Понятие, предмет, функции и методы теории государства и права
1.Предмет и объект ТГП
2.Место ТГП в системе наук
3.Функции ТГП
4.Методы ТГП
Теория — система научных знаний о внутренней природе явлений. Система знаний о государственно-правовых явлениях. Наука – система знаний об окружающей человека природе.
Предмет – общие закономерности возникновения и развития государства и права. Догма права – понятие, дефиниция, категория.
Предмет: формы государства; возникновение государства и права; нормы права; развитие государства и права; правонарушение; эволюция государства и права; юридическая ответственность.
ТГП – пропедевтика, вводная дисциплина в юриспруденцию.
Социология права – изучение эффективности права.
Философия права изучает сущность права, бытие права (мировоззренческая база юридической науки).
Нужно различать предмет и объект ТГП. Объект исследования у разных наук может совпадать, предмет у каждой свой.
Вопрос 2
Науки делятся на:
1.естественные или технические
2.социальные или общественные (история, социология, философия, политология, юридические науки и др.)
Юридические науки относятся к общественным и делятся на:
1.Теория государства и права
2.Отраслевые науки:
-гражданское;
-административное;
-уголовное право и т.д.
3.Межотраслевые науки (ПОО, прокурорский надзор, организация правосудия)
4.Науки, изучающие зарубежное государство и право:
-КПЗС
-римское частное право
5.Прикладные и специальные юридические науки:
-криминалистика
-судебная медицина
-судебная психиатрия
-юридическая психология
-правовая статистика
6.Международное право
А)частное (ЕС-25 государтсв; Совет Европы – 45) – европейское право
Б)публичное: дипломатическое право, уголовное, атомное, морское, экономическое и др.
Вопрос 3
Функции ТГП
Дошкольная педагогика как наука. Объект, предмет, принципы и ...
... устоев жизни, рассвет культуры, науки. Образование стало приобретать особую значимость в общественном развитии государства и жизни конкретного человека. Становление педагогической науки связано с именем чешского ... развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки и рукоделия. Дети должны были ...
Функция-направление деятельности.
1.Познавательная (гносеологическая)
2.Эвристическая – поиск нового
3.Идеологическая – способствует утверждению принципов правового государства
4.Прогностическая – позволяет выдвигать научные гипотезы дальнейшего развития государства и права
5.Организационно-управленческая
6.Онтологическая (онтология-учение о бытии) – познает существо государственно-правовых явлений. Ontoc– сущее.
7.Воспитательная – воспитывает уважение к правам граждан, правовому государству и т.д.
8.Методологическая (Корельский, Перевалов): ТГП формулирует идеи и выводы для отраслевых юридических наук и др., ТГП – опора остальных юридических наук
9.Политико-управленческая. Политика-искусство управления государством. Государство и право всегда были и будут объектом политической борьбы. ТГП призвана формулировать внутренние основы политики, обеспечивать научность государственного управления
10.Практически-организационная. ТГП – научная основа функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения проблем государственно-правового строительства
11.Интерпертационная (объяснительная) — объяснение всех элементов предмета ТГП
Вопрос 4
1.Сравнительно-правовой метод. Сравнение: синхронное; диахронное.
Методы – приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.
Методология – система методов познания, изучения определенного явления; система научных способов исследования предмета явления.
Методы ТГП:
— общие
— специальные
— частно-научные
Существует и иная классификация.
1.Всеобщие методы
А)диалектика: — материалистическая;
— идеалистическая
Диалектика – учение о развитии от простого к сложному во всех взаимосвязях, взаимной обусловленности явлений.
Б)метафизика – рассмотрение явлений в статике, как вечных явлений.
Однажды возникнув, государство и право не исчезают.
2.Общенаучные:
-анализ
-функциональный подход
-синтез
-дедукция (от общего к частному)
-системный подход
-индукция
3.Частнонаучные
-социологический (опрос, анкетирование, интервью, наблюдение)
-статистический
-правовой эксперимент
-кибернетический
-правовое прогнозирование
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой ... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из ...
