И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС СОВРЕМЕННОСТИ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП)

И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС СОВРЕМЕННОСТИ

Научно-технический прогресс — формы и этапы научного, технико-техно­логического и промышленного развития социума. Исторически выделяются различные критерии технического прогресса, именно: развитие науки, рост техники, совершенствование технологии и др. На их основании выявляются четыре опре­деляющих этапа («революции») в динамике технического развития современной цивилизации.

****

Этапы нтп

Первая техническая революция ассоциируется с изобре­тением «первоорудий». Именно в результате этого «первочеловек» выделился из окружающего природного мира, выявил и отстоял свою иден­тичность. Неолитическая (первая техническая) революция создала предпосылки преодоления реального конфликта меж­ду ростом потребностей формирующегося первобытного со­циума и ограниченными возможностями потребительского хозяйства. «Первочеловек» укрепил свой статус в окружаю­щем природном мире за счет орудий труда — своеобразных «искусственных органов», повышающих эффективность хо­зяйственной деятельности.

Вторая техническая революция (промышленная рево­люция XVIII в.) связывается с переходом от преимуществен­но орудийной деятельности к сравнительно крупному машин­ному производству. Именно производственно-хозяйственная деятельность, основанная на машинном производстве, освободившая в су­щественной мере человека (работника) от рутинных функ­ций, создала предпосылки для значительного повышения производительности труда и обусловила последующий социокультурный динамизм современной цивилизации. Вместе на этом этапе цивилизационного развития были заложены ос­новы современных острых противоречий во взаимоотноше­ниях между человеком, техникой и биосферой.

Третья техническая революция реализовалась в форме научно-технической революции (середина XX в.).

Научно-техническая революция (НТР) – понятие, использу­емое для обозначения тех качественных преобразований, кото­рые произошли в науке и технике во второй половине XX в. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в.В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.

Именно в условиях НТР активизируется процесс, с одной стороны, «онаучивания» техники и технологии, т. е. интен­сивного использовании результатов научных исследований и разработок в технико-технологических процессах и объектах; а с другой стороны, процесс «технологизацйи» естествозна­ния, т. е. более активной ассимиляции естественно-научным знанием технико-технологической проблематики. При этом соответствующие изменения происходят в системе челове-кознания, что реализуется в тенденции «гуманизации» есте­ственно-технического знания и «онаучивания» (и «техноло­гизации») дисциплин социально-гуманитарного профиля.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... началом XX в. От начала английской буржуазной революции 1640 г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1- ... революция (1917). Вклад а. Галлера, л. Гальвани, ф. Мажанди, и. Мюллера, к. Бернара, э. Дюбуа-Реймона, г. Гельмгольца в развитие ... совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ...

НТР способствует укреплению исторической взаимосвязи элементов системы «наука—техника». С одной стороны, по­требности современной техники диктуют внимание к соот­ветствующим научно-исследовательским разработкам. С дру­гой стороны, фундаментальные научные исследования тре­буют экспериментального обоснования и воплощения в опытно-конструкторских и технических образцах.

В условиях НТР именно динамизм естествознания опре­деляет темпы и направления технического прогресса. А именно: исследования в атомной физике способствовали созданию атомной энергетики, в биологии — биотехнологии, в инфор­матике — технической кибернетики, в химии — современ­ных форм технологии и т. п. Реализация достижений науки на стыке дисциплин (физики, химии, биологии и др.) обусло­вило создание принципиально новых производств — полу­проводников, монокристаллов, пленок и др.

Исторически выделяется несколько направлений НТР. Отметим некоторые из них:

— энергетическое направление, связанное с развитием атомной энергетики, которая рассматривалась в качестве основного перспективного источника дополнительной энер­гии: — космическое направление, вызванное прогрессом ис­следований в области освоения космоса (полеты аппаратов и человека в космическое пространство);

— химическое направление, основанное на активной раз­работке химических веществ (полимеров) с заданными свой­ствами, тождественными природным соединениям (капрон, нейлон и др.);

— технологическое направление, связанное с использо­ванием более совершенных технологических систем (автома­тизированные системы, относительно замкнутые техноло­гии и др.).

