Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

16

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НА ТЕМУ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, ИХ ВИДЫ. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Студент Васюхнова Л.В.

Курс 3 Группа СДО

Преподаватель по дисциплине «Общая психология»

Алехин И.А. доктор педагогических наук,

Профессор, член-корреспондент Российской Академии образования

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ, ИХ ПРИРОДА, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

1.1 Природа эмоций

1.2 Классификация эмоций

1.3 Понятие эмоций

1.4 функции эмоций и их эмоциональное состояние

ГЛАВА 2. ЧУВСТВА, ВОЛЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Понятие чувств

2.2 Классификация чувств

2.3 Функции чувств

ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ, СУТЬ ТЕОРИЙ

3.1 Теории эмоций

3.2 Структурная теория эмоций Пейпеца

3.3 Соматическая теория эмоций Дженса-Ланге

3.4 Потребно-информационная теория эмоций

3.5 Теория В. Джемса

3.6 Теория И.П. Павлова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.

Эмоции тесно связаны с потребностями, для удовлетворения которых человеку необходимо предпринять те или иные действия. При этом для осуществления произвольных действий человеку часто необходимо «предпринимать» определенные усилия, т. е. иначе можно сказать проявлять волю.

Различные аспекты эмоций и волевых усилий в настоящее время активно исследуются многими учеными. Первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения.

Чувства человека внешне заметно, они рассматривается как первичное явление относительно эмоций. Они совершенствуются и, развиваясь, образуя ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль, выступая в качестве значимого фактора в формировании личности (в особенности ее мотивационной сферы).

3 стр., 1424 слов

Эмоции и чувства 3

Тема: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА. Понятие эмоций и чувств. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств. Особенности эмоций. Эмоциональные состояния. Виды высших чувств. Развитие эмоций и чувств у детей. 1.На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем, относимся ко всему определенным образом. Одни события вызывают радость, удовольствие, другие — грусть, печаль, страх. ...

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции играют важную мобилизационную и интегративно-защитную роль. «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма».

Эмоции и чувства — личностные образования, социально — психологически характеризующие человека; связаны с кратковременной и оперативной памятью.

Цель работы: охарактеризовать эмоциональную сферу личности: эмоции, чувства, их функции и виды.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. Раскрыть основные теории природы эмоций и чувств.

2. Классифицировать эмоции и чувства.

3. Перечислить основные функции, выполняемые эмоциями.

4. Раскрыть механизмы управления эмоциями и чувствами.

5. Кратко охарактеризовать физиологические и мотивационные аспекты эмоций.

6.Описать основные психологические теории эмоций.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ, ИХ ПРИРОДА, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Эмоции — это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я».

1.1 Природа эмоций

Современная история эмоций начинается с теории Джемса-Ланге, по которой первопричинами эмоций являются органические изменения. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной. В. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения, согласно теории Джемса — Ланге, являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только потом — осознание этого возбуждения, как следствие возникает сама эмоция.

2 стр., 801 слов

Психология развития. Что такое психический процесс. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

1.2 Классификация эмоций

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций — положительных и отрицательных. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции (от фр. Emotion) чувство. Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы. По потребностям отличают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т. д.), от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные- его отношения к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То что действует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то что препятствует — отрицание.

3 стр., 1400 слов

Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс

... эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс. Чувства. Чувство — это ... эмоций:* альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);* коммуникативные эмоции (возникающие при общении);* глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);* праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);* пугнические эмоции ...

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Произвольные же эмоции не поддаются классификации, они также многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.

Ведущей эмоционально-регуляционный механизм — эмоция успеха- неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходные побуждения к цели. Эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия с одной стороны; огорчения, расстройства с другой, представляют собой модификации базовой эмоции- неуспеха.

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс. В экстремальных ситуациях эмоция успеха- неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха, гнева. Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:

1. эмоциональный тон ощущения;

2. эмоциональный отклик;

3. настроение;

4. конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустация;

5. высшие эмоции-чувства.

Настроение — эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тон его жизнедеятельности.

Стресс — тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного опасного положения, на приспособление к сверх — сложным условиям. Стресс может оказывать как мобилизующие (австресс) так и угнетающее влияние — дистресс (от англ. distress- горе, истощение).

Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способом выхода из них.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

... или; иначе приходят к  пониманию специфичности отдельных эмоций. Люди, с которыми они  работают,  испытывают именно ... Реферат по психологии: Формы общения между людьми. Выражение своих чувств и эмоций. Проявление дружбы и любви. Автор: ... человека – представляют собой не  рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности ...

Стресс следует отличать от аффекта. Аффект (от лат. affectus-душевное волнение, страсть).

