1. Государственный суверенитет: понятие и виды

Гос. суверенитет означает самостоятельность, верховенство, независимость гос.власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм международного права. Различают внешний суверенитет, т.е. независимость государства от других государств в международных отношениях, и внутренний суверенитет-распространение гос.власти на всех лиц на территории данной страны и независимость от любой другой власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим внутригосударственным организациям.

2. Договорная теория происхождения государства.

Естественно-правовая теория происхождения государства (Спиноза, Руссо, Гольбах, Радищев).

Эта теория была сформулирована в 17-18 веках. По мнению сторонников этой теории, государство возникает в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В целях выживания или противостояния общему врагу люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в сою очередь, обязуется обеспечить права человека. До государства люди были независимы им свободны, все обладали максимумом прав и свобод, но были не достаточно защищены.

3. Государство в политической системе общества.

Политическая система общества — это совокупность гос.аппарата, соц.объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. Основная функция политической системы общества – это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. Политические отношения – это отношения по поводу власти. К функциям полит.системы относятся также организация эффективной экономической жизни общества, выгодное сотрудничество с другими государствами и народами, обеспечение интеллектуального потенциала общества, разумного соотношения интересов индивида и коллектива, интересов различного рода меньшинств и национального большинства, выживание в условиях экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Главный принцип демократической политической системы — это политический плюрализм, предусматривающий в качестве обязательного условия наличие многообразия участников политических отношений, которые, конкурируя за влияние на государственную власть, реализуют интересы своих сторонников.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

Социальные объединения — это формализованные, добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера. Признаками социальных объединений являются:

Явочно-инициативный порядок учреждения на основе добровольного волеизъявления учредителей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо социальное объединение или пребывание в нем.

Формализация. Существует множество неформализованных сообществ. В отличие от них социальные объединения характеризуются устойчивостью и четкой внутренней организацией, имеют определенную структуру. Они в обязательном порядке проходят государственную регистрацию, могут наделяться статусом юридического лица.

Общность целей и интересов его участников. Если государственные органы должны формировать и обеспечивать публичные интересы, так называемое общее благо, то социальные объединения реализуют частные, локальные интересы определенных социальных групп.

Самофинансирование. Общественные объединения финансируются за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, или членских взносов.

Самоуправление на основе локальных корпоративных норм. Социальные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Локальным нормативным актом, регулирующим образование и деятельность социального объединения, являются его устав или положение. Высший орган управления — общее собрание членов (участников) социального объединения.

Гласность. Деятельность социальных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Законность. Социальные объединения создаются и функционируют строго в правовых рамках. Запрещается создание и деятельность социальных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

4. Механизм (аппарат) государства: понятие и признаки

Это система спец.органов и учреждений посредством которых осуществляется гос.управление обществом и защита его основных интересов. Признаки: 1. Гос.механизм представляет собой систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. 2. Механизм государства состоит из людей, профессионально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений. 3. Сфера властных полномочий гос.органов ограничивается правом. 4. Функционирование механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. 5. Механизм государства призван осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления гос.деятельности.

Механизм государства состоит из соответствующих органов, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. По характеру выполняемых задач государственные органы можно подразделить на: представительные (парламент, совет, собрание), исполнительные (правительство, кабинет министров) и судебные, правоохранительные и надзорные органы.

14 стр., 6624 слов

Государство и гражданское общество

... стала теорией в XVII - XIX вв. Она получила название «государство права» («правление права»), или «правовое государство». Эти термины нередко используются как синонимы, но всё же их ... подходом и конкретные формы государства не имеют значения. Конечно, и в такой трактовке концепция сохраняет своё либеральное звучание. Объективно она направлена против деспотического правления. Но, отказываясь ...

5. Форма государства: понятие и элементы.

Это совокупность внешних признаков, характеризующих государство. Форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в их формировании. Современные формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. Различают Абсолютную (власть всецело принадлежит одному лицу; отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха (Азия, Африка)) и Ограниченную (власть монарха значительно ограничена конституцией, которую он изменить не вправе (Англия, Испания)) монархии.

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные виды республиканской формы правления: президентская (США), парламентская и смешанная (РФ) республики.

Форма государственного (территориального) устройства — способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложная форма государственного устройства, представляющая собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Конфедерация – это временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, для достижения определенных, ограниченных целей (Содружество независимых государств и Европейское сообщество).

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.

16. Теологическая теория возникновения государства

Теологическая теория (Фома Аквинский).

Государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.

6. Понятие и признаки государства (различные подходы).

Государство – определенным способом организованное общество, обладающее следующими признаками: 1) публичная власть; 2) территория; 3) население; 4) суверенитет.

8 стр., 3811 слов

Теории происхождения государства. Понятие формы государства и ...

... государства 1.6 Органическая теория происхождения государства Глава 2. Понятие формы государства 2.1 Форма правления 2.2 Форма государственного устройства 2.3 Форма политического режима Глава 3. Влияние формы государства ... к образованию государства. Власть государя подразумевается, как продолжение власти отца(патриарха) в семье, которая выступала раньше как неограниченная власть. Необходимо ...

Аристотель, основоположник патриархальной теории возникновения государства, определяет его как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни.

Фома Аквинский отождествлял государство с божественной волей.

Трубецкой: Государство – союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории.

Гумплович: государство как естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны правопорядка.

Публичная власть – осуществляется гос.органами от имени всего народа. Легальность (соответствует закону) и легитимность (признанная населением).

Территория государства включает в себя: сухопутную; водную (внутренние воды (не>24 морских миль), территориальное море (не>12 морских миль)); воздушное пространство; территории посольств, находящихся вне территории государства.

Население – совокупность индивидов, проживающих на определенной территории.

Суверенитет означает самостоятельность, верховенство, независимость гос.власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм международного права.

7. Государственный (политический режим): понятие и виды.

Государственный (политический) режим представляет собой систему средств и способов осуществления политической власти в государстве. Политический режим может быть демократический и антидемократический (авторитарный, анархический или тоталитарный).

Основой демократического режима является народовластие, которое предполагает наличие в государстве представительного (законодательного) государственного органа, выбранного народом на основе свободных, равных и тайных выборов. Демократический государственный режим предполагает закрепление в конституции и реальную гарантированность осуществления широких гражданских прав и свобод. Демократический режим предполагает широкое участие населения в решении государственных вопросов путем как представительной, так и непосредственной демократии. Демократический государственный режим предполагает наличие плюрализма политических течений и идеологическое разнообразие в политической жизни страны.

Авторитарный политический режим характеризуется тем, что: 1) вся полнота власти концентрируется в одних руках правящего лица, органа или элиты, не учитывающих коренных интересов населения; 2) народ при таком режиме фактически отстраняется от формирования гос.власти и контроля за ее деятельностью; 3) для реализации решений власти возможно использование насилия. Устанавливается полное преимущество государства над правом, а также приоритет интересов государства над интересами личности; 4) действует принцип правового регулирования по типу: Разрешено только то, что разрешено законом.

Тоталитарный режим характеризуется: 1) господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем; 2) осуществляется тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, а также над частной жизнью граждан; 3) правящая партия сращивается с гос.аппаратом; 4) организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима. Против инакомыслящего населения применяется насилие, принуждение, репрессивные методы.

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... Конкретные проявления системности в структурном облике государства и общества. Государство как организационная система. Нереальность внесистемного ... Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе ... универсальный метод государственного управления и реальная основа власти. Внутренняя готовность общества к насилию и ...

Анархический политический режим характеризуется: 1) отсутствием системы эффективного нормативного регулирования общественных отношений, отсутствие гарантий безопасности населения; 2) конфронтация властных структур, отсутствие эффективных форм координации их действий, стихийность, неупорядоченность действий властей; 3) потеря (в некоторых случаях) высшими органами политической власти монополии на организованное применение насилия.

8. Психологическая теория происхождения государства

Возникла в 19 веке (Петражицкий, Тард).

Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, потребностью повелевать у одних и подчиняться у других.

9. Политическая система общества: понятие и основные элементы.

Политическая система представляет собой организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. В политической системе выделяют три элемента: 1) подсистема политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистема политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д. по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и др. общественные организации.

10. Федеративное государство: понятие и признаки.

Федеративное государство (федерация) — сложная форма государственного устройства, представляющая собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Признаки: 1) территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: республик, штатов, кантонов, земель. 2) в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство субъектов федерации. 3) при федеральном государственном устройстве парламент имеет двухпалатную структуру: одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации. 4) в федерации верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. 5) субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, законодательства, которое не может противоречить федеральной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. 6) основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют центральные органы государственной власти. Они официально представляют федерацию на международной арене. Самостоятельное участие субъектов федерации в межгосударственных отношениях, как правило, не допускается. 7) субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из федерации.

