Повести и рассказы Куприна

Автобиогр.трилогия

1. 1852- Соврем опублик Детство,сразу обратило внимание лит общ.заявил себя как психолог.

· Проблема становления характера.В сознании героя,Николеньки Иртеньева,отразился весь богатейший мир впечатлений:детских,отроческих,юношеских,семейных,сословных,внесословных.

· Ему свойственна самокритика,у него свой кодекс поведения-comme il faut,сословное заблуждение аристократа.Но в столконовениях с действительностью этот кодекс изживает себя.

· Безжалостен к своим недостаткам

· Развитие сознания героя,идущего одновременно по вертикали возрастного становления и по горизонтали расширяющегося круга впечатлений.

· Чувствует свой нравственный отрыв от родных и знакомых,сокрушается авторитет отца,герой детским умом понимает,что маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа.Сокрушается идиллия детского равенства в играх и привязанностях:выясняется,что Катенька,подруга сестры,им неровня.

2. О-московские впечатления,первые ощущения разницы полов и появление неожиданных осложнений в представлении о мире и людях

· пора переоценки ценностей.

· Главное -первые отроческие порывы философствования.Зарождение скептицизма,близкого к сумасшествию.

3. Ю-утрачивается связь с высшим светом.

· Терпит крушение теория comme il faut,завязывается дружба,основанная на принципах,убеждениях,дружеские отношения проверяются на искренность,верность.

· Провалы на экзаменах.Кризис барства и всей прежней философии жизни.

· В «Правилах жизни» ни один пункт не содержит прежних кастовых предрассудков и верований.

«Семейное счастье»

· чувство к Берс(17) – Т(за 30)думат, что разница большая и брак будет несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого и не «отжившего» человека.

· Покровское.Марья александровна(17).Катя-подруга, соня-сестра, траур по матери. Сергей михайлович(36)-не виделись 6 лет.поженились,никольское, мать-татьяна семёновна. Молодой марии жизнь кажется слишком тихой – едут в город, приёмы, балы – ссорятся из-за раута у княгиниР. – С обвиняет М в неестественности. Всё утихает, но отношения уже становятся менее искренними. Едут на воды – пристаёт маркиз, у мари отвращение, она спрашивает мужа – зачем он давал ей волю. Муж-друг.

· «Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того чтобы вернуться к самой жизни», чтобы потом «новое чувство любви к детям и к отцу детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни».

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...

... одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив». Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативное™ — «твой вклад должен быть таким, какого ... практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли. Согласно с полииндивидным подходом, индивид ...

«Война и мир». 1863-1869

· Задуман как роман о дек-тах(Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы)

· Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.

· Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.

· Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля. не жаждал личной славы. как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.

· Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.

· Наполеон.Т его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.

· Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.

· Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забыбвавшую о народе.Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.

Анна Каренина» 1875-1877

· Действие нач- 1873

· Кольцевая композиция

· Анна и вронский – один и тот же сон – мужичок куёт железо и говорит по-французски

· Мысль – право каждого на счастье

· Русский вестник – катков-издавал – хотел развенчать неверную жену(отказался печатать последнюю часть,толстой издал отдельно)

· Модная и больная тема–эмансипация + вечные темы

· Толстому в АК важна «мысль семейная», в ВиМ «мысль народная»

· Левин – автобиографичный герой, задумывается о простых вещах(умом ничего не постигнешь – эпизод с покосом. Не знает, как отнестись к сыну)

· 2 сюжетные линии и герои почти не пересекаются

· Герои: Константин и Николай Дм. Левины+серг ив кознышев, анна, степан арк, александр алексеевич каренин, алексей кириллович вронский, серёжа – сын,ани-дочка

 

Позднее творчество

· конц 70- нач 80 XIX-перелом в мировоззр,

· оконч разрыв со своим классом-перех на позиции патриархального крестьянства.

2 стр., 922 слов

Размышляя над романом «Анна Каренина»: образ Анны Карениной; ...

... предает ценности высшего общества, сходит с пути. Образ Анны Карениной весьма неоднозначен, и не так просто судить ... трагедия и случилась в жизни Анны Аркадьевны. Трагический характер Анны Карениной опровергает мысль о том, что все ... Анны Карениной исполнила советская актриса театра и кино Татьяна Евгеньевна Самойлова. Благодаря безусловному актерскому таланту каждый артист смог вжиться в своего героя ...

· Идеи-крушение старого общ строя, традиц, верован→интерес к отриц явл действительности, соц острота изображения жизни и психологии личности, небольш произв сказать о многом.

· право простых людей на жизнь, критика собственности, государства, морали эксплуататорского общества.

· убеждает господ отказаться от своих привилегий, ссылаясь на Бога призывы «проникнуться истиной Христа» и «самоусовершенствоваться» проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода («Исповедь», «В чем моя вера», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»).

· Критика общественных обманов через психологическое самораскрытие героя.