-сравнительного правоведения
-формально-юридический
4.Специальные:
-статистический
-системный
Функциональный
5.Частно-правовые методы:
-правовой эксперимент – опробация законодательных явлений в ограниченных масштабах с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах
-правовое прогнозирование – изучение конкретных перспектив развития государства и права
-формально-юридический (догматический) метод исследования – право изучается в «чистом» виде, вне связи с экономикой, политикой, культурой, религией и другими институтами. Изучение норм права, системы норм права, применения норм права и т.д.
-метод толкования норм права
Понятие и признаки государства
Государство-власть, территория, население.
Признаки государства:
1.Обязательные (первичные):
-наличие территории
-население
-публичная власть (открытая, законная)
-суверенитет (внешняя независимость, внутреннее верховенство)
-право издавать юридически обязательные веления (право)
-налогообложение
-наличие аппарата управления и аппарата принуждения
2.Факультативные (вторичные)
-символика (герб, флаг)
-государственный язык (языки)
-валюта
Государство – суверенная, универсальная организация публичной власти, имеющая свою территорию, аппарат управления и принуждения, взимающая налоги с населения, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.
Теологический (божественный) подход – все государства созданы по воле Бога, правители — помазанники Божьи (Фома Аквинский).
Сущность:
1.Классовый подход – государство выражает волю, интересы господствующего класса
2.Общесоциологический подход: государство выражает интересы всего общества с учетом интересов различных меньшинств.
Сущность государства – организация политической власти в обществе.
Типы государств.
Тип — самая абстрактная классификационная единица.
Общественно-экономические формации. Базис – экономика. Надстройка – политика.
Типы государств:
1.Рабовладельческое
2.Феодальное
3.Капиталистическое
4.Коммунистическое
Цивилизационный подход (А.Тойнби).
Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.
Тойнби в зависимости от общности религиозных, психологических, культурных и других признаков делил государства на:
Теории происхождения государства. Понятие формы государства и ...
... власти монарха, а в современном обществе последователи данной теории вынуждены приспосабливаться и согласовывать ее с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития. 1.2 Патриархальная теория происхождения государства ...
1.Египетское
2.Китайское
3.Православное
4.Арабское
5.Иранское
6.Сирийское
Георг Еллинек в зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого с этом союзе индивидом, делили государства на:
1.Древневосточные (деспотические)
2.Древнегреческое (демократическое)
3.Средневековые (республиканские)
4.Современные (с середины 19 века; конституционные, парламентарные монархии)
Австрийский ученый Ганс Кельзен (автор Конституции Австрии 1920 года), а также американский ученый Уолт Ростоу разделяли государства по уровню экономического развития общества:
1.Традиционное общество
2.Переходное общество
3.Общество, переживающее процесс сдвига
4.Созревающее общество
5.Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
Н.Я.Данилевский:
1.Египетская
2.Китайская
3.Ассиро-вавилонская
4.Древнесемитская
5.Индийская
6.Еврейская
7.Греческая
8.Римская
9.Новосемитская (Аравийская)
10.Германо-романская (Европейская)
Этническая концепция Л.Н.Гумилева. Фазы развития общества и государства:
1.Подъема – резкий рост всех видов активности
2.Акматическая – наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов
3.Надлома – рост числа всерхпассивных граждан, острые конфликты внутри этнической системы
4.Инерции – укрепление государственной власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей
5.Обскурации – формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы
6.Регенерации – возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин.
Форма государства
1.Определение формы государства
2.Форма правления
3.Форма государственного устройства
4.Режим: понятие и виды
Вопрос 1
Форма государства – единство трех моментов: формы правления, формы госустройства, формы государственного режима.