9 стр., 4117 слов

Социальное взаимодействие: понятие, сущность, формы

... российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных ... в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон: власть, голоса избирателей, любовь, территория): 1) конкуренция; ... наличие общей основы для контактов, соприкосновения. 1.3 Формы социальных взаимодействий Сотрудничество (деловое партнёрство, ...

11. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Гос.орган – это составная часть механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками, состоящая из государственных служащих, создаваемая в установленном законом порядке, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, наделенная определенной компетенцией и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Признаки: 1) является самостоятельным элементом гос.аппарата с собственной структурой, действует специализированно в системе других органов. 2) обладает определенной компетенцией: осуществление гос. власти, принятие от имени государства юридически значимых решений и обеспечение их реализации. 3) образование и функционирование органа государства осуществляется на строго правовой основе. 4) органы государства тесно взаимодействуют между собой в обеспечении нормального функционирования общества, путем защиты законных прав и интересов личности, охраны внешней безопасности и территориальной целостности государства. 5) орган государства представляют специальные должностные лица – представители власти, они обладают полномочиями по управлению другими людьми, не зависят от них по службе. 6) орган государства наделен необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции своих задач и функций.

Виды: по способу принятия решений: коллегиальные (большинством) и единоначальные (единолично руководителем); по характеру выполняемых ими задач: представительные, исполнительные, судебные, правоохранительные и надзорные; по действию в пространстве: федеральные, органы субъектов федерации, местные; по длительности функционирования: постоянные и временные.

13. Правовое государство: понятие и основные признаки

Это такая форма организации и деятельности гос.власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе права. Признаки: 1) верховенство права – равенство всех перед законом и судом. 2) реальное претворение в жизнь, принцип разделения властей на: законодательную, исполнительную и судебную. 3) взаимная ответственность государства и личности. 4) приоритет прав и свобод личности. 5) развитие гражданского общества, т.е. общество главной целью которого является свободное развитие личности, а главной ценностью является личность и ее права и свободы. Предпосылки для развития правового государства: экономические (признание государством свободы предпринимательской деятельности); политические (гарантированность полит. прав и свобод граждан); социальные (развитие гражданского общества); нравственные (гуманизм, справедливость).

14. Монархия как форма правления государства: понятие и виды.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. Виды: 1) Абсолютная монархия – власть всецело принадлежит одному лицу; отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха (Саудовская Аравия); 2) Ограниченная (конституционная) монархия – власть монарха значительно ограничена конституцией, которую он изменить не вправе. ОМ существует в двух формах: дуалистическая – власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (Марокко) и парламентарная – монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию (Великобритания).

7 стр., 3347 слов

Формы правления тоталитарной власти

... интеллигенция. Другие — надо сказать, более успешно — старались освоить и подчинить власть, как деятели теневой экономики. Государство должно идти на какие-то изменения в собственной организации. Наиболее ... широкую известность теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии. При ...

3) Теократическая монархия – власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру (Ватикан).

4) Выборная монархия – монарх не наследует власть автоматически, а выбирается. Фактически это промежуточная форма правления между монархией и республикой.

15. Основные теории происхождения государства.

Теории возникновения государства условно делятся на интегративные и конфликтные. Интегративные – это теории, которые видят в государстве естественные и закономерные явления существования и развития человеческого общества. К ним относятся: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая и т.д.

Теологическая теория (Фома Аквинский).

Государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.

Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский).

Суть этой теории состоит в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Договорная теория происхождения государства (Спиноза, Руссо, Гольбах, Радищев).

Эта теория была сформулирована в 17-18 веках. По мнению сторонников этой теории, государство возникает в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В целях выживания или противостояния общему врагу люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в сою очередь, обязуется обеспечить права человека. До государства люди были независимы им свободны, все обладали максимумом прав и свобод, но были не достаточно защищены.

Психологическая теория (Петражицкий, Тард).

Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, потребностью повелевать у одних и подчиняться у других.

Конфликтные теории возникновения государства рассматривают государство как средство разрешения социальных разногласий. К ним относятся: теория насилия и классовая теория.

Теория насилия (Гумплович).

Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.

Классовая теория (Маркс, Энгельс, Ленин).

Государство – это результат изменения социально-экономических отношений и способа производства, продукт разделения общества на классы и обострения борьбы между ними.

17. Функции государства: понятие и признаки

Функции государства — это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Признаки функций государства – это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в различных сферах жизни.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой ... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из ...

