Горький м. — Характеристика цикла рассказов м. горького по руси

8. Роман «Мать» Горького. Христианская мораль и этика революционера в романе. Тема отцов и детей в романе. Образы интеллигентов в романе.

Роман был написан Горьким во второй половине 1906–начале 1907 г.: первая часть–в Америке, вторая–в Италии, на Капри. Однако первые наброски романа, по свидетельству М.Ф. Андреевой, были сделаны писателем еще в 1903–1904 гг.

Говоря о замысле романа, Горький в письме Морису Хилквиту, своему поверенному по издательским делам, сообщал, что это будет «хроника роста революционного социализма среди рабочих фабрики». Эту мысль подтверждает и характеристика писателем образа Ниловны в одном из писем М.Ф. Андреевой: «…на ее психологии проходит история почти всего освободительного и революционного движения последних лет»

Горький публикует роман в Америке. Одновременно с написанием второй его части писатель перерабатывает первую редакцию для рус­ского издания, изменяя некоторые аспекты повествования. Работу завершает к февралю 1907 г.

Как известно, в основу романа легли реальные исторические события, в частности демонстрация рабочих в Сормове 1 мая 1902 г. «…Ниловна,–писал Горький Н.И. Иорданскому в 1911 г.,– портрет матери Петра Заломова, осужденного в 901 г. (описка М. Горького, надо –в 1902 г. –А.С.) за демонстрацию 1 мая в Сормове». Одним из прообразов Павла Власова был Петр Заломов, многие факты жизни которого вошли в сюжетную канву произведения. О событиях, связан­ных с этой демонстрацией: о суде над ее участниками, об их речах в судебных заседаниях,– систематически рассказывала на своих стра­ницах большевистская «Искра».

В романе показано, как зреют обще­ственные, нравственные и эстетические идеалы народных масс, воп­лощаясь в живые черты борцов за новую жизнь, как проникновение идеи социализма в рабочую среду ломает старые представления чело­века о жизни, как формируются новые нормы отношений людей.

Движение жизни показано прежде всего в развитии характеров людей. Источник этого Движения – идея социализма.

Пелагея Ниловна, история жизни которой отразила процесс пробуж­дения сознания человека, его творческих сил в эпоху революции. Сначала Ниловна принимает участие в революционной работе ради сына, но вскоре ее материнское чувство распространяется на всех товарищей Павла, всех борцов за свободу; осознавая правду их идеалов, мать сама активно включается в борьбу, становится пропагандистом, агитатором. Ее судьба приобретает обобщающее значение судьбы народной. Впервые миропонимание Горького в период первой революции 1905 года отразилось в романе «Мать» (1906).

7 стр., 3293 слов

(48)Максим Горький и театр

... в конце жизни, его "поразила ... целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа". Триумфальный дебют Зимой 1844 Горький задумал роман "Бедные люди", ... В. Анненкову: "... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому". Реакция кружка Белинского на первое произведение Горького стала одним ...

В качестве новой силы, обновляющей общество, показан русский пролетариат в образах Павла Власова, Андрея Находки, Пелагеи Ниловны, Матери, заглавной фигуры романа. По замыслу автора, символ материнства должен был освятить дело революции. Если Мать приняла дело революции, значит их цели освобождения людей отвечают связям – сын и мать. Известная прямолинейность идейного замысла романа, который сам автор позднее признавал «скучным и длинным», компенсируется интересным образом Матери.

Размышляя о людях, хотящих знать правду,

Ниловна сравнивает свои ощущения с тем, что испытывает в церкви перед

началом службы: «там зажгут свечку перед образом, там затеплят и —

понемножку гонят темноту, освещая Божий дом». «…Божий дом — вся земля», —

декларирует профессиональная революционерка Софья. Вера, Бог, душа, Христос

— эти слова, явно не вписывающиеся в большевистскую доктрину, основой

которой был воинствующий атеизм, в тексте повести встречаются слишком часто,

чтобы не придавать этому значения.

Существом веры Горький считал «неугасающую сердечную мысль». С этих

позиций он оценивал и христианство, «подавившее в человеке зверя и

разбудившее в нем совесть — чувство любви к людям, потребность думать о

благе всех людей». Горький видел в этой религии «великий дух идеализма»,

«выражающийся в неустанном стремлении к переустройству мира на новых началах

равенства и справедливости».

