35.Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.
36. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.
27.Выделительная система. Возрастные особенности строения и функции почек. Возрастные особенности строения и функции кожи
8. Околощитовидные железы, строение развитие. влияние гормонов на рост., развитие и обмен веществ и энергии.
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного — продукт взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.
1. ВНД сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.
2. ВНД уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.
3. ВНД сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.
4.ВНД слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности
... нервной системы; значение возбуждения и торможения в нервной системе, виды их взаимодействия; законы проведения возбуждения, механизмы и значение синаптической передачи сигналов; возрастные особенности высшей нервной деятельности; ... методический комплекс «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего ...
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животными типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности.
1) Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
2) Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, “мыслители”, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
3) Большинство людей относятся к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственно как образные впечатления, так и умозрительные заключения.
Типологические особенности ВНД ребенка. Н.И.Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.
1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.
Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.
Вопрос 36
Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые. В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако в руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя.
Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению
... с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. Не будем перечислять все особенности развития дошкольника. Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение ... он психологически готов к школьному обучению. § 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда ...
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Значение миелинизации нервных волокон. Значение условных и безусловных рефлексов в учебно-воспитательном процессе. Динамический стереотип. Режим дня. Умственная и физическая работоспособность в разные периоды
развития организма ребенка Профилактика утомления. Требования к расписанию уроков с учетом динамики работоспособности.
Психофизиологиеские аспекты поведения ребенка. Становление
коммуникативного поведения. Речь.
Нейрофизиологические основы поведения человека. Физиологические механизмы внимания, памяти, восприятия, эмоций и их возрастные особенности. Физиологические основы развития речи у детей,
совершенствование 2-ой сигнальной системы под влиянием школьного обучения.
Индивидуально-типологические особенности ребенка.
Свойства нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность).
Типы высшей нервной деятельности, классификации. Особенности типов высшей нервной деятельности у детей, классификация Н.И.Красногорского. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся.
Комплексная диагностика уровня функционального развития
ребенка. Готовность к обучению.
Диагностика физиологических особенностей учащихся – уровень физического развития, уровень полового созревания, функциональное состояние ведущих адаптивных систем. Диагностика психофизиологических особенностей (восприятие, внимание, память).
Медицинские критерии готовности к обучению – уровень биологического развития, уровень резистентности, состояние здоровья.
Готовность к школьному обучению
Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, готовность заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики.
Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
Иппотерапия – помощь при реабилитации детей с особенностями развития
... Меняются вопросы, когда приходят родители с маленькими детьми, с детьми с проблемами, с детьми с ограниченными возможностями. У родителей с детьми у которых разная степень ДЦП задают вопросы ... процессов и взаимозависимости психических функций. верховой езда иппотерапия реабилитация ГЛАВА I .1 Развитие иппотерапии Иппотерапия (от др. - греч. ππος «лошадь») - метод реабилитации посредством лечебной ...
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
5. Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу.
Вопрос 27
Основная часть вредных веществ удаляется в виде мочи через почки. Почки удаляют из организма избытки воды и солей вместе с мочой. Они также участвуют и в образовании веществ (аммиак, мочевина, креатин и др.), которые затем ими же удаляются. Кроме почек функцию выделения выполняют и другие органы человека – лёгкие, через которые удаляются двуокись углерода и вода; потовые железы, выделяющие воду, минеральные соли, небольшое количество органических веществ.
Возрастные особенности строения почек:
Нефрон — структурная и функциональная единица почки.
— у новорожденных: в препарате очень много близко друг к другу расположенных почечных телец, канальцы почек короткие, корковое вещество относительно тонкое;
— у 5-летнего ребенка: количество почечных телец в поле зрения уменьшается ( расходятся друг от друга из-за увеличения длины канальцев почек; но канальцев меньше и их диаметр меньше, чем у взрослых;
— к моменту полового созревания: гистологическая картина не отличается от взрослых.
Возрастные особенности функции почек:
С возрастом изменяются количество и состав мочи. Мочеиспускание происходит чаще и в больших количествах, чем у взрослого, за счет интенсивного водного обмена и относительно большего количества воды и углеводов в пище ребенка. Только в первые 3-4 дня оно невелико. У месячного ребенка выделяется 350-380 мл мочи в сутки, у годовалого – 750 мл, в 4-5 лет – 1л, в 10 лет – 1,5 л, а к периоду пол созревания – 2 л. У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Также у новорожденных повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче может содержаться белок.
Кожа
Наружный покров тела, или кожа, защищает организм от вредных воздействий окружающей среды, предохраняет от попадания в него жидких или газообразных веществ. В основном через кожу происходит отдача избытка непрерывно образующегося в организме тепла. В коже находится большое количество рецепторов, чувствительных к прикосновению, давлению, изменению температуры и другим воздействиям внешней среды.