Виды: про принципу разделения властей: правотворческие, управленческие, судебные; по срокам реализации: постоянные и временные; по значимости: первичные и производные; по направленности: внешние и внутренние.

Внешние – оборона страны, дипломатическая. Внутренние – социальная, политическая, охранительная, экономическая, культурная, экологическая.

18. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного (территориального) устройства — способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на: унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований (Великобритания).

Федеративное государство (федерация) — сложная форма государственного устройства, представляющая собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство (США).

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, для достижения определенных, ограниченных целей (Чехословацкая Федеративная республика).

19. Конфедерация: понятие и виды.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, для достижения определенных, ограниченных целей (Чехословацкая Федеративная республика).

Членами конфедерации становятся, как правило, государства, граничащие территориально и обладающие общими историческими, социальными, культурными, экономическими корнями. Государства, образовавшие конфедерацию, принимая на себя определенные обязательства по реализации общих интересов, сохраняют в полном объеме собственный суверенитет, остаются субъектами международного права, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают общие проблемы экономического, политического сотрудничества. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогообложения и единого государственного бюджета. Каждое государство – участник конфедерации вправе в любое время выйти из ее состава. Конфедерации создаются на определенный срок, они не долговечны, они, как правило, либо распадаются по достижении общих целей (Австро-Венгрия), либо превращаются в федерации (США).

12 стр., 5606 слов

Общая характеристика основных теорий происхождения государства

... Энгельс Происхождение семьи частной собственности и государства Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии со взглядами ... -правовой действительности они являются гражданами или подданными определенного государства подчиняются государственной власти сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. ...

20. Форма правления: понятие и виды.

Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в их формировании. Современные формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. Различают Абсолютную (власть всецело принадлежит одному лицу; отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха (Азия, Африка)) и Ограниченную (власть монарха значительно ограничена конституцией, которую он изменить не вправе (Англия, Испания)) монархии.

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные виды республиканской формы правления: президентская (США), парламентская и смешанная (РФ) республики.

21. Понятие и признаки демократического государства

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

22. Понятие и признаки социального государства.

Это государство, которое гарантирует экономические и социальные права и свободы человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. То есть государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Конституционные обязанности государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Признаки: 1. Демократическая организация государственной власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего — должностных лиц государства. 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

23. Унитарное государство: понятие и признаки.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Основные признаки унитарного государства

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства;

4. Единое гражданство;

5. Единая денежная единица;

6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

24. Республика как форма правления государства: понятие и виды

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные виды республиканской формы правления: президентская (США), парламентская и смешанная (РФ) республики.

Президентская – форма государственного правления, при которой в руках президента соединены полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Парламентская — форма государственного правления, при которой: верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту; правительство формируется парламентом и несет перед парламентом политическую ответственность за свою деятельность, оно остается у власти до тех пор, пока располагает доверием парламента; глава государства избирается парламентом либо специально образованной парламентской коллегией; президент избирается либо назначается парламентом. Большинство полномочий главы государства формальны, фактически его правовое положение аналогично статусу монарха в парламентской монархии.

В смешанной республике как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними.

26. Предмет, метод, функции тгп.

Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, совокупность обобщенных положений о государстве и праве. Предмет ТГП – совокупность общих знаний об основных свойствах и закономерностях возникновения, изменения и развития государственно-правовой действительности. В ТГП применяются общенаучные (диалектика, анализ, индукция, аналогия, абстрагирование, моделирование, сравнение, конкретизация), специальные (системный, структурно-функциональный, сравнительный, социологический, психологический, статистический, исторический), частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой).

27. Общая характеристика концепции разделения властей.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы. Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти: Администрация Президента РФ; Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах; Органы прокуратуры РФ; Центральный банк РФ; Центральная избирательная комиссия РФ; Счётная палата РФ; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

31. Легитимность и легальность государственной власти

Легальность – это юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, т.е. законность власти. Легитимность — признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не признаваться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая также, в принципе, может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная.

33. Объект и предмет науки тгп.

Объект ТГП – это государство и право, взятые в единстве и взаимодействии, точнее вся государственно-правовая действительность, включающая в себя правосознание, правотворчество, реализацию права. Предмет ТГП – совокупность общих знаний об основных свойствах и закономерностях возникновения, изменения и развития государственно-правовой действительности.

35. Принципы правового государства.