Вопрос об истоках образа (не о прототипе!) Ниловны исследователями не

поднимался. Между тем решить эту проблему необходимо, иначе многое в

концепции Горького будет неясно. Думаем, что одним из истоков этого образа

следует считать сказания о Богородице — в первую очередь «Сон Богородицы»

(СБ) и «Хождения Богородицы по мукам» (ХБМ).

На будущего писателя глубокое

впечатление произвели легенды о матери Христа в изложении бабушки. В

«Детстве» отразилось его глубокое личностное отношение к любимому народом

персонажу — вплоть до отождествления Приснодевы с бабушкой. Говоря о

народно-религиозных мотивах в повести «Мать», прежде всего отметим выбор

Ниловны в качестве центрального персонажа, через призму восприятия которого

передается происходящее. В народных сказаниях страдания Христа также

показаны сквозь муки Богородицы.

Есть в повести эпизоды, где народно-религиозные истоки видны, так

сказать, «невооруженным глазом». В самом начале второй части Ниловне снится

сон, который при ближайшем рассмотрении оказывается контаминацией реальных

впечатлений героини и «Сна Богородицы».

Ряд деталей приведенных текстов совпадает. Во-первых, конечно, это

ситуация сна. Однако в фольклорном тексте сон — пророчество, откровение —

предшествует событию. У Горького сон и завершает событие (не только

демонстрацию, но и вообще предыдущий период), и предваряет дальнейшее

13 стр., 6450 слов

Повести и рассказы Куприна

... другого, тоже молодого и не "отжившего" человека. · Покровское.Марья александровна(17).Катя-подруга, соня-сестра, траур по матери. Сергей михайлович(36)-не виделись 6 лет.поженились,никольское, мать-татьяна семёновна. Молодой марии жизнь кажется слишком ...

развитие действия (уже поселившись в городе, Ниловна, «…видя на нем <лице

жизни. — А.К.> морщины раздумья и раздражения… и радовалась, и пугалась.

Радовалась — потому что считала это делом сына, боялась — зная, что если он

выйдет из тюрьмы, то встанет впереди всех , на самом опасном месте. И

погибнет»).

Это существенно, поскольку отражает исторический аспект

изображения, еще не осознанный Ниловной, но уже живущий в ее сознании.

Подчеркнутые нами детали работают и на пробуждение в воображении читателя

ассоциаций с евангельским текстом. Солдаты на горе напоминают стражников,

окруживших Голгофу. И одновременно — поскольку мать несет на руках младенца,

а солдаты направляют на нее штыки — всплывает мотив избиения младенцев по

приказу Ирода. Отметим и возникающую аллюзию сюжета ХБМ («полет» матери в

бездонную глубину; заметим, что бездна в канонических библейских текстах и в

религиозном фольклоре неизменно ассоциируется с адом; у Горького, кстати,

этот мотив подчеркнут типично «адским» звуком — завыванием).

Очевидно, в

сознании писателя мотивы избиения младенцев и «Хождения» были связаны. Связь

эта вполне объяснима. Кому, как не Богородице, могут быть понятны муки

людские, раз она мать не только Христа, но и рода человеческого

9. Тема России и национального характера в «окуровском цикле» Горького. («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

Народ и революция.

1909 — повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»

Особое место в творчестве Горького этого периода занимают повести «окуровского цикла» – «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Записки доктора Ряхина» и незаконченная заключи­тельная повесть «Большая любовь». Тема их – революция и мещан­ство, в котором Горький видит один из общественных оплотов царского самодержавия, а в умонастроении его –социальную почву реакцион­ных антидемократических идей. Говоря о мещанстве, Горький имел в виду мелкособственнический слой населения уездной России. На почве социальной пассивности, общественного равнодушия возникают в этой среде различные фаталистические теории; этому миру органиче­ски близки настроения непротивления. Живут в Окурове свои фило­софы и мыслители, «учителя жизни» вроде старца Иоанна, своеобразные носители идей непротивленчества, как Маркуша. И все стремятся внушить миру свою «правду жизни», смысл которой – общественная пассивность. «Окуровские» повести, написанные в годы реакции, имели актуальное политическое и идеологическое значение. О восприимчивости мещанства к моралистическим теориям Толстого и Достоевского Горький писал в 1905 г. в «Заметках о мещанстве»; в годы реакции – в статьях «Разрушение личности», «О цинизме»; писатель говорил об этом и в лекциях по истории русской литературы, которые читал на Капри для рабочих.