· В «Крейцеровой сонате» описывает условия, в которых совершалось падение героя, что привело Василия Позднышева к душевной катастрофе. Убил жену, не из ревности, а потому что опротивела, не осталось в ней духовности

· Исповедь – поиск опоры, сначала не прнял церковь, искал в философии, в науке, но нашёл в бессознательной народной вере

· Проповедь новой веры, очищенной религии+ критика казенной церкви, суда, правительственных насилий→»пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма». заточ Т в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа «Воскресение». В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви

Чехов1860-1904.

· Отец-крепостн,в 16 лет выкуплен →мещанское сословие,магазин в таганроге.Разорившись — в Москву.

· Чехов после окончания Таганрогской гимназии-на медицинский фак-т МГУ.

· Одновременно сотрудничает с юмористическими журналами:Стрекоза,Будильник,Зритель,Свет и тень,Осколки.В Осколках изданы Хамелеон,Смерть чиновника.

· Юмор!Комический эффект-наложение разнородных явлений,столкновение разных представлений о мире абсурд в том,что принято,вошло в норму.

· 1884-окончил универ,начал врачебную практику.первый сборник «Сказки Мельпомены».

· 1881-драма «Платонов»,от к-ой в то время отказалась Александринка.

· 1885-1887: Тапер, Сестра,Авантюра,Следователь-новый мотив(психологизм)

· 1888-первое большое пр-ие «Степь».Через год-«Скучная история

· 1890- больной туберкулезом, поездка на Сахалин,место ссылки и каторги->1893-94-«Остров вернулся-Дуэль(1891), любовн-философск и Палата№6(1892), обществ-философск(воспр как обвинение царск реж).

· II п 90х и нач.XXв.-нараст соц.проблематики-Дом с мезонинком(1896).Социально-псих аспект в рассказах о людях,выпадающих из своего круга,ломающих общепринятые нормы:Случай из практики(1898), Мужики(1897),В овраге(1900), деревенск жизнь крупн планом, далеко не лучшие стороны человеческой натуры.

· Отл черта -тщательного изучения явления/факта+ интуиц художника

· мастер женских портретов:Жена(1895),Душечка(1899),Дама с собачкой(1899),Невеста(1903).

· Покупает имение – мелихово, содержит 25 деревень на свои деньги-школы, больница

· драматург.Его ранний «Платонов»-«конспект» пьес Чайка(96),Дядя Ваня(99),Три сестры(01),Вишневый сад(03).Ввел новый тип драматургического конфликата:в отличие от традиционной мещанской драмы не разрешает драматические ситуации,а запутывает их,усложняет психическое состояние героев.

16 стр., 7912 слов

Влияние воображения на жизнь и творчество человека

... как психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека. Цель исследования - определение путей, способов, средств, инструмента в ... психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым ...

· Умер на немецком курорте

Раннее творчество Чехова

· Упор на юмористику(рассказ-сценка), развлекательные

· создание ситуации,в к-ой проявляются истинные человеческие качества героя,человек через обыденность, а не на переломе

· Конец рассказа лаконичен,действие обрывается довольно неожиданно.

· «Толстый и тонкий»(1883)-высмеивается добровольное холопство.

· «Смерть чиновника»(1883) Червяков случайно чихнул в театре на лысину статского генерала,завязалась каниетль с извинениями,которая кончилась смертью чиновника.

· выступал против модного в 80е годы преклонения перед «мужиком»,деревенским укладом жизни. пропасть между официальным законодательством и правосознанием народа «Злоумышленник»1885

· не обвиняет и не поучает – человек сам завёл себя в эти рамки (не морализатор-не решает, а ставит вопросы)

· пари – спор юриста и банкира на 2 млн. припадок — художник, медик и юрист Егор Васильев идут к путанам. Без заглавия-монахи ушли в город за удовольствиями

Поздние рассказы

· О деревне:Мужики. 1897.яркое, реалистическое изображение крестьянской жизни,Толстой,восхищавшийся Чеховым,не принял -беспощадно правдивое изображение деревни задело

· Жизнь в мелихове помогла увидеть реальное состояние крестьян

· о капитализме.Случай из практики1898недовольство в реакционной прессе. Пошлая нелепая обстановка в доме, чудовищные условия труда и жизни рабочих. дочь тяготится своим положением богатой наследницы и потому страдает бессонницей. Показывает мрачную жизнь, но есть оптимистические надежды на буд.

· Человек в футляре,Крыжовник,О любви1898. Тема футлярного человека – сам погрузил себя. учитель Буркин, врач Иван Иванович и помещик Алехин. Человек-жертва обыденности, погряз в мелочах.

