НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП)
И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС СОВРЕМЕННОСТИ
Научно-технический прогресс — формы и этапы научного, технико-технологического и промышленного развития социума. Исторически выделяются различные критерии технического прогресса, именно: развитие науки, рост техники, совершенствование технологии и др. На их основании выявляются четыре определяющих этапа («революции») в динамике технического развития современной цивилизации.
****
Этапы нтп
Первая техническая революция ассоциируется с изобретением «первоорудий». Именно в результате этого «первочеловек» выделился из окружающего природного мира, выявил и отстоял свою идентичность. Неолитическая (первая техническая) революция создала предпосылки преодоления реального конфликта между ростом потребностей формирующегося первобытного социума и ограниченными возможностями потребительского хозяйства. «Первочеловек» укрепил свой статус в окружающем природном мире за счет орудий труда — своеобразных «искусственных органов», повышающих эффективность хозяйственной деятельности.
Вторая техническая революция (промышленная революция XVIII в.) связывается с переходом от преимущественно орудийной деятельности к сравнительно крупному машинному производству. Именно производственно-хозяйственная деятельность, основанная на машинном производстве, освободившая в существенной мере человека (работника) от рутинных функций, создала предпосылки для значительного повышения производительности труда и обусловила последующий социокультурный динамизм современной цивилизации. Вместе на этом этапе цивилизационного развития были заложены основы современных острых противоречий во взаимоотношениях между человеком, техникой и биосферой.
Третья техническая революция реализовалась в форме научно-технической революции (середина XX в.).
Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX в. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в.В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.
Именно в условиях НТР активизируется процесс, с одной стороны, «онаучивания» техники и технологии, т. е. интенсивного использовании результатов научных исследований и разработок в технико-технологических процессах и объектах; а с другой стороны, процесс «технологизацйи» естествознания, т. е. более активной ассимиляции естественно-научным знанием технико-технологической проблематики. При этом соответствующие изменения происходят в системе челове-кознания, что реализуется в тенденции «гуманизации» естественно-технического знания и «онаучивания» (и «технологизации») дисциплин социально-гуманитарного профиля.
Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени
... началом XX в. От начала английской буржуазной революции 1640 г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1- ... революция (1917). Вклад а. Галлера, л. Гальвани, ф. Мажанди, и. Мюллера, к. Бернара, э. Дюбуа-Реймона, г. Гельмгольца в развитие ... совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ...
НТР способствует укреплению исторической взаимосвязи элементов системы «наука—техника». С одной стороны, потребности современной техники диктуют внимание к соответствующим научно-исследовательским разработкам. С другой стороны, фундаментальные научные исследования требуют экспериментального обоснования и воплощения в опытно-конструкторских и технических образцах.
В условиях НТР именно динамизм естествознания определяет темпы и направления технического прогресса. А именно: исследования в атомной физике способствовали созданию атомной энергетики, в биологии — биотехнологии, в информатике — технической кибернетики, в химии — современных форм технологии и т. п. Реализация достижений науки на стыке дисциплин (физики, химии, биологии и др.) обусловило создание принципиально новых производств — полупроводников, монокристаллов, пленок и др.
Исторически выделяется несколько направлений НТР. Отметим некоторые из них:
— энергетическое направление, связанное с развитием атомной энергетики, которая рассматривалась в качестве основного перспективного источника дополнительной энергии: — космическое направление, вызванное прогрессом исследований в области освоения космоса (полеты аппаратов и человека в космическое пространство);
— химическое направление, основанное на активной разработке химических веществ (полимеров) с заданными свойствами, тождественными природным соединениям (капрон, нейлон и др.);
— технологическое направление, связанное с использованием более совершенных технологических систем (автоматизированные системы, относительно замкнутые технологии и др.).
Принципиальное отличие НТР от предшествующих этапов технического прогресса состоит в том, что именно в рамках НТР организация производственных процессов осуществляется преимущественно с применением электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Управление технологическим процессом автоматизируется, а с человеческим фактором связаны доминирующие программирующие и контролирующие функции. Автоматизация технологических процессов предполагает формализацию технологического знания. Система управления сложными объектами становится многоуровневой.
На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами:
1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.
Роль науки в жизни общества
... школе или направлению, к кругу общения, входя в который индивид становится человеком науки. Наука, как живая ... диалог между людьми науки в эпоху Возрождения. В новое время с революцией в естествознании ... обучения творчеству, является одной из основных форм научно - социальных объединений, притом древнейшей формой, ... за каждым продуктом научного труда стоят незримые процессы, происходящие в творческой ...
