вставка»;
  3. Перейти в раздел «Связи» и нажать на кнопку «Перекрестная ссылка»;
  4. Выбрать в поле «Тип ссылки» опцию «Заголовок»;
  5. Выбрать в поле «Вставить ссылку на: опцию «Номер страницы»;
  6. В нижнем правом углу выпадающего окна нажать на кнопку «Вставить»

Соответствующим образом нужно оформлять в тексте работы и нумерацию таблиц и рисунков. В противном случае каждый раз при добавлении таблиц и рисунков всю их нумерацию придется менять вручную, что крайне неудобно.

Требования к содержанию введения

Введение (2-3 стр.)

Введение является визитной карточкой работы, поэтому к его написанию подходят особенно вдумчиво. Однако нужно понимать, что, несмотря на то, что введение следует сразу после листа оглавления работы, его окончательный вариант, как правило, получается лишь после оформления всех остальных частей работы. Связано это с тем, что не всегда, что первоначально, замысливая работу, мы на самом деле имеем перед собой лишь проект того, что может получиться, того что мы только предполагаем, но ещё не осуществили. И уж конечно этот замысел не выглядит как окончательный и бесповоротный план, следуя которому обязательно получиться то, что мы задумали. Поэтому корректировка отдельных фрагментов введения осуществляется на протяжении всей деятельности по реализации проекта написания работыкурсового и квалификационного уровней.

Как правило, учитывая теоретический характер работы магистрантов 1-2 курсов, перечень того, что должно содержаться во введении выглядит следующим образом:

  1. Актуальность темы исследования (от 1/2страницы до 2/3 страницы);
  2. Проблема, на решение которой оно направлено;
  3. Объект исследования (2-3 строчки);
  4. Предмет исследования (2-3 строчки);
  5. Цель исследования (не более 4-х строчек);
  6. Научная гипотеза исследования;
  7. Задачи исследования (не более 4-х абзацев);
  8. Методы, использованные в исследовании;
  9. Научная новизна исследования.

Актуальность темы исследования и проблема, на решение которой оно направлено

Согласно точке зрения Д.Г.Сорокова2, которая является отражением мнения определенной части научной психологической общественностиРоссии, проблема — этоформулировка противоречия (в природе какого-либо психического явления, между потребностями практики и состоянием решения вопроса в теории, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т. д.).

Это всегда сложный теоретический или практический вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему — значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая изучения и последующего решения.

В контексте обсуждения постановки научной проблемы интересным представляется факт, отмеченный Д.И.Фельдштейном в Докладе на совместном расширенном заседании Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ и Президиума Российской академии образования. 20.04.2011 г.

«…Еще в 1939 году вышла книга английского физика и общественного деятеля Джона Дезмонда Бернала «Социальная функция науки», в которой он справедливо утверждал, что найти проблему значительно сложнее, чем ее решить. Ибо в выбранной для изучения проблеме должна содержаться та идея исследования, которую и будет осуществлять соискатель…. Как ни горько, но мы должны признать, что во многих психолого-педагогических … исследованиях, по сути, отсутствует научная проблема. А ведь тема … должна идти именно от проблемы. У нас же во многих работах проблема часто подменяется темой, что фиксируется не только в заголовке, но и в содержании… В результате зачастую защищается не проблема, не ее теоретическое значение, на которое исследователь должен выходить благодаря раскрытию заложенной концепции, а некие общие авторские представления при искусственном подборе отдельных фактов» [, с. 18].

Адекватный выбор проблемы исследования определяет тему курсовойи квалификационной работы дипломного уровня, ее предмет, объект, цель и задачи исследования, методы и средства и т. д. В курсовой работе по психологии в качестве проблемы исследования может выступить факт о недостаточности разработанности вопроса о причинах конфликтности взаимоотношений между детьми; о недостатке психологической компетентности многих современных руководителей при явной необходимости этого качества для достижения успешности их профессиональной деятельности; об отсутствии в России системы сертификации качества подготовки специалистов в области психологического консультирования и т.д. т.п.