Принципиальное отличие НТР от предшествую­щих этапов технического прогресса состоит в том, что имен­но в рамках НТР организация производственных процессов осуществляется преимущественно с применением электрон­но-вычислительных машин (ЭВМ).

Управление технологичес­ким процессом автоматизируется, а с человеческим факто­ром связаны доминирующие программирующие и контроли­рующие функции. Автоматизация технологических процессов предполагает формализацию технологического знания. Сис­тема управления сложными объектами становится многоуров­невой.

На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами:

1) Превращением науки в непосредственную производитель­ную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её про­изводственного воплощения.

14 стр., 6952 слов

Роль науки в жизни общества

... школе или направлению, к кругу общения, входя в который индивид становится человеком науки. Наука, как живая ... диалог между людьми науки в эпоху Возрождения. В новое время с революцией в естествознании ... обучения творчеству, является одной из основных форм научно - социальных объединений, притом древнейшей формой, ... за каждым продуктом научного труда стоят незримые процессы, происходящие в творческой ...

2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общества.

3) Качественным преобразованием всех элементов произво­дительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса про­изводства благодаря его научной организации и рационализа­ции, постоянному обновлению технологии, сбережению энер­гии, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудо­ёмкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сократить затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.

4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса про­изводства из простого процесса труда в научный процесс.

5) Возникновением на этой основе материально-техничес­ких предпосылок сокращения ручного труда и замены его ме­ханизированным. В дальнейшем происходит автоматизация производства на основе применения электронно-вычислитель­ной техники.

6) Созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности, гигантским развити­ем средств массовой коммуникации.

8) Ростом уровня общего и специального образования и куль­туры населения.

9) Увеличением свободного времени.

10) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного иссле­дования сложных проблем, роли социальных наук.

11)Резким ускорением всех общественных процессов, даль­нейшей интернационализацией всей человеческой деятельнос­ти в масштабе планеты, возникновением так называемых гло­бальных проблем. Наряду с основными чертами НТР можно выделить её глав­ные научно-технические направления: комплексная автомати­зация производства, контроля и управления производством; от­крытие и использование новых видов энергии; создание и при­менение новых конструкционных материалов; биотехнология; информатизация. Однако сущность НТР не сводится ни к её характерным чертям, ни тем более к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Научно-техническая революция озна­чает перестройку всего технического базиса, технологического способа производства, социальной структуры общества, оказы­вает влияние на сферы образования, досуга и т. д.

Четвертая технологическая революция — «информаци­онная революция» (вторая половина XX в.), связанная с пре­вращением информации (наряду с материей и энергией) в важнейший (и определяющий) ресурс цивилизации.

«Компьютерная революция» — радикальные изменения во всех сферах (материальных и духовных) человеческой деятельности, обусловленные созданием и широкомасштаб­ным использованием современной вычислительной техники. В ее рамках постепенно стираются грани между научным и техническим уровнем познания. ЭВМ — своеобразный техни­ческий интегратор экспериментальных данных, на базе ко­торых может быть сформирована новая теория в системе со­временного научного знания. В основе «компьютерной рево­люции» лежит возникновение и развитие кибернетики — науки об управлении и связи между объектами и системами различного уровня и качества.

3 стр., 1420 слов

В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

... (2-3) варианты предполагаемой темы исследования. Приложение 3. ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (отметить в каждом из критериев ... рамках отдельных учебных занятий   ☐ Выстраивает процедуру представления научному со­обществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультиме­дийных презентаций в ...

«Компьютерная революция» составила научно-техническую и технологическую основу «информационного общества», для которого характерны определенные технико-технологичес­кие особенности. Выделим некоторые из них:

— предельное увеличение скорости передачи информа­ции, сравнимой со скоростью света; — минимизация (и миниатюризация) технических систем, обладающих значительной эффективностью;

— новая форма передачи информации, основанная на прин­ципе цифрового кодирования;

— распространение программного обеспечения, создав­шее предпосылки для свободного использования персональ­ных компьютеров во всех сферах деятельности.

