Литературоведение в круге дисциплин современной гуманистики. Предмет и задачи теории литературы. (Поэтика и методология, процесс творчества и литературный процесс и др.)
Л. – наука о литературе. Л. наука и искусство понимание худ текста.Задачи:углубленноеизучение основных литературоведческих категорий.Теория литературырассматривает проблемы образности и художественности литературы, изучает понятия стиля, течения, метода, структуры литературного произведения, жанров и жанровых форм, литературного процесса, особенностей языка художественной литературы, сюжетосложения, стихосложения.
Методология основывается на многообразии методов (биографический, мифологический, психологически, формалистский и проч.)
Ф-ии литературы – эстетическая, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, психологическая, коммуникативная, историческая, идеологическая.
Вопрос 2.
Социальные формы существования научного знания в области теории литературы в России
Теория лит-ры в России: работы литературных критиков и теоретиков литературы, публикуемые в изданиях: «Литературная газета», газета «День литературы», «Новое литературное обозрение», газета «Литературная Россия» — а также выпускаемые отдельно от СМИ, в форме учебников и методических пособий: Давыдова Т.Т., Пронин В.А. – «Теория литературы», В.Е. Хализев «Теория литературы», «Введение в литературоведение» Поспелов, «Введение в литературоведение» Чернец, м.б. «Московский лингвистический кружок» Р. Якобсон и Г. Винокур, в 1916 г. в Петербурге организовалось «Общество по изучению поэтического языка» — ОПОЯЗ.
Социальные институции: союз литераторов, Институт мировой литературы РАН им. Горького, разнообразные литературные премии (Белого, Солженицына, Русский Букер, Дебют, Большая книга, Национальный бестселлер), ИРЛИ, ИМЛИ.
На кафедре работали видные литературоведы: С.И. Шешуков, А.В. Терновский, М.М. Савченко, В.А. Лазарев
Вопрос 3.
Мифологическая школа. В. и Я. Гримм, их последователи в России. Историческое значение мифологической школы. Понятие мифа. Миф и литература .
Теория решения изобретательских задач (триз)
... метод изменения; (Г.С. Альтшуллер отмечает, что вначале он пытался выйти или вывести методологию решению творческих проблем путем обращения к самим изобретателям, к их субъективным воспоминаниям ... он также разрабатывал, открывал новые области, которые могли дать очень важный для теории творчества результат, к примеру, Г.С. Альтшуллер составлял реестры необычных, творческих идей научной ...
Мифологическая школаромантизм, опираясь наэстетику Ф.Шеллинга, вфилософской системетеория мифа занимает промежуточное положение между природой и искусством,и братьев А. и Ф. Шлегелей..Я.Гриммисследует родство сюжета о борьбе богов с гигантами в скандинавской и греческой мифологиях. Немецкие сказкиреликты единой древней германской мифологии.Сходство сказок и преданийих общим прамифологическим происхождением, Мифологическая школа в Европеразвивалась, с одной стороны, в русле«этимологического» направления (реконструкции изначального смысла мифа в трудах А.Куна и М.Мюллера)и в русле«аналогического» направления (В.Шварц, В.Манхардт),проводившего аналогии между сходными по тематике исодержанию мифами.В России в русле мифологической школыФ.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев,А.А.Котляровский и П.Н.Рыбников.
Миф – сознание древнего человека . Современный миф – реклама .
Вопрос 4.
Культурно-исторический метод и сравнительно-исторический метод (компаративизм, теория заимствования) в литературоведении.
Культурно-исторический метод исторического подхода к литературеикультуре.литературу как запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни.литературовед И.-А. Тэн(1828-1893).ключевые понятия метода – раса, среда, момент по Тэну. В русском литературоведенииА.Н. Пыпина.
Компаративистика, или Сопоставительный методна сопоставление двух или болеелитературных структур (направлений, течений, школ),в разных языковых культурах.Бенфей, «Панчатантры»миграций сюжетов(то есть, заимствований)между разными,литературами.В российском литературоведенииА.Н. Веселовскогоим исторической поэтикой,расширил довсемирно-исторических исследований.Компаративистика опирается на два типа сопоставлений.историко-генетическийобщность явлений объясняется общностью происхождения,сравнительно-типологический общность объясняется поздними сближениями или общими социально-историческими условиями развития.«вечных темах» и «вечных героях»,СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДмеждунар. лит. связи.С.-и. м. в лит-ведении устанавливаетсходства и различия.теории бродячих сюжетов (иначе: заимствования, миграционной),повестей, рассказов, сказок и песен».