Таким образом, именно существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность и неоднозначностьзнаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования такого дефицита; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации на естественном языке; 4) формулирование проблемы в научных терминах.

Пример 1:

Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы, отмечается не только ощутимый дефицит работ с оригинальной точкой зрения на сущность обозначенной проблематики, но и на сложность и неоднозначность представлений о ней, как в целом, так и на уровне ее отдельных составляющих (ценностей и смыслов).

Данное положение дел ведет к появлению целого ряда проблем, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между традиционно-сложившимися ценностями и ценностями нового типа общества;
  • между уровнем теоретической разработки проблемы ценностно-смысловой сферы субъектов управления и теми возможностями, которыми обладает, разработанный к настоящему моменту арсенал психодиагностических средств ее исследования;
  • между сложившимся в психологической науке традиционным спектром исследований субъектов управления и присутствующими в управленческой практике реальными запросами работников руководящего звена.

Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе исследованиям.

Актуальность исследования может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность; это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения обозначенной вышепроблемы, вопроса или задачи. Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

При определении актуальности курсовой работы, следует объяснить, почему проводимое исследование необходимо (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических инструментах и т. д.).

Таким образом, можно назвать три основных направления характеристики актуальности:

  • в социально-культурном контексте;
  • в контексте психологической науки и ее отдельных отраслей;
  • в контексте психологической практики.

Первое связано с социально-культурным звучанием избранного исследования. На удовлетворение запросов, каких социальных групп оно направлено? Могут ли результаты исследования прирастить вклад психологии в отечественную (мировую) культуру? Имеет ли данное исследование перспективы обогащения отечественной образовательной системы инновационными программами и технологиями?

Второе направление касается психологической науки (ее конкретной отрасли, раздела) и может быть связано с не изученностью выбранной темы (в данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела).

Актуальность темы в научном плане может быть также связана с тем, что исследование проводится на стыке отраслей психологии, а также психологии и смежных наук. В любом случае в данном абзаце необходимо кратко охарактеризовать степень разработанности темы в научных исследованиях на данном уровне развития общества, а также указать, какие ученые уже проделали работы в данном направлении, аргументированно обосновать открытый характер избранного аспекта изучения проблемы, необходимость ее изучения в новых социально-политических, экономических, образовательных и иных условиях.

Третье направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенных практических задач на основе полученных в исследовании результатов, расширения сферы методических средств психолога-практика, а также средств осмысления им собственной практики психологической помощи.

В заключение делается вывод о степени актуальности темы исследования в целом.

Структурно и содержательно в тексте введения это может выглядеть следующим образом

  1. абзац — формулировка проблемы исследования;
  2. абзац— актуальность работы в социально-культурном контексте;
  3. абзац — актуальность работы в плане психологической науки;
  4. абзац— актуальность работы в контексте психологической практики;
  5. абзац— вывод о степени актуальности темы в целом.

Однако такое построение содержательной части «актуальности» носит лишь рекомендательный характер и может быть лишь ориентиром в направлении общей канвы сказанного выше. Вот еще один из вариантов того как может выглядеть актуальность темы исследования и проблема, на решение которой оно направлено.

Пример 2:

Усиление интереса к исследованию проблем подбора кадров в организацию в целом и в управленческую группу в частности в настоящий момент представляется нам явлением вполне закономерным. В эпоху бурного переустройства общественной жизни подбор лиц, способных эффективно решать возникающие задачи, приобретает особую значимость.

