Повести и рассказы Куприна

Автобиогр.трилогия

1. 1852- Соврем опублик Детство,сразу обратило внимание лит общ.заявил себя как психолог.

· Проблема становления характера.В сознании героя,Николеньки Иртеньева,отразился весь богатейший мир впечатлений:детских,отроческих,юношеских,семейных,сословных,внесословных.

· Ему свойственна самокритика,у него свой кодекс поведения-comme il faut,сословное заблуждение аристократа.Но в столконовениях с действительностью этот кодекс изживает себя.

· Безжалостен к своим недостаткам

· Развитие сознания героя,идущего одновременно по вертикали возрастного становления и по горизонтали расширяющегося круга впечатлений.

· Чувствует свой нравственный отрыв от родных и знакомых,сокрушается авторитет отца,герой детским умом понимает,что маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа.Сокрушается идиллия детского равенства в играх и привязанностях:выясняется,что Катенька,подруга сестры,им неровня.

2. О-московские впечатления,первые ощущения разницы полов и появление неожиданных осложнений в представлении о мире и людях

· пора переоценки ценностей.

· Главное -первые отроческие порывы философствования.Зарождение скептицизма,близкого к сумасшествию.

3. Ю-утрачивается связь с высшим светом.

· Терпит крушение теория comme il faut,завязывается дружба,основанная на принципах,убеждениях,дружеские отношения проверяются на искренность,верность.

· Провалы на экзаменах.Кризис барства и всей прежней философии жизни.

· В «Правилах жизни» ни один пункт не содержит прежних кастовых предрассудков и верований.

«Семейное счастье»

· чувство к Берс(17) – Т(за 30)думат, что разница большая и брак будет несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого и не «отжившего» человека.

· Покровское.Марья александровна(17).Катя-подруга, соня-сестра, траур по матери. Сергей михайлович(36)-не виделись 6 лет.поженились,никольское, мать-татьяна семёновна. Молодой марии жизнь кажется слишком тихой – едут в город, приёмы, балы – ссорятся из-за раута у княгиниР. – С обвиняет М в неестественности. Всё утихает, но отношения уже становятся менее искренними. Едут на воды – пристаёт маркиз, у мари отвращение, она спрашивает мужа – зачем он давал ей волю. Муж-друг.

· «Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того чтобы вернуться к самой жизни», чтобы потом «новое чувство любви к детям и к отцу детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни».

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...

... одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив». Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативное™ — «твой вклад должен быть таким, какого ... практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли. Согласно с полииндивидным подходом, индивид ...

«Война и мир». 1863-1869

· Задуман как роман о дек-тах(Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы)

· Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.

· Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.

· Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля. не жаждал личной славы. как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.

· Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.

· Наполеон.Т его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.

· Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.

· Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забыбвавшую о народе.Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.

Анна Каренина» 1875-1877

· Действие нач- 1873

· Кольцевая композиция

· Анна и вронский – один и тот же сон – мужичок куёт железо и говорит по-французски

· Мысль – право каждого на счастье

· Русский вестник – катков-издавал – хотел развенчать неверную жену(отказался печатать последнюю часть,толстой издал отдельно)

· Модная и больная тема–эмансипация + вечные темы

· Толстому в АК важна «мысль семейная», в ВиМ «мысль народная»

· Левин – автобиографичный герой, задумывается о простых вещах(умом ничего не постигнешь – эпизод с покосом. Не знает, как отнестись к сыну)

· 2 сюжетные линии и герои почти не пересекаются

· Герои: Константин и Николай Дм. Левины+серг ив кознышев, анна, степан арк, александр алексеевич каренин, алексей кириллович вронский, серёжа – сын,ани-дочка

 

Позднее творчество

· конц 70- нач 80 XIX-перелом в мировоззр,

· оконч разрыв со своим классом-перех на позиции патриархального крестьянства.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, ... подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам: чем интересным я занимался в жизни? какие у меня ...

· Идеи-крушение старого общ строя, традиц, верован→интерес к отриц явл действительности, соц острота изображения жизни и психологии личности, небольш произв сказать о многом.

· право простых людей на жизнь, критика собственности, государства, морали эксплуататорского общества.

· убеждает господ отказаться от своих привилегий, ссылаясь на Бога призывы «проникнуться истиной Христа» и «самоусовершенствоваться» проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода («Исповедь», «В чем моя вера», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»).

· Критика общественных обманов через психологическое самораскрытие героя.

· В «Крейцеровой сонате» описывает условия, в которых совершалось падение героя, что привело Василия Позднышева к душевной катастрофе. Убил жену, не из ревности, а потому что опротивела, не осталось в ней духовности

· Исповедь – поиск опоры, сначала не прнял церковь, искал в философии, в науке, но нашёл в бессознательной народной вере

· Проповедь новой веры, очищенной религии+ критика казенной церкви, суда, правительственных насилий→»пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма». заточ Т в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа «Воскресение». В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви

Чехов1860-1904.