теории заимствованиясформулированы Т. Бенфея
Вопрос 5
(Александр Н. Веселовский – крупнейший отечественный литературовед. Характеристика основных трудов А.Н.Веселовского как представителя сравнительно-исторического литературоведения и как основателя исторической поэтики. Сюжет и мотив по Веселовскому.)
Веселовскааай.позитивной школе Бенфея,в отличие от Гриммовской школытеорию литературных заимствованийисторико-культурного общения всех народов Запада и Востока.Вработе о Соломоне и Китоврасе,исследовал роль демократических еретических движений и апокрифов в истории средневековой народной поэзии.едва ли неэволюционно-социологического метода в применении к изучению формальных явлений поэтического стиля и к основным проблемам теоретического характера, которые составляют содержание его «Исторической поэтики».
Консп Веселовский Поэтика сюжетов 2015
... Веселовскому, насущная задача изучения сюжетности как части исторической поэтики? Что такое , по Веселовскому, мотив? ... под сюжетом, отличить мотив от сюжета как комплекса мотивов.Под мотивомя разумеюформулу,отвечавшуюна первых порах общественности на вопросы, которые ... обращении Веселовского к каким научным методам (кроме компаративизма) свидетельствует это размышление? Сюжеты -- это сложные схемы, ...
Мотив – минимальная, неразделимая смысловая единица. Мотивы варьируются и находят свое место в сюжете. ( Ошибка )
Сюжеты – сочетания мотивов. А+В+С.
Вопрос 6.
(Психологические подходы к изучению литературы. Творчество и личное бессознательное в психоаналитическом изучении литературы. Теория коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга: литература и другие искусства.)
Психологический метод–Эмиль Эннекипроводиланализ личности героя и автора.мысли и чувстваавтора при написании
Психоаналитический метод–Зигмунд ФрейдСублимация.Юнг мифы возвел к более крупным смысловым матрицам – архетипам.
В творчестве отражается бессознательное автора (через образы).
Вопрос 7.
(Формальный метод в отечественном литературоведении (В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, Ю.Тынянов, Б.Томашевский, В.Жирмунский, В.Пропп, Р. Якобсон – характеристика вклада в литературоведение на выбор).)
По формализму сюжет – худ. организация событий, а фабула – жизненный материал.
Возник в России в 1915-1919 ггизучение формы произведений искусства и поэтического языка.слову как самостоятельной единице искусства,.Слово,А. Потебни, само по себе есть искусство.Худ пр-е — единство формы и содержания.
Отстранение.
Пропп определил, что есть шесть героев и 31 функция.Функции–действие,для хода сюжета
Вопрос 8.
( Работа Б. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя — основные идеи и положения)
Сплетение мотивов и их мотивации–начало примитивной новеллыопределяют тон автора.
Если автор выносит себя на первый план,пользуясь сюжетомдля сплетения отдельных ассиметричных приемов, центр тяжести от сюжета переносится на приемы сказа.
Роды количественного сказа:
— повествующий (ограничивается шутками и каламбурами)
— воспроизводящий (вводит приемы словесной мимики и жеста).
Сюжета у Гоголя скорее нет, он строится вокруг каламбура, анекдота какого-то.
Сказ – живые речевые представления и речевые эмоции.Гоголя сказмимически и интонационно воспроизводиться.Слова и предложения сцепляются по принципу выразительной речи, отсюда и звуковая семантика.Акустический эффект выдвигается на первый план. Гоголяговорящие имена и фамилии ирония.
Сюжет у Гоголястатичен,имеет значениевнешнее.Динамика идет в игре языка.Персонажи – окаменевшие позыиграет художник.
Фразызаконченное целого,системы звуковых жестов, для осуществления которых подобраны слова.
Речь персонажейстилизованавне времени и вне момента, чтосоздает ощущение марионеточности персонажей.
У Гоголя комический сказ прерывается внезапно сентиментально-мелодраматичными отступлениями,гротеск.сходится с мелодрамой в намеренно примитивном.
