теории заимствованиясформулированы Т. Бенфея

Литературоведение в круге дисциплин современной гуманистики. Предмет и задачи теории литературы. (Поэтика и методология, процесс творчества и литературный процесс и др.)

Л. – наука о литературе. Л. наука и искусство понимание худ текста.Задачи:углубленноеизучение основных литературоведческих категорий.Теория литературырассматривает проблемы образности и художественности литературы, изучает понятия стиля, течения, метода, структуры литературного произведения, жанров и жанровых форм, литературного процесса, особенностей языка художественной литературы, сюжетосложения, стихосложения.

Методология основывается на многообразии методов (биографический, мифологический, психологически, формалистский и проч.)

Ф-ии литературы – эстетическая, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, психологическая, коммуникативная, историческая, идеологическая.

Вопрос 2.

Социальные формы существования научного знания в области теории литературы в России

Теория лит-ры в России: работы литературных критиков и теоретиков литературы, публикуемые в изданиях: «Литературная газета», газета «День литературы», «Новое литературное обозрение», газета «Литературная Россия» — а также выпускаемые отдельно от СМИ, в форме учебников и методических пособий: Давыдова Т.Т., Пронин В.А. – «Теория литературы», В.Е. Хализев «Теория литературы», «Введение в литературоведение» Поспелов, «Введение в литературоведение» Чернец, м.б. «Московский лингвистический кружок» Р. Якобсон и Г. Винокур, в 1916 г. в Петербурге организовалось «Общество по изучению поэтического языка» — ОПОЯЗ.

Социальные институции: союз литераторов, Институт мировой литературы РАН им. Горького, разнообразные литературные премии (Белого, Солженицына, Русский Букер, Дебют, Большая книга, Национальный бестселлер), ИРЛИ, ИМЛИ.

На кафедре работали видные литературоведы: С.И. Шешуков, А.В. Терновский, М.М. Савченко, В.А. Лазарев

Вопрос 3.

Мифологическая школа. В. и Я. Гримм, их последователи в России. Историческое значение мифологической школы. Понятие мифа. Миф и литература .

9 стр., 4464 слов

Теория решения изобретательских задач (триз)

... метод изменения; (Г.С. Альтшуллер отмечает, что вначале он пытался выйти или вывести методологию решению творческих проблем путем обращения к самим изобретателям, к их субъективным воспоминаниям ... он также разрабатывал, открывал новые области, которые могли дать очень важный для теории творчества результат, к примеру, Г.С. Альтшуллер составлял реестры необычных, творческих идей научной ...

Мифологическая школаромантизм, опираясь наэстетику Ф.Шеллинга, вфилософской системетеория мифа занимает промежуточное положение между природой и искусством,и братьев А. и Ф. Шлегелей..Я.Гриммисследует родство сюжета о борьбе богов с гигантами в скандинавской и греческой мифологиях. Немецкие сказкиреликты единой древней германской мифологии.Сходство сказок и преданийих общим прамифологическим происхождением, Мифологическая школа в Европеразвивалась, с одной стороны, в русле«этимологического» направления (реконструкции изначального смысла мифа в трудах А.Куна и М.Мюллера)и в русле«аналогического» направления (В.Шварц, В.Манхардт),проводившего аналогии между сходными по тематике исодержанию мифами.В России в русле мифологической школыФ.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев,А.А.Котляровский и П.Н.Рыбников.

Миф – сознание древнего человека . Современный миф – реклама .

Вопрос 4.

Культурно-исторический метод и сравнительно-исторический метод (компаративизм, теория заимствования) в литературоведении.

Культурно-исторический метод исторического подхода к литературеикультуре.литературу как запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни.литературовед И.-А. Тэн(1828-1893).ключевые понятия метода – раса, среда, момент по Тэну. В русском литературоведенииА.Н. Пыпина.

Компаративистика, или Сопоставительный методна сопоставление двух или болеелитературных структур (направлений, течений, школ),в разных языковых культурах.Бенфей, «Панчатантры»миграций сюжетов(то есть, заимствований)между разными,литературами.В российском литературоведенииА.Н. Веселовскогоим исторической поэтикой,расширил довсемирно-исторических исследований.Компаративистика опирается на два типа сопоставлений.историко-генетическийобщность явлений объясняется общностью происхождения,сравнительно-типологический общность объясняется поздними сближениями или общими социально-историческими условиями развития.«вечных темах» и «вечных героях»,СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДмеждунар. лит. связи.С.-и. м. в лит-ведении устанавливаетсходства и различия.теории бродячих сюжетов (иначе: заимствования, миграционной),повестей, рассказов, сказок и песен».