Общие принципы правового государства — это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

36. Россия как форма государства (общая характеристика строя в современной России).

РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ является смешанной республикой с доминирующим положением президента в системе власти. Это объясняется тем, что президент контролирует деятельность Правительства, также президент имеет право вносить законопроекты в гос.думу, издает указы и распоряжения. В российской форме государственного устройства существуют особенности: Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области, автономных округов, это значит, что в ней содержатся признаки национально — территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно — территориального (края, области, города федерального значения) формирования. Политический режим в РФ является демократическим (многопартийность, регулярные выборы, смена власти, легитимность высших органов власти.

40. Теории насилия происхождения государства.

Теория насилия (Гумплович).

Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Для сохранения власти над завоеванными землями и их населением было необходимо формировать аппарат управления, решения которого обязательны на всей территории. Далее государство становится мощным средством зашиты завоеванного от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

41. Классовая теория происхождения государства.

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

43. Органическая теория происхождения государства

ОТ исходит из идеи эволюции человеческого общества: человечество возникает как результат эволюции животного мира, в дальнейшем общество, усложняясь становится государством. Сторонники ОТ сравнивают государство с биологическим организмом: государство зарождается из определенных предпосылок и развивается как живой организм – эволюционирует, растет, стареет и умирает. Все эти процессы, происходящие с государством, протекают независимо от воли людей.

44. Понятие и основные признаки гражданского общества.

Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации. Это общество, которое отделено от государства и частично независимо от государства. Гражданское общество может существовать только в условиях либерального правового государства.

Признаки гражданского общества: • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства; • Развитая демократия; • Правовая защищённость граждан; • Определённый уровень гражданской культуры. По своей сути и происхождению гражданское общество — буржуазное общество. Его возникновение связано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе. Замена сословных привилегий всеобщим юридическим равенством определила качественно новое положение личности в обществе. Индивиды, независимо от их социального и имущественного положения, были признаны полноправными участниками общественной жизни и превратились из подданных государства в граждан.

46. Виды, сущность и социальное назначение государства.

Виды форм государства: 1. Форма правления: Монархия и Республика. 2. Форма государственного устройства: Унитарное; Федерация; Конфедерация. 3. Форма политического (государственного) режима: Демократический и Антидемократический (авторитарный; тоталитарный).

Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

  1. Марксистско-ленинская (классовая) школа права.

Марксистско-ленинская теория права. Основоположники – К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Возникла в середине ХIХ в., основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран. С точки зрения марксистско-ленинской теории право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм.

  1. Социологическая школа права.

Социол. школа права сложилась в первой трети 20 века в Европе, затем в США. Они считали: Право — административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей. Правовая норма здесь лишена активной роли, это «клочок бумаги». Способностью творить право наделяются судьи. Представители в России: Муромцев, Коркунов.

Право не создается государством, но оно и не носит вечного, абсолютного характера. Право порождается самим обществом, является естественным результатом функционирования общества. Оно изменяется, развивается вместе с ним. Право = государству. Государство должно отыскивать, выявлять, фиксировать нормы в обществе. Каково общество, таковы и нормы права. Правовые отношения предшествуют правовой норме. Право — это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в книгах законов. Вывод: подобное понимание права с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юр. практике, а с другой — теоретически обосновывает и оправдывает админ. и судебный произвол.

3. Понятие субъективного права

Субъективное право — юридически обеспеченная мера возможного поведения конкретного лица, гарантирующая ему свободу выбора, пользование материальными и духовными благами на основе существующих отношений производства и обмена.

Субъективное право — право, принадлежащее конкретному лицу.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО — обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов. Предпосылкой С.п. является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. С.п. — необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридического. С.п. включает как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от них) от другого лица (других лиц), поскольку такое поведение обусловливает осуществление С.п. С.п. защищается законом путем предъявления в суде или ином уполномоченном органе притязания к нарушителю С.п.

6. Эффективность действия права.