Нельзя отождествлять отдельные суждения с психологическим содержанием авторской души–.Автор (как биографическое явление, как личность) остается за пределами произведения.
Ответы на вопросы по литре
... — это заложено изначально в названии произведения, за преступлением неминуемо следует наказание, ни ... отрицать, что проблемы, которые носят социальный характер, рассматриваются с нравственно-философской точки зрения. ... вложенным в него сложным духовным миром автора, вследствие чего Раскольников наделен чертами Гамлета и ... немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. С самого начала в ...
Вопрос 9
(Идеи и труды М.М.Бахтина и их влияние на отечественное и западное литературоведение («Проблемы поэтики Достоевского», «О форме времени и хронотопа в романе»)
Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа.Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в.Исследуяпринципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культурыполифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).
.Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».Бахтин считал главнымкритерием истинности гуманитарного знания,«выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие.
концепцию диалога произведенийДостоевский в коллективном сознательном через «карнавал»
и идея, и конфликт, и проблема, определяются хронотопомпространство дома,дороги, порога,замка, биографическое время.
Хронотоп центр основных сюжетных событий романаВремяв нихчувственно-наглядный характер;событияконкретизуютсянособытие не становится образом.
Все двигается вокруг хронотопа.
Вопрос 10.
(Эстетическая функция искусства слова. Художественное отражение (пересоздание, моделирование) реальности И ее пересоздание словом. Литература в ряду других искусств.)
Эстетическоевоспринимаемый чувствомотношение человека к действительности.
образ – отражение реальностиБлагодаря тропам (метафорам, эпитетам, олицетворениям и т.п.),изменяется реальность и отражается в худ. произведении.
Вопрос 11.
(Образность и условность. Художественный образ, его типы. Вторичная условность (фантастика и ее формы) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма.(ВвЛв. С. 22,33).
(ВвЛв.С. 46))
Художественный образ–явление,воссозданное автором в художественном произведении.Образобобщает действительность,Специфика художественного образа создает новый, вымышленный мир.О.картиной чел. жизни,В любом произведении много образов.Портрет—изображение внешности. Речь —показательпринадлежности человекаПсихологический анализ–духовной жизни персонажаизображении духовной жизни их персонажей.Авторский комментарий – несоответствие между тем, что делает или говорит герой.Воспоминания и сны – раскрытие внутреннего мира. Поступки, действия – самый важный показатель характера, его мировоззрения, всего дух мира.
Для любого произведения характерна условность.
воссоздать реальность невозможно.
Вопрос 12.
(Категория авторства. Поэтика автора (частная поэтика).
(Лекции. ВвЛв. С. 68 и далее).
Сознательное и бессознательное в литературном творчестве. Концепция «смерти автора» Р. Барта. (ВвЛв. С.73 и далее).)
Эгоцентрическая речь 2
... человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. Язык – это система ... к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...); — вопросы; — ответы. Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским. По ...
Средневековое понимание автора : автор был лицом, занимающимся литературной деятельностьюС другой сторонысочинение, обладающее авторитетомОбщая концепция смерти авторак структуралистской теории Смерть автораБарта постструктуралистской и деконструктивистскойАвтор передаёт идеи прошлых авторов, ничего нового больше нет ! Пиздец
Вопрос 13
(Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Стратегии авторского успеха)
Репутацияизмнений и складывается
Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.
Беллетристика — общее название художественной литературы в стихах и прозе. Не всегда классика, но может ей стать.
Писательский успех важен, он складывается из:
— самоуважение, слава, духовная власть.
Проявляется в коммерческом успехе.
Категории: талант, способность, подающий надежды, второй ряд, графоман, эпигон.
Вопрос 14.
(Поэтика. Категории содержания и формы (традиционное понимание).
Содержание. Тема, идеи/проблемы, конфликт, пафос литературного произведения. Мир произведения. («Внутренний мир произведения» — по Д.С. Лихачеву))
. Содержание облечься в форму,служит проявлению содержания.содержание.ищет для себя формуВ основележит образ.Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.внешним и внутренним.Эпос и драма без конфликта не могут существоватьХронотоп — тесная связь времени и пространства(Бахтин).
Содержание: тема, идея, проблема, конфликт, пафос, характер, форма, композиция, язык.
Мир худ произведения– результатотображениядействительностиимеющий взаимосвязи,закономерности, измерения, смыслы и зависящий от реальности.