В «Городке Окурове» Горький показал закономерность поворота мещан к реакции в период революции. Особого внимания заслуживает образ окуровского «философа» Тиунова, который в критике оценивался по-разному. Тиунов обличает мещан, критикует общественный строй, говорит о вреде религии, всякого утешительства. В уста Тиунова Гррький вложил свои мысли о поэтической натуре русского народа. Но этот характер предельно противоречив. Его социальные искания развиваются в конечном счете в сторону реакции. Его социальная психология типично окуровская.

5 стр., 2032 слов

Повесть Распутина живи и помни

... и повесть. Вслед за всей русской классической литературой, и, прежде всего, за Достоевским, Горький встал на путь показа противоречий, нередко раздвоенной психики человека – пример тому «Городок Окуров», «Жизнь Матвея ...

Если в повести «Городок Окуров» Горький изобразил жизнь про­винции накануне и в дни революции, то в «Жизни Матвея Кожемя­кина» дана предыстория событий от 60-х годов до 1905 г. Горький показывает, что и в этом окуровском мире растут «микробы мысли», которые вызывают в нем брожение. По форме повесть –жизнеописание, история о том, как окуровский быт, мещанская психология губят в человеке высокие чувства и мысли. Матвей Кожемякин в детстве и юности пытался робко, несмело бороться с бытовой и духовной окуровщиной. Но нет у него ни сильного характера, ни жизненной идеи, и он терпит в этой тоскливой борьбе поражение. Искренние, человечески простые чувства и мысли вспыхивают в нем, когда он встречается с людьми, жизнь которых освещена большой целью,– Марком, Мансуровой. Но уст­рашенный окуровщиной, он не способен сопротивляться и пытается только спрятаться от ее ужасов. У Матвея нет своей правды, которую он мог бы противопоставить нравственной неправоте окуровцев. Лишь смутно чувствует он, что правду жизни знают Марк, Люба. Когда в городке возникает вокруг Марка кружок передовых интеллигентов, затем кружок молодежи Матушкиной, Матвей душой тянется к ним. Но их правда остается для него закрытой. Горький показывает, как меняется за это время социальная психология людей народной среды, которые окружают Матвея. Кожемякин начинает с удивлением и тревогой чувствовать, что думают и живут люди теперь как-то по-ино­му.

Даже в этом темном царстве окуровщины, говорит Горький, растут новые жизнеспособные силы. И это сообщает повести, при ее внешне мрачном бытовом колорите, оптимистическую настроенность. В этом смысле характерна символическая концовка: Кожемякин умирает на рассвете весеннего ликующего дня.

Однако, анализируя «окуровский» цикл Горького, надо учитывать, что писатель, верно оценивая реакционность роли мещанства и ме­щанской идеологии в революции, подчас преувеличивал силу этой среды.

!На всякий случай (анализ повести)

Повесть «Городок Окуров» была написана в 1909 году и представляет собой реакцию на революционные события 1905 года. Событийный фон, на котором разворачивается сюжет произведения, раскрывает процесс революционных волнений от нарастающего всеобщего беспокойства до уличных беспорядков. Причем этот процесс показан не с точки зрения участников или руководителей, а с точки зрения мещанства, с трудом понимающего происходящее. Народные волнения сумбурны и неопределенны: никто не знает, куда и зачем стремиться. Одни воспринимают это со страхом, другие – с воодушевлением. Звучит слово «свобода», но мещанство плохо понимает, что оно значит. Вавила Бурмистров говорит о свободе как о безнаказанности, о возможности творить преступления, буйствовать: «Слышал – свобода?» <…> Обыватели, насильно улыбаясь, спрашивали: «В чем – свобода?» — «Братья! <…> Душа получает свободу! Играй душа, и – кончено!»

В произведении автор стремился показать то, как мещанство принимает революционную бурю. Именно на решение этой задачи направлены все структурные элементы повести. Остановимся подробнее на системе образов.