Если НТР являлась научно-технической основой современ­ного индустриального общества, то «компьютерная револю­ция» обеспечила становление постиндустриального общества. Отметим в предельно обобщенной форме некоторые из со­циальных особенностей общества этого типа:

— доминирование не количественных (экономический рост), а качественных показателей развития социума (динамика здра­воохранения, образования, социальной политики и т. п.);

— реализация экологической политики, обеспечивающей не только удовлетворение рациональных потребностей со­циума, но и сохранение равновесия исторически сложивших­ся экосистем (стратегия устойчивого развития);

— экспансия глобализации при стремлении к сохранению национальной идентичности на государственном уровне.

Цивилизация постиндустриального типа открывает перед человеком практически неограниченные перспективы как в материальной, так и духовной сферах. Их реализация зави­сит, во-первых, от целевых установок самого человека, и, во-вторых, от степени эффективности социальной организа­ции общества на национальном уровне; и, в-третьих, от ди­намики международных отношений.

****

Структура нтп

В основу исследований научно-технической дея­тельности была положена принятая на конференции ЮНЕСКО типология видов этой деятельности, связы­вающая научные идеи с конечным продуктом прогрес­са в виде технологий, ноу-хау, образцов продуктов и т. п. Она включала следующие типы научно-техничес­кой деятельности: фундаментальные исследования (в ряде классификаций подразделяющиеся на поисковые и целевые), прикладные исследования, опытно-конст­рукторские разработки, рыночное освоение продукта. В советской литературе вся совокупность этих типов объединялась аббревиатурой НИОКР (научные иссле­дования и опытно-конструкторские разработки).

Непосредственно к науке в этой типологии отно­сятся фундаментальные и прикладные исследования. Эти типы исследований различаются по своим социально-культурным ориентациям, по форме организа­ции и трансляции знания, а соответственно, по харак­терным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, одна­ко, относятся к окружению, в котором работает иссле­дователь, в то время как собственно исследовательс­кий процесс— получение нового знания как основа научной профессии — в обоих типах исследований протекает абсолютно одинаково.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

Социальные функции фундаментальных и при­кладных исследований в современном науковедении определяются следующим образом.

1. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона…) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профес­сий. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступаю­щую как существенная составляющая культуры.

2. Прикладные исследования направлены на интел­лектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития совре­менной цивилизации. Знания, получаемые в приклад­ных исследованиях, ориентированы на непосредствен­ное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).

Формирование прикладных исследований как ор­ганизационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое раз­витие которой приходит на смену утилизации случай­ных единичных изобретений, относится к концу XIX века и обычно связывается с созданием и деятельнос­тью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Уже перед первой мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (поначалу военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития, и к середине XX века постепенно превращаются в ключевой элемент науч­но-технического обеспечения всех отраслей народно­го хозяйства и управления. Механизмы, регулирующие деятельность и отноше­ния в прикладных исследованиях, определяются их организационным окружением. Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направ­лена на снабжение инновациями научно -технического и социально-экономического прогресса в целом, непос­редственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования.

Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение вне­шних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллек­туальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т. п.).

Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри ис­следовательского сообщества резко снижают эффек­тивность внутренних информационных процессов — научной критики как основного двигателя научного познания. Для компенсации этого ограничения прикладные исследования как отрасль научно-техничес­кого прогресса поддерживаются мощными и весьма дорогостоящими информационными технологиями.

Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универ­сальной для науки форме научных дисциплин (техни­ческие, медицинские, сельскохозяйственные… науки) и в этом стандартном виде используется для подготов­ки специалистов и поиска базовых закономерностей.

4 стр., 1967 слов

Отчетная документации по практике. Практика по получению первичных ...