Вопрос 2
Форма правления – организация верховной государственной власти, структура высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции, между ними и их взаимоотношение с населением.
1.Монархия: mono- один,arhe– власть.
Основные функции государства
... Введение 3 Сущность и основные теории происхождения государства 4 Основные признаки и функции государства 9 Формы государственного устройства 13 Заключение 15 Список использованной ... Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). Государственная власть, ...
Власть, как правило, передается по наследству; пожизненность занятия престола; монарх представляет всю страну по своему усмотрению.
А)Абсолютная:
-нет разделения властей
-юридический имморализм – безответственность монарха(Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, Ватикан и др.)
Б)Ограниченная. Мб ограничена конституцией, парламентом.
-есть разделение властей
-монарх – глава государства
-юридическая ответственность монарха
В)Дуалистическая. Переход от феодализма к капитализму.
— В парламентах ½ — феодалы, ½ — буржуазия.
— Контрассигнатура – распоряжения монарха не действуют без подписи соответствующего министра.
— ½ депутатов парламента назначаются государем
-Двухпалатный парламент, нижняя палата избирается, верхняя назначается
-правительство подконтрольно парламенту, но на практике в силу неразвитости демократических традиций подконтрольно монарху
-монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы
Ильин: Российская Империя 1905-1917 гг. (Государственный Совет – ½ назначалась императором, ½ делегировалась органами – РАН, церковь, земства).
Кайзеровская Германия (1871 – 1918 гг).
Непал, Таиланд, Иордания, Марокко, Япония до 1943 г.
2.Республика. Respublica– общее дело. Государственная власть осуществляется выборным органом, избираемым населением на определенный срок.
-характер власти — выборная
-срочный характер власти
-глава государства представляет страну по мандату населения
А)Парламентская (ФРГ, Италия):
-правительство подконтрольно парламенту
-президента избирает парламент
Б)Президентская (США, Сирия, Зимбабве, Аргентина, Бразилия и т.д.)
-президент – глава исполнительной власти
-президент избирается непарламентским путем (Франция, Филиппины, Мексика)
В)Полупарламентская – усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству
Г)Суперпрезидентская – особое усиление власти президента (Чили времен Аугусто Пиночета)
Д)Смешанная республика (полупрезидентская???).
Характерно отсутствие непосредственной юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избираемый президент, будучи главой государства, оказывается отделен от руководства исполнительной властью, главой которой является председатель правительства.
-возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе Президента в случае возникновения конфликта между органом исполнительной власти и парламентом.
-ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства
Россия, Франция
Кулапов, Миронов: Австрия, Ирландия, Португалия, Финляндия, Польша, Франция, РФ
Понятие, виды и признаки органов публичной власти.
... -структурная организация органов государственной власти и местного самоуправления может быть представлена как сложное системное образование, обусловленное общественно-политической природой, социальным и функциональным назначением, формой государства, политическим режимом, формой государственного устройства, развитием ...
Е)Монократическая республика. Как в монархии:
-власть одного человека
-бессрочность власти
Северная Корея, Куба, Туркменистан
-передача по наследству
Они существуют при однопартийных системах.
Вопрос 3
Форма государственного устройства – единство территории и населения; такой элемент формы государства, для которой характерно внутреннее национальное, национально-территориальное или национально-политическое деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством и его составными частями; единство территориальной организации государства.
1.Простые – унитарные (unita– единство, единение).
Цельные, единые, централизованные (или децентрализованные) государства, состоящие из различных административно-территориальных единиц и не имеющие в своем составе других государств или государственных образований, характеризуется наличием единой системы органов государственной власти, денежной, налоговой, финансовой, таможенной и др. систем (Польша, Венгрия, Болгария, Франция, Испания, Япония).
Децентрализованные унитарные государства: административно-территориальные единицы автономны в решении некоторых вопросов, имеют свои органы государственной власти. Может существовать местный язык, на котором ведется образование и судопроизводства (Испания, Япония, Великобритания, Новая Зеландия, Италия).