· Отец-крепостн,в 16 лет выкуплен →мещанское сословие,магазин в таганроге.Разорившись — в Москву.

· Чехов после окончания Таганрогской гимназии-на медицинский фак-т МГУ.

· Одновременно сотрудничает с юмористическими журналами:Стрекоза,Будильник,Зритель,Свет и тень,Осколки.В Осколках изданы Хамелеон,Смерть чиновника.

· Юмор!Комический эффект-наложение разнородных явлений,столкновение разных представлений о мире абсурд в том,что принято,вошло в норму.

· 1884-окончил универ,начал врачебную практику.первый сборник «Сказки Мельпомены».

· 1881-драма «Платонов»,от к-ой в то время отказалась Александринка.

· 1885-1887: Тапер, Сестра,Авантюра,Следователь-новый мотив(психологизм)

· 1888-первое большое пр-ие «Степь».Через год-«Скучная история

· 1890- больной туберкулезом, поездка на Сахалин,место ссылки и каторги->1893-94-«Остров вернулся-Дуэль(1891), любовн-философск и Палата№6(1892), обществ-философск(воспр как обвинение царск реж).

· II п 90х и нач.XXв.-нараст соц.проблематики-Дом с мезонинком(1896).Социально-псих аспект в рассказах о людях,выпадающих из своего круга,ломающих общепринятые нормы:Случай из практики(1898), Мужики(1897),В овраге(1900), деревенск жизнь крупн планом, далеко не лучшие стороны человеческой натуры.

· Отл черта -тщательного изучения явления/факта+ интуиц художника

· мастер женских портретов:Жена(1895),Душечка(1899),Дама с собачкой(1899),Невеста(1903).

· Покупает имение – мелихово, содержит 25 деревень на свои деньги-школы, больница

· драматург.Его ранний «Платонов»-«конспект» пьес Чайка(96),Дядя Ваня(99),Три сестры(01),Вишневый сад(03).Ввел новый тип драматургического конфликата:в отличие от традиционной мещанской драмы не разрешает драматические ситуации,а запутывает их,усложняет психическое состояние героев.

· Умер на немецком курорте

Раннее творчество Чехова

· Упор на юмористику(рассказ-сценка), развлекательные

9 стр., 4347 слов

Чехов

... духе трактует Чехов «идейные», т. е. обывательски либеральные декларации чиновников и пр., вскрывая в анекдоте изнанку этих разговоров: трусливое подхалимство, непроходимую социальную косность («Рассказ, к ... революционному движению пролетариата. Тем самым она лишилась возможности активного воздействия на жизнь и оказалась в тупике пассивно-унылых размышлений. Комплексом этих условий и продиктованы ...

· создание ситуации,в к-ой проявляются истинные человеческие качества героя,человек через обыденность, а не на переломе

· Конец рассказа лаконичен,действие обрывается довольно неожиданно.

· «Толстый и тонкий»(1883)-высмеивается добровольное холопство.

· «Смерть чиновника»(1883) Червяков случайно чихнул в театре на лысину статского генерала,завязалась каниетль с извинениями,которая кончилась смертью чиновника.

· выступал против модного в 80е годы преклонения перед «мужиком»,деревенским укладом жизни. пропасть между официальным законодательством и правосознанием народа «Злоумышленник»1885

· не обвиняет и не поучает – человек сам завёл себя в эти рамки (не морализатор-не решает, а ставит вопросы)

· пари – спор юриста и банкира на 2 млн. припадок — художник, медик и юрист Егор Васильев идут к путанам. Без заглавия-монахи ушли в город за удовольствиями

Поздние рассказы

· О деревне:Мужики. 1897.яркое, реалистическое изображение крестьянской жизни,Толстой,восхищавшийся Чеховым,не принял -беспощадно правдивое изображение деревни задело

· Жизнь в мелихове помогла увидеть реальное состояние крестьян

· о капитализме.Случай из практики1898недовольство в реакционной прессе. Пошлая нелепая обстановка в доме, чудовищные условия труда и жизни рабочих. дочь тяготится своим положением богатой наследницы и потому страдает бессонницей. Показывает мрачную жизнь, но есть оптимистические надежды на буд.

· Человек в футляре,Крыжовник,О любви1898. Тема футлярного человека – сам погрузил себя. учитель Буркин, врач Иван Иванович и помещик Алехин. Человек-жертва обыденности, погряз в мелочах.