Известно, что М. Горький, особенно в зрелом периоде творчества, резко отрицательно относился к мещанскому сословию. В 1905 году в большевистской газете «Новая жизнь» была опубликована статья М. Горького «Записки о мещанстве», в ней автор выражает свое отношение к мещанам в резкой оценочной форме. Повесть «Городок Окуров», написанная 4 года спустя, объясняет опасения автора и подкрепляет их осмыслением событий 1905 года.

13 стр., 6323 слов

Различие в популяризации развитии здорового образа жизни среди ...

... в городе и сельской местности проводится целенаправленная работа по улучшению качества жизни жителей. Одним из стратегических направлений муниципальной политики в сфере развития массовой ... к определенным заболеваниям, состояния окружающей среды и образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная ...

Мещане городка Окурова четко делятся на две части: жители Шихана и жители Заречья. Жители Шихана – типичные мещане маленького уездного городка, юркие, но сытенькие. Жили они благодушно и не очень голодно, предуказаниям начальства повиновались мирно, старину помнили крепко, но, когда встречалась надобность, шибко уступали и новым требованиям времени – словом, комфортно и без особых забот. Вокруг себя они обустроили складное и уютное, хвастливое пространство: разноцветные домики, палисадники, мощеная главная улица, бульвар, беседка, купальни. Во главе города стоят большей частью люди нерусского происхождения, о чем говорят уже их фамилии: Покивайко, Вормс, Фогель, Штрехель. Занимаются они кроме всего прочего разными «милыми» увлечениями: пением, театральными постановками. Все это совершается также несколько напоказ, не от любви к искусству, а от стремления быть в центре внимания. К настоящей поэзии они относятся с непониманием, хотя, до той поры, пока поэт ведет себя смирно и не нарушает комфорта их замкнутого мирка, они готовы давать ему деньги и выражать благорасположение. Одно время поэзия Симы Девушкина была очень модна у шиханских мещан, все активно зазывали Симу в гости, слушали его стихи, хотя и не понимали их, давали ему деньги… До тех пор, пока не случился скандал с Жуковым. После Сима стал не нужен мещанам как нарушающий спокойствие их затхлого мирка.

Жители Заречья отличаются от шиханцев неспокойным, разбитным нравом. Они склонны к беспорядку, который, по сути, является альтернативной формой шиханского хвастливо-уютного мирка. Они находчивы, но ленивы, много пьют. Большинство занимается простой работой (собирают травы, ягоды, грибы, охотятся, делают веники), некоторые – более сложной (плетут неводы, валяют сапоги, «работают» шкатулки из березового корня), результаты их труда покупают жители Шихана. Слобожане любят пение, но, как и шиханцы, скорее потому, что любят покрасоваться, показать свою разбитную удаль.

В целом, многое объединяет мещан Шихана и заречья. И те, и другие прежде всего ценят собственную выгоду. Все они невежественны, не привыкли и не умеют мыслить, не доверяют друг другу, не имеют четко обозначенной жизненной позиции. Мещане, хоть и на одном месте трутся – но тоже [как и цыгане] самые бесполезные в мире жители… – говорит о них Яков Тиунов. Во многом его оценки и суждения совпадают с мнением автора, хотя, конечно, не во всем. Вот еще одна емкая характеристика мещанства, данная Тиуновым: Отчего твое сердце, подобно маятнику, качается туда-сюда, обманывая всех, да и тебя самого? От нетвердой земли под тобою, браток, оттого, что ты человек ни к чему не прилепленный, сиречь – мещанин! Надо бы говорить – мешанин, потому – все в человеке есть, а все – смешано, переболтано…Эти слова очень близки к точке зрения самого М. Горького. Именно эти черты мещанства вызывали резко отрицательное отношение писателя. Горький считал, что отсутствие мировоззрения, четкой жизненной позиции, а также всякая неустойчивость и неуверенность опасны. Эти убеждения писателя наглядно доказываются образом Вавилы Бурмистрова.

8 стр., 3654 слов

Воля и ее значение в жизни человека

... Такие качества определяютповедение, которое характеризуется всеми или большинством описанных вышесвойств.Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание,уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно ... Когда люди, обладающие необходимыми знаниями,придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степеньюинтенсивности приступают к решению стоящей перед ними ...