· сюжет теперь — не цепь развивающихся события, но скорее ожидание главного события, действия, которое не происходит

· скучная история: Профессор медицины Николай Степанович, конец жизни, равнодушие, любит только воспитанницу катю, та не знает, что делать с жизнью, мотает деньги, профессор её единственная опора, но не может дать ей совета- Михаил Федорович сделал кате предложение

· рассказ неизвестного:Степан, Георгий Ив Орлов, Зинаида Фёдоровна

· дуэль: Иван Андреевич Лаевский, Надежа Фёдоровна, Самойленко,фон Корен, Ачмианов+Кириллин. Дуэль меняет подлого лаевского, понимает, что НФ – единственный друг

· безысходность ситуации, герои тяготятся обстоятельствами, избавление в конце

· рассказ старшего садовника о вере в человека

· чёрный монах: Андрей Васильевич Коврин,егор семёнович, таня песоцкая. Борисовка – об исключительности личности

Драматургия

· Чайка(96),Дядя Ваня(97),Три сестры(01),Вишневый сад(03)

· Чехов-драматург – неоднозначен для современников, чайка в александринке провалилась, потом успех в мхт

· Нет конфликта, чёткой границы между главн и второстеп, чётко положит и отрицат

· Много пауз – ритм, пустота жизни, глухота – выводит на поверхность подтекст

· Характеры не развиваются

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В 6-7,5 ... будет стремиться к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привле­кает ребенка к участию в ... младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовле­ ...

· Несоответствие представлений героев о жизни и самой жизнью

· Вишнёвый сад-герой, для каждого значит своё, всех объединяет

· Прошлое невозвратимо уходит

· Лопахин хочет вырубить сад не только из выгоды, но и из честолюбия и мести

· Каждый говорит за себя и слышит только себя – не комический, а драматический эффект

· Подтекст – за внешними событиями происходят те, о которых все знают, но не говорят, внутренний сюжет «жизнь прошла, словно и не жил»

· Тема времени – половина живёт прошлым, половина будущим

· Избегает прямолинейной социальности

· Три сестры – об ожидании счастья

· Герои живут иллюзиями, но ничего хорошего не происходит

· сестры уже не хозяйки в доме,Маша разочаровалась в муже Кулыгине,влюбилась в вершинина, но расстаётся с ним, ольга не может поехать в москву – стала начальницей гимназии, Андрей так и не станет профессором, тузенбах убит на дуэли солёным.

Владимир Галактионович Короленко (1853 — 1921)

· Житомир,семья чиновника→житомирск гимн,ровенск реальн гимн.

· 1871-СПбГУ, но не смог учиться из-за отсутствия средств. Работал корректором, рисовальщиком географических карт.

· 1874-Петровск земледельч и лесн академ в Москве.

· студентом, готовился к пропагандистской деятельности среди крестьян.

· 1876 исключён,арестован за протест против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции

· 1879ссылки (в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, и др.).

В Европейскую Россию разрешено вернуться осенью +1 «Русская мысль-«Эпизоды из жизни искателя»

· 1884 года. С 1885 года он жил в Нижнем Новгороде,под надзором полиции. сотрудничает в политических газетах

· во время ссылок хорошо изучил народ →»Чудная»»Сон Макара» (1885 год).

· 1886 год «Очерки и рассказы». произведения, написанные в годы ссылок.

· 1887 год – «Слепой музыкант». успех

· 1889 год – «Очерки и рассказы», произведения последних лет.

· 1893 год – «В голодный год». статьи, опубл в газете «Русские ведомости».

· 1894 год – путешествие в Англию и Америку. Впечатления-в повести (фактически, романе) о жизни украинского эмигранта «Без языка».

· 1895 – 1904 годы –входит в состав издателей народнического журнала «Русское богатство».

· 1896 год – переезд в Петербург.

· 1900 год – Академией Наук избран почетным академиком по разряду изящной словесности.

· Этот же год – переезд в Полтаву.

· 1902 год – Владимир Короленко, как и А.П. Чехов, отказывается от звания почетного академика Академии Наук. Причина – отмена выборов в Академию М. Горького.

· 1903 год – «Очерков и рассказов» («Не страшное», «Государевы ямщики», «Последний луч», «Феодалы», «Мороз» и другие).

· 1904 – 1917 годы – гл.ред. «Русское богатство».

· 1905 год –ряд очерков, в которых выступает против произвола («Бытовое явление», «Черты военного правосудия» и другие).

· 1906 год – по главам начинает выходить автобиографический роман «История моего современника».

· 1914 год – поездка во Францию на лечение. Здесь писателя застает Первая мировая война.

· 1915 год – возвращение в Россию. начинает помогать детям: организует сбор продуктов для сирот, открывает приюты для беспризорных. За эту деятельность избран почетным председателем Лиги спасения детей и Всероссийского комитета помощи голодающим.

8 стр., 3737 слов

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...

... развивающие игры для ребенка второго года жизни. Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие ... доска стала гладкой". Похвалите ребенка. В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга. Начинайте ... можно провести горизонтальную и вертикальную линию. Ребенок полутора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию. Тест на ...

· 1917 год –брошюра «Падение царской власти. (Речь простым людям о событиях в России)», в которой высказывается о Февральской революции.

· Этот же год – по впечатлениям, полученным во Франции во время войны, написан рассказ «Пленные». В статье «Война, отечество и человечество» высказывается за продолжение военных действий.

· 3 декабря 1917 года – в «Русских ведомостях» появляется статья Владимира К «Торжество победителей». В ней автор прямо говорит, что победа большевиков может быть гибельна для России.

· 25 декабря 1921 –умирает.