Вопрос 15.
Понятие о художественном времени и художественном пространстве (хронотоп – по Бахтину).
Персонаж, тип и характер в художественной литературе).
Время – одна из форм бытия и мышления. Всегда отличается от реального.
Эпическое – реальное время, с которым движутся события. Объективно.
Лирическое – индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от эмоционального состояния. Субъективно.
Прерывистое. Может иметь ретроспекции (обращения назад), проспекции (заглядывания вперед), ретрадации (намеренное замедление автором).
Непрерывное. Мифологическое, утопическое, историческое. Замкнутое – не выходящее за пределы сюжета, не связаны с историческим временем (фольклор).
Открытое – координирующее с исторической эпохой.Событийное и авторское. Пространство – одна из форм бытия и мышления. Место, где размещены персонажи и соверш. действия. Координаты может иметь:
— вертикальные (верх – рай, низ – ад)
— горизонтальные (впереди – будущее, позади – прошлое, здесь, там)
Разграничения миров:
— западный – чужой
— восточный – свой
Персонаж – любое действующее лицо в произведении.Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические.
Особенности трактовки образа героя времени в романе Лермонтова ...
... Печорин и Вулич и т.д. Таким образом, это произведение, в отличие от «Евгения Онегина», мокогеройное. Все персонажи в нем, являясь полнокровными художественными тинами, выписанными с разной степеныо ... что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и ...
Характер – персонаж, в котором полно отображена человеческая индивидуалностьТип – персонаж, воплощающий определенные черты каокго-либо времени, соц строя или среды.
Вопрос 16.
Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации. (ВвЛв. С.217) Понятие мотива в литературоведении (см. сюжет и мотив у Веселовского и другие концепции).
Сюжет – художественная организация событий.Фабула – жизненный материал.Фабула – события в их причинно-хронологической последовательности.
Мотив – минимальная художественная единица в литературе. Из них сюжеты.
Сюжет — сцепление событий Экспозиция — вступительная,Завязка — событие,Кульминация — высший моментРазвязка — разрешение конфликта.пролог — вступительная частьэпилог — заключительная частьХроникальный сюжет — естественное движение времени. Концентрический сюжет — действие вокруг какой-то проблемы.Первоначально термин «Ф.» имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра.
Вопрос 17
Художественная форма. Композиция литературно-художественного произведения. (Лекция. Семинар. ВвЛв. С. 322 и др.).
Система персонажей. Повествование и описание. Соотнесенность деталей. «Минус»-прием и умолчание. Со- и противопоставления. Монтаж.(Лекции)
Композиция —членение произведения начасти,Композиционное единствоважное условиехудожественности.Работа над композициейпостроение образов персонажей построение сюжетавыбор формы повествованияобщую композицию,в единое целое
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА—воссозданиереальности в выразительных средствах «традиционных» формсонета, романса(исп. романс 17 в.),элегии, оды, рассказа(т.н. малые формы),повести, романа, многотомного литературного цикла.
Х.ф.средствомформированиясодержания произведения.
Система персонажей– совокупность образов персонажейх/п,связанных различнымипротивопоставление, двойничество, анатагонизм).
Нарратив — изложение взаимосвязанных событий,представленныхвиде последовательности слов или образов.
Описание — словесное изображение какого-либо предмета,его характерных признаков.
Умолчание – фигура мысли«Не буду говорить, что он вор, казнокрад, изменник…»
Минус-прием — литературный приём, состоящий в отсутствии в тексте тех или иных значимых элементов,
По Веселовскомуформой аналогийявляется двучленный параллелизмиз двучленного параллелизма подобного родавыросли и символы, и метафоры, и иносказательная образность басен о животных.Волшебная сказка,В.Я. Пропп,соотносит образы героя и его противника.
Монтаж – способ построения произведения
Вопрос 18.
(Язык художественной литературы и речь художественная. Основные «уровни» и функции. Соотношение нормы и экспрессивности)
Язык художественной литературы: 1)язык, на к-ром создаются художественные произведения 2)Поэтический язык — система правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретацииХудожественная речь вбираетразные формы речевой деятельности. Язык художественной литературыэстетическое начало.