Аффект это эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личного поражения. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. В состоянии аффекта (страдает) прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинается беспорядочно распространятся в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах преобладают определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией — расстройством памяти.

Страсть — это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности — к чувствам.

Различают несколько основных функций эмоций — приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности — эстетических чувств.

1.3 Понятие эмоций

Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах.

Эмоции (от лат. emovere — волновать) — это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... длительности проявления:  Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения ... чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния ...

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль — это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций — удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека.

Известный американский исследователь эмоций К. Изард (род. 1923) предложил разделить все эмоции на фундаментальные и производные. К фундаментальным эмоциям относятся- интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. К производным — все остальные. Например, тревожность — это страх + гнев + вина + интерес + возбуждение. Страсть -- еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделяются: материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

Измерение в этой методике производится по 10-ти балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов». Измеряются следующие показатели П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — ...

1) индикация, или оценка (эмоции -- оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций -- благоприятных или неблагоприятных, опасных);

2) образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления реальности, связывающий действительность с образом);

3) объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные переживания);

4) предвосхищение будущего события;

5) активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);

6) побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);

7) регуляция -- организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);

8) связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, творчество);

9) экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, интонации и пр., что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует коммуникации);

10) символ личностных проблем (чем сильнее эмоция, тем значимее проблема; поэтому важно понять причину нежелательного эмоционального состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать позитивному развитию личности).

1.4 Функции эмоций

У человека главная функция эмоций заключается в том, что посредством эмоций люди лучше понимают друг друга, могут, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Таким образом, эмоции выполняют экспрессивную и коммуникативную функции. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia- терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым характерным для него. Хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми.

Положительная эмоция (удовольствие, удовлетворение) несет положительные импульсы в кору головного мозга, благодаря этой эмоции мы выздоравливаем морально, духовно и физически. Если человек доволен (удовлетворен) жизнью, и излучает доброту и любовь, то от такого человека хочется получить заряд бодрости и теплоты.

Эмоциональные состояния в одинаковой степени можно отнести и к эмоциям, и к чувствам. В силу многообразия эмоциональных состояний исчислить их в количественном выражении практически невозможно, но вполне реально сгруппировать их, сбалансировать, подвергнуть качественному анализу, используя различные критерии.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость, страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливается иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так при потребности самосохранения при угрозе у сильного может вызвать страх, а у слабых -гнев и удивление. Чувство радости и тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

По критерию продуктивности эмоциональные состояния можно разделить на стенические и астенические. Стенические переживания повышают жизнедеятельность и активность, способствуют стимулированию, оптимизации деятельности, вызывают энергию, подъем. Это, например, «спортивная злость», гнев. Астенические переживания снижают жизнедеятельность и активность, тормозят, затрудняют деятельность.

Глубокая депрессия — это астеническое состояние, которое сопровождается осознанием собственной значимости, снижением влечений, замедленным протеканием психических процессов, ощущением никчемности бытия: прошлое рассматривается как беспрерывная цепь ошибок, настоящее и будущее видится безрадостным.

Положительные эмоциональные состояния реже бывают стеническими, чем отрицательные. Это объясняется тем, что положительные эмоциональные состояния связаны с удовлетворением потребностей и влечений, а отрицательные — с их отсрочкой, появлением препятствий, невозможностью достичь цели. Поэтому отрицательные состояния мобилизуют на преодоление преград, побуждают искать средства для достижения цели. Они выполняют более важную приспособительную роль, чем положительные. Например, тревога сигнализирует о том, что организму грозит опасность и необходимо мобилизоваться, подготовиться к ее отражению.

По критерию модальности эмоциональные состояния могут быть положительными, отрицательными и амбивалентными.

К положительным чувствам относятся — радость, блаженство, удовольствие, умиление, восхищение, восторг, гордость, ликование, благодарность, любовь, нежность, комфорт, предвкушение, удивление, злорадство, чувство удовлетворенной мести, ликование, симпатия, спокойная совесть, доверие, удовлетворенность собой, стресс (например, свадьба, рождение ребенка).

К отрицательным — горе, тревога, отчаяние, тоска, разочарование, злоба, ревность, дискомфорт, испуг, скука, грусть, обида, омерзение, сожаление, презрение, ненависть, растерянность, удивление, стыд, смущение, стресс .

К амбивалентным (двойственным, противоречивым) можно отнести жажду риска, сострадание, ревность, любовь-ненависть и д.

Чувственный тон (или эмоциональный тон ощущений) — простейшая форма эмоций, врожденные гедонические (от греч. hedone — наслаждение) переживания, своеобразный фон протекания психики.