 

 

Рассказы Короленко

· Синтез реалистического и романтического подхода к миру:

  1. Экзотическая сторона действительности; фольклорные мотивы; элементы фантастики.
  2. Тип героя: бродяга, изгой, крестьянин, тип великорусса, дети.
  3. Основной поэтический принцип – принцип контраста: движение – неподвижность. Символические оппозиции: тепло – мороз, свет – тьма, день – ночь, жизнь – смерть, реальность – фантастика, слепота – прозрение.

· Хронотоп:

  1. Категория пространства: тайга, тюрьма, дорога, степь.
  2. Пейзаж как место действия: носитель информации автора, цветовой, звуковой, динамичный пейзаж.
  3. Средства художественного языка: сравнения, метафора.

· Герой вынут из привычных обстоятельств и поставлен в новые-как будет себя вести?

· Мотив стремления к счастью.

· Постоянное движение(внешне-путь,внутренне-стремление)

· темы-вольномыслие и народ

· герои — бунтари, одинокие узники и смелые борцы

· Чудная(1880,опубл.1905)

· Морозова- близкий ему тип героя.

· В основе образа-черты ссыльного врача Э.Л.Улановской.

· написан в вышневолоцкой тюрьме перед ссылкой в Сибирь.

· образ «светлой личности»-человека неподдельной правдивости(с презрением отказывается от мелких услуг конвойного в дороге,не считает жандармов за людей,высмеивает упоминание ими на каждом шагу слова «закон»)

· Гаврилов сопровождает, чувствует превосх морозовой, на него донесли, возвращается к Рязанцеву, к морозовой едет мать, но она умирает

· характер М-символ силы духа, готовности к самопожертвованию

· Сон Макара.Примитивная жизнь М вся тратилась на поиски пропитания.Зависит от подаяний природы.Он смирен и полон сознания невозможности каких-либо перемен в жизни.Только во сне он позволяет себе заспорить с большим Тойоном о справедливости.Готов покаяться в том,что много пил,обманывал.Но когда увидел,что чаша весов,на к-ой лежит сделанное им добро,тянет мало и ему не миновать ада,его терпение истощилось.Стал отстаивать свои права.Вдруг ощутил в себе дар слова,старый Тойон,сначала рассердившийся на такую дерзость,потом стал слушать с большим вниманием.М рассказал,как гоняли его старосты,заседатели,исправники,попы,томили нужда и голод,морозы.Заметил,что чаша добра потянула вниз,в пользу.торжество справедливости лишь во сне.

· Слепмуз-герой, не покорившийся тяжелой судьбе, желание достигнуть правды и свободы.

· Почувствовал, что жизнь проходит мимо него

4 стр., 1765 слов

39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой

... (обычно – рассказчик и слушающий) составляют низший познавательный план рассказов. Высший формально-эстетический уровень создаётся автором и его читателем. Зощенко предоставил ... жизни. Григорий Иванович рассказывает о том, чем закончилось его увлечение аристократкой. Ирония автора заключается уже в самом названии рассказа, ... правильна, но даже изысканна. Благодаря этому рассказу в русской разговорной

· Выбор отношения к миру-слепые звонари

· Моральное прозрение

· Звуковые пейзажи

· Выбор делает и эвелина

 

Рассказы Гаршина

· 4 дня-сам был ранен на войне с турцией

· Простые фабулы-предельно обнажённые чувства

· «Гаршин пишет кровью»

· Нелепость войны-неужность,хочет искоренить зло

· Настолько проникается чужой болью и страданием, что фактически сливается с героем

· Соединяет крайности проявления чувств:жертва и отвращение к войне(4дня), чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого(трус), жестокость и мягкость в воспоминаниях,attalea-безысходность и борьба самоотверженных одиночек, художники(рябинин)-невостребованность настоящего искусства, красный цветок — ценой собственной жизни уничтожает все зло

Горький1868-1936

· Нижн Новг в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.

· В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих «хозяев»: посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др.

· В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать.

· С1888-путеш по россии. В это время он написал свой первый рассказ — «Макар Чудра», опубликованный в тифлисской газете, и поэму «Девушка и смерть» (напечатан в 1917).

· С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся лит,

· 1898 «Очерки и рассказы»→известн

· Романтические рассказы

· В 1899 «Фома Гордеев», выдвинул Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с .Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным

· Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

· В 1901 — 1902 «Мещане» и «На дне», МХАТ.

· Активное участие в революции 1905→ заключен в Петропавловку за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу.

· В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке».

· По возвращении в Россию пьеса «Враги» и роман «Мать» (1906).

В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, работая.пьесы»Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето», «Городок Окуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910 — 11).

· в 1913 в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда». В 1915 основал журнал «Летопись»

· После Февральской революции участвовал в издании газеты «Новая жизнь», являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что «диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков…», размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: «Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа».

15 стр., 7033 слов

Концепт ‘любовь’ в рассказе А.П. Чехова ‘Дама ...