· сюжет теперь — не цепь развивающихся события, но скорее ожидание главного события, действия, которое не происходит

· скучная история: Профессор медицины Николай Степанович, конец жизни, равнодушие, любит только воспитанницу катю, та не знает, что делать с жизнью, мотает деньги, профессор её единственная опора, но не может дать ей совета- Михаил Федорович сделал кате предложение

· рассказ неизвестного:Степан, Георгий Ив Орлов, Зинаида Фёдоровна

· дуэль: Иван Андреевич Лаевский, Надежа Фёдоровна, Самойленко,фон Корен, Ачмианов+Кириллин. Дуэль меняет подлого лаевского, понимает, что НФ – единственный друг

· безысходность ситуации, герои тяготятся обстоятельствами, избавление в конце

· рассказ старшего садовника о вере в человека

· чёрный монах: Андрей Васильевич Коврин,егор семёнович, таня песоцкая. Борисовка – об исключительности личности

Драматургия

· Чайка(96),Дядя Ваня(97),Три сестры(01),Вишневый сад(03)

· Чехов-драматург – неоднозначен для современников, чайка в александринке провалилась, потом успех в мхт

· Нет конфликта, чёткой границы между главн и второстеп, чётко положит и отрицат

· Много пауз – ритм, пустота жизни, глухота – выводит на поверхность подтекст

· Характеры не развиваются

· Несоответствие представлений героев о жизни и самой жизнью

· Вишнёвый сад-герой, для каждого значит своё, всех объединяет

· Прошлое невозвратимо уходит

· Лопахин хочет вырубить сад не только из выгоды, но и из честолюбия и мести

7 стр., 3043 слов

Кризис середины жизни 35 – 45 лет

... века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека ... психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся, к 30-40 и 40-45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35-39 ...

· Каждый говорит за себя и слышит только себя – не комический, а драматический эффект

· Подтекст – за внешними событиями происходят те, о которых все знают, но не говорят, внутренний сюжет «жизнь прошла, словно и не жил»

· Тема времени – половина живёт прошлым, половина будущим

· Избегает прямолинейной социальности

· Три сестры – об ожидании счастья

· Герои живут иллюзиями, но ничего хорошего не происходит

· сестры уже не хозяйки в доме,Маша разочаровалась в муже Кулыгине,влюбилась в вершинина, но расстаётся с ним, ольга не может поехать в москву – стала начальницей гимназии, Андрей так и не станет профессором, тузенбах убит на дуэли солёным.

Владимир Галактионович Короленко (1853 — 1921)

· Житомир,семья чиновника→житомирск гимн,ровенск реальн гимн.

· 1871-СПбГУ, но не смог учиться из-за отсутствия средств. Работал корректором, рисовальщиком географических карт.

· 1874-Петровск земледельч и лесн академ в Москве.

· студентом, готовился к пропагандистской деятельности среди крестьян.

· 1876 исключён,арестован за протест против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции

· 1879ссылки (в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, и др.).

В Европейскую Россию разрешено вернуться осенью +1 «Русская мысль-«Эпизоды из жизни искателя»

· 1884 года. С 1885 года он жил в Нижнем Новгороде,под надзором полиции. сотрудничает в политических газетах

· во время ссылок хорошо изучил народ →»Чудная»»Сон Макара» (1885 год).

· 1886 год «Очерки и рассказы». произведения, написанные в годы ссылок.

· 1887 год – «Слепой музыкант». успех

· 1889 год – «Очерки и рассказы», произведения последних лет.

· 1893 год – «В голодный год». статьи, опубл в газете «Русские ведомости».

· 1894 год – путешествие в Англию и Америку. Впечатления-в повести (фактически, романе) о жизни украинского эмигранта «Без языка».

· 1895 – 1904 годы –входит в состав издателей народнического журнала «Русское богатство».

· 1896 год – переезд в Петербург.

· 1900 год – Академией Наук избран почетным академиком по разряду изящной словесности.

· Этот же год – переезд в Полтаву.

· 1902 год – Владимир Короленко, как и А.П. Чехов, отказывается от звания почетного академика Академии Наук. Причина – отмена выборов в Академию М. Горького.

· 1903 год – «Очерков и рассказов» («Не страшное», «Государевы ямщики», «Последний луч», «Феодалы», «Мороз» и другие).

· 1904 – 1917 годы – гл.ред. «Русское богатство».

· 1905 год –ряд очерков, в которых выступает против произвола («Бытовое явление», «Черты военного правосудия» и другие).

· 1906 год – по главам начинает выходить автобиографический роман «История моего современника».

· 1914 год – поездка во Францию на лечение. Здесь писателя застает Первая мировая война.

· 1915 год – возвращение в Россию. начинает помогать детям: организует сбор продуктов для сирот, открывает приюты для беспризорных. За эту деятельность избран почетным председателем Лиги спасения детей и Всероссийского комитета помощи голодающим.

· 1917 год –брошюра «Падение царской власти. (Речь простым людям о событиях в России)», в которой высказывается о Февральской революции.

· Этот же год – по впечатлениям, полученным во Франции во время войны, написан рассказ «Пленные». В статье «Война, отечество и человечество» высказывается за продолжение военных действий.

5 стр., 2045 слов

Жизнь после смерти

... но и знак, идущий из глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни. 1. Понятие смерти Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль ... человек переходит в какой-то иной мир после физической смерти, является одним из наиболее древних человеческих верований. 2. Жизнь после смерти (религиозная точка зрения) Иной мир – пространство, куда ...

· 3 декабря 1917 года – в «Русских ведомостях» появляется статья Владимира К «Торжество победителей». В ней автор прямо говорит, что победа большевиков может быть гибельна для России.