... Отчет по практике Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности _________ (Ф.И.О. практиканта № группы) Направление шифр специальности Педагогическое образование ... свободного описания психологических процедур, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др., указываются дата и время ...

Дальнейшее изучение практики привлечения науки к решению важных общественных проблем показало, однако, ограниченность типологии НИОКР. Дело в том, что строгое разделение типов исследований достаточно успешно прослеживалось лишь в традиционных отрас­лях хозяйства (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т. п.), где все усилия научно-техничес­кого комплекса были строго ориентированы на получе­ние вполне определенных видов конечного продукта.

В то время как рос спрос на научное сопровожде­ние для новых, далеко не всегда структурированных областей, само типологическое различение потеряло смысл. В этой связи все чаще стали говорить о меж­дисциплинарных (или комплексных, термин еще не устоялся) исследованиях.

3. Междисциплинарные исследования — тип органи­зации исследовательской деятельности, предусматри­вающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин.

****

Проблемы

Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само суще­ствование человечества, можно выделить три главных.

1. Первая из них — это проблема выживания в условиях непре­рывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые воз­можности развития военной техники.

2. Второй, пожалуй, самой острой проблемой современности, становится нарастание экологического кризиса в глобальных мас­штабах. Два аспекта человеческого существования как части при­роды и как деятельного существа, преобразующего природу, при­ходят в конфликтное столкновение.

Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался в рамках биосферы — особой системы, возникшей в ходе космической эволюции. Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым, целостным организмом, в который включено человече­ство в качестве специфической подсистемы. Деятельность чело­века вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая эколо­гический катастрофа требует выработки принципиально новых стратегия научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию чело­века и природы.

3. И наконец, еще одна, третьи по счету (но не по значению!), проблема — это проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозна­чают как современный антропологический кризис. Человек, ус­ложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начи­нают формировать структуры, радикально меняющие человечес­кую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее.

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

... методологического подхода к изучению движущих сил человека, в корне пересматривающего устоявшиеся представления. Потребительский взгляд на проблему потребностей: концепция потребности как нужды. Потребность ... числе взглядами самого Маркса)? Но вернемся к нашему анализу природы человеческих потребностей. От изолированного индивида к жизненному миру Традиционное понимание потребностей базируется ...

I

Научно-техническая эпоха породила особый вид социально­го одиночества — так называемое «одиночество в толпе». Свое­образный парадокс его состоит в том, что человек постоянно находится в кругу людей — на работе, дома, на досуге. Всюду его окружает множество людей. Он постоянно вынужден вступать в более или менее тесный контакт с другими. Массовый характер современного общества принуждает человека к непрерывному общению. Однако в большинстве случаев общение носит фор­мальный характер: люди остаются замкнутыми в себе. Дело, в частности, в том, что в современном обществе человек во мно­гом подчинен выполняемым им социальным функциям. Ему во­обще грозит превращение в некоторую социальную функцию, вытекающую из его служебных и иных обязанностей. Выполняя свою функцию, человек волей-неволей надевает на себя защит­ную маску. Он скрывает свое внутреннее «Я». Но жизнь лишь как функционирование калечит духовный мир: человек стано­вится «одномерным человеком», по выражению немецкого фи­лософа Герберта Маркузе (1898—1979).

Из духовного мира «одномерного человека» выпадают богатст­во и полнота бытия. Он суживает свой внутренний мир до крайне ограниченного круга интересов. В частности, жизнь такого чело­века может превратиться в бессмысленную гонку за потреблени­ем все большего количества материальных благ. Однако тяга к полноценному общению и в этом случае неустранима. Тяга к об­щению — свойство человеческого в человеке. Поэтому одномер­ный человек внутренне тяготится своим положением. Его гнетет чувство своей ненужности, своей заброшенности, чувство глубо­кого одиночества. Связи человека делаются споради­ческими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой — изолируют, атомизируют людей. Современная техника позволяет общаться с людьми различных континентов. Можно по телефону побеседовать с коллегами из США, затем, включив телевизор, узнать, что делается далеко на юге Африки, но при этом не знать соседей по лестничной клетке, живя подолгу рядом с ними.