Настроение — это более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека умеренной или слабой интенсивности, окрашивающее в течение длительного времени все его переживания. Стресс — состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности и экстремальных условиях. Раньше считалось, что стресс вызывают только неприятные переживания, он вреден и его надо «избегать» любой ценой. Но стресс — «не только острая приправа к повседневной жизни», как утверждал исследователь стресса, канадский биолог и врач Г. Селье (1907−1982), он необходим, поскольку повышает приспособительные возможности организма и психики, а также общий уровень сопротивляемости. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающих физическую или психическую травму. В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: тревога, сопротивление, истощение. Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия сопротивления резистентности характеризуется с возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают, и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие (эмоционального) стресса. Если физиологическими стрессорами является крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия) то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации. Остро негативная форма стресса-дистресс опасен для жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида. Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» -острые конфликтные состояния, а личности, вызванные стратегическими значимыми социальными стрессорами- крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д. при социально-обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса).

При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры), регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень.

Фрустрация — частный случай стресса. Это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями к желанной цели. Фрустрация — внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми она не согласна. Фрустрация сопровождается отрицательными переживаниями — разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т. п.

Толерантность можно и нужно воспитывать. Психологическое здоровье человека собственно и означает сознательное управление своим поведением в экстремальных условиях путем построения эффективных моделей поведения.

Аффекты по своей сущности — примитивные реакции, не интерполированные (не пропущенные) через сознание. Частые их проявления — явный признак патологического развития личности, нравственной распущенности, незрелости сознания.

Аффекты подразделяются на два признака: физиологического и патологического.

Физиологический аффект:

1. Высшая интенсивность возбуждения;

2. Соответствие вызвавшей причине;

3. Значительная дезорганизация (сужение сознания);

4. Несдержанность в действиях;

5. Не связанность ассоциативных идей, доминирование одного представления.

6. Сохранение отдельных воспоминаний.

Патологический аффект:

1. Сверх-интенсивность перевозбуждения;

2. Несоответствие вызвавшей причине;

3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение.

4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях;

5. Бессвязное хаотическое сочетание идей;

6. Амнезия

7.. Различают натуры эмоциональные, страстные, фригидные (холодные).

Люди эмоционального типа очень возбудимы — эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Страстные натуры эмоционально стремительны, упорны в достижении цели. Эмоционально-фригидные типы люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания. Эмоциональность личности связана с нравственным духовным потенциалом.

эмоция чувство соматический

2. ЧУВСТВА ИХ ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ

2.1 Понятие чувств

Изменение образа жизни современных людей, изменение общественных отношений вызывает новые эмоциональные состояния, новые чувства. Чувства одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что он познает и делает.

Чувства — это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности.

Охарактеризовать личность, значит сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем гордится, и чему радуется, почему он стыдится, и чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.

В психологическую структуру чувств, входят: эмоции и понятия. В онтогенезе чувства появляются позднее, чем ситуативные эмоции, — они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания, воздействия семьи, школы и других общественных институтов.

Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения.

2.2 Классификации чувств

Для классификации чувств могут быть разные основания. Так, по влиянию на деятельность различают чувства стенические (положительно влияющие на успешность деятельности) и астенические (отрицательно влияющие на деятельность и поведение человека).

По направленности чувства могут быть: положительные — радость, уверенность, оптимизм и отрицательные -угнетенность, страх, неуверенность и т. п. По форме проявления различают настроения -небольшой силы кратковременные, или относительно длительно-функционирующие эмоциональные состояния, аффекты (большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т. п.) и страсти (сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания человека).

Чувства зависят от хода и результатов жизни и деятельности человека. Среди них выделяют такие важнейшие как морально-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются: это интеллектуальные, моральные, эстетические и практические чувства. Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.

Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом.

Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой. Практические чувства связаны с трудом, учением, спортом. К ним относятся скука, радости и муки творчества, удовлетворение достижением цели, увлеченность, азарт, энтузиазм, приятная усталость и т. п. Культура чувств, предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций

Чувства могут быть квалифицированы и по силе стремления к объекту. Здесь выделяются страсти и увлечения.

Страсти — сильные, стойкие, длительные чувства. Предметами страсти могут являться самые разные объекты — человек другого пола, вещи, знания и т. д. Бывают и пагубные страсти — азарт игрока, жажда обогащения, наркотики, алкоголь. Основными признаками страстей являются их действенность, единство волевых и эмоциональных моментов; они всегда побуждают к активной деятельности.

Увлечения отличаются от страстей тем, что они менее устойчивы, не связаны с основными жизненными установками личности, для них характерно господство эмоционального компонента в ущерб интеллектуальному. Особенно ярко увлечения проявляются в подростковом возрасте. Они могут перерасти в страсти, а могут остаться увлечениями и со временем совсем иссякнуть.