· 25 декабря 1921 –умирает.

 

 

Рассказы Короленко

· Синтез реалистического и романтического подхода к миру:

  1. Экзотическая сторона действительности; фольклорные мотивы; элементы фантастики.
  2. Тип героя: бродяга, изгой, крестьянин, тип великорусса, дети.
  3. Основной поэтический принцип – принцип контраста: движение – неподвижность. Символические оппозиции: тепло – мороз, свет – тьма, день – ночь, жизнь – смерть, реальность – фантастика, слепота – прозрение.

· Хронотоп:

  1. Категория пространства: тайга, тюрьма, дорога, степь.
  2. Пейзаж как место действия: носитель информации автора, цветовой, звуковой, динамичный пейзаж.
  3. Средства художественного языка: сравнения, метафора.

· Герой вынут из привычных обстоятельств и поставлен в новые-как будет себя вести?

· Мотив стремления к счастью.

· Постоянное движение(внешне-путь,внутренне-стремление)

· темы-вольномыслие и народ

· герои — бунтари, одинокие узники и смелые борцы

· Чудная(1880,опубл.1905)

· Морозова- близкий ему тип героя.

· В основе образа-черты ссыльного врача Э.Л.Улановской.

· написан в вышневолоцкой тюрьме перед ссылкой в Сибирь.

· образ «светлой личности»-человека неподдельной правдивости(с презрением отказывается от мелких услуг конвойного в дороге,не считает жандармов за людей,высмеивает упоминание ими на каждом шагу слова «закон»)

· Гаврилов сопровождает, чувствует превосх морозовой, на него донесли, возвращается к Рязанцеву, к морозовой едет мать, но она умирает

· характер М-символ силы духа, готовности к самопожертвованию

· Сон Макара.Примитивная жизнь М вся тратилась на поиски пропитания.Зависит от подаяний природы.Он смирен и полон сознания невозможности каких-либо перемен в жизни.Только во сне он позволяет себе заспорить с большим Тойоном о справедливости.Готов покаяться в том,что много пил,обманывал.Но когда увидел,что чаша весов,на к-ой лежит сделанное им добро,тянет мало и ему не миновать ада,его терпение истощилось.Стал отстаивать свои права.Вдруг ощутил в себе дар слова,старый Тойон,сначала рассердившийся на такую дерзость,потом стал слушать с большим вниманием.М рассказал,как гоняли его старосты,заседатели,исправники,попы,томили нужда и голод,морозы.Заметил,что чаша добра потянула вниз,в пользу.торжество справедливости лишь во сне.

· Слепмуз-герой, не покорившийся тяжелой судьбе, желание достигнуть правды и свободы.

· Почувствовал, что жизнь проходит мимо него

· Выбор отношения к миру-слепые звонари

· Моральное прозрение

· Звуковые пейзажи

· Выбор делает и эвелина

 

Рассказы Гаршина

· 4 дня-сам был ранен на войне с турцией

· Простые фабулы-предельно обнажённые чувства

· «Гаршин пишет кровью»

· Нелепость войны-неужность,хочет искоренить зло

· Настолько проникается чужой болью и страданием, что фактически сливается с героем

· Соединяет крайности проявления чувств:жертва и отвращение к войне(4дня), чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого(трус), жестокость и мягкость в воспоминаниях,attalea-безысходность и борьба самоотверженных одиночек, художники(рябинин)-невостребованность настоящего искусства, красный цветок — ценой собственной жизни уничтожает все зло

4 стр., 1765 слов

39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой

... (обычно – рассказчик и слушающий) составляют низший познавательный план рассказов. Высший формально-эстетический уровень создаётся автором и его читателем. Зощенко предоставил ... жизни. Григорий Иванович рассказывает о том, чем закончилось его увлечение аристократкой. Ирония автора заключается уже в самом названии рассказа, ... правильна, но даже изысканна. Благодаря этому рассказу в русской разговорной

Горький1868-1936

· Нижн Новг в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.

· В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих «хозяев»: посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др.

· В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать.

· С1888-путеш по россии. В это время он написал свой первый рассказ — «Макар Чудра», опубликованный в тифлисской газете, и поэму «Девушка и смерть» (напечатан в 1917).

· С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся лит,

· 1898 «Очерки и рассказы»→известн

· Романтические рассказы

· В 1899 «Фома Гордеев», выдвинул Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с .Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным

· Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

· В 1901 — 1902 «Мещане» и «На дне», МХАТ.

· Активное участие в революции 1905→ заключен в Петропавловку за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу.

· В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке».

· По возвращении в Россию пьеса «Враги» и роман «Мать» (1906).

В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, работая.пьесы»Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето», «Городок Окуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910 — 11).

· в 1913 в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда». В 1915 основал журнал «Летопись»

· После Февральской революции участвовал в издании газеты «Новая жизнь», являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что «диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков…», размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: «Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа».

· Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство «Всемирная литература». В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

9 стр., 4467 слов

Жизнь и смерть

... личности, ее пограничном со смертью состоянии. Распространенные в любом обществе модели обретения и поддержания смысла жизни обычно так или иначе ... страны. Исключается ли тогда известный принцип наименьшего зла? В рассказе А. Сапковского с таким названием один герой предлагает ... чуточку поменьше”. Так оно и происходит в этом рассказе: Геральт убивает идущих на захват заложников бандитов в открытом ...

· В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез).

Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — «Мои университеты» («Детство» и «В людях» вышли в 1913 — 16), писал роман «Дело Артамоновых» (1925).

Начал работу над книгой «Жизнь Клима Самгина», которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

· создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк «В. И. Ленин» (новая редакция 1930).

В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.

Рассказы Горького

· Поиск героя, романтическая идеализация личности

· романтичный контрабандист Челкаш — весь порыв и размах широкой натуры, а добродетельный крестьянин — мелкая натуришка, вся трусливая добродетель которой исчезает при первой возможности поживиться, конфликт 2х мировоззрений

· ненависть к мелочному крастьянству – искоренить мелочность(романтический герой ни к чему не привязан)

· мой спутник-автобиографичен.». шакро-культурный дикарь. Мудрость жизни важнее мудрости людей

· 26 и 1-пекари все как один, сливаются,ненавидят булочную. Таня-их единственная радость.

Фома Гордеев 1899

· о набирающей силы русской буржуазии,вырождение купечества

· Купцы стараго уклада – маякин,Щуров.маякн-афористичная речь,богатство-главное ,умен, расчетлив и циничен

· Волевой и умный игнат гордеев, страсть,жизненная энергия, сам разбогател
молодое поколение купечества Тарас,Африкан Смолин. лишь внешне отличаются образованностью, европейской культурой., те же жулики, но более гибкие

· Фома-скрытность матери, буйство отца, ищет дело по силам, борьба, поражение

· Не может подчиниться волчьим законам, пустота в душе

Драматургия Горького

1. На дне1902

· Новая тема, новые герои

· Герои-из разных сословий→вся россия на дне

· Социально-философская драма

· Ночлежники-нечего терять, поэтому о глобальных проблемах – что такое правда, человек

· Проблема-истина или сострадание-ложь во спасение, потому что с правдой невозможно жить, слишком тяжела

2. Мещане

· Нил и поля-готовы построить свою жизнь,энергичны-новые люди, вместо чеховской безысходности

· В доме Бессеменова поклоняются деньгам,культ вещей и скопидомства

· Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен

· Мещанин лишен идеалов, он ни во что не верит, не может, не в силах верить-лелеют своё «я»

· Конфликты:1отцов и детей,отцы погрязли в рутине но пётр будет таким же мещанином, как отец, только поумнее2мещанина и революционера, хозяин тот, кто трудится

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Бунин 1870-1953

· Воронеж, дворянск семья. Детство в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии

· В 1881 Елецкая гимназия, оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки. старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.

· В 1889 Бунин покинул имение и был вынужден искать работу,(работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете).

Часто переезжал — жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве.

· В 1891 сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родной Орловщины.

· В 1894 в Москве встречался с Л. Толстым, доброжелательно принявшим молодого Бунина, в следующем году познак с А. Чеховым.

· 1895 опубликован рассказ «На край света», хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, целиком переходит к литературному творчеству.

· В 1898 выходит сборник стихов «Под открытым небом», в 1901 — сборник «Листопад»→премия АН и пушкинская

· 1899 познакомился с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве «Знание», где появились лучшие рассказы того времени: «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» и «Новая дорога» (1901), «Чернозем» (1904)

· 1909 почётный член РАН. Повесть «Деревня», 1910, известность. В 1911 — повесть «Суходол» — хроника вырождения усадебного дворянства. В последующие годы серия значительных рассказов и повестей: «Древний человек», «Игнат», «Захар Воробьев», «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско».

· Враждебно встретив Октябрьскую революцию, в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: «Косцы», «Лапти», «Далекое», «Митина любовь», цикл новелл «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева»

· В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия.

· Написал книги о Л. Толстом (1937) и о А. Чехове (издана в Нью-Йорке в 1955), книгу «Воспоминания» (издана в Париже в 1950).

· пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним.

· Умер 8 ноября 1953 в Париже.

Рассказы

· Одно из первых значимых произведений — рассказ «Антоновские яблоки».1900г.

· Особенность — бесфабульное произведение, строится на импрессионист.

· признаке. Запах антоновсих яблок заставляет героя очень живо представить то, что присходило с ним когда-то. Б говорит о даре чел.чувственно воспринимать мир, но боле того, о даре памяти. Память позв.человеку заново пережить и ощутить то, что он когда-то переживал.

· В ант.яб. параллельно рассказу о временах года идет рассказ об увядании дворянских гнезд.

· «Господин из Сан-Франциско» 1915г. Тема смерти и жизни приобретает масштаб вечности. Первоначально назыв. «Смерть на Капри».

