Вопрос 1. Понятие и формы проявления лжи

Л Е К Ц И Я

Верификация ложной информации в процессе общения

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии и педагогики Протокол № 13 от 25 января 2017 г. Подготовил: доцент кафедры, кандидат психологических наук, подполковник полиции   А.С. Бондаренко

 

Краснодар

 

Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория

Методика проведения: лекция

Основное содержание темы:

Определение и психологическая структура лжи (обмана).

Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь).

Моральное значение различия умолчания и тайны. Виды признаков обмана: утечка информации и информация о наличии обмана. Верификация ложной информации по словам. Вербальные возможности сообщения ложной информации. Признаки словесного обмана (неосторожные высказывания, языковые оговорки, тирады, уклончивые ответы или увертки).

Верификация ложной информации по голосу. Верификация ложной информации по пластике. Типы телодвижений. Различия между эмблемами и иллюстрациями. Позы как признак утечки информации или обмана. Верификация мимических признаков ложной информации. Психологическая характеристика основных ошибок и мер предосторожности при верификации ложной информации.

Основные понятия и термины, подлежащие усвоению:

Ложь (обман), умолчание (тайна), искажение (ложь), утечка информации, верификация ложной информации, неосторожные высказывания, языковые оговорки, тирады, уклончивые ответы или увертки.

Основные цели лекции:

— содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;

— способствовать воспитанию профессиональной позиции при профессиональном общении;

— сформировать навыки оценки эффективного распознавания лжи.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

Основная часть:

1. Понятие и формы проявления лжи

2. Верификация ложной информации по невербальным признакам

3. Признаки внутриличностного конфликта

Заключение

Вопросы для самостоятельной подготовки.

 

Основная литература:

1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебник / Г.В. Бороздина.- 2-е изд.- М.: Инфра-М, 2011(2006).

2. Кораблев, С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов [Текст]: учеб. пособие / С.Е. Кораблев. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.[1]

3. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке.- М.: Форум: Инфра-М, 2012.

4. Психология общения [Текст]: практикум / ред. А.С. Бондаренко.- Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013.

5. Социально-психологический тренинг профессионального общения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. М.В. Воротникова. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015.- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru/.

Дополнительная литература:

1. Бахин, В.П. Тактика — профессионализм и мастерство при общении [Текст]: учеб. пособие / В.П. Бахин.- Киев: Изд-во Семенко Сергея, 2006.

2. Галиева, Р.Д. Культура общения участкового уполномоченного полиции при взаимодействии с гражданами [Текст]: учеб.–метод. пособие / Р.Д. Галиева, Ю.В. Клочко — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016.

3. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина. — М.: Академия, 2002.

4. Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.И. Зарецкая. — М.: ОНИКС, 2010.

5. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков.- М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014.

6. Костина, Л.Н. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции [Текст]: метод. рекомендации / Л.Н. Костина, Н.М. Кузнецова.- 2-е изд., испр. и доп.- Орел: ОрЮИ МВД России, 2013.

7. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов.- 3-е изд.- Ростов н/Д : Феникс, 2014.

8. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. — М.: Смысл, 2005.

9. Михайлова, В.К. Деловое общение [Текст]: альбом схем и практических занятий [Текст]: учеб.–практ. пособие / В.К. Михайлова.- М.: ДГСК МВД России, 2011.

10. Петров, В. Е. Проведение психологического тренинга с сотрудниками полиции с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Е. Петров, Н. Ю. Филипенкова. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.

11. Петров, В.Е. Организация и проведение интеллектуального социально-психологического тренинга в работе с сотрудниками ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Е. Петров.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.

12. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / ред. В.Л. Кубышко.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.

13. Цветков, В.Л. Психология оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учеб. пособие / В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009.

14. Экман, П. Узнай лжеца по выражению лица [Текст]: книга-тренажер / П. Экман, У. Фризен.- СПб.: Питер, 2012.