2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общества.
3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сократить затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.
4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства из простого процесса труда в научный процесс.
5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок сокращения ручного труда и замены его механизированным. В дальнейшем происходит автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.
6) Созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.
7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности, гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры населения.
9) Увеличением свободного времени.
10) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли социальных наук.
11)Резким ускорением всех общественных процессов, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых глобальных проблем. Наряду с основными чертами НТР можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов; биотехнология; информатизация. Однако сущность НТР не сводится ни к её характерным чертям, ни тем более к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Научно-техническая революция означает перестройку всего технического базиса, технологического способа производства, социальной структуры общества, оказывает влияние на сферы образования, досуга и т. д.
Четвертая технологическая революция — «информационная революция» (вторая половина XX в.), связанная с превращением информации (наряду с материей и энергией) в важнейший (и определяющий) ресурс цивилизации.
«Компьютерная революция» — радикальные изменения во всех сферах (материальных и духовных) человеческой деятельности, обусловленные созданием и широкомасштабным использованием современной вычислительной техники. В ее рамках постепенно стираются грани между научным и техническим уровнем познания. ЭВМ — своеобразный технический интегратор экспериментальных данных, на базе которых может быть сформирована новая теория в системе современного научного знания. В основе «компьютерной революции» лежит возникновение и развитие кибернетики — науки об управлении и связи между объектами и системами различного уровня и качества.
В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
... (2-3) варианты предполагаемой темы исследования. Приложение 3. ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (отметить в каждом из критериев ... рамках отдельных учебных занятий ☐ Выстраивает процедуру представления научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в ...
«Компьютерная революция» составила научно-техническую и технологическую основу «информационного общества», для которого характерны определенные технико-технологические особенности. Выделим некоторые из них:
— предельное увеличение скорости передачи информации, сравнимой со скоростью света; — минимизация (и миниатюризация) технических систем, обладающих значительной эффективностью;
— новая форма передачи информации, основанная на принципе цифрового кодирования;
— распространение программного обеспечения, создавшее предпосылки для свободного использования персональных компьютеров во всех сферах деятельности.
Если НТР являлась научно-технической основой современного индустриального общества, то «компьютерная революция» обеспечила становление постиндустриального общества. Отметим в предельно обобщенной форме некоторые из социальных особенностей общества этого типа:
— доминирование не количественных (экономический рост), а качественных показателей развития социума (динамика здравоохранения, образования, социальной политики и т. п.);
— реализация экологической политики, обеспечивающей не только удовлетворение рациональных потребностей социума, но и сохранение равновесия исторически сложившихся экосистем (стратегия устойчивого развития);
— экспансия глобализации при стремлении к сохранению национальной идентичности на государственном уровне.
Цивилизация постиндустриального типа открывает перед человеком практически неограниченные перспективы как в материальной, так и духовной сферах. Их реализация зависит, во-первых, от целевых установок самого человека, и, во-вторых, от степени эффективности социальной организации общества на национальном уровне; и, в-третьих, от динамики международных отношений.
****
Структура нтп
В основу исследований научно-технической деятельности была положена принятая на конференции ЮНЕСКО типология видов этой деятельности, связывающая научные идеи с конечным продуктом прогресса в виде технологий, ноу-хау, образцов продуктов и т. п. Она включала следующие типы научно-технической деятельности: фундаментальные исследования (в ряде классификаций подразделяющиеся на поисковые и целевые), прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, рыночное освоение продукта. В советской литературе вся совокупность этих типов объединялась аббревиатурой НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки).
Непосредственно к науке в этой типологии относятся фундаментальные и прикладные исследования. Эти типы исследований различаются по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс— получение нового знания как основа научной профессии — в обоих типах исследований протекает абсолютно одинаково.
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...
Социальные функции фундаментальных и прикладных исследований в современном науковедении определяются следующим образом.
1. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона…) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры.
2. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).
Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое развитие которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к концу XIX века и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Уже перед первой мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (поначалу военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития, и к середине XX века постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления. Механизмы, регулирующие деятельность и отношения в прикладных исследованиях, определяются их организационным окружением. Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно -технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования.
Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т. п.).
Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов — научной критики как основного двигателя научного познания. Для компенсации этого ограничения прикладные исследования как отрасль научно-технического прогресса поддерживаются мощными и весьма дорогостоящими информационными технологиями.
Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные… науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей.
Отчетная документации по практике. Практика по получению первичных ...
... Отчет по практике Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности _________ (Ф.И.О. практиканта № группы) Направление шифр специальности Педагогическое образование ... свободного описания психологических процедур, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др., указываются дата и время ...
Дальнейшее изучение практики привлечения науки к решению важных общественных проблем показало, однако, ограниченность типологии НИОКР. Дело в том, что строгое разделение типов исследований достаточно успешно прослеживалось лишь в традиционных отраслях хозяйства (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т. п.), где все усилия научно-технического комплекса были строго ориентированы на получение вполне определенных видов конечного продукта.
В то время как рос спрос на научное сопровождение для новых, далеко не всегда структурированных областей, само типологическое различение потеряло смысл. В этой связи все чаще стали говорить о междисциплинарных (или комплексных, термин еще не устоялся) исследованиях.
3. Междисциплинарные исследования — тип организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин.
****
Проблемы
Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.
1. Первая из них — это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники.
2. Второй, пожалуй, самой острой проблемой современности, становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.
Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался в рамках биосферы — особой системы, возникшей в ходе космической эволюции. Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым, целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологический катастрофа требует выработки принципиально новых стратегия научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.
3. И наконец, еще одна, третьи по счету (но не по значению!), проблема — это проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее.
Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей
... методологического подхода к изучению движущих сил человека, в корне пересматривающего устоявшиеся представления. Потребительский взгляд на проблему потребностей: концепция потребности как нужды. Потребность ... числе взглядами самого Маркса)? Но вернемся к нашему анализу природы человеческих потребностей. От изолированного индивида к жизненному миру Традиционное понимание потребностей базируется ...
I
Научно-техническая эпоха породила особый вид социального одиночества — так называемое «одиночество в толпе». Своеобразный парадокс его состоит в том, что человек постоянно находится в кругу людей — на работе, дома, на досуге. Всюду его окружает множество людей. Он постоянно вынужден вступать в более или менее тесный контакт с другими. Массовый характер современного общества принуждает человека к непрерывному общению. Однако в большинстве случаев общение носит формальный характер: люди остаются замкнутыми в себе. Дело, в частности, в том, что в современном обществе человек во многом подчинен выполняемым им социальным функциям. Ему вообще грозит превращение в некоторую социальную функцию, вытекающую из его служебных и иных обязанностей. Выполняя свою функцию, человек волей-неволей надевает на себя защитную маску. Он скрывает свое внутреннее «Я». Но жизнь лишь как функционирование калечит духовный мир: человек становится «одномерным человеком», по выражению немецкого философа Герберта Маркузе (1898—1979).
Из духовного мира «одномерного человека» выпадают богатство и полнота бытия. Он суживает свой внутренний мир до крайне ограниченного круга интересов. В частности, жизнь такого человека может превратиться в бессмысленную гонку за потреблением все большего количества материальных благ. Однако тяга к полноценному общению и в этом случае неустранима. Тяга к общению — свойство человеческого в человеке. Поэтому одномерный человек внутренне тяготится своим положением. Его гнетет чувство своей ненужности, своей заброшенности, чувство глубокого одиночества. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой — изолируют, атомизируют людей. Современная техника позволяет общаться с людьми различных континентов. Можно по телефону побеседовать с коллегами из США, затем, включив телевизор, узнать, что делается далеко на юге Африки, но при этом не знать соседей по лестничной клетке, живя подолгу рядом с ними.
«Одиночество в толпе» преодолимо через умение наладить полноценное личностное общение хотя бы в узком кругу друзей и близких, через открытость самому себе, через расширение горизонта интересов. Особую роль в этом могут играть произведения искусства и литературы. В крайних случаях необходимы меры социальной помощи — такие, как «телефон доверия» и другие формы человеческой взаимопомощи.
II
Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир. Этот мир требует включения человека во все возрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Обвал информации, стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды, накопление вредных мутаций — все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.
Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечить многие болезни, но вместе с тем она устранила действие естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркивал носителей генетических ошибок из цепи сменяющихся поколений. С ростом мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводства человека возникает опасность резкого ухудшения генофонда человечества.