... безвременья, отразивший русскую жизнь 1880-х гг. Интересны в связи с этим надписи на венках и телеграммы, вызванные смертью Чехова они ... основным понятиям работы. .Дать характеристику концепту «любовь» в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой». Глава I. Теоретические основы ... с собачкой». Цель работы дать характеристику концепту «любовь» в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Методы исследования - ...

· Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство «Всемирная литература». В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

· В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез).

Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — «Мои университеты» («Детство» и «В людях» вышли в 1913 — 16), писал роман «Дело Артамоновых» (1925).

Начал работу над книгой «Жизнь Клима Самгина», которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

· создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк «В. И. Ленин» (новая редакция 1930).

В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.

Рассказы Горького

· Поиск героя, романтическая идеализация личности

· романтичный контрабандист Челкаш — весь порыв и размах широкой натуры, а добродетельный крестьянин — мелкая натуришка, вся трусливая добродетель которой исчезает при первой возможности поживиться, конфликт 2х мировоззрений

· ненависть к мелочному крастьянству – искоренить мелочность(романтический герой ни к чему не привязан)

· мой спутник-автобиографичен.». шакро-культурный дикарь. Мудрость жизни важнее мудрости людей

· 26 и 1-пекари все как один, сливаются,ненавидят булочную. Таня-их единственная радость.

Фома Гордеев 1899

· о набирающей силы русской буржуазии,вырождение купечества

· Купцы стараго уклада – маякин,Щуров.маякн-афористичная речь,богатство-главное ,умен, расчетлив и циничен

· Волевой и умный игнат гордеев, страсть,жизненная энергия, сам разбогател
молодое поколение купечества Тарас,Африкан Смолин. лишь внешне отличаются образованностью, европейской культурой., те же жулики, но более гибкие

· Фома-скрытность матери, буйство отца, ищет дело по силам, борьба, поражение

· Не может подчиниться волчьим законам, пустота в душе

Драматургия Горького

1. На дне1902

· Новая тема, новые герои

· Герои-из разных сословий→вся россия на дне

· Социально-философская драма

· Ночлежники-нечего терять, поэтому о глобальных проблемах – что такое правда, человек

5 стр., 2038 слов

Взгляды на смерть человека. Клиническая и биологическая сметь.

... человека. Человек гибнет как целостная биосоциальная сущность. Смерть – это естественное состояние, которым завершается жизнь человека.   Взгляды на смерть человека. Клиническая и биологическая сметь. Задачей биоэтики является рассмотрение феномена смерти человека ... опыта людей, переживших клиническую смерть. Проанализировав истории болезней и рассказы людей, переживших клиническую смерть, он ...

· Проблема-истина или сострадание-ложь во спасение, потому что с правдой невозможно жить, слишком тяжела

2. Мещане

· Нил и поля-готовы построить свою жизнь,энергичны-новые люди, вместо чеховской безысходности

· В доме Бессеменова поклоняются деньгам,культ вещей и скопидомства

· Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен

· Мещанин лишен идеалов, он ни во что не верит, не может, не в силах верить-лелеют своё «я»

· Конфликты:1отцов и детей,отцы погрязли в рутине но пётр будет таким же мещанином, как отец, только поумнее2мещанина и революционера, хозяин тот, кто трудится

Бунин 1870-1953

· Воронеж, дворянск семья. Детство в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии

· В 1881 Елецкая гимназия, оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки. старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.

· В 1889 Бунин покинул имение и был вынужден искать работу,(работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете).

Часто переезжал — жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве.

· В 1891 сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родной Орловщины.

· В 1894 в Москве встречался с Л. Толстым, доброжелательно принявшим молодого Бунина, в следующем году познак с А. Чеховым.

· 1895 опубликован рассказ «На край света», хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, целиком переходит к литературному творчеству.

· В 1898 выходит сборник стихов «Под открытым небом», в 1901 — сборник «Листопад»→премия АН и пушкинская

· 1899 познакомился с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве «Знание», где появились лучшие рассказы того времени: «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» и «Новая дорога» (1901), «Чернозем» (1904)

· 1909 почётный член РАН. Повесть «Деревня», 1910, известность. В 1911 — повесть «Суходол» — хроника вырождения усадебного дворянства. В последующие годы серия значительных рассказов и повестей: «Древний человек», «Игнат», «Захар Воробьев», «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско».

· Враждебно встретив Октябрьскую революцию, в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: «Косцы», «Лапти», «Далекое», «Митина любовь», цикл новелл «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева»

· В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия.

· Написал книги о Л. Толстом (1937) и о А. Чехове (издана в Нью-Йорке в 1955), книгу «Воспоминания» (издана в Париже в 1950).

· пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним.

· Умер 8 ноября 1953 в Париже.

Рассказы

· Одно из первых значимых произведений — рассказ «Антоновские яблоки».1900г.

· Особенность — бесфабульное произведение, строится на импрессионист.

· признаке. Запах антоновсих яблок заставляет героя очень живо представить то, что присходило с ним когда-то. Б говорит о даре чел.чувственно воспринимать мир, но боле того, о даре памяти. Память позв.человеку заново пережить и ощутить то, что он когда-то переживал.