Вавила Бурмистров – слободской мещанин, бездельник, силач и красавец. Самое главное для него – это оставаться в центре внимания. Он готов добиваться всенародной любви любыми средствами: различными капризами, драками, хулиганством, но также и пением, помощью в делах, защитой слабых. Однако хулиганства и драки случались чаще. Все это делалось для славы героя и было дорого оплачено боками, кровью. Бурмистров часто играет роли и при этом любуется собой: Ему нравилось видеть себя в такой позе, и он ожесточенно повторял: «Всю жизнь ради тебя!» И снова еще сильнее раздувал сам себя, точно мяч, чтобы, ударившись о настоящее, подпрыгнуть над ним.

Для Вавилы нет ничего особенно ценного: ни любви, ни дружбы. Его отношения с Лодкой строятся на обмане и взаимонепонимании. Напыщенные слова, о том, что воля его ограничена этой связью – только реплики очередной роли, не больше. Свободу Вавилы не ограничивают ни законы, ни моральные рамки.

Вавила очень силен, но он не находит себе подходящего дела: Вот — тридцать годов мне, силы есть у меня, а места я себе не нахожу такого, где бы душа не ныла! Остается лишь завоевывать людское внимание. Вавиле все равно, чьим героем быть.

Революционные волнения дают ему возможность на какой-то миг подняться над толпой, почувствовать ее повиновение. Власть опьяняет Вавилу, он вновь хочет ощутить ее. Именно это – жажда власти при отсутствии четких идеологических убеждений – приводит к тому, что Вавила переходит от слободских на сторону шиханцев. Он никогда еще не чувствовал себя героем так сильно. Оглядывал горящими глазами лица людей, уже влюбленных в него, поклонявшихся ему, и где-то в груди у него радостно сверкала жгучая мысль: «Вот она, свобода! Вот она!» В итоге, чувствуя неприязнь толпы на паперти и не зная, что делать с ней, Бурмистров начинает всеобщую драку.

Итак, образ Вавилы Бурмистрова представляет собой тип честолюбивого, разбитного псевдореволюционера, который пользуется волной революционных беспорядков, чтобы наслаждаться властью и свободой, не ограниченной законами и моральными нормам. Им движет только честолюбие и безотчетная злоба ко всем, кто лучше него (эпизод с доносом на Тиунова).

Анализируя систему образов повести, еще хотелось бы остановиться на таких псевдореволюционерах, как доктор Ряхин и Коля-телеграфист. Эти персонажи являются постоянными посетителями «Фелицатина раишка». Именно там Ряхин насмешливо и ловко говорит о существующем строе, о городской жизни и проч. Постоянный эпитет, встречающийся в характеристике Ряхина – веселый. Собственно, так оно и есть: доктор беззаботен, весел, даже насмешлив. Шутовская ирония речей Ряхина возбуждает в Коле острые и дерзкие мысли, наполняет его гордостью (хотя иногда и тоской).

Когда город начинает волноваться, Коля говорит громко и день ото дня становится все более дерзким в речах. Он повторяет слова Ряхина, стремясь прослыть человеком интеллигентным и остроумным, но плохо понимает их и убегает от расспросов. Ряхин представляет собой тип мещанина, который остротами обличает несовершенства существующего строя, но не действует. Таким образом, он создает вокруг себя язвительный, но вполне уютный мирок и вовсе не собирается что-то менять. Коля-телеграфист тщеславен, чем очень похож на Бурмистрова, однако он идет к своей маленькой славе не с кулаками, а с острыми словами, бездумно заимствованными у Ряхина. Нацепляя на себя внешние признаки, Коля не меняется по сути, слова Ряхина в его устах становятся пустым звуком, не осмысленным и не понятым.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Из вышесказанного можно сделать вывод, что мещанское сословие в повести наголову разбито и нет надежд на улучшение. Однако это не так. В «Городке Окурове» есть место и оптимистическим нотам. Перспективы и взгляд в будущее связан здесь с образами Симы Девушкина и Якова Тиунова.

Сима Девушкин – поэт, житель Заречья, практически юродивый. Он пишет серьезные стихи о Боге, об окружающих людях и их жизни. Сима стремится писать так, чтобы было похоже на молитву. Его стихи обобщают жизнь окуровцев, вскрывают ее сущность.

Боже – мы твои люди,

А в сердцах у нас – злоба!

От рожденья до гроба

Мы друг другу как звери!