теории заимствованиясформулированы Т. Бенфея

Вопрос 5

(Александр Н. Веселовский – крупнейший отечественный литературовед. Характеристика основных трудов А.Н.Веселовского как представителя сравнительно-исторического литературоведения и как основателя исторической поэтики. Сюжет и мотив по Веселовскому.)

Веселовскааай.позитивной школе Бенфея,в отличие от Гриммовской школытеорию литературных заимствованийисторико-культурного общения всех народов Запада и Востока.Вработе о Соломоне и Китоврасе,исследовал роль демократических еретических движений и апокрифов в истории средневековой народной поэзии.едва ли неэволюционно-социологического метода в применении к изучению формальных явлений поэтического стиля и к основным проблемам теоретического характера, которые составляют содержание его «Исторической поэтики».

13 стр., 6289 слов

Консп Веселовский Поэтика сюжетов 2015

... Веселовскому, насущная задача изучения сюжетности как части исторической поэтики? Что такое , по Веселовскому, мотив? ... под сюжетом, отличить мотив от сюжета как комплекса мотивов.Под мотивомя разумеюформулу,отвечавшуюна первых порах общественности на вопросы, которые ... обращении Веселовского к каким научным методам (кроме компаративизма) свидетельствует это размышление? Сюжеты -- это сложные схемы, ...

Мотив – минимальная, неразделимая смысловая единица. Мотивы варьируются и находят свое место в сюжете. ( Ошибка )

Сюжеты – сочетания мотивов. А+В+С.

Вопрос 6.

(Психологические подходы к изучению литературы. Творчество и личное бессознательное в психоаналитическом изучении литературы. Теория коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга: литература и другие искусства.)

Психологический методЭмиль Эннекипроводиланализ личности героя и автора.мысли и чувстваавтора при написании

Психоаналитический методЗигмунд ФрейдСублимация.Юнг мифы возвел к более крупным смысловым матрицам – архетипам.

В творчестве отражается бессознательное автора (через образы).

Вопрос 7.

(Формальный метод в отечественном литературоведении (В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, Ю.Тынянов, Б.Томашевский, В.Жирмунский, В.Пропп, Р. Якобсон – характеристика вклада в литературоведение на выбор).)

По формализму сюжет – худ. организация событий, а фабула – жизненный материал.

Возник в России в 1915-1919 ггизучение формы произведений искусства и поэтического языка.слову как самостоятельной единице искусства,.Слово,А. Потебни, само по себе есть искусство.Худ пр-е — единство формы и содержания.

Отстранение.

Пропп определил, что есть шесть героев и 31 функция.Функциидействие,для хода сюжета

Вопрос 8.

( Работа Б. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя — основные идеи и положения)

Сплетение мотивов и их мотивацииначало примитивной новеллыопределяют тон автора.

Если автор выносит себя на первый план,пользуясь сюжетомдля сплетения отдельных ассиметричных приемов, центр тяжести от сюжета переносится на приемы сказа.

Роды количественного сказа:

— повествующий (ограничивается шутками и каламбурами)

— воспроизводящий (вводит приемы словесной мимики и жеста).

Сюжета у Гоголя скорее нет, он строится вокруг каламбура, анекдота какого-то.

Сказ – живые речевые представления и речевые эмоции.Гоголя сказмимически и интонационно воспроизводиться.Слова и предложения сцепляются по принципу выразительной речи, отсюда и звуковая семантика.Акустический эффект выдвигается на первый план. Гоголяговорящие имена и фамилии ирония.

Сюжет у Гоголястатичен,имеет значениевнешнее.Динамика идет в игре языка.Персонажи – окаменевшие позыиграет художник.

Фразызаконченное целого,системы звуковых жестов, для осуществления которых подобраны слова.

Речь персонажейстилизованавне времени и вне момента, чтосоздает ощущение марионеточности персонажей.

У Гоголя комический сказ прерывается внезапно сентиментально-мелодраматичными отступлениями,гротеск.сходится с мелодрамой в намеренно примитивном.