«Одиночество в толпе» преодолимо через уме­ние наладить полноценное личностное общение хотя бы в узком кругу друзей и близких, через открытость самому себе, через рас­ширение горизонта интересов. Особую роль в этом могут играть произведения искусства и литературы. В крайних случаях необхо­димы меры социальной помощи — такие, как «телефон доверия» и другие формы человеческой взаимопомощи.

II

Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той био­генетической основы, которая является предпосылкой индивиду­ального бытия человека и формирования его как личности, осно­вы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориента­ции, хранящиеся и вырабатываемые в культуре.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техно­генный мир. Этот мир требует включения человека во все возрас­тающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Обвал информации, стрессовые нагрузки, канцеро­гены, засорение окружающей среды, накопление вредных мута­ций — все это проблемы сегодняшней действительности, ее по­вседневные реалии.

Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечить многие болезни, но вмес­те с тем она устранила действие естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркивал носителей генетичес­ких ошибок из цепи сменяющихся поколений. С ростом мутаген­ных факторов в современных условиях биологического воспроиз­водства человека возникает опасность резкого ухудшения гено­фонда человечества.

Выход иногда видят в перспективах генной инженерии. Но здесь нас подстерегают новые опасности. Если дать возможность вмешиваться в генетический код человека, изменять его, то этот путь ведет не только к позитивным результатам лечения ряда наследственных болезней, но и открывает опасные перспективы перестройки самих основ человеческой телесности. Возникает соблазн «планомерного» генетического совершенствования при­родой созданного «антропологического материала», приспосабли­вая его ко все новым социальным нагрузкам. Об этом сегодня пишут уже не только в фантастической литературе. Подобную перспективу всерьез обсуждают биологи, философы и футурологи. Несомненно, что достижения научно-технического прогресса дадут в руки человечества могучие средства, позволяющие воздей­ствовать на глубинные генетические структуры, управляющие воспроизводством человеческого тела. Но получив в свое распо­ряжение подобные средства, человечество обретет нечто равно­значное атомной энергии но возможным последствиям. При со­временном уровне нравственного развития всегда найдутся «экс­периментаторы» и добровольцы для экспериментов, которые могут сделать лозунг совершенствования биологической природы человека реалиями политической борьбы и амбициозных устрем­лений.

III

Перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами мани­пуляций над психикой человека путем воздействия на его мозг. Современные исследования мозга обнаруживают структуры, воз­действия на которые могут порождать галлюцинации, вызывать отчетливые картины прошлого, которые переживаются как насто­ящие, изменять эмоциональные состояния человека и т.п. И уже появились добровольцы, применяющие на практике методику многих экспериментов в этой области: вживляют, например, в мозг десятки электродов, которые позволяют слабым электричес­ким раздражением вызывать необычные психические состояния, устранять сонливость, получать ощущения бодрости и т.п.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкивается человек в современном техногенном мире, вызывают накопление отрицательных эмоций и часто стимулируют приме­нение искусственных средств снятия напряжения. В этих условиях возникает опасность распространения как традиционных (тран­квилизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляции пси­хикой. Вообще вмешательство в человеческую телесность и осо­бенно попытки целенаправленного изменения сферы эмоций и генетических оснований человека, даже при самом жестком кон­троле и слабых изменениях, могут привести к непредсказуемым последствиям. Нельзя упускать из виду, что человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и первичным эмо­циональным строем, который ею продиктован. Предположим, что известному персонажу из антиутопии Оруэлла «1984» удалось бы реализовать мрачный план генетического изменения чувства по­ловой любви. Для людей, у которых исчезла бы эта сфера эмоций, уже не имеет смысла ни Байрон, ни Шекспир, ни Пушкин, для них выпадут целые пласты человеческой культуры. Биологические предпосылки — это не просто нейтральный фон социального бытия, это почва, на которой вырастала человеческая культура и вне которой невозможны были бы состояния человеческой духов­ности.