· В ант.яб. параллельно рассказу о временах года идет рассказ об увядании дворянских гнезд.

· «Господин из Сан-Франциско» 1915г. Тема смерти и жизни приобретает масштаб вечности. Первоначально назыв. «Смерть на Капри».

· Причина создания — известие о смерти миллионера на Капри, прочитанное в газете.

· подчеркивает мертвенность героя, соотносит с вещью.

· герои безмолвны, безымянны и механизированы

· прожигание жизни с одной стороны, а с другой напр. трудвахтенных и рабочих, чтобы раскрыть фальшь этого красивого отдыха.

· “Легкое дыхание”: Проблемы жизни и смерти, судьба красоты в мире лжи

· абсолютная внутренняя свобода и естественность оли мещерской и фальшь, лживость ее взрослого окружения.

· прекрасные, так и не реализованные возможности не могут исчезнуть без следа: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”

· Противопоставление смерти в любви

Тёмные аллеи

· В книге 38 новелл, составляющих три раздела

· Разнообразие женских типов

· От гувсчтвенной любви до игривого анекдота(100 рупий)

· 1946 Париж-в полном составе

· “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”

· “энциклопедия любви

· разнообразные оттенки взаимоотношений двоих. нежные, возвышенные чувства (“Руся”, “Натали”), бурная страсть (“Зойка и Валерия”, “Галя Ганская”, “Дубки”), и проявление противоречивых эмоций (“Антигона”, “Визитные карточки”).
истинная земная любовь, “гармония земли и неба”.

· “Темные аллеи” Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.

· “Руся” герой двадцать лет не может забыть чудесную девушку, в семье которой он когда-то служил репетитором. Но влюбленным пришлось расстаться, и с тех пор прошло много лет. Герой постарел, женился, но по-прежнему помнит, как “однажды она промочила в дождь ноги… и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни — подобного счастья не было во всей его жизни”.

· “Холодная осень”, проводила на войну своего жениха,его убили, но чувство к нему продолжает жить в душе. «И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон”.
умирает от сердечного приступа Николай Платонович в новелле “В Париже”, внезапное появление сумасшедшей матери Руси во время ее свидания с любимым навсегда разлучает их, уходит в монастырь героиня “Чистого понедельника”, умирает от преждевременных родов Натали.

 

Деревня

· Дурновка-вся россия

· Современная деревна без прикрас

· Уход в прошлое старого уклада жизни

· Упадок помещиков

· Красовы, Тихон и Кузьма, Дурновка

· о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками

· Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода

· Тихон-много работал, наживался на всём, Семейная драма приводит героя к трагедийному самоощущению человека, выпавшего из родовой «цепи». интересен неординарным соединением практического делового ума и глубоких интуиций психологического и национально-исторического плана

· Кузьма — себя тип русского самоучки, цели нет, зато судит всех строго. Деревню так же, как брат, не любит, заявляя, что нигде не видел скучнее и ленивее типов. Итак, по мысли автора, все наиболее энергичное и умное стремится из этой дикости бежать.

· не следует идеализировать мужика, как это часто бывало в русской литературе

· жизнь крестьянства накануне первой русской революции, разрушен привычный ход жизни в деревне.

· мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Герои пытаются разобраться в окружающем, найти точку опоры

· непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве.

 

Жизнь Арсеньева1927—1933, опубл. поля. 1952

· часто называют автобиографическим романом, хотя Бунин никогда не соглашался с таким определением

· личность, показанная в процессе непрерывного становления, внутреннего духовного обогащения. Это необычный рядовой человек, а художественно одаренная личность

· просто и ёмко раскрыт внутренний мир героя

· основательности жизни перекупщика Ростовцева- чувство национального сознания и гордости русским своим происхождением

· арест брата Георгия за участие в деятельности народовольцев. В дворянской семье Арсеньевых оно было воспринято как “великий позор и ужас”.

· Уроки в гимназии велись казенно, среди преподавателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных. Все гим­назические годы Алеша жил только мечтой о каникулах

· В истории любви Алексея Арсеньева и Лики отразилось когда-то пережитое Буниным самое сильное в его жизни, самое жгучее чувство к В.В. Пащенко.

 

 

Куприн1870 — 1938

· Наровчат Пензенской губ в семье мелкого чиновника

· после смерти мужа мать переехала в Москву, где прошли детство и юность К

· в 6лет отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

· 1888 — 90продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера»

· Перв лит опыт-стихи,перв опубл — рассказ «Последний дебют» (1889).

· 1890зачислен в пехотный полк, в Подольской губернии(подпоручик).

4 года офицерской жизни- материал

· 1893 — 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

· 1894 в отставку→ в Киев, странствовал по России, перепробовав множество профессий

· 1890-е очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).

· В эти годы познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким.

· 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904).

· 1905— повесть «Поединок»,большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы.

· 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

· Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-11), рассказы о животных, «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911).

· После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.

· 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля».

· Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанного Горьким.

· Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. 17лет в Париже, нужда, тоска по родине привели →1937 тяжелобольной вернулся на родину

· 1938 умер в Ленинграде от рака.