Вместе с тем, в недалеком прошлом вышестоящие инстанции, жестко задавая извне целевой и мотивационный уровень реализации деятельности, а также ограничивая свободу подбора своих ближайших помощников, оставляли субъекту управленческого процесса лишь возможность проявления себя на операциональном уровне, что в значительной мере сужало смысловое поле творческого поиска эффективных путей разрешения возникающих проблем. Изменение экономических и политических реалий организации общества и, как следствие этого, возникновение новых организационных структур не только расширило возможность реализации субъектов управления на целевом, смысловом и мотивационном уровнях, но и привело к появлению новых проблем, выражающихся в целом ряде противоречий:

  • между существующим в психологической науке спектром направлений по изучению успешно действующих объединений людей, с одной стороны, и реально присутствующим в управленческой практике спектром направлений образования указанных объединений, с другой стороны;
  • между арсеналом технологий создания и способов изучения указанных групп, наработанных психологической наукой, с одной стороны, и алгоритмом подбора и диагностики подбираемого персонала, используемыми в управленческой деятельности руководителями-практиками, с другой стороны;
  • между используемыми руководителями-практиками стратегиями подбора управленческой группы, с одной стороны, и их осознанием собственных мотивов этого процесса, с другой стороны.
  • между декларируемыми руководителями-практиками мотивами подбора управленческого персонала, с одной стороны, и его реальным целевым и мотивационным обеспечением, с другой стороны.

Вышеизложенные противоречия, анализ психологической, философской, социологической, педагогической литературы, эмпирические исследования позволили определить проблему — уровень имеющейся теоретической разработки и методического обеспечения программ, направленных на изучение управленческого персонала и его подготовку, в неполной мере учитывают мотивационно-целевой аспект подбора кадров руководителем.

Недостаточная разработанность вышеуказанной проблемы применительно к руководителям высшего звена управления обусловила выбор темы исследования: «Стратегии подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя»3.

Простая констатация того, что актуальности темы исследования обоснована тем, что эта тема просто интересна самому исполнителю (и/или его научному руководителю), или, что она является составной частью гранта, реализацией фрагмента которого и занимается исполнитель, не соответствует современным требованиям к написанию данной части работы. Обосновывать актуальность подобным образом недопустимо. Поэтому следует согласиться с точкой зрения Ф.А.Кузина: «В прошлом одним из признаков актуальности темы исследования была принадлежность её к плану научно-исследовательской работы организации, в которой работает соискатель, или к государственному плану научно-исследовательской работы. В современных условиях этот признак утратил свою актуальность»4.

Вместе с тем представляется несколько спорным следующее положение указанного автора: «При оценке актуальности выбранной темы нельзя исходить из политической ситуации в стране или мире. Подлинная наука не терпит конъюнктурных подходов. Политизация при оценке актуальности в недавнем прошлом приводила подчас к сужению спектра направлений научных исследований, исключению из него тех направлений, которые не пользовались по каким-либо причинам поддержкой правящей партии, что приводило к необъективности научных разработок».5

Вполне возможно, что данное утверждение оправдано по отношению к работам диссертационного уровня. Однако, по нашему мнению, представляется оправданным, что в работах курсового и дипломного уровней актуальность темы может быть обусловлена именно политической ситуацией, но не в смысле её соответствия или несоответствия каким-либо тенденциозным идеологемам правящей верхушки, а в силу новых возможностей и проблем, открывающихся при смене политического и экономического курса страны. Так, например, было, в 90-х годах прошлого века у нас в стране. В противном случае большинство разработок в рамках политической психологии должно быть признано не актуальным, поскольку там, где политика, как правило, всегда конъюнктура. Психология же в определенном смысле не так далека от политики. Не случайно до сих пор в ряде учебников по политологии выделение в различных типологиях политического компонента, напрямую соотносится с психологическим содержанием, а термин «дипломатичный» при раскрытии его смысла на поверку оказывается ни чем иным как, гибкостью, тактичностью или деликатностью. В случае двух последних терминов мы вторгаемся уже в сферу этики и этикета, которые, по своей сути, являются сферами скорее консервативными, чем конъюнктурными.

1Карандашев В.Н.Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. Пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2007. С. 18-20.

2Сороков Д.Г.Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии: учебное пособие / Д.Г.Сороков. – М.: ФОРУМ, 2010. 544c.

3Калинин И.В. Стратегии подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя. Автореф. На соиск. уч. степ.канд. психол. Наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 1996.

4Кузин Ф.А.Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 2-е изд.-М.: «Ось-89», 1998. – 228 с.ISBN5-86894-129-2. С.38.

5Там же