Централизованные (Голландия, Казахстан)
2.Сложные
Федерация – такая форма госустройства, для которой характерно наличие двух систем органов государственной власти, законодательства, наличие гражданства субъектов Федерации. Субъекты – национальные, национально-территориальные, территориальные.
Классификация федераций:
1.Национальные (СССР, Югославия, Индия)
2.Территориальные (Германия, США)
3.Смешанные (Россия, Бельгия)
1.Договорные (СССР,ОАЭ, Швейцария)
2.Конституционные (РФ, ФРГ,США,Бельгия)
3.Смешанные
Децентрализованные и централизованные. Децентрализованные – есть возможность отделения субъектов (Канада, США, ФРГ, Швейцария).
Централизованные (Индия).
Симметричные и ассиметричные. Симметричные (Австрия, Германия).
Ассиметричная (США – есть территории (владения) – Самое, Колумбия, Пуэрто-Рико, Виргинские острова).
Пуэрто-Рико:
-формально – граждане США
-освобождены от унифицированных федеральных налогов
-два официальных языка (английский и испанский)
-не имеют права выбирать Президента США
-управляет островом губернатор
В 1998 году проходил плебисцит.
Моноэтнические (США, ФРГ) и полиэтнические (Россия, Украина).
Конфедерация – союз, объединение. Временный союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (Нидерланды 1579-1795; Швеция и Норвегия 1814-1905; США 1781-1789; Швейцария 1815-1?48; СССР 1917-дек.1922; Германский союз 1815-1867; Объединенная Арабская Республика (Египта и Сирии) 1958-1961; Сенегамбия 1982-1989; СНГ 1991-настоящее время; Содружество РФ и Белоруссии; Британское содружество наций (Великобритания, бывшие колонии и некоторые другие страны).
1. Государственный суверенитет: понятие и виды
... органы. 5. Форма государства: понятие и элементы. Это совокупность внешних признаков, характеризующих государство. Форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, структуру, компетенцию, ...
Фузия – слияние государств (ФРГ и ГДР).
Инкорпорация – внешне оформленное как слияние присоединение одного государства к другому. Инкорпорацией считают присоединение Литвы, Латвии и Эстонии к СССР в 1940 году.
Людмила Александровна Морозова:
-Монократическая форма государства
-Доминантно-сегментарная форма
-Поликратическая форма государства
Монократическая характеризуется:
1.Государтвенная власть находится в руках одного центра (монарха, военного совета, фюрера, каудильо).
2.Централизованное государственное устройство (при официальном сохранении федерации существует административная опека над местными выборными органами назначенными сверху чиновниками.
3.Авторитарные методы управления (жесткие методы, единоначалие).
4.Сосредоточение в одних руках всех ветвей власти (СССР).
Доминантно-сегментарная форма – переходная промежуточная ступень между монократией и поликратией:
1.Сохраняется элементы разделения власти и распределения ролей между ветвями власти.
2.Нет баланса ветвей власти
3.Нет системы сдержек и противовесов.
Данная форма присуща дуалистическим монархиям и полупарламентским монархиям (Иордания, Непал, Марокко) или суперпрезидентским республикам (Латинская Америка и Африка).
4.Субъекты федерации пользуются ограниченными правами, автономия урезана, методы правления – авторитарные, компромисс почти не используется. В политической системе утверждается многопартийность, но партии подчинены правящей верхушке, большой роли в политической жизни не играют (Индонезия).
Чаще всего это олигархическая государственная форма.
Поликратическая утверждается в условиях демократического режима:
1.Существует несколько центров власти, но ни одна власть не может подавлять другую.
2.Развитое местное самоуправление.
3.Кооперативная модель федерации, основанная на сотрудничестве федерального центра и субъектов.
4.Демократические методы управления, когда установлены реальные гарантии прав личности.