Но судьба Симы складывается печально. Ни слобожане, ни шиханцы не способны понять его поэзию. Яков Тиунов вроде бы и слушает стихи, но вполуха, не вдумываясь в суть стихотворений. Единственный человек, который искренне и внимательно слушает Симу – это Четыхер, из-за которого, в определенной мере, и погибает Девушкин.

Яков Тиунов – человек думающий, мудрый, способный к различной тонкой работе (переплетает книги, чинит часы).

Жители слободы единодушно принимают его как голову, что, конечно, не по нраву Бурмистрову. Тиунов побаивается Бурмистрова, не решается открыто враждовать с ним. Яков высказывает многие суждения, близкие к точке зрения автора. Тиунов рассуждает о русском народе, о месте и задачах мещанства, об угнетателях города. Именно с образом Тиунова и связана надежда автора, оптимистичный взгляд в будущее. Не даром Яков говорит: возникает Россия! Появился народ всех сословий, и все размышляют: почему инородные получили над нами столь сильную власть? Это значит – просыпается в народе любовь к своей стране, к русской милой земле его!

10. Горький «Записки о мещанстве». Мещанство и революция. Проблема мещанства в творчестве Горького 1900-10 годов.

(конспект!) Для М. Горького тема борьбы с мещанством стала центральной в творчестве; кроме известнейших «Песен», ей посвящены «Варвары», «Мещане», «Жизнь ненужного человека». Кстати, само определение «мещанство», «мещанин» в особом расширительно-этическом значении – «мещанство как известный строй души» – получило распространение именно через произведения Горького. Его нередко обвиняли в том, что он имеет в виду не столько определенную сословную группу, сколько целый мировоззренческий комплекс, носителями которого могут быть представители самых различных групп населения. Мещанин осуществляет себя в кругу ужайшего выбора жизненных проблем, исчерпывающихся потребностями сытости, покоя, наслаждения, при равнении на «золотую посредственность». 

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

Мещане были, пожалуй, тем слоем, представители которого в наименьшей степени призывали революцию. Им не нужна была земля; контроль над фабриками и заводами их волновал в малой степени, ведь опытные служащие и рабочие со стажем и так не были обделены уважением администрации; торговцы и ремесленники дорожили своим скромным имуществом, а эгалитаристские лозунги у них рождали тревогу. Лишь война была той общей бедой, которая делала желание перемен всеобщим. Вовлеченные в революцию не по своей воле мещанские слои стали кадрами для низшего и среднего звена нарождающейся советской бюрократии. В ходе национализации они лишились собственности, до предела обнищали, но опыт выживания прежних поколений городских низов позволил им приспособиться и в новых условиях.

Особое место в творчестве Горького занимают повести «окуровского цикла» – «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Записки доктора Ряхина» и незаконченная заключи­тельная повесть «Большая любовь». Тема их – революция и мещан­ство, в котором Горький видит один из общественных оплотов царского самодержавия, а в умонастроении его –социальную почву реакцион­ных антидемократических идей. Говоря о мещанстве, Горький имел в виду мелкособственнический слой населения уездной России.

11. Образ Родины и народа в книге рассказов Горького «По Руси».

Сборник “По Руси” создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России Горький как бы возвращается к мотивам раннего творчества, к своим впечатлениям от странствий по России, но дает их в новом эстетическом преломлении. Цикл рассказов “По Руси” явился своеобразным “включением” Горького в те споры, которые в 10-е годы активно велись в писательской среде на тему, что такое русский национальный характер, каково его содержание. Горький выделяет в нем типические черты: активность, волевое, деятельное, творческое начало, способное преобразовать жизнь. Именно в этих качествах русского человека увидел Горький главное. Его прежде всего интересовали социальные мотивы раскрытия русского характера. Рассказы сборника повествуют о творческих силах народа, мощи его духа, преодолевающие действительность. 

Мысли о России и о русском народе автор выражает устами героев рассказов и “проходящего”, от имени которого ведется повествование. Перед нами скромные труженики, простые люди, чья деятельность украшает жизнь на земле. Цикл “По Руси” открывает рассказ “Рождение человека”, придающий оптимистическое звучание всему сборнику. Основную тему этого рассказа можно определить уже по самому названию — появление на свет нового человека. По Горькому , рождение ребенка — это продолжение жизни. И при каких бы обстоятельствах ни приходил человек в этот, еще неведомый ему мир, нужно сделать все возможное для продолжения его жизни. Ребенок, появляясь на свет, заявляет о себе буйным криком. При его рождении улыбается мать, “удивительно расцветают, горят ее бездонные глаза синим огнем”. И даже природа, чувствуя настроение окружающих, передает состояние счастливой женщины: “Где-то далеко журчит ручей — точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своем”. “Плескалось и шуршало море, все в белых кружевах стружек; шептались кусты, сияло солнце”.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций. Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего ...