· Причина создания — известие о смерти миллионера на Капри, прочитанное в газете.

· подчеркивает мертвенность героя, соотносит с вещью.

· герои безмолвны, безымянны и механизированы

· прожигание жизни с одной стороны, а с другой напр. трудвахтенных и рабочих, чтобы раскрыть фальшь этого красивого отдыха.

· “Легкое дыхание”: Проблемы жизни и смерти, судьба красоты в мире лжи

· абсолютная внутренняя свобода и естественность оли мещерской и фальшь, лживость ее взрослого окружения.

· прекрасные, так и не реализованные возможности не могут исчезнуть без следа: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”

· Противопоставление смерти в любви

Тёмные аллеи

· В книге 38 новелл, составляющих три раздела

· Разнообразие женских типов

· От гувсчтвенной любви до игривого анекдота(100 рупий)

· 1946 Париж-в полном составе

· “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”

· “энциклопедия любви

· разнообразные оттенки взаимоотношений двоих. нежные, возвышенные чувства (“Руся”, “Натали”), бурная страсть (“Зойка и Валерия”, “Галя Ганская”, “Дубки”), и проявление противоречивых эмоций (“Антигона”, “Визитные карточки”).
истинная земная любовь, “гармония земли и неба”.

· “Темные аллеи” Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.

· “Руся” герой двадцать лет не может забыть чудесную девушку, в семье которой он когда-то служил репетитором. Но влюбленным пришлось расстаться, и с тех пор прошло много лет. Герой постарел, женился, но по-прежнему помнит, как “однажды она промочила в дождь ноги… и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни — подобного счастья не было во всей его жизни”.

· “Холодная осень”, проводила на войну своего жениха,его убили, но чувство к нему продолжает жить в душе. «И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон”.
умирает от сердечного приступа Николай Платонович в новелле “В Париже”, внезапное появление сумасшедшей матери Руси во время ее свидания с любимым навсегда разлучает их, уходит в монастырь героиня “Чистого понедельника”, умирает от преждевременных родов Натали.

 

Деревня

· Дурновка-вся россия

· Современная деревна без прикрас

· Уход в прошлое старого уклада жизни

· Упадок помещиков

· Красовы, Тихон и Кузьма, Дурновка

· о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками

· Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода

· Тихон-много работал, наживался на всём, Семейная драма приводит героя к трагедийному самоощущению человека, выпавшего из родовой «цепи». интересен неординарным соединением практического делового ума и глубоких интуиций психологического и национально-исторического плана

· Кузьма — себя тип русского самоучки, цели нет, зато судит всех строго. Деревню так же, как брат, не любит, заявляя, что нигде не видел скучнее и ленивее типов. Итак, по мысли автора, все наиболее энергичное и умное стремится из этой дикости бежать.

· не следует идеализировать мужика, как это часто бывало в русской литературе

· жизнь крестьянства накануне первой русской революции, разрушен привычный ход жизни в деревне.

· мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Герои пытаются разобраться в окружающем, найти точку опоры

· непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве.

 

Жизнь Арсеньева1927—1933, опубл. поля. 1952

· часто называют автобиографическим романом, хотя Бунин никогда не соглашался с таким определением

· личность, показанная в процессе непрерывного становления, внутреннего духовного обогащения. Это необычный рядовой человек, а художественно одаренная личность

· просто и ёмко раскрыт внутренний мир героя

· основательности жизни перекупщика Ростовцева- чувство национального сознания и гордости русским своим происхождением

· арест брата Георгия за участие в деятельности народовольцев. В дворянской семье Арсеньевых оно было воспринято как “великий позор и ужас”.

· Уроки в гимназии велись казенно, среди преподавателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных. Все гим­назические годы Алеша жил только мечтой о каникулах

· В истории любви Алексея Арсеньева и Лики отразилось когда-то пережитое Буниным самое сильное в его жизни, самое жгучее чувство к В.В. Пащенко.

 

 

Куприн1870 — 1938

· Наровчат Пензенской губ в семье мелкого чиновника

· после смерти мужа мать переехала в Москву, где прошли детство и юность К

· в 6лет отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

· 1888 — 90продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера»

· Перв лит опыт-стихи,перв опубл — рассказ «Последний дебют» (1889).

· 1890зачислен в пехотный полк, в Подольской губернии(подпоручик).

4 года офицерской жизни- материал

· 1893 — 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

· 1894 в отставку→ в Киев, странствовал по России, перепробовав множество профессий

· 1890-е очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).

· В эти годы познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким.

· 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904).

· 1905— повесть «Поединок»,большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы.

· 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

· Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-11), рассказы о животных, «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911).

· После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.

· 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля».

· Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанного Горьким.

· Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. 17лет в Париже, нужда, тоска по родине привели →1937 тяжелобольной вернулся на родину

· 1938 умер в Ленинграде от рака.