Нельзя отождествлять отдельные суждения с психологическим содержанием авторской души–.Автор (как биографическое явление, как личность) остается за пределами произведения.

15 стр., 7432 слов

Ответы на вопросы по литре

... — это заложено изначально в названии произведения, за преступлением неминуемо следует наказание, ни ... отрицать, что проблемы, которые носят социальный характер, рассматриваются с нравственно-философской точки зрения. ... вложенным в него сложным духовным миром автора, вследствие чего Раскольников наделен чертами Гамлета и ... немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. С самого начала в ...

Вопрос 9

(Идеи и труды М.М.Бахтина и их влияние на отечественное и западное литературоведение («Проблемы поэтики Достоевского», «О форме времени и хронотопа в романе»)

Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа.Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в.Исследуяпринципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культурыполифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).

.Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».Бахтин считал главнымкритерием истинности гуманитарного знания,«выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие.

концепцию диалога произведенийДостоевский в коллективном сознательном через «карнавал»

и идея, и конфликт, и проблема, определяются хронотопомпространство дома,дороги, порога,замка, биографическое время.

Хронотоп центр основных сюжетных событий романаВремяв нихчувственно-наглядный характер;событияконкретизуютсянособытие не становится образом.

Все двигается вокруг хронотопа.

Вопрос 10.

(Эстетическая функция искусства слова. Художественное отражение (пересоздание, моделирование) реальности И ее пересоздание словом. Литература в ряду других искусств.)

Эстетическоевоспринимаемый чувствомотношение человека к действительности.

образ – отражение реальностиБлагодаря тропам (метафорам, эпитетам, олицетворениям и т.п.),изменяется реальность и отражается в худ. произведении.

Вопрос 11.

(Образность и условность. Художественный образ, его типы. Вторичная условность (фантастика и ее формы) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма.(ВвЛв. С. 22,33).

(ВвЛв.С. 46))

Художественный образявление,воссозданное автором в художественном произведении.Образобобщает действительность,Специфика художественного образа создает новый, вымышленный мир.О.картиной чел. жизни,В любом произведении много образов.Портретизображение внешности. Речьпоказательпринадлежности человекаПсихологический анализдуховной жизни персонажаизображении духовной жизни их персонажей.Авторский комментарий – несоответствие между тем, что делает или говорит герой.Воспоминания и сны – раскрытие внутреннего мира. Поступки, действия – самый важный показатель характера, его мировоззрения, всего дух мира.

Для любого произведения характерна условность.

воссоздать реальность невозможно.

Вопрос 12.

(Категория авторства. Поэтика автора (частная поэтика).

(Лекции. ВвЛв. С. 68 и далее).

Сознательное и бессознательное в литературном творчестве. Концепция «смерти автора» Р. Барта. (ВвЛв. С.73 и далее).)

6 стр., 2882 слов

Эгоцентрическая речь 2

... человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. Язык – это система ... к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...); — вопросы; — ответы. Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским. По ...

Средневековое понимание автора : автор был лицом, занимающимся литературной деятельностьюС другой сторонысочинение, обладающее авторитетомОбщая концепция смерти авторак структуралистской теории Смерть автораБарта постструктуралистской и деконструктивистскойАвтор передаёт идеи прошлых авторов, ничего нового больше нет ! Пиздец

Вопрос 13

(Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Стратегии авторского успеха)

Репутацияизмнений и складывается

Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Беллетристика — общее название художественной литературы в стихах и прозе. Не всегда классика, но может ей стать.

Писательский успех важен, он складывается из:

— самоуважение, слава, духовная власть.

Проявляется в коммерческом успехе.

Категории: талант, способность, подающий надежды, второй ряд, графоман, эпигон.

Вопрос 14.

(Поэтика. Категории содержания и формы (традиционное понимание).

Содержание. Тема, идеи/проблемы, конфликт, пафос литературного произведения. Мир произведения. («Внутренний мир произведения» — по Д.С. Лихачеву))

. Содержание облечься в форму,служит проявлению содержания.содержание.ищет для себя формуВ основележит образ.Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.внешним и внутренним.Эпос и драма без конфликта не могут существоватьХронотоп — тесная связь времени и пространства(Бахтин).

Содержание: тема, идея, проблема, конфликт, пафос, характер, форма, композиция, язык.