Введение

Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей: такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями (например, ложь врача тяжелобольному человеку) и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку без лжи жить невозможно. Действительно, общество требует известной доли скрытности и лжи. Оно всех нас ставит в такие условия, что безусловная искренность становится почти совершенно немыслимой. Никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует, так сказать, особая общественная маска, которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем, не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей.

В современное время, каждый человек может быть подвержен лжи или обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия корыстных целей других людей, или как утаивание информации, но во благо. Все это окружает людей, которые должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество обманов до минимума. Несмотря на значительное число публикаций, связанных с таким явлением как ложь и обман, тема идентификации и разоблачения лиц, пытающихся утаить сведения имеет первостепенную роль. Особенно это является значимым в контексте осуществления профессиональной деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Психологически грамотное и комплексное владение навыками определения искажения ин­формации, безусловно, способствует эффективному выявлению скрываемых обстоятельств. Следует отметить, что этот процесс не должен осуществляться путем лишь одностороннего учета проявляемых вовне признаков лжи, а также необходимо понимание скрытых признаков внутреннего напряжения, таких.

 

 

Вопрос 1. Понятие и формы проявления лжи

Психология понимания и распознавания лжи для российской науки является относительно новой и малоизученной областью исследований. Об этом свидетельствует ограниченное число публикаций на важные для сотрудников милиции вопросы о психологических видах, причинах и мотивах лжи.

Проблемой выявления лжи и обмана занимались такие ученые как П.Экман, А.Лурия, А.Пиз, В.Знаков, К.Харский, К.Уфаев, Т.Дашкова и другие.

В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь» и «обман» в качестве синонимов, однако, с точки зрения психологии эти понятия имеют различное содержание.

Ложь — сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман).

Обман — намеренное введение другого лица в заблуждение (блеф, липа, мистификация, надувательство, очковтирательстве, шарлатанство).

По мнению профессора Д. И. Дубровского, обман есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Обман можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и т.п.).

Обман может служить одной из форм проявлений социальных противоречий, выражая эгоистическое обособление, конкуренцию, а также всевозможные способы достижения своих интересов и целей за счет других или вопреки желаниям других.

Наиболее заметная и известная функция обмана — это сохранение тайны, причем тайна может иметь отношение как к отдельной личности, так и к группе людей, коллективу, фирме или даже целому государству.

По определению Пола Экмана, существуют две основные формы лжи — умолчание и искажение. При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные воздействия — он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную.

В заключение нужно отметить, что на ложь как психологический феномен психологи различной ментальности смотрят по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Ложь имеет четыре вида: умолчание, искажение, сообщение правды в виде обмана и так называемая «особая ложь».

Психология понимания и распознавания лжи для российской науки является относительно новой и малоизученной областью исследований. Об этом свидетельствует ограниченное число публикаций на важные для сотрудников милиции вопросы о психологических видах, причинах и мотивах лжи.

Проблемой выявления лжи и обмана занимались такие ученые как П.Экман, А.Лурия, А.Пиз, В.Знаков, К.Харский, К.Уфаев, Т.Дашкова и другие.

В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь» и «обман» в качестве синонимов, однако, с точки зрения психологии эти понятия имеют различное содержание.

Ложь — сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман).

Обман — намеренное введение другого лица в заблуждение (блеф, липа, мистификация, надувательство, очковтирательстве, шарлатанство).

По мнению профессора Д. И. Дубровского, обман есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Обман можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и т.п.).

Обман может служить одной из форм проявлений социальных противоречий, выражая эгоистическое обособление, конкуренцию, а также всевозможные способы достижения своих интересов и целей за счет других или вопреки желаниям других.

Наиболее заметная и известная функция обмана — это сохранение тайны, причем тайна может иметь отношение как к отдельной личности, так и к группе людей, коллективу, фирме или даже целому государству.

По определению Пола Экмана, существуют две основные формы лжи — умолчание и искажение. При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные воздействия — он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную.

В заключение нужно отметить, что на ложь как психологический феномен психологи различной ментальности смотрят по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Ложь имеет четыре вида: умолчание, искажение, сообщение правды в виде обмана и так называемая «особая ложь».

