Вопросы к экзамену по курсу «Психология управления»
- Психология управления. Объект изучения психологии управления. Предмет изучения психологии управления.
- Базовые понятия психологии управления.
- Принципы управления и функции управления.
- Базовые закономерности психологии управления.
- Психологические особенности планирования.
- Психологические особенности функции организации.
- Психологические особенности регулирования.
- Психологические особенности контроля.
- Понятие личности и его структура.
- Психологические школы изучения личности.
- Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда.
- Индивидуальная теория личности. Альфред Адлер.
- Аналитическая теория личности. Карл Густав Юнг.
- Гуманистическая теория личности. Эрик Фромм.
- Ролевые конфликты.
- Уровень притязаний.
- Теория когнитивного диссонанса.
- Карен Хорни. Социокультурная теория личности.
- Эрик Эриксон. Кризисы возраста.
- Школа поведенческих наук или теория научения. Павлов, Уотсон, Скиннер.
- Гуманистическая школа ( Роджерс, Маслоу).
- Типология личностей. Типология Гиппократа-Павлова.
- Типология Хейманса-Ле-Сенна.
- Характер. Направленность личности. Способности.
- Понятия руководства и лидерства, общие черты и различия.
- Классификация лидеров. Концепция лидерства.
- Биографические характеристики руководителя. Необходимые черты личности для менеджера.
- Ключевые факторы для удачной карьеры менеджера. Критерии эффективности руководства. Факторы, ограничивающие управленческий потенциал.
- Особенности памяти руководителя.
- Особенности мышления руководителя.
- Понятие власти и типы власти. Мониторинг власти.
- Понятие стилей руководства и наиболее типичные стили руководства.
- Стили руководства по Блейку и Мутону.
- Ситуации и условия работы, влияющие на выбор оптимального стиля руководства.
- Зависимость стиля руководства от уровня развития рабочей группы.
- Структуры в организации. Коммуникативные потоки. Причины неудач коммуникации.
- Неформальные группы в организации и управление ими.
- Малая группа как объект управления. Характеристики малой группы.
- Факторы, препятствующие формированию эффективного рабочего коллектива.
- Механизмы групповой динамики.
- Защитные механизмы от группового давления.
- Феномены групповой жизнедеятельности.
- Ролевое распределение в группе.
- Психологический климат в коллективе.
- Понятие делового общения.
- Формы и организации делового общения.
- Стратегия общения и тактика общения. Виды вопросов для регулирования общения.
- Пресс-конференция. Подготовка, организация пространства, структура.
- Торги. Виды завязок.
- Беседа по телефону.
- Непосредственное деловое общение. Типы слушателей. Аргументация.
- Контактное поведение.
- Правила ведения деловой беседы.
- Переговоры. Подготовка к переговорам.
- Ведение переговоров. Алгоритм проведения переговоров.
- Метод принципиальных переговоров.
- Выбор команды, территории на переговорах. Рекомендации по ведению переговоров.
- Некорректные тактические приемы проведения переговоров.
- Тактики регулирования на некорректные приемы.
- Деловой протокол в переговорном процессе.
- Понятие управленческого общения.
- Принципы управленческого общения.
- Структура общения. Коммуникативная составляющая общения.
- Вербальная и невербальная информация. Невербальные каналы.
- Правила трактовки невербальных сигналов. Взгляд. Организация пространства. Зоны общения.
- Коммуникативные барьеры в общении. Правила структурирования общения.
- Перцептивная составляющая общения. Механизмы процесса восприятия.
- Факторы формирования первого впечатления о человеке. Эффекты, которые накладывают отпечаток на формирование образа другого человека. Способы достижения аттракции.
- Критика подчиненных.
- Интерактивная составляющая общения.
- Подходы к принятию решений и их классификация. Ошибки при принятии решений.
- Этапы выработки управленческого решения.
- Партисипативный стиль управления. Условия его применения и неприемлемости.
- Методы организации групповой дискуссии. Проведение совещания. Виды совещаний. Правила поведения.
- Порядок проведения совещаний. Типы людей, блокирующие проведение совещания.
- Организация и проведение «мозгового штурма».
- Модели поведения руководителя в процессе принятия решения. Факторы, влияющие на выбор модели.
- Конфликт и его функции. Классификация конфликтов.
- Структурные элементы конфликта.
- Иллюзии, возникающие в конфликте.
- Конфликтогены – слова и действия.
- Динамика конфликта (стадии конфликта).
- Способы решения конфликтов между подчиненными.
- Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Сетка Томаса-Киллмена.
- Техники снятия эмоционального напряжения в конфликте.
- Структурные методы решения конфликта.
- Конфликтные ситуации, связанные с тендерными различиями. Особенности поведения женщины-руководителя.
- Конфликтные личности. Правила общения с ними.
- Понятие 3-й стороны. Задачи и функции третьей стороны.
- Принципы формирования имиджа.
- Формула воздействия имиджа.
- Создание имиджа.
- Понятие стресса и контроль над ним.