Вопросы к семинарскому занятию
... в дальнейшем появился иной подход к этой проблеме. В литературе справедливо подчеркивалось, что правовое регулирование и охрана прав не ... обществе, а следовательно, и уровень развития самого общества. Таким образом, меру свободы личности в обществе необходимо прямо проецировать на ... Вместе с тем возникает вопрос о том, различаются ли категории "охрана" и "защита", когда речь идет не о функционировании ...
Художественная речь – прагматичное использование языковых средств в данном произведении (аллитерация, ассонанс, звукоподражание).
Средства:
— фонетические – напр. анафора
— морфологические – напр. Варваризмы — синтаксические – фигуры речи (эллипсис, риторические вопросы и восклицания, парцелляция, градация)
— тропы.
Вопрос 19.
(Проблема «чужой речи». Стилизация. Пародия. Сказ.)
Чужая речь – речь героев.
3 разновидности:
— стилизация – намеренная и явная имитация чужого стиля
— пародия – речь с целью осмеяния, копирующая чью-то еще
— сказ – живая речь, дистанцированная от автора, рассказчика.
Вопрос 20.
(Тропы и фигуры речи)
Учить надо было, говно !
Вопрос 21.
( Стих и проза Проблемы специфики стихотворной речи. Системы стихосложения.)
Стих – упорядоченное, организованное написание текста; относительно короткие речевые фразы.
Проза – устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи;Речь стихотворнаяРитм У стихотворенияразмер, рифма, упорядоченные по длине строфы а могут и не быть.
Тоническая система – основана на упорядоченном появлении ударных слогов в стихе, количество безударных произвольно.
Силлабическая (слоговая) – основана на примерно одинаковом числе слогов. Расположение ударных в строке относительно свободно.
Силлабо-тоническое – стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Вопрос 22
(Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы (по статье В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»).
Роды литературы.)
Поэзия эпическая.
Эпос, слово, сказание, передает предмет в его внешней видимости и вообще развивает, что есть предмет и как он есть.
Жанры: эпиграммадидактические стихотворения, космогонии и теогонии, роман.
Лирическая поэзия.
Жанры:
— гимн, дифирамб, псальмы
— ода –
— песня, сонеты, сатиры стихотворения
Драматическая поэзия.
Жанры: трагедиякомедиядрама.
Род — это крупные объединения словесно-художественных произведений
Вопрос 23.
(Жанры литературы. Исторические судьбы жанров.)
Жанры — группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойствЭпические: басня, былина, баллада, миф, лирические, ода, послание,лиро-эпические, баллада, поэма,драматические, драма, комедия, трагедия.
Вопрос 24.
(Историко-литературный процесс и его составляющие. IT –технологии, интернет и современный литературный процесс.).
Развитие речи детей 3 года жизни в процессе выполнения аппликации
... и практических вопросов, связанных с использованием аппликации и упражнений по развитию моторики детей третьего года жизни как средства формирования речи детей третьего года жизни, остались без ... внимания многие положения, определяющие методику их применения в структуре комплексных занятий по развитию речи, а также вопросы осуществления ...
Литературные премии.
Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Развитие литературного творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.изменение литературыфакт
Лит. Премии: Белого, Солженицына, Русский Букер, Дебют, Большая книга, Национальный бестселлер.
Вопрос 25.
(Общие понятия о литературном направлении, течении и школе. Понятие стиля и идиостиля.)
Литературное направлениесовокупность фундаментальных духовно-эстетических принциповряда группировок и школиспользуемых средств.Стильстепень соответствия всех ее элементов содержанию произведений.Литературно-художественный стильзависит от жанровой природы произведенияхарактеризует и творческую индивидуальность писателяэпоха выражает свои стилевые нормы.Лучше всего стиль автора передают пародисты.Слагаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм.Лексико-словарный состав:1) нормативность/ ненормативность2) лаконизм или многословие; 3)предметность, конкретность, номинативность; 4) грамотность словарного состава; 5) ключевые слова, которые выделяются и в количественном, и в качественном составе. Синтаксис: связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.
Вопрос 26.
(Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв. (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения. Постмодернизм: его теория и художественная практика)
Барокко – характеристика европ. Культуры 17-18 веков, возникшая в Италии. Противопоставляется реализму и классицизму.
Тезисно о барокко.