2.3 Функции чувств

Чувства — одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отношения человека к значимым для него объектам, явлениям. В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием чувства нередко употребляются и другие — эмоции.

В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психологии различают:

эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении и т. п.), а также как формы проявления более сложных эмоциональных состояний — чувств;

чувства рассматривают как более сложные, прижизненно сформированные и связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных потребностей и интересов личности, переживания человека.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, Который, замыкая электросеть вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи (5 -325с.).

Х.М.Р. Дельгадо обнаружил центры «агрессивности и успокоения» вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждая центр «успокоения» (3−67с.)

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Предлагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого полушария мозга. Левое доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственную эмоциональную.

3. Теории эмоций

3.1 Эволюционная теория эмоций

Эволюционная теория происхождения эмоций опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году Чарльзом Дарвином. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

3.2 Структурная теория эмоций Пейпеца

Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системы (название учитывало, что поясничная извилина окаймляет основание переднего мозга).

Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилины коры больших полушарий. По гипотезе Джеймса Пейпеца, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

3.3 Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге

Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880--1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение -- это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

3.4 Потребностно — информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «…эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:

Э = П Ч (Ис -- Ин),

где Э -- эмоция (её сила, качество и знак); П -- сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) -- оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин -- информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис -- информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Из формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин -- отрицательный.

3.5 Теория В. Джемса

Суть своей теории В. Джемс сформулировал парадоксально: «Мы расстроены, потому что плачем, разъяренные, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим». То есть внешний эмоциогенных сигнал, действуя на мозг рефлекторно, без участия высших центров, с которыми связаны процессы сознания, включает определенное возбуждение, определенное поведение — ряд изменений в организме, а обратная сомато-сенсорная и висце-сенсорная афферентация вызывает эмоцию. Таким образом, эмоция отождествляется с сознанием органических изменений, подчеркивается момент чувства или переживания этих изменений.

«Телесное возбуждение происходит непосредственно за восприятием факта, который его вызвал: осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обычно принято говорить таким образом: у нас изменилось состояние, мы расстроены и плачем, и мы встретились с медведем, испуганы и убегаем; мы оскорблены врагом, разъяренные и наносим удар. Первый — душевное состояние не меняется немедленно вторым. Между ними, согласно гипотезе, защищаемой мною, порядок этих событий должен быть несколько должны быть телесные проявления, и потому, рационально выражаться следующим образом: «мы опечалены, потому что плачем; разъяренные- потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим», а не говорить: мы плачем, бьем, дрожим, потому что мы расстроены, разъяренные, испуганные. Если бы телесные проявления не происходили бы немедленно за восприятием, то последнее составляло бы по форме своей чисто познавательный акт, бледный, лишенный колорита, эмоциональной «теплоты». Мы могли бы увидеть медведя и решить, что лучше уйти. В. Джемс. (1884).

3.6 Теория И.П. Павлова

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал: «это эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований» (б.-242−243с.).

Эмоции как генетически обусловленная неспецефическая поведенческая программа определяется комплексом нервных структур, входящих в лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов «осознаются» и расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток проходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий. К базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоции. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение и покраснение кожи).

Сердце не случайно считается символом чувств. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности. В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.

Особые нервные структуры являются центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции — это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — это, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

1. Независимость от ситуации, чувства выступают как обобщение эмоций.

2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции -- нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.

Чувства — ведущая роль коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций. Особая роль второй сигнальной системы. Слово -- сигнал для возникновения чувств, эмоций, основа формирования высших чувств: моральных, интеллектуальных.

Эмоции обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы (симпатической нервной системы).

Они, вызывают изменения в органах кровообращения, дыхания, пищеварения, в функционировании высшей нервной деятельности (влияют на мышление, память, координацию движения, продуктивность деятельности).

Возникновение и проявление эмоций, и чувств — связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций, и чувств, с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомимика) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения -- «рая», и страдания -- «ада». Эмоциональные состояния -- это психосоматическое единство. Сочетание физиологических, биохимических, поведенческих изменений, субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает небольшой процент информации, основная же нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Целостное определение эмоций должно учитывать характер ее переживания, включать неврологический и экспрессивный компоненты. Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями.

Список литературы

1. Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М.: Москва, 1966. — 420 с.

2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т5 — М.: Москва, 1953. — 1020 с.

3. Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание. — М., 1971.

4. Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. — М.: Приор, 2000 — 400 с.

5. Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения. Механизмы мозга. — М., 1965.

6.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т3 — М.: Москва, 1973г

Размещено на