Повести и рассказы Куприна

· Реализм+натурализм

· Поэтичный,романтический идеал любви

· Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города→стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе

· Молох-обвинение капитализма, Бобров не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви

· Поединок-застой в армии,чистая любовь. Посв горькому, понр толстому, гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

Андреев 1871-1919

· Орел,семья чиновника.

· В 6лет научился читать

· В 11 лет Орловская гимназия, окончил в 1891.

· В 26 лет, после юрфака МГУ юридический собирался стать присяжным,но получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Признание,через два месяца он уже перешел в газету «Курьер».

· Первый же рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), опубликованный в «Курьере», привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты из жизнимно-интерес к случаю в жизни человека.

· 1901 первый сборник рассказов (+»Жили-были»).

Успех

· волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность — рассказ «Город» (1902).

Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти — «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейско-го» (1903), «Призраки» (1904)

· В 1904, в разгар русско-японской войны-«Красный смех»→новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире.

· Во время революции 1905 оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. не был убежденным революционером. Сомнения-пьеса «К звездам»(рев пафос)одновременно с рассказом «Так было»(скептич)

· 1907 «Савва», «Тьма», пьеса «Царь Голод», философские драмы «Жизнь человека», впервые поставленная театром В. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, а затем в Германии — Мюнхене и Дюссельдорфе, «Черные маски», «Анатэма».начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».

· В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием

· В 1907 лауреат литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

· Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, — «Записки сатаны».

· Октябрьской революции не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

· скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвала в Финляндии.

Творчество Андреева

· Баргамот-одобрил горький, тема обездоленного ему близка.на ту же тему-ангелочек

· Первый гонорар-в образе толпенникова изобразил самого себя, он и видит, что генеральша виновата, что в деле все нечисто, и одновременно он же не хочет проиграть первое свое дело, подвести шефа

· Рассказ о сергее петровиче-реально происш, самоуб студента. Сергей Петрович не хочет быть «немым материалом для счастья других», а сам добиться счастья не может.

· Мысль-развенчивает идею сверхчеловека-хочет переступить грань, но становится безумным,Креженцев как параллель раскольникову,им движет идея-сможет ли он провести людей и сабя, прикинувшись сумасшедшим

· Призраки-померанцев, доктор шевырев

· Рассказ о 7ми повешенных- Насилие нельзя оправдать ничем, оно противоречит жизни — законам природы. Человек перед лицом смерти

· Губернатор-47 убитых, ищет оправдания. отклик на убийство 4 февраля 1905 в Москве эсером П.И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича

· Жизнь Василия Фивейского-через священника изображён иов – человек никчемен,в чём смысл жизни, если он верил, а бог его не наградил

· Иуда Искариот-образ предателя, который любит и ненавидит одновременно

· Христиане-сатира, пелагея караулова

Серебряный век Конец XIX — начало XX в

· Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом.

· глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

· Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

· переломная эпоха писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

· Открытия, кризис веры-обрушился привычный уклад. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

· переоценка ценностей, возникновение новых школ и течений

· «серебр век»-термин бердяева.

· 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник «Символы» Д. Мережковского — 1917 , 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

· Символизм(ст и мл), акмеизм,авангард(футуризм-эго и кубо)

  • Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
    • Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
    • Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
  • Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

· Акмеизм- статья М. Кузмина «О прекрасной ясности»

· Имажинизм-образ, а не символ, передача реальности через метафору

· Поэтика Кубофутуристов формировалась под непосредственным воздействием кубизма в живописи

· Маяк- считает слово наилучшим орудием духовной революции, поэтому важными художественными приёмами считает контрастность и гиперболизм

Символизм

· Д. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях»- предчувствие грядущего упадка культуры и борьба за ее будущее- преддверие новой эпохи, знаменующей грядущее преображение мира современной русской литературы»

· Владимир Соловьев (1853-1900) основатель философии и символизма.

· В человеке соединены и божественное, и греховное

· И человек, принадлежащий к обоим мирам, в мистическом (медитативном) созерцании вступает в общение с образами царства мировой Гармонии.

· Кант-природа+свобода отражаются в искусстве через символ- грань между обманчивой видимостью и непостижимой сущностью

· в символе воплощается «связь между двумя мирами»- С. впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности

· Соловьёв-в основе мира-идеальный мир, идея всеединства

· старшие символисты: Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В Брюсов, Ф. Сологуб; Вл. Соловьев, Младшие символисты: Александр Блок, Андрей Белый (Борис Бугаев),Максимилиан Волошин

· образы, навеянные созерцанием «обеих бездн»: реальный мир — это проекция небесного, но только искаженного человеческим сознанием.

· Обращение к античности, национальным фольклорным мотивам

· Идеалистическая философия как основа философии символизма (Платон, Кант, Бергсон, Ницше и др.).

Обоснование идеи эстетической утопии В. Соловьевым.