Повести и рассказы Куприна

· Реализм+натурализм

· Поэтичный,романтический идеал любви

· Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города→стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе

· Молох-обвинение капитализма, Бобров не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви

· Поединок-застой в армии,чистая любовь. Посв горькому, понр толстому, гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

Андреев 1871-1919

· Орел,семья чиновника.

· В 6лет научился читать

· В 11 лет Орловская гимназия, окончил в 1891.

· В 26 лет, после юрфака МГУ юридический собирался стать присяжным,но получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Признание,через два месяца он уже перешел в газету «Курьер».

· Первый же рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), опубликованный в «Курьере», привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты из жизнимно-интерес к случаю в жизни человека.

· 1901 первый сборник рассказов (+»Жили-были»).

Успех

· волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность — рассказ «Город» (1902).

Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти — «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейско-го» (1903), «Призраки» (1904)

· В 1904, в разгар русско-японской войны-«Красный смех»→новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире.

· Во время революции 1905 оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. не был убежденным революционером. Сомнения-пьеса «К звездам»(рев пафос)одновременно с рассказом «Так было»(скептич)

· 1907 «Савва», «Тьма», пьеса «Царь Голод», философские драмы «Жизнь человека», впервые поставленная театром В. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, а затем в Германии — Мюнхене и Дюссельдорфе, «Черные маски», «Анатэма».начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».

· В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием

· В 1907 лауреат литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

· Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, — «Записки сатаны».

· Октябрьской революции не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

· скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвала в Финляндии.

Творчество Андреева

· Баргамот-одобрил горький, тема обездоленного ему близка.на ту же тему-ангелочек

· Первый гонорар-в образе толпенникова изобразил самого себя, он и видит, что генеральша виновата, что в деле все нечисто, и одновременно он же не хочет проиграть первое свое дело, подвести шефа

· Рассказ о сергее петровиче-реально происш, самоуб студента. Сергей Петрович не хочет быть «немым материалом для счастья других», а сам добиться счастья не может.

· Мысль-развенчивает идею сверхчеловека-хочет переступить грань, но становится безумным,Креженцев как параллель раскольникову,им движет идея-сможет ли он провести людей и сабя, прикинувшись сумасшедшим

· Призраки-померанцев, доктор шевырев

· Рассказ о 7ми повешенных- Насилие нельзя оправдать ничем, оно противоречит жизни — законам природы. Человек перед лицом смерти

· Губернатор-47 убитых, ищет оправдания. отклик на убийство 4 февраля 1905 в Москве эсером П.И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича

· Жизнь Василия Фивейского-через священника изображён иов – человек никчемен,в чём смысл жизни, если он верил, а бог его не наградил

· Иуда Искариот-образ предателя, который любит и ненавидит одновременно

· Христиане-сатира, пелагея караулова

Серебряный век Конец XIX — начало XX в

· Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом.

· глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

· Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

· переломная эпоха писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

· Открытия, кризис веры-обрушился привычный уклад. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

· переоценка ценностей, возникновение новых школ и течений

· «серебр век»-термин бердяева.

· 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник «Символы» Д. Мережковского — 1917 , 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

· Символизм(ст и мл), акмеизм,авангард(футуризм-эго и кубо)

  • Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
    • Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
    • Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
  • Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

· Акмеизм- статья М. Кузмина «О прекрасной ясности»

· Имажинизм-образ, а не символ, передача реальности через метафору

· Поэтика Кубофутуристов формировалась под непосредственным воздействием кубизма в живописи

· Маяк- считает слово наилучшим орудием духовной революции, поэтому важными художественными приёмами считает контрастность и гиперболизм

Символизм

· Д. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях»- предчувствие грядущего упадка культуры и борьба за ее будущее- преддверие новой эпохи, знаменующей грядущее преображение мира современной русской литературы»

· Владимир Соловьев (1853-1900) основатель философии и символизма.

· В человеке соединены и божественное, и греховное

· И человек, принадлежащий к обоим мирам, в мистическом (медитативном) созерцании вступает в общение с образами царства мировой Гармонии.

· Кант-природа+свобода отражаются в искусстве через символ- грань между обманчивой видимостью и непостижимой сущностью

· в символе воплощается «связь между двумя мирами»- С. впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности

· Соловьёв-в основе мира-идеальный мир, идея всеединства

· старшие символисты: Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В Брюсов, Ф. Сологуб; Вл. Соловьев, Младшие символисты: Александр Блок, Андрей Белый (Борис Бугаев),Максимилиан Волошин

· образы, навеянные созерцанием «обеих бездн»: реальный мир — это проекция небесного, но только искаженного человеческим сознанием.

· Обращение к античности, национальным фольклорным мотивам

· Идеалистическая философия как основа философии символизма (Платон, Кант, Бергсон, Ницше и др.).

Обоснование идеи эстетической утопии В. Соловьевым.