В цикле “По Руси” рассказывается о неудавшихся жизнях многих русских людей, искалеченных российской действительностью: в рассказах “Чубин”, “Нилушка”, “Кладбище”, “На пароходе”, “Женщина”, “В ущелье”, “Калинин”, “Вечер у Панашкина”, “Светло-серое с голубым”, “Тимка”, “Страсти-мордасти”. Поднять человека-труженика до жизни, которой он достоин, — вот одна из основных мыслей рассказа “Нилушка” и всего сборника. Контраст между калечащей человека действительностью и мечтой о жизни очень сильно выражен в рассказе “Кладбище”. Тут поднимается важная проблема о деянии “маленького” человека и ценностей, им создаваемых. Отвратительная фигура мещанина Ираклия Вырубова, огромного, разжиревшего, с жадным ртом и лживыми глазами, вырисовывается как воплощение тупости и бессмысленности мещанского существования. Идея деяний народа здесь противопоставлена мещанскому паразитизму, воплощенному в фигуре Вырубова. В рассказе “Женщина” мы видим группу кочующих людей, пришедших из Средней полосы на Кавказ и оказавшихся в одной из кубанских станиц. Каждый из героев ищет в жизни счастья. Судьба их случайно свела на кубанской земле и так же внезапно вскоре разведет по разным дорогам. Сегодняшнее и завтрашнее, нынешнее положение народа и его жизнь в будущем — на этом контрасте построен цикл “По Руси”. Вот каковы люди, а вот какими они могли бы стать — таковы рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашникова”, “Вечер у Сукомятина”. Эти рассказы — бытие провинциальной интеллигенции, купечества и городских “низов” — слобожан. Пожалуй, ни в одном из рассказов Горького не сильны так контрасты прекрасного и уродливого, как в рассказе “Страсти-мордасти”. Горький не побоялся поставить рядом самое безобразное и самое прекрасное и показать, что душа способна жить под густыми пластами грязи. В I части описывается дикое и непристойное, а во II части — прекрасное и человеческое. В сборнике “По Руси” Горький находит всюду творцов прекрасного.

Вопросы по лит-ре — Стр 2

Страсти-мордасти В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведет её к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он её клиент. «Дом» представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет её сын с больными ногами. Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной. Ленька (так звать мальчика) целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет. Развлекается он тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удается поймать, дает им смешные прозвища (паук — Барабанщик, муха — Чиновница, жук — дядя Никодим и т.п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий. Впрочем, о человеческом мире он невысокого понятия, ибо судит о нем по тем, кто приходит в их дыру развлекаться с его матерью. Мать зовут Машка Фролиха. Она, видимо, серьезно больна (у нее провалился нос, хотя «заразной» она себя не считает).

Она безумно любит сына и живет только ради него. В то же время она человек конченый, больной и спившийся. Будущее, таким образом, не сулит её сыну ничего хорошего. Ленька не по годам мудр и серьезен. Он относится к матери как к малому дитя, жалеет её и учит жизни. Одновременно он совсем ребенок, не имеющий никакого опыта жизни. Торговец (он же рассказчик и alter ego автора) начинает посещать мальчика и пытается как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадежна, что в финале рассказа герой понимает: он оказался в тупике: «Я быстро пошел со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь». Система женских образов в цикле рассказов М.Горького «По Руси» (Ничипоров И. Б.) Одной из ключевых составляющих многомерного изображения национального бытия и сознания в цикле «По Руси» (1912-1917) стала система женских образов, которая раскрывается как на уровне психологически детализированных характеров, так и в широком спектре образно-символических ассоциаций. В сквозной для творчества Горького «незабываемой художественной галерее женских образов»[1] конкретика социального плана соединилась с масштабностью бытийных прозрений, «его героини поднимаются до уровня архетипа «Человек – Вселенная – Бог»…»