Существенной обобщающей характеристикой действующего права является эффективность действия права. Эффективность действия права — это меры (степень) достижения правовых целей действующего законодательства в различных сферах правовой регуляции. Показатель эффективности действующего права представляет собой соотношение между последствиями реализации норм законодательства (т.е. результатами их действия) и правовыми целями этих норм. В процессе действия и реализации норм права решаются и находят свое удовлетворение различные экономические, социальные, политические и другие неправовые цели, задачи, интересы и потребности, являющиеся объектами правовой регуляции. Право содействует осуществлению и удовлетворению таких неправовых целей, интересов и потребностей не прямо и непосредственно, а опосредованно — во всеобщей правовой форме. Поэтому право не следует превращать в средство и инструмент экономики, политики, идеологии и т.д. и об эффективности действия права судить по степени достижения соответствующих экономических, политических, идеологических и иных неправовых целей. Эффективность действующего права зависит от множества объективных и субъективных факторов — социальных, экономических, идеологических, юридических и т.д. К числу важных юридических факторов эффективности действия права относятся: правовое качество (правовой характер) действующего законодательства; степень его социальной обусловленности и легитимированности (учет, правовое согласование и компромисс интересов различных социальных слов, групп и т.д.; учет общественного мнения); уровень правосознания и юридической культуры граждан и должностных лиц; общее состояние законности и правопорядка в обществе, особенно в сфере правоприменительной деятельности.

8. Понятие права: многообразие подходов.

Плюрализм мнений, касающихся понятия права, обусловлен различным правопониманием. Существует понятие права в субъективном смысле: это право, принадлежащее индивиду, которым он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего-либо вмешательства. Понятие права в объективном смысле основывается на определении права как совокупности правил поведения, исходящих от общества или государства, поддерживаемых им в качестве средства регулирования отношений.

В марксистской теории права, для которой характерен классовый подход к анализу всех общественных явлений, «право-совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, применение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Кант: право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

9. Понятие диспозиции нормы права и ее виды

ДИСПОЗИЦИЯ— правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности.

Виды диспозиций

• Простая диспозиция называет деяние («похищение человека», «угон судна») но не раскрывает его признаков, не содержит его определения.

• Описательная диспозиция, помимо наименования деяния содержит его определение или описание («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку»).

Описание может быть кратким или подробным.

• Ссылочная (или отсылочная) диспозиция характеризуется наличием отсылки к другой статье уголовного закона. Как правило, ссылочная диспозиция формулируется в негативной форме: например, «не повлекшее последствий, указанных в ст. … настоящего кодекса».

• Бланкетная диспозиция предполагает использование для установления признаков деяния нормативных актов других отраслей права: например, для того, чтобы установить полный перечень деяний, запрещаемых статьёй уголовного закона, устанавливающей ответственность за преступное нарушение правил дорожного движения, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам, устанавливающим эти правила.

• Смешанные, содержащие признаки одновременно описательной и бланкетной диспозиции или бланкетной и ссылочной диспозиции и т. д.

Выделяют также альтернативные диспозиции, в которых предусматривается несколько самостоятельных действий, каждое из которых является достаточным для наступления ответственности по данной уголовно-правовой норме.

10.Санкции нормы права: понятие и виды.

Санкция: 1) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. 2) Государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил. 3) Часть правовой нормы, содержащая указание на меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы. 4) В международном праве — меры воздействия, применяемые к государству при нарушении им своих международных обязательств или норм международного права. 5) Утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение.

Виды санкций

• Относительно определённая, устанавливающая конкретный вид наказания и его минимальный и максимальный пределы (или только максимальный предел; в этом случае наказание не может быть меньше, чем предусмотрено в статье Общей части, регулирующей порядок применения соответствующего вида наказания).

• Альтернативная, предусматривающая выбор одного из нескольких видов наказания (например, лишения свободы или штрафа).

• Абсолютно определённая, предусматривающая единственный вид наказания с точно определённым его размером, не допускающим вариаций[16]. В современном законодательстве такие санкции применяются редко.

• Отсылочная, в которой не указывается наказание, подлежащее применение за совершение деяния, а содержится отсылка к санкции другой статьи уголовного законодательства[17].

• Кумулятивная, предусматривающая назначение одновременно двух видов наказания: основного и дополнительного. В некоторых случаях применение дополнительного наказания может ставиться в зависимость от усмотрения суда, выносящего решение по делу[18].

• Абсолютно неопределённая, не включающая никаких указаний о виде или размере наказания; такие санкции в основном применяются в рамочных нормативных актах международного характера в сфере борьбы с преступностью

11. Отрасль права: понятие и виды

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые отрасли — это основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, которые соответственно регулируют и наиболее обширные сферы общественных отношений. Каждая правовая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, которые в совокупности и позволяют разграничивать отрасли в системе российского права. В рамках правовой системы Российской Федерации имеется большое количество различных отраслей права — конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, семейное, финансовое, земельное, сельскохозяйственное, международное право.

14. Психологическая теория права.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.