Вычурность, контрастность, напряженность, динамичность образов, совмещение реальности и иллюзии, смешение искусств балы-маскарады.Бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Исследование быта в контрастах.
Классицизм – 17-19в. Стиль и эстетическое направление, в чьей основе заложена идея рационализма.Жетская иерархия жанров, четкое деление на + и – героев, говорящие фамилии,Высокие жанры – ода, поэма, трагедия.Низкие – комедия, басня, эпиграмма, сатира.
Романтизм – 18-19в. Возникает в результате кризиса рационализма. Внимание к внутреннему миру, психологизм, бегство от действительности в идеальный мир. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
Реализм – 17-20в. направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии
Просветительский реализм – 17-18. Вера в разум, надежда на гармонизацию общества через просвещение, развитие творческого начала в человеке.
Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации
... сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов: 1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость коммуникативных стр ...
Критический реализм – 1840-1890гг критика соц пороков, воссоздание жизни в ее закономерностях.
Социальный реализм – коммунистические социально-политические и эстетические идеалы, пафос революции и перестройки, вера в социализм и коммунизм.
Модернизм – эстетическая концепция, сложившаяся в 1910г в результате пересмотра философских основ и творческих идеалов 19 века.
Отказ от реализма в изображении жизни через закономерности. Подчеркнутая условность картины, как невозможность конечного в человеке, аллогизмы, игра смыслов. Действительность – хаос и абсурд. Личность описана в контексте ее отчужденности от социума.
Течения:
Символизм – представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Исключительная роль искусства Познать мир можно только через духовный опыт и творческую интуицию.
Акмеизм – преодоление символизма: отказ от символ. многозначности образов, возвращение к материальному миру, точному значению слова. Задача – непосредственный взгляд на мир.
Футуризм:
— Кубофутуризм – обновление иск-ва.
— Эгофутуризм – интуитивное творчествои худ индивидуализм, сочетание литературных традиций.
Импрессионизм – передача мгновенного впечатления от реальности, импровизация ярких образов.
Экспрессионизм – соц-обличительный пафос, эмоционально-психологическая насыщенность, ассоциативность. Гротеск, гипербола, контраст.
Имажинизм – подчиненность содержания форме. Метафоричность образов.
Сюрреализм – источник искусства есть сфера подсознания. Разрыв логических связей, хаотичная запись реальности, стыковка деталей по случайному принципу.
Постмодернизм (postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в.: он употребляется как для характеристики постнеоклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеоклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак.
Вопрос 27
(Статья Д.С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения»)
Внутренний мир произведенияцельностью.элементы отражают действительность,соединяются в внутреннем мире.не существует отдельно от реальностисубъективное автора. Мир пр-е изменяет действительность.
В русской сказке легкость динамики ведет к расширению ее худ пространства.Хронотоп сказкиусловиям для развития действия.
У Достоевского низкое сопротивление среды в сфере психики. Парадоксы психики, слабые причинно-следственные связи.
Нормативы мира пр-я: время, пространство, соц. И материальная среда, законы психики и движения идей.
Вопрос 28.
(Работа М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе». Проблема историзма литературы — по этой работе М.М. Бахтина.)
Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы.
Хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный моментвременно-пространственные определениянеотделимыэмоционально-ценностно окрашены.
городок Флобера — место циклического бытового времени.нет событий,есть«бывания». Время движется по узким кругамМесто бессобытийно.
хронотоп порогахронотоп кризиса и жизненного перелома.
в творчестве Л.Н. Толстого основной хронотоп – биографическое основное сюжетообразующее значение.
Автор-творецвне хронотопов.
вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов.
Вопрос 29.
(Статья Б. Эйхенбаума «Как сделана «Шнель» Гоголя». Разновидности сказа, роль каламбура, фантастики, сочетания комического и лирико-патетического(«гуманного» места ) тона в повести.)
В вопросе 8 большая часть ответов.
Вопрос 30.
Пародия произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного изменённой форме.
Травестия — высокий предмет излагается низким стилем
Бурлеск — низкий предмет излагается высоким стилем.
Комизм пародии достигаетсяиспользованиемНарушение единства стиля и тематики изложения
— гиперболизация
— переиначивание
— Смещение контекста. Контекст изменяется таким образом, что точно повторённые особенности исходного произведения становятся нелепыми и смешными.