Мир худ произведения– результатотображениядействительностиимеющий взаимосвязи,закономерности, измерения, смыслы и зависящий от реальности.

Вопрос 15.

Понятие о художественном времени и художественном пространстве (хронотоп – по Бахтину).

Персонаж, тип и характер в художественной литературе).

Время – одна из форм бытия и мышления. Всегда отличается от реального.

Эпическое – реальное время, с которым движутся события. Объективно.

Лирическое – индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от эмоционального состояния. Субъективно.

Прерывистое. Может иметь ретроспекции (обращения назад), проспекции (заглядывания вперед), ретрадации (намеренное замедление автором).

Непрерывное. Мифологическое, утопическое, историческое. Замкнутое – не выходящее за пределы сюжета, не связаны с историческим временем (фольклор).

Открытое – координирующее с исторической эпохой.Событийное и авторское. Пространство – одна из форм бытия и мышления. Место, где размещены персонажи и соверш. действия. Координаты может иметь:

— вертикальные (верх – рай, низ – ад)

горизонтальные (впереди – будущее, позади – прошлое, здесь, там)

Разграничения миров:

— западный – чужой

— восточный – свой

Персонаж – любое действующее лицо в произведении.Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические.

13 стр., 6215 слов

Особенности трактовки образа героя времени в романе Лермонтова ...

... Печорин и Вулич и т.д. Таким образом, это произведение, в отличие от «Евгения Онегина», мокогеройное. Все персонажи в нем, являясь полнокровными художественными тинами, выписанными с разной степеныо ... что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и ...

Характер – персонаж, в котором полно отображена человеческая индивидуалностьТип – персонаж, воплощающий определенные черты каокго-либо времени, соц строя или среды.

Вопрос 16.

Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации. (ВвЛв. С.217) Понятие мотива в литературоведении (см. сюжет и мотив у Веселовского и другие концепции).

Сюжет – художественная организация событий.Фабула – жизненный материал.Фабула – события в их причинно-хронологической последовательности.

Мотив – минимальная художественная единица в литературе. Из них сюжеты.

Сюжет — сцепление событий Экспозиция — вступительная,Завязка — событие,Кульминация — высший моментРазвязка — разрешение конфликта.пролог — вступительная частьэпилог — заключительная частьХроникальный сюжет — естественное движение времени. Концентрический сюжет — действие вокруг какой-то проблемы.Первоначально термин «Ф.» имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра.

Вопрос 17

Художественная форма. Композиция литературно-художественного произведения. (Лекция. Семинар. ВвЛв. С. 322 и др.).

Система персонажей. Повествование и описание. Соотнесенность деталей. «Минус»-прием и умолчание. Со- и противопоставления. Монтаж.(Лекции)

Композициячленение произведения начасти,Композиционное единствоважное условиехудожественности.Работа над композициейпостроение образов персонажей построение сюжетавыбор формы повествованияобщую композицию,в единое целое

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМАвоссозданиереальности в выразительных средствах «традиционных» формсонета, романса(исп. романс 17 в.),элегии, оды, рассказа(т.н. малые формы),повести, романа, многотомного литературного цикла.

Х.ф.средствомформированиясодержания произведения.

Система персонажей– совокупность образов персонажейх/п,связанных различнымипротивопоставление, двойничество, анатагонизм).

Нарратив — изложение взаимосвязанных событий,представленныхвиде последовательности слов или образов.

Описание — словесное изображение какого-либо предмета,его характерных признаков.

Умолчание – фигура мысли«Не буду говорить, что он вор, казнокрад, изменник…»

Минус-прием — литературный приём, состоящий в отсутствии в тексте тех или иных значимых элементов,

По Веселовскомуформой аналогийявляется двучленный параллелизмиз двучленного параллелизма подобного родавыросли и символы, и метафоры, и иносказательная образность басен о животных.Волшебная сказка,В.Я. Пропп,соотносит образы героя и его противника.

Монтаж – способ построения произведения

Вопрос 18.

(Язык художественной литературы и речь художественная. Основные «уровни» и функции. Соотношение нормы и экспрессивности)

Язык художественной литературы: 1)язык, на к-ром создаются художественные произведения 2)Поэтический язык — система правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретацииХудожественная речь вбираетразные формы речевой деятельности. Язык художественной литературыэстетическое начало.