Выход иногда видят в перспективах генной инженерии. Но здесь нас подстерегают новые опасности. Если дать возможность вмешиваться в генетический код человека, изменять его, то этот путь ведет не только к позитивным результатам лечения ряда наследственных болезней, но и открывает опасные перспективы перестройки самих основ человеческой телесности. Возникает соблазн «планомерного» генетического совершенствования природой созданного «антропологического материала», приспосабливая его ко все новым социальным нагрузкам. Об этом сегодня пишут уже не только в фантастической литературе. Подобную перспективу всерьез обсуждают биологи, философы и футурологи. Несомненно, что достижения научно-технического прогресса дадут в руки человечества могучие средства, позволяющие воздействовать на глубинные генетические структуры, управляющие воспроизводством человеческого тела. Но получив в свое распоряжение подобные средства, человечество обретет нечто равнозначное атомной энергии но возможным последствиям. При современном уровне нравственного развития всегда найдутся «экспериментаторы» и добровольцы для экспериментов, которые могут сделать лозунг совершенствования биологической природы человека реалиями политической борьбы и амбициозных устремлений.
III
Перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами манипуляций над психикой человека путем воздействия на его мозг. Современные исследования мозга обнаруживают структуры, воздействия на которые могут порождать галлюцинации, вызывать отчетливые картины прошлого, которые переживаются как настоящие, изменять эмоциональные состояния человека и т.п. И уже появились добровольцы, применяющие на практике методику многих экспериментов в этой области: вживляют, например, в мозг десятки электродов, которые позволяют слабым электрическим раздражением вызывать необычные психические состояния, устранять сонливость, получать ощущения бодрости и т.п.
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...
Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкивается человек в современном техногенном мире, вызывают накопление отрицательных эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств снятия напряжения. В этих условиях возникает опасность распространения как традиционных (транквилизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляции психикой. Вообще вмешательство в человеческую телесность и особенно попытки целенаправленного изменения сферы эмоций и генетических оснований человека, даже при самом жестком контроле и слабых изменениях, могут привести к непредсказуемым последствиям. Нельзя упускать из виду, что человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и первичным эмоциональным строем, который ею продиктован. Предположим, что известному персонажу из антиутопии Оруэлла «1984» удалось бы реализовать мрачный план генетического изменения чувства половой любви. Для людей, у которых исчезла бы эта сфера эмоций, уже не имеет смысла ни Байрон, ни Шекспир, ни Пушкин, для них выпадут целые пласты человеческой культуры. Биологические предпосылки — это не просто нейтральный фон социального бытия, это почва, на которой вырастала человеческая культура и вне которой невозможны были бы состояния человеческой духовности.
IV
Под влиянием научно-технических достижений изменяется характер труда. Разумеется, труд во многих случаях стал более удобным и комфортным, более приятным. Но столь же типично и то, что сам труд все более обесценивается в том смысле, что из него постепенно изгоняются элементы инициативности, ответственности и подлинное мастерство. Не грозит ли миру опасность превращения человека в человека-машину, каким он представлялся некоторым мыслителям XVII в., при том различии, что в наше время опасность исходит от компьютера и связанных с ним информационных технологий? При всех достоинствах компьютеризации нельзя не заметить, что работа с компьютером сводится к овладению серией не столь уж сложных операций. Она не предполагает развития творческих способностей, а сводится к поиску уже готовой информации, которая усваивается поверхностно, лишь в сиюминутных целях — для решения задачи, возникшей на данный момент. Кроме того, обеспечиваемое современной техникой избавление от грязного и тяжелого труда одновременно ведет к отрыву работника от прямого физического контакта с реальностью, с окружающей средой, с природой. Реальность все более заменяется информационной моделью, которая приобретает такое большое влияние, что способна вытеснить из сознания саму реальность, то есть восприниматься как подлинная и единственная реальность.
V
Виртуальная реальность занимает все большее место и в сфере досуга. Люди современного общества наибольшую часть свободного времени проводят у экрана телевизора или дисплея и очень мало времени посвящают спортивным занятиям, посещению театров и музеев, домашнему музицированию, писанию писем и чтению книг. Немного времени выпадает и на общение с природой. В результате контакт человека в свободное время с окружающей средой, с миром сводится к узкому потребительству, к ничем не сдерживаемой установке на приобретение готовых товаров, вещей, готовой информации. Такая установка не требует никакой умственной работы, не содержит никаких ориентиров, поэтому ее реализация не оставляет в нашем сознании никаких следов. Стремление к потребительству вещей и готовой информации ведет к притуплению нашего внимания к окружающему миру, к другим людям, а также не способствует активизации умственной энергии.
