СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 4
2. Особенности памяти у детей младшего школьного возраста 8
3. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста 16
Заключение 24
Список литературы 25
Введение
В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед психологической наукой и практикой особо остро стоят задачи поиска эффективных путей развития памяти и внимания младших школьников, поскольку уровень развития этих познавательных процессов в данном возрасте во многом определяет успешность учебной деятельности и школьной адаптации. Невнимательность, несобранность, забывчивость являются одной из ведущих причин проблем в обучении в этом возрасте.
Изучению закономерностей развития памяти и внимания в разные периоды детства посвящены работы П.Я. Гальперина, Ю.3. Гильбуха, Н.Ф. Добрынина, В.В. Лебединского и других исследователей. Однако, несмотря на большое число работ, особенности развития внимания и памяти в младшем школьном возрасте до конца не изучены. Между тем, их изучение представляет особую практическую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи младшим школьникам. Это подчеркивает актуальность данной проблемы и определило выбор темы исследования: «Изучение памяти и внимания у учащихся младшего школьного возраста».
Цель исследования – изучить особенности развития памяти и внимания у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития памяти и внимания учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить особенности внимания у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу [27]. Это период интенсивного психического и физического развития. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель ... становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, ... мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами ...
В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг, вызванный тем, что в действие включаются «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые» [10, С. 71].
Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.
В связи с этим в этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. В целом для детей этого возраста характерна повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения, усвоения основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и умений действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей [41]. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. Это особенно выражено в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение.
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Младший школьный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, по словам Л.С. Выготского, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [2, С. 214].
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... школьников применяется в целях поддержания и развития, хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и ... отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) ...
В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).
Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет младшему школьнику производить более сложные в сравнении с дошкольником мыслительные операции [24].
Переход к обучению в школе – фундаментальный факт, формирующий личность младшего школьника и перестраивающий его познавательные процессы и эмоциональную сферу. Ребенок младшего школьного возраста в условиях воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. Поступление в школу – такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу»), который исходит от самого ребенка, и мотив долженствования («надо»), который чаще инициируется взрослыми.
Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали), учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. В этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
С одной стороны, у младших школьников (особенно первоклассников) сохраняется характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое воспринимается лучше всего.
С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, поскольку свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Развитие эмоций и чувств связано с развитием произвольности и речевого контроля. К началу младшего школьного возраста у ребенка возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоциональные проявления [10, С. 73].
Тема 7: Когнитивное направление в психологии развития
... обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка. В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 ... их значениях. От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы. От 7 до 12 лет – начинают ...
…….
Список литературы
1. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: Норма, 2007. – 208 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
3. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1984. – 961 с.
5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка: методическое пособие для работников образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 2004. – С. 5-87.
7. Гальперин Г.Я. Лекции по психологии: учебное пособие. – М.: Университет, 2002. – 400 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: учебное пособие. – М., 2001. – 458 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии: учебное пособие. – М., 2000. – 528 с.
10. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе: методическое пособие. – М.: Академия, 2004. – 328 с.
11. Дубровина И.В. Психология: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 464 с.
12. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 120 с.
13. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: Союзиздат, 1999. – 264 с.
14. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Норма, 1991. – 83 с.
15. Истомина З.М Развитие памяти: учебно-методическое пособие. – М.: Союзиздат, 1978. – 345 с.
16. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М.: Просвещение, 1978. – С. 50.
17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 332 с.
18. Кулагина И.В. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Педагогика, 1997. – 350 с.
19. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. – С. 52-54.
20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – М.: Смысл, 2000. – 412 с.
21. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
22. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка: учебное пособие. – М.: Издательство Академии педагогических наук. РСФСР. – 547 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие. – М.: Владос, 2003. – 268 с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2002. – 415 с.
Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков
... и др. Цель: теоретический анализ учебной деятельности и интеллектуального развития подростков. Объект: личность подростка. Предмет: учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков. Задачи: Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте. Изучить ...
25. Мухина В.С. Детская психология: учебное пособие. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 489 с.
26. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2002. – 688 с.
27. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – Кн. 2: Психология развития. – М.: Владос, 2003. – 462 с.
28. Общая психология: учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1999. – 382 с.
29. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 396 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
31. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2002. – 287 с.
32. Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 509 с.
33. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 34 с.
34. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию: учебное пособие. – М., 2005. – С. 66-102.
35. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. – №3. – С. 30-33.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. – М., 2001. – 376 с.
37. Справочник психолога начальной школы: методическое пособие / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 456 с.
38. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – М.: Сова, 2009. – 394 с.
39. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию: учебное пособие. – М., 2003. – 400 с.
40. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2005. – 304 с.
41. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649