13 стр., 6406 слов

Вопросы к семинарскому занятию

... в дальнейшем появился иной подход к этой проблеме. В литературе справедливо подчеркивалось, что правовое регулирование и охрана прав не ... обществе, а следовательно, и уровень развития самого общества. Таким образом, меру свободы личности в обществе необходимо прямо проецировать на ... Вместе с тем возникает вопрос о том, различаются ли категории "охрана" и "защита", когда речь идет не о функционировании ...

Художественная речь – прагматичное использование языковых средств в данном произведении (аллитерация, ассонанс, звукоподражание).

Средства:

— фонетические – напр. анафора

— морфологические – напр. Варваризмы — синтаксические – фигуры речи (эллипсис, риторические вопросы и восклицания, парцелляция, градация)

— тропы.

Вопрос 19.

(Проблема «чужой речи». Стилизация. Пародия. Сказ.)

Чужая речь – речь героев.

3 разновидности:

— стилизация – намеренная и явная имитация чужого стиля

— пародия – речь с целью осмеяния, копирующая чью-то еще

— сказ – живая речь, дистанцированная от автора, рассказчика.

Вопрос 20.

(Тропы и фигуры речи)

Учить надо было, говно !

Вопрос 21.

( Стих и проза Проблемы специфики стихотворной речи. Системы стихосложения.)

Стих – упорядоченное, организованное написание текста; относительно короткие речевые фразы.

Проза – устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи;Речь стихотворнаяРитм У стихотворенияразмер, рифма, упорядоченные по длине строфы а могут и не быть.

Тоническая система – основана на упорядоченном появлении ударных слогов в стихе, количество безударных произвольно.

Силлабическая (слоговая) – основана на примерно одинаковом числе слогов. Расположение ударных в строке относительно свободно.

Силлабо-тоническое – стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

Вопрос 22

(Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы (по статье В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»).

Роды литературы.)

Поэзия эпическая.

Эпос, слово, сказание, передает предмет в его внешней видимости и вообще развивает, что есть предмет и как он есть.

Жанры: эпиграммадидактические стихотворения, космогонии и теогонии, роман.

Лирическая поэзия.

Жанры:

гимн, дифирамб, псальмы

— ода –

песня, сонеты, сатиры стихотворения

Драматическая поэзия.

Жанры: трагедиякомедиядрама.

Род — это крупные объединения словесно-художественных произведений

Вопрос 23.

(Жанры литературы. Исторические судьбы жанров.)

Жанры — группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойствЭпические: басня, былина, баллада, миф, лирические, ода, послание,лиро-эпические, баллада, поэма,драматические, драма, комедия, трагедия.

Вопрос 24.

(Историко-литературный процесс и его составляющие. IT –технологии, интернет и современный литературный процесс.).

7 стр., 3109 слов

Развитие речи детей 3 года жизни в процессе выполнения аппликации

... и практических вопросов, связанных с использованием аппликации и упражнений по развитию моторики детей третьего года жизни как средства формирования речи детей третьего года жизни, остались без ... внимания многие положения, определяющие методику их применения в структуре комплексных занятий по развитию речи, а также вопросы осуществления ...

Литературные премии.

Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Развитие литературного творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.изменение литературыфакт

Лит. Премии: Белого, Солженицына, Русский Букер, Дебют, Большая книга, Национальный бестселлер.

Вопрос 25.

(Общие понятия о литературном направлении, течении и школе. Понятие стиля и идиостиля.)

Литературное направлениесовокупность фундаментальных духовно-эстетических принциповряда группировок и школиспользуемых средств.Стильстепень соответствия всех ее элементов содержанию произведений.Литературно-художественный стильзависит от жанровой природы произведенияхарактеризует и творческую индивидуальность писателяэпоха выражает свои стилевые нормы.Лучше всего стиль автора передают пародисты.Слагаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм.Лексико-словарный состав:1) нормативность/ ненормативность2) лаконизм или многословие; 3)предметность, конкретность, номинативность; 4) грамотность словарного состава; 5) ключевые слова, которые выделяются и в количественном, и в качественном составе. Синтаксис: связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.

Вопрос 26.

(Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв. (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения. Постмодернизм: его теория и художественная практика)

Барокко – характеристика европ. Культуры 17-18 веков, возникшая в Италии. Противопоставляется реализму и классицизму.

Тезисно о барокко.