IV

Под влиянием научно-технических достижений изменяется ха­рактер труда. Разумеется, труд во многих случаях стал более удоб­ным и комфортным, более приятным. Но столь же типично и то, что сам труд все более обесценивается в том смысле, что из него постепенно изгоняются элементы инициативности, ответственно­сти и подлинное мастерство. Не грозит ли миру опасность пре­вращения человека в человека-машину, каким он представлялся некоторым мыслителям XVII в., при том различии, что в наше время опасность исходит от компьютера и связанных с ним инфор­мационных технологий? При всех достоинствах компьютеризации нельзя не заметить, что работа с компьютером сводится к овладе­нию серией не столь уж сложных операций. Она не предполагает развития творческих способностей, а сводится к поиску уже гото­вой информации, которая усваивается поверхностно, лишь в си­юминутных целях — для решения задачи, возникшей на данный момент. Кроме того, обеспечиваемое современной техникой из­бавление от грязного и тяжелого труда одновременно ведет к от­рыву работника от прямого физического контакта с реальностью, с окружающей средой, с природой. Реальность все более заменя­ется информационной моделью, которая приобретает такое боль­шое влияние, что способна вытеснить из сознания саму реаль­ность, то есть восприниматься как подлинная и единственная реальность.

V

Виртуальная реальность занимает все большее место и в сфере досуга. Люди современного общества наибольшую часть свобод­ного времени проводят у экрана телевизора или дисплея и очень мало времени посвящают спортивным занятиям, посещению те­атров и музеев, домашнему музицированию, писанию писем и чтению книг. Немного времени выпадает и на общение с приро­дой. В результате контакт человека в свободное время с окружаю­щей средой, с миром сводится к узкому потребительству, к ничем не сдерживаемой установке на приобретение готовых товаров, вещей, готовой информации. Такая установка не требует ника­кой умственной работы, не содержит никаких ориентиров, поэто­му ее реализация не оставляет в нашем сознании никаких следов. Стремление к потребительству вещей и готовой информации ве­дет к притуплению нашего внимания к окружающему миру, к дру­гим людям, а также не способствует активизации умственной энергии.

VI

Далее вызывает опасение то обстоятель­ство, что власть растворяется в современных масс-медиа,становится невидимой и вместе с тем всепроникающей. Она овладевает любой информацией и проникает в созна­ние в форме как научных, так и развлекательных про­грамм и при этом уходит из под контроля общественнос­ти. Хотя современные средства массовой коммуникации собирают все прежние техники описания мира воедино, и фотография соединяется с репортажем и оценкой, од­нако принцип монтажа приводит к такой селекции и ин­терпретации происходящего, что мир, воспринимаемый пользователем, оказывается вымышленным, иллюзор­ным миром илисимулякром. Не только шоу, но и по­литические репортажи оказываются инсценировками.А это – обман. Содержание газет и телепередач также оказывается идеологически нагруженным и цензурно жестко ограниченным.

Кажущееся позитивным переплетение научного, художе­ственного, политического, религиозного языков в совре­менных популярных массовых печатных изданиях обо­рачивается синкретизмом,который был присущ еще древним мифам. Наблюдается явление, получившее название«фрагментирование субъекта».Индивид теряет целостность, «самоидентичность»: в нем не следует пытаться выявлять самость как тот стержень, вокруг которого нанизываются те или иные идентификации. Кирпичики, из которых он слагается, случайны; он подвержен «сборке» и «разборке» в зависимости от внешней ситуации. Человек утрачивает те духовные стержни, на которых держится целостная, обладающая осознанными принципами личность, «крепкая, как скала».