· Идея творчества как теургии(автор способен создать свой мир) Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника

· Многозначность символа

· Иррациональная природа-неоромантики

Символистский роман

· Историософский роман-понять историю через философию

· Считал, что человек создан на пересечении многих миров

· Идея-нужно обновление, должно произойти перерождение петербурга

· Аблеухов –террорист и должен убить отца, сцена убийства комична

· нарушения и исчезновения всех твердо установившихся границ между предметами

· Один человек переходит в другого человека, один предмет переходит в другой предмет, физический план — в астральный план, мозговой процесс — в бытийственный процесс. Происходит смещение и смешение разных плоскостей.

· Герой романа «Петербург», сын важного бюрократа, исповедующий неокантианскую философию Когена, и революционер, — Николай Апполонович Аблеухов. Его любимое занятие заключалось в том, что он запирал на ключ свою рабочую комнату и ему начинало казаться, что и он, и комната, и предметы той комнаты перевоплощались мгновенно из предметов реального мира в умопостигаемые символы чисто логических построений. Комнатное пространство смешивалось с его потерявшим чувствительность телом в общий бытийственный хаос, называемый вселенной. Сознание Николая Апполоновича, отделяясь от тела, непосредственно соединилось с электрической лампочкой письменного стола, называемой им «солнцем сознания». Он чувствовал тело свое пролитым во «вселенную». Описывается медитация Николая Апполоновича, посредством которой расщепляется его собственное бытие. В романе изображается также мозговая игра важного бюрократа-отца, сенатора, главы учреждения и действительного тайного советника — Апполона Апполоновича Аблеухова. С трудом отделяется от него сын-революционер, наизнанку вывернутый бюрократ — Николай Апполонович. Трудно определить, где кончается отец и где начинается сын. Это уже и злая ирония, когда враги, представляющие начала противоположные — бюрократии и революции — смешиваются в каком-то некристаллизованном, неоформленном целом.

· погружает человека в космическую безмерность, отдает его на растерзание космических вихрей. А. Белый и любит Россию и отрицает Россию.

Блок

· Поэт жизни, пути, верит в светлое будущее(возможно, через революцию)

· Трилогия вочеловечивания

· Стихи о прекрасной даме-наполнен ожиданием

· Двойственность мира героя, гимн прекрасной даме-идеализация,звукопись, цветовая символика «вхожу я в тёмные храмы»

· Но мечта терпит крах-1905-07 – постепенная конкретизация

· Разочарование, снижение образа ПД, лейтмотив-вьюга

· «фабрика»-лживость, насправедливость мира,безликость людей, бесперспективность

· «русь»-чертыПД и мифологизированная родина, образ распутья

· «незнакомка»-двоемирие,мистика.из-за пошлого мира проглядывает «берег очарованный»-ирония, окончательный крах романтических надежд в столкновении с реальность

· 12

· 1918 за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. “Сегодня я гений”

· бурные и противоречивые отклики.

· революция как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

· с помощью символов показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:

· послереволюционный хаос и анархия как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке.революция в образе вселенского ветра, метели, разрушительная стихия-12красноармейцев-сила, разрушающая мир

· На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Их ведет ненависть, а не любовь к людям.старая религия — религия рабов — для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство — это кульминация действия поэмы.

· Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:

· Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом

· Поэма состоит из двенадцати небольших главок — по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел.именно столько апостолов.

Акмеизм

· 1910-как противопост символизма. Гумилёв читал поэму «блудный сын»-симв его осмеяли

· «Цех поэтов» 1911 Петербург,против магического, метафизического характера языка поэзии символистов. Н. Гумилев и С. Городецкий

· Журнал Аполлон

· Творчество как ремесло(поэт-мастер)

· Поэтика реалий(нагрузка на деталь)

· Рациональная природа

· Нет многозначности

 

О. Э. Мандельштам

· Варшава-семья коммерсанта. Детство и юность в Петербурге, образование в Тенишевском коммерческом училище.

· 1907 гг. Франция, Швейцария, Германия,2 семестра в Гейдельбергском университете.

· Поэтический дебют-1910 г. «Аполлон»-симв стихи

· посещает «среды» Вяч. Иванова, знакомится с Н. С. Гумилевым и становится членом «Цеха поэтов».

· поступил на историко-филологический фак СПбГУ

· Первая книга»Камень» (1913), уже акмеист

· Тревога за судьбу человека. Гармоничный мир природы сталкивается с «тяжелым» миром реальности

· «Tristia» (1922) ассоциации с различными культурными контекстами.

· В «крымских стихах» бытовая предме образы античности-увидеть психею в простых вещах

· Трудный, неустроенный быт, постоянные поиски литературного заработка,отсутствие читательской аудитории и тоска по читателю-собеседнику вызывали чувство потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама на рубеже 1920-х годов исполнено трагических предчувствий.

· 1928 г. сборник «Стихотворения» последн при жизни автора.

· В мае 1934 г. арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые «Воронежские тетради» (опубликованы в 1966 г.), — духовная исповедь поэта и его приговор «немеющему времени». В 1937 г. Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве. В мае 1938 г. он был вновь арестован и отправлен этапом в Сибирь.