Вычурность, контрастность, напряженность, динамичность образов, совмещение реальности и иллюзии, смешение искусств балы-маскарады.Бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Исследование быта в контрастах.

Классицизм – 17-19в. Стиль и эстетическое направление, в чьей основе заложена идея рационализма.Жетская иерархия жанров, четкое деление на + и – героев, говорящие фамилии,Высокие жанры – ода, поэма, трагедия.Низкие – комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Романтизм – 18-19в. Возникает в результате кризиса рационализма. Внимание к внутреннему миру, психологизм, бегство от действительности в идеальный мир. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

Реализм – 17-20в. направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии

Просветительский реализм – 17-18. Вера в разум, надежда на гармонизацию общества через просвещение, развитие творческого начала в человеке.

10 стр., 4773 слов

Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

... сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов: 1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость коммуникативных стр ...

Критический реализм – 1840-1890гг критика соц пороков, воссоздание жизни в ее закономерностях.

Социальный реализм – коммунистические социально-политические и эстетические идеалы, пафос революции и перестройки, вера в социализм и коммунизм.

Модернизм – эстетическая концепция, сложившаяся в 1910г в результате пересмотра философских основ и творческих идеалов 19 века.

Отказ от реализма в изображении жизни через закономерности. Подчеркнутая условность картины, как невозможность конечного в человеке, аллогизмы, игра смыслов. Действительность – хаос и абсурд. Личность описана в контексте ее отчужденности от социума.

Течения:

Символизм – представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Исключительная роль искусства Познать мир можно только через духовный опыт и творческую интуицию.

Акмеизм – преодоление символизма: отказ от символ. многозначности образов, возвращение к материальному миру, точному значению слова. Задача – непосредственный взгляд на мир.

Футуризм:

— Кубофутуризм – обновление иск-ва.

— Эгофутуризм – интуитивное творчествои худ индивидуализм, сочетание литературных традиций.

Импрессионизм – передача мгновенного впечатления от реальности, импровизация ярких образов.

Экспрессионизм – соц-обличительный пафос, эмоционально-психологическая насыщенность, ассоциативность. Гротеск, гипербола, контраст.

Имажинизм – подчиненность содержания форме. Метафоричность образов.

Сюрреализм – источник искусства есть сфера подсознания. Разрыв логических связей, хаотичная запись реальности, стыковка деталей по случайному принципу.

Постмодернизм (postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в.: он употребляется как для характеристики постнеоклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеоклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак.

Вопрос 27

(Статья Д.С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения»)

Внутренний мир произведенияцельностью.элементы отражают действительность,соединяются в внутреннем мире.не существует отдельно от реальностисубъективное автора. Мир пр-е изменяет действительность.

В русской сказке легкость динамики ведет к расширению ее худ пространства.Хронотоп сказкиусловиям для развития действия.

У Достоевского низкое сопротивление среды в сфере психики. Парадоксы психики, слабые причинно-следственные связи.

Нормативы мира пр-я: время, пространство, соц. И материальная среда, законы психики и движения идей.

Вопрос 28.

(Работа М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе». Проблема историзма литературы — по этой работе М.М. Бахтина.)

Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы.

Хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный моментвременно-пространственные определениянеотделимыэмоционально-ценностно окрашены.

городок Флобера — место циклического бытового времени.нет событий,есть«бывания». Время движется по узким кругамМесто бессобытийно.

хронотоп порогахронотоп кризиса и жизненного перелома.

в творчестве Л.Н. Толстого основной хронотоп – биографическое основное сюжетообразующее значение.

Автор-творецвне хронотопов.

вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов.

Вопрос 29.

(Статья Б. Эйхенбаума «Как сделана «Шнель» Гоголя». Разновидности сказа, роль каламбура, фантастики, сочетания комического и лирико-патетического(«гуманного» места ) тона в повести.)

В вопросе 8 большая часть ответов.

Вопрос 30.

Пародия произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного изменённой форме.

Травестия — высокий предмет излагается низким стилем

Бурлеск — низкий предмет излагается высоким стилем.

Комизм пародии достигаетсяиспользованиемНарушение единства стиля и тематики изложения

— гиперболизация

— переиначивание

— Смещение контекста. Контекст изменяется таким образом, что точно повторённые особенности исходного произведения становятся нелепыми и смешными.