В коже различают: тонкий наружный слой— надкожица, или эпидермис; расположенный под ним более толстый слой — собственно кожа, или кориум; еще более толстый слой — подкожная клетчатка.
Возрастные особенности кожи
Кожа новорожденного очень тонк. Клетки ее рогового слоя местами неплотно прилегают друг к другу. Кровеносные сосуды собственно кожи относительно широки. В течение всего грудного возраста тонкость надкожицы, и особенно ее рогового слоя, делает кожу легко ранимой. На ней легко возникают ссадины, опрелости под влиянием трения, а также раздражения мочой, слюной. Лишь на протяжении последующих 3—4 лет роговой слой становится более толстым и плотным, а потому и менее ранимым. Однако в течение всего дошкольного возраста у многих детей остается повышенной чувствительность кожи к вредящим раздражениям.
Железы внутренней секреции и их значение.
... кожи. Их называют железами внешней секреции. Железами внешней секреции являются слезные, потовые, слюнные, железы желудка, железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь, называют железами ... тиреолиберина и тиреостатина. Когда количество гормонов щитовидной железы в крови снижается в гипоталамусе, расположенном в головном мозге выделяется ...
Собственно кожа в первые месяцы жизни обогащается эластичными волокнами. Сальные железы, находящиеся в собственно коже и выделяющие секрет со дня рождения, к 4—6 месяцам сильно разрастаются, мало отличаясь по строению от желез взрослого человека. К этому же времена становится заметной секреция пота; к концу первого года она значительно усиливается. Начиная со второго года жизни секреция сальных желез и особенно потовых очень изменчива и притом индивидуально различна.
Очень медленно развиваются у детей потоотделительные и сосудистые реакции кожи на изменения температуры воздуха. В грудном возрасте реакции на тепло и холод почти одинаковы; возникают они не сразу после раздражения и крайне неустойчивы. Лишь к 3—5 годам развивается характерная для взрослых специфичность реакций на тепло и холод.
С возрастом происходит уменьшение числа сальных желез на единицу поверхности кожи. Так, у новорожденных на 1 см2 поверхности кожи носа находится 1360—1530 сальных желез, у 18-летних — 232—380, у 55—75-летних — 112—128.
Вопрос 8
Околощитовидные (паращитовидные) железы.
У человека имеются четыре околощитовидные железы, расположенные на задней стенке боковых долей щитовидный железы. Каждая паращитовидная железа имеет длину 6-8 мм, ширину 3-1 мм, толщину 1,5-2 мм и массу 0,1-0,15 г.
Снаружи она покрыта соединительнотканной капсулой. Железа образована тяжами эпителиальных клеток и скоплениями железистых клеток — паратиреоцитов, которые делятся на главные клетки со светлой цитоплазмой, темные и ацидофильные. Как темные, так и ацидофильные клетки образуются из главных в процессе их старения, причем темные клетки представляют более раннюю стадию старения.
Гормон околощитовидных желез.
Клетки околощитовидной железы непрерывно секретируют паратгормон, представляющий белок. Паратгормон способствует поддержанию уровня кальция в крови, который необходим для нормальной деятельности нервной и мышечной систем и отложения кальция в костях.
У человека при гипофункции околощитовиднык желез возникает метания — заболевание, характерным симптомом которого являются приступы судорог. B крови снижается содержание кальция и увеличивается количество калия, что резко повышает возбудимость. При недостатке кальция в крови усиливается выделение паратгормона, который способствует всасыванию кальция из кишечника и выходу его из костной ткани. Костная ткань при этом подвергается разрушению. Активность околощитовидных желез определяется содержанием кальция в плазме крови. Если в крови концентрация кальция возрастает, то это приводит к снижению секреции паратгормона. Уменьшение уровня кальция в крови вызывает усиление выработки паратгормона.
Лабораторная диагностика щитовидной железы
... важна для организма, можно судить по тому факту, что щитовидная железа - наиболее снабжаемый кровью орган человеческого тела. Соответственно, заболевание этого органа влечет за собой ... аутоиммунном тиреоидите, многоузловом зобе, эндемическом зобе, раке щитовидной железы. После удаления щитовидной железы содержание тиреоглобулина в сыворотке крови резко снижено (менее 5 нг/мл). Отсутствие снижения ...
Возрастные особенности околощитовидных желез.
Околощитовидные железы обнаруживаются на 6-й неделе эмбрионального развития. Уже у зародыша длиной 0,9 см отмечается дифференцировка клеточных элементов этих желез, в результате которой у зародыша длиной 16 см выделяются пять групп различных клеток.
Считают, что на этой стадии развития начинается секреция паратгормона. После рождения ребенка продолжается созревание околощитовидных желез, что находит отражение в увеличении с возрастом количества выделяемого гормона. Наибольшая активность околощитовидных желез отмечается в первые 4-7 лет жизни.