VII

Развитие представления о научно-техническом прогрессе связано с идеей проектируемости всего и вся, т. е. принципиальной возмож­ности и даже необходимости реализовать, осуществить, исполнить то, что задумано, замышлено, запроектировано в научных разработках и что по умолчанию является благом для человечества. Это связано с иллюзией того, что наука способна раньше или позже с достаточной степенью точности предсказать, предусмотреть, предвидеть и, по край­ней мере, свести к минимуму всякие негативные последствия этих научных проектов. Это «тотальное» проектирование всего и везде привело первоначально к «безграничному» расширению содержания проектирования, доводящему идею проектной культуры до абсурда и приведшему в конечном счете к осознанию ее границ.

Выяснилось, однако, что научное человеческое знание не спо­собно научно все предвидеть — можно лишь предусмотреть опре­деленную степень риска новых научных технологий. Одновременно стала интенсивно разрабатываться проблематика моральной ответст­венности ученого и этики инженера за произведенные ими открытия и изобретения, особенно после изобретения и испытания атомной бомбы.

VIII

Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания искусственным путем первого млекопитающего — овечки Долли (животного, по­лученного из соматической клетки) — феномен, потрясший вооб­ражение всех живущих на Земле. Заметим, что соматической на­зывается любая клетка взрослого организма, она несет в себе на­бор наследственного вещества. Половые клетки имеют половин­ный набор генов, поэтому при зачатии отцовская и материнская половины соединяются в единый новый организм. Термин же «клонирование» от древнегреч. klon — побег, черенок, всегда имел отношение к процессам вегетативного размножения и в этом сво­ем качестве был достаточно хорошо знаком. Клонирование расте­ний черенками, почками, клубнями в сельском хозяйстве известно с древних пор. Живые организмы, например амеба, также раз­множаются, производя генетически идентичные клетки, которые называются клонами.

В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественно­го родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема возможности экспериментов по клонированию челове­ка. До тех пор пока речь шла об эффективности клонирования для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяй­стве, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подобным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человеческого существа, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага.

Целесообразен ли запрет клонирования в народном хозяй­стве — в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров животных-рекордсменов, которые будут точной копией родительского организма или необыкновенно цен­ными растительными лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных — все это говорит о еще одной революции в сельском хозяйстве. Причем здесь просмат­риваются самозамыкающиеся технологии, ибо кормлением мо­жет служить такое вещество, как калус, представляющее собой скопление делящихся клеток, из которых любая может дать жизнь новому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных белков также даст экономический эф­фект. Иногда исследователи усматривают и возможность восста­новления вымерших видов посредством клонирования, так как в ископаемых костных останках можно обнаружить сохраненную ДНК.

Ответ на поставленную проблему упирается в необходимость четкого осознания многоаспектное™ феномена клонирования. Есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономи­ческий и прочие аспекты.

1. Клонирование, как очень сложная экс­периментальная технология, в принципе может приводить не толь­ко к воспроизводству эталонов (когда цель согласуется с резуль­татом), но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявляющемся процессе рассо­гласования первоначально поставленных целей и полученных ре­зультатов. В условиях клонирования на человеке это аморально и преступно. Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обо­стрившихся глобальных проблем современности (радиация, ост­рая экологическая проблема, многообразные вредоносные внешние факторы, воздействующие на организм, угроза уничтожения само­го человечества) под большим сомнением. Такого рода экспери­ментирование, пусть даже под грифом «секретно», может приве­сти к незапланированным мутациям, исход которых будет непред­сказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы клонирование да­вало точные копии отобранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли последовало после 277 неудачных по­пыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер.

2. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонирован­ный организм в социальном мире, а в случае с животным — в стадной жизни. Ведь всем известен факт сложной стадной жизни высших животных, их ролевого разделения и амплитуды пове­денческого амплуа. Изначальная жесткая генетическая запрограм­мированность может во многом ограничить данный организм в его универсальности. Он может оказаться странным уродцем.

3. Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным обра­зом, иначе у родившегося не будет души. Клонирование, на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам. Интересно, что в памятниках древности, например, в текстах Каббалы, запрещают возможность создания искусственного че­ловека по заданным параметрам, ибо за этим стоит космическое всевластие во многом нравственно несовершенного существа. Доктор Фауст у Гете пытается создать искусственного человека — гомункулуса и при этом присутствует сила зла — Мефистофель. Проблема сверхчеловека, поставленная Ницше, напрямую связа­на с выводом: «Бог умер!» Хаксли в романе «О дивный новый мир» описывает генетические манипуляции с эмбрионами.

4. Медицинский аспект клонирования, предполагающий произ­водство подверженных деформации органов и тканей, столь не­обходимых в хирургии и травматологии, влечет за собой пробле­му организации производства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае должны стать живые люди. А это, в свою очередь, может привести к социально негативным послед­ствиям и криминальному бизнесу.

5. Обсуждение проблемы клонирования выявляет еще один не­ожиданный аспект. Данная технология во многом уязвима в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патология­ми. Подагра, шизофрения, циклотемия, эпилепсия и ряд разно­образных нервно-психических расстройств — лишь незначитель­ный набор характеристик гениальных личностей. Гениальный Циолковский, например, после перенесенной им в детстве болез­ни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы. Кроме того, гениальность связана с социальным признанием, с возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей, гений прошлого века может стать рядовым существом в следую­щем. Идея клонирования гениев может обернуться угрозой здо­ровью генотипа совокупного родового человека.

6. Более того, клонирование в аспекте решения про­блемы деторождения является поддержкой инвертированных лиц (гомосексуализм мужской или женский).

Технологии искусствен­ного размножения отменяют самый веский аргумент против го­мосексуальных отношений — однополые семьи как угроза недовоспроизводства человечества. Подобные технологии откроют шлюзы различным вариациям извращенных форм семейно-брачных отношений, укрепят основание неполных семей и поставят под сомнение всю систему кровнородственных отношений, кра­соту и полноту материнской и родительской любви.

Но: клонирование может оказаться в будущем единственным способом выживания.

****

Выход из сложившегося антропологического кризиса видится на основе двух стратегий: стратегии устойчивого развития (коэволюции) и гуманизма.

1.Коэволюция.Со­гласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребнос­тям, но и изменяться само, приспосабли­ваясь к объективным требованиям приро­ды. Мы столь радикально изменили на­шу среду, — утверждал Н. Винер, — что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя. Именно коэволюционный переход системы «че­ловек — биосфера» к состоянию динами­чески устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно сле­довать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам.

Первое тре­бование обозначает совокупность запре­тов на те виды человеческой деятельности {особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества.

Второй императив требует из­менения мировоззрения людей, его пово­рота к общечеловеческим ценностям (на­пример, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не част­ные, а общие интересы, к переоценке тра­диционных потребительских идеалов и т. д.

2. Гуманизм.

Первое— активность, вера в человеческую силу и творческие возможности.

Второе— подлинный альтруизм. Все виды религи­озной мысли так или иначе связывают исполнение наших моральных обязательств с эгоистическим же­ланием вознаграждения, например, с надеждой на продолжение жизни после смерти. Этика секулярного гуманизма откровенно говорит о том, что нет никаких свидетельств того, что у нас будет продолжение жизни после смерти. Но именно это наполняет нашу жизнь особым смыслом, связанным с желанием успеть сде­лать как можно больше в течение ограниченного вре­мени, получить удовлетворение от жизни в достиже­нии совместно разделенных с другими людьми целях. Это и есть действительный альтруизм,— жизнь, в ко­торой собственное счастье оказывается неразрывно связанным со счастьем других людей.

Третье— устойчивость в приложении сил, как бы тяжело это не было.

Четвертое— толерантность. В светском гуманизме, который исходит из допущения о том, что мы живем в мире, о котором у нас нет окон­чательного знания, предполагается, что никто не име­ет привилегии на абсолютную истину, и это совпадает с плюрализмом и подлинной терпимостью, с призна­нием равенства между различными мировоззренчес­кими позициями.

10