Вопрос 2. Верификация ложной информации по невербальным признакам

Элементы внешнего облика лица (рост, глаза, волосы, мимика, нос, рот, и т.д.) имеют явное преимущество в интенсивности восприятия, в отличие от элементов тела (голос, речь, поза, жестикуляция).

Анализ литературы показал, что общим принципом реагирования глаз на позитивное или негативное (например, на ложь) является то, что человек старается закрыть или отвести глаза от неприятных (резких, внезапных) впечатлений. И наоборот, если у человека взгляд спокойный и расслабленный – значит, он внутренне удовлетворен его глаза широко открываются.

Невербальная коммуникация — вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замеще­ние речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по ком­муникативному процессу.

Общение, будучи сложным социально-психологическим про­цессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от ла­тинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно вы­ступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»).

Играет важную роль точность употреб­ления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл ин­тонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая) тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий) интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наи­более привлекательной в общении является плавная, спо­койная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфичес­кие звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хмхм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте комму­никации человека слова составляют 7 %, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие на­уки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, по­клоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: руко­пожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкива­ние и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в че­ловеческом контакте:

• интимная зона (15—45 см) — в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характер­ны доверительность, негромкий голос в общении, тактиль­ный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиоло- -гические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в про­цессе общения всегда воспринимается собеседником как по­кушение на его неприкосновенность;

• личная, или персональная зона (45—120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визу­ально-зрительный контакт между партнерами, поддержива­ющими разговор;

• социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается во вре­мя официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого » не очень знают;

• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на ми­тинге и пр.

Мимика — движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, — способна дать истинную информа­цию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, заме­чено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 време­ни разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает созда­ние серьезной атмосферы делового партнерства; светским, ког­да взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) — это способствует созданию атмосферы светского непри­нужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела до уров­ня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса — говорит о критическом или подозрительном отноше­нии к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, ра­дость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются челове­ком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Невербальные аспекты коммуникации следует рассматривать, как комплексный процесс, задействующий все пространство, жесты, интонации, движения телом, в отличии от вербального, привычного нам словесного способа общения.

При выявлении признаков лжи словесный способ общения является наименее достоверным, поскольку тщательно, как правило, контролируются обманывающим. Однако лжец не может контролировать все свои поведенческие реакции, поэтому невербальные компоненты. Сказываются весьма информативными сигналами лжи.

Одним из таких сигналов является тон голоса. Как показали специальные эксперименты, при обмане высота голоса может возрастать. Следует, однако, учитывать, что интонация изменяется не из-за самого факта обмана, а только тогда, когда лжец испытывает при этом страх (возможно, также гнев или возбуждение).

Анализируя жестикуляцию, необходимо обратить внимание, прежде всего, на особенности проявления невербальных сигналов в зависимости от образования и возраста.

Общим принципом является здесь то, что, когда мы видим, слышим или говорим неправду, мы прикрываем соответственно наши глаза, рот и уши руками. Вместе с тем, когда человек проделывает жест «рука – к – лицу»,то это далеко не всегда означает, что он лжет. Однако это может быть первым признаком обмана, и дальнейшее наблюдение за поведением человека и его жестами может подтвердить первоначальные подозрения.

О негативном отношении человека в процессе взаимодействия с ним и его желании скрыть свое отрицательное отношение сигнализирует жест сцепленных пальцев рук.Этот жест имеет три варианта: сжатые руки подняты на уровне лица, руки лежат на столе или на коленях, если человек видит, а также внизу перед собой, когда он стоит.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные карти­ны изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, на­правление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопо­жатия на уровне руки означают во многих случаях — «здрав­ствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы— это специфические привычки челове­ка, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) поче­сывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания,пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание от­дельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пу­говица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличен­ное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для про­ницательного человека важно приобрести умение понимать лож­ные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонст­рация усиления движений руками и корпусом); подавляют силь­ные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следую­щие виды жестов:

• жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание ука­зательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

• жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирами­ды; раскачивание на стуле;