· Идея творчества как теургии(автор способен создать свой мир) Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника

· Многозначность символа

· Иррациональная природа-неоромантики

Символистский роман

· Историософский роман-понять историю через философию

· Считал, что человек создан на пересечении многих миров

· Идея-нужно обновление, должно произойти перерождение петербурга

· Аблеухов –террорист и должен убить отца, сцена убийства комична

· нарушения и исчезновения всех твердо установившихся границ между предметами

· Один человек переходит в другого человека, один предмет переходит в другой предмет, физический план — в астральный план, мозговой процесс — в бытийственный процесс. Происходит смещение и смешение разных плоскостей.

· Герой романа «Петербург», сын важного бюрократа, исповедующий неокантианскую философию Когена, и революционер, — Николай Апполонович Аблеухов. Его любимое занятие заключалось в том, что он запирал на ключ свою рабочую комнату и ему начинало казаться, что и он, и комната, и предметы той комнаты перевоплощались мгновенно из предметов реального мира в умопостигаемые символы чисто логических построений. Комнатное пространство смешивалось с его потерявшим чувствительность телом в общий бытийственный хаос, называемый вселенной. Сознание Николая Апполоновича, отделяясь от тела, непосредственно соединилось с электрической лампочкой письменного стола, называемой им «солнцем сознания». Он чувствовал тело свое пролитым во «вселенную». Описывается медитация Николая Апполоновича, посредством которой расщепляется его собственное бытие. В романе изображается также мозговая игра важного бюрократа-отца, сенатора, главы учреждения и действительного тайного советника — Апполона Апполоновича Аблеухова. С трудом отделяется от него сын-революционер, наизнанку вывернутый бюрократ — Николай Апполонович. Трудно определить, где кончается отец и где начинается сын. Это уже и злая ирония, когда враги, представляющие начала противоположные — бюрократии и революции — смешиваются в каком-то некристаллизованном, неоформленном целом.

· погружает человека в космическую безмерность, отдает его на растерзание космических вихрей. А. Белый и любит Россию и отрицает Россию.

Блок

· Поэт жизни, пути, верит в светлое будущее(возможно, через революцию)

· Трилогия вочеловечивания

· Стихи о прекрасной даме-наполнен ожиданием

· Двойственность мира героя, гимн прекрасной даме-идеализация,звукопись, цветовая символика «вхожу я в тёмные храмы»

· Но мечта терпит крах-1905-07 – постепенная конкретизация

· Разочарование, снижение образа ПД, лейтмотив-вьюга

· «фабрика»-лживость, насправедливость мира,безликость людей, бесперспективность

· «русь»-чертыПД и мифологизированная родина, образ распутья

· «незнакомка»-двоемирие,мистика.из-за пошлого мира проглядывает «берег очарованный»-ирония, окончательный крах романтических надежд в столкновении с реальность

· 12

· 1918 за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. “Сегодня я гений”

· бурные и противоречивые отклики.

· революция как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

· с помощью символов показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:

· послереволюционный хаос и анархия как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке.революция в образе вселенского ветра, метели, разрушительная стихия-12красноармейцев-сила, разрушающая мир

· На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Их ведет ненависть, а не любовь к людям.старая религия — религия рабов — для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство — это кульминация действия поэмы.

· Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:

· Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом

· Поэма состоит из двенадцати небольших главок — по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел.именно столько апостолов.

Акмеизм

· 1910-как противопост символизма. Гумилёв читал поэму «блудный сын»-симв его осмеяли

· «Цех поэтов» 1911 Петербург,против магического, метафизического характера языка поэзии символистов. Н. Гумилев и С. Городецкий

· Журнал Аполлон

· Творчество как ремесло(поэт-мастер)

· Поэтика реалий(нагрузка на деталь)

· Рациональная природа

· Нет многозначности

 

О. Э. Мандельштам

· Варшава-семья коммерсанта. Детство и юность в Петербурге, образование в Тенишевском коммерческом училище.

· 1907 гг. Франция, Швейцария, Германия,2 семестра в Гейдельбергском университете.

· Поэтический дебют-1910 г. «Аполлон»-симв стихи

· посещает «среды» Вяч. Иванова, знакомится с Н. С. Гумилевым и становится членом «Цеха поэтов».

· поступил на историко-филологический фак СПбГУ

· Первая книга»Камень» (1913), уже акмеист

· Тревога за судьбу человека. Гармоничный мир природы сталкивается с «тяжелым» миром реальности

· «Tristia» (1922) ассоциации с различными культурными контекстами.

· В «крымских стихах» бытовая предме образы античности-увидеть психею в простых вещах

· Трудный, неустроенный быт, постоянные поиски литературного заработка,отсутствие читательской аудитории и тоска по читателю-собеседнику вызывали чувство потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама на рубеже 1920-х годов исполнено трагических предчувствий.

· 1928 г. сборник «Стихотворения» последн при жизни автора.

· В мае 1934 г. арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые «Воронежские тетради» (опубликованы в 1966 г.), — духовная исповедь поэта и его приговор «немеющему времени». В 1937 г. Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве. В мае 1938 г. он был вновь арестован и отправлен этапом в Сибирь.