Вывод: в классификации форм государства, предложенной профессором Чиркиным, есть немало достоинств и недостатков, она усложнена, по существу, ориентирована на особенности государственного (политического) режима.
Вопрос 4
1 т.зр. Политический режим = государственный режим:
1.Государство – организация политической власти
2.Государство реализует внутреннюю и внешнюю политику.
1.4.2 СЕМ Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих
... 1. Определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны (воспитание гражданина и ... объединения; общество и органы государственной власти. Целью воспитательной работы является формирование ... задачам; сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия; позитивно-мотивационная направленность ... в соответствии с нормами, определяющими права и обязанности граждан и ...
2 т.зр. Политический режим шире государственного режима.
Политические (государственные) режимы:
1.Демократические
А)либерально-демократические (приоритет прав и свобод личности)
Б)консервативно-демократический.
2.Антидемократические
А)Авторитарный (переходный, промежуточный между демократическим и тоталитарным).
Б)Тоталитарный
Некоторые авторы (Матузов, Малько) выделяют фашистский, диктаторские, деспотические.
Признаки политического (государственного) режима (Матузов, Малько):
1.Степень участия народа в формировании органов государственной власти и способы такого формирования
2.Соотношение прав человека и гражданина с правами государства
3.Гарантии прав человека
4.Положение СМИ
5.Степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата
6.Место негосударственных структур в политической системе общества
7.Соотношение между законодательной и исполнительной властью
8.Тип политического поведения, характер политического лидерства
9.Доминирование определенных методов при осуществлении политической власти
10.Политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности)
11.Мера политического плюрализма, в том числе многопартийности
Демократический режим:
1.Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти
2.Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства
3.Существование правового государства и гражданского общества
4.Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
5.Политический плюрализм
6.Верховенство закона
7.Доминируют методы компромисса, согласования
8.Выборность и сменяемость центральных и местных органов власти
Тоталитарный режим (totus– весь, целый).
В лексику ввел Б.Муссолини для обозначения своего режима в 1925 году. Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-е гг. 20 века (Хайек, Арендт; Фридрих Бзежинский «Тоталитарная диктатура и автократия» 1956).
Точки зрения на появление тоталитаризма:
1.Тоталитаризм – вечный спутник государства, появился с появлением государства.
2.Тоталитаризм возник в 20 веке.
Характерные черты:
1.попытка установить контроль над всеми сферами жизни общества
2.террор и репрессии
Сущность государства и его роль в обществе
... союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы; · Государство представляет собой власть, население и территорию; · Государство- это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; · Государство представляет собой аппарат направленный на ...
3.огосударствление
4.милитаризм
5.тотальная слежка, система законов.
Тоталитарный режим:
-режим большевиков в СССР
-режим Б.Муссолини
-фашистский режим в Германии.
Новые характерные черты, появившиеся в 20 веке:
1.стремление к всеобъемлющей орг-ии общества – монополизм
2.радикальные преобразования всей общественной системы в соответствии революционной по своему характеру социальной утопии
3.попытки изменить сознание всего населения – «промывание мозгов»
4.переписывание истории для укрепления авторитета власти, изменения содержания людей и т.д.
5.вождизм
Почему тоталитаризм возник в 20 веке? Предпосылки:
1.индустриальная стадия развития
2.высокий уровень организации
3.появление монополий и их соединение с государством (тоталитаризм – всеобщая монополия государства)
4.коллективистско-механистическое мировоззрение
5.эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь
6.психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество
7.острый социально-экономический кризис
8.поялвение многочисленных маргинальных слоев
Механизм (аппарат) государства
1.Понятие механизма государства и государственного аппарата
2.Органы государства и их классификация
3.Принципы организации и деятельности государственных органов
Вопрос 1
Узкий подход: механизм государства = государственный аппарат.
Широкий подход
Георгий Николаевич. 32-44-09 – телефон Управления судебного департамента.