• жесты нервозности и неуверенности — переплетенные паль­цы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу паль­цами; трогание спинки стула перёд тем, как на него сесть и др;

• жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

• жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытира­ние влажных ладоней о ткань;

• жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

• жесты расположения — прикладывание руки к груди; пре­рывистое прикосновение к собеседнику и др.;

• жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

• жесты неискренности — «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др. Умение понимать популярные жесты (жесты ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

Понятие невербальных компонентов коммуникации, включает не только жесты, но и пространство, главным образом то, которое непосредственно окружает человека. Тот факт, что психологические границы тела человека не совпадают с его физическими границами выводит на целый ряд интереснейших следствий. Действительно, даже не касаясь непосредственно нашего тела, но лишь приближаясь к нему максимально, наблюдается целый спектр физиологических изменений в организме. Начинает биться сердце, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, т.е. происходит физическая готовность организма к ответному удару. Происходит это потому, что не только человек, но и большинство животных имеют вокруг тела определенное пространство, которое, как и само тело считается собственной территорией.

Таким образом, мы видим, что анализ невербального поведения является не менее информативным и в тоже время более доступным способ распознавания скрываемой информации.

 

Вопрос 3. Признаки внутриличностного конфликта

Как показали описанные в предыдущих вопросах темы, проблема диагностики скрываемой информации имеет широкий спектр и разнообразные формы выражения. Поскольку, необходимость сохранять в тайне некую информацию или намерение вызывает у человека определенную степень напряжения, а криминальный характер данной информации формирует в связи со страхом наказания проявление внутреннего конфликта, следует учитывать возможности диагностики этого конфликта. Противоречие, скрытое в этом внутреннем конфликте, вызывает высокий уровень тревоги, который чаще всего выражается в проявлении защитных механизмов.

Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Современный психоанализ насчитывает свыше двадцати видов защитных механизмов, различающихся по степени эффективности, зрелости, а также в зависимости от локализации конфликта: в сфере влечений, моральных установок или внешней реальности.

Содержательные характеристики типологий психологической защиты

1. Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-нибудь внутренний импульс или сторона отрицает самое себя.

2. Вытеснение.З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну.

3. Регрессия. Регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путём перехода на более ранние стадии развития либидо.

4. Компенсация. Этот механизм проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

5. Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом становятся как бы вторичными.

6. Замещение.Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.

7. Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.

8. Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для неё мыслей, чувств или поступков путём преувеличенного развития противоположных стремлений. Происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Для более удобного использования в качестве средства визуальной диагностики представим обобщенные и систематизированные данные в виде таблицы (Таблица 1.)

 

 

Таблица 1.