VI
Далее вызывает опасение то обстоятельство, что власть растворяется в современных масс-медиа,становится невидимой и вместе с тем всепроникающей. Она овладевает любой информацией и проникает в сознание в форме как научных, так и развлекательных программ и при этом уходит из под контроля общественности. Хотя современные средства массовой коммуникации собирают все прежние техники описания мира воедино, и фотография соединяется с репортажем и оценкой, однако принцип монтажа приводит к такой селекции и интерпретации происходящего, что мир, воспринимаемый пользователем, оказывается вымышленным, иллюзорным миром илисимулякром. Не только шоу, но и политические репортажи оказываются инсценировками.А это – обман. Содержание газет и телепередач также оказывается идеологически нагруженным и цензурно жестко ограниченным.
Кажущееся позитивным переплетение научного, художественного, политического, религиозного языков в современных популярных массовых печатных изданиях оборачивается синкретизмом,который был присущ еще древним мифам. Наблюдается явление, получившее название«фрагментирование субъекта».Индивид теряет целостность, «самоидентичность»: в нем не следует пытаться выявлять самость как тот стержень, вокруг которого нанизываются те или иные идентификации. Кирпичики, из которых он слагается, случайны; он подвержен «сборке» и «разборке» в зависимости от внешней ситуации. Человек утрачивает те духовные стержни, на которых держится целостная, обладающая осознанными принципами личность, «крепкая, как скала».
VII
Развитие представления о научно-техническом прогрессе связано с идеей проектируемости всего и вся, т. е. принципиальной возможности и даже необходимости реализовать, осуществить, исполнить то, что задумано, замышлено, запроектировано в научных разработках и что по умолчанию является благом для человечества. Это связано с иллюзией того, что наука способна раньше или позже с достаточной степенью точности предсказать, предусмотреть, предвидеть и, по крайней мере, свести к минимуму всякие негативные последствия этих научных проектов. Это «тотальное» проектирование всего и везде привело первоначально к «безграничному» расширению содержания проектирования, доводящему идею проектной культуры до абсурда и приведшему в конечном счете к осознанию ее границ.
Выяснилось, однако, что научное человеческое знание не способно научно все предвидеть — можно лишь предусмотреть определенную степень риска новых научных технологий. Одновременно стала интенсивно разрабатываться проблематика моральной ответственности ученого и этики инженера за произведенные ими открытия и изобретения, особенно после изобретения и испытания атомной бомбы.
VIII
Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания искусственным путем первого млекопитающего — овечки Долли (животного, полученного из соматической клетки) — феномен, потрясший воображение всех живущих на Земле. Заметим, что соматической называется любая клетка взрослого организма, она несет в себе набор наследственного вещества. Половые клетки имеют половинный набор генов, поэтому при зачатии отцовская и материнская половины соединяются в единый новый организм. Термин же «клонирование» от древнегреч. klon — побег, черенок, всегда имел отношение к процессам вегетативного размножения и в этом своем качестве был достаточно хорошо знаком. Клонирование растений черенками, почками, клубнями в сельском хозяйстве известно с древних пор. Живые организмы, например амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клетки, которые называются клонами.
В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема возможности экспериментов по клонированию человека. До тех пор пока речь шла об эффективности клонирования для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подобным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человеческого существа, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага.
Целесообразен ли запрет клонирования в народном хозяйстве — в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров животных-рекордсменов, которые будут точной копией родительского организма или необыкновенно ценными растительными лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных — все это говорит о еще одной революции в сельском хозяйстве. Причем здесь просматриваются самозамыкающиеся технологии, ибо кормлением может служить такое вещество, как калус, представляющее собой скопление делящихся клеток, из которых любая может дать жизнь новому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных белков также даст экономический эффект. Иногда исследователи усматривают и возможность восстановления вымерших видов посредством клонирования, так как в ископаемых костных останках можно обнаружить сохраненную ДНК.
Ответ на поставленную проблему упирается в необходимость четкого осознания многоаспектное™ феномена клонирования. Есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономический и прочие аспекты.
1. Клонирование, как очень сложная экспериментальная технология, в принципе может приводить не только к воспроизводству эталонов (когда цель согласуется с результатом), но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявляющемся процессе рассогласования первоначально поставленных целей и полученных результатов. В условиях клонирования на человеке это аморально и преступно. Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обострившихся глобальных проблем современности (радиация, острая экологическая проблема, многообразные вредоносные внешние факторы, воздействующие на организм, угроза уничтожения самого человечества) под большим сомнением. Такого рода экспериментирование, пусть даже под грифом «секретно», может привести к незапланированным мутациям, исход которых будет непредсказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы клонирование давало точные копии отобранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли последовало после 277 неудачных попыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер.
2. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонированный организм в социальном мире, а в случае с животным — в стадной жизни. Ведь всем известен факт сложной стадной жизни высших животных, их ролевого разделения и амплитуды поведенческого амплуа. Изначальная жесткая генетическая запрограммированность может во многом ограничить данный организм в его универсальности. Он может оказаться странным уродцем.
3. Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным образом, иначе у родившегося не будет души. Клонирование, на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам. Интересно, что в памятниках древности, например, в текстах Каббалы, запрещают возможность создания искусственного человека по заданным параметрам, ибо за этим стоит космическое всевластие во многом нравственно несовершенного существа. Доктор Фауст у Гете пытается создать искусственного человека — гомункулуса и при этом присутствует сила зла — Мефистофель. Проблема сверхчеловека, поставленная Ницше, напрямую связана с выводом: «Бог умер!» Хаксли в романе «О дивный новый мир» описывает генетические манипуляции с эмбрионами.
4. Медицинский аспект клонирования, предполагающий производство подверженных деформации органов и тканей, столь необходимых в хирургии и травматологии, влечет за собой проблему организации производства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае должны стать живые люди. А это, в свою очередь, может привести к социально негативным последствиям и криминальному бизнесу.
5. Обсуждение проблемы клонирования выявляет еще один неожиданный аспект. Данная технология во многом уязвима в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патологиями. Подагра, шизофрения, циклотемия, эпилепсия и ряд разнообразных нервно-психических расстройств — лишь незначительный набор характеристик гениальных личностей. Гениальный Циолковский, например, после перенесенной им в детстве болезни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы. Кроме того, гениальность связана с социальным признанием, с возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей, гений прошлого века может стать рядовым существом в следующем. Идея клонирования гениев может обернуться угрозой здоровью генотипа совокупного родового человека.
6. Более того, клонирование в аспекте решения проблемы деторождения является поддержкой инвертированных лиц (гомосексуализм мужской или женский).
Технологии искусственного размножения отменяют самый веский аргумент против гомосексуальных отношений — однополые семьи как угроза недовоспроизводства человечества. Подобные технологии откроют шлюзы различным вариациям извращенных форм семейно-брачных отношений, укрепят основание неполных семей и поставят под сомнение всю систему кровнородственных отношений, красоту и полноту материнской и родительской любви.
Но: клонирование может оказаться в будущем единственным способом выживания.
****
Выход из сложившегося антропологического кризиса видится на основе двух стратегий: стратегии устойчивого развития (коэволюции) и гуманизма.
1.Коэволюция.Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Мы столь радикально изменили нашу среду, — утверждал Н. Винер, — что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя. Именно коэволюционный переход системы «человек — биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам.
Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности {особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества.
Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т. д.
2. Гуманизм.
Первое— активность, вера в человеческую силу и творческие возможности.
Второе— подлинный альтруизм. Все виды религиозной мысли так или иначе связывают исполнение наших моральных обязательств с эгоистическим желанием вознаграждения, например, с надеждой на продолжение жизни после смерти. Этика секулярного гуманизма откровенно говорит о том, что нет никаких свидетельств того, что у нас будет продолжение жизни после смерти. Но именно это наполняет нашу жизнь особым смыслом, связанным с желанием успеть сделать как можно больше в течение ограниченного времени, получить удовлетворение от жизни в достижении совместно разделенных с другими людьми целях. Это и есть действительный альтруизм,— жизнь, в которой собственное счастье оказывается неразрывно связанным со счастьем других людей.
Третье— устойчивость в приложении сил, как бы тяжело это не было.
Четвертое— толерантность. В светском гуманизме, который исходит из допущения о том, что мы живем в мире, о котором у нас нет окончательного знания, предполагается, что никто не имеет привилегии на абсолютную истину, и это совпадает с плюрализмом и подлинной терпимостью, с признанием равенства между различными мировоззренческими позициями.
10