Механизм защиты Особенности защитного поведения в норме Акцентуация характера Возможные девиации поведения Диагностическая концепция Тип групповой роли по Г.Келлерман Невербальное проявление
Отрицание Эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство. Жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики, отсутствие самокритичности. Демонстративность Лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения. Истерия Роль романтика Спонтанные телодвижения: прикрытие рта рукой, прикосновение к носу, потирание века пальцем, почесывание или потирание уха, оттягивание воротничка, почесывание шеи, опускание век во время разговора, пожимание плечами.
Проекция Гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство. несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Застреваемость Сверхценные и бредовые идеи ревности. несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности и грандиозности, проявление враждебности, насильственные действия, убийства, садистско-мазохистский и ипохондрический симптомокомплексы. Паранойя Роль проверяющего Спонтанные телодвижения: потирание щеки указательным пальцем, в то время когда другой палец прикрывает рот, чрезвычайно сильное сцепление пальцев, привычка потирать затылочную часть головы, взгляд искоса.
Регрессия Слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, непроизвольные движения, «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность. Неустойчивость Инфантилизм, тунеядство. Конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ. Неустойчивая психопатия Роль ребенка Спонтанные телодвижения: держание самого себя за руки спереди, вкладывание пальцев в рот, отряхивание одежды, постукивание пальцами или ногами, грызение ногтей, поправляние деталей одежды, снимание и одевание очков.
Замещение     Импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта, предпочтение кинофильмов со сценами насилия, приверженность к рискованной деятельности, выраженная тенденция к доминированию, склонность к занятиям физическим трудом.   Возбудимость (эпилептоидность) Агрессивность. неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, проституция, хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды.     Эпилептоидность, воздудимость, агрессивный диагноз. Роль ищущего козла отпущения Спонтанные жесты: закладывание рук за голову, акцентирование больших пальцев, сжатые кулаки, ноги плотно упираются в землю, руки на бедрах, взгляд поверх очков. Рукопожатие до хруста пальцев.
Подавление Тщательное избегание проблемных и вызывающих страх ситуаций, неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомых, подчиняемость, тревожность. Тревожность, конформность Ипохондрия, иррациональный конформизм, крайний консерватизм. Пассивный диагноз Роль невиновного Спонтанные телодвижения: положение открытой ладони вверх при рукопожатии, беспристрастное и неэмоциональное рукопожатие, взгляд в сторону или пол, собирание несуществующих ворсинок, прикрытые веки, нарочито замедленные телодвижения.
Интел-лектуа-лизация Старательность, ответственность. добросовестность, самоконтроль. склонность к самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек. предусмотрительность. дисциплинированность, индивидуализм. Психастения, педантичность. Неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством». Самообман и самооправдание, выраженная самоотстраненность, цинизм, фобии, ритуальные и навязчивые действия. Навязчивость Роль философствующего Защитные ритуалы, связанные с занятием свободного места: чрезмерная озабоченность порядком, недопущение чужих на свою территорию, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание. Потирание ладоней. Жесты, выражающие чувство гордости: закладывание рук за голову.
Реактивное образование Непринятие общественных гигиенических заведений (бань, туалетов), отрицательное отношение к «неприличным2 разговорам, кинофильмам эротического содержания, сильное переживание по поводу нарушения личного пространства, подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, озабоченность «приличным» видом, вежливость, любознательность. Сензитивность, экзальтированность. Выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм. Маниакальность Роль пуританина Непроизвольные телодвижения, направленные на сохранение зонального пространства: отклонение назад с целью установить нужную дистанцию, прямая напряженная рука во время рукопожатия, пожатие кончиков пальцев, сцепленные пальцы рук, закусывание губы, избегание взгляда в упор, беспристрастное лицо или стереотипная улыбка, сдержанные движения.
Компенсация Установка на работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, стремление к оригинальности, коллекционированиею, литературное творчество. Дистимность Агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерия, амбициозность. Депрессивность Роль объединяющего Спонтанные телодвижения: закладывание рук за спину, вытягивание ног при сидении, закладывание больших пальцев за пояс или в карманы, встряхивание волос у женщин, поглаживание волос у мужчин, слегка приоткрытый рот.
               

 

Таким образом, визуальная диагностика психологических защит позволяет оценить степень внутреннего напряжения человека. Соотнести их с более вероятными акцентуациями поведения и сделать прогноз относительно возможных склонностей к той или иной форме девиантного поведения.

Главное условие успешной визуальной диагностики — это комплексное его использование, с учетом всей совокупности сигналов, поступающих от человека. Ни один, даже самый явный признак обмана еще не является доказательством лжи сам по себе, однако в сочетании они могут выявить симптомы скрываемого обстоятельства.

Заключение

В заключение нужно отметить, что на ложь как психологический феномен психологи различной ментальности смотрят по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Ложь имеет четыре вида: умолчание, искажение, сообщение правды в виде обмана и так называемая «особая ложь».

Элементы внешнего облика лица (рост, глаза, волосы, мимика, нос, рот, и т.д.) имеют явное преимущество в интенсивности восприятия, в отличие от элементов тела (голос, речь, поза, жестикуляция).

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Моральное значение различия умолчания и тайны.

2. Верификация ложной информации по голосу.

3. Верификация ложной информации по пластике.

4. Позы как признак утечки информации или обмана.

5. Верификация мимических признаков ложной информации.

[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.